28.04.2024

Интеллект в психологии определяется как общая: Понятие интеллекта в психологии

Содержание

Понятие интеллекта в психологии

Определение интеллекта

Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей. 

Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Измерения интеллекта

В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка. 

В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.

Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.

Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт. 

Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя. 

  • 69 и ниже – интеллектуальное снижение; 
  • 70-79 – пограничный уровень интеллекта; 
  • 80-89 – низкая норма интеллекта; 
  • 90-109 – средний уровень интеллекта; 
  • 110-119 – хорошая норма; 
  • 120-129 – высокий интеллект; 
  • 130 и выше – очень высокий интеллект.

Проблемы измерения интеллекта

В наше время стали меньше интересоваться тестами интеллекта. Это связано в основном с низкой прогностической ценностью таких методов: испытуемые, которые имеют высокие отметки по тестам интеллекта, не всегда добиваются больших успехов в жизни и наоборот. Из-за этого в психологию ввели термин «хороший интеллект», который означает, что интеллектуальные способности, находящие воплощение в реальной жизни человека, оказывают влияние на его высокие социальные достижения.

Появление тестов на интеллект послужило появлением некоторых исследовательских проблем. Одной из них является структура интеллектуальных способностей. В психологии существует два главных направления исследований в данной области. К первому направлению относятся авторы, рассматривающие интеллект в качестве набора довольно независимых умственных способностей. Так, Л. Терстоуном была разработана мультифакторная модель интеллекта, которой указывает на существование ряда относительно независимых умственных способностей.  

Но наиболее известной является факторная модель Дж. Гилфорда, выделившего три измерения интеллекта: 

  • умственные операции; 
  • особенности материала, который используется в тестах; 
  • полученный интеллектуальный продукт. 

В сочетании эти элементы («куб» Гилфорда) дают 120 интеллектуальных факторов. Некоторые из них удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Главным достижением Гилфорда является то, что он выделял социальный интеллекта в качестве совокупности интеллектуальных способностей, которые определяют успешность оценки и прогноза поведения людей.

Для второго направления основной идеей является наличие общего фактора интеллекта, который определяет его специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположник этого подхода –Ч. Спирмен. Им выдвинута концепция генерального фактора – G («general factor»). Он рассматривал интеллект в качестве общей умственной энергии, уровень которой является определяющим в успешности и продуктивности всей интеллектуальной деятельности. Человек решает любую конкретную задачу в зависимости от развития как способности, которая связана с фактором G, так и от набора специфических способностей, которые необходимы для решения некоторых задач. Эти специальные способности Спирмен называет S-факторами (от англ. special – специальный).

Дж. Равен является сторонником Спирмена и продолжателем его идей. Им был разработан собственный тест прогрессивных матриц, который на данный момент является лучшим методом «чистого» измерения интеллекта, главный показатель которого – способность к научению на основании обобщения своего опыта.

К числу наиболее широко используемых относится также концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта, которые соответствуют двум выделенным им факторам: «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (crystallized). Эта концепция находится между взглядами на интеллект в качестве единой общей способности и представлениями о нём в качестве множественности умственных способностей. 

Согласно Р. Кеттелу, «текучий» интеллект проявляется в задачах, для решения которых необходимо приспособиться к новым ситуациям; он зависим от воздействия фактора наследственности.

«Кристаллизованный» интеллект появляется, по мнению Кеттела, когда человек решает задачи, которые требуют особые навыки и использования прошлого опыта; он зависим в основном от влияний среды. 

Кроме двух общих факторов, Р. Кеттелом были выделены парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов (особенно, фактор визуализации), а также факторы-операции, которые соответствуют по содержанию специальным факторам Спирмена. При исследовании интеллекта у людей пожилого возраста, была подтверждена модель Р. Кеттела: после 40-50 лет начинают снижаться показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.

Современные исследования интеллекта

В наше время продолжаются исследования по попыткам выделения всё новых элементарных интеллектуальных способностей, однако большее количество исследователей настаивают на том, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Как считает Г. Айзенк, в основе интеллекта находится свойство нервной системы, определяемое генетически, от которого зависит скорость и точность переработки информации.

 

По причине успехов в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, сформировалась тенденция к пониманию интеллекта в качестве познавательной деятельности всех сложных систем, которые имеют способность к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В результате психогенетических исследований был выявлен высокий уровень генетической обусловленности интеллекта. Больше всего эту зависимость можно проследить у вербального интеллекта, в немного меньшей – у невербального. Невербальный интеллект является более тренируемым. 

Индивидуальный уровень развития интеллекта зависит также от средовых влияний. Это может быть интеллектуальный климат в семье, порядок рождения ребенка, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве. в результате исследований было доказано, что существует взаимосвязь между порядком рождения ребенка в семье и степенью его интеллектуальной активности. Данные указывают на то, что старшие дети чаще бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие дети.

Р. Стернбергом было отмечено, что высокие баллы, которые были получены по интеллектуальным тестам, и академическая успеваемость в учебных заведениях имеют невысокую взаимосвязь с дальнейшими успехами на работе и общим уровнем жизненной успешности. Для того, чтобы избавиться от несогласованности, он выделил два типа интеллекта, являющиеся довольно независимыми друг от друга: академический и практический. Их выделение определяется решаемыми человеком задачами. 

Академические задачи чаще всего формулируются кем-то другим, они хорошо определяются, про них имеется полная информация, в этом случае имеется только одно правильное решение и только одним способом (в некоторых случаях – несколькими, но их количество ограничено и также заранее определено). Такие проблемы не связаны теми, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. 

Практические проблемы и задачи являются не сформулированными и не определёнными, они относятся к повседневному опыту, их можно решить многими способами, каждый из которых является ценным. Важные конструкты, которые одновременно определяют практический интеллект и характеризуют его результативность, – это интуиция и мудрость.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Тема 11. Интеллект

Вопрос 1. Понятие об интеллекте

Интеллект (от латинского разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;

2. Педагогическая трактовка: это способность к обучению, обучаемость;

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как способность адаптации средств к цели. Здесь интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Вопрос 2. Этапы изучения интеллекта

Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В.Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале 20-го века французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Эти работы положили начало широко распространенной и сейчас прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться к ситуациям.

Были проведены различные исследования структуры интеллекта. Так, Спирмен (1904 год) сформулировал следующее: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; он не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и др. ). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Учеными выделяется различное количество базовых факторов интеллекта: от 1-2 до 120. Такое дробление интеллекта препятствует пониманию его целостности. Советская психология исходила из принципа единства интеллекта, его связи с личностью и признавала зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни.

В 1938 году Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, легкость, с которой человек может объясняться, находить подходящие слова;

3) вербальное восприятие, способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Как показали дальнейшие исследования, факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

В 1959 году Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из трех позиций: для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции, каково их содержание (образное, символическое, поведенческое, др.).

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к 20-ти годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. Уровень потенциального или свободного интеллекта определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Частные факторы интеллекта определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга. Потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. Также формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. Этот вид интеллекта образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. «Кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Хебб (1974 г.) выделяет интеллект А – тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности, и интеллект В, который формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

Человеческий интеллект | Определение, типы, тесты, теории и факты

Льюис Терман

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Анри Бергсон Фрэнсис Гальтон Эдвард Л. Торндайк Сэр Сирил Берт Льюис Терман
Похожие темы:
гений вундеркинд Интеллектуальная недееспособность одаренный ребенок синдром саванта

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое человеческий интеллект?

Интеллект человека — это умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать и оперировать абстрактными понятиями, а также использовать знания для управления своим окружением.

Интернет снижает человеческий интеллект и «делает нас глупыми»?

Широко обсуждается вопрос о том, снижает ли Интернет человеческий интеллект и «делает ли нас глупцами». Некоторые утверждают, что Интернет перепрограммирует наш мозг в худшую сторону, о чем свидетельствует снижение показателей IQ, и что новые технологии и платформы, такие как Интернет, вредят спаму внимания, способности концентрироваться и выполнять простые задачи. Другие утверждают, что практически все новые технологии на протяжении всей истории изначально вызывали опасения, что Интернет дает право голоса различным группам населения и равный доступ к информации на благо социального прогресса, и что изменение того, как работает мозг и как мы получаем и обрабатываем информацию, не является обязательно плохо. Чтобы узнать больше о дебатах о том, «делает ли нас Интернет глупее», посетите сайт ProCon.org.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Узнайте о человеческом интеллекте и тестах для измерения коэффициента интеллекта (IQ)

Посмотреть все видео к этой статье

интеллект человека , умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать абстрактные понятия и обращаться с ними , и использовать знания, чтобы манипулировать своим окружением.

Интерес исследователей в области разведки во многом связан с их попытками точно определить, что такое интеллект. Разные исследователи в своих определениях подчеркивали разные аспекты интеллекта. Например, в 19На 21 симпозиуме американские психологи Льюис Терман и Эдвард Л. Торндайк разошлись в определении интеллекта: Терман подчеркивал способность мыслить абстрактно, а Торндайк подчеркивал обучаемость и способность давать хорошие ответы на вопросы. Однако совсем недавно психологи в целом согласились с тем, что адаптация к окружающей среде является ключом к пониманию того, что такое интеллект и что он делает. Такая адаптация может происходить в различных условиях: учащийся в школе изучает материал, который ему необходимо знать, чтобы хорошо успевать по курсу; врач, лечащий пациента с незнакомыми симптомами, узнает об основном заболевании; или художник переделывает картину, чтобы передать более связное впечатление. По большей части адаптация включает в себя изменение самого себя, чтобы более эффективно справляться с окружающей средой, но это также может означать изменение среды или поиск совершенно новой.

Эффективная адаптация опирается на ряд когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, память, рассуждение и решение проблем. Таким образом, основной акцент в определении интеллекта делается на том, что это не когнитивный или психический процесс как таковой, а скорее выборочная комбинация этих процессов, целенаправленно направленная на эффективную адаптацию. Таким образом, врач, который узнает о новой болезни, адаптируется, воспринимая материал о болезни в медицинской литературе, изучая, что содержится в этом материале, запоминая важные аспекты, необходимые для лечения пациента, а затем используя разум для решения проблемы применения информации в соответствии с потребностями пациента. Интеллект в целом стал рассматриваться не как отдельная способность, а как эффективное сочетание многих способностей. Однако это не всегда было очевидно для исследователей предмета; действительно, большая часть истории этой области вращается вокруг споров о природе и способностях, составляющих интеллект.

Теории интеллекта, как и большинство научных теорий, развивались в результате череды моделей. Четырьмя наиболее влиятельными парадигмами были психологические измерения, также известные как психометрия; когнитивная психология, изучающая процессы, посредством которых функционирует разум; когнитивизм и контекстуализм — комбинированный подход, изучающий взаимодействие среды и психических процессов; и биологическая наука, изучающая нейронные основы интеллекта. Далее следует обсуждение событий в этих четырех областях.

Вопросы и ответы – Что такое интеллект?

Автор: Анника Ведер 05.10.2020

Опубликовано в Fundamentals October 2020

Хотя маловероятно, что у нас будут сверхинтеллектуальные компьютеры или роботы, подобные тем, что показаны в таких фильмах, как Терминатор 5 или Я, робот 900  в ближайшее время Дэёль Ли считает, что изучение различий между человеческим и искусственным интеллектом может помочь нам лучше понять будущее технологий и наши отношения с ними.

«Со временем люди смогут создать искусственную жизнь, которая сможет физически воспроизводиться сама по себе, и только тогда мы создадим настоящий искусственный интеллект», — говорит Ли. «До тех пор машины всегда будут лишь суррогатами человеческого интеллекта, что, к сожалению, все еще оставляет открытой возможность злоупотреблений со стороны людей, контролирующих ИИ».

В своей новой книге Birth of Intelligence  (Oxford University Press, 2020) Ли прослеживает развитие мозга и интеллекта от самовоспроизводящихся РНК до различных видов животных, людей и даже компьютеров, чтобы ответить на фундаментальные вопросы. о происхождении, развитии и ограничениях интеллекта.

Ли — почетный профессор нейроэкономики Bloomberg, работающий в Школе искусств и наук Кригера и Школе медицины. Как и большая часть его работ, Рождение интеллекта  является междисциплинарным, применяя и объединяя знания и инструменты из ряда областей, включая нейробиологию, экономику, психологию, эволюционную биологию и искусственный интеллект. Hub связался с Ли, чтобы обсудить его новую книгу и нейронные механизмы принятия решений, обучения и познания.

Как и почему развивался интеллект?

Интеллект можно определить как способность решать сложные проблемы или принимать решения, результаты которых приносят пользу действующему лицу, и он развился в формах жизни, чтобы адаптироваться к различным средам для их выживания и воспроизводства. Для животных решение проблем и принятие решений являются функциями их нервной системы, включая мозг, поэтому интеллект тесно связан с нервной системой.

В вашей книге, как и в большинстве ваших исследований в целом, используется очень междисциплинарный подход. Как эволюционная перспектива помогает нам понять интеллект?

Интеллект трудно определить, и для разных людей он может означать разные вещи. Однако стоит нам рассмотреть происхождение и функции интеллекта с эволюционной точки зрения, как выявляется несколько важных принципов. Например, разные формы жизни могут иметь очень разные типы интеллекта, потому что они имеют разные эволюционные корни и адаптировались к разным условиям. Вводит в заблуждение и бессмысленно пытаться упорядочить разные виды животных по линейной шкале интеллекта, например, пытаясь судить, какая порода собак самая умная или кошки умнее собак. Более важно понять, как у каждого вида развилась та или иная форма интеллекта и как это отражается на их анатомии и физиологии.

Точно так же вы используете теории и концепции, вытекающие из экономики. Чем они полезны для понимания интеллекта?

Поскольку у интеллекта так много аспектов, действительно очень полезно объединить идеи и инструменты из разных дисциплин, чтобы получить более полную картину того, что такое интеллект на самом деле, и понять, чем искусственный интеллект может отличаться от человеческого интеллекта. Например, экономисты разработали точные математические модели принятия решений, такие как теория полезности, которая предсказывает принятие решений на основе полезности — ценности или желательности — варианта или действия. Эти модели позволяют объяснить сложное поведение, такое как поведение рынка, с помощью лишь нескольких допущений. Наличие таких экономных моделей принятия решений полезно для понимания интеллекта, поскольку принятие решений является ключевым компонентом интеллекта. Другие очень полезные примеры включают теорию принципала-агента, которая применительно к эволюции интеллекта может объяснить, почему обучение появляется как решение для разрешения конфликта интересов между мозгом и генами, и теорию игр, которая играет решающую роль. роль в объяснении того, почему принятие правильных решений в социальной среде может быть таким сложным.

Сможет ли когда-нибудь искусственный интеллект превзойти человеческий интеллект, или в человеческом интеллекте есть что-то настолько уникальное, что невозможно воспроизвести? Существуют ли определенные ограничения человеческого интеллекта, которыми не ограничены компьютеры?

Искусственный интеллект неуклонно превосходит человеческий во многих отдельных областях, включая игры в го и покер. Этот успех побудил некоторых исследователей размышлять о скором появлении искусственного интеллекта, который превосходит человеческий интеллект во всех областях, гипотетическом событии, названном «технологической сингулярностью». Такой искусственный интеллект часто называют искусственным общим интеллектом или сверхразумом. Никто точно не знает, когда люди создадут ОИИ или сверхразум. Однако, на мой взгляд, истинный разум требует жизни, которую можно определить как процесс самовоспроизведения. Поэтому я считаю, что сверхразум либо невозможен, либо что-то в очень отдаленном будущем. Настоящий интеллект должен способствовать, а не мешать репликации генов, ответственных за его создание, включая необходимое оборудование, такое как мозг. Без этого ограничения не существует объективных критериев для определения разумности того или иного решения. Возможно, со временем люди смогут создать искусственную жизнь, которая сможет физически воспроизводиться сама по себе, и только тогда мы создадим настоящий искусственный интеллект, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. До тех пор машины всегда будут лишь суррогатами человеческого интеллекта, что, к сожалению, все еще оставляет открытой возможность злоупотреблений со стороны людей, контролирующих ИИ.

Помимо самовоспроизведения, почему так сложно создать ИИ, который будет умнее людей?

Настоящий разум должен решать множество различных проблем, с которыми сталкивается форма жизни в самых разных средах, используя энергию и другие доступные в них физические ресурсы. Что действительно удивительно в интеллекте людей и многих других животных, так это не только то, что они могут идентифицировать сложные объекты и проявлять гибкое поведение, но и то, что они могут делать это самыми разными способами в самых разных средах. Мы до сих пор очень мало знаем о том, как именно люди и животные могут это делать. Учитывая, что развитию современной технологии искусственного интеллекта способствовали достижения в исследованиях в области нейробиологии за последнее столетие, для создания более совершенного искусственного интеллекта может потребоваться гораздо более глубокое понимание того, как человеческий мозг справляется с такими сложными задачами.

Узнаем ли мы вообще, что это произошло?

Хотя я не верю, что это произойдет в ближайшее время, думаю, мы узнаем, когда это произойдет. Мы начали бы видеть машины, подобные Терминаторам, потому что машины со сверхразумом превзошли бы людей в получении энергии и других ресурсов, которые им нужны для ремонта и воспроизводства.

Как ИИ может повлиять на отношения между людьми и машинами или на человеческую цивилизацию в целом?

Все более мощный искусственный интеллект и машины, оснащенные таким ИИ, будут продолжать развиваться, несомненно повышая производительность людей, управляющих такими инструментами. Хотя повышение производительности — это хорошо, этот процесс будет развиваться неравномерно во всем обществе, усиливая уже существующее имущественное неравенство. Я думаю, что это то, что мы видели много раз на протяжении всей истории. Справедливое распределение преимуществ технического прогресса между всеми членами общества всегда было гораздо более сложной задачей, чем разработка самой технологии, и нам часто не удавалось найти хорошее решение для всех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *