28.04.2024

Гениальность талант способности задатки: Задатки, способности, талант, гениальность

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

27.12.2014

Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение). Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.


Одаренность — это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность.

Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Канадский ученый Г. Леман, проанализировав очень много фактов, сделал выводы, что гениальность пробуждается у поэтов в 26—30 лет, у врачей в 33—34 года, у художников в 30—35 лет, у писателей в 40—44 года.

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. История свидетельствует, что за период развития человечества можно назвать не более четырехсот гениев.

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Редкое появление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений. Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи считают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Трудность объяснения гениальности заключается в том, что данное понятие связано со спецификой общественного развития, а гении являются своеобразными проявлениями этого роста. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи: развитие государства вызывает проявление инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета государства проявляются таланты музыкальные и литературные, а в военное время — полководческие.

Ключевые слова: Способности, Одаренность, Талант, Гениальность

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Соотношение понятий «одаренность», «талант», «гениальность»

. ..

Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Представления о генезисе способностей и одаренности при функционально-генетическом подходе

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Психогенетика о врожденности и наследуемости способностей и таланта

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Психогенетика одаренности (гениальности), или правда и ложь о врожденном таланте

Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.

Что понимают под одаренностью (талантом)?

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Общая одаренность и специальные способности

Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с….

Талант и гениальность — сходство и различия

Ридецкая О.Г., Психология одаренности

Талант и гениальность как уровни способностей | Материал:

Талант и гениальность как уровни способностей

Выполнила: Вахитова А.Г., воспитатель

1 квалификационной категории

 

Кутерем – 2017

Содержание

Введение         .3

1. Способности……………………………………………………………………4

1.1. Основные понятия……………………………………………………………4

1.2. Условия формирования способностей……………………………………..6

1.3. Виды способностей…………………………………………………………. 7

2. Талант…………………………………………………………………………..8

2.1. Основные понятия……………………………………………………………8

2.2. Классификация таланта………………………………………………………9

3. Гениальность…………………………………………………………………..10

3.1 Общее понятие гениальности……………………………………………….10

4. Талант и гениальность: сходство и различия…………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы ……………………………………………………………….15

Введение

         Талант попадает в цели, в которые никто попасть не может, а гений — в цели, которые никто не видит. (А. Шопенгауэр)

           Как пишет В.Т. Кудрявцев: «Со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего».

          Как справедливо отмечает Т.И. Артемьева: «Рассмотрение способностей в широком личностном плане, а также попытка определять способность через личность переводит саму проблему способностей в область проблем личности. Личность и способности имеют прямую связь, однако это вовсе не означает, что одно может подменяться другим». Мы постараемся четко разграничить эти два понятия и подробно рассмотреть непосредственно интересующие нас способности.                                                                  

        Проблема выявления способностей, таланта и гениальности постоянно ставится перед человеком жизнью. Постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства людей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому, на мой взгляд, проблема выявления способностей, одаренности и таланта, а так же взаимосвязи и различия этих явлений актуальны и в наше время.

          Изучением способностей, таланта, занимались многие психологи как в нашей стране и за рубежом. Среди них можно выделить работы известного советского ученого, доктора педагогических наук в области психологии            Б.М. Теплова. Стоит также отметить работы ученика и сотрудника Теплова, известного отечественного психолога, доктора психологических наук                  Н. С. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных, талантливых детей занимают видное место в русской психологии.

1. Способности

1.1. Основные понятия

         Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими.

          На мой взгляд, способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Таким образом, способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.

         А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:

        «Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» [1, 475].

          Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он выделил «три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

         1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

         2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей;

         3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека… » [2,14].

         В.Н. Дружинин считал, что чем больше развита у человека способность, тем он быстрее и успешнее овладевает какой-либо деятельностью, а процесс обучения и сама работа, в той сфере, в которой он не имеет способностей, дается ему субъективно тяжелее.

         По мнению Теплова, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [2].

         К.К. Платонов в книге «О системе психологии» дает следующую формулировку понятию «способность»:

         «Способности — это совокупность свойств личности, уже входящих в четыре ее основные подструктуры, но только тех из них, которые нужны для освоения определенной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности — это степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и структуру требований к личности данного вида деятельности с учетом возможной компенсации одних качеств личности другими» [3, 135].

          Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

          При равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми, а высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств и требованиям деятельности.

1.2. Условия формирования способностей

         В своих трудах Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. По мнению ученого, врождёнными могут быть только задатки. Под задатками он понимал некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если же способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в течение всей жизни (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»;  «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [4,133]. Таким образом, к способности можно отнести то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Продукт деятельности и влияет на успешность выполнения данной деятельности. Согласно утверждению Б.М. Теплова, способность начинает существовать только вместе с деятельностью, она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, они в ней создаются [4].

         Говоря о способностях, необходимо упомянуть то, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и его успешность определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими, отличающимися по своему происхождению, но схожими по проявлениям. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

1.3. Виды способностей

        Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

7. художественно — изобразительные.

       Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

        Когда мы изучаем психологическую характеристику способностей, можем выделить качества, которые отвечают требованиям не одной, а одновременно нескольких видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть очень ярко выражены. Это говорит о наличии у людей разносторонних способностей, а также об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

2. Талант

2.1. Основные понятия

         Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил, то есть развил свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить нечто новое, не пренебрегая им.

          Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

          А.В. Петровский писал, что «нельзя ставить знак равенства между талантом как потенциальной возможностью создания значительных ценностей в науке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих возможностей в продуктах материальной и духовной культуры общества. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством» [1,484].

           Высшую ступень развития способностей называют талантом. Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат при наиболее благоприятных условиях полноценное развитие, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. Например, в период войн можно наблюдать рождение полководческих талантов, а в мирное время – инженерные, архитектурные. Талант — настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.

2.2. Классификация таланта

           В психологии принято выделять восемь типов таланта:

       1. Вербально-лингвистический. Он отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам.

        2. Цифровой. Данный тип характерен для математиков, программистов, то есть людей, которые каждый день работают с цифрами.

        3. Слуховой. Присущ музыкантам, лингвистам и языковедам.

        4. Пространственный. Характерен для дизайнеров и художников, архитекторов и модельеров.

        5. Физический. Свойственен спортсменам и танцорам, поскольку эти люди легче обучаются на практике.

        6. Личностный, его ещё называют эмоциональным. Он отвечает за то, что человек говорит сам себе.

        7. Межличностный. Люди с этим талантом, преимущественно, в процессе своей деятельности тесно связаны с социумом. Это политики, продавцы, актеры.

       8. Талант окружающей среды. Данным типом талантом чаще бывают наделены дрессировщики, земледельцы.

        Из выше изложенного, талант — это сочетание способностей, их совокупность. То есть отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Между тем, именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта.

3. Гениальность

3.1 Общее понятие гениальности

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

 Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

 Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче» [12, c. 106].

 Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

 «В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».

         Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

 Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.

4. Талант и гениальность: сходство и различия

Существует мнение, что гениальность и талант отличаются тем, что последний следует развивать, а гениальность дается человеку свыше. Но все же ничего нельзя сделать без упорного труда. Представьте себе гения, который не занимается тем делом, которое предписано ему судьбой, он пустил свою жизнь на самотек и совсем не реализовывает себя. Вряд ли он создаст что-то новое или как-то поможет человечеству. Понятие «талант» (и «гениальность» также) включает в себя неустанный труд, самоконтроль и самосовершенствование. Недаром Томас Эдисон, американский изобретатель утверждал, что гений – это 1% вдохновения и 99% пота. Нельзя не согласиться с ним. Также очень важно, чтобы способности, задатки, одаренность, талант, гениальность человека были направлены в положительное русло. Ведь миру известны также злые гении, которые использовали свои способности во вред людям: Гитлер, Чингисхан, Саддам Хусейн, Иван Грозный…  Эти и некоторые другие люди залили человеческой кровью страницы истории в разные времена. Гениальность и талант — это слуги Добра, а не Зла. Хотя, как видим, есть и исключения. Психологи говорят, что каждый человек гениален по-своему, необходимо только открыть в нем задатки. Талант, гениальность придут со временем. Именно поэтому заботливые родители должны внимательно наблюдать за своим малышом, чтобы обнаружить в нем творческие способности. Регулярные занятия с профессионалами сделают свое дело. Способности превратятся в одаренность, а в дальнейшем и в талант. Сможет ли человек стать гением в своем деле, будет зависеть только от него. Способен ли он трудиться без отдыха, сможет ли он посвятить всего себя любимому делу, отказавшись от всего остального. Стоит учесть, что семейная жизнь и быт могут помешать гениальности, притупить её.          

Заключение

          Из всего материала можно сделать вывод, что способностями называют такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

         Вопросы таланта, гениальности, как верно было подмечено Рубинштейном, несмотря на регулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько разными вариантами причинно-следственных отношений, что трудно говорить о какой-либо логической связи между этими теориями. Например, в психологической литературе вопрос о соотношении понятий  талант и гениальность имеет зачастую очень противоречивые ответы. Во многих источниках понятия «одарённость» и «талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.

           Для того чтобы талант, гениальность смогли найти проявление и начать развиваться, личности необходимо иметь высокую работоспособность, мотивацию, самоотдачу, знания и умения в конкретной области деятельности. Учитывая эти факторы, ученые и пытаются разграничить эти три понятия. Способности, гениальность, талант есть в каждом человеке, их просто нужно обнаружить и развивать.

          Среди ученых в связи с этим распространено мнение, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

        Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.

Список литературы:

  1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: Нова, 2006. – 376 с.
  3. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: МПСИ, 2003. – 412 с.
  5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.
  7. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.
  8. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – 3-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720с.
  10.  Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. – Псков: ПГПУ, 2005. – 312с.
  11.  Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Политиздат, 1961. – 503 с.
  12.  Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. — М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.
  13.  Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, 2004. – 413 с.

Естественная история творчества Ганса Айзенка – Кроличья нора

Категории

Книги

Ганс Айзенк

Резюме

Определение гениальности с психологической точки зрения. Гениальность, определяемая как высшее творческое достижение, общественно признанное на протяжении веков, является продуктом множества различных компонентов, действующих синергетически, т. е. умножающих друг друга, а не просто добавляющих одно к другому. Среди компонентов — высокий интеллект, настойчивость и креативность, рассматриваемая как черта. Черта творчества может привести или не привести к творческим достижениям, в зависимости от наличия многих других качеств и ситуационных условий. Среди этих дополнительных качеств выделяются определенные личностные черты, такие как сила эго (внутренняя сила, позволяющая функционировать автономно), противостоять общественному давлению и настойчиво прилагать усилия, несмотря на негативное подкрепление… Главным среди этих когнитивных качеств является склонность к чрезмерной инклюзивности. , склонность не ограничивать свои ассоциации релевантными идеями, воспоминаниями, образами.

«Кроличья нора» написана Бласом Моросом. Чтобы поддержать, подпишитесь на рассылку новостей, станьте покровителем и/или присоединитесь к The Latticework. Оригинальный дизайн Тило Конзока.

Ключевые выводы

  1. Гениальность и психотизм
    1. Гениальность связана с психозом, но не с полным. Психотизм может стать ключом к лучшему пониманию гениальности
    2. Психоз не коррелирует с гениальностью, как это принято считать; полезна высокая патология, за исключением психоза, равно как и сила эго (эмоциональная стабильность)
    3. У шизофреников «сверхинклюзивное» мышление — механизм фильтрации ломается, и все важно и взаимосвязано одновременно. Эта раскованность мышления встречается и у самых творческих, но не переходит в психоз
  2. Талант против гения
    1. Талант работает, гений создает – утверждает, что талант и гений находятся в континууме, а не в дискретности
    2. Кластеры талантов в семьях, гениальности нет
      1. Необходимые характеристики тоже вряд ли будут объединены в кластер
      2. Несмотря на гипотезу Гальтона о нормальном распределении «выдающегося положения», данные о творчестве как достижении показывают, что оно распределяется крайне ненормально
  3. Интеллект против Гениальности
    1. Различие между диспозиционной переменной и тем, что мы могли бы назвать переменной достижения (успеваемость в школе, создание гениальной работы), абсолютно необходимо для понимания психологического анализа способностей и черт.
      Различие, проводимое в настоящее время между чертой и состоянием, скажем, тревогой, воплощает это различие. Диспозиционная гипотеза утверждает, что некоторые люди с большей вероятностью, чем другие, реагируют с тревогой на ситуации, воспринимаемые как опасные, и воспринимают как опасные ситуации, которые другим могут не казаться таковыми. Но состояние тревоги может быть вызвано даже у нетревожных людей, если представить им вполне реальную опасность, в то время как даже люди с высоким уровнем личностной тревожности могут быть полностью расслаблены при случае, когда никакой опасности не вырисовывается 9 .0024
  4. IQ
    1. Тесты IQ очень предсказуемы для успеха, по-видимому, около 70% биологических
    2. Высокий IQ не приравнивается к гениальности, он необходим, но недостаточен (амбициозность, умение тренироваться, настойчивость)
    3. Достижения, как правило, выше почти в каждой категории, вопреки распространенному мнению об идиоте-ученом
    4. Личность также коррелирует с более высокими достижениями
    5. Мы можем включить точку зрения Гальтона следующим образом: Способность (интеллект, особые способности) x Рвение (настойчивость, трудолюбие) x Стремление (мотивация, боевой дух) -> Репутация -> Гениальность
    6. Когнитивные переменные (интеллект, знания, технические навыки, особый талант) x переменные окружения (политико-религиозные, культурные, социально-экономические, образование) x личностные переменные (внутренняя мотивация, уверенность, несоответствие) -> творческие достижения
  5. Творчество
    1. Часто самым творческим действием является выбор проблемы.
      При таком отборе учитываются важность проблемы, известность о ней, предыдущие попытки, возможные удаленные источники информации, ранее не рассмотренные, вероятность того, что проблема решаема в настоящее время, и многое другое
      1. Пуанкаре – Изобретение – это проницательность, выбор
    2. Все познавательные усилия требуют создания новых ассоциаций или пересмотра старых. Существуют заметные различия между людьми в скорости, с которой формируются ассоциации. Скорость образования ассоциаций лежит в основе индивидуальных различий в интеллекте. Только подвыборка ассоциаций актуальна для данной проблемы. Люди различаются по диапазону ассоциаций, учитываемых при решении проблем. Широта диапазона лежит в основе индивидуальных различий в творчестве. Широта диапазона в принципе не зависит от скорости формирования ассоциаций, предполагая, что интеллект и креативность по существу независимы. Однако скорость формирования ассоциаций приводит к более быстрому обучению и, следовательно, к большему количеству элементов, с которыми можно формировать ассоциации. Диапазон ассоциаций, рассматриваемых для решения проблем, настолько широк, что необходима критическая оценка, чтобы исключить неподходящие ассоциации. Подлинное творчество требует: а) большого количества элементов для формирования ассоциаций, б) скорости создания ассоциаций и в) хорошо функционирующего компаратора для устранения ложных решений.
    3. Марк Кац о Рамануджане: Обыкновенный гений — это парень, которым мы с тобой были бы так же хороши, будь мы во много раз лучше. Нет никакой загадки в том, как работает его разум. Как только мы понимаем, что он сделал, мы чувствуем уверенность, что и мы могли бы это сделать. С магами все иначе. Они, используя математический жаргон, находятся в ортогональном дополнении того, где мы находимся, и работа их разума во всех смыслах и целях непостижима. Даже после того, как мы поймем, что они сделали, процесс, посредством которого они это сделали, совершенно темен.
    4. Ключевые факторы креативности – находчивый, проницательный, индивидуалистичный, вдумчивый, умный, интересы (широкий), юмористический, умный, изобретательный, самоуверенный, оригинальный, интересы (узкий), уверенный, эгоистичный, нетрадиционный
    5. Новизна возникает из индивидуального ума, когда она оценивается комитетом, ортодоксальность обычно превалирует
    6. Сложность масштабирования инноваций – государственные органы пытаются с помощью исследований и инноваций использовать способ закупки картофеля (комитет, формы и т. д.), а затем использовать подход «сверху вниз», при котором предпочтение отдается областям, которые, по мнению правительства, являются полезными
    7. Беглость – Гибкость – Креативность
      1. Беглость – общее количество ответов
      2. Гибкость – различные категории реагирования
      3. Оригинальность – необычные, умные или оригинальные ответы
      4. Уточнение — насколько сложным является ответ с точки зрения многочисленных деталей.
        1. Хотите оригинальность (уникальность) + беглость (количество идей)
    8. Высокий, но не самый высокий интеллект в сочетании с наибольшей степенью настойчивости позволит достичь большей известности, чем высший уровень интеллекта с несколько меньшей настойчивостью
    9. Обучение творчеству мало что дает — генетический и синергетический мультипликатор правильных качеств
  6. Личность
    1. Независимость в отношении и социальном поведении, доминантность, интроверсия, открытость к стимулам, широкие интересы, самопринятие, интуиция, гибкость, социальное присутствие и похвала, асоциальное отношение, забота о социальных нормах, радикализм, неприятие внешних ограничений
    2. Единственной чертой, которая ценится выше всего среди гениев, является желание преуспеть
    3. Некоторые общие черты – средний/верхний средний класс, еврей или протестант, образованный, потеря одного или обоих родителей до 15 лет
    4. 20-40 лет — пиковый возраст, затем медленное снижение
    5. Вполне возможно, что избыток дофамина создает гениев, зависимых от работы, которые получают положительное подкрепление за свой труд
  7. Интуиция
    1. Саймонтон говорит, что под «интуитивным» он подразумевает поведенческие адаптации к окружающей среде, которые бессознательны, невыразимы (невозможно выразить словами) и по существу вероятностны по своему характеру
    2. Общий интеллект + Ассоциации
    3. Интуиция для сложных задач, анализ для простых
    4. Великим гениям, самым творческим людям труднее всего приспособиться — они не соблюдают социальные нормы, поэтому обычно их просто игнорируют
  8. Другое
    1. Основные инновации, как правило, приходят из-за пределов данной области
    2. Группы гениев во времени могут быть связаны с великими учителями
    3. Внезапное озарение — явный признак длительной, бессознательной предшествующей работы
      1. Есть предварительный труд, инкубационный период, внезапная интеграция, обязанная своим существованием вдохновению, а не сознательному логическому мышлению, и, наконец, проверка или доказательство, совершенно сознательное

Что я из этого вынес

  1. Невероятно увлекательное и глубокое погружение в гениальность. Любите аналогию с множителем — Способность (интеллект, особые способности) x Рвение (настойчивость, трудолюбие) x Стремление (мотивация, боевой дух) -> Репутация -> Гениальность

В Latticework мы собрали, обработали и соединили более 750 кратких обзоров книг из «Кроличьей норы». Если вы хотите применить идеи из этих книг в своей повседневной жизни и присоединиться к глобальному племени людей, которые учатся на протяжении всей жизни, вам понравится The Latticework. Присоединяйтесь к нам сегодня.

Гений — кто он?

О гении

Нет великого гения без примеси безумия

Аристотель

Когда слышишь, как кто-то обращается к человеку и говорит: «Он гений!», стоит только присмотреться, и ты увидишь, что ничего гениального в нем нет. Несомненно, есть незаурядные способности, упорство, опыт, может быть, даже талант, но гениальности нет и не было.

Почти всегда гениальность путают с талантом, отождествляют эти понятия, хотя разница между ними принципиальна. Чтобы больше не ошибаться в этом вопросе, попробуем ответить сразу на следующие вопросы: что такое гениальность, чем она отличается от таланта и почему существует мнение, что гениальность — удел безумцев?

Отличие таланта от гениальности

И гениальность, и талант заложены на генетическом уровне: талант в виде способностей или склонностей, а гениальность как узконаправленная и единственно возможная стратегия развития.

Талантливый человек – это разносторонне развитая личность, гениальный человек – развивается только в одном направлении. В отношении гениальности справедливо мнение: если в чем-то много, то во всем остальном мало. Вот почему гении в большинстве своем — это люди не приспособленные к жизни, беспомощные в бытовой среде, трудные в общении, равнодушные к насущному. Другими словами, гении создают шедевры, но носят носки разных цветов.

Гениальность – высшая степень развития творческого и интеллектуального потенциала человека. Гений создает нечто принципиально новое, уникальное, способное изменить ход истории, оставить неизгладимый след в памяти поколений.

Талант не имеет такой возможности – ничего революционного он не создает. Почти у каждого человека есть талант, и он есть у каждого, надо только его найти и развить. Гений либо есть, либо его нет, и невозможно предугадать, на каком этапе жизни он проявит себя.

Таланту нужны условия, чаще всего благоприятные – он развивается благодаря чему-то или кому-то. Гениальность приходит не благодаря, а часто благодаря напряженным жизненным обстоятельствам.

Вот пример величайшего русского поэта Александра Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин» можно назвать гениальным творением, ведь это было принципиально новым явлением в литературе XIX века. Произведение не теряет своей популярности и спустя столетия, а некоторые строки уже давно разобраны на цитаты.

Гениальность равна безумию?

Часто гениальность отождествляют с одним из видов психических отклонений. С точки зрения психоанализа гениальность — это сублимация (от лат. sublimare — возвышать, одухотворять), защитный механизм психики, преобразующий внутреннее напряжение в творческую энергию для достижения значимых результатов в какой-либо области.

В процессе многолетнего изучения гениальности стало ясно, что действительно между гениями и сумасшедшими есть много общего. Немецкий психолог Эрнст Кречмер в своих исследованиях установил, что «средний» гений — это чувствительный человек с признаками невротических отклонений (неврозов), с бурными аффективными реакциями (резкими изменениями эмоционального состояния).

Чезаре Ломброзо, итальянский судебный психиатр XIX века, утверждал, что гений — это аномалия, которая часто заканчивается безумием. Ломброзо составил список гениальных людей разных эпох, в который вошли Сократ, Шуман, Гоголь, Моцарт, Свифт, Ньютон, Шопенгауэр и многие другие выдающиеся личности. Он часто цитировал знаменитого художника Ван Гога, известного самоубийством. Одна из самых дорогих картин в мире «Автопортрет без бороды» была написана Ван Гогом, когда он уже находился в психиатрической больнице.

Кстати, книга Чезаре Ломброзо «Genio e follia» считалась уникальной в своем роде, а сам автор страдал эпилепсией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *