07.05.2024

Формы чувственного познания это: Ошибка 403 — доступ запрещён

Чувственное познание: понятие, виды, функции

Чувственное познание — это ступень познавательной деятельности, для которой характерно познание окружающего мира через органы чувств человека. Оно присуще всем живым существам, и фиксирует существенные свойства предмета посредством непосредственного контакта органов чувств человека с ним.

Далее мы кратко и на примерах разберем формы чувственного познания и его связь с рациональным познанием.

Суть

Человек имеет несколько органов чувств: глаза, нос, язык, кожа и уши. Эти органы чувств отвечают за постижение мира позволяют нам следующим образом взаимодействовать с ним: 

Зрение, или визуальное восприятие позволяет человеку видеть окружающую реальность. Зрение  — основа для образов существующего объекта, которые затем всплывают в сознании человека.

Слух — это восприятие звука. Звуковые колебания через уши поступают в мозг, который определяет, что мы слышим: шум прибоя, или пение птиц, а может быть слова, которые произносит другой человек?

Осязание — или тактильное восприятие. Мы можем чувствовать окружающие объекты, прикасаясь к ним. Например, ты можешь погладить кота и понять, что он мягкий и пушистый.

Обоняние — это запахи. Запахи тоже формировать образы. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.

Вкус. Язык позволяет нам пробовать вещи на вкус. Именно поэтому маленькие дети все тянут в рот — им хочется воспринять объект всеми органами чувств — это инстинкт.

Формы чувственного познания

Все рассмотренные выше органы чувств позволяют нам постигать мир через следующие формы чувственного познания. Внимание! Их очень любят спрашивать на экзамене по обществознанию. Также этот раздел разбирается в философии.

Ощущение — это процесс непосредственного воздействия окружающих объектов и мира на органы чувств человека. Когда ты непосредственно, что-то наблюдаешь или чувствуешь. Причем не важно как: зрением ли, обонянием, осязанием или слухом.

Восприятие — это целостное отражение объекта в твоем сознании на основании ощущений. Например, маленький ребенок увидел впервые кошку. Он ее трогает, играет, слушает, как она мяукает. На основании этого возникает целостный образ кошки: такого теплого существа с коготками, с которым можно поиграть. 

Итак, восприятие почти всегда создает целостный образ, оно избирательно, и осмысленно

Представление — это формирование наглядного образа объекта, с которым человек ранее вступил в контакт. Оно напрямую связано с сформированным образом объекта. Например, маленький ребенок просыпается утром и вспоминает кота, какой он пушистый, мягкий и теплый. И он хочет снова с ним поиграть.

Связь с рациональным познанием

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой. Так, на основании зрения мы можем увидеть, к примеру как расположены улики на месте преступления, чтобы воссоздать общую картину, используя индуктивное, дедуктивное или любое другое рассуждение.

На основании запахов мы можем вспомнить какую-то ситуацию из детства и проанализировать ее. Например, мы помним вкус какого-то блюда, которое любила готовить наша бабушка, и мы можем проанализировать, какие ингредиенты она использовала в процессе приготовление этого блюда.

Тем не менее чувственное и рациональное познание отличаются между собой. На основании первого существует искусство, а на основании второго — наука.

Поделиться в соц. сетях

    Обществознание 1.1

     


    1. Процесс познания.
    2. Формы познания (чувственное, рациональное)
    3. Истина и её критерии
    4. Научное познание


     

    Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

    Рис. 1. Виды познания

    Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: тот, кто познаёт (субъект познания) и то, что познаётся (объект познания).

    Виды познания:
    — обыденное,
    — научное,
    — религиозное,
    — мифологическое,
    — художественное

    а также могут рассмартиваться и другие виды познания (см. рис. 1)

    .

    Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

    Различают следующие формы познания:
    чувственное и рациональное
    истинное и ложное

    Рис. 2. Чувственное и рациональное познание

    Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отраже-ния действительности, который осуществляется посредством мышления (см.

    рис. 2)

    Формы чувственного познания.

    Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возни-кающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

    Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

    Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.


     

    Формы рационального познания.

    Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

    Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

    Умозаключение (вывод)

    — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
    Индуктивное — умозаключение от частного к общему.
    Дедуктивное — умозаключение от общего к частному.

    Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

    Основные признаки интуиции:
    внезапность;
    неполная осознанность;
    непосредственный характер возникновения знаний.

    Различают следующие виды интуиции:
    интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;

    мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

    Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

    Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

    Источники заблуждения:
    — погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному;
    — некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации

    Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

    Истина может иметь множество определений, в зависимости от контекста, где употребляется этот термин:

    — соответствие знаний действительности;
    — то, что подтверждено опытом;
    — свойство самосогласованности знаний;
    — полезность полученного знания для практики.

     

    Классическая концепция истины связана с первым определением:
    истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

    Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

    Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Критерием истинности знаний служит практика жизни.

    Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

    Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

    Основными особенностями научного познания являются следующие:

    — объективность добываемого знания;
    — непротиворечивость, доказательность и системность;
    — проверяемость;
    — универсальность;
    — использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

    Уровни научного познания:
    Эмпирический — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
    Теоретический — выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений Формы научного познания.

    Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

    Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

    Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Методы научного познания:
    — наблюдение,
    — эксперимент,
    — измерение,
    — классификация,
    — систематизация,
    — сравнение.



     

    Учебник:
    Кравченко А.

    И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
    Глава 3
    § 1 стр. 8-15

    Составление конспекта по плану:

    1. Чувственное и рациональное познание.
    2. Проблема познаваемости мира.
    3. Понятие истины, её критерии.
    4. Самопознание, его формы.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вопросы для закрепления и повторения:

    1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
    2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
    3. Что такое истина, как она проверяется?
    4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
    5. Перечислите основные методы научного познания.

    Сенсорное восприятие: вкус и обоняние

    Цели обучения

    • Описать различные типы сенсорных рецепторов
    • Опишите структуры, ответственные за особые чувства вкуса, обоняния, слуха, равновесия и зрения
    • Различать, как преобразовываются разные вкусы
    • Опишите средства механорецепции слуха и равновесия
    • Перечислите поддерживающие структуры вокруг глаза и опишите строение глазного яблока
    • Описать процессы фототрансдукции

    Основная роль сенсорных рецепторов заключается в том, чтобы помочь нам узнать об окружающей нас среде или о состоянии нашей внутренней среды. Стимулы из разных источников и разных типов принимаются и преобразуются в электрохимические сигналы нервной системы. Это происходит, когда раздражитель изменяет потенциал клеточной мембраны сенсорного нейрона. Стимул заставляет сенсорную клетку генерировать потенциал действия, который передается в центральную нервную систему (ЦНС), где он интегрируется с другой сенсорной информацией, а иногда и с более высокими когнитивными функциями, чтобы стать сознательным восприятием этого стимула. Затем центральная интеграция может привести к двигательной реакции.

    Описание сенсорной функции термином «ощущение» или «восприятие» является преднамеренным различием. Ощущение – это активация сенсорных рецепторных клеток на уровне раздражителя. Восприятие — это центральная обработка сенсорных стимулов в осмысленный паттерн. Восприятие зависит от ощущений, но не все ощущения воспринимаются. Рецепторы — это клетки или структуры, которые обнаруживают ощущения. Рецепторная клетка изменяется непосредственно под действием раздражителя. Трансмембранный белковый рецептор представляет собой белок в клеточной мембране, который опосредует физиологические изменения в нейроне, чаще всего посредством открытия ионных каналов или изменений в клеточных сигнальных процессах. Трансмембранные рецепторы активируются химическими веществами, называемыми лигандами.

    Например, молекула в пище может служить лигандом для вкусовых рецепторов. Другие трансмембранные белки, которые нельзя точно назвать рецепторами, чувствительны к механическим или термическим изменениям. Физические изменения в этих белках увеличивают поток ионов через мембрану и могут генерировать потенциал действия или градиентный потенциал в сенсорных нейронах.

    Сенсорные рецепторы

    Стимулы в окружающей среде активируют специализированные рецепторные клетки в периферической нервной системе. Разные типы стимулов воспринимаются разными типами рецепторных клеток. Рецепторные клетки можно разделить на типы на основе трех различных критериев: тип клетки, положение и функция. Рецепторы можно структурно классифицировать на основе типа клеток и их положения по отношению к воспринимаемым ими раздражителям. Их также можно классифицировать функционально на основе преобразование  раздражителей, или как механический раздражитель, свет или химическое вещество изменили потенциал клеточной мембраны.

    Типы структурных рецепторов

    Клетки, которые интерпретируют информацию об окружающей среде, могут быть либо (1) нейроном, который имеет свободное нервное окончание с дендритами, встроенными в ткань, которая будет получать ощущение; (2) нейрон, имеющий инкапсулированное окончание , в котором сенсорные нервные окончания инкапсулированы в соединительную ткань, повышающую их чувствительность; или (3) специализированный рецепторная клетка , которая имеет отдельные структурные компоненты, которые интерпретируют определенный тип стимула (рис. 1).

    Рисунок 1. Классификация рецепторов по типу клеток. Типы рецепторных клеток можно классифицировать на основе их структуры. Сенсорные нейроны могут иметь либо (а) свободные нервные окончания, либо (б) инкапсулированные окончания. Фоторецепторы в глазах, такие как палочки, являются примерами (c) специализированных рецепторных клеток. Эти клетки выделяют нейротрансмиттеры на биполярную клетку, которая затем образует синапсы с нейронами зрительного нерва.

    Болевые и температурные рецепторы в дерме кожи являются примерами нейронов со свободными нервными окончаниями. Также в дерме кожи расположены пластинчатые тельца, нейроны с инкапсулированными нервными окончаниями, которые реагируют на давление и прикосновение. Клетки сетчатки, которые реагируют на световые раздражители, являются примером специализированного рецептора, фоторецептора .

    Другой способ классификации рецепторов основан на их расположении относительно раздражителей. экстероцептор  представляет собой рецептор, расположенный рядом со стимулом во внешней среде, такой как соматосенсорные рецепторы, расположенные в коже. Интероцептор   интерпретирует стимулы от внутренних органов и тканей, таких как рецепторы, воспринимающие повышение артериального давления в аорте или каротидном синусе. Наконец, проприоцептор  – это рецептор, расположенный рядом с движущейся частью тела, такой как мышца, который интерпретирует положение тканей при их движении.

    Функциональные типы рецепторов

    Третья классификация рецепторов основана на том, как рецептор преобразует стимулы в изменения мембранного потенциала. Стимулы бывают трех основных типов. Некоторые стимулы представляют собой ионы и макромолекулы, которые воздействуют на белки трансмембранных рецепторов, когда эти химические вещества диффундируют через клеточную мембрану. Некоторые стимулы представляют собой физические изменения в окружающей среде, которые влияют на потенциал мембраны рецепторных клеток. Другие стимулы включают электромагнитное излучение видимого света.

    Для человека единственной электромагнитной энергией, воспринимаемой нашими глазами, является видимый свет. У некоторых других организмов есть рецепторы, которых нет у людей, например, датчики тепла змей, датчики ультрафиолетового света пчел или магнитные рецепторы у перелетных птиц. Рецепторные клетки могут быть дополнительно классифицированы на основе типа стимулов, которые они передают. Химические раздражители могут быть интерпретированы хеморецептором , который интерпретирует химические раздражители, такие как вкус или запах объекта. Осморецепторы реагируют на концентрации растворенных веществ в жидкостях организма. Кроме того, боль — это, прежде всего, химическое ощущение, которое интерпретирует присутствие химических веществ в результате повреждения ткани или аналогичные интенсивные раздражители через ноцицептор .

    Физические раздражители, такие как давление и вибрация, а также ощущение звука и положения тела (баланса), интерпретируются через механорецептор . Еще один физический раздражитель, который имеет собственный тип рецепторов, — это температура, которая воспринимается через терморецептор  , который чувствителен к температурам выше (тепло) или ниже (холод) нормальной температуры тела.

    Сенсорные модальности

    Спросите любого, что такое чувства, и он, скорее всего, назовет пять основных чувств: вкус, обоняние, осязание, слух и зрение. Однако это не все органы чувств. Наиболее очевидным упущением в этом списке является баланс. Кроме того, то, что называется просто прикосновением, может быть далее подразделено на давление, вибрацию, растяжение и положение волосяного фолликула в зависимости от типа механорецепторов, которые воспринимают эти ощущения прикосновения. Другие упускаемые из виду чувства включают восприятие температуры терморецепторами и восприятие боли ноцицепторами. В области физиологии чувства можно классифицировать как общие и специфические.

    А  общего смысла  распространяется по всему телу и имеет рецепторные клетки в структурах других органов. Примерами этого типа являются механорецепторы в коже, мышцах или стенках кровеносных сосудов. Общие чувства часто способствуют осязанию, как описано выше, или проприоцепции  (движения тела) и кинестезии  (движения тела), или висцеральному ощущению , которое наиболее важно для вегетативных функций.

    Особое чувство  – это чувство, которому посвящен определенный орган, а именно глаз, внутреннее ухо, язык или нос. Каждое из чувств называется сенсорной модальностью . Модальность относится к способу кодирования информации, что похоже на идею преобразования. Основные сенсорные модальности можно описать на основе того, как каждая из них передается. Химические чувства – это вкус и обоняние. Общее чувство, которое обычно называют осязанием, включает химическое ощущение в форме ноцицепции или боли. Давление, вибрация, растяжение мышц и движение волос под действием внешнего раздражителя воспринимаются механорецепторами. Слух и равновесие также воспринимаются механорецепторами. Наконец, зрение включает в себя активацию фоторецепторов.

    Перечисление всех различных сенсорных модальностей, которых может насчитываться до 17, включает разделение пяти основных чувств на более конкретные категории или субмодальностей большего смысла. Индивидуальная сенсорная модальность представляет собой ощущение определенного типа раздражителя. Например, общее осязание, известное как соматоощущение , можно разделить на легкое давление, глубокое давление, вибрацию, зуд, боль, температуру или движение волос.

    Вкус (Вкус)

    В рамках чувства вкуса существует лишь несколько признанных субмодальностей, или вкус . До недавнего времени различали только четыре вкуса: сладкий, соленый, кислый и горький. Исследования на рубеже 20-го века привели к признанию пятого вкуса, умами, в середине 1980-х годов. Umami  – это японское слово, которое означает «восхитительный вкус» и часто переводится как пикантный. Самые недавние исследования показали, что может существовать шестой вкус к жирам или липидам.

    Вкус — это особое чувство, связанное с языком. Поверхность языка, как и остальная полость рта, выстлана многослойным плоским эпителием. Приподнятые бугорки, называемые сосочками (единственное число = сосочек ), содержат структуры для вкусовой трансдукции. Существует четыре типа сосочков в зависимости от их внешнего вида (рис. 2): желобчатые, листовидные, нитевидные и грибовидные. В структуре сосочков находятся вкусовых луковиц , которые содержат специализированные клетки вкусовых рецепторов  для передачи вкусовых раздражителей. Эти рецепторные клетки чувствительны к химическим веществам, содержащимся в пищевых продуктах, и они выделяют нейромедиаторы в зависимости от количества химического вещества в пище. Нейротрансмиттеры вкусовых клеток могут активировать сенсорные нейроны лицевого, языкоглоточного и блуждающего черепно-мозговых нервов.

    Рисунок 2. Язык. Язык покрыт небольшими выпуклостями, называемыми сосочками, которые содержат вкусовые рецепторы, чувствительные к химическим веществам, содержащимся в пище или питье. Различные типы сосочков находятся в разных областях языка. Вкусовые сосочки содержат специализированные клетки вкусовых рецепторов, которые реагируют на химические раздражители, растворенные в слюне. Эти рецепторные клетки активируют сенсорные нейроны, входящие в состав лицевого и языкоглоточного нервов. LM × 1600. (Микрофотография предоставлена ​​Регентами Медицинской школы Мичиганского университета © 2012 г.)

    Соленый вкус — это просто восприятие ионов натрия (Na + ) в слюне. Когда вы едите что-то соленое, кристаллы соли диссоциируют на составные ионы Na + и Cl , которые растворяются в слюне во рту. Концентрация Na + становится высокой за пределами вкусовых клеток, создавая сильный градиент концентрации, который стимулирует диффузию иона в клетки. Поступление Na + в эти клетки приводит к деполяризации клеточной мембраны и генерации рецепторного потенциала.

    Кислый вкус — это восприятие концентрации H +  . Так же, как ионы натрия в соленых ароматизаторах, эти ионы водорода проникают в клетку и вызывают деполяризацию. Кислые вкусы — это, по сути, восприятие кислот в нашей пище. Повышение концентрации ионов водорода в слюне (снижение pH слюны) вызывает постепенное усиление градиентных потенциалов во вкусовых клетках. Например, апельсиновый сок, содержащий лимонную кислоту, будет иметь кислый вкус, потому что его значение pH приблизительно равно 3. Конечно, его часто подслащивают, чтобы замаскировать кислый вкус. Первые два вкуса (соленый и кислый) вызываются катионами Na + и H + . Другие вкусы возникают в результате связывания пищевых молекул с рецептором, связанным с G-белком. Система передачи сигнала G-белка в конечном итоге приводит к деполяризации вкусовой клетки.

    Сладкий вкус определяется чувствительностью вкусовых клеток к присутствию глюкозы, растворенной в слюне. Другие моносахариды, такие как фруктоза, или искусственные подсластители, такие как аспартам (NutraSweet™), сахарин или сукралоза (Splenda™), также активируют рецепторы сладкого. Сродство к каждой из этих молекул варьируется, и некоторые из них будут слаще глюкозы, потому что они по-разному связываются с рецептором, связанным с G-белком.

    Горький вкус похож на сладкий тем, что молекулы пищи связываются с рецепторами, связанными с G-белком. Однако существует множество различных способов, которыми это может произойти, поскольку существует большое разнообразие молекул с горьким вкусом. Некоторые горькие молекулы деполяризуют вкусовые клетки, тогда как другие гиперполяризуют вкусовые клетки. Точно так же некоторые горькие молекулы увеличивают активацию G-белка во вкусовых клетках, тогда как другие горькие молекулы снижают активацию G-белка. Специфический ответ зависит от того, какая молекула связывается с рецептором. Одной из основных групп молекул с горьким вкусом являются алкалоиды. Алкалоиды  представляют собой азотсодержащие молекулы, которые часто имеют щелочной рН. Алкалоиды обычно содержатся в горьких на вкус растительных продуктах, таких как кофе, хмель (в пиве), дубильные вещества (в вине), чай и аспирин. Благодаря содержанию токсичных алкалоидов растение менее восприимчиво к микробным инфекциям и менее привлекательно для травоядных. Следовательно, функция горького вкуса может быть в первую очередь связана со стимуляцией рвотного рефлекса, чтобы избежать проглатывания ядов. Из-за этого многие горькие продукты, которые обычно употребляются в пищу, часто комбинируют со сладкими компонентами, чтобы сделать их более вкусными (например, сливки и сахар в кофе). Самая высокая концентрация горьких рецепторов, по-видимому, находится в задней части языка, где рвотный рефлекс все еще может выплевывать ядовитую пищу.

    Вкус, известный как умами, часто называют пикантным вкусом. Подобно сладкому и горькому, он основан на активации рецепторов, связанных с G-белком, определенной молекулой. Молекула, которая активирует этот рецептор, представляет собой аминокислоту L-глутамат. Поэтому вкус умами часто ощущается при употреблении продуктов, богатых белком. Неудивительно, что блюда, содержащие мясо, часто называют пикантными.

    Когда вкусовые клетки активируются вкусовыми молекулами, они высвобождают нейротрансмиттеры на дендриты сенсорных нейронов. Эти нейроны являются частью лицевого и языкоглоточного черепных нервов, а также компонентом блуждающего нерва, отвечающим за рвотный рефлекс. Лицевой нерв соединяется со вкусовыми рецепторами в передней трети языка. Языкоглоточный нерв соединяется со вкусовыми сосочками в задних двух третях языка. Блуждающий нерв соединяется со вкусовыми рецепторами в крайней задней части языка, граничащими с глоткой, которые более чувствительны к вредным раздражителям, таким как горечь.

    Посмотрите это видео , чтобы узнать о докторе Даниэль Рид из Центра химических ощущений Монелла в Филадельфии, штат Пенсильвания, которая в раннем возрасте заинтересовалась наукой из-за своего сенсорного опыта. Она признала, что ее чувство вкуса было уникальным по сравнению с другими людьми, которых она знала. Теперь она изучает генетические различия между людьми и их чувствительность к вкусовым раздражителям.

    В ролике есть короткое изображение человека, высунувшего язык, покрытый цветной краской. Именно так доктор Рид может визуализировать и подсчитывать сосочки на поверхности языка. Люди делятся на две группы, известные как «дегустаторы» и «не дегустаторы», в зависимости от плотности сосочков на языке, что также указывает на количество вкусовых рецепторов. Недегустаторы могут ощущать вкус пищи, но они не так чувствительны к определенным вкусам, например к горечи. Доктор Рид обнаружила, что она не умеет дегустировать, что объясняет, почему она воспринимала горечь не так, как другие люди, которых она знала. Вы очень чувствительны к вкусам? Можете ли вы найти сходство между членами вашей семьи?

    Обоняние (обоняние)

    Как и вкус, обоняние или обоняние также реагирует на химические раздражители. Нейроны обонятельных рецепторов расположены в небольшой области в верхней носовой полости (рис. 3). Эта область называется обонятельным эпителием и содержит биполярные сенсорные нейроны. Каждый обонятельный сенсорный нейрон имеет дендриты, которые отходят от апикальной поверхности эпителия в слизь, выстилающую полость. Когда переносимые по воздуху молекулы вдыхаются через нос, они проходят над областью обонятельного эпителия и растворяются в слизи. Эти 9Молекулы пахучих веществ 0027 связываются с белками, которые удерживают их растворенными в слизи и помогают транспортировать их к обонятельным дендритам. Комплекс пахучий белок связывается с белком-рецептором внутри клеточной мембраны обонятельного дендрита. Эти рецепторы связаны с G-белком и будут создавать градуированный мембранный потенциал в обонятельных нейронах.

    Аксон обонятельного нейрона идет от базальной поверхности эпителия через обонятельное отверстие в решетчатой ​​пластинке решетчатой ​​кости и попадает в головной мозг. Группа аксонов, называемая обонятельным трактом, соединяется с обонятельная луковица  на вентральной поверхности лобной доли. Оттуда аксоны расходятся, чтобы отправиться в несколько областей мозга. Некоторые из них перемещаются в головной мозг, особенно в первичную обонятельную кору, расположенную в нижней и медиальной областях височной доли. Другие проецируются на структуры лимбической системы и гипоталамуса, где запахи ассоциируются с долговременной памятью и эмоциональными реакциями. Именно так определенные запахи вызывают эмоциональные воспоминания, например, запах еды, связанный с местом рождения. Запах — это единственная сенсорная модальность, которая не образует синапсов в таламусе до того, как соединяется с корой головного мозга. Эта тесная связь между обонятельной системой и корой головного мозга является одной из причин, по которой запах может быть мощным триггером воспоминаний и эмоций.

    Рисунок 3. Обонятельная система  (а) Обонятельная система начинается в периферических структурах полости носа. (b) Аксоны нейронов обонятельных рецепторов проходят через решетчатую пластинку решетчатой ​​кости и синапсы с нейронами обонятельной луковицы (источник ткани: обезьяна). LM × 812. (Микрофотография предоставлена ​​Регентами Медицинской школы Мичиганского университета. © 2012) (c) Нейроны обонятельных рецепторов находятся внутри обонятельного эпителия.

    Эпителий носа, включая обонятельные клетки, может быть поврежден переносимыми по воздуху токсичными химическими веществами. Следовательно, обонятельные нейроны регулярно заменяются внутри носового эпителия, после чего аксоны новых нейронов должны найти соответствующие соединения в обонятельной луковице. Эти новые аксоны растут вдоль аксонов, которые уже находятся в черепном нерве.

    Заболевания обонятельной системы: аносмия

    Травма лица тупым предметом, например, во многих автомобильных авариях, может привести к потере обонятельного нерва и впоследствии к потере обоняния. Это состояние известно как аносмия . Когда лобная доля головного мозга смещается относительно решетчатой ​​кости, аксоны обонятельного тракта могут быть разорваны. Профессиональные бойцы часто страдают аносмией из-за повторяющихся травм лица и головы. Кроме того, некоторые фармацевтические препараты, такие как антибиотики, могут вызывать аносмию, убивая сразу все обонятельные нейроны. Если в обонятельном нерве нет аксонов, то аксоны вновь образованных обонятельных нейронов не имеют проводника, который привел бы их к их соединениям внутри обонятельной луковицы. Существуют также временные причины аносмии, например, вызванные воспалительными реакциями, связанными с респираторными инфекциями или аллергиями. Потеря обоняния может привести к тому, что пища станет безвкусной. Человеку с нарушением обоняния может потребоваться дополнительное количество специй и приправ для вкуса пищи. Аносмия также может быть связана с некоторыми проявлениями легкой депрессии, потому что потеря удовольствия от еды может привести к общему чувству отчаяния. Способность обонятельных нейронов к самовосстановлению снижается с возрастом, что приводит к возрастной аносмии. Это объясняет, почему некоторые пожилые люди солят пищу больше, чем молодые. Однако это повышенное потребление натрия может увеличить объем крови и кровяное давление, увеличивая риск сердечно-сосудистых заболеваний у пожилых людей.

    Лучше простого знания? Функция сенсорного восприятия | Перцептивный опыт

    Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    Укажите

    Джонстон, Марк, «Лучше, чем просто знание?» Функция сенсорного осознания», Тамар Сабо Гендлер и Джон Хоторн (редакторы), Perceptual Experience (

    Oxford

    , 2006; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 мая 2010 г. ), https://doi.org/10.1093 /acprof:oso/9780199289769.003.0008, по состоянию на 6 марта 2023 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

    Advanced Search

    Abstract

    В этой главе обсуждается функция сенсорного осознания для восприятия двумя способами. Во-первых, он обращается к тому, как функционирует сенсорное осознание, чтобы сделать доступными внешние предметы в качестве объектов непосредственной демонстрации. Во-вторых, он обращается к тому, как сенсорное осознание служит основанием для того, что оценивается и приписывается внешним объектам. Эти вопросы рассматриваются с помощью аналогии между восприятием и пищеварением. В частности, утверждается, что функция сенсорного опыта состоит в том, чтобы непосредственно представить создателей истины, которые гарантируют истинность непосредственных суждений, сделанных в отношении воспринятых сценариев. Сенсорный опыт дает нам прямое осознание деталей окружающей среды, и непосредственные перцептивные суждения о некоторых особенностях конкретной среды затем основываются на этом непосредственном сенсорном осознании. Таким образом, то, что ощущается, может сделать истинным то, о чем непосредственно судят на основе ощущений.

    Ключевые слова: сенсорное осознание, представление обоев, квалиа, теория чувственных данных, контрфактуальное, Серл, создатели истины, галлюцинация, непосредственное перцептивное суждение, сенсорное осознание пищеварительного реализма, представление обоев, квалиа, теория чувственных данных, контрфактическое, Сирл, создатели истины, галлюцинации, непосредственные перцептивное суждение, пищеварительный реализм

    Предмет

    Философия восприятия Эпистемология Метафизика Философия разума

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Нажмите Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *