23.11.2024

Интервью в психологии плюсы и минусы: Плюсы и минусы интервью — как метода исследования

Плюсы и минусы интервью как метода исследования

Плюсы и минусы > Психология > Плюсы и минусы интервью как метода исследования

Интервью – это метод психологического или социологического исследования, предполагающий ответы респондента на вопросы, которые заранее спланированы исследователем, в ходе непосредственного общения. В ходе диагностики возможно выявление отношения человека к каким-либо ситуациям, явлениям и предметам, его характерологических черт и особенностей мировоззрения.

Немного о методе

В отличие от простой беседы, интервьюирование предполагает определенное распределение ролей: исследователь только спрашивает то, что запланировал, не вступая в беседу с респондентом, не поддерживая активный диалог. При этом, отношение и обстановка должны быть доброжелательными, чтобы человек мог открыться и выдать достоверные результаты по необходимой исследовательской теме.

Этот метод всегда предполагает живое общение, в котором можно отследить вербальные и невербальные реакции, уточнить информацию, и иногда – изменить формулировки предложений, чтоб они стали более мягкими или более понятными для конкретного человека.

Интервью бывает разных видов. Например, по формализации, он может быть стандартизированным и нестандартизированным. В первом случае, содержание и последовательность вопросов строго определена. Второй вариант более гибкий – вопросы задаются по плану, но их формулировки не такие ригидные.

Преимущества интервью как метода исследования

  • При проведении беседы у человека не очень много времени на то, чтобы подумать, поэтому его ответы обычно достаточно искренние и правдивые. Например, в письменном опросе, можно написать тот ответ, который кажется, например, более социально приемлемым, а это исказит данные исследования.
  • В ходе опроса, можно увидеть не только конкретный взгляд человека на то или иное явление, но и оценить уровень его образованности и культуры
    , вычислить углы его мировоззрения и выявить компетентность в тех или иных вопросах.
  • Метод достаточно быстрый в проведении: может занимать всего 10-15 минут, за которые исследователь может получить ответы на все интересующие его вопросы.
  • Интервью по форме близко к простой беседе, в которой человек не боится, что его будут оценивать или осуждать, поэтому у него нет потребности обманывать или скрывать какие-либо факты.
  • Личностное взаимодействие испытуемого и исследователя создаёт почву для доверительного общения, в результате чего специалист может получить наиболее подробную и правдивую информацию.
  • В отличие от письменных опросов и анкетирования, при использовании метода интервью есть возможность отследить не только словесные, но и невербальные реакции испытуемого
    . Язык жестов и телодвижений зачастую даёт даже больше информации, чем вербальные проявления.
  • В отличие от жестких стандартизированных методик, устный опрос чаще всего возможно немного видоизменять, задавая дополнительные вопросы или изменяя формулировки вопросов.
  • При недостаточном понимании того, о чем говорит респондент, и что он хочет сказать, всегда можно задать ему уточняющие вопросы или попросить повторить сказанное.
  • В отличие от письменных опросов, исследователю не приходится расшифровывать чужой почерк. В результате, времени на обработку диагностики уходит меньше.

Недостатки интервью как метода исследования

  • В ходе устного опроса некоторые люди могут растеряться, ответить не совсем так, как хотели. Чаще всего это интроверты, которым сложно быстро сообразить и развернуто высказаться.
  • Информация, воспринимаемая на слух, не всегда оказывается доступной. В результате, исследователь не всегда может услышать и правильно понять то, что сказал испытуемый. В случае с письменными опросами, респондент обычно старается высказаться так, чтоб его точно поняли.
  • Работа внутренних психологических защитных реакций может исказить данные при устном опросе: при недостаточном уровне доверия с исследователем, респондент может выдавать ответы, которые, по его мнению, более социально приемлемые, чем на самом деле.
  • Интервью предполагает достаточно долгую работу во взаимодействии с другими людьми. При письменном опросе исследователю достаточно лишь дать инструкцию, не тратя время на беседу. При необходимости опросить сразу большое количество людей, метод интервью не подойдёт, так как займёт слишком большое количество времени.
  • Специалист, проводящий опрос, должен быть достаточно харизматичным и интересным собеседником, чтобы у респондента было желание с ним общаться. С человеком, который неприятен, испытуемый может быть недостаточно искренним.
  • Трудоемкость процесса создания плана интервью. Для того, чтобы исследование получилось полным, необходимо рассмотреть проблему со всех сторон и понять, какие вопросы помогут выяснить реальную ситуацию в восприятии респондента. При недостаточном количестве вопросов, тема будет недостаточно раскрыта. При слишком большом – респондент в скором времени устанет, и будет говорить недостаточно развернуто и полно.
  • Практически нет разработанных текстов и планов, как в некоторых других психологических и социологических методиках. Исследователю приходится составлять их самостоятельно, в связи с чем метод может оказаться недостаточно объективным и валидным.

Вывод

Метод интервью может быть полезным в том случае, если исследователю необходимо узнать взгляды или отношение человека к чему-либо. Для этого специалист должен разработать методику проведения опроса, быть доброжелательным в ходе беседы и стараться получить максимум информации.

Если же необходимо выявление каких-либо личностных черт и качеств, то эта методика может быть только косвенным инструментом для работы: этот способ практически не позволяет изучить глубинные вопросы, так как не предполагает подробных расспросов. Также методика не подойдет в том случае, когда необходимо узнать мнение сразу большого количества людей: в этом случае лучше использовать письменные анкеты.

Метод опроса в психологии — основные плюсы и минусы

Плюсы и минусы > Психология > Метод опроса в психологии — основные плюсы и минусы

Сегодня в психологии, для получения информации и личного мнения человека, применяются множество разных методов. Самыми простыми в проведении из них являются наблюдения, тесты, голосования и опросы. Каждый из этих методов имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Далее речь пойдет о самом распространённом и часто применяемом в современном обществе методе – социальном опросе.

Что такое опрос и когда его применяют?

Опрос – один из видов социальных исследований, суть которого узнать у опрашиваемых людей их отношение к каким-то явлениям (общественным, политическим, природным) или получить от них любую другую информацию, которая в дальнейшем будет использована для принятия определенных решений или изменений в различных сферах жизни. Этот метод позволяет проводить общественные статистические наблюдения и помогает маркетологам определить, какой товар будет иметь популярность у людей.

Опросы подразделяются на два вида: анкетирование и интервьюирование. Различаются они тем, что при анкетировании опрашиваемые отвечают на вопросы в письменной форме, а при интервьюировании – с помощью вербального общения с опрашивающим.

Как и другие методы, опрос имеет свои уникальные особенности, достоинства, а также недостатки.

Плюсы метода

  • Простота проведения: для проведения опроса необходимо лишь составить список вопросов с вариантами ответов и пригласить людей, чтобы те выбрали правильный (по их мнению) вариант.
  • Не требуются большие материальные затраты для того, чтобы получить информацию различной направленности. Больше всего придется потратиться на бумагу для анкет (если предполагается проводить анкетирование) или на привлечение людей, которые будут помогать опрашивать людей (при интервьюировании).
  • Возможно за малый промежуток времени опросить большое количество людей. Это получится сделать благодаря тому, что на прохождение опроса один человек тратит в среднем 10-15 минут, а одновременно его могут проходить до 100, а то и более человек.
  • Можно проводить в любом удобном месте и в любое время. Чтобы провести опрос необязательно устанавливать целые павильоны, арендовать огромные залы или применять новейшие технологические изобретения. Для простого анкетирования потребуется только ровный стол и пишущая ручка. При этом опросы можно проводить по интернету, а также по почте. Это очень удобно и не создаёт лишних неудобств для опрашиваемых
  • Чаще всего, этот метод применяют на условии анонимности респондентов, что позволяет получить более достоверные результаты. То есть, для опроса важно не кто ответил, а что именно он ответил.
  • Полученные результаты опроса легко анализируются и, благодаря этому, возможно за короткий промежуток подвести общие итоги. При этом такой анализ может проводиться как «вручную» так и с помощью компьютерных технологий.
  • При анкетном опросе отсутствует влияние и давление опрашивающего на мнение респондента, что способствует получению от него более правдивых и неискажённых ответов.
  • Метод подходит для получения информации из различных сфер жизни общества. Благодаря такой универсальности опрос заслужил у статистики свою популярность и стал главным ее средством исследований.
  • Стандартный набор заданий для всех респондентов: всем опрашиваемым задаются одинаковые вопросы с одними и теми же вариантами ответов на них.
  • Легкие для восприятия респондентом задания: ограниченное количество вариантов ответа, а также довольно точная формулировка вопросов, позволяют опрашиваемому легко понять смысл задания и быстро выбрать правильный ответ.

Минусы метода

  • Не всегда представленные варианты ответов на задания могут в полной мере отразить личное мнение отвечающего. В этом случае респонденту приходится выбирать из всех представленных самый точный вариант, вместо того, чтобы написать свой собственный ответ, смысл которого в полной мере соответствует личному мнению опрашиваемого.
  • Респонденты не всегда хотят или могут давать правильную информацию. Это может происходить как случайно – из за простого незнания правильного ответа, так и преднамеренно для искажения информации.
  • Из-за низкого контроля за опрашиваемыми появляется высокий шанс того, что анкета будет не полностью заполнена. Такая проблема возникает очень часто, особенно тогда, когда сам опрашиваемый не заинтересован в прохождении опроса.
  • При почтовом опросе отсутствует личный контакт интервьюера и респондента. Из-за этого нет возможности уточнить у опрашивающего некоторые детали вопросов, а также существует вероятность того, что многие анкеты не будут возвращены обратно.
  • Создание вопросов долгая и трудоёмкая работа. Необходимо приложить довольно много усилий, чтобы создать вопросы с понятной для респондентов формулировкой.
  • При анкетировании отсутствует возможность скорректировать формулировку и поменять порядок вопроса в зависимости от реакции респондента.
  • Электронный опрос может быть
    недоступным
    для некоторых людей. Причиной этого является то, что для его прохождения необходимо наличие персонального компьютера или смартфона, а также доступ к сети Интернет. При этом человек, предполагающий принимать участие в таком опросе, должен владеть компьютером по крайней мере на уровне пользователя.
  • Для проведения интервью довольно сложно найти квалификационного интервьюера. Ведь от того насколько такой человек имеет развитые ораторские способности, логическое мышление и опыт работы зависит объём и качество собранной информации.

Вывод

Опрос — самый распространенный метод в психологии. Он стал таким из-за своей простоты и лёгкости в проведении. Сегодня он стоит на вооружении у многих наук и позволяет получить информацию из различных сфер жизни. Такими образом, можно сделать вывод: опрос по-своему уникален и является неотъемлемой частью современного общества.

Преимущества и недостатки интервью в исследовании

Социологической группы

Обращение к респонденту- согласно Руководству интервьюера, вводные задачи интервьюера: сообщить интервьюеру и кого он или она представляет; рассказывая ему о том, что представляет собой исследование, таким образом, чтобы стимулировать его интерес. Интервьюер также обеспечил на этом этапе конфиденциальность своих ответов; рассказать респонденту, как он был выбран; использовать письма и вырезки из опросов, чтобы показать респонденту важность исследования. Интервьюер должен уметь приспосабливаться, быть дружелюбным, отзывчивым и должен позволять интервьюеру не стесняться говорить что угодно, даже если это не имеет отношения к делу.

Что делать с отказом — Причин для отказа от интервью может быть много, например, респондент может считать опросы пустой тратой времени или выражать антиправительственные настроения. Задача интервьюера — определить причину отказа от интервью и попытаться ее преодолеть.

Проведение интервью- вопросы следует задавать в том виде, в каком они сформулированы для всех респондентов, во избежание неверного толкования вопроса. По той же причине следует избегать уточнения вопроса. Тем не менее, вопросы могут быть повторены в случае недопонимания. Вопросы следует задавать в том же порядке, в котором они указаны в анкете, поскольку конкретный вопрос может не иметь смысла, если вопросы, предшествующие ему, будут пропущены. Интервьюеры должны быть очень осторожны, чтобы сохранять нейтралитет перед началом интервью, чтобы не вести за собой респондента и тем самым свести к минимуму предвзятость.

с перечислением преимуществ интервью, которые отмечены ниже:
  • Это обеспечивает гибкость для интервьюеров также ответьте на вопросы.
  • Интервьюер может судить о невербальном поведении респондента.
  • Интервьюер может выбрать место для интервью в уединенном и тихом месте, в отличие от тех, которые проводятся по электронной почте, которые могут иметь совершенно другую среду.
  • Интервьюер может контролировать порядок вопросов, как и в анкете, а также может судить о спонтанности респондента.

Интервью также имеет определенные недостатки:
  • Проведение интервью может быть очень дорогостоящим и занимать очень много времени.
  • Интервью может вызвать предвзятость. Например, на ответы респондента может повлиять его реакция на расу, класс, возраст или внешность интервьюера.
  • Интервью обеспечивают меньшую анонимность, что очень беспокоит многих респондентов.
  • Отсутствие доступа к респондентам (в отличие от проведения опроса по почте), поскольку респонденты могут находиться в любом уголке мира или страны.

ИНТЕРВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Интервью подчиняется тем же правилам и положениям, что и другие случаи социального взаимодействия. Считается, что проведение исследований с помощью интервью может привести к разного рода предвзятости, непоследовательности и неточностям, и поэтому многие исследователи критически относятся к опросам и интервью. Т.Р. Уильям говорит, что в некоторых обществах люди могут говорить одно, а делать другое. Он также считает, что ответы следует интерпретировать в контексте, а два социальных контекста не следует сравнивать друг с другом. Дерек Л. Филлипс говорит, что метод опроса сам по себе может манипулировать данными и показывать результаты, которых на самом деле не существует в популяции в реале. Социальные исследования становятся очень трудными из-за изменчивости человеческого поведения и отношения. Другие ошибки, которые могут быть вызваны в социальных исследованиях, включают:

  • преднамеренную ложь, потому что респондент не хочет давать социально нежелательный ответ;
  • неосознанные ошибки, которые чаще всего возникают при наличии у респондента социально нежелательных черт, которые он не хочет принимать;
  • , когда респондент случайно неправильно понял вопрос и ответил неправильно;
  • , когда респондент не может вспомнить определенные детали.

Помимо ошибок, допущенных респондентом, существуют также определенные ошибки, допущенные интервьюерами, которые могут включать:

  • ошибки, допущенные путем изменения вопросника, изменения некоторых слов или пропуска определенных вопросов;
  • предвзятое, неуместное, неадекватное или ненужное исследование;
  • ошибки записи или сознательное совершение ошибок при записи.

Ссылка 

Бейли, К. (1994). Интервью Исследования в методах социальных исследований. Симонанд Шустер, 4-й 9-й0085 изд. The Free Press, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10020.Ch8. С. 173-213.

Категории Основные концепции, методы исследования

Copyright © 2023  The Sociology Group

Структурированное интервью: преимущества и недостатки

Обновлено:

Структурированное интервью задает каждому участнику. один и тот же набор вопросов в точно таком же порядке (включая зонды), чтобы собрать согласованные и сопоставимые данные.

Этот метод опроса также известен как стандартизированное открытое интервью (Patton, 2002) и использует заранее заданные вопросы с ограниченными категориями ответов.

Он является открытым в том смысле, что участники могут свободно отвечать своими словами, однако темы, которые они могут затронуть в своих ответах, заранее определены и ограничены.

Все качественные исследовательские интервью в той или иной степени структурированы, но структурированные интервью являются наиболее жесткими.

Предварительно решены не только вопросы, но и то, как они задаются. Интервьюеры никогда не отклоняются от формулировки вопроса и никогда не интерпретируют смысл вопроса своими словами во время интервью (Дензин и Линкольн, 1994).

Вот пример структурированного вопроса для собеседования:

До сих пор мы обсуждали вашу подготовку и ожидания от этого задания.

Теперь поговорим о вашем опыте работы в этой команде.

Думая о второй половине этого задания, когда вы активно работали в этой команде, какой у вас был опыт?

Наводящие вопросы:
Что понравилось?
Что вам не понравилось?
Как это повлияло на вашу работу?

Важно, чтобы вопросы в структурированном интервью были подробными, чтобы обеспечить согласованность между интервью, особенно когда в опросе участвуют несколько интервьюеров.

Подробные вопросы также полезны для ведения критической документации протокола собеседования, которая может потребоваться для утверждения диссертационного предложения.

(+) Меньшая предвзятость интервьюера  – Поскольку вопросы и их точная формулировка заранее определены, элемент «оценки интервьюера» удален из интервью, что приводит к согласованности как в методологии, так и в широте информации, полученной от каждого участник.

(+) Более быстрое исполнение – Благодаря ограниченному количеству категорий ответов в структурированных интервью исследователи могут охватить более широкую аудиторию, поскольку они могут проводить интервью относительно быстрее по сравнению с неструктурированными или полуструктурированными интервью.

(+) Сопоставимые ответы . Поскольку каждый участник структурированного интервью отвечает на один и тот же вопрос и вопросы, во время анализа легче находить и сравнивать ответы (Паттон, 2002).

(-) Никакой гибкости — Интервьюеры ограничены заранее определенными вопросами, что означает, что они не могут выйти за рамки протокола интервью и исследовать непредвиденные и интересные темы, которые всплывают во время интервью.

(-) Неполные отчеты – Структурированные интервью не позволяют в полной мере изучить индивидуальные точки зрения и обстоятельства, что приводит к фрагментарной информации (Weiss, 1994).

(-) Вопросы подлежат интерпретации – Все респонденты могут иметь разные словарные запасы и могут интерпретировать вопросы в структурированном интервью по-разному в зависимости от своего личного мнения (Merriam & Tisdell, 2015). Это может привести к изменению типов ответов.

Теоретически структурированные интервью сосредоточены на последовательности и следуют жесткой структуре, но на практике все респонденты разные, и интервьюеры должны быть достаточно гибкими, чтобы вносить необходимые коррективы в непредвиденные события (Дензин и Линкольн, 1994).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *