04.05.2024

И действительно как бы в подтверждение их ожидания: И действительно, как бы в подтверждение их ожидания в середине их разговора влево от дороги послышался бодрящий, красивый звук винтовочного выстрела, и пулька, весело посв…

«Эффект Пигмалиона» в сфере управления.

В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулитл объясняет: «Понимаете, ясно как божий день, что, кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей — не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются. Для профессора Хиггинса я всегда буду цветочницей, потому что он обращается со мной как с цветочницей, и всегда будет так обращаться; но я знаю, что с вами я могу быть леди, потому что вы обращаетесь и всегда будете обращаться со мной как с леди».

Некоторые руководители всегда обращаются со своими подчиненными так, что те превосходно выполняют свою работу. Но чаще всего руководители, подобно профессору Хиггинсу, хотя и неумышленно, ведут себя с подчиненными так, что те работают хуже, чем могли бы, исходя из их способностей. Манера обращения руководителя с подчиненными неуловимым образом определяется тем, чего он ожидает от них.

Если руководитель ожидает от своих подчиненных многого, их работа, скорее всего, будет превосходной. Если же уровень ожидания руководителя в отношении подчиненных низкий, то, вероятнее всего, они будут работать плохо. Примерно так, как если бы существовал закон улучшения или ухудшения производственных показателей у подчиненных в зависимости от ожиданий руководителя.

Врачи и ученые, изучающие проблемы поведения, давно признали, что ожидания одного человека в отношении другого оказывают сильное воздействие на поведение последнего; недавно с этим согласились и преподаватели. Но важность ожиданий руководителя в отношении выполнения подчиненными индивидуальной или коллективной работы до сих пор толком не осознается. Мы документировали это явление, исследуя множество конкретных ситуаций по поручению крупных промышленных предприятий в течение последнего десятилетия. Эти случаи, наряду с другими свидетельствами, почерпнутыми из научных исследований, показывают, что:

  • ожидания руководителей в отношении подчиненных и манера обращения с ними в значительной степени определяют производственные показатели подчиненных и их карьерный рост;
  • характерная отличительная черта лучших руководителей — это склонность иметь высокий уровень ожиданий в отношении работы подчиненных, которые те оправдывают;
  • менее успешные руководители не в состоянии развить у себя подобную склонность, и вследствие этого их подчиненные работают менее эффективно;
  • подчиненные чаще всего делают то, что, по их мнению, от них ожидают.

Влияние ожиданий одного человека в отношении другого на поведение последнего отнюдь не является открытием в сфере бизнеса. Более полувека назад Альберт Молл на основании своего клинического опыта пришел к выводу, что люди склонны вести себя так, как от них, по их мнению, того ожидают. Исследованный им феномен самореализующихся пророчеств в последнее время стал вызывать большой научный интерес. Например:

  • В ряде научных экспериментов Роберт Розенталь из Гарвардского университета продемонстрировал, что «ожидания преподавателя в отношении интеллектуальных возможностей ученика часто играют роль самореализующегося пророчества в образовании этого ученика».
  • В эксперименте в рамках летней программы Headstart для 60 дошкольников сравнивались показатели учеников двух групп. Преподаватели первой из них склонны были ожидать от своих учеников относительно медленного прогресса в обучении. Во второй группе преподаватели считали, что их ученики имеют превосходные интеллектуальные данные и способности к обучению.
    Ученики второй группы обучались намного быстрее.

Кроме того, медики давно уже поняли, что ожидания терапевта или психиатра могут оказывать огромное влияние на физическое или психическое состояние пациента. Образ мыслей пациентов и врачей, особенно если их ожидания совпадают, может во многом определять результаты лечения. Например, после пессимистического прогноза врача состояние пациента часто резко ухудшается. Хорошо известно также, что эффективность нового лекарства или нового метода лечения во многом зависит от ожиданий врачей (то, что медицинские работники называют эффектом плацебо).

Схема «планирования неудачи»

Если руководители дают понять работающим у них людям, что те — «суперсотрудники», последние стараются соответствовать этому представлению о себе и делать то, чего, по их мнению, руководители ожидают от них. Но если к агентам с низкими производственными показателями их менеджеры относятся как к не имеющим «никаких шансов» на успех, эти негативные ожидания тоже превращаются в самореализующиеся пророчества руководителей.

У неудачливых сотрудников, занимающихся продажами, возникают серьезные трудности в плане поддержания уверенности в себе и высокой самооценки. Реагируя на низкие ожидания руководителей, они обычно стараются не допустить дальнейшего ущемления своего самолюбия, избегая ситуаций, которые могли бы привести к еще большему провалу. Они или уменьшают число коммерческих запросов, или стараются избегать завершения сделок, если это может привести к очередному болезненному отказу, а иногда делают и то и другое одновременно. Низкий уровень ожиданий и ущемленное самолюбие формируют у них такую манеру поведения, которая повышает вероятность неудачи, в соответствии с ожиданиями руководства.

Руководители не могут предотвратить неблагоприятное воздействие низких ожиданий на работу подчиненных, просто скрывая от них свои чувства. Если они заранее предполагают, что подчиненные будут работать плохо, то практически не в состоянии замаскировать свои ожидания, потому что эта информация обычно передается ненамеренно, без каких-либо осознанных действий с их стороны.

На самом деле зачастую руководители подают ясный сигнал как раз тогда, когда они полагают, что свели общение к минимуму. Например, если руководитель мало говорит, становится холодным и необщительным с подчиненным, это обычно служит признаком того, что он им недоволен или вообще уверен, что в плане работы на него надеяться невозможно. Во многих случаях молчание передает негативное отношение даже более эффективно, чем откровенно выраженный упрек. Самая важная информация, касающаяся ожиданий босса, выражается не в том, что именно и сколько говорит босс, а скорее, в стиле его поведения по отношению к подчиненным. Безразличная и отстраненная манера поведения руководителя чаще всего информирует подчиненных о низких ожиданиях в отношении них и действительно вызывает ухудшение производственных показателей.

Прежде чем ожидания руководителей смогут трансформироваться в улучшение производственных показателей у подчиненных, они должны пройти испытание реальностью. Чтобы превратиться в «самореализующиеся пророчества», эти ожидания должны обрести какую-то более четкую форму, нежели просто позитивное мышление и общее доверие к подчиненным (хотя для других целей и сами эти концепции могут быть весьма полезными). У подчиненных не будет мотивации к достижению более высокого уровня производительности, если они не считают высокие ожидания своего босса реалистичными и достижимыми. Если их побуждают стремиться к заоблачной цели, в конечном счете, они прекращают подобные попытки и довольствуются результатами ниже тех, которых способны достигнуть. Это подтверждает опыт одной крупной компании по производству электрооборудования: ее руководство обнаружило, что если нормативы производительности оказываются чересчур высокими, то объемы производства на самом деле даже снижаются, потому что рабочие просто перестают пытаться их выполнять. Иными словами, практика «подвешивать морковку чуть выше, чем ослик может дотянуться», как подтверждают многие менеджеры, не самый удачный мотивационный прием.

Степень мотивации и усилий возрастает до тех пор, пока ожидание успеха не достигнет 50%, затем начинается спад, даже если ожидания продолжают увеличиваться. Если цель воспринимается как достижимая без всяких усилий или же практически недостижимая, это не вызывает мотивации и позитивной реакции.

Кроме того, если подчиненные не могут оправдать ожиданий руководителей, близких к их собственному уровню стремлений, они начинают снижать планку своих целей в работе и руководствоваться более низкими стандартами. При этом производственные показатели постепенно начнут падать, и разовьется негативное отношение к работе или к данному виду деятельности. Поэтому неудивительно, что, если подчиненные не могут оправдать нереалистично высокие ожидания своих руководителей, процент отсева, добровольного или вынужденного, увеличивается.

Секрет эффективности

Ум превосходного руководителя содержит в себе нечто такое, что отсутствует в умах менее эффективных руководителей.

Если великолепные руководители способны постоянно проявлять высокие ожидания в отношении работы подчиненных и те им соответствуют, то слабым руководителям не удается добиться подобного эффекта. В чем же причина?

Ответ, вероятно заключается в том, что лучшие руководители в большей степени, чем их менее эффективные коллеги, уверены в своей способности развивать таланты у подчиненных. Вопреки иным возможным предположениям, высокие ожидания лучших руководителей основываются, прежде всего, на том, что они думают о самих себе, то есть о собственной способности отбирать, обучать и мотивировать своих подчиненных. И то, что менеджеры думают относительно самих себя, неуловимо влияет на их отношение к подчиненным, их ожидания в адрес последних и обращение с ними.

Если руководитель уверен в своей способности развивать таланты и мотивацию у подчиненных, побуждая их добиваться высоких показателей, он будет многого ожидать от них и, общаясь с ними, будет уверен, что его ожидания оправдаются.

Если же он сомневается в своей способности стимулировать подчиненных, он будет ожидать от них меньших успехов и относиться к ним с меньшим доверием.

Можно выразить то же самое несколько иначе: собственные успехи лучших менеджеров и их уверенность в своих способностях повышают вероятность формирования у них высоких ожиданий в отношении подчиненных. В результате, их подчиненные воспринимают эти ожидания как реалистичные и настойчиво пытаются добиться ожидаемых показателей.

Ожидания руководителя действуют на молодых людей самым волшебным образом. У зрелых подчиненных, уже имеющих значительный опыт, представления о самих себе постепенно «костенеют», и они начинают смотреть на себя, так сказать, через свой послужной список. Их собственные стремления и ожидания их начальников все больше определяются «реальностью» их прошлых показателей. Поэтому и им самим, и их руководителям становится все труднее формировать взаимные высокие ожидания, если только в прошлом они не достигали выдающихся результатов.

Те же самые стереотипы поведения имеют место и в школах. Эксперименты Розенталя с «самореализующимися пророчествами» в сфере образования наглядно демонстрируют, что ожидания преподавателей оказывают более сильное влияние на интеллектуальный рост у детей младшего возраста, чем у ребят постарше. В младших классах, особенно в первом и втором, влияние ожиданий преподавателей на детей чрезвычайно велико.

В старших классах прогнозы преподавателей, по-видимому, не очень сильно влияют на интеллектуальное развитие детей, но они влияют на их мотивацию и отношение к школе. Хотя такое уменьшение влияния ожиданий преподавателей на детей до конца объяснить трудно. Разумно будет заключить, что дети младшего возраста более послушны, у них окончательно не определены представления о своих способностях и репутация в классе. С возрастом, особенно, если учащиеся попадают в группы, формируемые по способностям или по интересам, как это теперь часто делается в общеобразовательных школах, их вера в собственные интеллектуальные способности и ожидания преподавателей в отношении них начинают закрепляться и все меньше поддаются влиянию со стороны.

Залог будущих достижений

Первые годы работы, когда молодые люди легко поддаются влиянию ожиданий руководителей, являются крайне важными для определения их будущих производственных показателей и карьерного роста. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в AT&T.

Берлю и Холл обнаружили, что именно первоначальные ожидания компании в отношении 49 выпускников вузов, принятых на работу в качестве менеджеров, оказали наибольшее влияние на показатели их последующей работы и дальнейшие успехи. Исследователи пришли к заключению, что связь между тем позитивом, который компания ожидает от своего сотрудника в первый год, и вкладом этого сотрудника в работу компании в течение последующих пяти лет «слишком очевидна, чтобы ее можно было игнорировать».

Позже Берлю и Холл проследили также карьерный рост 18 выпускников, принятых в качестве стажеров в другое оперативное подразделение AT&T. И здесь они снова обнаружили тесную связь между ожиданиями в отношении молодых сотрудников и показателями их работы на первом году — с одной стороны, и показателями работы в последующие годы и продвижением по служебной лестнице — с другой.

«На первом году происходит нечто важное.., — констатируют Берлю и Холл. — Стремление соответствовать высоким ожиданиям компании во время решающего первого года работы ведет к формированию позитивного отношения к работе и высоких стандартов; это отношение и стандарты, в свою очередь, прежде всего, ведут к высокому качеству работы, что еще больше их укрепляет, а позже способствуют блестящей карьере. Из этого следует также, что новый менеджер, который успешно справляется с одной ответственной работой, получит еще более ответственное задание, и его вклад в деятельность компании будет увеличиваться, поскольку он будет реагировать на растущие ожидания компании в отношении него. Ключевой фактор… понимание того, что первый год — важнейший период обучения, время, когда стажер обладает уникальной готовностью развиваться и меняться в направлении, соответствующем ожиданиям компании».

Первый руководитель молодого человека, вероятно, окажет наибольшее влияние на его карьеру. Если руководитель не способен или не желает развивать у молодых сотрудников навыки, необходимые для эффективной работы, у них формируются заниженные, по сравнению с возможностями, личные стандарты. То же происходит и с самооценкой, у них развивается отрицательное отношение к работе, к своей компании и, вероятнее всего, ко всей карьере в бизнесе. Поскольку с таким первым руководителем возможности успешного продвижения по служебной лестнице у молодых сотрудников резко сокращаются, то, при наличии честолюбивых устремлений, они будут уходить в другие места в надежде найти для себя лучшие возможности. И, наоборот, если первый руководитель помогает новичкам максимально реализовать их потенциал, тем самым он закладывает основы их будущей успешной карьеры.

Для подтверждения важности роли первого босса в формировании личности менеджера позвольте нам обратиться к сфере продаж, потому что достижения в этой области легче поддаются измерению, чем в большинстве других областей. Рассмотрим следующие примеры:

  • Исследуя карьерный рост ста страховых агентов, начинавших работу под руководством очень сильных или, наоборот, очень слабых начальников, Ассоциация управления агентствами по страхованию жизни обнаружила, что вероятность успеха у сотрудников со средними тестовыми оценками коммерческих способностей, начинавших работу под руководством хороших менеджеров, была почти в пять раз выше, нежели у таких же сотрудников, начинавших при слабом начальнике, а у сотрудников с прекрасными коммерческими способностями, работавших под руководством хороших менеджеров, вероятность успеха была вдвое выше, чем у тех, кто попал к слабому руководителю.
  • Страховая компания Metropolitan в 1960 г. установила, что разница в производительности труда начинающих страховых агентов, имеющих примерно равные коммерческие способности, может объясняться исключительно различиями в способностях руководителей офисов, в которые они были назначены. Оказалось, что агенты, чья производительность была высокой, по сравнению с тестовыми оценками их способностей, работали только в офисах, которые по своим производственным показателям относились к лучшей, верхней трети офисов компании. И, наоборот, те агенты, у которых производительность, с учетом их тестовых оценок, была низкой, как правило, работали в наименее эффективных офисах. После анализа всех факторов, которыми можно было бы объяснить эти различия, специалисты компании пришли к выводу, что различия в производительности новых агентов связаны, прежде всего, с различиями в уровне обучения и руководства между местными менеджерами.
  • Проведенное мною исследование эффективности работы продавцов автомобилей в отделениях компании Ford в Новой Англии показало, что лучшие продавцы были сконцентрированы в немногих отделениях, работающих с максимальной эффективностью. Например, 10 из 15 лучших продавцов в Новой Англии трудились в трех отделениях (а всего их здесь примерно двести), причем пятеро из этих 15 сотрудников — в одном и том же, очень успешном. Из них четверо ранее работали у других дилеров, не выделяясь своими коммерческими достижениями. Не приходится сомневаться в том, что наличие навыков обучения и мотивации подчиненных у руководителей лучших дилерских офисов играет решающую роль.

Обучение молодых сотрудников

Заметив, что согласно результатам исследования, проведенного в AT&T, «первоначальные ожидания компании в отношении эффективности работы (при реальной ответственности) сотрудника формируют последующие ожидания в отношении этого сотрудника и его поведение», Р. Дж. Уолтерс- младший, отвечающий за прием выпускников вузов в AT&T, утверждает, что «первыми начальниками принимаемых на работу выпускников должны быть лучшие менеджеры компании». К сожалению, в большинстве компаний практика прямо противоположная.

Дипломированные новички редко работают под непосредственным руководством опытных менеджеров среднего уровня или старших руководителей компании. Обычно их непосредственными начальниками становятся менеджеры низшего уровня, как правило, имеющие минимальный опыт и работающие с наименьшей эффективностью. Конечно, бывают и исключения, но обычно менеджеры низшего звена — это либо «старые профи», неспособные на более ответственную работу, либо молодые сотрудники на стадии перехода из исполнителей в управленцы. Этим менеджерам часто недостает знаний и навыков, необходимых для развития деловых способностей у своих подчиненных. В результате, многие выпускники начинают свою карьеру в бизнесе в наихудших из всех возможных обстоятельств. Видя, что их способности не развиваются и не используются, они, естественно, очень скоро начинают отрицательно относиться к своей работе, к своим нанимателям и к своей карьере в бизнесе.

Хотя большинство высших руководителей пока не осознало этого, важнейшей задачей индустрии является прекращение подобной практики «недоразвития и недоиспользования», неэффективного управления и неэффективного использования своего самого ценного ресурса: организаторских и профессиональных талантов у молодых.

Высшим руководителям в промышленности, озабоченным эффективностью своих предприятий и карьерой молодых служащих, суть проблемы ясна: необходимо ускорить подготовку менеджеров, которые смогут обращаться со своими подчиненными таким образом, чтобы вести их к высоким производственным показателям и обеспечить удовлетворение их карьерных амбиций. Менеджеры не только формируют у подчиненных ожидания и представления об эффективной работе, но и влияют на их отношение к своей работе и к самим себе. Если квалификация менеджера низкая, он оставляет своего рода шрамы на карьере молодых сотрудников, глубоко задевает их чувство собственного достоинства и умаляет их представление о себе как о личности.

Если же руководитель имеет высокую квалификацию и уровень его ожиданий в отношении подчиненных тоже высок, уверенность подчиненных в себе растет, их способности развиваются, и их эффективность будет высокой. Руководитель выступает в роли Пигмалиона гораздо чаще, чем сам это осознает.

Ретроспективный комментарий

Когда 19 лет назад я описывал феномен «самореализующихся пророчеств» руководителей, это было нечто загадочное. В то время могучее влияние ожиданий начальников на развитие, мотивацию и показатели работы их подчиненных еще широко не осознавали. Однако сейчас «эффект Пигмалиона» уже хорошо известен.

Недавнее исследование подтвердило, что эффективные лидеры обладают способностью формировать высокие ожидания в отношении продуктивности подчиненных, которые те оправдывают. Поэтому каждый менеджер должен понимать, каким образом действует «эффект Пигмалиона».

То, что думают менеджеры о себе и о своих способностях, самым непосредственным образом влияет на эффективность их самореализующихся пророчеств. Наше исследование эффективных лидеров позволило с уверенностью утверждать, что ключевой фактор… то, что мы называем… положительной самооценкой… Сила положительной самооценки, по-видимому, проявляется в формировании под ее влиянием у других людей чувства доверия и высоких ожиданий, что весьма напоминает легендарный «эффект Пигмалиона».

Ваша организация может помочь вам определить знания и навыки, необходимые вам для эффективного выполнения работы. Руководители могут давать задания, стимулирующие ваше развитие как специалиста. Но ответственность за профессиональный и карьерный рост лежит все-таки на вас самих.

Необходимо сказать еще несколько слов предостережения. Менеджеры часто невольно демонстрируют подчиненным свои низкие ожидания по отношению к ним, даже если сами этого не замечают. При этом они становятся «отрицательными Пигмалионами», то есть подрывают у сотрудников уверенность в себе и снижают эффективность их работы. Поэтому менеджеры должны чрезвычайно внимательно следить за собственным поведением и его влиянием на подчиненных. Они должны всячески избегать таких форм обращения с подчиненными, которые заставляют тех чувствовать себя неэффективными работниками, снижают их самооценку и продуктивность.

Разница между хорошим и плохим работником определяется не столько зарплатой, сколько отношением к нему. Любой руководитель может научиться обращаться со своими подчиненными так, чтобы сформировать и у себя, и у них взаимные ожидания прекрасных результатов работы. Самые успешные руководители именно так и поступают.

Источник: http://www.aksionbkg.com/ 


Возврат к списку


Эффект Розенталя: как чужие ожидания формируют наше реальное поведение

Услышав однажды оценку своих действий от посторонних людей, мы можем создать уникальный паттерн поведения, который будет полностью соответствовать чужим ожиданиям. Такое явление в середине 1960-х впервые было описано американским психологом Робертом Розенталем. Как работает эффект Розенталя и к каким последствиям он может привести?

Подарок от Афродиты 

Закончили чтение тут

Эффект Розенталя вряд ли был бы полноценно изучен без участия американки Ленор Джейкобсон. В 1963 году она занимала пост директора начальной школы на юге Сан-Франциско и уже несколько лет состояла в переписке с психологом Робертом Розенталем. В одном из разговоров они затронули тему школьного образования и вместе разработали гипотезу, согласно которой высокие ожидания учителей могут влиять на успеваемость учеников.

Проверку этой идеи организовала в школе сама Джейкобсон уже через несколько месяцев. Вместе с Розенталем они провели тестирование, чтобы измерить уровень IQ школьников. Не называя конкретных результатов, они сумели объяснить педагогам, что некоторые из учеников обладают высокими интеллектуальными способностями и могут добиться особых успехов в учебе. Спустя некоторое время Джейкобсон и Розенталь вновь повторили тестирование на IQ в том же самом классе: оно показало, что отобранные ими случайным образом дети, которые были рекомендованы учителям, заметно улучшили свои результаты. Таким образом, совместная теория подтвердилась, — так появилось теоретическое понятие «самосбывающегося пророчества», то есть условного предсказания, которое в конце концов становится реальностью. Эта идея позднее была развита социологом Робертом Мертоном: она гласила, что если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она действительно реальна.

«Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия, провоцируя таким образом их самоосуществление», — объясняет это явление клинический психолог, автор научно-образовательного проекта «ПостПсихология» Андрей Гасан. Именно в честь Розенталя эффект был назван уже позднее: сам исследователь изначально называл его «эффектом Пигмалиона». Такое обозначение он использовал, вдохновившись одним из древнегреческих мифов о скульпторе Пигмалионе, который создал из слоновой кости статую женщины и безответно влюбился в нее настолько сильно, что сумел уговорить богиню любви Афродиту оживить ее. Впоследствии Пигмалион женился на ожившей статуе.    

Эксперимент в школе Сан-Франциско был отнюдь не единичным случаем, подтвердившим теорию Розенталя и Джейкобсон на практике. Одно из других исследований показало, что создавать самосбывающиеся «пророчества» могут не только учителя, то есть те, кто имеет больше власти и авторитета, но и сами школьники. «В ходе отдельного эксперимента учителя находились в классе с детьми, которые были заранее проинструктированы быть внимательными или, наоборот, невнимательными к занятиям. Те учителя, с которыми дети были сосредоточены и послушны, оценивали свои преподавательские навыки как более высокие», — рассказывает Андрей Гасан. 

Верить своим убеждениям 

Механизм эффекта Розенталя обусловлен самим процессом работы нашего мышления. Человеческая психика — самоподдерживающийся конструкт: для нас критически важна потребность в непротиворечивой картине мира. «В основе такой особенности лежит когнитивное искажение, предвзятость подтверждения. Его суть состоит в том, что человеку свойственно искать и обрабатывать информацию в соответствии с имеющимися у него убеждениями», — поясняет психолог.

Человек непроизвольно придает особую ценность тем сведениям и данным, которые согласуются с его собственной точкой зрения. «К примеру, есть человек с негативным убеждением: он считает себя неинтересным, боится общаться с коллегами по работе. Эти убеждения рано или поздно начинают влиять на его поведение: он старается быть незаметным, сидеть в углу, избегать контакта, чтобы не вызвать у кого-то желания с ним поговорить. Таким образом он пытается избежать нежелательной и стрессовой ситуации общения», — говорит психолог. Подобный паттерн поведения в данном случае приводит к тому, что окружающие в самом деле перестанут взаимодействовать с таким человеком, начнут отдаляться и воспринимать его именно таким, каким он видит сам себя «благодаря» собственным негативным убеждениям. Их действия в конце концов лишь подтвердят его личное мнение и самооценку. 

Далеко не всегда и не обязательно эффект Розенталя может давать негативные последствия. В некоторых случаях он действительно рискует привести к негативным результатам для того, кто получает «пророчество», в других же может лишь подталкивать к положительным изменениям и итогам. Предугадать, каким именно будет эффект в итоге, практически невозможно, это показывает лишь окончательный результат того или иного паттерна поведения, которого придерживается человек. 

Одним из примеров, когда эффект Розенталя оказал положительный эффект, стал эксперимент в восьмидесятых, организованный исследователями Ребеккой Кёртис и Ким Миллер. Они собрали группу незнакомых между собой студентов колледжа и разбили их по парам. В каких-то из них одному из партнеров заранее сказали, что он нравится другому, в других — предупредили, что не нравится. В ходе знакомства и общения студенты проявили себя в соответствии с полученными сведениями: те, кто был уверен, что нравится собеседнику, вели себя более открыто и дружелюбно, другие же были более сдержанными и критически настроенными.

Материал по теме

От эффекта к манипуляции и насилию

Эксперимент формально подтвердил, что озвученные «пророчества» не только формируют особый стиль поведения его «получателя», но и приводят к нужному результату: те, кто считал, что нравятся своему партнеру, в конце общения начинали действительно нравиться гораздо сильнее, чем те, кто якобы испытывает антипатию. Этот феномен распространяется почти на все сферы нашей жизни, начиная от веры в паранормальные явления и заканчивая подтверждающимися стереотипами. «Так называемая «угроза стереотипа» возникает тогда, когда человек настолько сильно напуган возможностью подтверждения своего негативного стереотипа, что действительно начинает хуже вести в той области, которая подвержена стереотипам, таким образом, подтверждая его. Очевидным примером может служить женщина, которая настолько осознает и верит в стереотип «женщины за рулем», что ее вождение заметно ухудшается, когда она везет пассажира-мужчину», — резюмирует Гасан. 

В определенной мере эффект Розенталя может встречаться и в личных отношениях между людьми — например, в форме психологического насилия. «Газлайтинг — это форма насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытается заставить партнера сомневаться в собственных воспоминаниях и самом себе. Газлайтеры любят искажать факты, изменять детали, отрицать что-то случившееся и обвинять жертву во лжи. С течением времени жертва в самом деле начинает сомневаться в себе и часто остается со сломанной самооценкой», — приводит пример психолог. 

Этот же эффект прослеживается и на социально-общественном уровне. «Пропаганда, идеология, СМИ — области, которые манипулируют подобными механизмами», — комментирует Гасан. Одна из особенностей воздействия на широкую общественность состоит в том, что транслируемая информация, как правило, является уже организованной, структурированной и отфильтрованной. Иными словами, аудитория получает от медиа уже готовое представление о каком-либо социальном явлении, в котором аудитория находит подтверждение полученным данным и в своей обыденной жизни, — это социально-психологическая проблема, которая заставляет нас задуматься о том, насколько в современном обществе человек в состоянии сам сформировать свое представление о мире и какой этот мир на самом деле: реальный или лишь выдуманный общественными конструктами.

Материал по теме

самоисполняющееся пророчество | Британника

Похожие темы:
заблуждение вера

Просмотреть весь связанный контент →

самоисполняющееся пророчество , процесс, посредством которого изначально ложное ожидание приводит к собственному подтверждению. В самосбывающемся пророчестве ожидания человека в отношении другого человека или организации в конечном итоге приводят к тому, что другое лицо или организация действуют таким образом, который подтверждает ожидания.

Классический пример самоисполняющегося пророчества — банкротство банков во время Великой депрессии. Даже банки с сильным финансовым положением иногда становились неплатежеспособными из-за набега на банки. Часто, если пускались ложные слухи о неплатежеспособности банка (неспособности покрыть свои вклады), наступала паника, и вкладчики хотели забрать свои деньги сразу, пока не закончились наличные в банке. Когда банк не мог покрыть все изъятия, он фактически стал неплатежеспособным. Таким образом, изначально ложное убеждение привело к собственному осуществлению.

Самоисполняющиеся пророчества важны для понимания межгрупповых отношений. При правильных (или неправильных) условиях неверные социальные стереотипы могут привести к самореализации. Например, члены групп, считающихся более умными, компетентными или симпатичными, могут благодаря действию самосбывающихся пророчеств на самом деле стать более умными, компетентными или симпатичными, чем члены групп, считающихся менее умными, компетентными или симпатичными. Таким образом, самоисполняющиеся пророчества могут способствовать поддержанию не только самих стереотипов, но и групповых различий и неравенства, порождающих эти стереотипы. Однако такие процессы ограничены, и степень, в которой они способствуют групповым различиям и неравенству, является предметом серьезных споров.

Ранние исследования

Самое раннее эмпирическое исследование самоисполняющихся пророчеств изучало, приводят ли ложные ожидания учителей к своим ученикам к достижениям учеников на уровне, соответствующем ожиданиям этих учителей. Неоднократно, хотя и не всегда, исследования показывали, что ожидания учителей действительно оправдываются, поскольку ученики иногда достигают уровня, соответствующего изначально ложным ожиданиям их учителей.

Это исследование было интерпретировано многими учеными как мощное понимание социального, образовательного и экономического неравенства. Ожидания учителей, по-видимому, систематически благоприятствуют учащимся из уже благополучных слоев общества и ставят в невыгодное положение учащихся из уже неблагополучных слоев населения. В той мере, в какой образование является важным шагом на пути к профессиональному и экономическому прогрессу, самосбывающиеся пророчества, по-видимому, представляют собой главную социальную силу, действующую для того, чтобы помешать обездоленным улучшить свою судьбу.

Классические исследования также показали, что как физическая привлекательность, так и расовые стереотипы могут самореализоваться. Когда мужчины брали интервью у женщины, которую они ложно считали физически привлекательной (что было достигнуто за счет использования фальшивых фотографий в интервью без личного общения), мужчины не только относились к ней теплее и дружелюбнее, но и она становилась теплее и дружелюбнее в ответ. Более того, когда белые интервьюеры обращались с белыми интервьюируемыми так же холодно и отстраненно, как и с афроамериканскими интервьюируемыми, эффективность белых интервьюируемых страдала.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Самоисполняющиеся пророчества были продемонстрированы в самых разных образовательных, профессиональных, профессиональных и неформальных контекстах. Они были продемонстрированы в экспериментальных лабораторных исследованиях, экспериментальных полевых исследованиях и натуралистических исследованиях. Действительно, довольно легко объединить несколько классических исследований, чтобы рассказать убедительную историю о том, как ожидания учителей, работодателей и ожидания в повседневном общении становятся жертвами людей из стигматизированных социальных групп. Логика здесь довольно проста. Стереотипы широко распространены и неверны. Стереотипы приводят к ошибочным ожиданиям. Эти ожидания, в свою очередь, сбываются сами собой. Согласно этой точке зрения, самоисполняющиеся пророчества являются основным источником социального неравенства и социальных проблем.

Пределы самосбывающихся пророчеств

Однако по ряду причин доказательства силы самосбывающихся пророчеств далеки от окончательных. Во-первых, у некоторых классических исследований были серьезные методологические проблемы. Во-вторых, многие из них оказалось трудно воспроизвести. В-третьих, общая сила самоисполняющихся пророчеств, особенно полученных в натуралистических исследованиях, в которых не участвуют экспериментаторы, намеренно создающие у участников ложные ожидания, совсем невелика. В-четвертых, в настоящее время существует примерно столько же свидетельств того, что позитивные самореализующиеся пророчества улучшают успеваемость слабоуспевающих учащихся, чем негативные самореализующиеся пророчества вредят их успеваемости. В-пятых, многочисленные свидетельства указывают на то, что люди — это не корабли без руля, безжалостно брошенные в моря чужих ожиданий. Вместо этого у людей есть свои собственные мотивы и цели, которые позволяют им успешно бороться с ложными ожиданиями других.

Таким образом, в целом данные не подтверждают простую картину самосбывающихся пророчеств как мощных и всепроникающих источников социальных проблем. Но картина становится еще более размытой, когда к ней добавляются другие исследования. Хотя не все стереотипы точны на 100%, можно утверждать, что большинство эмпирических исследований, в которых оценивались представления людей о группах, а затем сравнивались эти убеждения с критериями относительно того, что эти группы на самом деле представляют собой (отчеты переписи населения, результаты сотен эмпирических исследований , самоотчеты) обнаруживают, что убеждения людей достаточно хорошо соответствуют характеристикам групп. Действительно, точность многих стереотипов людей (степень, в которой представления людей о группах соответствуют тому, что эти группы на самом деле представляют собой) является одним из самых больших отношений во всей социальной психологии.

Кроме того, общий компонент стереотипов обычно даже более точен, чем индивидуальный или идиосинкразический компонент. Можно утверждать, что люди не применяют жестко и сильно свои стереотипы, когда судят о людях. Они часто с готовностью отказываются от своих стереотипов, когда имеется четкая и актуальная личная информация о человеке, которого судят, и в целом влияние стереотипов на суждения о людях, как правило, довольно мало. Таким образом, некоторые из ключевых предположений, лежащих в основе истории о том, что «самореализующиеся стереотипы являются мощным и всепроникающим источником социальных проблем», о том, что стереотипы широко распространены и неточны и что они сильно искажают ожидания людей, кажутся в значительной степени неверными.

Второе важное допущение, лежащее в основе аргумента в пользу силы самоисполняющихся пророчеств, состоит в том, что даже если эти пророчества малы в любом данном исследовании, эти небольшие эффекты, поскольку они, вероятно, накапливаются с течением времени, могут стать довольно значительными и, следовательно, по крайней мере частично объяснить для основных социальных неравенств. Например, если бы ожидания учителей увеличивали IQ учеников с высокими ожиданиями только на 3 балла в год и снижали IQ учеников с низкими ожиданиями только на 3 балла в год и если бы эти эффекты накапливались, то к концу шести лет было бы разница в 36 баллов IQ между двумя учениками, которые начали с одинаковых результатов теста IQ, но с разными ожиданиями.

Однако эмпирические исследования самосбывающихся пророчеств в образовании не предоставили никаких доказательств накопления. Вместо того, чтобы накапливаться, чтобы со временем становиться все больше и больше, эффекты самосбывающихся пророчеств в классе со временем рассеиваются, поскольку они становятся все меньше и меньше. Учитывая доказательства в целом высокой точности ожиданий учителей, сильно ошибочные ожидания учителей могут быть скорее исключением, чем правилом. Таким образом, маловероятно, что учащиеся будут год за годом подвергаться одному и тому же типу ошибочных ожиданий, тем самым ограничивая вероятность того, что они будут подвергаться одному и тому же ошибочному ожиданию (и его самоосуществляющимся последствиям) год за годом.

Тем не менее, историю о роли самосбывающихся пророчеств в социальных проблемах не стоит полностью отбрасывать. Самоисполняющиеся пророчества, вероятно, играют реальную, хотя и относительно скромную роль в создании или поддержании социального неравенства, основанного на таких характеристиках, как раса, этническая принадлежность, социальный класс, пол и привлекательность. Более того, в некоторых контекстах эта роль может быть весьма велика. Некоторые из самых больших эффектов самоисполняющихся пророчеств, когда-либо полученных, были обнаружены среди студентов из стигматизированных социальных и демографических групп (афроамериканские студенты, студенты из низшего социального класса и студенты с историей низкой успеваемости). Кроме того, даже несмотря на то, что образовательные самоисполняющиеся пророчества не накапливаются, они могут быть очень долговечными. Наконец, типы диагностических ярлыков, часто используемые в образовательном контексте — «неспособный к обучению», «эмоционально неуравновешенный», «неврологически ослабленный» — применяются неточно настолько часто, что часто могут создавать неточно заниженные ожидания, которые на самом деле оправдываются.

Ли Джуссим

Предвзятость подтверждения и сила опровергающих доказательств

Предвзятость подтверждения — это наша склонность выбирать информацию, которая подтверждает наши существующие убеждения или идеи. Предвзятость подтверждения объясняет, почему два человека с противоположными взглядами на тему могут видеть одни и те же доказательства и уйти, чувствуя себя подтвержденными ими. Это когнитивное искажение наиболее выражено в случае укоренившихся, идеологических или эмоционально заряженных взглядов.

Неспособность непредвзято интерпретировать информацию может привести к серьезным ошибочным суждениям. Поняв это, мы можем научиться идентифицировать его в себе и в других. Мы можем быть осторожны с данными, которые, кажется, сразу подтверждают наши взгляды.

Когда мы чувствуем, что другие «не видят смысла», понимание того, как работает предвзятость подтверждения, может помочь нам понять, почему. Уиллард В. Куайн и Дж.С. Уллиан описал это предубеждение в The Web of Belief следующим образом:

Желание быть правым и желание быть правым — это два желания, и чем раньше мы их разделим, тем лучше для нас. Желание быть правым есть жажда правды. По всем пунктам, как практическим, так и теоретическим, можно сказать только хорошее. С другой стороны, желание быть правым — это гордость, предшествующая падению. Он стоит на пути нашего понимания того, что мы были неправы, и таким образом блокирует продвижение нашего знания.

Эксперименты, начатые в 1960-х годах, выявили нашу склонность подтверждать существующие убеждения, а не подвергать их сомнению или искать новые. Другое исследование выявило нашу целеустремленную потребность в навязывании идей.

«Человеку лучше всего удается интерпретировать всю новую информацию так, чтобы его предыдущие выводы оставались неизменными».

— Уоррен Баффет

Как и многие ментальные модели, предвзятость подтверждения впервые была обнаружена древними греками. В История Пелопоннесской войны, Фукидид описал эту склонность так:

Ибо у человечества есть привычка возлагать на беззаботную надежду то, чего они жаждут, и использовать высший разум, чтобы отбросить то, что им не нравится.

Наше использование этого когнитивного ярлыка понятно. Оценка доказательств (особенно сложных или неясных) требует больших умственных усилий. Наш мозг предпочитает обходные пути. Это экономит время, необходимое для принятия решений, особенно когда мы находимся под давлением. Как указывали многие ученые-эволюционисты, наш разум не готов справиться с современным миром. На протяжении большей части человеческой истории люди получали очень мало новой информации в течение своей жизни. Решения, как правило, основывались на выживании. Теперь мы постоянно получаем новую информацию и каждый день должны делать множество сложных выборов. Чтобы предотвратить перегрузку, у нас есть естественная склонность выбирать более короткие пути.

В «Случаях мотивированного мышления» Зива Кунда писала: «Мы придаем особое значение информации, которая позволяет нам прийти к выводу, к которому мы стремимся». Принятие информации, подтверждающей наши убеждения, легко и требует небольшой умственной энергии. Противоречивая информация заставляет нас уклоняться, цепляясь за причину, чтобы отбросить ее.

In Маленькая книга глупостей,  Сиа Мохаджер написала:

Предвзятость подтверждения настолько фундаментальна для вашего развития и вашей реальности, что вы можете даже не осознавать, что это происходит. Мы ищем доказательства, которые поддерживают наши убеждения и мнения о мире, но исключают те, которые противоречат нашим собственным… В попытке упростить мир и привести его в соответствие с нашими ожиданиями мы были благословлены даром когнитивных искажений.

«Человеческий разум, когда он однажды принял мнение, привлекает все остальное, чтобы поддержать его и согласиться с ним. И хотя с другой стороны можно найти большее количество и весомость примеров, тем не менее они либо пренебрегаются и презираются, либо по какому-либо различию отбрасываются и отвергаются».

— Фрэнсис Бэкон

Как предвзятость подтверждения затуманивает наши суждения

Сложность предвзятости подтверждения отчасти возникает из-за того, что ее невозможно преодолеть без осознания этой концепции. Даже когда предъявляются доказательства, противоречащие предвзятому мнению, мы все равно можем интерпретировать их таким образом, который подкрепляет нашу текущую точку зрения.

В одном Стэнфордском исследовании половина участников была за смертную казнь, а другая половина была против. Обе группы читали детали одних и тех же двух вымышленных исследований. Половине участников сказали, что одно исследование поддерживает сдерживающий эффект смертной казни, а другое выступает против него. Остальные участники читают противоположную информацию. Как бы то ни было, большинство участников придерживались своих первоначальных взглядов, указывая на подтверждающие их данные и отбрасывая неподтвержденные.

Предвзятость подтверждения затуманивает наши суждения. Это дает нам искаженное представление об информации, даже если она состоит только из числовых цифр. Понимание этого не может не трансформировать мировоззрение человека, точнее, наш взгляд на него. Льюис Кэрролл сказал: «Мы то, что мы думаем, что мы есть», но кажется, что мир также является тем, что мы думаем о нем.

Стихотворение Шеннона Л. Алдера иллюстрирует эту концепцию:

Прочитайте его с печалью, и вы почувствуете ненависть.
Прочтите это с гневом, и вы почувствуете мстительность.
Прочтите это с паранойей, и вы почувствуете замешательство.
Прочтите это с сочувствием, и вы почувствуете сострадание.
Прочти с любовью и почувствуешь лесть.
Прочтите с надеждой, и вы почувствуете себя лучше.
Прочтите с юмором, и вы почувствуете радость.
Прочтите непредвзято, и вы почувствуете умиротворение.
Не читайте вообще и ничего не почувствуете.

Предвзятость подтверждения в некоторой степени связана с нашими воспоминаниями (аналогично предвзятости доступности). У нас есть склонность вспоминать доказательства, подтверждающие наши убеждения. Какой бы нейтральной ни была первоначальная информация, мы становимся жертвой избирательного припоминания. Как писал Лев Толстой:

Самые трудные предметы могут быть объяснены самому тугодуму, если он еще не составил о них никакого представления; но самое простое не может быть объяснено самому разумному человеку, если он твердо убежден, что уже знает без тени сомнения то, что ему предстоит.

«Убеждения могут выдержать серьезные логические или эмпирические испытания. Они могут выжить и даже быть подкреплены доказательствами, которые, по логике вещей, согласятся с тем, что большинство беспристрастных наблюдателей требует некоторого ослабления таких убеждений. Они могут даже пережить уничтожение своих первоначальных доказательных баз».

— Ли Росс и Крейг Андерсон

Почему мы игнорируем противоречащие доказательства

Почему нам трудно даже признать информацию, которая противоречит нашим взглядам?

Впервые узнав о существовании предвзятости подтверждения, многие люди отрицают, что на них это влияет. В конце концов, большинство из нас считают себя умными, рациональными людьми. Итак, как наши убеждения могут сохраняться даже перед лицом четких эмпирических данных? Даже когда что-то оказывается неправдой, многие вполне здравомыслящие люди продолжают находить способы смягчить последующий когнитивный диссонанс.

Многое из этого является результатом нашей потребности в когнитивной последовательности. Нас бомбардируют информацией. Это исходит от других людей, средств массовой информации, нашего опыта и различных других источников. Наш разум должен найти средства для кодирования, хранения и извлечения данных, с которыми мы сталкиваемся. Один из способов сделать это — разработать когнитивные упрощения и модели. Они могут быть как полезными, так и бесполезными.

Предвзятость подтверждения — одна из наименее полезных эвристик, возникающих в результате этого. На информацию, которую мы интерпретируем, влияют существующие убеждения, а это означает, что мы с большей вероятностью ее вспомним. Как следствие, мы склонны видеть больше свидетельств, подтверждающих наше мировоззрение. К подтверждающим данным относятся серьезно, а к опровергающим относятся скептически. Наше общее усвоение информации подвержено глубокой предвзятости.

Постоянно оценивать свое мировоззрение утомительно, поэтому вместо этого мы предпочитаем укреплять его. Плюс держать разные идеи в голове — тяжелая работа. Гораздо проще сосредоточиться на чем-то одном.

Мы игнорируем противоречивые данные, потому что они неприятны для нашего мозга. Согласно исследованию Дженнифер Лернер и Филипа Тетлока, мы мотивированы критически мыслить только тогда, когда другие несут за нас ответственность. Если от нас ожидают, что мы будем оправдывать наши убеждения, чувства и поведение перед другими, мы с меньшей вероятностью будем предвзяты в отношении подтверждающих доказательств. Это происходит не столько из-за желания быть точным, сколько из-за желания избежать негативных последствий или насмешек за нелогичность. Игнорирование доказательств может быть полезным, например, когда мы встаем на сторону убеждений других, чтобы избежать социального отчуждения.

Примеры предвзятости подтверждения в действии

Креационисты против биологов-эволюционистов
Яркий пример предвзятости подтверждения можно увидеть в столкновениях между креационистами и биологами-эволюционистами. Последние используют научные данные и эксперименты, чтобы раскрыть процесс биологической эволюции на протяжении миллионов лет. Первые считают Библию истинной в буквальном смысле и думают, что миру всего несколько тысяч лет. Креационисты умеют смягчать когнитивный диссонанс, вызванный фактами, опровергающими их идеи. Многие считают неэмпирические «доказательства» своих верований (например, духовный опыт и существование священных писаний) более ценными, чем эмпирические доказательства эволюции.

Биологи-эволюционисты использовали летописи окаменелостей, чтобы доказать, что процесс эволюции происходил в течение миллионов лет. Между тем, некоторые креационисты рассматривают те же окаменелости как подброшенные богом для проверки наших убеждений. Другие утверждают, что окаменелости являются доказательством всемирного потопа, описанного в Библии. Они игнорируют доказательства, противоречащие этим конспирологическим идеям, и вместо этого используют их для подтверждения того, что они уже думают.

Вестники рока
Прогуляйтесь по Лондону в напряженный день, и вы почти наверняка увидите на углу улицы вестника рока, разглагольствующего о грядущем апокалипсисе. Вернитесь через некоторое время, и вы найдете их все еще там, объявив, что конец был отложен.

В Когда Пророчество Не Сбывается, Леон Фестингер объяснил это явление следующим образом:

Предположим, что человек верит во что-то всем своим сердцем; предположим далее, что у него есть приверженность этой вере, что он предпринял из-за нее необратимые действия; наконец, предположим, что ему представлены доказательства, недвусмысленные и неопровержимые доказательства того, что его убеждения ошибочны: что произойдет? Человек часто будет появляться не только непоколебимым, но еще более убежденным в истинности своих убеждений, чем когда-либо прежде. Более того, он может даже проявить новый пыл в убеждении и обращении людей в свою точку зрения.

Музыка

Предвзятость подтверждения в музыке интересна, потому что она на самом деле является частью того, почему мы так наслаждаемся ею. По словам Дэниела Левитина, автора книги This Is Your Brain on Music :

По мере развития музыки мозг постоянно обновляет свои оценки того, когда появятся новые ритмы, и получает удовлетворение от сопоставления мысленного ритма с реальным ритмом. в мире один.

Посмотрите, как группа подростков будет вести себя, когда кто-то поставит «Wonderwall» Oasis или «Creep» Radiohead. Или как их родители реагируют на «Starman» Боуи или «Alone» Heart. Или даже их бабушка и дедушка под «Как ты выглядишь сегодня вечером» Синатры или «Non, Je ne Regrette Rien» Эдит Пиаф. Способность предсказывать каждый последующий удар или слог по своей природе доставляет удовольствие. Это тот случай, когда предвзятость подтверждения служит нам хорошо. Мы учимся понимать музыкальные паттерны и условности, наслаждаясь их исполнением.

Гомеопатия
Многомиллиардная индустрия гомеопатии является примером предвзятости массового подтверждения.

Гомеопатия была изобретена Жаком Бенвенистом, французским исследователем, изучающим гистамины. Бенвенист пришел к выводу, что по мере разбавления раствора гистаминов эффективность возрастает благодаря тому, что он назвал «водной памятью». Результаты испытаний были выполнены без ослепления, что привело к эффекту плацебо.

Бенвенист был настолько уверен в своей гипотезе, что нашел данные, подтверждающие ее, и проигнорировал то, что не подтверждало. Другие исследователи повторили его эксперименты с соответствующим ослеплением и доказали, что результаты Бенвениста были ложными. В результате многие люди, работавшие с ним, ушли из науки.

Тем не менее число сторонников гомеопатии только растет. Сторонники цепляются за любые доказательства в поддержку гомеопатии, игнорируя при этом те, которые этого не подтверждают.

«Одна из самых больших проблем современного мира заключается в том, что у нас есть большие группы людей, которые принимают все, что они слышат из слухов, только потому, что это соответствует их мировоззрению, а не потому, что это действительно правда или потому что у них есть доказательства того, что поддержите это. Поразительно то, что в большинстве этих случаев не требуется особых усилий для установления достоверности… но люди предпочитают заверения исследованиям».

— Нил де Грасс Тайсон

Научные эксперименты
В хороших научных экспериментах исследователи должны стремиться фальсифицировать свои гипотезы, а не подтверждать их. К сожалению, это не всегда так (как показывает гомеопатия). Есть много случаев, когда ученые предвзято интерпретируют данные или повторяют эксперименты, пока не достигнут желаемого результата. Предвзятость подтверждения также проявляется, когда ученые рецензируют исследования. Они склонны давать положительные отзывы об исследованиях, подтверждающих их точку зрения, и об исследованиях, принятых научным сообществом.

Это проблематично. Неадекватные исследовательские программы могут продолжаться после того момента, когда факты указывают на ложную гипотезу. Предвзятость подтверждения отнимает огромное количество времени и средств. Мы не должны принимать науку за чистую монету и должны осознавать роль предвзятого освещения.

«Глаз видит только то, что разум готов воспринять».

— Robertson Davies

Заключение

Эта статья может дать вам возможность оценить, как предвзятость подтверждения влияет на вас. Вы можете оглянуться на предыдущие абзацы и спросить:

  • С какими частями я автоматически согласился?
  • Какие части я проигнорировал или просмотрел, не осознавая?
  • Как я реагировал на пункты, с которыми был согласен или не согласен?
  • Подтвердил ли этот пост какие-либо идеи, которые у меня уже были? Почему?
  • Что, если бы я думал об обратном?

Осознать подтверждение нелегко, но с практикой можно распознать роль, которую оно играет в том, как мы интерпретируем информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *