08.05.2024

Фонтан аронофски: Фонтан (2006) — Фильм.ру

Содержание

«Фонтан» (2006). Психологический анализ. Смысл фильма

Содержание

  1. Особенности мифологии
  2. Миф о герое
  3. Итог

Фильм Даррена Аронофски «Фонтан» тоже относится к категории фильмов, которые предлагают зрителю определенный миф, в символической форме дающий объяснение устройства мира как целого и места в нем человека.

Главный герой фильма проходит путь от отрицания смерти и желания ее избежать — к ее принятию.

Конфликт, который разыгрывается на экране – можно понять как конфликт двух типов отношения к смерти: главный герой понимает смерть как болезнь, которую нужно победить, а его жена понимает смерть как этап в самой жизни. Но если мы копнем глубже, то обнаружим более интересные вещи.

Фабула

Давайте раскроем фабулу фильма и снабдим ее необходимыми комментариями. Некоторые детали сюжета я почерпнул из комикса, сделанного по первоначальному сценарию Даррена Аронофски.

Главный герой, ученый, которого зовут Томас Крео, озабочен созданием вакцины от рака для излечения своей жены Иззи. Иззи смирилась с тем, что ей придется умереть, так как она понимает смерть как момент перерождения в новую жизнь. Эту свою уверенность она черпает из мифа, который, как утверждается, принадлежит народу майя. Она рассказывает Тому о Шибальбе – туманности вокруг умирающей звезды, где возрождаются души умерших.

Иззи пишет книгу, в которой в аллегорической форме излагает происходящее с ней и с мужем. В книге она изображает себя как королеву Испании Изабеллу, растущую раковую опухоль – как Инквизитора, отнимающего у королевы ее земли, а мужа – как конкистадора, находящегося у нее на службе.

Желание Тома-ученого победить рак в книге показано как желание конкистадора убить Инквизитора. Но королева запрещает ему это делать и направляет его энергию поиски Древа жизни.

Рассказ священника о древе жизни соответствует рассказу Иззи о Шибальбе.

Королева, перед тем, как отпустить Томаса, берет с него обещание

умереть за Испанию, а сама, в свою очередь, обещает ему стать его Евой, после того как он найдет источник вечной жизни. В качестве залога она дает ему кольцо.

Здесь я хочу обратить ваше внимание на особенности взаимоотношений Иззи и Тома. В книге, т.е. в фантазии Иззи, она предстаёт Королевой, а ее муж находится у нее в услужении. Образ королевы, с психологической точки зрения, является выражением архетипа Матери. А как королева Испании Изабелла олицетворяет родину-мать. Следовательно, мы можем предположить, что у Тома и Иззи как супругов преобладают отношения по типу мать-сын.

Давайте, я объясню, что это значит. Психика любого взрослого мужчины содержит в себе архетипы отца, брата, мужа и сына, а психика женщины – парные архетипы матери, сестры, жены и дочери. Эти архетипы порождают соответствующие субличности, модели поведения и в мужчине, и женщине. Таким образом, мужчина может относиться к женщине как отец к дочери, как брат к сестре, как муж к жене и как сын к матери. Независимо от того, находится ли он на самом деле в родственных с ней отношениях. То же самое можно сказать и о  женщине.

С каждым конкретным человеком один из этих типов отношения будет преобладающим. Если, как мы сказали, у мужчина относится к жене как к матери, это не значит, что она похожа на его родную мать, это значит, что он в ее присутствии чувствует себя ребенком.

Том-ученый вместо того, чтобы проводить вместе с женой ее последние дни, всё свое время проводит в лаборатории, где и теряет кольцо. Этот эпизод даёт нам понять, что он потерял связь с Иззи, так как пошел неверным путем.

Незадолго до своей смерти Иззи рассказывает Тому очередную часть своей легенды – о Первом отце, смерть которого стала причиной возникновения мира, и о продолжении жизни умерших в других живых существах. Она поручает Тому дописать последнюю, двенадцатую главу книги, в которой должны быть описаны события, произошедшие после того, как конкистадор находит Древо жизни.

Рискну предположить, что Иззи, смирившись со смертью, на самом деле знает, что там должно произойти: смерть Тома. Но она не может написать об этом, т. к. Том еще морально к этому не готов.

После смерти жены Том находит средство для продления жизни и излечения от болезней. Эти чудесные свойства обнаружило некое дерево из Центральной Америки.

Том сажает семя этого дерева на могиле жены. Дерево, выросшее из этого семени, становится для Тома перевоплощением Иззи, в соответствии с историей, которую она ему когда-то рассказала.

Том питается от этого дерева, благодаря чему его жизнь продлевается. Но дерево со временем само может умереть, поэтому Том отправляется к Шибальбе в расчете на то, что энергия взрыва звезды возродит дерево и они смогут жить дальше.

Итак, Том-монах, летит вместе с деревом в сфере к Шибальбе. Эта сюжетная линия соответствует пути Тома-конкистадора к Древу жизни.

Наша гипотеза о том, что Иззи является символической матерью Тома здесь находит свое очередное подтверждение. Иззи-дерево является для Тома источником жизни, от которого он питается. А источник жизни – это материнский аспект женского начала. Следовательно, психологически, Том зависим от Иззи как ребенок от матери, а значит, перед нами ситуация, когда мужчина не преодолел свою инфантильность, не оторвался от матери и его возлюбленная для него выступает в первую очередь как мать.

Иззи является Тому в видениях и требует закончить книгу. Но Том упорно отказывается это делать и продолжает идти собственным путем, т.е. хочет воскресить дерево от звезды.

Том зависим от Иззи, но он же пытается от нее оторваться. А Иззи склоняет его к смерти, чтобы поглотить его и таким образом соединиться с ним.

Дерево умирает раньше, чем Том успевает долететь до Шибальбы. Это параллель эпизоду,  когда Иззи умирает до того, как Том нашел лекарство.

Том понимает, что он не сможет больше убегать от смерти и соглашается принять ее (т.к. средства для поддержания жизни у него уже нет). Он вылетает из сферы навстречу Шибальбе и все дальнейшие события составляют содержание последней, 12-й главы книги Иззи.

Жрец, охранявший путь к Древу, видит вместо конкистадора будущее – он видит Первого отца, который пожертвовал собой ради рождения мира.

Конкистадор направляется к Древу (Этому эпизоду соответствует вылет Тома-монаха к Шибальбе) и погибает, став его частью. Кольцо, которое Том потерял 500 лет назад, вновь возвращается к нему – знак того, что он вновь обрел связь с Иззи и находится на правильном пути.

Звезда взрывается и Том погибает, растворяясь в потоке энергии, которая вновь оживляет дерево. То есть, в гибели Тома-конкистадора и Тома-монаха наблюдается однозначное соответствие: и тот, и другой стали частью Древа жизни.

Ожившее дерево становится новым Древом жизни для вновь созданного мира. Том стал Первым отцом, «Адамом», принесшим себя в жертву ради создания мира, а Иззи – его «Евой».

Можно ли сказать, что Том и Иззи достигли вечной жизни? Навряд ли. Они будут жить вечно, но не как индивидуумы, а как поглотившая их природа, вечно умирая и вечно возрождаясь в новой форме. В «Фонтане» вечная жизнь приравнивается к вечной смерти.

Концовку фильма невозможно объяснить, не привлекая учение о реинкарнации.

Только с этой точки зрения становится понятным изменение прошлых событий, когда Иззи зовет Тома погулять, и он, как будто вспомнив что-то (очевидно, из прошлой жизни), неожиданно соглашается, и таким образом, в этом своем воплощении поступает «правильно» — т.е. бросает исследования и остаётся с женой.

Выводы

В основе нашей культуры лежит миф о подвиге героя.

Мы уже привыкли, что в любой истории герой должен сразиться с драконом (в том или ином его обличии) и добыть сокровище (либо освободить пленницу). Времена меняются, но суть истории о герое остаётся той же: герой должен выйти из зоны комфорта, преодолеть трудности и стать другим, приобрести новый опыт.

Фильм Фонтан в этом отношении не оправдывает наших ожиданий.

Сражается ли герой фильма с драконом? Вроде бы, сражается: Том пытается победить болезнь и смерть и даже находит лекарство. Да только его подвиг никому не нужен.

Добывает ли герой сокровище? Том достигает его: находит Древо жизни, Шибальбу. Но сокровище поглощает его!

Спасает ли герой пленницу? Он и рад бы ее спасти, да только она сама этого не хочет! Пленница добровольно отдаётся дракону, и, мало того, она и героя побуждает сделать то же самое! Герой мужественно сопротивляется в течение 500 лет, пока летит в космосе, но потом всё-таки сдаётся.

Что же не так в этой истории? То, что герой погибает ради жизни дракона.

Мифический дракон-уроборос, олицетворяющий бессмысленную стихию жизни, ее бесконечное самопорождение и самопожирание, является Томасу то под видом сокровища, то под видом пленницы, которую нужно освободить, и в итоге поглощает его.

Уроборосу присущи как мужские, так и женские черты одновременно, поскольку он сам себя порождает и сам себя умерщвляет. Стало быть, уроборос является объединением архетипов Великой матери и Ужасного отца.

Ужасный отец в фильме представлен в виде Инквизитора. Образ отца обычно символизирует определенные коллективные ценности. Стало быть, Том, спасая жену, должен пойти против изживших себя принципов.

Но в «Фонтане» на переднем плане стоит борьба героя с поглощающей его Великой матерью.

Великая мать является Тому в виде самой Иззи, а точнее – в виде королевы Изабеллы. Она постоянно зовет Тома соединиться с ней, раствориться в беспредельной стихии женского начала.

Женское по отношению к мужскому выступает как инстинктивное и бессознательное по отношению к духовному и сознательному. Сопротивление Тома, его «неверие» в тот миф, который предлагает ему Иззи, это сопротивление сознания тому, чтобы быть поглощенным бессознательным. Это стремление к индивидуации, обособлению, к отрыву от Великой матери.

↑ наверх

Особенности мифологии

Обратите внимание на деталь, которая теперь приобретает важнейшее значение. В мифологии Майя вселенная делится на три части – небо, землю и подземное царство, которое называется Шибальба и переводится как «место страха». В мифе Фонтана Шибальба перенесена на небо и герой якобы совершает духовное восхождение.

Но если мы вернем всё на свои места, то найдем скрытый смысл этой истории. Герой вовсе не возносится на небо, а совершает сошествие в мир умерших, где должен сразиться с драконом и освободить пленницу. Этот мотив повторяется во многих мифах.

Сразу становятся очевидными параллели истории Фонтана и мифа об Орфее и Эвридике, в котором Великая мать представлена в образе Персефоны. Разница лишь в том, что Орфею удалось выбраться из царства мёртвых хотя и не удалось спасти жену, а Томас Крео так и остался в нём.

Образец более удачливого героя мы находим в мифе о Персее, которому удалось победить Великую Мать в образе Медузы Горгоны и освободить Андромеду.

↑ наверх

Миф о герое

Миф о герое в символической форме содержит этапы развития сознания.

Он показывает, как сознание, «Я», эго, отделяется от сферы бессознательных инстинктов, которая соответствует архетипу Великой матери. Великая мать – это стихия бессознательной природной жизни, которая с одной стороны, порождает сознание, а с другой, пытается его поглотить.

Борьба героя с драконом – это борьба за отделение от Великой матери, борьба духовного с природным, борьба личности за свою самостоятельность. Эта борьба происходит как на уровне всего человечества, так и в личном развитии каждого индивидуума, когда ребенок психологически отделяется от своих родителей.

↑ наверх

Итог

Не каждой культуре и не каждому индивиду это удаётся сделать. Фонтан – фильм о таком несостоявшемся подвиге, о побежденном герое и неспасенной пленнице.

↑ наверх

Мое кино. Даррен Аронофски — «Фонтан» (США, 2006): neznakomka_18 — LiveJournal

Category:
  • Кино
  • Cancel

После «Черного лебедя» и «Рестлера» решила посмотреть еще одну картину Даррена Аранофски — фильм-притчу под названием «Фонтан».

У молодой женщины Иззи Крео смертельно прогрессирует опухоль головного мозга. Её муж-онколог Том отчаянно пытается найти средство, чтобы её спасти, пренебрегая даже последними часами общения с ней. Он ищет лекарство, которым, возможно, станет экстракт дерева из Центральной Америки.

В главных ролях: Хью Джекман и Рейчел Вайс (на тот момент невеста режиссера).

Снималась там также и звезда его лучшего (на мой взгляд) фильма «Реквием по мечте» Эллен Бёрстин. Но впечатлил меня своей актерской работой только Джекман. Остальным, по-моему, было даже негде развернуться, чтобы по максимуму продемонстрировать свой талант.


Фильм довольно любопытный и оригинальный, наполненный массой символов и аллегорий, смешивающий в себе разные жанры и культуры, поднимающий важнейшие вопросы бытия.

Тут перемешивается драма и мистика, наука и религия, сон и реальность, прошлое и будущее, смерть и бессмертие… И все это рассматривается сквозь призму библейских мифов, философии буддизма и верований майя. .. Вот такой своеобразный коктейль!

Однако при всем этом я не могу сказать, что фильм меня сильно впечатлил, захватил или потряс. Чего-то мне не хватило….Убедительности, наверно. И небанальной, новаторской идеи.

Судя по кассовым сборам, фильм многим не пришелся по душе: он провалился в прокате, недособрав в кассу 20 млн долларов.

И это еще при том, что Даррен Аронофски постарался свести к минимуму использование компьютерных спецэффектов. Вместо этого для создания спецэффектов использовалась макросъёмка химических реакций. Главная причина применения во многом уникальных некомпьютерных эффектов — снизить расходы на производство фильма. Также, по словам Аронофски, нынешние компьютерные технологии устареют через несколько лет, а он хочет, чтобы фильм выдержал испытание временем.

Фильм номинировался на «Золотой глобус» в категории «Лучшая музыка к фильму». Музыка действительно божественная и неземная!

********************************************

Приведу отрывки из двух комментариев.

Один из них написан благодарным зрителем (бОльшую часть комментария я убрала, чтобы не спойлерить, но и в оставшейся части есть много пояснений, поэтому не читайте, кто хочет вначале смотреть этот фильм).

…….
Смысл фильма мне видится таким:


Будь полным. Все, что нужно, у тебя уже есть. Прими эту чудесную жизнь в прекрасном непознаваемом мире. И проживи ее как смертный, со всей полнотой. И имей мужество принять эту смерть, не уходи «крича и стеная». Влейся в круговорот жизни мельчайшими частицами: стань частью травы, цветов, деревьев, птиц. Будь незримо вместе с любимыми. Стань Древом Жизни, на руинах которого зацветет новая жизнь.

«Его тело — корни древа, его душа — ветви, голова высоко в небесах — это и есть Шибальба.» — про каждого из нас.

Исключительная игра актеров плюс великолепная музыка. Величайший шедевр от Даррена Аронофски для тех кто умеет смотреть не умом, а сердцем.

P. S. Уже после написания рецензии смог поймать более глубокую мысль, ускользнувшую от меня ранее.

Вся линия средневековой Испании выдумана Иззи, но имеет четкое соответствие происходящему в настоящем.

Иззи — Королева, Том — конкистадор, раковая опухоль — Инквизитор, Древо Жизни, на поиски которого отправляется конкистадор — лекарство, которое ищет для любимой Том.

Так вот эта неощутимая при первом просмотре мысль заключается в режиссерской идее противостояния двух идей о бессмертии — на небе и на земле, причем смертельном противостоянии.

Инквизитор приверженец идеи о бессмертии на небе, его слова «Наша плоть — темница для души. Наша кожа и кровь — железные решетки тюрьмы. Но не бойтесь. Плоть разлагается. Смерть все превращает в пепел. Таким образом… душа после смерти освобождается».

Королева же считает, что возможно бессмертие на земле, рай с любимым человеком. Со слов Инквизитора — «Ваша Королева ищет бессмертия на земле. Фальшивый рай.»

Инквизитор хочет убить королеву, рак убивает Иззи. Чтобы она прошла «через страдания на земле и обрела рай на небе».

Иззи же знает: все что нам отведено — это время на земле, другого времени нет и не будет и хочет прожить его до капли… с любимым. Она знает, что достигнет Шибальбы и переродится, но это будет уже не она…

Почему Даррен Аронофски отдал отрицательному персонажу общепринятую идею бессмертия на небе? (хороший вопрос!) Во что он верил сам???

Как истинный шедевр — этот фильм содержит много скрытого и настолько всеобъемлющ, что каждый сможет найти в нем отклик именно для своих струн души.

Второй комментарий принадлежит Дмитрию Быкову и относится, скорее, ко всему творчеству Аронофски:

«Аронофски — талантливый художник. Даже в таком, по-моему, неудачном фильме, как «Фонтан» (хотя там и есть замечательные куски), он все равно талантлив. И в «Реквиеме по мечте» он ужасно талантлив. Я не очень люблю «Черного лебедя», но… Да даже «Рестлер» — талантливая картина. Понимаете, Аронофски — молодец. «

Tags: быков дмитрий, даррен аронофски, кино, кино американское, мое кино, о жизни, о смерти, чужие комментарии

Subscribe

  • Мое кино… Два фильма Даррена Аронофски: «Черный лебедь»(2010) и «Рестлер» (2008)

    К Даррену Аронофски я питаю какие-то особые, очень теплые чувства. И не только потому, что он прекрасный режиссер. Мы с ним одногодки, родившиеся…

  • Д. Быков — «Один». Нарезки. Часть 1. О сказках Андерсена, новеллах О.Генри и фильмах Вуди Аллена

    Не имея возможности слушать в прямом эфире программу Дмитрия Быкова «Один» на Эхе Москвы ( да, в общем-то, и прослушивать ее в записи не…

  • Мое кино. Даррен Аронофски — Мама! (Mother! США, 2017)

    «Мама!» — американский драматический триллер режиссера Даррена Аронофски по его собственному сценарию. В главных ролях — Дженнифер…

  • Музыка и кино. «Реквием по мечте»

    После романа «1984» Джорджа Оруэлла, который оказал на меня наиболее сильное влияние и произвел на меня в свое время самое сильное…

В защиту фильма Даррена Аронофски «Фонтан»

Фильм «Фонтан», вышедший на экраны в 2006 году и получивший неоднозначные отзывы, представляет собой любопытное исключение в кинокарьере Даррена Аронофски. Возникший на фоне критического успеха «Реквиема по мечте» 2000 года, его часто отвергают как самый недоступный и эгоистичный фильм сценариста/режиссера. За исключением, возможно, «Матери» 2017 года, это остается его самой спорной работой.

На самом деле, «Фонтан» даже не задумывался как третий фильм Аронофски. После завершения «Реквиема по мечте» он был нанят Warner Bros, чтобы вывести на большой экран «Бэтмен: Год первый» Фрэнка Миллера. Работая по сценарию известного графического романиста, Аронофски нанял будущего Брюса Уэйна Кристиана Бэйла, чтобы он надел знаменитый капюшон, прежде чем творческие разногласия между режиссером и Миллером вынудили студию отложить проект в 2001 году. Спустя годы Миллер дразнил, что это был первый время, когда он «работал над проектом Бэтмена с кем-то, чье видение Бэтмена было мрачнее моего». (Неиспользованный сценарий все еще доступен для чтения в Интернете.)

В связи с внезапным перерывом в графике Аронофски переключил свое внимание на «Фонтан», надеясь, что Брэд Питт и Кейт Бланшетт присоединятся к нему в качестве главных героев, но снова у него возникли проблемы. Когда первый внезапно ушел из-за нерешенных проблем со сценарием, проект развалился и бездействовал до 2004 года, когда Хью Джекман и Рэйчел Вайс помогли Аронофски возродить его малобюджетный проект страсти.

Хотя эта закадровая драма с тех пор канула в историю кино, легко понять, почему «Фонтан» изо всех сил пытался наладить контакт со зрителями. Построенный как три истории, которые сливаются в одну, фильм рассказывает о Томасе (Хью Джекман), ученом, отчаянно пытающемся найти лекарство для своей неизлечимо больной жены Изабеллы (Рэйчел Вайс).

В то же время мы встречаем Томаса как испанского конкистадора 16-го века, пробирающегося через густые джунгли Южной Америки в поисках Древа Жизни, и Томаса, космического путешественника, парящего в одиночестве в пустой пустоте с тем же живительное дерево к умирающей звезде и обещание возрождения.

Если эти сюжетные линии имеют единую всеобъемлющую тему, то это мрачная неизбежность смерти и стремление человечества бороться с ней. На визуальном уровне фильм пронизан экзистенциальными, гипнотическими образами — кружащимися золотыми, ослепительно серебряными, яркими красными и зелеными — словно оживает обложка альбома Tool. Путешествие Томаса по трем направлениям показывает, как он путешествует от холодных черных к совершенно белым, подсознательно отражая темы смертности. Навязчивая музыка Kronos Quartet, Mogwai и композитора Клинта Мэнселла еще больше усиливает неизбежность смерти.

Как и жизнь, Фонтан закончился слишком быстро. Он заканчивается, как только передается его сообщение — напоминание о том, что смерть грядет для всех нас, как бы мы ни старались сплотиться против нее, так что мы могли бы просто принять ее. Это бесспорно мрачное заявление, которое сам Аронофски признал в 2009 году: «Фильм о том, что это нормально, что мы умираем, и мы должны с этим смириться», — сказал он The Guardian. «Но многие, многие люди не хотят об этом думать, так зачем же платить деньги за медитацию о потере того, кого любишь?»

Кино способно помочь нам разобраться даже в самых сложных аспектах человеческого существования. И Фонтан исследует самую большую тему из всех: конец. Тот факт, что он делает это таким поэтичным, нежным и визуально (и на слух) выразительным способом, возможно, объясняет, почему он стал культовым фаворитом. Это душераздирающий, неповторимый опыт просмотра, который давно пора пересмотреть.

Опубликовано 22 ноября 2021 г.

Поделись

Теги: Даррен Аронофски Фонтан

Архив Даррена Аронофски — Маленькая белая ложь

Кит

Автор: Ханна Стронг

Скорбящий мужчина, борющийся с расстройством пищевого поведения, пытается воссоединиться со своей дочерью в драме Даррена Аронофски.

обзор LWLies рекомендует

Брендан Фрейзер — человек, преображенный в первом трейлере фильма «Кит».

Чарльз Брамеско

В новом фильме Даррена Аронофски Фрейзер изображает тучного отшельника, готового к последнему шансу на искупление.

статьи Входящий Трейлеры

The Whale – обзор первого взгляда

Ханна Стронг

Брендан Фрейзер выкладывается на полную в роли страдающего ожирением человека, пытающегося перед смертью воссоединиться со своей отчужденной дочерью.

фестивали Венецианский кинофестиваль

Объявлен полный состав участников Лондонского кинофестиваля BFI 2022

Марина Ашиоти

От «Стеклянной луковицы» до «Решения уйти» — кинематографическая роскошь этого года полна открытий и восхищения.

фестивали Лондонский кинофестиваль BFI

В защиту «Фонтана» Даррена Аронофски

Автор: Саймон Блэнд

Эта фаталистическая фэнтезийная драма, которую после выхода отвергли как самодовольную глупость, заслуживает второго взгляда.

статьи В похвалу

100 лучших фильмов 2000-х: 100-76

От Little White Lies

Первая часть нашего обзорного обзора нулевых с участием Аватара, Бората! и Реквием по мечте.

статьи Высший рейтинг

Мать!

Дэвид Дженкинс

Дженнифер Лоуренс погружается в огненные глубины ада в этой концептуальной саге о тяжелых испытаниях от Даррена Аронофски.

обзор

Первый трейлер матери Даррена Аронофски! здесь

Автор: Марк Эллисон

Дженнифер Лоуренс выглядит так, как будто она переживает какой-то сверхъестественный звонок в последнем фильме режиссера «Черного лебедя».

статьи Трейлеры

Новый фильм Даррена Аронофски выходит в этом году.

Ребекка Дайкстра.

статьи Входящий

Клинт Мэнселл рассказывает историю музыки к своим любимым фильмам

Дэниел Дилан Рэй

От «Черного лебедя» до «Высоты» британский композитор рассказывает, как он подходит к созданию музыки для фильмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *