Гуманизм лирики А.С. Пушкина
Гуманизм — это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию — везде он выступает как поэт-гуманист.
Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны. ..», 1836).
Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х — начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы — бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя..
Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел if любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир — «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт Желает ей только добра и счастья:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой бьггь другим.
Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит
Летят за днями дни, и каждый день уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, — поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х — 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Гуманистические ценности Ренессанса и современность
Гуманизм (лат. humanus — человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм возникает тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Сам термин «человечность» (humanitas) ввел в обращение Цицерон для обозначения качества, которое римская культура унаследовала от греческой. Затем это понятие использовали ранние Отцы христианской Церкви ( II в.), противопоставляя нарождающуюся христианскую мораль, как более человечную, деградирующим нравам Римской империи.
В узком смысле слова «гуманизм» определяется как идейное движение, начавшееся в XIV в. в Северной Италии, и в XVI в. охватившее большую часть Западной Европы. Эта эпоха получила название Ренессанса. Феномен западноевропейского гуманизма связан с процессом преобразования идей духовной культуры античного мира и христианства в гуманистические ценности практической жизни. Этот процесс имел динамический и противоборствующий характер, который проявился в широком общественном движении Реформации.
Во многом идеи и ценности Возрождения предвосхитил Данте Алигьери (1265-1321), автор бессмертной «Божественной комедии». Он дал новое изложение отношениям божественного и человеческого. Он не противопоставлял эти начала, но видел их во взаимном единстве. К блаженству, считал он, ведут философское поучение, т. е. человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от Святого Духа. Земное блаженство предполагает возможность достижения на земле наивысшего возможного совершенства, и не через отказ от земного, а через возведение его к совершенству посредством знания и творчества. Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение. Данте считал, что задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде всего, теоретического, воплощение их в практической деятельности. Он призывает человека к осуществлению добродетели в жизни не ради отвлеченного Бога, но ради божественной Любви.
Гуманизм Ренессанса в Италии в большей степени ориентировался на новое понимание философии Платона (427 — 347 г. г. до н.э.), чем Аристотеля (384 — 322 г. г. до н.э.). Идеи античной философии возродились в гуманистическом мировоззрении, основные постулаты которого были сформулированы следующим образом. Мир прекрасен в своем гармоническом единстве, в этом — его божественность. Бог («бесконечная основа») проявляется в индивидуальности и через индивидуальность каждой вещи. Отсюда делается вывод: индивидуальность обладает абсолютной значимостью. Ибо, чем больше в существе индивидуального, тем отчетливее в нем проявляется «луч Света Божества», которым оно и является. Мерой «божественного» в человеке является его способность развить и проявить в самом себе, в своем отношении к природе и миру красоту гармонии духа. В соответствии с традициями античной философии, «Красота» не мыслилась вне «Истины» и «Добра». Поэтому красота формы и тела понималась как отражение подлинной красоты духа и нравственного совершенства. «Божественное» начало проявлялось в красоте поступка, в следовании этическим идеалам.
Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения — Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375), Марсилио Фичино (1422-1495) и другие — утверждали такие гуманистические ценности, как добродетель, доблесть, достоинство, гражданственность, благородство, бессмертие души, единообразие человеческой природы и потенциальное равенство всех людей, оправдание человеческой природы против догмата первородного греха, гуманистический эпикуреизм. В жизненном проявлении этих ценностей гуманисты видели путь нравственного совершенствования человека.
Многие идеи гуманизма эпохи Ренессанса сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Они продолжают жить и развиваться в современных этических и мировоззренческих системах, ориентированных на человека, хотя и претерпели некоторую трансформацию.
Учение, которое, на наш взгляд, наиболее адекватно объясняет моральные проблемы современности, принадлежит Эриху Фромму (1900 — 1980), выдающемуся немецко-американскому философу, социологу, психологу. В своей философии Фромм показал, что нельзя понять человека вне его отношений к миру, другим людям, к природе, самому себе; что такие идеалы, как истина, справедливость и свобода могут быть подлинными стремлениями человека. Он создал учение о двух видах этики — гуманистической и авторитарной. Согласно гуманистической концепции этики, основы «добродетели» заложены в самом характере зрелой и целостной личности, а порок заключается в безразличии к своему «Я». Поэтому «не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я — вот высшие ценности гуманистической этики» (Э. Фромм). В гуманистической этике человек — «мера всех вещей», и нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь. Человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Причем, любовь к ближнему понимается Фроммом не как высшая, божественная сила, нисходящая на человека, или возложенный на него долг, а как собственная сила человека, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим. Осознание этой силы и способности любить мир связано с чувством собственного достоинства человека и понятием чести.
Достоинство и честь — понятия комплиментарные, т. е. они взаимоопределяют и взаимопредполагают друг друга. Например, в толковом словаре В. Даля понятие честь определяется, как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Вместе с этим, понятия чести и достоинства имеют важные смысловые различия.
Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость, и, во-вторых, общественное признание собственной ценности личности.
А понятие честь определяется приверженностью человека к определенным общественным и культурным ценностям. Исторически оно связано не только с собственной оценкой человеком своих поступков, но и с общественным признанием или порицанием его действий. Если в обществе слабо выражены моральные регуляторы, то понятие чести в общественной жизни девальвируется. Тогда единственным источником чести становится нравственное сознание человека и усвоенные им ценности культурной традиции.
Поэтому честь это, прежде всего, осознанное чувство собственной ответственности перед своей совестью и обществом за адекватность своих действий, чувств и мыслей общечеловеческим, культурным, профессиональным, корпоративным нравственным ценностям. Приоритетными среди перечисленных ценностей являются общечеловеческие ценности. Выражение — «Честь имею!» — означает, что человек ни делом, ни словом, ни помыслом не нарушил нравственных норм, принятых в качестве культурного эталона. Для того чтобы сохранить свою честь незапятнанной в условиях социального быта, надо иметь развитым врожденное нравственное чувство и быть духовно очень сильным человеком. Определяющим в этом отношении является именно нравственное чувство. Сила психической энергии личности без устойчивой опоры в нравственных ценностях и моральной оценки со стороны общества, способна увлечь человека искушением власти и свободы выбора. Ибо сила всегда проявляется во власти, а власть всегда наделяет большей свободой выбора по сравнению с другими. Истинная власть проявляется, прежде всего, в способности ее обладателя управлять самим собой в соответствии с нравственными ценностями.
Поэтому, в конечном итоге, ценности, которые мы избираем, определяют не только наше отношение к миру, к другим людям, но и к самим себе. Именно избранные ценности, которые становятся нашей целью, определяют наше счастье и несчастье в жизни, поскольку оно всегда соотносится с нашими достижениями.
Л. И. Крашкина, канд. филос. наук
Первая публикация 14.01.2009
Что такое гуманистическая психология? — Изучение своего разума
4 минуты
Последнее обновление: 28 июля 2022 г.
Люди — сложные существа, и существуют различные факторы, которые могут влиять на наше психическое здоровье. Наши эмоции, тело, чувства, поведение и мысли сходятся и взаимосвязаны. Гуманистическая психология — это отрасль психологии, которая рассматривает человека как единое целое, чтобы понимать, диагностировать и лечить психические заболевания.
Истоки гуманистической психологии
«Я понимаю, что если бы я был стабильным, расчетливым и статичным; Я буду жить в смерти. Поэтому я принимаю замешательство, неуверенность, страх и эмоциональные взлеты и падения; потому что это цена, которую я готов заплатить за изменчивую, запутанную и захватывающую жизнь».
Карл Роджерс
Гуманистическая психология возникла в середине 20 века. Он возник как альтернатива двум основным направлениям психологической мысли — бихевиоризму и психоанализу — для другого подхода к человеческим проблемам.
Гуманистический подход восхваляет психическое здоровье и все положительные качества жизни. Человек рассматривается как личность, к которой нужно обращаться многомерно и персонализированно.
Корни гуманистической психологии можно найти в европейском экзистенциализме, у таких авторов, как: Жан-Поль Сартр (« Человек рождается свободным, ответственным и без оправданий. »), Жан Жак Руссо (« Человек хорош по развращает его общество».) , Эрих Фромм ( «Если я то, что имею, и теряю то, что имею, то кто я такой?» ) и Виктор Франкл ( «Человек реализует себя в той мере, в какой он обязывает себя реализовать смысл своей жизни». ).
У этих авторов было видение человеческого состояния, основанное на свободе, смысле жизни, эмоциях и ответственности. Они рассматривают индивида как существо, ответственное за свою жизнь и поступки, способное найти свой собственный путь к свободе.
Пионеры гуманистической психологии
Абрахам Маслоу и Карл Роджерс считаются главными пионерами гуманистической психологии.
Авраам Маслоу наиболее известен своей знаменитой «Пирамидой Маслоу», теорией , которая установила иерархию человеческих потребностей, начиная с самых основных (физиологических) внизу и самоактуализации наверху. Самоактуализация — это концепция, созданная Маслоу, которая означает, что как только человек удовлетворит все свои потребности, только тогда он сможет полностью раскрыть свой потенциал.
Карл Роджерс имеет новаторское видение терапии, которое создает более прямые отношения с «клиентом» (термин, который он придумал в психологии, считая его более подходящим, чем «пациент»).
В своей книге Клиент-центрированная терапия , он показывает, как в своем клиническом опыте он отвергает директивные техники, демонстрируя более тесную связь со своими клиентами, что побуждает их к поиску себя.
С этой точки зрения его вклад в психологию имеет большое значение, так как считает человека способным найти в себе все ресурсы, необходимые для поддержания баланса в жизни.
Для Роджерса люди страдают, потому что они «спят» и нуждаются в пробуждении с помощью внутренней мудрости. Терапевт действует как проводник, чтобы они могли найти свои собственные ответы. Это основано на его доверии к способностям самовосстановления каждого человека.
Принципы гуманистической психологии
- Он охватывает широкую и целостную перспективу. Человек рассматривается как единое целое, где каждый аспект имеет одинаковое значение: мысли, тело, эмоции и духовность. Эти аспекты взаимосвязаны и сходятся.
- Человеческое существование происходит в межличностном контексте. Поэтому общение с другими очень важно и необходимо для личного развития человека.
- Люди обладают способностью принимать собственные решения, нести ответственность за себя и приступать к развитию и реализации своего потенциала.
- Личное развитие поощряется и поощряется. Психолог служит человеку инструментом, чтобы благодаря своим способностям он мог понять и развить себя.
- Люди имеют врожденную склонность к самореализации. Люди могут полагаться на внутреннюю мудрость. Все исцеление можно найти в их собственных ответах. Нам не нужно контролировать ни свое окружение, ни собственные эмоции, подавляя их.
Гуманистическая психология фокусируется на человеке с целостной перспективы, понимая, что каждый аспект, составляющий человека, важен. Человек считается уникальным, ответственным за свой собственный опыт и способным осознавать собственные ресурсы для саморазвития, достижения самореализации и раскрытия собственного потенциала.
«Основным элементом области знания является интимный и непосредственный опыт. (…)
Опыт ничто не заменит».Абрахам Маслоу
Что такое гуманистическая психология и гуманистическая терапия?
Написано WebMD Редакционными участниками
Медически рассмотрено Jabeen Begum 23 июня 2021 г.
В этой статье
- Гуманистическая психология при терапии
- ОБРАЗОВАЯ ДЕЙСТВИЯ ТЕРАРА
- Типы гуманистической терапии
- .
- Ограничение гуманистической терапии
Гуманистическая психология считает, что люди хорошие, и фокусируется на том, чтобы помочь людям раскрыть свой потенциал, исследуя их уникальность. Он основан на предположении, что люди обладают свободой воли и мотивированы на полное раскрытие своего потенциала посредством самореализации.
Гуманистическая психология и гуманистическая терапия идут рука об руку, поскольку последняя фокусируется на способности людей делать рациональный выбор и полностью раскрывать свой потенциал. Этот терапевтический подход фокусируется на клиенте и позволяет ему взять на себя инициативу в разговоре. Это также позволяет им открыть свое истинное подлинное «я» и найти решение своих проблем в процессе.
Терапевт действует как непредвзятый, уважительный слушатель, который направляет терапевтический процесс. Они признают ваш опыт, не пытаясь перевести разговор в другое русло.
Важные постулаты гуманистической психологии включают:
- Чувства, мысли, восприятие и многое другое играют центральную роль в том, как вы относитесь к себе, что является основным индикатором вашего поведения.
- Ваша потребность полностью раскрыть свой потенциал — естественный процесс.
- Все люди обладают свободой воли, и вы должны взять на себя ответственность за свое поведение для личного роста и самореализации.
- Люди могут быть хорошими при правильном наборе условий, особенно в детстве.
- Психолог должен рассматривать каждый случай индивидуально, так как каждый человек отличается уникальным опытом.
Гуманистическая психология в терапии
Гуманистические психологи используют такие методы, как неструктурированные интервью, наблюдение и открытые анкеты.
В неструктурированных беседах терапевт пытается понять, как вы думаете и чувствуете, не фокусируя сеанс на каких-либо конкретных темах или идеях. Они также наблюдают за вами во время сеансов, что позволяет вам быть открытым и давать прямую обратную связь.
Психологи, использующие эту форму терапии, подбирают лечение индивидуально, поскольку они понимают, что каждый человек отличается уникальными потребностями и мотивами.
Гуманистическая терапия
Гуманистическая терапия использует целостный подход, который фокусируется на свободе воли, человеческом потенциале и самопознании. Он направлен на то, чтобы помочь вам развить сильное и здоровое чувство собственного достоинства, исследовать свои чувства, найти смысл и сосредоточиться на своих сильных сторонах.
Существует два подхода к гуманистической терапии:
Эмпатия. Терапевт хочет вас понять. Эмпатия позволяет терапевту относиться к вашему опыту со своей точки зрения.
Безусловное положительное отношение . Это означает, что терапевт проявляет теплоту, восприимчивость и не осуждает. Они избегают показаться авторитетной фигурой.
Виды гуманистической терапии
Клиент-центрированная терапия: Теория, ориентированная на клиента, использует технику активного слушания. Терапевт слушает, признает и перефразирует ваши опасения. Этот терапевтический метод основан на идее создания поддерживающей среды, в которой вы можете чувствовать себя свободно, не подвергая осуждению.
Способность войти в контакт со своим истинным Я помогает вам понять себя таким, какой вы есть на самом деле. Терапия, ориентированная на клиента, в значительной степени зависит от безусловного позитивного отношения и сопереживания.
Гештальт-терапия: Гештальт-терапия фокусируется на навыках и методах, которые позволяют вам осознавать свои чувства и эмоции. Он стремится побудить вас осознавать происходящее здесь и сейчас и брать на себя ответственность за свои действия и поведение.
Экзистенциальная терапия: Этот подход больше фокусируется на свободе воли, самоопределении и поиске смысла.