10.11.2024

Из чего складывается мировоззрение: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

структура и способы организации – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

9. Калашникова Н.М. Современный обрядовый костюм молдаван (зимние праздники) // СЭ. № 5. 1980.

10. Леонтьев А.А. Знак и деятельность // Вопросы философии. 1975. № 10.

11. Лысенко О.В. Метаморфозы одежды в хаосе архаичных форм: модель формирования семантической структуры «народного костюма» в восточнославянской этнокультурной традиции XIX — XX в. / Мифология и повседневность: Материалы науч. конф. СПб., 1996. Т. 2.

12. Маклина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. 4.1-11. СПб., 2000.

13. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Собр. соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 1. Ч. 2.

14. Флоренский П.А. Иконостас: Сб. соч. Париж, 1985.

Л.Г. Интымакова, Н.П. Чередникова МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и мальте, явные и скрытые процессы общественных изменений.

Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы, и все же и многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

Мировоззрение — образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав», и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. По знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценно-

стей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы.

Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание — определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие.

Должно достигаться также напряженное единство других полярных компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего.

Их соотнесение, сочетание, синтез сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Мировоззрение — комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, — способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира. В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но, так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти полюса. Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим.

Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие.

Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в мрачные тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр «светлых» эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливым или несчастным и т.д.

В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью.

Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, дух эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Таким образом, мировоззрение — это сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания. Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере, его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию.

Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их побудительная сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть. Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения -в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.

Важное условие (и показатель) превращения взглядов в убеждения — возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры,

убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. В мировоззрении реально различны — по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией».

Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.

Для обыденного мировоззрения характерна ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, принимаемые без всякого доказательства положения (например: лучше жениться, чем оставаться холостым; лучше получить образование, чем быть необразованным). Также для такой формы мировоззрения характерно смешение отрывочных научных знаний с философскими, религиозными и даже мифологическими представлениями. Обыденное мировоззрение допускает соединение логически и культурно исторически несовместимых идей, например, христианских верований с идеей реинкарнации. Эта форма мировоззрения отличается отсутствием стремления к рациональной рефлексии принятых убеждений, отсутствием сомнения в том, что просто принимается на веру, лёгкостью представления желаемого в качестве действительного. Тем не менее обыденное мировоззрение оказывается практически действенным, а содержащиеся в нем, основанные на здравом смысле и стереотипах житейской мудрости, положения нередко становятся отправными пунктами философского обобщения и даже научного анализа действительности.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны — по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям — его носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии» — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и тому подобных слоев населения.

Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому — огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую память веков, убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных мифов (например, вульгарно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не сходятся концы с концами, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И, наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно -практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.

Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов философия и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Философия рождается в полемическом диалоге с системой религиозно-мифологических взглядов на мир. Её собственные позитивные воззрения складываются непосредственно в ходе критического переосмысления и преобразования того духовного материала, который был оставлен людям в наследство их предшествующим развитием. Естественно, что на первых порах она оказывается связанной рамками этого материала, находится в сильной, хотя и негативной зависимости от него.

Именно поэтому философия и выступает сначала вовсе не как особая наука, не как особая область знания, чётко выделяющая предмет своего исследования, круг своих специальных проблем, а как «любовь к мудрости» или «мудрость вообще», — она рассматривает все, что попадает в поле зрения мыслящего существа. Её предмет сливается с предметом мышления вообще, — это «мир в целом», без каких бы то ни было уточнений и ограничений. Философия выступает тут как синоним мировоззрения вообще. На этой стадии пока ещё не приходится говорить о философии как об особой науке — по той простой причине, что нет ещё других наук. Есть лишь слабые ростки математических, астрономических и медицинских знаний, вырастающие на почве практического опыта и ориентированные вполне прагматически. Неудивительно, что «философия» с самого начала включает в себя все эти немногочисленные зародыши научного познания и помогает им развиваться в своём лоне, стараясь освободить их от тех магически-знахарских наслоений, с которыми они переплетены в составе религиозно-мифологического мировоззрения. Развитие философии совпадает тут полностью и без остатка с развитием научного понимания окружающего мира.

Но именно поэтому в состав её размышлений, естественно, попадает и все то, что впоследствии составит её специальный предмет: исследование универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как «бытие», так и «мышление», как постигаемый космос, так и постигающая его душа.

Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.

Однако рассмотренная нами градация «обыденное — теоретическое» недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и со-

циума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «перво-творения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т.д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

Согласно традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.

Выделим особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения:

— Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т.п.

— Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.

— Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

— Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным

— Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: «человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества», «человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем» и т.д.

— Антиисторичность. Время не понимается как процесс развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Религиозное мировоззрение возникает на основе трансформации представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения, коррекции этих представлений в связи с более углубленной логической и философской рефлексией вопросов возникновения мира, качеств человека,

личных задач его самосовершенствования. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Однако, в отличие от мифологии, религия сосредотачивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка — вера в бога, в возможность человека прожить богочести-вую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (синонимы — многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т.п.) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т.д.). Религии, которые считают, что существует всего один Бог, называются монотеистическими.

Помимо философских, религиозных и научных теорий на статус мировоззрения претендуют разного рода мистические учения.

Научное мировоззрение может нарисовать только вся система современных наук. Эта система включает в себя философскую диалектику и без её участия не может претендовать ни на полноту, ни на научность. Понимаемая как логика, философская диалектика становится необходимой составной частью научно-материалистического мировоззрения и уже не претендует на монопольную реализацию мировоззрения, на монополию в отношении «мира в целом». Научное мировоззрение, в составе которого нет философии, логики и теории познания, такой же нонсенс, как и «чистая» философия, которая полагает, что она-то и есть мировоззрение, взваливая на свои плечи задачу, решение которой под силу только всему комплексу наук.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барбур И. Религия и наука. История и современность. М., 2003.

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ века. М., 1979.

3. Кант И. Критика практического разума // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1971. Т. 2.

4. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

5. Митрохин Л.Н. Религия и культура. М., 2000.

6. Соловьев В.С. Общий смысл искусства: Соч.: в 2 т. М., 1988.

7. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1971. Т. 3.

А.В. Лавриненко

К ВОПРОСУ О РОЛИ МОДАЛЬНОСТЕЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

В рамках исторических исследований встречаются такие термины как: «актуальное историческое прошлое» и «неактуальное историческое прошлое». Конечно, исследователь-историк вправе оперировать самыми различными понятиями, но в данном случае, если в рамках методологии науки предполагается хотя бы использование шкалы времени с точки зрения прошлого, настоящего и будущего, то тогда актуальное историческое прошлое можно назвать современностью до настоящего времени, в зависимости от того, какую структуру — моментную или интервальную — исследователь использует. С другой стороны, что может представлять из себя неактуальное историческое прошлое? Историки говорят, что это прошлое, в котором только зафиксированы следы деятельности. Но, если стать на эту точку зрения и, естественно, связывать ее с понятием исторического времени, то, фактически, исследователь вряд ли может говорить о том, что он в дальнейшем

Мировоззрение: что это такое — подробный пример, виды, структура

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

  • Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
  • Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.

Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.

Пример мировоззрения

Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:

Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем. С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею. Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.

В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.

Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность. Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.

Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека. Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.

Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет. Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.

В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

  • Историческая обусловленность. Мировоззрение человека формируется на основании мировоззрения общества, в котором он вырос. Таким образом, и в общественном, и в индивидуальном мировоззрении, как правило, глубоко заложены проблемы, пережитые этим обществом, различные «исторические травмы», знаменательные события и прочее.
  • Взаимосвязь с убеждениями. У каждого человека свои жизненные принципы и убеждения, и они всегда тесно взаимосвязаны с его мировоззрением. С возрастом некоторые убеждения меняются, и это сказывается на мировоззрении. Разумеется, присутствует и обратная зависимость. Новые знания и жизненный опыт могут влиять на мировоззрение, и это сказывается на убеждениях.
  • Зависимость от эмоций. Большинство людей искренне верит, что их мировоззрение ни в чём не противоречит законам логики и здравому смыслу.
    Но в действительности всё обстоит несколько иначе. Наше мировоззрение формируется преимущественно на основании эмоциональной оценки различных событий, которые мы переживаем сами или наблюдаем со стороны.
  • Зависимость от знаний. Фактические знания об окружающей действительности также оказывают существенное влияние на мировоззрение в процессе его формирования и развития. Например, оно очень сильно меняется у людей, изучающих основы психологии, поскольку они начинают лучше понимать мотивы других людей (и даже свои собственные).
  • Возможность активного формирования. В большинстве случаев мировоззрение формируется пассивно, на основании наиболее доступной информации (книги, телевизионные шоу, сериалы и прочее). Однако каждый человек имеет возможность самостоятельно искать новые знания, прикладывая усилия к тому, чтобы осознанно формировать своё мировоззрение и свою индивидуальность.

Структура мировоззрения

Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:

  • Знания. Существуют разные виды знаний (эмпирические, теоретические, профессиональные, практические). Как правило, именно наличие реальных знаний позволяет человеку быть уверенным в правильности своих оценок при формировании мировоззрения.
  • Чувства. Мировоззрение формируется не столько в процессе познания, сколько в те моменты, когда человек даёт оценку событиям и явлениям, связывает их с какими-то чувствами и эмоциями.
  • Ценности. Это ещё одно понятие, неотделимое от мировоззрения. У каждого человека есть своя индивидуальная система ценностей – вещей, которым он придаёт наибольшее значение. И эта система служит призмой, через которую он смотрит на мир.
  • Поступки. Как плохие, так и хорошие поступки являются проявлениями мировоззрения. Например, совершая некрасивый поступок, человек может оправдывать его убеждением, что «мир всё равно несправедлив, поэтому незачем стараться быть хорошим».
  • Убеждения. Убеждениями обычно называют взгляды на то, как устроен окружающий мир, как он должен быть устроен и как люди должны поступать по отношению друг к другу. И это одна из важнейших составляющих мировоззрения.
  • Характер. Характер оказывает существенное влияние на повседневное поведение человека, определяя не только его поступки, но и его реакции на внешние события. Поэтому он оказывает существенное влияние на то, как формируется и развивается мировоззрение.

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

  • Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
  • Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
  • Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.

Разновидности и примеры мировоззрения

В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:

  • Обыденное. Это мировоззрение, которое формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Оно основывается преимущественно на жизненном опыте и даёт простые ответы на большинство житейских вопросов.
  • Религиозное.
    Это мировоззрение, связанное с верой и формирующееся у тех людей, для которых эта сфера жизни является наиболее значимой. Как правило, они принимают взгляды и обычаи, свойственные их религии, и придерживаются их, совершая все необходимые культовые действия (молитвы, обряды, жертвоприношения). При этом степень приверженности вере часто отождествляется с нравственностью.
  • Мифологическое. Это мировоззрение основано на мифах – вымышленных историях, объясняющих реальность. Основное отличие мифологии от религии заключается в том, что она не требует от человека веры и совершения каких-либо ритуальных действий, а просто объясняет различные факты и явления.
  • Научное. Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением. Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строится на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собственное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением.
  • Философское. Это мировоззрение строится на размышлениях об устройстве мира, на диалоге с собой. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность и целостность. Но при этом оно является достаточно труднодоступным для большинства людей.

Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.

Как формируется мировоззрение?

Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.

Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.

По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.

Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

  • Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
  • Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы. Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
  • Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
  • Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
  • Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
  • Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения. Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.

Функции мировоззрения

Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:

  • Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
  • Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
  • Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).

О мировоззрениях Джеймса Андерсона

25 ноября 2014 г.

Мировоззрение и культураКультураХристианство и культура

Джеймс Андерсон

3 минуты чтения

Аборт. Эвтаназия. Порнография. Однополый брак. Права трансгендеров. Эмбриональные исследования. Генетическое улучшение. Христиане, изучающие культурный ландшафт Запада, ясно понимают, что все движется в разрушительном направлении. В то время как большинство верующих могут легко определить симптомы упадка, немногие чувствуют себя способными диагностировать и устранять коренные причины. За этими событиями стоит множество сложных факторов, но одним из бесценных инструментов для лучшего понимания и взаимодействия с нашей культурой является концепция мировоззрения. Социологические потрясения и моральные разногласия, которые мы наблюдаем в наши дни, во многом связаны с тем, что мы могли бы назвать «тектоникой культурных плит»: сдвигами в основных мировоззрениях и столкновениями между ними.

Что такое мировоззрение? Как следует из самого слова, мировоззрение – это общий взгляд на мир. Это не физический взгляд на мир, а скорее философский взгляд, всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение.

Мировоззрение человека представляет его самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой он живет. Он отражает, как бы он ответил на все «большие вопросы» человеческого существования: фундаментальные вопросы о том, кто и что мы есть, откуда мы пришли, почему мы здесь, куда (если куда-то) мы направляемся, смысл и цель жизни, характер загробной жизни и то, что считается хорошей жизнью здесь и сейчас. Мало кто сколько-нибудь глубоко продумывает эти вопросы, и еще меньше людей имеют твердые ответы на такие вопросы, но мировоззрение человека, по крайней мере, будет склонять его к одним видам ответов и в сторону от других.

Мировоззрение формирует и формирует наше восприятие окружающего мира. Подобно очкам с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим. В зависимости от «цвета» линз некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть ослаблены или искажены — более того, некоторые вещи могут быть вообще не видны.

Мировоззрение также во многом определяет мнение людей по вопросам этики и политики. То, что человек думает об абортах, эвтаназии, однополых отношениях, экологической этике, экономической политике, общественном образовании и т. д., больше, чем что-либо другое, будет зависеть от его глубинного мировоззрения.

Таким образом, мировоззрение играет центральную и определяющую роль в нашей жизни. Они формируют то, во что мы верим и во что мы готовы верить, как мы интерпретируем наш опыт, как мы реагируем на этот опыт и как мы относимся к другим. Наши мысли и наши действия обусловлены нашим мировоззрением.

Каждое из этих мировоззрений оказывает глубокое влияние на то, как люди думают о себе, какое поведение они считают правильным или неправильным и как они ориентируют свою жизнь.

Мировоззрения действуют как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Редко бывает, что у двух людей совершенно одинаковое мировоззрение, но у них может быть один и тот же базовый тип мировоззрения. Более того, в любом обществе одни типы мировоззрения будут представлены более заметно, чем другие, и поэтому будут оказывать большее влияние на культуру этого общества. В западной цивилизации примерно с четвертого века доминировало христианское мировоззрение, хотя были отдельные лица и группы, которые бросали ему вызов. Но за последние пару столетий по причинам, варьирующимся от технических до богословских, христианское мировоззрение утратило свое господство, а конкурирующие мировоззрения стали гораздо более заметными. Эти нехристианские мировоззрения включают:

  • Натурализм: Бога нет; люди — всего лишь высокоразвитые животные; Вселенная является закрытой физической системой.
  • Постмодернизм: нет объективных истин и нравственных норм; «реальность» — это, в конечном счете, человеческая социальная конструкция.
  • Пантеизм: Бог есть совокупность реальности; таким образом, мы все божественны по своей природе.
  • Плюрализм: различные мировые религии представляют собой одинаково достоверные взгляды на конечную реальность; есть много действительных путей к спасению.
  • Ислам: есть только один Бог, и у Него нет сына; Бог открыл Свою волю для всех людей через Своего последнего пророка Мухаммеда и Свое вечное слово, Коран.
  • Моралистический терапевтический деизм: Бог просто хочет, чтобы мы были счастливы и добры к другим людям; Он вмешивается в наши дела только тогда, когда мы призываем Его помочь нам.

Каждое из этих мировоззрений оказывает глубокое влияние на то, как люди думают о себе, какое поведение они считают правильным или неправильным и как они ориентируют свою жизнь. Поэтому крайне важно, чтобы христиане могли работать с неверием на уровне мировоззрения. Христианам необходимо понять не только то, что значит иметь библейское мировоззрение, но и почему они должны твердо придерживаться этого мировоззрения и применять его ко всей жизни. Они должны быть в состоянии определить основные нехристианские мировоззрения, соперничающие за господство в нашем обществе, понять, в чем они коренным образом отличаются от христианского мировоззрения, и аргументированно обосновать, что только христианское мировоззрение является истинным, хорошим и красивый.

Задача тяжелее, чем когда-либо. Но мы не должны отчаиваться, потому что возможности и ресурсы, доступные нам сейчас, также больше, чем когда-либо. За последние полвека или около того произошло замечательное возрождение христианской философии и апологетики, большая часть которых была сосредоточена на развитии и защите библейского мировоззрения. К чему бы Бог ни призывал Свой народ, Он снаряжает их (см. Еф. 4:11-12; Евр. 13:20-21). Проблема не в том, что церковь недостаточно оборудована, а в том, что ей еще предстоит в полной мере использовать то, что дал ей Христос.

Что такое мировоззрение? — Impact 360 Institute

Мировоззрение имеет значение. Они важны для вас, ваших друзей, детей, семьи, коллег и для нашей культуры в целом. Поскольку эта тема очень важна, мы запускаем новую серию блогов под названием «Владение своим мировоззрением». В этом первом посте мы хотим исследовать фундаментальный вопрос — Что такое мировоззрение? По мере продвижения вперед мы доберемся до всех практических значений мировоззрений — как они работают, как формируются, сколько их существует и т. д. — но очень важно потратить время и усилия в самом начале. к базовому пониманию самой концепции мировоззрения.

Определение мировоззрения

Как вскоре станет очевидно, каждый имеет мировоззрение. Этот факт неизбежен. Однако мы не всегда осознаем, каково наше мировоззрение и как оно влияет на то, как мы думаем, ведем себя или относимся к другим. Как любезно выразилась Мэри Поплин: «Какое бы мировоззрение или мировоззрения мы ни придерживались, они формируют то, что мы замечаем или игнорируем, как мы интерпретируем то, что видим и переживаем, как мы обрабатываем информацию и, в конечном счете, какие решения мы примем и как будем действовать. Это линза, через которую мы интерпретируем реальность и через которую рассуждаем» (9).0045 Является ли реальность светской? , 26–27). Думайте о мировоззрении как о паре очков или контактных линз, которые либо фокусируют реальность, либо искажают ее. Ибо, как отмечает Рональд Нэш, «знаем мы это или нет, нравится нам это или нет, но у каждого из нас есть свое мировоззрение» ( Worldviews in Conflict , 33).

Английский термин «мировоззрение» происходит от немецкого слова Weltanschauung , впервые употребленного философом-просветителем Иммануилом Кантом в 1790 году (подробнее об истории развития этого понятия см. 9).0045 Мировоззрение: история концепции Дэвида Ногла). Одним из ведущих мыслителей, пишущих сегодня на тему мировоззрения, является Джеймс Сайр. В своей полезной книге «Именование слона: мировоззрение как концепция» он определяет мировоззрение следующим образом:

Давайте разберем это определение: во-первых, мировоззрение связано с ориентацией сердца. Важно признать, что мировоззрения касаются не , а только интеллектуальных вопросов. С библейской точки зрения сердце является «главным управляющим» наших мыслей, эмоций, воли и желаний (ср. Притчи 4:23). Далее можно описать мировоззрение как историю/нарратив или набор допущений о реальности, которым мы привержены. Вы также заметите, что мировоззрения представляют собой смесь истинных и ложных убеждений, которые иногда мы осознаем, а иногда нет (этот момент является одной из основных причин, по которым нам нужно размышлять и работать над формированием наших мировоззрений). Наконец, мы живем или действуем в соответствии с этими сердечными обязательствами. Другими словами, если мы привержены ложному нарративу о реальности (например, что моральная истина связана с отдельными людьми или культурами) и соответствующим образом строим наши отношения и жизнь, это будет иметь серьезные последствия — часто болезненные.

«Приверженность, фундаментальная ориентация сердца, которая может быть выражена в виде истории или набора предположений (предположений, которые могут быть верными, частично верными или полностью ложными), которых мы придерживаемся (сознательно или подсознательно, последовательно или непоследовательно) об основной конструкции реальности, и это обеспечивает основу, на которой мы живем, движемся и существуем» (122).

Вот еще два предложенных определения. Нэш предлагает полезное краткое изложение мировоззрения как «набора мнений о самых важных вопросах в жизни» (Нэш, 9).0045 Мировоззрения в конфликте , 16).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *