18.10.2024

Если тебя нет то и меня нет ежик: Если тебя нет, то и меня нет

Выражения из мультфильма ежик в тумане. «ежик в тумане»

Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом — сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушёную травку…
— Не помню, — сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик. — Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…

А вот и ты! — сказал Медвежонок, однажды проснувшись и увидев на своем крыльце Ежика.
— Я.
— Где же ты был?
— Меня очень долго не было, — сказал Ежик.
— Когда пропадаешь, надо заранее предупреждать своих друзей.

После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили.
— Как хорошо, что ты нашелся, — сказал Медвежонок.
— Я пришел.
— Ты представляешь, если бы тебя совсем не было?
— Вот я и пришел.
— Где же ты был?

— А меня не было, — сказал Ежик

А когда тебя не было, ты где-нибудь был?
— Угу.
— Где?
— Там, — сказал Ежик и махнул лапой.
— Далеко?
Ежик съежился и закрыл глаза

Давай никуда не улетать, Ежик. Давай навсегда сидеть на нашем крыльце, а зимой — в доме, а весной — снова на крыльце, и летом — тоже.
— А у нашего крыльца будут потихоньку отрастать крылья. И однажды мы с тобой вместе проснемся высоко над землей.
«Это кто там бежит внизу такой темненький?» — спросишь ты.
— А рядом — еще один?
— Да это мы с тобой, — скажу я. «Это наши тени», — добавишь ты.

Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а
мы с тобой все говорим.
— Говорим, — согласился Ежик.
— Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие,
а мы все, беседуем.
— Беседуем.
— А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоем
только и останемся.
— Если бы!
— А что ж с нами станет?
— Мы тоже можем пролететь.
— Как птицы?
— Ага.


— А куда?
— К югу, — сказал Ежик.

Я очень люблю осенние пасмурные дни, — Сказал Ёжик. — Солнышко тускло светит, и так туманно — туманно…
— Спокойно, — сказал Медвежёнок.
— Ага. Будто все остановилось и стоит.
— Где? — спросил Медвежёнок.
— Нет, вообще. Стоит и не двигается.
— Кто?
— Ну как ты не понимаешь? Никто.
— Никто стоит и не двигается?
— Ага. Никто не двигается.

… Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
— Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— А ты где?
— А меня нет.
— Так не бывает, — сказал Медвежонок.
— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..
— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
— Нет меня, нигде нет!!!
— Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!.

.». Вот.
— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?
— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…

Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик
кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя
всегда.
Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
— Ну что ты молчишь?
— Я верю, — сказал Ежик.

Я — бегу, лес — стоит. Я оттеняю его неподвижность.

Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!..» и растворился в тумане. «Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед.

Мне бы знаешь чего больше всего хотелось? — подумав, сказал Медвежонок, Ежику. — Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке.

— А что бы выросло потом?
— А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет.
— Это хорошо… А как бы ты со мной разговаривал?
— Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко.

Ты когда-нибудь слушал тишину, Ежик?
— Слушал.
— И что?
— А ничего. Тихо.
— А я люблю, когда в тишине что-нибудь шевелится.
— Приведи пример, — попросил Ежик.
— Ну, например, гром, — сказал Медвежонок.

Бывает же — топишь печку, глядишь на огонь и думаешь: вот она какая, большая зима!
И вдруг просыпаешься ночью от непонятного шума. Ветер, думаешь, бушует вьюга, но нет, звук не такой, а далекий какой-то, очень знакомый звук. Что же это? И засыпаешь снова. А утром выбегаешь на крыльцо — лес в тумане и ни островка снега не видно нигде. Куда же она подевалась, зима? Тогда сбегаешь с крыльца и видишь: лужу.

Настоящую лужу посреди зимы. И от всех деревьев идет пар. Что же это? А это ночью прошел дождь. Большой, сильный дождь. И смыл снег. И прогнал мороз. И в лесу стало тепло, как бывает только ранней осенью».
Вот как думал Медвежонок тихим теплым утром посреди зимы.

«А вечерами Ежик приходил к Медвежонку и, прихлебывая чай, они считали звезды». Эта история о верных друзьях никого не оставила равнодушным. И книга, и мультипликационная лента имели успех аудитории разных возрастов. Это удивительная сказка, пропитанная глубокими чувствами о дружбе и преданности. И цитаты из мультика «Ежик в тумане» всегда будут занимать значимое место в жизни множества людей.

Создание шедевра

Мультипликационная лента «Ежик в тумане», цитаты из которой будут представлены в статье, была создана в 1975 году. За всю историю своего существования мультфильм награжден 35-ю премиями. Первую награду мультфильм получил уже через год, после премьеры, а спустя четверть века (в 2003-м) его признали лучшим мультиком всех времен.

Что касается сюжета, то он полностью соответствует сказке Тексты из диалогов сохранены без изменений. создатель мультипликации, говорит, что в фильме есть много тончайших нюансов, связанных с психологией. Здесь речь идет не только о дружбе, но затрагиваются вопросы бытия, нелепой случайности и бесконечной доброты. Цитаты из «Ежика в тумане» — основное этим словам доказательство.

Сюжетная линия

Сюжет мультфильма, как и самой сказки, достаточно простой: Ежик идет вечером к своему другу — Медвежонку. У них давно сложилась традиция, что вечерами нужно пить ароматный чай и пересчитывать звезды. Его путь был устелен густым туманом, в нем Ежик встречает Лошадку. Размышляя о том, захлебнется ли она в тумане, когда будет спать, сбивается с пути. Ежик слышит голос и начинает метаться по сторонам, но случайно падает в реку. Течение подхватило и понесло ежика, но потом «кто-то невидимый и беззвучный» помогает ему выбраться на берег, где он встречается с Медвежонком.

Что говорил Медвежонок?

Из цитат «Ежика в тумане», следует отметить слова сказанные Медвежонком: «Слышишь, я обязательно тебя найду, где бы ты ни был. Я всегда буду рядом». Нередко эту фразу можно услышать во время романтических признаний.

Не меньшей популярностью пользуется и другая его цитата: «Если тебя не будет, кто тогда будет считать звезды? Я даже веточек наготовил можжевеловых». Эта фраза показывает, как сильно Медвежонок привязан к Ежику. Он готов ждать своего друга, искать и постоянно находиться рядом. Проста и понятна история «Ежика в тумане». Цитаты из мультфильма могут многое рассказать о силе дружбы, но также немало скажут о взаимности отношений и жизни в целом.

Слова Ежика

Взять, к примеру, слова Ежика. Когда Медвежонок сказал, что всегда будет рядом, то ежик просто молчал. Медвежонок спросил, почему тот молчит и Ежик сказал: «Я верю!». Два простых слова стали знаменитой цитатой «Ежика в тумане».

Небезызвестным является и обрывок диалога, который происходит между Ежиком и Медвежонком, пока они пьют чай. Этот диалог можно тоже приравнять к известным цитатам из «Ежика в тумане». Для полного понимания лучше представить его краткое содержание:

Представь, что меня вдруг не стало, что ты будешь делать?

Я буду тебя искать.

Но меня нигде нет.

Такого не может быть. Если тебя нет, то и меня не будет. Понял!

Этот небольшой отрезок текста показывает, насколько друзья дорожат друг другом. Ведь они не видят жизни в одиночестве, они даже представить не могут, что может случиться, если кого-то из них вдруг не станет.

Любимым занятием Ежика и Медвежонка было считать звезды. Они садились на бревнышке и делили небо напополам: слева, от печной трубы, висели звезды Ежика, а справа — Медвежонка. Так они просидели множество вечеров, и когда Ежик задержался, Медвежонок начал переживать.

Настоящий друг

«Если я перестану протирать звезды, они обязательно потускнеют» — эта цитата из «Ежика в тумане» еще раз доказывает, что для двух друзей вполне достаточно их маленькой Вселенной — места, где они просто считают мерцающие пятна на темно-синем ночном небосводе. Неважно, что случится потом и где-то там, главное, чтобы был чай, звездное небо над головой и верный товарищ. Тогда любая проблема превращается в нелепую случайность, которую можно быстро и безболезненно выбросить из головы.

Когда Ежик упал в реку, он подумал: «Я совсем промок и скоро утону». Это не только самая печальная цитата в мультфильме, но и чрезвычайно серьезная неприятность. Однако стоило ему увидеть Медвежонка, как о реке Ежик не вспоминал. Он только подумал о том, как там Лошадка в тумане. Ведь если она никуда не торопилась, значит, ее никто не ждал.

Конечно, существует много версий о том, как на самом деле создавалась эта история и какая ее основная идея, но это нисколько не отрицает того факта, что свой Медвежонок должен быть у каждого. И если на этот счет появятся сомнения, можно еще раз перечитать цитаты из «Ежика в тумане».

Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
— Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— А ты где?
— А меня нет.
— Так не бывает, — сказал Медвежонок.
— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..
— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
— Нет меня, нигде нет!!!
— Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!. .». Вот.
— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?
— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…

Ёжик в тумане

…Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал:
«Всё-таки хорошо, что мы снова вместе».

Сергей Козлов. Ежик в тумане

Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.
Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
— Ну что ты молчишь?
— Я верю, — сказал Ежик.

Трям, здравствуйте!

Ты с кем дружишь? Со мной или с Зайцем?
— С тобой! И с Зайцем!
— А я дружу с тобой, понял?
— А со мной без Зайца дружить нельзя, понял?

Сергей Козлов. Ежик в тумане

Мне бы знаешь чего больше всего хотелось? — подумав, сказал Медвежонок, Ежику. — Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке.
— А что бы выросло потом?
— А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет.
— Это хорошо… А как бы ты со мной разговаривал?
— Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко.

Сергей Козлов. Ежик в тумане

Ты когда-нибудь слушал тишину, Ежик?
— Слушал.
— И что?
— А ничего. Тихо.
— А я люблю, когда в тишине что-нибудь шевелится.
— Приведи пример, — попросил Ежик.
— Ну, например, гром, — сказал Медвежонок.

Сергей Козлов. Ежик в тумане

После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили.
— Как хорошо, что ты нашелся, — сказал Медвежонок.
— Я пришел.
— Ты представляешь, если бы тебя совсем не было?
— Вот я и пришел.
— Где же ты был?
— А меня не было, — сказал Ежик.

Сергей Козлов. Ежик в тумане

«Бывает же — топишь печку, глядишь на огонь и думаешь: вот она какая, большая зима!
И вдруг просыпаешься ночью от непонятного шума. Ветер, думаешь, бушует вьюга, но нет, звук не такой, а далекий какой-то, очень знакомый звук. Что же это? И засыпаешь снова. А утром выбегаешь на крыльцо — лес в тумане и ни островка снега не видно нигде. Куда же она подевалась, зима? Тогда сбегаешь с крыльца и видишь: лужу.
Настоящую лужу посреди зимы. И от всех деревьев идет пар. Что же это? А это ночью прошел дождь. Большой, сильный дождь. И смыл снег. И прогнал мороз. И в лесу стало тепло, как бывает только ранней осенью».
Вот как думал Медвежонок тихим теплым утром посреди зимы.

Сергей Козлов. Ежик в тумане

А когда тебя не было, ты где-нибудь был?
— Угу.
— Где?
— Там, — сказал Ежик и махнул лапой.
— Далеко?
Ежик съежился и закрыл глаза.

Сергей Козлов. Ежик в тумане

А вот и ты! — сказал Медвежонок, однажды проснувшись и увидев на своем крыльце Ежика.
— Я.
— Где же ты был?
— Меня очень долго не было, — сказал Ежик.
— Когда пропадаешь, надо заранее предупреждать своих друзей.

Сергей Козлов. Ежик в тумане

Давай никуда не улетать, Ежик. Давай навсегда сидеть на нашем крыльце, а зимой — в доме, а весной — снова на крыльце, и летом — тоже.
— А у нашего крыльца будут потихоньку отрастать крылья. И однажды мы с тобой вместе проснемся высоко над землей.
«Это кто там бежит внизу такой темненький?» — спросишь ты.
— А рядом — еще один?
— Да это мы с тобой, — скажу я. «Это наши тени», — добавишь ты.

Удивительная бочка

Это потому что весна, поэтому она и появилась!
— А еще потому что мы очень хотели!

Удивительная бочка

Я тебя очень люблю! Пусть бочка будет лошадью.
— И я тебя люблю! Пусть лошадка будет бочкой с мёдом.

Удивительная бочка

Это она тебя боится!
— Кто? Моя бочка?
— Нет, моя лошадка.

Удивительная бочка

Отойди от моей бочки!
— Ну хорошо, пусть она будет бочкой с мёдом. Только мёд съешь и ничего не останется, а лошадь…
— А что лошадь?
— … а лошадь — это лошадь!

Удивительная бочка

Как теперь эту бочку с гривой поймать?

Сергей Козлов. Ежик в тумане

– А когда я вам больше нравлюсь – утром или вечером?
– Мне – утром, – сказал Медвежонок.


– А почему?
– Тогда впереди целый день…

Выпущенный в 1975 году мультфильм Ёжик в тумане режиссера Юрия Норштейна стал одной из самых значимых анимационных лент созданных когда-либо.
Являясь неоднократным призером различных кинофестивалей, мультфильм Норштейна оказал значительное влияние на мировую культуру. Само выражение «ежик в тумане» стало крылатым, а образы, созданные в ленте узнаваемыми и цитируемыми. В 2003 году «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран . А современные психологи используют его в своей практике, показывая детям и определяя психоэмоциональное состояние ребенка.
Вообщем, предоставляем вам подборку цитат из этого знаменитого мультика.


  • — Смотри! — сказал Ежик и показал Медвежонку гриб-лисичку. Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
    — Видишь? — сказал Ежик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ежика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет…
  • «Я в реке, пускай река сама несёт меня», — решил Ёжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.
  • Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
    — Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
    Медвежонок кивнул.
    — Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
    — А ты где?
    — А меня нет.
    — Так не бывает, — сказал Медвежонок.
    — Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..
    — Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
    — Нет меня, нигде нет!!!
    — Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к! », и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!.. ». Вот.
  • И даже лапы не видно.
  • — Извините… — беззвучно спросил кто-то. — Кто вы и как сюда попали?
    — Я — Ёжик, — тоже беззвучно ответил Ёжик. — Я упал в реку.
    — Тогда садитесь ко мне на спину, — беззвучно проговорил кто-то. — Я отвезу вас на берег.
  • Давай никуда не улетать, Ежик. Давай навсегда сидеть на нашем крыльце, а зимой — в доме, а весной — снова на крыльце, и летом — тоже.
    — А у нашего крыльца будут потихоньку отрастать крылья. И однажды мы с тобой вместе проснемся высоко над землей.
    «Это кто там бежит внизу такой темненький?» — спросишь ты.
    — А рядом — еще один?
    — Да это мы с тобой, — скажу я. «Это наши тени», — добавишь ты.
  • — Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик
    кивнул.
    — Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя
    всегда.
    Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
    — Ну что ты молчишь?
    — Я верю, — сказал Ежик.
  • По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости.
    Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звёздное небо.
    Оно висело над крышей — прямо за печной трубой.
    Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика…
  • «Если я не буду протирать звезды каждый вечер» — думал ежик — «они обязательно потускнеют…»
  • Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой все говорим.
    — Говорим, — согласился Ежик.
    — Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы все, беседуем.
    — Беседуем.
    — А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоем только и останемся.
    — Если бы!
    — А что ж с нами станет?
    — Мы тоже можем пролететь.
    — Как птицы?
    — Ага.
    — А куда?
    — К югу, — сказал Ежик.

  • Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!.. » и растворился в тумане. «Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед.
  • — Ведь кто ж, если не ты, звёзды считать будет! Я ж уже и веточек наготовил! Этих, как его…
    — Можжевеловых.
    — Можжевеловых!
  • …Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал:
    «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе».

Little by little, one step at the time…

6/16/2017 Comments

Ещё совсем немного — и загорятся звёзды, и выплывет месяц и поплывёт, покачиваясь, над тихими осенними полями. Потом месяц заглянет в лес, постоит немного, зацепившись за верхушку самой высокой ёлки, и тут его увидят Ёжик с Медвежонком.
Yet a little while and the stars will light up, and the moon will come out and float swaying over the quiet autumn fields. Later the moon will stop by the forest, stand for a while, clinging to the top of the highest fir tree, and here Hedgehog and Bear will see it.


— Как всё-таки хорошо, что мы есть друг у друга! Ты только представь: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— How good (after all) that we have each other! Just imagine: there is no me, you sit alone and there is nobody to talk to.
— А ты где?
— And where are you?
— А меня нет.
— There is no me.
— Так не бывает.
— It can’t be like this.
— Я тоже так думаю.
— I aslo think so.
— Но вот вдруг — меня нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?
— But all of the sudden — there is no me. You are alone. What will you do?
— Пойду к тебе.
— I will go to you.
— Куда?
— Whereto?
— Как куда? Домой. Приду и скажу: «Ну что ж ты не пришёл, Ёжик?»
— What do you mean whereto? Home. I will come and say: «Why didn’t you come, Hedgehog?»
— Вот глупый! Что же я скажу, если меня нет?
— Silly you! What will I say if there is no me?
— Ну если нет дома, значит, ты пошёл ко мне. Прибегу домой. А-а, ты здесь! И начну…
— Well if you are not at home, you went to me. I will run home. Ah, here you are! And I will begin…
— Что?
— What?
— Ругать.
— To scold.
— За что?
— Why? (For what [deed])
— Как за что? За то, что не сделал, как договорились.
— What do you mean why? Because you didn’t do as we agreed.
— А как договорились?
— And what did we agree?
— Ну откуда я знаю? Но ты должен быть или у себя, или у меня дома.
— How am I supposed to know? But you have to be at your or my place (home).
— Но меня же совсем нет. Понимаешь?
— But there is no me at all. Do you understand?
— Так вот же ты сидишь!
— But you are sitting right here!
— Это я сейчас сижу, а если бы меня не было, где б я был?
— I am sitting now but if there were no me, where would I be?
— Или у меня, или у себя.
— At my or your place.
— Это, если я есть.
— That’s true if I am (exist).
— Ну, да.
— Well, yes.
— А если меня совсем нет?
— And if there is no me at all?
— Тогда ты сидишь на реке и смотришь на месяц.
— Then you are sitting by the river and looking at the moon.
— И на реке нет.
— By the river there is no me either.
— Тогда ты пошёл куда-нибудь и ещё не вернулся. Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду!
— Then you are gone somewhere and haven’t come back yet. I will run to rummage the entire forest and I will find you!
— Ты всё уже обшарил и не нашёл.
— You have rummaged everything already and haven’t found me.
— Побегу в соседний лес!
— I will run to the neighbouring forest!
— И там нет.
— There is no me either.
— Переверну всё вверх дном, и ты отыщешься!
— I will turn everything upside down and you will be found!
— Нет меня. Нигде нет.
— There is no me. Anywhere.
— Тогда… Тогда я выбегу в поле и закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-к!..» Вот.
— Then… Then I run out into the field and scream: «He-e-edgehog!», and you will hear me and scream: «Be-e-ear!» Like that.
— Нет. Меня ни капельки нет. Понимаешь?
— No. There is no a tiny bit of me. Do you understand?
— Ну что ты ко мне пристал?
— Why are you bothering me? (Why did you stick to me [with it])
— Если тебя нет, то и меня нет. Понял?
— If there is no you, then tere is no me. Understood?
— Нет, ты — есть; а вот меня — нет.
— No, you are; and me — no.
Медвежонок не ответил. Он глядел, как месяц, поднявшись высоко над лесом, льёт на них с Ёжиком свой холодный свет.
Bear didn’t answer. He was watching how the moon, that has risen high above the forest, was pouring its cold light on him and Hedgehog.

Note: «меня нет» I translate here as «there is no me» but in other contexts it is usually translated simply «I am not», for example: меня нет дома — I am not home.

Джим Коллинз — Концепции — Концепция ежа

Концепция ежа разработана в книге От хорошего к великому. Простая кристальная концепция, вытекающая из глубокого понимания пересечения трех кругов: 1) то, чем вы глубоко увлечены, 2) в чем вы можете быть лучшим в мире и 3) что лучше всего движет вашей экономикой или ресурсами. двигатель. Преобразования от хорошего к великому происходят благодаря серии хороших решений, принятых в соответствии с концепцией ежа, в высшей степени хорошо реализованных, накапливающихся одно за другим в течение длительного периода времени.

СМИ и статьи

Выдержки из От хорошего к великому

Ты ёжик или лиса? В своем знаменитом эссе «Ежик и лисица» Исайя Берлин разделил мир на ежей и лисиц, основываясь на древнегреческой притче: «Лиса знает многое, а еж знает одно большое дело».

Те, кто построил компании, превратившиеся из хороших в великие, были в той или иной степени ежиками. Они использовали свой характер ежа, чтобы добиться того, что мы назвали «концепцией ежа» для своих компаний. Те, кто руководил сравнительными компаниями, как правило, были лисами, никогда не получая проясняющего преимущества «концепции ежа», вместо этого они были рассеянными, рассеянными и непоследовательными.

Для компаний сравнения тот же самый мир, который стал таким простым и понятным для выдающихся компаний, остался сложным и окутанным туманом. Почему? По двум причинам. Во-первых, компании сравнения никогда не задавали правильные вопросы, вопросы, вызванные тремя кругами. Во-вторых, они устанавливают свои цели и стратегии скорее из бравады, чем из понимания.

Ежик Концепция — это не цель быть лучшим, не стратегия быть лучшим, не намерение быть лучшим, не план стать лучшим. это понимание того, в чем ты можешь быть лучшим. Различие абсолютно решающее

Каждая компания хотела бы быть лучшей в чем-то, но лишь немногие на самом деле понимают — с проницательной проницательностью и бескорыстной ясностью — в чем они на самом деле могут стать лучшими и, что не менее важно, в чем они не может быть лучшим в. И именно это различие является одним из основных противопоставлений между компаниями, которые добились выдающихся результатов, и компаниями сравнения.

Чтобы перейти от хорошего к великому, нужно преодолеть проклятие компетентности. Требуется дисциплина, чтобы сказать: «То, что мы хороши в этом — только потому, что мы зарабатываем деньги и обеспечиваем рост, — не обязательно означает, что мы можем стать лучшими в этом деле». Компании, которые добились успеха, поняли, что если вы будете делать то, что у вас хорошо получается, это только сделает вас лучше; Сосредоточение исключительно на том, что вы потенциально можете сделать лучше, чем любая другая организация, — единственный путь к величию.

При поиске собственной концепции имейте в виду, что когда компании, достигшие выдающихся результатов, наконец осознали свою концепцию ежа, в ней не было утомительных, раздражающих взрывов бессмысленной бравады, типичных для компаний сравнения. «Да, мы могли бы быть лучшими в этом» было заявлено как признание факта, не более поразительного, чем наблюдение, что небо голубое или трава зеленая. Когда вы правильно понимаете свою концепцию ежа, она имеет тихий звук правды, как единственная, ясная, идеально взятая нота, висящая в воздухе в приглушенной тишине переполненного зала в конце тихой части фортепианного концерта Моцарта. Нет нужды много говорить; тихая правда говорит сама за себя.

«Элегантность ежа»: NPR

Элегантность ежа
от Muriel Barbery
Перевод Alison Anderson
, 336 Pages
Europa Editions
. Чудеса искусства

Меня зовут Рене. Мне пятьдесят четыре года. В течение двадцати семи лет я был консьержем в доме номер 7 по улице Гренель, в прекрасном отеле particulier с внутренним двором и частными садами, разделенном на восемь роскошных квартир, все из которых обитаемы, и все они огромны. Я вдова, невысокая, некрасивая и пухлая, у меня на ногах мозоли и, если верить некоторым ранним утрам, вызывающим отвращение к себе, дыхание мамонта. Я не учился в колледже, я всегда был бедным, скромным и незначительным. Я живу одна со своим котом, большим ленивым котом, у которого нет никаких отличительных черт, кроме того, что его лапы плохо пахнут, когда он раздражен. Ни он, ни я не предпринимаем никаких усилий, чтобы принять участие в социальных делах нашего родственного вида. Поскольку я редко дружелюбен, хотя всегда вежлив, меня не любят, но я

тем не менее терпимо: я настолько хорошо соответствую тому, что общественные предрассудки коллективно истолковывают как типичную французскую консьержку, что я являюсь одним из многочисленных винтиков, которые заставляют вращаться великую вселенскую иллюзию, иллюзию, согласно которой жизнь имеет смысл, который может быть легко расшифрованы. А раз где-то было написано, что консьержки стары, некрасивы и кислы, так и заклеймено огненными буквами на фронтоне того самого дебильного небосвода, что у означенных консьержок довольно большие нерешительные коты, которые спят целыми днями на подушках, застеленных покрыты вязаными чехлами.

Точно так же было установлено, что консьержи бесконечно смотрят телевизор, пока их довольно крупные кошки дремлют, и что вход в здание должен пахнуть pot-au-feu , щами или деревенским cassoulet . Мне выпала необыкновенная удача быть консьержем в доме очень высокого класса. Мне было так унизительно готовить такие отвратительные блюда, что, когда вмешался господин де Бройль, статский советник на первом этаже (вмешательство, которое он описал своей жене как «учтивое, но твердое», чьё

единственное намерение состояло в том, чтобы избавить нашу общинную среду обитания от подобных плебейских миазмов), это явилось огромным облегчением, которое я скрыл, как мог, за выражением неохотного согласия.

Это было двадцать семь лет назад. С тех пор я каждый день хожу к мяснику, чтобы купить ломтик ветчины или немного телячьей печени, которые я кладу в свою сетчатую сумку между пачкой лапши и связкой моркови. Затем я услужливо выставляю напоказ эти нищенские съестные припасы — теперь значительно улучшенные тем примечательным фактом, что они не пахнут, — потому что я бедняк в доме, полном богатых людей, и эта демонстрация питает как общепринятое клише, так и моего кота Лео, который стал довольно большой благодаря этим трапезам, которые должны были принадлежать мне, и который обильно и шумно объедается макаронами с маслом и свининой из деликатесов, в то время как я свободен — без каких-либо обонятельных нарушений или чьего-либо подозрения — предаваться своим кулинарным пристрастиям. склонности.

С телевизором сложнее. Во времена моего покойного мужа я соглашалась с этим, потому что постоянство его наблюдения избавляло меня от рутинной работы. Из коридора здания можно было услышать звук этой штуковины, и этого было достаточно, чтобы увековечить фарс социальной иерархии, но как только Люсьен скончался, мне пришлось хорошенько подумать, чтобы найти способ соблюсти приличия. Живым он освободил меня от этой несправедливой обязанности; мертвый, он лишил меня своего бескультурья, необходимой защиты от чужих подозрений.

Я нашел решение благодаря не зуммеру.

Звонок, связанный с инфракрасным механизмом, теперь предупреждает меня о приходе и уходе в коридоре, что устраняет необходимость в том, чтобы кто-то гудел, чтобы уведомить меня о своем присутствии, если я оказался вне пределов слышимости. Ибо в таких случаях я на самом деле нахожусь в задней комнате, где провожу большую часть своего досуга и где, защищенный от шума и запахов, навязываемых моим состоянием, я могу жить, как мне заблагорассудится, не лишаясь жизненно важной для меня информации. любой часовой: кто входит, кто выходит, с кем и в какое время.

Таким образом, жильцы, идущие по коридору, слышат приглушенные звуки, указывающие на то, что телевизор включен, и, поскольку их воображения скорее не хватает, чем изобилует, у них формируется мысленный образ консьержа, растянувшегося перед телевизором. . Что касается меня, уютно устроившегося в своем логове, я ничего не слышал, но знал, что кто-то идет. Поэтому я шел в соседнюю комнату и заглядывал в глазок, расположенный напротив лестницы, и, хорошо спрятавшись за белыми сетчатыми занавесками, мог незаметно осведомиться о личности прохожего.

С появлением видеокассет, а впоследствии и DVD-божества, все радикально изменилось, и мои счастливые часы стали еще богаче. Поскольку не так уж часто приходится встречать

консьержку, пребывающую в экстазе от Смерть в Венеции , или слышать мелодии Малера, доносящиеся из ее лоджии, я углубился в свои с трудом заработанные супружеские сбережения и купил второй телевизор, который мог действовать в моем убежище. Таким образом, телевизор в передней комнате, хранитель моей тайной деятельности, мог умолкнуть, и я больше не был вынужден слушать бессмысленную чепуху, подходящую для мозга моллюска — я был в задней комнате, в полной эйфории, мои глаза наполнялись. со слезами, в чудесном присутствии ст.

Глубокая мысль № 1

Следовать за звездами
В аквариуме с золотыми рыбками
Конец

Видимо, время от времени взрослые находят время, чтобы сесть и подумать о том, какой катастрофой является их жизнь. Они жалуются, не понимая, и, как мухи, постоянно бьющиеся в одно и то же старое оконное стекло, они жужжат, страдают, чахнут, впадают в депрессию, а потом удивляются, как они попали в эту спираль, которая ведет их туда, куда им не хочется идти. . Самые интеллигентные из них превращают его в религию: о презренная пустота буржуазного существования! Такие циники часто обедают за папиным столом: «Что стало с мечтами нашей юности?» — спрашивают они с самодовольным, разочарованным видом. «Те годы давно прошли, и жизнь — сука». Я презираю эту ложную ясность, которая приходит с возрастом. Правда в том, что они такие же, как и все: дети, которые не понимают, что с ними случилось, и которые ведут себя масштабно и жестко, когда на самом деле все, чего они хотят, — это расплакаться.

А пока ничего не понятно. Проблема в том, что дети верят тому, что говорят взрослые, и, став взрослыми, мстят, обманывая собственных детей. «Жизнь имеет смысл, и мы, взрослые, знаем, что это такое» — это универсальная ложь, в которую все должны верить. Как только вы станете взрослым и поймете, что это неправда, будет слишком поздно. Тайна остается нетронутой, но вся имеющаяся энергия давно потрачена на глупости. Остается только обезболить себя, пытаясь скрыть тот факт, что вы не можете найти никакого смысла в своей жизни, а затем, чтобы лучше убедить себя, вы обманываете собственных детей.

Все знакомые нашей семьи прошли один и тот же путь: юность провела, пытаясь максимально использовать свой интеллект, выжимая учебу, как лимон, чтобы обеспечить себе место в элите, а затем всю жизнь размышляя с изумленным посмотрите на их лица, почему вся эта надежда привела к такому напрасному существованию. Люди стремятся к звездам, а в итоге оказываются, как золотые рыбки в миске. Интересно, не проще ли было бы с самого начала учить детей тому, что жизнь абсурдна. Это может лишить вас нескольких хороших моментов в детстве, но сэкономит вам значительное количество времени во взрослом возрасте, не говоря уже о том, что вы избавитесь по крайней мере от одного травматического опыта, то есть аквариума с золотыми рыбками.

Мне двенадцать лет, я живу на улице Гренель, 7 в квартире для богатых людей. Мои родители богаты, моя семья богата, и мы с сестрой, таким образом, почти богаты. Мой отец — парламентарий, а до этого был министром: без сомнения, он окажется на первом месте, опустошив винный погреб резиденции в Hôtel de Lassay. Что касается моей матери. . . Ну, моя мать не совсем гений, но она образованна. У нее есть докторская степень. в литературе. Она безошибочно пишет приглашения на ужин и тратит время на то, чтобы бомбардировать нас литературными ссылками («Коломба, перестань пытаться вести себя как мадам Германт» или «Тыковка, ты обычная Сан-Северина»).

Несмотря на все это, несмотря на всю эту удачу и все это богатство, я уже давно знаю, что конечным пунктом назначения является аквариум с золотыми рыбками. Откуда мне знать? Ну, дело в том, что я очень умный. Исключительно умный, на самом деле. Даже сейчас, если вы посмотрите на детей моего возраста, там пропасть. А так как я не особо хочу выделяться, и поскольку интеллект очень ценится в моей семье — исключительно одаренный ребенок никогда не будет иметь ни минуты покоя, — я стараюсь снизить свою успеваемость в школе, но даже при этом я всегда прихожу первый. Вы можете подумать, что притворяться просто человеком со средним интеллектом, когда вам двенадцать лет, как мне, и у вас уровень старшекурсника в колледже, легко. Ну, совсем нет. Чтобы казаться глупее, чем вы есть, действительно нужно приложить усилия.

Но, в некотором роде, это не дает мне умереть со скуки: все время, которое мне не нужно тратить на обучение и понимание, я подражаю обычным хорошим ученикам — тому, как они делают вещи, какие ответы они дают, их прогресс, их проблемы и их незначительные ошибки. Я читаю все, что пишет Констанс Барет — она вторая в классе — всю ее математику, французский и историю, и таким образом я узнаю, что мне нужно делать: для французского — связную и правильно написанную цепочку слов; для математики — механическое воспроизведение операций, лишенных смысла; а для истории список событий, объединенных логическими связями. Но даже если сравнивать меня со взрослым, я намного умнее подавляющего большинства. Так оно и есть. Я не особенно горжусь этим, потому что это не мое дело. Но одно можно сказать наверняка — я ни за что не окажусь в аквариуме с золотыми рыбками. Я все тщательно обдумал. Даже для такой, как я, суперумной и одаренной в учебе и отличной от всех, даже превосходящей подавляющее большинство, даже для меня жизнь уже вся распланирована и так уныла, что можно плакать: никто, кажется, не подумал тот факт, что если жизнь абсурдна, блестящий успех имеет не большую ценность, чем неудача. Это просто удобнее. И даже тогда: я думаю, ясность придает вашему успеху горький привкус, тогда как посредственность все же оставляет надежду на что-то.

Итак, я принял решение. Я вот-вот расстанусь с детством, и, несмотря на мое убеждение, что жизнь — это фарс, я не думаю, что смогу продержаться до конца. Мы, по сути, запрограммированы верить в то, чего не существует, потому что мы живые существа; мы не хотим страдать. Поэтому мы тратим всю свою энергию на то, чтобы убедить себя, что есть вещи, которые стоят того, и именно поэтому жизнь имеет смысл. Я могу быть очень умным, но я не знаю, как долго я смогу бороться с этой биологической склонностью. Когда я присоединюсь к взрослым в крысиных бегах, смогу ли я сопротивляться этому чувству абсурда? Я так не думаю. Вот почему я решил: в конце учебного года, в день, когда мне исполнится тринадцать, шестнадцатого июня, я покончу с собой. Осторожнее, я не собираюсь придавать этому большое значение, как если бы это был акт храбрости или неповиновения. Кроме того, в моих интересах, чтобы никто ничего не заподозрил. У взрослых такое невротическое отношение к смерти, она раздувается до предела, они придают ей огромное значение, хотя на самом деле это самая банальная вещь, какая только может быть. На самом деле меня волнует не вещь сама по себе, а то, как она сделана. Моя японская сторона, очевидно, склонна к сэппуку. Когда я говорю о своей японской стороне, я имею в виду свою любовь к Японии. Я учусь в восьмом классе, поэтому, естественно, вторым иностранным языком выбрал японский. Учитель не очень, он проглатывает слова по-французски и все время чешет затылок, как будто озадаченный, но учебник неплохой, и с начала года я добился огромных успехов. Надеюсь, что через несколько месяцев смогу читать свои любимые манги в оригинале. Maman не понимает, что маленькая девочка, такая же одаренная, как и ты, хочет читать мангу. Я даже не удосужился объяснить ей, что «манга» на японском означает не что иное, как «комикс». Она думает, что я высоко ценю субкультуру, а я не вразумил ее. Короче говоря, через несколько месяцев я смогу читать Танигути по-японски. Но вернемся к тому, о чем мы говорили: я должен сделать это до шестнадцатого июня, потому что шестнадцатого июня я совершаю самоубийство. Но я не буду делать сэппуку. Это было бы полно значения и красоты, но… . . хорошо . . . У меня действительно нет никакого желания страдать. На самом деле, я бы не хотел страдать; Я думаю, что если вы решили умереть, то именно потому, что ваше решение в порядке вещей, поэтому вы должны сделать это мягко. Смерть должна быть деликатным переходом, сладостным уходом в покой. Есть люди, которые кончают жизнь самоубийством, выпрыгивая из окна четвертого этажа, проглатывая хлорку или даже вешаясь! Это бессмысленно! Непристойно даже. Какой смысл умирать, если не страдать? Я очень тщательно планировал, как я уйду со сцены: каждый месяц в течение последнего года я воровал снотворное из мамин коробки на ночном столике. Она принимает так много, что даже не заметила бы, если бы я принимал по одной каждый день, но я решил быть особенно осторожным. Нельзя оставлять что-либо на волю случая, когда вы приняли решение, которое большинство людей не поймет. Вы не представляете, как быстро люди станут мешать вашим самым заветным планам во имя таких пустяков, как «смысл жизни» или «человеческая любовь». Ну и еще есть «священная природа детства».

Поэтому я медленно иду к дате шестнадцатого июня и не боюсь. Несколько сожалений, может быть. Но мир в его нынешнем состоянии не место для принцесс. Сказав это, просто потому, что вы планировали умереть, не означает, что вы должны прозябать, как какой-то гниющий кусок капусты. Наоборот. Главное не в том, чтобы умереть или сколько вам лет, когда вы умираете, а в том, что вы делаете в момент смерти. В Танигучи герои умирают при восхождении на Эверест. Поскольку у меня нет ни малейшего шанса попробовать себя в К2 или Гранд Жорас до шестнадцатого июня, мой личный Эверест будет интеллектуальным предприятием. Я поставил своей целью иметь как можно больше глубоких мыслей и записывать их в эту тетрадку: даже если ничто не имеет никакого значения, разум, по крайней мере, может дать ему шанс, не так ли? Но поскольку у меня есть эта большая японская вещь, я добавил одно требование: эти глубокие мысли должны быть сформулированы как маленькая японская поэма: либо хайку (три строфы), либо танка (пять строф).

Мое любимое хайку Басё.

Хижина рыбака
Смешанный с маленькими креветками
Сверчки!

Это же не аквариум с золотыми рыбками, это то, что я называю поэзией!

Но в мире, в котором я живу, поэзии меньше, чем в хижине японского рыбака. И как вы думаете, нормально ли, что четыре человека живут на полутора тысячах квадратных футах, в то время как множество других людей, среди которых, может быть, какие-то poètes maudits , не имеют даже приличного жилья и ютятся по пятнадцать или двадцать в семьдесят квадратных футов? Когда этим летом я услышал в новостях, что несколько африканцев погибли из-за пожара на лестнице их ветхого многоквартирного дома, у меня возникла идея. Эти африканцы целый день держат перед собой аквариум с золотыми рыбками — они не могут убежать, рассказывая истории. Но мои родители и Коломба убеждены, что они плавают в океане только потому, что живут на своих полутора тысячах квадратных футах с кучами мебели и картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *