Четыре функции сознания. Ведущая функция в психологии. Подчиненная функция. Вспомогательная функция.
Ведущая функция в психологии. Подчиненная функция. Вспомогательные функции. Трансцендентная функция (пятая)Людей можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основным психологическим функциям.
Функция – это деятельность, работа, процесс. Само слово происходит от латинского слова «исполнять», а его санскритский корень означает «удовольствие». Выполнение определенной функции доставляет удовольствие, как и исполнение физических упражнений и вообще занятие любой деятельностью, в которой человек проявляет свою силу и умение.
В Аналитической психологии этот термин определяется как функции сознания. Они участвуют в развитии сознательной личности, формируя направленность сознания, согласованность Эго, его привычки, единство и память, а также свойственный ему способ выполнения действий. Функции формируются у человека позднее комплексов и классически в теории Юнга определяются как аспекты Эго-комплекса.
Опираясь на опыт, Юнг назвал основными психологическими функциями (а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих) ощущение, интуицию, мышление и чувство. Необходимо различать способ действия функций и их содержание. Человек может иметь чувства, мысли, ощущения, но оперировать с ними способно только организованное сознание. Возникшая в мозгу отдельная мысль еще не означает функцию мышления (это просто содержание сознания), а печальное настроение, испытываемое человеком в течение дня, еще не есть функция чувствования.
Четыре психологические функции следует рассматривать как 4 способа освоения и организации жизни. Сознание ориентируется в окружающем мире следующими 4-мя способами:
1. через ощущение, функциональной сущностью которого является установить, что нечто существует;
2. через мышление, поясняющее нам, что означает это нечто;
3. через чувство, которое говорит какова ценность этого нечто;
4. через интуицию, подсказывающую смысл и потенциальные возможности этого нечто…….
Функция «ощущение» активизируется при восприятии конкретных свойств объектов и явлений с помощью органов чувств.
Функция «интуиция» стимулируется при восприятии идей, заключенных в воспринимаемых объектах и явлениях, (то есть при восприятии их идеальных свойств).
Функция «мышление» связана с процессом аналитической деятельности мозга, направленной на выявление объективных причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
Функция «чувствование» («чувство») направлена на субъективную (эмоциональную) оценку воспринимаемого.
Жизнь человека – это бесконечный процесс восприятия информации о мире вокруг нас. Абсолютно всё начинается со сбора информации, и существует два способа реализации этого процесса: сенсорный (с помощью ощущения) и интуитивный (с помощью интуиции)…….
На основе воспринятой информации человек выносит суждения и принимает решения. Процесс принятия решения нацелен на результат и сконцентрирован на конкретных вещах, объектах. Способы принятия решений также можно разделить на 2 вида: логический (с помощью мышления) и чувственный (с помощью чувствующей функции).
Любопытно, что мышление и чувство – это единственная пара предпочтений, связанная с полом. Около двух третей всех мужчин предпочитают логические решения, примерно такая же часть женщин – чувственные.
Функция принятия решений – наиболее труднораспознаваемое из всех предпочтений. Действие логики и чувства очень индивидуально. Услышав чье-то мнение по какому-либо вопросу, трудно определить, объективно оно или субъективно…….
Все 4 основные психические функции образуют целостный набор возможных способов организации опыта и ориентации человека в мире. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат. Это своеобразный компас.
Выделенные 4 функции Юнг разделил на 2 группы.
Первая из них, в которую входили функции ощущения и интуиции, была названа им иррациональной. Юнг считал, что иррациональные функции связаны с процессом безоценочного восприятия и отвечают за непосредственный контакт человека с внешним миром.
Вторую группу функций, в которую вошли мышление и чувство, он обозначил как рациональную, утверждая их связь с процессом различения отдельных явлений и событий окружающего мира, с оценочным суждением. Человек, воспринимая информацию, одновременно производит её оценку. При этом существует 2 способа оценки – объективный (при помощи мышления) и субъективный (с помощью чувствующей функции)…….
В постъюнгианской типологии принято считать, что функции ощущение и интуиция являются разными полюсами одной шкалы – иррациональной, а мышление и чувство суть разные полюса другой шкалы – рациональной. Другими словами, эмоционально окрашенное чувство противоположно рассудочному мышлению, а проницательная интуиция противоположна поверхностному ощущению (сенсорике).
Действие одной полярной функции исключает действие противоположной полярной функции одной и той же шкалы. Например, если вы хотите бесстрастно размышлять, придется отбросить чувства. Очевидное тому подтверждение – вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человечества.
Взаимодействие психологических функций изображено на рис. 20.
Четыре основные функции, размещенные геометрически, образуют крест со шкалой рациональности, проходящей под прямым углом к шкале иррациональности. В центре находится Эго с присущей ему энергией воли. Воля может быть направлена на любую из психических функций, активизируя её…….
Человек, как известно, никогда не может быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает всегда только определенные, необходимые ему качества и оставляет недоразвитыми остальные. Те функции, которые он не использует ежедневно, а значит и не развивает их упражнениями, остаются в той или иной степени в примитивном, инфантильном, часто лишь в полубессознательном, а порой даже в совершенно бессознательном состоянии. И хотя каждый человек потенциально располагает всеми 4-мя функциями, только одна из них развита настолько, чтобы сознательная воля могла ею манипулировать. Ее называют ведущей (или доминирующей) функцией. Если ведущей функцией, например, служит мышление, то человек может сознательно управлять своим мышлением. Он контролирует ход мысли, думает, о чем ему угодно, и не является рабом своих мыслей.
Хорошо развитая ведущая функция требует механизма доминирующей установки сознания. При таком положении дел, у экстраверта, например, наиболее развитая (дифференцированная) функция работает в экстравертной манере, тогда как менее развитые, низшие функции интровертируются. У интроверта наоборот.
Ведущая функция является самой сознаваемой и полностью находится под контролем сознания, в то время как менее развитые функции – отчасти бессознательны и гораздо менее контролируемы сознанием. Поэтому ведущая функция – это всегда выражение сознательной личности, её целей, её воли и главных достижений, тогда как менее развитые функции относятся к разряду тех вещей, которые просто «случаются» с человеком. ……
Под влиянием доминирующей функции складывается индивидуальный психологический тип.
У человека всегда имеется одна функция, которая развита меньше остальных и особенно сильно сопротивляется интеграции в сознание. Это так называемая подчиненная функция, или иногда, чтобы отличить от других, её называют «четвертой функцией». Она-то и представляет собой ахиллесову пяту сознания: где-нибудь сильный – слаб, разумный – глуп, хороший — плох
У каждой ведущей функции есть своя подчиненная. В юнговской модели, как показано на рис. 20 и рис. 21, подчиненная функция неизменно оказывается той же самой природы (рациональная или иррациональная), что и ведущая функция, но требующая противоположный механизм установки сознания (экстравертный или интровертный). Это второй полюс той же шкалы. Например, если ведущей функцией будет экстравертное мышление, то подчиненной будет интровертное чувство, если доминирует интровертное ощущение, то подчиненной будет экстравертная интуиция и т. д.
Оставаясь в бессознательном состоянии, подчиненная функция образует характерную для каждого типа неполноценность, которая в качестве составной части входит в общую структуру характера. Например, подчиненное мышление превращается в «простое мнение», и эти мнения и замечания временами шокируют своей бестактностью. А подчиненное чувство выражается в сентиментальности и крайне неразвитом вкусе. Это согласуется с общим опытом: одностороннее предпочтение мышления всегда сопровождается неполноценностью чувств, а развитое сенсорное восприятие таким же образом сказывается на интуитивной способности, и наоборот…….
Вызвать наверх неполноценную подчиненную функцию могут как позитивные, так и негативные события. Когда вы попадаете в ситуацию, в которой обычная ориентация не работает, где она не в силах помочь вам справиться с возникающими проблемами, вас автоматически отбрасывает к подчиненной функции.
Основная характеристика подчиненной функции – спонтанность проявления и недоступность для нашей воли. На нее никогда нельзя положиться, ибо ею нельзя управлять, более того, можно даже стать её жертвой: вы окажетесь не в силах контролировать себя, голос начинает срываться, вы краснеете, злитесь и так далее. Вы теряете власть над собой, и она переходит к подчиненной функции, которая более примитивна, чем развитая часть личности.
Подчиненной функции, по сравнению с ведущей, свойственна медлительность. Медлительность подчиненной функции является одним из её главных недостатков. Например, мыслительному типу требуется значительное время на размышления о том, испытывает ли он по отношению к чему-то чувства, и если да, то какие именно. Ускорить процесс невозможно, подчиненная функция никогда не достигнет скорости ведущей.
Кроме того, с проявлением подчиненной функции связан потрясающий заряд эмоций. Как только вы затрагиваете её сферу, люди начинают проявлять повышенную эмоциональность.
Другими типичными аспектами подчиненной функции, также связанными с её неспособностью к приспособлению и примитивностью, является ранимость и деспотизм.
Большинство людей становятся крайне обидчивыми, когда тем или иным способом затрагивается их подчиненная функция. Они не могут вынести малейшего намека на критику, чувствуют себя обиженными, теряют уверенность в себе и в результате терроризируют всех вокруг – все должны «ходить на цыпочках»…….
Ранимость есть симптом наличия неполноценности. Тем самым создаются психологические основы для разлада и недоразумений, и не только для разлада между двумя людьми, но и для разлада с самим собой. Дело в том, что сущность неполноценной функции характеризуется автономией. Она самостоятельна, она охватывает, околдовывает и опутывает нас так, что мы уже перестаем быть хозяевами самих себя и не можем точно проводить различие между собой и другими.
Подчиненная функция, безусловно, связана с болезненными местами, имеющимися в каждом человеке. Это наша открытая рана или, по крайней мере, открытая дверь, сквозь которую может проникнуть всё, что угодно. Подчиненную функцию можно представить себе как дверь, сквозь которую все составляющие бессознательного проникают в сознание и которую невозможно закрыть…….
Ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы, получившие свое название от ведущей функции и описанные Юнгом, в чистом виде в реальной жизни встречаются крайне редко. Обычно имеется вторая функция (иногда даже и третья), которая достаточно развита и вполне совершенна (приближаясь по степени активности к ведущей функции), чтобы оказывать со-определяющее влияние на сознание. Она, в отличие от ведущей функции, не имеет решающего значения, но учитывается как вспомогательная функция (резервная или дополнительная). На практике вспомогательная функция такова, что её природа (принадлежность к рациональной или иррациональной шкале) отличается от ведущей (смотри выше рис.20 и рис. 21). Например, мышление, в качестве ведущей функции, может легко сочетаться с интуицией или с ощущением, но никогда – с чувством. Интуиция и ощущение представляют собой функции восприятия, оказывающие желанную помощь мышлению…….
Вспомогательную функцию человек использует более редко, чем ведущую. Она активируется либо в незначительных для него ситуациях, когда не требуется проявлять компетентную ведущую функцию, либо когда возникшая проблема не может быть решена с помощью ведущей функции. Поэтому вспомогательную функцию называют еще резервной, или адаптационной функцией. Она проявляет себя преимущественно в ситуациях общения с представителями других психологических типов. Например, на вечеринке с малознакомыми людьми мужчина мыслительного типа вряд ли будет излагать свои научные идеи, скучные для окружающих. Вероятнее, что он, используя свою вспомогательную ощущающую функцию, будет восхищаться внешним видом помещения, убранством стола, красотой женщин и т.п. Однако из-за недостаточной развитости сенсорной функции его комплименты и попытки ухаживать за женщинами могут быть весьма своеобразными, неумелыми.
Ориентация психики конкретного типа в наибольшей степени связана с ведущей и вспомогательной психическими функциями…….
Однако многие люди настолько хорошо развивают вспомогательную функцию, что оказывается очень трудным определить, является ли тип человека, скажем, мыслительно-интуитивным или перед вами интуит с развитым мышлением (то есть интуитивно-мыслительный тип), так как со стороны кажется, что обе эти функции получили в нем одинаково хорошее развитие. Установить ведущую функцию можно косвенно, сначала определив подчиненную функцию. Для этого нужно задать вопрос: от чего больше страдает человек с развитым мышлением и интуицией – от того, что набивает шишки, сталкиваясь с объективными ощущениями (в этом случае подчиненной будет ощущающая функция, а ведущей интуиция), или от проблем, связанных с чувствами (тогда подчиненной будет чувствующая функция, а ведущей мышление)? Получив ответ на этот вопрос, можно сначала решить, которая из функций является подчиненной, а затем уже сделать вывод, какая из функций ведущая, а какая – хорошо развитая вспомогательная. ……
Психические функции можно трактовать как двери в сознание. Наша сфера сознания подобна комнате, имеющей 4 двери. Бессознательное обычно проявляется через менее развитые функции, поэтому ведущая функция – это дверь, закрытая для содержаний бессознательного. В человеке, развившем в себе только ведущую функцию, две вспомогательные будут действовать так же, как и подчиненная, то есть бессознательно, и до тех пор, пока человек не разовьет свои две вспомогательные функции, эти двери будут открытыми. Когда человеку удается развить 3 функции (ведущую и две вспомогательные), закрыв 3 двери в сознание, проблема четвертой, открытой двери (подчиненная функция), всё же остается, так как, видимо, ей предназначено оставаться незапертой. С этим придется смириться: чтобы продолжать развиваться, необходимо испытывать неполноценность.
Ошибка, которую часто совершают люди, заключается в том, что они думают, будто могут подтянуть подчиненную функцию до уровня других функций сознания. ……
Нельзя совершить прямой прыжок от сознательной ведущей функции к полностью бессознательной подчиненной по той причине, что они, являясь противоположными полюсами одной шкалы, несовместимы, они полностью исключают друг друга. Необходимо сначала интегрировать в сознание совместимые с ведущей вспомогательные функции, при этом понизив уровень сознания, а уже потом, с этого уровня, переходить к ассимиляции подчиненной функции.
Ассимилировать (или интегрировать в сознание) функцию – означает жить какое-то достаточно долгое время, выдвинув её на передний жизненный план…….
Переключение на вспомогательную функцию происходит тогда, когда человек чувствует, что теперешний образ его существования стал безжизненным, когда он более или менее постоянно испытывает скуку и в собственном обществе, и в своей деятельности. Обычно ему не приходится решать теоретический вопрос, на какую функцию ему следовало бы переключиться. Он просто выбирает себе новое занятие по душе и тем самым переключается на другую функцию. Но не следует забывать, что ассимиляция вспомогательной функции является столь трудной задачей, что обычно людям приходится затрачивать на её решение весьма значительное время. Иногда в этот период человек на 8–10 лет на самом деле становится человеком другого психологического типа, нежели он был первоначально…….
После развития четвертой функции происходит качественное изменение сознания: функций теперь становится не 4, а одна – одна трансцендентная функция (включающая в себя все 4 хорошо развитые функции сознания), которую можно рассматривать как психологический механизм смены типа ведущей функции, а также смены типа установки сознания (экстраверсия – интроверсия) в зависимости от требований сложившейся ситуации…….
Ассимиляция подчиненной функции может произойти только при наличии смирения – готовности принести в жертву другие функции и опуститься вместе с ними на более низкий уровень. Юнг говорил, что не надо стремиться к совершенству, но следует любыми средствами стараться достичь полноты. Это приводит к переходу на промежуточный «средний уровень». При этом появляется новое, совершенно отличающееся от предыдущего отношение к жизни, при котором человек способен использовать в качестве ведущей любую из функций, но ни одну из них он не использует постоянно. Человек, действительно ассимилировавший все свои функции, может пользоваться любой из них тогда, когда этого требует сложившаяся ситуация, и сам больше не окажется в рабской зависимости от своей ведущей функции…….
Итак, состояние «среднего уровня» сознания превращается в трансцендентную функцию, с которой человек продвигается по жизненному пути. Другие уровни по-прежнему существуют и доступны для него, но он не занимает в них центральное положение. Центр его сознания сдвигается от Эго и его функций в промежуточное положение, сообразуясь с намеками Самости. Этот «средний уровень» контролируется активным воображением. ……
Другими словами, человек постоянно находится (то есть живет) в медитативном состоянии. Внешне же он продолжает вести обычную повседневную жизнь, участвуя в ней, как любой нормальный человек…….
Решение проблемы функций является всего лишь первым шагом, но и этот шаг сделать чудовищно трудно. Людей, достигших этой стадии, очень немного…….
В идеале любой человек должен полностью владеть всеми 4-мя функциями, с тем чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы…….
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги
Функции сознания
Сознание человека – до сих пор неизученный до конца, загадочный субъект. Это — форма психического отражения реальности, свойственная только человеку и неразрывно связана с речью, ощущением и мышлением. Благодаря ему, человек может преодолеть, к примеру, свою неуверенность, страх, гнев и контролировать желания.
Функции сознания в психологии – это набор инструментов, необходимых для того, чтобы понять себя и окружающий мир, сформировать определенные цели, план действий, предвидеть их результат, регулировать собственное поведение и деятельность. Подробней об этом мы расскажем в нашей статье.
Основные функции сознания
Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:
- Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
- Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
- Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
- Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
- Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
- Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.
Это еще не весь список основных функций сознания в психологии человека, в связи с новыми представлениями науки о сознании его можно еще долго пополнять пунктами.
Статьи по теме:
Моральное сознание В этой статье мы поговорим о моральном сознании, теме, волнующий человечестве еще с самих истоков его зарождения и о факторах, способствующих его развитию и формированию. |
Современные теории мотивации Мотивация играет одну из основных ролей в достижении поставленных целей, поэтому каждое поколение изучает этот психологический процесс, предлагая новые теории и, о которых мы и расскажем в этой статье. |
Мозг и сознание В этой статье мы поговорим о взаимосвязи сознания и мозга. Казалось бы, очевидна неразрывная связь, однако есть существенные различия, на которые обязательно стоит обратить внимание. | Свойства сознания Сознание человека имеет отражение на жизни человека, в зависимости от уровня и направленности. Мы расскажем о самых ярко выраженных свойствах сознания и особенностях каждого из свойств. |
Сознание – определение, природа, функции и теории
Home »MA Psychology Notes»Когнитивные процессы»Сознание – определение, природа, функции и теории
Опубликовано Authorbalaji niwlikarLeave A Comment
Содержание
- 1 ВВЕДЕНИЕ
- 2 Определение сознания
- 3 Характер сознания
- 4 СЛОЖНО0013 5 Функции сознания
- 6 Теории сознания
- 6.1 Глобальная теория рабочего пространства
- 6.2 Теория Дехаена и Наккаша
- 7 Ссылки
Мозг никогда не отдыхает полностью, но всегда кишит электрохимической активностью. Таким образом, все когнитивные функции, такие как сознание, внимание, память, мышление, использование языка и многое другое являются отражением модулированного паттерна химической активности специализированных клеток, т. е. нейронов.
Тем не менее, всей нашей когнитивной вселенной мы обязаны функционированию этих нейронов, передающих информацию в виде электрических волн.
Сознание — это явление, присущее почти всем людям. Его нельзя непосредственно увидеть или потрогать. Тем не менее, это достаточно реально для большинства людей.
Это основное состояние, которое обозначает существо как живое и дает телу необходимую информацию о внешнем мире и о самом теле.
Фактически, Он охватывает когнитивные функции, такие как внимание, сенсорный опыт, память и такие состояния, как бодрствование или сновидения.
Несколько определений Сознания были предложены разными авторами:
- Согласно Американской психологической ассоциации (АПА) – Сознание — это осознание организмом чего-то внутреннего или внешнего по отношению к себе.
- Сознание состоит из всех ощущений, восприятий, воспоминаний и чувств, которые вы осознаете в любой момент (Farthing, 1992).
- Это «нормальное психическое состояние бодрствующего человека, характеризующееся переживанием восприятий, мыслей, чувств, осознанием внешнего мира, а часто и у человека.
. . самосознание» (Колман, 2001, Тонони и Кох, 2008)
- Согласно Матлину, Сознание означает осведомленность людей о внешнем мире и о своих восприятиях, образах, мыслях, воспоминаниях и чувствах.
Сознание имеет две стороны: Сознание включает в себя реализацию стимулов окружающей среды. Например, номер
может вспомнить старую мелодию, головную боль или визуальное узнавание старого друга. Сознание также включает в себя когда-то знание ментальных событий — мыслей, возникающих в результате воспоминаний.
Сознание — это психологическая конструкция — концепция, разработанная, чтобы помочь нам понять наши наблюдения или поведение. Конструкция сознания имеет несколько значений.
Как сенсорное осознание : наши органы чувств (глаза, уши, нос и т. д.) позволяют нам осознавать окружающую среду.
Внутреннее состояние : Мы осознаем мысли, образы, эмоции и воспоминания внутри себя. Хотя они могут не иметь физического проявления этих аспектов.
Состояние бодрствования : сознание также является состоянием бодрствования, а не сна.
Области мозга, связанные с сознанием Функциональная нейровизуализация (фМРТ) использовалась для оценки активации в областях мозга, связанных с обработкой лица (веретенообразная область лица) и обработкой объектов (парагиппокампальная область). Их ключевой вывод заключался в том, что можно было
предсказать идентичность подавленного (бессознательного) стимула почти с 90-процентной точностью путем изучения паттерна активации мозга в этих областях мозга. Таким образом, даже подавленные стимулы обрабатывались на высоких уровнях зрительной системы.
Кроме того, McIntosh et al. обнаружили доказательства того, что левая префронтальная кора является частью гораздо более крупной нервной системы
, связанной с сознанием, включая правую префронтальную кору, двустороннюю верхнюю височную кору, медиальный мозжечок и затылочную кору.
- Упрощение и отбор информации
- Руководство и надзор за действиями
- Установка приоритетов для действий
- Обнаружение и устранение несоответствий
- Функция адаптации и обучения
- Функция отражения и самоконтроля
- Функция обнаружения ошибок и редактирования
- Принятие решений
Баарс и Франклин (2007) выдвинули теорию глобального рабочего пространства.
- Одно из основных предположений этой теории состоит в том, что мы осознаем лишь небольшую часть информации, которая обрабатывается в нашем мозгу в любой данный момент.
Обычно мы узнаём информацию, которая имеет для нас наибольшее значение, например, потому что она связана с нашими текущими целями.
Баарс и Франклин (Baars and Franklin, 2007) использовали метафору театра, чтобы прояснить природу своей теории глобального рабочего пространства. Согласно этой метафоре, «Бессознательные процессоры в театральной аудитории получают передачи из сознательного «яркого пятна» на сцене. Контроль яркого пятна соответствует избирательному вниманию»
- Другое важное предположение состоит в том, что между сознанием и вниманием существует очень
тесная связь. В повседневном языке слова – «смотреть», «слушать» привлекают внимание. На самом деле слова «видеть», «слышать» задействуют сознание. - Еще одно предположение состоит в том, что большая часть обработки человеческой информации включает в себя большое количество специализированных процессоров, которые обычно бессознательны.
- Кроме того, одно из предположений состоит в том, что «содержимое сознания вызывает обширную активацию мозга»
Дехане и Наккаш (2001) выдвинули теорию глобального рабочего пространства, напоминающую теоретический подход Баарса. Однако они сделали это, выйдя за рамки определения основных областей мозга, связанных с осознанием.
Они утверждали, что сознательное осознание зависит от одновременной активации нескольких отдаленных частей мозга.
Они определили три основных состояния, которые могут возникнуть при предъявлении визуального стимула:
(1) Сознательное состояние: Существует сильная активация в областях, участвующих в основной обработке зрительной информации, и в нейронах теменной и префронтальной областей. Кроме того, поясная кора, связанная с вниманием, также активируется.
(2) Предсознательное состояние: Базовая визуальная обработка достаточна, чтобы обеспечить сознательное осознание, но недостаточно нисходящего внимания.
(3) Подсознательное состояние: Базовая визуальная обработка недостаточна, чтобы обеспечить сознательное осознание независимо от вовлечения внимания.
Другими словами, сознательное визуальное осознание требует базовой визуальной обработки (обработка снизу вверх) и внимания (обработка сверху вниз).
- Андерсон, Дж. Р. (2015). Когнитивная психология и ее значение. Нью-Йорк: Worth Publishers
- Галлоти, К. М. (2004). Когнитивная психология в лаборатории и вне ее. США: Томсон Уодсворт.
- Матлин, М. (1994). Познание. Бангалор: паб Harcourt Brace.
CategoriesCognitive Processes, Cognitive Psychology, MA Psychology NotesТеги познание, когнитивные процессы, сознание, сознание и познание, определение сознания, функции сознания, MA психология, MA заметки по психологии, MA Psychology SPPU, заметки SPPU, СППУ Психология, Теории сознания
Что такое психология сознания? | BetterHelp
Что значит быть в сознании? Означает ли это просто осознавание или существуют разные уровни и состояния сознания? В то время как многие люди считают сознание социальным или духовным качеством, в психологии оно имеет очень специфическое значение для людей и их умственных способностей.
Что такое сознание в психологии? Итак, что такое сознание в психологии? Сознание — один из самых сложных терминов для определения. Вы можете определить сознание в психологии просто как осознание, но это не дает полной картины. Это осознание ваших внутренних процессов, таких как мышление, чувство, ощущение и восприятие. Оно знает, кто вы и чем вы владеете.
Сознание может означать осознание воспоминаний. Это может означать, что вы контролируете свое поведение. Это может относиться к тому, насколько вы бодры и отзывчивы. Когда вы осознаете опыт, вы знаете, что значит иметь этот опыт. Это также может означать настройку на настоящий момент здесь и сейчас.
Хотите узнать больше о психологии сознания?
Поговорите с сертифицированным экспертом по психологии онлайн.
Ваше сознание отделено от вашего физического существа?
Некоторые психологи предполагают, что нет такой вещи, как сознание, помимо физиологических процессов. Этот взгляд называется монизмом, потому что он предполагает, что ваш разум и тело одинаковы. С ростом количества научных исследований, которые показывают связь между психическим опытом и состоянием мозга, что отражается на ЭЭГ, концепция монизма становится более приемлемой.
Другие психологи предпочитают картезианскую модель сознания, в которой разум и тело являются отдельными сущностями. Эта дуалистическая теория уже не так популярна, как когда-то, но никто не придумал другого определения, которое бы признавало физические аспекты разума, не уничтожая понятие свободы воли.
Уровни СознанияИдея уровней психологии сознания исходит из психоаналитической теории. Зигмунд Фрейд разработал теорию уровней сознания. Хотя психология Фрейда вышла из моды, по большей части эта и другие теории Фрейда все еще используются для описания аспектов психологии. Модель Фрейда делила сознание на три уровня: сознательное, бессознательное и предсознательное.
Сознание Для Фрейда сознание определялось как часть разума, содержащая все мысли, ощущения, эмоции и переживания, которые вы осознаете в настоящий момент. Когда вы что-то осознаете, вы можете рассуждать об этом логически и говорить о том, что вы испытываете.
Фрейдовское понятие предсознательного было простым. Вы не осознаете их в настоящий момент, но вы можете вызвать эти воспоминания, когда захотите.
БессознательноеФрейд особенно интересовался бессознательным. Он чувствовал, что разблокировка бессознательного избавит от невротизма. Он рассматривал эту часть разума как место, где побуждения, эмоции и идеи порождают конфликты, тревогу и боль. Бессознательное содержало страхи, аморальные и сексуальные побуждения, насильственные мотивы, иррациональные желания, эгоистичные потребности и постыдные переживания.
Бессознательное тоже не было просто интеллектуальным пустым пространством. Наоборот, это было похоже на большую часть айсберга, скрытую под поверхностью сознания. Для Фрейда бессознательное влияло на сознание и поведение драматическим образом.
States Of ConsciousnessStates of consciousness psychology include different states of consciousness including:
- Ordinary wakeful consciousness
- Hypervigilance
- Lethargy
- Sleep
- Dreaming
- Hypnotic state
- Drug-induced states
- Медитативное состояние
- Диссоциативные состояния
- Отсутствие сознания
- Парциальные эпилептические припадки
- Смерть
Ваше состояние сознания оказывает большое влияние на то, как вы воспринимаете свои переживания. Это изменяет качество этого опыта для вас. Это может определять ваши эмоции или ваше сенсорное восприятие опыта.
Измененные состояния сознания
Проще говоря, измененное состояние сознания — это состояние, при котором ваши мысли, эмоции, ощущения, восприятие и самоощущение изменяются. Если вы находитесь в измененном состоянии сознания, вы можете испытывать изменения в:
- Самоощущение
- Восприятие времени
- Ментальное единство
- Воля
- Восприятие реальности
- Образ тела
- Эмоции
может случиться с вами по целому ряду других причин.
Гипнотическое состояние
Гипнотическое состояние сравнивают с лунатизмом. Однако гипноз вызывается намеренно и искусственно. Это состояние повышенного осознания, в котором вы более восприимчивы к внушению. Когда гипнотерапевт приказывает вам что-то сделать, вы делаете это с большей готовностью во время гипнотического состояния.
Вы также можете практиковать самовнушение. Это процесс, посредством которого вы вводите себя в состояние, подобное трансу, когда вы сосредотачиваетесь на одной мысли или объекте. Самогипноз можно использовать для контроля веса, отказа от курения, контроля над другими вредными привычками и поведением, а также для снятия боли. Самовнушение начинается с расслабления, глубокого дыхания и повторения фраз.
В последнее время гипноз стал уважаемым способом уменьшить восприятие боли. Одно исследование предполагает, что гипноз уменьшает восприятие боли на 50% и вызывает физиологические изменения в мозге.
Медитативное состояние
Медитативное состояние очень похоже на состояние самовнушения. Вы расслабляетесь и сосредотачиваетесь на объекте или идее. Разница в том, что у гипноза есть конкретная цель с определенным концом, в то время как медитация является самоцелью. Например, когда вы успешно бросили курить, вам больше не нужно практиковать самовнушение для отказа от курения. Медитация — это постоянная практика. Его единственная цель — опустошить ум.
Во время и после медитации сознание изменяется несколькими способами. Одно исследование показало, что изменения в сознании были наиболее глубокими, когда глаза были закрыты для медитации. Эти изменения включают:
- Sense of time
- Unusual meanings
- Imagery
- Self-consciousness
- Increased meaning
- Sense of unity
- Mental clarity
- Positive emotions
- The sense of being in an altered state
Drug -Индуцированное состояние
Состояние сознания, вызванное наркотиками, может слегка или сильно отличаться от нормального сознания. Употребление психоактивных препаратов вызывает изменения в работе мозга, включая изменения в сознании, восприятии, отношении и поведении. Разные наркотики по-разному влияют на мозг:
- Алкоголь – изменяет уровни нейротрансмиттеров, замедляет действия и реакции, повышает уровень ГАМК, снижает уровень глутамата, вызывает замедление когнитивных функций и повышает уровень дофамина.
- Марихуана — изменяет мысли, память и восприятие боли.
- Кокаин – изменяет обратный захват нейротрансмиттеров, включая норадреналин, дофамин и серотонин.
- Экстази — увеличивает положительные эмоции, уменьшает запреты и увеличивает чувство близости с другими людьми.
- Опиаты – уменьшают боль, вызывают эйфорию и, в конечном счете, снижают выработку эндорфинов.
- ЛСД — включает серотониновые рецепторы, воздействует на центральную кору головного мозга, что в свою очередь изменяет мысли, установки, интуицию и сенсорное восприятие. Также может резко изменить эмоции во время действия.
Психоз
Психоз — это измененное состояние сознания, при котором очень трудно отличить настоящее от ложного. У вас могут быть визуальные или слуховые галлюцинации, которые другие могут не видеть и не слышать. У вас может быть бред, то есть ложные убеждения. Ваши мысли, речь и поведение могут стать неорганизованными.
Потеря сознания
Потеря сознания может произойти во время комы или смерти мозга. В коме вы не осознаете, что происходит вокруг и внутри вас. У вас могут быть рефлекторные и непроизвольные реакции. При смерти мозга прекращаются даже ваши рефлексы. Психология меньше интересуется этими уровнями сознания, поскольку они, по-видимому, больше относятся к области физиологии.
Сон
Долгое время ученые предполагали, что глубокий медленный сон — это то же самое состояние, что и отсутствие сознания. Однако недавние исследования показывают, что во время сна происходят и другие измененные состояния. Существуют различные функции медленного сна, такие как консолидация памяти и различные переживания медленного сна, включая ощущения и восприятие того, что вы спите.
Сновидения
Хотите узнать больше о психологии сознания?
Поговорите с сертифицированным экспертом по психологии онлайн.
Сновидение — это вид измененного состояния, в котором вы испытываете галлюцинации, напоминающие рассказ. Сны содержат яркие образы, которые возникают в вашем воображении. Возможно, вы представляли сенсорные восприятия, такие как видение, слух или прикосновение к вещам, которых нет. Люди обычно являются главными действующими лицами в их снах. Вы можете испытать восприятие речи и участия во всех видах деятельности.
Парциальные эпилептические припадки
Эпилепсия может вызывать измененное состояние во время припадков. Исследования парциальных эпилептических припадков показали, что люди галлюцинируют во время припадков, хотя галлюцинации считаются непсихотическими. Мысли и поведение человека также изменились, и он почувствовал себя оторванным от реальности.
Свобода воли и сознания
Философы и ученые не все согласны с тем, обладают ли люди свободой воли. Некоторые говорят, что важной частью сознания является чувство воли, то есть ощущение, что вы контролируете свои действия. Этот спор далек от завершения. Однако большинство ученых согласны с тем, что вера в то, что у вас есть свобода воли, необходима для поддержания хорошего психического здоровья.
Бегство от сознания
Предполагая, что люди могут делать выбор, возможно ли выбрать свое состояние сознания? Кто-то скажет да. Вы можете практиковать медитацию или принимать психотропные препараты, зная, что ваше состояние сознания изменится. Это может помочь, если вы практикуете самовнушение для преодоления вредной привычки. Однако это становится чрезвычайно вредным, когда вы убегаете от реальности, употребляя запрещенные наркотики, вызывающие привыкание, с серьезными побочными эффектами.
Решение проблем Большинство людей время от времени сталкиваются с жизненными трудностями и проблемами с психическим здоровьем. Предполагая, что у вас есть выбор, имеет смысл работать над внесением позитивных изменений, чтобы свести к минимуму или устранить эти проблемы. Терапия может помочь вам оставаться в бодрствующем состоянии ума, когда вам нужно взаимодействовать с миром. Терапевт также может научить вас самогипнозу и другим способам работы с вашим состоянием и уровнем сознания для достижения лучших жизненных ситуаций.