19.09.2024

Источники формирования мировоззрения: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

«ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЁЖИ» | Трибуна Ученого

Автор(ы) статьи: Лепёшкина А.О.

PDF файл статьи

УДК 37.013.42 Лепёшкина Анастасия Олеговна студентка магистратуры психолого-педагогический факультет Горно-Алтайский государственный университет, Россия, г. Горно-Алтайск e-mail: [email protected] Научный руководитель: Гонохова Т.А., кандидат психологических наук, доцент Горно-Алтайский государственный университет, Россия, г. Горно-Алтайск ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЁЖИ Аннотация: В статье раскрываются возможности применения технологий СМИ в социально-педагогической работе с молодёжью. Приводятся рекомендации адресованные педагогам, социальным педагогам, педагогам- психологам. В рамках рекомендаций предложено рассмотреть возможности использования технологий СМИ в процессе формирования мировоззрения молодёжи. Ключевые слова: воспитание, развитие, средства массовой информации, технологии СМИ, мировоззрение, молодёжь, социально-педагогическая работа, социально-педагогический проект.

Lepeshkina Anastasia Olegovna master student, faculty of psychology and education Gorno-Altaisk state University Russia, Gorno-Altaisk Scientific adviser: Gonokhova T. A. candidate of psychological sciences, associate professor Gorno-Altaisk state University, Russia, Gorno-Altaisk OPPORTUNITIES FOR USING MEDIA TECHNOLOGIES TO SHAPE THE WORLDVIEW OF YOUNG PEOPLE Abstract: The article reveals the possibilities of using media technologies in social and pedagogical work with young people. Recommendations addressed to teachers, social educators, and educational psychologists are given. As part of the Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 1 recommendations, it is proposed to consider the possibility of using media technologies in the process of forming the worldview of young people. Key words: education, development, mass media, technologies mass media, worldview, young people, social and pedagogical work, social and pedagogical project.
Проблема формирования мировоззрения молодёжи является одной из наиболее актуальных в современном обществе. Важность данной проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что молодёжь представляет собой особую социальную категорию, которая является ресурсом дальнейшего общественного развития. Результатами многочисленных исследований доказано, что формирование мировоззрения молодёжи происходит под влиянием различных факторов, одним из которых выступают средства массовой информации [1]. Изучив теоретические источники по проблеме исследования, можно сделать вывод — многие исследователи считают, что СМИ оказывают исключительно отрицательное влияние на формирование мировоззрения личности, за счёт использования различных технологий внушения, убеждения, персонализации, фрагментарности подачи, отвлечения внимания от важной информации и т.д. О том, что технологии СМИ могут быть использованы в качестве одного из перспективных средств социально-педагогической работы, направленной на формирование мировоззрения молодёжи, современные исследователи упоминают редко.
Для того чтобы определить возможности использования технологий СМИ в процессе формирования мировоззрения, нами была проведена опытно- экспериментальная работа в БПОУ Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж», в которой приняли участие студенты второго курса. Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе посредством проведения анкетирования и тестирования по методике «Оценка суггестивности (внушаемости)» О. П. Елисеева, было выявлено, что представители молодёжной аудитории действительно сильно подвержены влиянию СМИ и не осознают этого. СМИ в жизни молодёжи играют огромную роль, они заполняют досуг Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 молодых людей, задают им идеалы, формируют мнения относительно различных социальных проблем, ценностные установки, взгляды. Для того чтобы помочь представителям целевой аудитории осознать влияние СМИ на формирование их мировоззрения, развитие осознанного серьёзного отношения к формированию собственного мировоззрения и способность определять и выбирать полезный контент, то есть те материалы, передачи, фильмы, транслируемые СМИ, которые могут оказать позитивное влияние на формирование мировоззрения личности, на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был реализован социально-педагогический проект, получивший название «СМИ в моей жизни».
В рамках проекта был проведён ряд мероприятий. Реализованный социально-педагогический проект позволил молодёжи осознать степень влияния СМИ на их взгляды, убеждения, жизненные ценности и контролировать своё взаимодействие со СМИ [2]. Реализация социально-педагогического проекта позволила приобрести опыт проведения работы по формированию мировоззрения молодёжи с применением технологий СМИ и разработать рекомендации для сотрудников социально-психологических служб учебных заведений. В частности социальным педагогам учебных заведений было рекомендовано рассмотреть СМИ не как источник негативного влияния на молодёжь, а как эффективный инструмент воздействия на личность, позволяющий формировать у молодёжной аудитории взгляды на жизнь, убеждения, идеалы, систему жизненных ценностей [3]. Прежде чем использовать технологии СМИ в деле формирования мировоззрения молодёжи, необходимо подробно изучить литературу, содержащую информацию о том, какие технологии используются СМИ для воздействия на сознание и поведение человека, для формирования системы жизненных ценностей, взглядов, убеждений, норм социального взаимодействия; как и для чего СМИ воздействуют на молодёжь; какие СМИ можно считать авторитетными, достоверными, объективными и полезными для формирования мировоззренческих позиций.
Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Использовать технологии СМИ для формирования мировоззрения молодёжи, было рекомендовано в рамках специально разработанного социально- педагогического проекта «СМИ в моей жизни» [4]. Это позволит комплексно реализовать весь педагогический потенциал технологий СМИ, сделать работу целенаправленной, систематической, а также предоставить возможность отследить её результативность. К числу преимуществ проектного подхода следует отнести и то, что социально-педагогическая работа в рамках проекта реализуется как упорядоченная совокупность форм, методов, способов воздействия и рациональное разделение деятельности на этапы, алгоритмы, циклы. Для того чтобы социально-педагогический проект позволил добиться высоких результатов, необходимо ставить чёткую, достижимую цель и задачи, выбирать оптимальную продолжительность проекта (не менее трёх месяцев, на протяжении которых специалисты будут проводить работу со студентами не реже двух раз в неделю).
В качестве основных принципов, на которые следует опираться при разработке социально-педагогического проекта, целесообразно использовать: принцип системности, комплексности, непрерывности, индивидуального подхода, объективности и т.д. Успешность реализации социально-педагогического проекта напрямую зависит от привлечения социальных партнёров. Чем шире круг этих партнёров, тем больших результатов можно добиться. Поэтому считаем необходимым привлекать к подготовке и проведению мероприятий проекта различных специалистов, деятельность которых связана со СМИ. Они могут выступать как консультанты, эксперты, ведущие и т.д. Результативность социально-педагогического проекта напрямую зависит и от того, насколько его организатор представляет себе конечный результат. Поэтому целесообразно перед работой над содержательной стороной проекта тщательно продумать ожидаемые результаты. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.
ru При подборе форм работы с молодёжью необходимо учитывать психолого-педагогические характеристики представителей данной социальной группы. Известно, что молодёжь является активной частью общества, представители которой не любят нравоучительных бесед, назидательных указаний и с трудом усваивают обширный материал, предоставленный в лекционной форме. Исходя из этого, при разработке мероприятий проекта необходимо использовать диалогический и деятельностный подход. Это позволит молодёжи свободно выражать свои взгляды, мнения, реализовывать стремление к активному проведению времени. Таким образом, в работе с молодёжью уместно использовать такие формы как: беседы, встречи с интересными людьми, диспуты, обсуждения телепередач, художественных и документальных фильмов, экскурсии и т.д. В ходе реализации социально-педагогического проекта целесообразно провести ряд мероприятий направленных на формирование у молодёжи знаний о том, какое воздействие способны оказывать на них СМИ и какие технологии используют для этого.
Важно чтобы молодёжь научилась воспринимать СМИ не только как средство проведения нескучного досуга, но и как серьёзный источник формирования жизненных ценностей, взглядов, убеждений идеалов. Для того чтобы сформировать базовые представления о процессе создания новостей, формирования точки зрения журналиста, преподнесения информации современному зрителю, слушателю, пользователю сети Интернет, необходимо включить экскурсии на теле-радио каналы, в редакции газет и т.д. При отсутствии такой возможности можно пригласить журналистов, редакторов городских СМИ. Важно уделять внимание ещё и тому, чтобы молодёжь научилась определять, какие конкретно СМИ являются полезными для личности, а какие могут нанести вред личности, информацию каких средств массовой информации можно считать достоверной, надёжной и полезной. После того, как у представителей молодёжи сложится представление о том, какое влияние на их личность и мировоззрение, оказывают СМИ, социально- педагогическую работу следует направить непосредственно на формирование Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.
ru 5 различных компонентов мировоззрения молодёжи. С этой целью могут быть проведены мероприятия, направленные на расширение кругозора молодёжи посредством СМИ, формирование всех компонентов мировоззрения, на развитие правильной эмоциональной реакции на различные точки зрения относительно системы современных ценностей, норм социального взаимодействия, убеждений, идеалов, на способность действовать в соответствии со здравым смыслом. В качестве основных форм проведения работы целесообразно использовать тренинги, совместные просмотры телепередач, видеороликов, документальных и художественных фильмов с последующим обсуждением. Также можно предложить участникам проекта выступить в качестве авторов статей, создателей видеороликов. Это даст им возможность пересмотреть свои взгляды на жизнь, будет способствовать формированию ключевых мировоззренческих позиций, системы истинных жизненных ценностей, убеждений, идеалов и т.д. В заключительный блок желательно включить одну или две встречи, в рамках которых будет проводиться обсуждение результатов участия молодёжи в проекте. В процессе рефлексии, участники проекта получат возможность произвести самооценку личностных изменений, мировоззренческих позиций, отношения к средствам массовой информации. Обсуждение результатов во время таких мероприятий позволит оценить успешность проекта, выявить недоработки и произвести корректировку для последующей реализации. Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа и реализованный в её рамках социально-педагогический проект, позволяют сделать вывод о том, что технологии СМИ могут быть использованы в качестве эффективного инструмента формирования мировоззрения современной молодёжи. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Cписок литературы: 6 1. Вилюнова А.С. Влияние современных СМИ на молодёжь // Научно- практические исследования. 2020. № 1-3. С. 38-39. 2. Грушина А.А. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый. 2018. № 3. С. 162-164. 3. Сергеева Л.Ю. Роль СМИ в развитии молодого поколения // Молодой исследователь: от идеи к проекту: материалы I студенческой научно- практической конференции. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского государственного университета, 2017. С. 322-324. 4. Чаевич А.В. СМИ как фактор формирования мировоззрения российской молодежи // Информационные технологии как основа прогрессивных научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО Аэтерна, 2020. С. 277-281. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 7

Мировоззрение | ОГЭ для VIP

11.0711.07 |


Мировоззрение Остальные духовные категории
Отражает взгляд человека на мир в целом.Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни.
Показывает отношение человека к окружающему его миру.Замкнуты на конкретной стороне жизни.

Вид мировоззренияХарактеристика
ОбыденноеОсновано на личном жизненном опыте человека.
Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек.
Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки.
РелигиозноеОсновано на религиозных учениях.
Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека.
Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки.
НаучноеОсновано на обобщении научной картины мира.
Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам.
Минусы: не решает духовные проблемы.
ГуманистическоеОсновано на нормах человеколюбия.
Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества.
Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться.