10.04.2025

Феномен это в психологии: что это такое, какие бывают и примеры

Содержание

что это такое, какие бывают и примеры

«Непостижимый» – слово, которое лучше всего характеризует феномен. Это удивительное явление волновало философов на протяжении столетий. Но самый интересный для нас – феномен человеческого мозга. Если узнать, как вера лечит от реальных болезней, и почему негативное мышление полезнее позитивного, можно совершить личный прорыв намного быстрее.

Что такое феномен?

Феномен — это необычный, непознанный, исключительный факт или явление, причина которого неизвестна. В некоторых философских системах феноменом называют внешнюю сторону явления, постичь которую возможно только на чувственном уровне.

Феноменология — направление в философии, которое занимается исследованием природы феноменов, то есть исследования того, что присутствует в сознании и существует на самом деле. Феномену, как созерцательному явлению, противопоставляется ноумен – предмет интеллектуального созерцания.

Этимологически «феномен» происходит от греческого слова, которое переводится как «

являться» или «казаться». То есть феномен – это одновременно мысль, ощущение, восприятие, представление. В античной философии термин чаще всего встречается в работах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Популярным было учение Платона и его учеников-платоников, согласно которому феноменальный (отражающий идею) мир противопоставляется ноуменальному (раскрытому в ходе познания) миру.

Само понятие заимствовано в русский язык из французского в XVIII веке. В Новое время понятия феномена стали ключевыми идеями в философии Канта. Немецкий философ Иммануил Кант отрицает противопоставление феномена ноумену и считает первый объектом, который познается одновременно на уровне чувств и интеллекта. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль посвятил работы исключительности человеческой логики и сознания. Он предложил свое определение феномена: «…это то, что есть налицо без разделения на сущность и явление, на то, что кажется и то, что существует на самом деле

».

Феномены изучаются философией, психологией, этикой, эстетикой, точными, естественными науками и в каждой есть свой список непостижимых фактов. Например, в экономике существует эффект Веблена – непостижимо высокий спрос на товары с завышенной ценой. А орнитологи изучают явление «ропот» скворцов – когда птицы сбиваются в огромные стаи и двигаются синхронно.

Пройти тест на темперамент

Феномены человеческого сознания и мозга.

Существуют тысячи книг и научных трудов, которые дают определение человеческому сознанию и психике. Но единой договоренности по этому поводу пока нет. Как факт принимаются диаметрально противоположные утверждения. Одни ученые считают: сознанием наделены абсолютно все живые существа. Этой же точки зрения придерживается и буддизм. Другие утверждают, что сознание неотделимо от понятия рефлексии (самоанализа).

Пока когнитивные науки рассуждают о природе сознания, возникновении мысли, устройстве мозга, ученые продолжают спорить на тему популярных социально-психологических феноменов.

1. Феномен веры.

Наука требует доказательств, а вера в них не нуждается. Хотя есть результаты магнитно-резонансного сканирования мозга во время молитвы, которые выявляют специфическую электрическую активность, активности теменной и височной долях. Но ведь истинная вера не сводится к электрическим разрядам. Религиозная вера помогла выжить людям в нечеловеческих условиях войны, голода и концлагерей. Вера в себя помогает нам стать сильнее, изменить жизнь. Вера является основой для другого непостижимого явления – эффекта Плацебо, когда человек вместо лекарства получает «пустышку», но выздоравливает.

2. Феномен одиночества.

Одиночество относится к числу понятий, которые известны вроде бы всем, но на самом деле скрывают сложное, противоречивое философское содержание. Казалось бы все однозначно: одиночество – это когда ты один. Но человек может жить один и при этом иметь много друзей знакомых и родственников. У жителей мегаполисов есть другая проблема – одиночество вдвоем, когда человек находится в отношениях, в кругу друзей и близких, а внутри пустота. И это не все постановки проблемы. Есть еще добровольное одиночество человека, который не хочет вступать в брак, вынужденное одиночество в новом коллективе, отсутствие эмоциональной связи с людьми, отсутствие родственников.

3. Феномен дежавю.

Дежавю – мимолетное чувство узнавания незнакомого, которое можно испытать в бытовых ситуациях. Дежавю дает иллюзию ясновидения, когда нам кажется, что мы видели будущее во сне или можем предсказать его. В Античности это чувство называли «воспоминанием о прошлой жизни», а современные ученые считают эффект игрой нашего подсознания. Но дежавю остается одной из самых странных, непостижимых и неуправляемых способностей человека.

4. Феномен позитивного мышления.

Принципиальное отличие действия позитивных и негативных мыслей на жизнь человека доказано наукой. Безусловно, позитивное мышление уменьшает депрессию, продлевает жизнь. Но его часто путают с магическим. Нам кажется, что достаточно нескольких положительных мыслей и вуаля – все произойдет само собой. Но позитивная мысль, умноженная на нулевое действие, дает ноль результата. А иллюзия контроля и всемогущества мешает нам реально оценивать происходящее. Так что установки позитивного мышления подходят не всем. А феномен оптимизма заключается именно в негативном мышлении.

Пройти тест: оптимист или пессимист

Феномен негативного мышления.

Говорить, что позитивные установки не работают неправильно. Но мы рассмотрим случаи, когда пригодится мышление негативное – способность разглядеть подводные камни заранее и встречаться с ними подготовленным.

Правило 1. У всего есть обратная сторона.

Светлая сторона – то, что мы пытаемся представить окружающим. Темная сторона – то, что тормозит наше приближение к идеалу. Именно поэтому обещания кадровика приеме на работу и реальная работа – две большие разницы. Поэтому наступают кризисы отношений, ссоры, разочарования, разрыв отношений.

Вывод. В первую очередь во всем стоит искать недостатки.

Правило 2. Чем хуже, тем лучше.

Парадокс, но когда мы терпим неудачу, наша самооценка повышается. Это доказано научно. Люди, которые выросли в атмосфере преодоления трудностей становятся лучшими сотрудниками и делают успешную карьеру чаще, чем воспитанные в «зефирных» условиях. Сама мысль об ошибке не приводит их в ужас, но помогает сосредоточиться. Человек становится умнее только тогда, когда встречается лицом к лицу с трудностями и понимает, что они не такие уж страшные.

Вывод. Главное – научиться делать верные выводы из своих поражений и держать удар.

Правило 3. Все бесплатное ценится меньше или совсем не ценится.

Когда мы легко, не напрягаясь, получаем желаемое, то не успеваем сформировать представление о его ценности. То, что мы получаем без усилий, не вызывает у нас долгого интереса. Это относится к обучению – бесплатные курсы мы редко досматриваем до конца, зато на платных учимся с удовольствием. Такое же случается в отношениях, творчестве, на работе.

Вывод. У всего есть своя цена. И лучше узнать ее заранее.

Правило 4. Стереотипы и паттерны не меняются.

Огромное количество бизнес-тренеров обучают работающим методикам успеха, диетологи дают советы похудения, психологи рассказывают о том, как успешно выйти замуж. Но многие продолжают поедать фаст-фуд и ненавидеть своих работодателей. Наш мозг предпочитает ходить проторенными тропами, выдумывает шаблоны поведения. Поэтому привычки, паттерны, стереотипы, жизненные сценарии не меняются.

Вывод. Вместо того, чтобы ждать изменений других, лучше придумать новую стратегию поведения. Или измениться самому, если получится.

Правило 5. Радость бывает не просто избыточной, но неправильной.

В состоянии эйфории, которую дарит нам радость, мы легче решаемся на авантюрные поступки, перестаем видеть серьезные угрозы и риск, не склонны думать о чем-то сложном. Зато негативные эмоции поощряют скрупулезный и систематический анализ информации, способствуют к внимательному образу мышления. Зависть и злость способны мотивировать эффективней, чем восхищение. А грусть подает сигналы, что в жизни что-то пошло не так.

Вывод. При правильном подходе негативные эмоции могут стать нашими друзьями.

Выводы:

  • Психологический феномен – это психологический эффект, который проверен на опыте, но не доказанный научно.
  • Социально-психологические феномены характеризуют взаимоотношения людей друг с другом.
  • Негативное мышление приводит на светлую сторону жизни. Надо только научиться мыслить правильно.

Пройти тест на самооценку

10 психологических феноменов, которые многие из нас испытывали, но не придавали значения (10 фото)


Наш мозг – это совершенно невероятный орган. Особенности его работы и по сей день загадочны для тех, кто хотел бы разобраться в процессах и законах, их регламентирующих. Ученые пытаются познать, как работает мозг, а простые люди испытывают странные явления, которые фиксируют, наблюдают и удивляются. Мы не можем их объяснить, но почти каждый знаком с такими. Что это за загадки, узнать «анатомию» которых нам бы так хотелось?

Фантомная вибрация

В психологии человека есть много странных моментов, а наблюдения ученых позволяют заключить, что необычные явления наблюдаются в жизни каждого. Опросы доказали, что 89 % населения цивилизованных стран хотя бы раз ощущали фантомную вибрацию – ощущение кажущегося звонка, вибрации мобильного телефона, который на самом деле молчал. Человек слышит телефон, когда тот совершенно спокоен, и такое у многих происходит довольно часто.

Не так давно провели опрос среди студентов колледжей, и девять из десяти признали, что им знакомо это состояние. Считают, что причиной тому является активное использование этой техники. Многие впервые ощутили явление примерно через месяц после получения первого телефона. Возможно, мозговая кора неверно оценивает какие-то сенсорные данные (сокращения мышц, давление), поэтому кажется, будто звонит телефон. Фантомные вибрации, как считают ученые, безвредны и устранимы.

Проводили испытания среди медиков, из-за работы постоянно пользующихся пейджерами или иными сходными приборами. Предложили всем отказаться от вибрации, а также использовать иное место для ношения, хранения телефона. Некоторые поменяли технику. В первом случае частота явления снизилась на 75 %, вторая мера помогла 63 %, третья – половине опрошенных.

Граница событий

Есть один интересный феномен: мы идем куда-то, но забываем зачем, оказавшись на месте. Это называют «границей событий». Ученые потратили несколько десятилетий для выявления причин. Проводилось множество экспериментов. Видимо, феномен обусловлен повышенной вероятностью ошибочного реагирования. Мозг разделяет события, формирует связи с отдельными местами, средами.

Если человек перемещается из места в место, мозг словно бы закрывает один файл и открывает следующий. Он восстанавливает все данные из памяти о текущем помещении, о событиях, связанных с ним, закрывая воспоминания, сопряженные с прежней комнатой. Человеку сложно вспомнить, зачем он сюда шел, о чем думал всего за несколько секунд до этого. Чтобы избежать этого негативного явления, нужно переходить в новое помещение, концентрируясь на том, что предстоит сделать.

Эффект прожектора

Наша психика – это довольно странное явление, а связанные с нею загадки интересуют и ученых, и простых людей. Одна из любопытных особенностей – это эффект, из-за которого человек неадекватно оценивает, как много внимания окружающие уделяют совершенным им ошибкам. Бывает, зайдешь в помещение и кажется, что все оглянулись и осуждающе посмотрели. Эффект прожектора имеет когнитивную природу и характеризует состояние, в котором человеку кажется, что за ним следят. Он связан с застенчивостью и ожиданием предвзятости, опасением осуждения со стороны.

Мы склонны распространять наше мышление на окружающих, приписывая им свои мысли. Кроме того, предвзятость и наивность задают удачные условия для развития эффекта прожектора. Человек начинает применять свои знания, собственный стиль мышления для предсказания поведения окружающих. Люди часто переоценивают точность своего восприятия. Для преодоления неприятного эффекта рекомендуют концентрироваться на окружающих людях, а не на собственных внутренних ощущениях от ситуации.

Ушной червь

Так назвали явление въедливой музыки, от которой невозможно избавиться – она постоянно звучит в голове. Многие знакомы с таким раздражающим состоянием, когда не удается избавиться от надоедливой песни. Этот червь – классический пример спонтанного познания. Обычно это быстрая мелодия с запоминающимся тестом и простым ритмом. В память чаще западает то, что отличается от привычного. Нередко ушной червь обусловлен непредсказуемым опытом или неконтролируемым воспоминанием.

До 98 % людей сталкивались с этим феноменом, и женщины подвержены ему в большей степени. В 2015-м провели исследование, доказавшее, что в избавлении от ушных червей может помочь жевательная резинка. Ее использование блокирует определенные структуры мозга, ответственные за субвокальную репетицию и кратковременную память.

Феномен Баадера-Майнхоф

Так называют состояние, при котором человек, узнавая что-то новое, внезапно начинает ощущать себя окруженным этими объектами или явлениями. Феномен характеризует случай, когда персона встречает новую информацию, после чего следует серия случайного появления такой же в повседневной жизни. Это рождает удивление, внимание становится избирательным.

Некоторые называют это «феноменом фэнтези». Если довелось узнать о чем-то новом, стоит обратить внимание на свою жизнь в ближайшие несколько дней после этого. Возможно, такое явление встретится несколько раз.

Семантическая насыщенность

Так называют состояние, при котором фраза временно теряет смысл из-за частого повторения. Бывает так, что привычное слово окружающие произносят раз за разом, раз за разом – в конечном счете оно начинает казаться странным, бессмысленным. Потеря значения происходит субъективно. В 1962-м Леон Якобовиц Джеймс впервые придумал термин «семантическое насыщение». Он обозначил им явление реактивного торможения – состояние, когда мозговые клетки неадекватно реагируют, получая одно и то же слово для обработки. Человек не может его слушать, вместо этого ресурсы мозга тратятся на преобразование слова в образ.

Сформулированная теория используется в работе над практиками, которые помогут справиться с заиканием. Частое повторение снижает интенсивность отрицательных воспоминаний и эмоционального контекста разговора.

Воспоминания

Так называют способность человека вновь пережить опыт, полученный в прошлом. К ним больше склонны пожилые, причем в памяти чаще всплывают моменты их детства, отрочества. Это обусловлено автобиографической памятью и способностью мозга составлять карты памяти. Есть три варианта объяснения удивительного явления. Возможно, это когнитивный фактор, биологический или идентификационный. В первом случае все связано с памятью, в которой отпечатываются периоды многочисленных изменений, на смену которым приходит стабильность.

Повествовательное явление возможно из-за возникновения ощущения собственной личности – оно появляется у подростков и молодежи. Биологическое объяснение предполагает генетическую способность вспоминать в преклонном возрасте в силу обилия накопившихся в памяти картин.

Эффект Даннинга-Крюгера

Каждый хоть раз встречал такого неприятного собеседника, который не устает хвалиться собой, раздувается от самовлюбленности и понятия не имеет, о чем говорит. Такой эффект привлек внимание ученых в последнем году прошлого тысячелетия. Оказалось, это когнитивное явление, из-за которого некомпетентная персона не понимает, что она ничего не знает, поэтому ощущает уверенность, воспринимая себя как максимально конкурентную в определенной теме.

Лишь 39 % опрошенных смогли выдержать конструктивную критику и понять ее причину, а 61 % продемонстрировали эффект Даннинга-Крюгера. Его альтернативное наименование – иллюзорное превосходство, когда человек склонен переоценивать позитивные качества, присущие ему.

Скупой мир

Так назвали явление, провоцируемое новостями о насилии и агрессии. Люди верят, что мы живем в ужасном мире, где нет ничего хорошего. Телезрители в своей основной массе восприимчивы к тому, что им говорят на экранах, и верят в истинность сказанного. Людям кажется, что картинка на экране точно отражает происходящее вне стен их дома. Чрезмерное насилие, демонстрируемое на экране, понижает чувствительность человека и рекламирует агрессивные поступки. Чтобы не стать жертвой этого эффекта, нужно знакомиться с новостями дозированно, «фильтруя» их на предмет адекватности.

Феномен самозванца

Известно, что его жертвами были многие известные личности. Психологи считают, что порядка 70 % людей хоть раз сталкивались с таким. Это состояние неуверенности в себе и своих возможностях. Человек, оказавшись во власти феномена, сомневается в достигнутом и опасается, что его посчитают мошенником. Успех такие люди объясняют стечением обстоятельств, а иные и вовсе боятся, что они просто обманули других. Чаще такое свойственно женщинам, достигшим больших высот, но мужчины тоже оказываются жертвами синдрома. Внутренне такие люди не признают достигнутого ими. Причин явления много – стереотипы, культура, воспитание. Феномен нередко сопровождается симптомами депрессии и беспокойства. Чтобы справиться с проблемой, нужно научиться наслаждаться тем, что делаешь, и любить то, что получается.

Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН

Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН

1. Явление, постигаемое в чувственном опыте.

2. Объект чувственного созерцания — в отличие от его сущностной основы (ноумена — как предмета интеллектуального созерцания).

3. Редкое, необычное явление; выдающийся в некоем отношении индивид.

Феномен

от греч. phainomenon — являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии — достоверный факт в области детского развития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, «Феномены Пиаже».

ФЕНОМЕН

1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях: 2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие. Заметьте также, что этот термин часто используется в этом смысле без рассмотрения причин этого события. 3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии. 4. В терминах Канта – проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории; феномены здесь служат основанием для логических выводов относительно действительности.

Феномен

от греч. phainomenon — являющийся) — исключительное, редкое, необычное явление. В контексте данного учебного пособия понятие «феномен» употребляется в широком смысле — как явление, изучаемое научной дисциплиной, достаточно полно описанное в рамках определенной научной парадигмы, в содержании которого и формах его проявления (проявлення) могут быть новые, еще не выявленные особенности. В понятии «феномен» допускается возможность его многообразных проявлений в зависимости от взаимодействия с другими феноменами (в понятиях теории систем — обретения феноменом тех или иных свойств в зависимости от его места и функций в более общей — метасистеме).

Феномены

от греч. phainomenon — являющееся),

1) необычный, исключительный факт, явление;

2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

Феномен

любое индивидуальное целостное психическое переживание.

Феномен

греч. phainomenon – являющееся) — 1. любое явление действительности, доступное наблюдению. Это может быть физическое явление, а также внутренний опыт, осознаваемый индивидом; 2. в идеалистической философии – субъективное содержание нашего знания, не отражающее объективной действительности; 3. согласно Э. Канту – любое проявление знания, события или объекта, интерпретируемое посредством врожденных ментальных стуктур, категорий пространства и времени. Феномены служат здесь основанием для логических выводов относительно происходящего в действительности. Противопоставляется ноумену –непознаваемой «вещи в себе»; 4. редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек .

Феномен

прижизненно приобретенные человеком свойства, признаки, возникшие под влиянием научения.

Феномен википедии. Феномен (фильм, 1996)

Феномен
Phenomenon
Феномен в психологии это. ФЕНОМЕН
Жанр мелодрама
фэнтези
драма
Режиссёр Джон Тёртелтауб
Продюсер Барбара Бойл
Майкл Тейлор
Чарльз Невирт
Автор
сценария
Джералд Ди Пего
В главных
ролях
Джон Траволта
Кира Седжвик
Форест Уитакер
Роберт Дюваль
Оператор Фидон Папамайкл
Композитор Томас Ньюман
Кинокомпания Touchstone Pictures
Длительность 123 мин.
Бюджет 32 млн. $
Сборы 152,036,382 $
Страна   США
Язык английский
Год 1996
IMDb ID 0117333

Джордж Мэлли ( Джон Траволта ) — дружелюбный автомеханик, чья жизнь обычного человека меняется после странной вспышки света, которую он наблюдает в свой 37-й день рождения.

В течение следующих дней он начинает предсказывать землетрясения, проявляет экстраординарную форму интеллекта уровня гения , легко поглощает огромное количество информации, разрабатывает новые революционные идеи и даже демонстрирует способность к телекинезу .

Джордж пытается использовать свой новый интеллект на благо общества .

Феномен — это… Что такое Феномен?

Горение — это наблюдаемое явление или событие и оно же — феномен.

Фено́мен (от греч. φαινόμενον — «являющееся», «явление») — термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании[1]. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. В обыденной речи феноме́н[2] — необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь[3].

В философии

В античной философии термин встречается у ряда авторов и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи.

В философии нового времени феномен перестаёт рассматриваться как простое отражение идеи. Заслуживает внимание трактовка феномена у Беркли, Юма, Лейбница. У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену — непознаваемой вещи-в-себе.

Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано. Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому, феномен несёт в себе всё знание о предмете.

Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только лишь данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.

В естественной науке

В естественных науках феномен — наблюдаемое явление или событие. Часто этот термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут быть наблюдаемый феномен лунной орбиты, или феномен колебаний маятника.[4].

См. также

Примечания

Литература

Эти 10 психологических феноменов управляют нашей жизнью

Утверждение, что наши действия – это результат собственных решений, в какой-то степени является ложным. Оказывается, мозг постоянно обманывает нас, нарушая наше восприятие реальности. Мы собрали 10 психологических феноменов, которые влияют на наше поведение на протяжении всей жизни.

Синдром лягушки в кипятке

Этот синдром назван в честь реального эксперимента. Если вы положите лягушку в кастрюлю с водой комфортной для нее температуры и начнете медленно ее нагревать, она будет пытаться стабилизировать температуру своего тела, и даже не попытается выпрыгнуть из кипятка. Но если изначально посадить лягушку в кипящую воду, она сразу выпрыгнет.действия

То же самое происходит с людьми: когда человек сталкивается с неприятностями, он предпочитает испытывать небольшие неудобства, пока они не истощат его до предела. Трудные отношения и безрадостная работа – это ловушки, в которые попадает человек, не желающий принимать решения.

Консервативное мышление

Наш мозг склонен придерживаться старых убеждений и пренебрегать новыми и проверенными данными. Классический пример: на протяжении веков люди считали, что Земля плоская (хотя некоторые в это верят даже сегодня). Дело в том, что им было комфортно так думать.действия

Многие люди очень консервативны в повседневной жизни. Им трудно распрощаться с устаревшей информацией или чувствами, которые исчерпали себя.

Эффект страуса

Когда ситуация выходит из-под контроля, люди часто не хотят знать всех деталей своих проблем. Своим поведением они напоминают пресловутого страуса, который прячет голову в песок. действияЧеловек игнорирует информацию, которая его расстраивает, предпочитая не думать о проблеме. К примеру, вы когда-либо радовались, что учитель еще не проверил экзаменационные работы, потому что не хотели знать результат? Что, если он плохой?

Эффект слепого пятна

Это может показаться парадоксальным, но многие люди действительно не склонны видеть ошибки в своем поведении, как говорится, не замечают бревна в глазу. Эффект слепого пятна проявляется в том случае, когда люди склонны видеть проблемы в поступках других, но остаются слепыми к собственным недостаткам, даже самым очевидным.действия Исследования показывают, что каждый человек сталкивался с этим эффектом хотя бы раз в жизни.

Склонность преувеличивать

Люди часто переоценивают ценность имеющейся информации, особенно при принятии решений. Например, человек, которые защищает свое вредное пристрастие к курению, может сказать, что знает кого-то (скорее всего, даже не лично), кто курил 3 пачки сигарет в день и дожил до 100 лет. действияМозг исключает возможность того, что такой пример является уникальным, если не лживым. Человек автоматически применяет подобный позитивный пример к своим обстоятельствам, чтобы лишний раз не беспокоиться.

Эффект Даннинга-Крюгера

Когда человек сталкивается с чем-то новым, его представление о собственных талантах оказывается предвзятым, что приводит к завышенной самооценке. действияВот почему новички часто дают «ценные» советы более опытным коллегам, не видя собственных ошибок. Когда человек получает опыт, осознание того, сколько ему еще предстоит изучить, меняет мнение человека о его талантах, как и самооценку.

Выбор в пользу отсутствия риска

Исследование показало, что если поставить людей перед выбором – уменьшить небольшой риск до нуля, либо резко сократить большой – большинство выбирает первый вариант, даже если он контрпродуктивный. действияЧто лучше: устранить низкий риск авиакатастроф или радикально уменьшить огромное количество автомобильных аварий? Большинство людей выберут нулевой риск, поскольку он более привлекателен для нашего мозга.

Эффект ведра с крабами

Наблюдения показывают, что пойманный краб может вылезть из ведра, если он там один. Когда же внутри есть другие крабы, они начинают тянуть беглеца вниз.действия

Наше общество поступает так же. Подсознательно люди не хотят, чтобы кто-то из их окружения менял свою жизнь к лучшему, потому что на их фоне они сами будут выглядеть хуже. Например, когда один из друзей говорит, что хочет пойти в спортзал, остальные попытаются его отговорить («Ты и так хорошо выглядишь!», «Зачем тебе это нужно?» и т. д.). Дело в том, что они не хотят, чтобы кто-то один преуспел.

Эффект доктора Фокса

Этот эффект не только очень сильный, но и потенциально опасный, поскольку делает сомнительную информацию привлекательной для общественности. Причина в харизме. действияБольшинство людей готовы довериться словам красноречивого оратора, часто не замечая ложной информации или нарушений в логике. В то же время слова более компетентных, но менее убедительных людей кажутся не такими важными. Вот почему секты и лженаука популярны даже сегодня.

Завышенные ожидания

Представьте, что вы начали строить новые отношения: у вас появляется чувство влюбленности к своему партнеру, которое легко спутать с любовью. Ваш мозг начинает рисовать будущую свадьбу, и спустя мгновение вы уже фантазируете о том, какой красивой будет ваша совместная жизнь. Но когда первоначальная страсть уходит, человек может почувствовать разочарование, поскольку его партнер не соответствует предыдущим представлениям о «прекрасной жизни». действияТо же самое касается любых ваших слишком больших ожиданий: чем больше вы чего-то ждете, тем больше будете от этого в восторге заранее, и тем меньше будете счастливы, когда ожидание закончится.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Феномен — Википедия. Что такое Феномен


Материал из Википедии — свободной энциклопедии Горение — это наблюдаемое явление или событие, и оно же — феномен.

Фено́мен (от греч. φαινόμενον — «являющееся», «явление») — чувственно постигаемое явление. Другие определения термина в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании[1]. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. Также фено́ме́н[2][3] — необычное явление, редкий факт[4], то, что трудно постичь[5].

В философии

В античной философии термин (греч. φαινόμενα) встречается у ряда авторов (например, у Эпикура) и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи.

В философии нового времени феномен перестаёт рассматриваться как простое отражение идеи. Заслуживает внимание трактовка феномена у Беркли, Юма, Лейбница. У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену — непознаваемой вещи самой по себе.

Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано. Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому феномен несёт в себе всё знание о предмете.

Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.

В психологии

Под «феноменом» в психологии может подразумеваться любое индивидуальное целостное психическое переживание.

В естественной науке

В естественных науках феномен — наблюдаемое явление или событие. Часто данный термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут служить наблюдаемый феномен лунной орбиты или феномен колебаний маятника[6].

См. также

Примечания

  1. Михайлов К. А. Феномен // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ Фено́ме́н // Толковый словарь иноязычных слов. Проверено 10 сентября 2013.
  3. Лопатин В. В. феномен // Русский орфографический словарь Российской академии наук. — Электронная версия. — Грамота.ру, 2001—2007.
  4. ↑ Феномен // Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 1998
  5. ↑ Феномен // Современный толковый словарь. — М.: «Советская энциклопедия».
  6. ↑ Jeremy Bernstein, A Theory for Everything, Copernicus, An imprint of Springer-Verlag, New York, 1996, hardback, ISBN 0-387-94700-0

Литература

ФЕНОМЕН — это… Что такое ФЕНОМЕН?

    ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαινεσθαι — являться, быть видимым, также — казаться) — явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

    В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза “следовать феноменам”, а фраза “спасать феномены” — популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда — смысл не только “кажимости”, но и положительной “явленности”, открытости бытия.

    В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с “феноменом” других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: “видимость”, или “кажимость” (“Schein”), — в качестве промежуточного между “иллюзией” и “истиной” (впервые в “Новом органоне” Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), “вероятность” (Wahrsscheinlichkeit) и др. У Канта феномен — всякий объект, конституированный трансцендентальным Я (“Критика чистого разума”, А 240).

    Понятие феномена играет важную роль у Брентано: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть “феномен” — в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о “внутренних”, психических, и “внешних”, физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще “внутреннее интенционалыюе существование” (см. Интенциональность).     Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени {Галилей, Ф. Бэкон), — вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть “сами по себе”: чувственные вещи — это “всего лишь явления” (blosse Erscheinungen) — в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, “возвещает” о себе подлинная природа. Называя свою философию “феноменологией”, “наукой о чистых феноменах”, Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также “единство, пронизывающее смену созерцаний”, т. е. “чистые” содержания, “единства” сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, — феноменологическая редукция — неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Т. X. Липпс, А. Пфендер и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным “реальностям” (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что “показывает себя” очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего “содержательного”, но относится только к “способу”, каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, чтофеноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к “способу бытия” феномена необходимо присуще как “показывание себя на себе самом”, так и “скрывание себя”.

    Лит.: Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997; Neue Entwicklungen des Phänomenbegriffs, “Phänomenologische Forschungen”, Bd. 9. Munch., 1980.

    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

25 интересных явлений человеческого разума

Вот список из 25 интересных явлений человеческого разума.

1-5 Интересные явления человеческого разума

Clustering illusion Clustering illusion

1. Иллюзия кластеризации: Иллюзия кластеризации — это иллюзия, что случайные события, которые происходят в кластерах, на самом деле не случайные события. Иллюзия возникает из-за противоречащего интуиции предположения о статистических шансах. Например, большинству людей кажется неожиданным, если орел выпадает четыре раза подряд во время серии подбрасываний монеты.Теперь, если у вас 3 последовательных орла, вы можете подумать, что следующий бросок не может быть орлом, хотя вероятность все равно составляет 50%. Считать, что вероятности изменились, — распространенное предубеждение. Это привело к тому, что игроки проиграли, думая, что вероятность изменилась.

2. Обратная психология: Также известное как реактивное сопротивление, это побуждение делать противоположное тому, что кто-то хочет от вас, из-за необходимости сопротивляться предполагаемой попытке ограничить вашу свободу выбора. Фактически, теорию реактивного сопротивления иногда называют теорией «запретного плода».

3. Эффект ореола: Также известный как эффект Рога, эффект дьявола и обратного ореола — это когда люди, бренды или другие объекты, признанные имеющими одну нежелательную черту, впоследствии считаются имеющими много плохих черт. Позволить одному слабому месту или отрицательной черте повлиять на восприятие человека, бренда или чего-то другого в целом. Упрощая это, когда мы считаем человека плохим в одной области, мы, вероятно, сделаем аналогичную оценку в других областях.

4. Эффект Пигмалиона: Эффект Пигмалиона относится к явлению, при котором чем больше ожидания возлагается на людей, часто детей, студентов и сотрудников, тем лучше они работают.Эффект Пигмалиона — это форма самоисполняющегося пророчества, это предсказание, которое заставляет себя сбываться. В этом отношении люди с плохими ожиданиями усваивают свой отрицательный ярлык, и люди с положительными ярлыками соответственно добиваются успеха. Например, вы предполагаете, что сегодня у вас плохие результаты на тесте, поэтому вы уменьшаете усилия и в конечном итоге не справляетесь. Если я думаю, что мои отношения с моей второй половинкой рухнут, я начинаю действовать по-другому, эмоционально отдаляясь, что может привести к их провалу.

5. Déjà Vu: Буквально означает «уже видел» — это явление сильного ощущения того, что событие или опыт, переживаемый в настоящее время, уже были пережиты в прошлом. Этот опыт обычно сопровождается сильным чувством знакомства и чувством жуткости, странности или странности. «Предыдущий» опыт обычно связывают со сном, но иногда есть твердое ощущение, что это действительно произошло в прошлом.

6-10 Интересные явления человеческого разума

Overview effect Overview effect

6. Эффект обзора: Из всех психологических эффектов, когда-либо названных, наблюдаемых и изученных, эффект обзора должен быть наименее распространенным. Только космонавты когда-либо сталкивались с условиями, которые к этому приводят. Когда астронавты на орбите или на поверхности Луны впервые видят Землю целиком, многие сообщают, что испытывают глубокое чувство масштаба и перспективы, которое стало называться эффектом обзора. Эффект может быть очень трогательным, сбивающим с толку, вдохновляющим и эмоционально сложным, поскольку вид на всю Землю коренным образом меняет точку зрения.Астронавты вернулись домой с обновленным ощущением того, как мы все связаны, относительной бессмысленности культурных границ и желанием заботиться об окружающей среде Земли.

7. Эффект Пратфолла: В социальной психологии эффект Пратфолла — это тенденция увеличения или уменьшения привлекательности после того, как человек совершает ошибку, в зависимости от воспринимаемой способности человека работать хорошо в общем смысле. Воспринимаемый способный человек в среднем будет более симпатичен после совершения промаха, в то время как обратное произойдет, если воспринимаемый средний человек сделает ошибку.

8. Эффект свидетеля: A.k.a. апатия стороннего наблюдателя — это социально-психологический феномен, который относится к случаям, когда люди не предлагают никаких средств помощи жертве в присутствии других людей. Вероятность получения помощи обратно пропорциональна количеству посторонних. Другими словами, чем больше будет посторонних, тем меньше вероятность того, что кто-то из них поможет.

9. Эффект прожектора: Это тенденция переоценивать то, насколько другие люди замечают вашу внешность или поведение.Эффект прожектора объясняется врожденной склонностью забывать о том, что, хотя человек является центром своего собственного мира, он не является центром всего остального. Многие профессионалы в области социальной психологии поощряют людей осознавать эффект внимания и позволяют этому явлению смягчить степень, в которой, по их мнению, человек находится в центре внимания общества.

10. Эффект фокусировки: Привязка или фокусировка — это когнитивная предвзятость, которая описывает обычную человеческую тенденцию слишком сильно полагаться на первую предложенную информацию («якорь») при принятии решений.. Во время принятия решения привязка происходит, когда люди используют исходную информацию для вынесения последующих суждений. Например, начальная цена, предлагаемая за подержанный автомобиль, устанавливает стандарт для остальных переговоров, так что цены ниже первоначальной цены кажутся более разумными, даже если они все еще выше, чем реальная стоимость автомобиля.


11-15 Интересные феномены человеческого разума

Cocktail party effect Cocktail party effect

11. Эффект коктейльной вечеринки: Эффект коктейльной вечеринки — это феномен способности сосредоточить слуховое внимание на определенном стимуле при одновременной фильтрации диапазона других раздражителей.Эффект позволяет людям разговаривать в шумных местах. Например, разговаривая на музыкальном концерте, люди могут одновременно слушать группу и понимать друга. Они также могут одновременно игнорировать громкие шумы. Тем не менее, если кто-то назовет ваше имя через комнату, люди это заметят.

12. Эффект запрета в Интернете: Это относится к тому, как люди ведут себя в Интернете с меньшей сдержанностью, чем в реальных ситуациях. Многие люди меняют свое естественное поведение в Интернете.Это чрезвычайно мощный когнитивный феномен, который выражается в ослаблении социальных ограничений и запретов, которые в противном случае присутствовали бы при обычном личном общении. Из-за потери сдержанности некоторые пользователи Интернета проявляют крайние эмоциональные наклонности. Некоторые люди станут более нежными и менее осторожными, рассказывая другим о своих чувствах, пытаясь достичь эмоционального катарсиса.

13. Иллюзорное превосходство: Иллюзорное превосходство — это когнитивная предвзятость, которая заставляет людей переоценивать свои положительные способности и недооценивать свои отрицательные качества по отношению к другим.Это позитивная иллюзия, которая широко изучалась в социальной психологии. Позитивные иллюзии описываются как нереально благоприятное отношение человека к себе. Есть три широкие категории положительных иллюзий: завышенная оценка собственных способностей, нереалистичный оптимизм в отношении будущего и иллюзия контроля. Иллюзорное превосходство часто называют эффектом выше среднего. Эффект выше среднего означает, что люди относятся к себе более положительно и менее отрицательно, чем на самом деле их воспринимают другие.

14. Когнитивный диссонанс: Это, пожалуй, одно из самых странных и тревожных открытий в психологии. Когнитивный диссонанс — это идея о том, что нам трудно придерживаться двух противоречащих друг другу убеждений, поэтому мы неосознанно корректируем одно, чтобы оно соответствовало другому. В классическом исследовании студенты находили скучное задание более интересным, если им платили меньше за участие. Наши бессознательные причины такие: если я делал это не ради денег, значит, я делал это, потому что это было интересно.Как по волшебству скучное задание становится интереснее, потому что иначе я не могу объяснить свое поведение.

15. Эффект тетриса: Когда человек, посвящающий большое количество времени определенной деятельности, основанной на шаблонах (которой в данном случае является Тетрис), начинает бессознательно думать и мечтать об этом. Люди, которые играли в Тетрис в течение длительного времени, могли задумываться о том, как различные формы в реальном мире могут сочетаться друг с другом, например, коробки на полке супермаркета, здания на улице или создаваемые галлюцинации фигуры, которые собираются на свои места. на невидимой раскладке.

16-20 Интересные явления человеческого разума

Cheerleader effect Cheerleader effect

16. Эффект чирлидера: Эффект чирлидера, также известный как эффект групповой привлекательности, представляет собой когнитивную предвзятость, которая заставляет людей думать, что люди более привлекательны, когда они в группе. Этот термин был придуман в 2008 году в эпизоде ​​«Не день отца» «Как я встретил вашу маму» и был подтвержден клиническими исследованиями Дрю Уокера и Эдварда Вула. Эффект возникает из-за способности мозга вычислять средние свойства объекта при просмотре группы.

17. Backfire Effect: Обратный эффект возникает, когда перед лицом противоречивых доказательств устоявшиеся убеждения не меняются, а фактически становятся сильнее. Эффект был продемонстрирован экспериментально в психологических тестах, где испытуемым предоставляют данные, которые либо подкрепляют, либо противоречат их существующим предубеждениям, и в большинстве случаев можно продемонстрировать, что люди увеличивают свою уверенность в своем прежнем положении, независимо от доказательств, с которыми они столкнулись.

18. Эффект Даннинга-Крюгера: Неквалифицированные люди склонны переоценивать свои способности, а эксперты — недооценивать свои способности. Бертран Рассел сказал, что «в современном мире глупые самоуверенны, а умные полны сомнений».

19. Социальное безделье: В социальной психологии социальное безделье — это явление, когда люди прилагают меньше усилий для достижения цели, когда они работают в группе, чем когда они работают в одиночку. Один исследователь 1970-х годов завязал глаза участникам и сказал им, что они собираются перетягивать канат против другой команды.Когда им сказали, что с ними тянутся еще 3 человека, они потянули на 18% меньше усилий, чем когда им сказали, что они одни.

20. Семантическое насыщение: Это психологический феномен, при котором повторение заставляет слово или фразу временно терять значение для слушателя, который затем обрабатывает речь как повторяющиеся бессмысленные звуки. Это особенно заметно, если вы повторяете про себя несколько раз какое-то странное слово, чтобы правильно произнести и акцентировать внимание на правильном слоге, и в конечном итоге оно будет звучать все более и более странно, чем больше вы пытаетесь, прежде чем превратиться в полную чушь для ваших ушей.

21-25 Интересные явления человеческого разума

ikea ikea

21. Эффект ИКЕА: Люди склонны придавать непропорционально высокую ценность предметам, которые они частично собрали сами, например, мебели из ИКЕА, независимо от качества конечного результата.

22. Явление сломанного эскалатора: Явление сломанного эскалатора, также известное как эффект ходока, — это ощущение потери равновесия или головокружение, о котором некоторые люди сообщают, когда ступают на неработающий эскалатор.Говорят, что возникает кратковременное странное ощущение дисбаланса, несмотря на полное понимание того, что эскалатор не собирается двигаться.

23. Эффект Google: Это когнитивная предвзятость, при которой человек склонен забывать информацию, которую можно легко найти с помощью поисковых систем в Интернете.

24. Криптомнезия: Это искажение памяти, при котором человек может ошибочно вспомнить, как генерировал мысль, идею, песню или шутку, не намеренно участвуя в плагиате, а скорее переживая воспоминание, как если бы это было новое вдохновение .

25. Функциональная неподвижность: Это когнитивное предубеждение ограничивает человека в использовании объекта только в том виде, в котором он используется традиционно. Например, если кому-то нужно пресс-папье, но у него есть только молоток, они могут не понять, как молоток можно использовать в качестве пресс-папье. Функциональная неподвижность — это неспособность рассматривать использование молотка иначе, как для забивания гвоздей; человек не мог думать об использовании молотка иначе, чем для его обычных функций.

.

Что такое феномен Баадера-Майнхоф? | HowStuffWorks

Давайте представим, что у вас есть лишние 40 000 долларов, и вы отправляетесь в магазин за новой блестящей поездкой. Вы никогда раньше особо не заботились об автомобилях, за исключением, пожалуй, церебральной ненависти к рекламе автомобилей, которую вы видите каждые семь секунд во время телевизионного спортивного мероприятия. Но теперь вы вложились. И когда кто-то упоминает об определенном виде автомобиля — о таком, о котором вы никогда раньше не слышали, но который, возможно, получил высокие оценки на сайте отзывов потребителей, — вы заинтересованы.

Внезапно машина повсюду. Он припаркован перед вашим домом. Он есть у мужа твоего босса. Вы видите двух из них рядом с собой в пробке по дороге домой с работы. Автомобиль даже появляется в этой повсеместной рекламе во время бейсбольного матча, и вы ругаетесь, что они появились из ниоткуда. Так что же именно здесь происходит? Неужели эта машина внезапно стала доминировать в культурном сознании? Или ваше сознание играет с вами злую шутку?

Объявление

Добро пожаловать в феномен Баадера-Майнхоф, также известный как иллюзия частоты или иллюзия новизны .Это явление возникает, когда то, что вы только что заметили, испытали или о чем вам рассказали, внезапно всплывает постоянно. Это дает вам ощущение, что практически все и их двоюродные братья внезапно говорят об этой теме — или что она быстро окружает вас. И ты не сумасшедший; вы полностью видите это больше. Но дело, конечно, в том, что вы замечаете это больше [источник: Zwicky].

Когда начинается феномен Baader-Meinhof (произносится как badder mainhoff ), происходит несколько вещей.Во-первых, ваш мозг, кажется, взволнован тем фактом, что вы узнали что-то новое, и возникает избирательное внимание. Ваш мозг подсознательно думает: «Эй, это круто! Я буду искать эту штуку, даже не думая об этом». Итак, теперь, когда вы его ищете, вы его нашли. Чтобы сделать его еще более сильным, предвзятость подтверждения возникает после просмотра его хотя бы один или два раза. Другими словами, вы начинаете соглашаться с самим собой, что да, вы определенно видите это больше [источник: Pacific Standard].

Теперь, если вы провели беглый поиск Баадер-Майнхоф, вы можете быть немного сбиты с толку, потому что это явление названо не в честь исследовавшего его лингвиста или чего-то подобного. Вместо этого он назван в честь воинствующей террористической группировки Западной Германии, действовавшей в 1970-х годах. Он-лайн комментаторская доска St. Paul Minnesota Pioneer Press была маловероятным источником этого имени. В 1994 году комментатор назвал частотную иллюзию «феноменом Баадер-Майнхоф», случайно услышав две ссылки на Баадер-Майнхоф в течение 24 часов.Другими словами, это явление не имеет ничего общего с бандой. Но не удивляйтесь, если название начнет появляться везде, куда бы вы ни повернулись [источники: BBC, Pacific Standard].

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *