10.05.2024

Если можешь не писать не пиши кто сказал: Странно, такая известная фраза: «Если можешь не писать — не пиши», а…

как правильно понимать самый известный совет писателям — Нож

There’s a bluebird in my heart that

wants to get out.
Charles Bukowski

За всю свою жизнь не слышала я совета о писательстве более известного и, как мне кажется, ложно истолкованного. Я не только журналист и писатель, но и редактор, работающий и с состоявшимися, и с начинающими авторами — а потому хочу прояснить вопрос, который мы так часто обсуждаем с теми, кто впервые сталкивается с проблемами мотивации, вдохновения или даже предназначения.

Хотя «Нож» и известен либеральным подходом к форме, несмотря на высокие требования к стилю и глубине знаний, не будем лукавить: мы тут не создаем поэм, претендующих на бессмертие, и литературных произведений, достойных хрестоматий. Мы пишем журналистские тексты.

Однако всё же, говоря о текстах, я буду цитировать поэтов и писателей, художников и музыкантов. Потому что в каждом журналисте и копирайтере, кроме внутреннего ребенка, есть внутренний поэт (или художник, а то и вовсе Творец).

И как в стихотворении Буковски из эпиграфа, каждый журналист и копирайтер держит внутреннего поэта взаперти:

Не высовывайся,
Хочешь всё мне изгадить?
Хочешь испортить мне всю работу?
Хочешь сорвать мне продажи книг в Европе?

Но иногда нужно выпустить это поэтическое альтер эго размять его тонкие ножки и поговорить о том, о чем журналисту и копирайтеру говорить неприлично. О смысле творчества.

Значение 1: можешь ли ты не писать — и не умереть?

Конечно, я могу не писать. Я не рисовать могу. И не танцевать. Не ходить в театр, не мыть посуду, не гладить рубашки, не стричься и не ходить к стоматологу. И даже не читать. Не могу я только не есть, не спать и не дышать, потому что умру. И то не сразу.

Очевидно, у нас нет биологической потребности писать тексты. Человеческая культура вообще построена на препятствиях в реализации биологических потребностей напрямую.

Мы хотим есть — и изобретаем сложносочиненную гастрономию и правила сервировки и употребления блюд, которым нужно отдельно учиться. Мы хотим секса — и культура рождает не только причудливые ритуалы ухаживания и флирта, но и кучу запретов, касающихся непосредственного соития.

Возможно, писательство — это способ опосредовать прямые желания. То есть, скорее всего, если мы хотим написать текст, за этим желанием стоит другая, более простая потребность, которую мы хотим удовлетворить. Доминировать в обществе? Впечатлить интеллектуально годного самца? Наконец-то заслужить одобрение родителей? Это может быть что угодно.

Но правда в том, что мы легко можем не делать многое из того, что считаем нужным или даже искренне хотим делать: быть добрыми, заниматься спортом, есть брокколи, звонить родителям, жертвовать на благотворительность, изучать жития святых или писать текст о смысле писательства. И это доказывает только одно: свобода выбора существует.

У нас явно есть свобода выбора, раз мы можем выбирать делать не только то, что хотим, но и то, что делать не хочется. Да еще и получать удовольствие от преодоления себя.

Поэтому я никогда не удивляюсь, если я не только могу не писать — но и не хочу писать то, что я на самом деле хочу написать. Человек сложен!

Значение 2: можешь ли ты не писать — или неведомая сила заставляет тебя?

Можно подразумевать под «можешь не писать — не пиши» что-то вроде «люблю-нимагу»: то есть ужасно хочется писать, как будто что-то на меня нашло! По распространенным легендам, припадкам мифического состояния вдохновения подвержены гениальные писатели (и вообще выдающиеся люди).

Я считаю, что есть только один достоверно существующий вариант «творческой одержимости» — это мания (ну или гипомания). Роль маниакальных состояний в гениальном творчестве описана во многих работах, в том числе в этой статье известной исследовательницы биполярного аффективного расстройства Кей Джеймисон.

Но странно ориентироваться на симптомы психической болезни как на творческий идеал. Во-первых, продуктивность мании часто заканчивается безумием и рассыпанием сознания больного на ошметки. Во-вторых, даже за умеренным маниакальным подъемом часто следует расплата другими тяжелыми и совсем не веселыми симптомами — от полной апатии до острого психоза.

В-третьих, это предполагает, что каждый человек стоит перед жизненным выбором между творчеством и психическим здоровьем и что выбор в пользу здоровья автоматически лишает нас возможности быть художниками или писателями. Мне кажется, это не так.

Я склонна думать, что способность к творчеству — естественная особенность человеческого мышления. Креативность по-разному проявляется у разных людей в зависимости от их психических, культурных или социальных особенностей, но это здоровая способность.

А вдохновение — обманчивая концепция.

С одной стороны, трудно отрицать, что прорывы в работе часто случаются в состоянии некоторого экстаза, ощущения выхода за собственные пределы или, наоборот, иллюзии, будто произведение рождается само, а автор пассивно наблюдает за процессом.

С другой стороны, большинство людей считают вдохновение состоянием, которое приходит само, его нужно искать или ждать и только после его появления приступать к работе.

Получается, без вдохновения творчество невозможно, но контролировать это состояние нельзя? Тут недалеко до состояния выученной беспомощности.

Такой подход приводит к растерянности и неуверенности в себе (особенно у молодых людей). Поиски нужного состояния часто заканчиваются банальными зависимостями от психоактивных веществ и связанными с ними хроническими болезнями.

В то же время многие признанные творцы подчеркивали, что вдохновение переоценено. Чайковский в XIX веке говорил, что вдохновение не приходит к ленивым. Перефразированная Пабло Пикассо поговорка про аппетит «вдохновение приходит во время работы» стала крылатым выражением в ХХ веке. И даже музыкант Ник Кейв в интервью 2009 года «Эсквайру» сказал:

«Если ты хочешь написать что-то, ты должен просто сесть за стол и сделать это. Никакая, ***** [блин], гребаная фея-крестница ничего не принесет тебе с неба, пока ты гуляешь в поисках вдохновения по осеннему парку. Я не верю во вдохновение. Я верю в то, что творчество — это работа».

Так что мне кажется, что неведомая сила не заставляет нас писать тексты. Но неведомым образом по диалектическому закону Гегеля количество усилий и времени, потраченного на творческий процесс, часто внезапно результирует креативным прорывом. Нейробиология пока только предполагает, как устроен подобный процесс, но в книгах описаны попытки разобраться в законах креативности мозга.

Выходит, нельзя выяснить, можешь ли ты не писать, если не садиться за писанину и не добиваться состояния «потока».

Значение 3: можешь ли ты пока что не писать — и еще подумать?

Есть еще вариант прочтения совета: можешь ли ты еще подождать и подумать? Возможно, речь идет о выдержанности мысли?

Действительно, с опытом открывается способность работать «в глубину». Обычно это происходит тогда, когда автор перестает скакать по верхам: сначала находит свою тему, затем проходит этап «захватывающих открытий» (на деле давно известных другим) и наконец погружается в ту часть своей экспертной области, которая лежит на границе с непознанным.

Тот же самый путь проходит каждая мысль и каждая идея для текста. Сначала придуманная концепция кажется потрясающе интересной. Но дни чтения и исследования создают впечатление, что изначальная идея мертва при рождении и глубоко вторична. Дальнейшие размышления и изучение материала, наконец, смутно очерчивают какой-то новый ракурс. Автор бросается по следу — но лишь обнаруживает, что всё, что приходит в голову, ему уже очевидно. И только когда он преодолевает очевидность и углубляется в собственные сомнения, его мысль приобретает неповторимую огранку.

Но на этот процесс действительно нужно время, и его часто можно прервать преждевременным натужным письмом с желанием как можно скорее получить результат.

Но совет «еще подождать» подойдет не всем. Перфекционистам он полезен не будет: таким людям всегда кажется, что им недостает компетенции, а их тексту — глубины и оригинальности мысли. Но это не объективный факт, а психологическая проблема. Таким авторам я всегда советую руководствоваться принципом психологии Винникота «достаточно хороший».

Винникот придумал термин «достаточно хорошая мать», чтобы объяснить, что ребенку не нужны идеальные родители — достаточно быть просто хорошими и не слишком переживать из-за своих ошибок.

Для любителей более мистических терминов есть «безупречность» Кастанеды, которую он (вернее, духовный учитель героя индеец Дон Хуан) понимал как установку делать лучшее, что можешь — с полным осознанием того, что твои силы, возможности и время жизни очень ограничены. В этом смысле «лучшее» — это не «лучшее вообще» (оно недостижимо), а «наилучшее из возможного в данных обстоятельствах».

Идеальных сочинений не бывает, необходимо в какой-то момент остановиться и сдать «достаточно хорошую статью» своему редактору, который будет гарантом качества выпущенного текста и не пропустит его, если он плох. Я даже призываю своих авторов-перфекционистов показывать мне черновики, чтобы сбросить напряжение от стремления к совершенству.

Поэтому совет не писать слишком быстро подходит далеко не всем. Да и как понять, сколько времени «достаточно» для созревания мысли? Возможно, мысль никогда не созревает до конца — поэтому культура и развивается.

Значение 4: можешь ли ты не писать — и ничто от этого не изменится?

Принципиально другой способ понять загадочную фразу — предположить в ней смысл «есть ли тебе что сказать?». То есть изменится ли что-то от того, что ты напишешь свой текст — или мы и без него обошлись бы?

На первый взгляд, вполне разумная идея. Зачем делать что-то избыточное? Если от моего текста в мире не станет больше новой информации или оригинального мнения, это явно лишнее действие. Лучше заняться чем-то другим.

Чаще всего этот аргумент преподносится именно с акцентом на важность новизны и оригинальности. Молодые люди особенно много беспокоятся о том, высказал ли кто-то до них такую мысль, работал ли в такой форме, посчитают ли их свежими и оригинальными? Однако мне кажется, эти сомнения — от недостатка знаний.

Люди, хорошо изучившие историю философии, литературы или изобразительных искусств, знают, что ничего нового и оригинального per se в культуре нет. Даже самые великие образчики искусства — это переработки произведений других эпох или авторов: например, знаменитые творцы эпохи Возрождения переосмысляли произведения Античности, Вуди Аллен заимствовал структуры сюжетов у Ингмара Бергмана, Гоголь пестрит отсылками к Гофману, а история философии — это история комментариев к комментариям древних философов. Оригинальность вошедших в историю людей — всего лишь тонкие нюансы понимания универсальных проблем.

Культура — это коллективная попытка ответа на универсальные вопросы, которые не устаревают тысячи лет: что такое смерть, существует ли любовь, в чем смысл жизни, как пережить страшные события, кто должен принимать решения, что справедливо и т. д. Каждая новая попытка может оказаться ярче других — но в масштабе истории человечества даже самая яркая личность оказывается всего лишь ниточкой в ткани огромного пестрого ковра.

Однако не обязательно изобретать двигатель внутреннего сгорания, чтобы чувствовать себя первым среди равных или в своей небольшой социальной группе слыть большим оригиналом.

Возможно, стоит перестать маскировать жажду признания в конкретном сообществе желанием совершить великий прорыв для всего человечества? К сожалению, второе часто приходит без первого и нередко посмертно, что никого не может утешить.

Один из известнейших поэтов ХХ века Райнер Мария Рильке в «Письме молодому поэту» советует:

«Ищите спасения от общих тем в том, что Вам дает Ваша повседневная жизнь; пишите о Ваших печалях и желаниях, о мимолетных мыслях и о вере в какую-то красоту, — пишите об этом с проникновенной, тихой, смиренной искренностью и, чтобы выразить себя, обращайтесь к вещам, которые Вас окружают, к образам Ваших снов и предметам воспоминаний. Если же Ваши будни кажутся Вам бедными, то пощадите их; вините сами себя, скажите себе, что в Вас слишком мало от поэта, чтобы Вы могли вызвать все богатства этих буден: ведь для творческого духа не существует бедности и нет такого места, которое было бы безразличным и бедным».

Всякая тема и всякое беспокойство человека в мире не ново — но каждое конкретное бытие уникально, и каждый конкретный автор может открыть читателю свою надежду, беспокойство, боль и обнадеживающую находку. Даже если речь идет не о поэзии, а о журналистской статье.

Кроме того, всегда есть люди, которые знают меньше вас, те, кому именно сейчас необходимо услышать то, что вы собираетесь сказать. В эпоху соцсетей мы привыкли считать людей десятками тысяч. Но на деле даже если ваш текст прочтут 500 человек, это будет целый зал — и немаленький. А если вам удастся своим текстом изменить жизнь хотя бы одного человека, который будет вспоминать о вас с благодарностью, — разве это не награда?

Мне кажется, если не попробовать, то и не узнаешь, что может измениться благодаря твоему труду.

Значение 5: можешь ли ты не писать — или ты должен писать?

В русскоязычном пространстве известно письмо, которое Лев Толстой отправил в 1902 году Леониду Андрееву в ответ на его вопросы о своем творчестве:

«Думаю, что писать надо, во-первых, только тогда, когда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя. Всякие же другие побуждения для писательства, тщеславные и, главное, отвратительные денежные, хотя и присоединяющиеся к главному, потребности выражения, только могут мешать искренности и достоинству писания. Этого надобно очень бояться».

Получается, Толстой вовсе не имел в виду, что, если писательство дается с усилием и требует труда, а не происходит «само собой» — значит, и не нужно писать. Не подразумевал он и необходимости быть оригинальным (напротив, в том же письме он критикует стремление быть особенным и чем-то удивить читателей). Долго вынашивать форму он тоже не советовал, подчеркивая, что выразить важное нужно «как умеешь».

Толстой имел в виду характер мотивации писателя. Он очень любил морализировать и разделил мотивацию на правильную, моральную (искренняя обеспокоенность каким-то вопросом) и неправильную, аморальную (желание славы или денег).

Толстой предлагает найти внутреннюю нужду выразить некоторую мысль, которая кажется важной, и именно эту потребность (потребность писательской совести, если хотите) сделать главным двигателем творчества.

Но и здесь его совет не универсален, и, прежде чем принимать его на веру, стоит его пристально рассмотреть и разобрать.

Лев Николаевич был аристократом, ни в чем не знал нужды. Он не мог себе представить, что когда-нибудь появится прекарный класс писателей, журналистов или даже копирайтеров, работающих на фрилансе, чья жизнь будет полностью зависеть от количества знаков в месяц. Мы не графья и не можем позволить себе вообще не думать о заработке, если писательское дело — наш хлеб. Вот и я делюсь с вами плодами своей профессиональной мудрости, малодушно ожидая гонорара в следующем месяце.

То же касается славы. В мире Толстого писателей было в сотни и тысячи раз меньше, чем сейчас, когда каждый пользователь интернета производит контент, каждый пятый неплохо складывает слова в предложения, а каждый десятый умеет интересно размышлять. Известность — единственный способ выдерживать конкуренцию в мире контента. Сделать имя — один из немногих путей к материальному благополучию для того, что решил заниматься писательством.

Но и тут всё неоднозначно. Да, мотивировать себя тщеславием продуктивно, а наслаждаться плодами славы приятно. В конце концов, победы в социальной иерархии приносят нам стабильные поступления серотонина, а вместе с ним ощущение удовольствия и уверенности в себе.

Но есть одно но: вкусы толпы переменчивы.

Кто, как не живущие в эпоху соцсетей, понимают это! Посты в лентах бесконечным потоком плывут сверху вниз, в прошлое, а вчерашние молодые звезды не сегодня завтра — уже просто устаревшие хайпожоры. Выходит, если ориентироваться на социальное поощрение, придется жить на авось и быть готовым как к случайным победам, так и к таким же случайным провалам.

Так что, несмотря на оговорки, в совете Толстого ориентироваться на «писательскую совесть» есть то, что не стоит отбрасывать.

Наши ощущения от жизни — удовлетворенность ею, ощущение предназначения, счастья или наличия цели — сильно зависят от того, видим ли мы смысл в этой жизни. Смысл жизни — сложный экзистенциальный конструкт, который, по сути, защищает нас от страха смерти и делает жизнь стоящей. Работа со смыслом жизни часто начинается с вопроса «зачем?» — и как раз на него и призывает ответить Толстой. Для чего я пишу этот текст? Есть ли у него смысл, который прибавит моей жизни ценность?

Психотерапевтический опыт показывает, что слава и деньги не приносят такого надежного ощущения осмысленности жизни, как возможность установить близкие значимые связи с другими людьми. Искренность писателя дает надежду на такую же искреннюю реакцию читателя, который даст автору знак, пусть и виртуальный: «Ты важен для меня, спасибо тебе».

Вероятно, только мысль, которая имеет большое значение для писателя, будет так же ценна и для читателя, в то время как тексты, написанные ради славы и денег, отзовутся в читательской душе фальшью и сгинут в пучине претенциозной лживой писанины. Это происходит со многими писателями прямо на наших глазах!

В эпоху цифрового контента ценность текста изменилась: большая часть текстов, как цифровых, так и печатных, пишутся вовсе не от побуждения писательской совести и не для обогащения жизни автора или читателя. Может быть, этот на первый взгляд неактуальный совет старого писателя, настрочившего девяносто томов, сейчас актуальнее, чем когда-либо.

P. S. Почему буквальное значение фразы — правильное

Давайте наконец обратимся к той записи в дневниках Льва Толстого, в которой содержится фраза, наиболее близкая к крылатому выражению «можешь не писать — не пиши»:

«Нынче встал не рано. Пошел ходить. Болит спина, и большая слабость. Но на душе твердо, ясно. Благодарю. Сейчас почитал К[руг] Ч[тения], письма, ответил на конвертах, и ничего не хочется писать, и слава Богу. Перечитал по случаю фонографа свои писания: О смысле жизни, О жизни и др., и так ясно, что не надо только портить того, что сделано.

Если уже писать, то только тогда, когда не можешь не писать».
Дневниковая запись Л. Н. Толстого за 19 октября 1909 года

Действительно, писатель тут имеет в виду самое буквальное значение: не хочется писать — и ладно. Но, как всегда, есть одно но.

В 1909 году Льву Толстому 81 год (ему остается прожить только чуть больше года). Он обладает мировой славой писателя-романиста и публициста. Его сочинения создали целое религиозное движение толстовцев, привели к конфликту с Церковью и повлияли на становление Махатмы Ганди с его идеологией ненасильственного сопротивления.

Это слова человека, который написал всё, что только мог выскрести из глубин своей вечно воспаленной совести (сейчас полное собрание сочинений Толстого насчитывает 90 томов). Его главная задача теперь — не портить то, что сделано.

Может быть, буквальное понимание совета «можешь не писать — не пиши» и самое правильное. Но только для состоявшегося писателя. Насколько совет рабочий для писателей за восемьдесят, расскажу в 2070 году, в девяностом томе.

«Если можешь не писать — не пиши»,- Л.Н. Толстой

Опубликовано 25.03.2014 — 12:44 — Тимошенко Евгения Алексеевна

Порой так хочется сказать что-то миру, оставить после себя след из стоящих мыслей, искренних чувств, воплотившихся надежд. .. Обо всем этом в моих коротеньких рассказах «Философия жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            «Небесный кинематограф».

Прошли дожди, апрель теплеет

   Всю ночь — туман, а поутру

   Весенний воздух точно млеет

   И мягкой дымкою синеет

   В далёких просеках в бору…

        И.Бунин

«Господи! Ну что мне делать? Как я устала от этих ссор, криков, обид,  бесконечных извинений », — громко шептала  она сквозь слезы, а редкие прохожие с недоумением оборачивались на одинокую  девушку, не замечавшую никого вокруг.

     Вечерняя улица быстро пустела. Неподалеку гудели вечно спешащие автомобили, а здесь, на окраине городского парка, уже царила тишина, которую обычно дарит усталый уходящий день редким, спешащим домой прохожим. «А мне вот спешить некуда»,- с горечью подумала  Анна  и устало опустилась на скамейку, стоящую в стороне от центральной парковой аллеи.    За прутьями железной ограды громоздились   многоэтажки, все чаще мигавшие друг другу  желтыми окнами.

   Начало апреля  накрыло город  серым покрывалом моросящего дождя, щедро расстелив по узким улочкам ковры из  луж и  слякоти. Для Анны эта зима казалась бесконечной.  Изматывающие будни на работе, скандалы дома по выходным и совершенно «аномальные» морозы слились в один длинный, бессмысленный день…

   Она с какой-то отчаянной надеждой ждала весны. Это время для юной мечтательницы всегда было волшебным. Однажды далекой весной они вместе с отцом на все каникулы закатились  в бабушкин старый дом, что стоял на высоком волжском берегу. Бескрайнее голубое небо с прожилками тоненьких светлых облаков словно опрокинулось вглубь реки. Маленькая папина «свиристелка» представляла себя жительницей волшебной небесной страны, способной улететь далеко-далеко на воздушном корабле…

    Но отца не стало, и не стало в доме радости. Молчаливая сосредоточенность и страдание поселились у матери на лице, и раньше не слишком открытом для мира. За короткий срок повзрослевшая Анюта научилась говорить с дневником, занимать  свободное время учебой и чтением, но воспоминания все равно порой перехватывали горло. Чтобы сдержать накопившиеся слезы, она запрокидывала голову к небу, смотрела долго-долго вслед уплывающим фигурам медведей, драконов и  лебедей. Иногда тонкая нить уплывающего облака казалась ей  росчерком пера на лазурном фоне небесных свитков.… С резкими углами, знакомый отцовский  почерк. Как привет из счастливого прошлого.

    Выглянувшее на горизонте солнце разукрасило город теплыми бликами и сверканием луж. В воздухе уже висела вечерняя прохлада,  и нависшее от сырости небо постепенно наливалось синевой. Все тревоги уходящего дня  отступили, и озябшая Анна поднялась и тихо побрела по пустынной аллее.

   «Каждый из нас пишет сценарий своей жизни. А невидимый мудрый режиссер создает нужные ярко-голубые, пасмурно-серые или безоблачные кадры. Настоящий небесный кинематограф», — думала Анна и вспоминала, что самые важные моменты сохранили на задворках ее памяти  практически неуловимые изображения неба.

    Вот незабываемый миг детства: громкая песня о  «белогривых лошадках», постукивание старой раскручивающейся карусели,  и полное ощущение полета навстречу этому бездонному, весеннему небу, будто распахнувшему  маленькой растрепанной девчушке свои объятья…

    А услужливая память уже открывала новую страницу с  грустным, плачущим небом, которое в тот памятный свадебный день будто разделило  слезы с матерью. В то лето наивная медалистка почти не бывала дома, стремясь попробовать все прелести уже недалекой студенческой жизни. К осени стало ясно, что «положение» обязывает выйти замуж за человека, более старшего, менее умного, но бесконечно тогда любимого… А материны слезы «отлились очень скоро». Учеба остановилась, семья не заладилась, ребенок не родился…

Череду грустных воспоминаний вдруг разрезали  давным-давно прозвучавшие отцовские слова: «Жизнь проходит. И мы поднимаем глаза к небу, свиристелка, все реже… Если мы счастливы, и душа летит вслед за облаками. Или совсем беда, и мы глядим на небеса с мольбой».

         Оглядевшись, задумчивая путница поняла, что давно вышла за пределы парка. А на небе яркое зарево заката уже мирно соседствовало с темнеющей синевой и первыми звездами. Вдохнув влажный весенний воздух, Анна впервые за этот грустный день улыбнулось. Недавно прочитанные  слова  В.Токаревой  обрели смысл. «Жизнь —  как банка с клубникой. Между ягодами – пустоты. Но пустоты – это тоже наполнения…»  Как-то сразу вместе с ясным небом стали ясными  мысли.

    Недовольный водитель резко ударил по тормозам, уступая дорогу худенькой девчонке, круто повернувшей в другую сторону. Она возвращалась в отчий дом, чтобы собрать воедино мозаику своей души и снять новый кадр для небесного кинематографа….

Предварительный просмотр:

                                     Сказочный путь.

                                                                      Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                                       нужно любить то, что преподаешь, и

                                                                       любить тех, кому преподаешь.

                                                                                                           В. О. Ключевский

                                             

         «Сеять разумное, доброе, вечное…» Вот в чем, согласно известному крылатому выражению, заключается главная цель учителя. На деле все не так просто. Как только попадаешь в бурлящий котел под названием «Образование», понимаешь все сложность и непредсказуемость педагогического процесса. Тут поневоле, как в русской народной сказке, перед тобой — два пути: свариться заживо и постараться забыть работу в школе, как страшный сон, или окунуться в него с головой, чтобы стать моложе и прекраснее. А сказочным героем, стоящим на перепутье, начинаешь ощущать себя задолго до подобных размышлений. Попасть в страну педагогов может не каждый. Даже сказочный пропуск в виде «красного диплома» тут не работает. На страже границ стоят старожилы, полные мудрости, для которых пенсия подобна смерти, а приоткрытая дверь захлопывается сразу после слов беспристрастного директора: «У вас нет опыта работы!»

           Но, после долгих скитаний, троекратных повторений и волшебного клубка людских советов тебе удается открыть дверь и попасть в заветное царство.

          Кажется все позади, и можно, засучив рукава, сеять разумное, доброе, вечное…. Но приблизиться к заветной ниве можно только после испытаний учебными программами, государственными стандартами, формами контроля и планированием. Преодолеваешь их с помощью народной мудрости и сказочного упорства из года в год. Меняешься и ты, становясь настоящим жителем этой необычной страны: многоруким, чтобы успеть сделать все, что от тебя требуют, многоухим, чтобы услышать все, что касается школы, многоглазым, чтобы уследить за всеми, кто находиться под твоей ответственностью. Впрочем, звание педагога заслужить не так-то просто.         Если ты современный учитель, то волшебным образом умеешь превращаться в сборщика налогов, чтобы организовать питание; генератора идей, чтобы принять участие в конкурсе, беспристрастного судью, чтобы прекратить конфликт. Но, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Следуя Сенеке, «уча, мы учимся», и, лишь спустя годы, ты сможешь стать психологом — для детей, организатором — для родителей, профессионалом – для коллег.

        Смотришь на старших богатырей и сравниваешь их с древнегреческими титанами, на плечах которых лежит свод современного образования. В чем же секрет магической силы, что помогает удерживать эту подчас непосильную ношу? На уроке, перемене, классном часе или празднике спадает пелена повседневности, и ты видишь в их глазах огонь. Но не тот, что принес с Олимпа Прометей, обжигающий и яркий, а тот, что подарил людям Данко, настоящий огонь искреннего сердца. Он, как желание заниматься любимым делом, освещает твой путь. Он, как радостный детский смех, согревает в минуту усталости. Он, как широко раскрытые глаза удивленного ребенка, наполняет твою жизнь смыслом. И вот тогда, как в сказке, добро побеждает зло. Вся суета и досадные мелочи растворяются в воздухе с волшебными звуками школьного звонка.

 И ты опять в начале пути, берешь в руки фонарь, зажженный от сердца, и вместе с детьми отправляешься в путь по лабиринту знаний. Как говорил А. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». И если ты сумеешь все сделать правильно, повзрослевшие ученики будут вспоминать стародавние времена и тридесятое школьное царство с радостью и уважением к своему учителю.

Предварительный просмотр:

                                     Сказочный путь.

                                                                      Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                                       нужно любить то, что преподаешь, и

                                                                       любить тех, кому преподаешь.

                                                                                                           В. О. Ключевский

                                             

         «Сеять разумное, доброе, вечное…» Вот в чем, согласно известному крылатому выражению, заключается главная цель учителя. На деле все не так просто. Как только попадаешь в бурлящий котел под названием «Образование», понимаешь все сложность и непредсказуемость педагогического процесса. Тут поневоле, как в русской народной сказке, перед тобой — два пути: свариться заживо и постараться забыть работу в школе, как страшный сон, или окунуться в него с головой, чтобы стать моложе и прекраснее. А сказочным героем, стоящим на перепутье, начинаешь ощущать себя задолго до подобных размышлений. Попасть в страну педагогов может не каждый. Даже сказочный пропуск в виде «красного диплома» тут не работает. На страже границ стоят старожилы, полные мудрости, для которых пенсия подобна смерти, а приоткрытая дверь захлопывается сразу после слов беспристрастного директора: «У вас нет опыта работы!»

           Но, после долгих скитаний, троекратных повторений и волшебного клубка людских советов тебе удается открыть дверь и попасть в заветное царство.

          Кажется все позади, и можно, засучив рукава, сеять разумное, доброе, вечное…. Но приблизиться к заветной ниве можно только после испытаний учебными программами, государственными стандартами, формами контроля и планированием. Преодолеваешь их с помощью народной мудрости и сказочного упорства из года в год. Меняешься и ты, становясь настоящим жителем этой необычной страны: многоруким, чтобы успеть сделать все, что от тебя требуют, многоухим, чтобы услышать все, что касается школы, многоглазым, чтобы уследить за всеми, кто находиться под твоей ответственностью. Впрочем, звание педагога заслужить не так-то просто.         Если ты современный учитель, то волшебным образом умеешь превращаться в сборщика налогов, чтобы организовать питание; генератора идей, чтобы принять участие в конкурсе, беспристрастного судью, чтобы прекратить конфликт. Но, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Следуя Сенеке, «уча, мы учимся», и, лишь спустя годы, ты сможешь стать психологом — для детей, организатором — для родителей, профессионалом – для коллег.

        Смотришь на старших богатырей и сравниваешь их с древнегреческими титанами, на плечах которых лежит свод современного образования. В чем же секрет магической силы, что помогает удерживать эту подчас непосильную ношу? На уроке, перемене, классном часе или празднике спадает пелена повседневности, и ты видишь в их глазах огонь. Но не тот, что принес с Олимпа Прометей, обжигающий и яркий, а тот, что подарил людям Данко, настоящий огонь искреннего сердца. Он, как желание заниматься любимым делом, освещает твой путь. Он, как радостный детский смех, согревает в минуту усталости. Он, как широко раскрытые глаза удивленного ребенка, наполняет твою жизнь смыслом. И вот тогда, как в сказке, добро побеждает зло. Вся суета и досадные мелочи растворяются в воздухе с волшебными звуками школьного звонка.

 И ты опять в начале пути, берешь в руки фонарь, зажженный от сердца, и вместе с детьми отправляешься в путь по лабиринту знаний. Как говорил А. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». И если ты сумеешь все сделать правильно, повзрослевшие ученики будут вспоминать стародавние времена и тридесятое школьное царство с радостью и уважением к своему учителю.

Предварительный просмотр:

Эльдар: Добрый вечер, гости и участники нашего необычного праздника!

Алина:  Хай! Скажешь тоже необычного, каждый год:  осень, дожди, учеба, двойки…

Эльдар: Ох уж эти современные девчонки, никакой романтики! Сколько песен спето, сколько стихотворений сложено об этом прекрасном времени года!

Алина: Ага, сейчас я вам исполню современную лирику:

Осень наступила, 

Птицы улетают. 

Сбиться в стаю птичью 

Ёжики мечтают. 

Полететь в те страны, 

Где жара весь год, 

Где их брат троюродный — 

Ёж морской — живет. 

Посидеть на пальме, 

Пожевать бананы; 

Посмотреть пролетом 

На другие страны. 

Жаль, что не умеют 

Ёжики летать, 

Им придется дома 

Зиму зимовать. 

Скоро снова вьюга 

Заметет дорожки, 

Будут у камина 

Греть ежата ножки.

Эльдар: Ну, в общем, все поняли, что грустить и печалиться мы не собираемся!

Алина: И мы предлагаем вашему вниманию романтическую осеннюю зарисовку «Леша и сумасшедший диджей»!
Сценка: Данил и Данила

Песня:

Осыпает

Осень листьями дорогу,  украшает,

Рассыпаясь в извиненьях подметает

Ветер красочные пятна сентября!

Свет струится.

Ягод спелых багровеет вереница

И качаясь на ветвях, на тонких спицах

Опадает, словно тает на глазах!

Припев:

Осенний блюз звучит в тиши

Ты не молчи, ты напиши.

Я так хочу, я так стремлюсь,

Услышать твой осенний блюз,

Услышать твой осенний блюз….

Предварительный просмотр:

Сценарий фильма «Вечер встречи в Северной средней школе»

 Лайф: гимн хора учителей.

Школа в Северном в сердце Сибири – это остров для встречи друзей, здесь мы азбуку жизни учили, здесь встречали хороших людей… Этими теплыми словами хор учителей Северной школы встречал выпускников на последнем, юбилейном вечере встречи. Автор слов  школьного гимна – Татьяна Викторовна Сихварт, тоже бывшая выпускница, а ныне – заслуженный учитель русского языка и литературы. Написать песню о родной школе опытному словеснику  помогли отнюдь не годы работы, а воспоминания далекой юности:

  СНХР: Татьяна Викторовна.

Сегодня это трехэтажное кирпичное здание в центре села  называют по-разному – базовая школа, пункт проведения единого государственного экзамена, самое крупное образовательное учреждение Северного района, площадка для реализации новых образовательных программ и проектов… Но это сегодня. А начиналось все в далеком 1920м году в селе Дорофеево, позже переименованном в привычное для нас село Северное. Летопись школьной жизни насчитывает несколько этапов: первая начальная школа, спустя 5 лет- пункт ликвидации безграмотности, спустя еще 5  — первая семилетка, и наконец,   1938 год стал точкой отсчета в работе Северной средней школы. С местом жительства школьная республика тоже определилась не сразу – до пожара в 1961 году для учебного процесса   у северян было просторное 2этажное  деревянное здание, потом много лет  ученики со звонком тропились  в небольшое деревянное здание, которое и по сей день является образовательным учреждением, только воспитанники  здесь теперь дошкольного возраста. В 1978 году свои двери для ребят открыла новая кирпичная трехэтажная школа, в которой  за 76 лет изменилось многое.

 СНХР: Интервью об изменениях в школе.

А теперь обо всем в цифрах – в школе есть: 28 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, 2 спортивных зала, столовая, библиотека, 2 мастерских,  медицинский кабинет, лыжная база, стадион, каток, пришкольный участок.  Модернизация материально – технической базы  школы – процесс продолжительный. Например,  с 2008 по 2012 годы по областной комплексной программе «Информатизация» в школу было приобретено 46  компьютеров, 5 интерактивных досок, 8 проекторов, 12 принтеров, оборудование для мобильного класса. А результаты участия в федеральных программах «Школьный автобус», «Школьная кровля», «Школьное окно» можно увидеть,  даже не переступив школьного порога.  Одной из последних заметных перемен стало  организация  завтрака и обеда для школьников в рамках реализации комплексной программы «Школьное питание». В общем,  все для того, чтобы процесс обучения стал более комфортным, безопасным, а главное эффективным. А тут без желания учиться уже никак не обойтись.

СНХР: ИНТЕРВЬЮ ДЕТЕЙ – КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ВАС РОДНАЯ ШКОЛА, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, ПРИХОДЯ СЮДА?

По школьным коридорам торопятся победители российских олимпиад, призеры региональных соревнований, обладатели дипломов интернет-проектов  и конкурсов. Впрочем, более опытным участникам образовательного процесса давно понятно, что для достижения высоких результатов положительного отношения к предмету  и мотивации  мало… Сегодня педагогический коллектив школы —  это 59 педработников, большая часть из которых – специалисты с высшим образованием и высшей или первой квалификационной категориями.  Две третьих, кстати, тоже выпускники родной школы.  И все понимают, чтобы соответствовать требованиям времени  необходимы и опыт, и знания, и современные технологии.

СНХР: Соломатина – как вам кажется, труд учителя прост или сложен, и если сложен, то почему большинство педагогов посвящают ему всю жизнь?

Иногда быть хорошим учителем мало, надо быть философом, психологом, другом. Популярная шутка о  том, чтобы учить других, то надо всю жизнь учиться самому, здесь находит свое особое выражение. С 2007 года в школе впервые вводится профильное обучение старшеклассников. В  2010 году  осуществлен переход на фгос в начальной школе. 2011 год стал началом проведения различных оздоровительных мероприятий в рамках проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни». Залогом успеха воплощения в жизнь многих пилотных проектов  стала кропотливая  работа людей, неравнодушных к своему делу, готовых к новым изменениям.

СНХР: Н.М. о перспективах

Важная часть школьной летописи – жизнь общественная.  Сегодня самые спортивные ученики входят в состав школьного клуба «Виктория», самые активные  создают законы, формируют правительство, и даже выбирают президента для своей собственной  республики. Самые выносливые становятся членами военно-патриотического клуба  имени старшего лейтенанта Госнаркоконтроля Артема Карелина. Для этого дружного коллектива 2014 год стал юбилейным. Самое важное, что для многих выпускников участие  в таких объединениях  определило будущее.

СНХР Ибрагим о выпускниках.

С восходом солнца к дверям родной школы спешат почти 600 учеников. Для них здесь светятся окна с раннего утра и до позднего вечера. Кто – то находит друзей, кто-то любимое дело, кто-то  еще только мечтает о будущем. Каждый из них в этих стенах пройдет свой путь из детства в юность. Каждый   здесь получит билет во взрослую жизнь. И обязательно каждый унесет с собой  знания, опыт, умения или навыки. И каждый оставит – частичку сердца, души, своих собственных светлых воспоминаний.

Песня про школу —  картинки праздников.

 


Цитаты Фланнери О’Коннор о писательстве и литературе

Нава Атлас | 27 апреля 2017 г. | Обновлено 17 октября 2022 г. | Комментарии (3)

Фланнери О’Коннор (1925–1964) была наиболее известна своими рассказами в жанре южной готики. Ей нравилось делиться мудростью в своем ремесле, как вы найдете в следующей подборке цитат Фланнери О’Коннор о писательстве и литературе.

Несмотря на слабое здоровье, она писала каждый день, со временем написав за слишком короткую жизнь два романа и более тридцати рассказов. Она всегда стояла несколько в стороне, наблюдатель; ей ничего не хотелось делать, кроме как писать.

В возрасте 24 лет она была готова серьезно начать свою писательскую карьеру и написала культовые рассказы, такие как Хорошего человека найти трудно . Ей было что рассказать о писательской жизни, которую вы найдете впереди. Ей было всего 39когда она умерла.

. . . . . . . . . .

«Люди без надежды не только не пишут романов, но, что более важно, не читают их».

. . . . . . . . . .

«Писатель никогда не должен стыдиться пристального взгляда. Нет ничего, что не требовало бы его внимания».

. . . . . . . . . .

«Художественная литература обо всем человеческом, а мы сделаны из праха, и если вы пренебрегаете пылью, то и не пытайтесь писать беллетристику. Это недостаточно грандиозная работа для тебя.

. . . . . . . . . .

Фланнери О’Коннор о гротеске в художественной литературе
. . . . . . . . . .

«Есть что-то в нас, как в рассказчиках и слушателях историй, что требует искупительного акта, что требует, чтобы падающему был по крайней мере предоставлен шанс восстановиться. Сегодняшний читатель ищет это движение, и правильно, но он забыл цену этого движения.
       Чувство зла у него разбавлено или отсутствует вовсе, и поэтому он забыл цену восстановления. Когда он читает роман, он хочет, чтобы его разум терзался или настроение поднималось. Он хочет, чтобы его мгновенно перенесли либо в издевательство над проклятием, либо в издевательство над невинностью». (

Тайна и манеры: случайная проза , 1970)

. . . . . . . . . .

«Я считаю, что большинство людей знают, что такое рассказ, пока не сядут за его написание».

. . . . . . . . . .

«Большинство из нас научились бесстрастно относиться к злу, смотреть ему в лицо и находить, чаще всего, собственные ухмыляющиеся отражения, с которыми не спорим, а добро — другое дело. Немногие смотрели на это достаточно долго, чтобы признать, что его лицо тоже гротескно, что в нас есть что-то хорошее, что находится в стадии строительства.
        Виды зла обычно получают достойное выражение. Модусы добра должны быть удовлетворены клише или сглаживанием, которое смягчит их реальный вид».

. . . . . . . . . .

Узнайте больше о Фланнери О’Коннор

. . . . . . . . . .

«Я не думаю, что литература была бы возможна в детерминированном мире. Мы могли бы пройти через движения, но сердце было бы вне этого. Тогда никто не мог «мрачно улыбаться и не обращать внимания на вой». Даже если бы не было церкви, которая научила бы меня этому, написать два романа было бы достаточно. Я думаю, что чем больше вы пишете, тем меньше у вас будет склонности полагаться на такие теории, как детерминизм. Тайна — это не то, что постепенно испаряется. Оно растет вместе со знаниями». ( Привычка быть: Письма Фланнери О’Коннор , 1978)

. . . . . . . . . .

«Я пишу, потому что не знаю, что думаю, пока не прочитаю, что скажу».

. . . . . . . . . .

«Все мои рассказы о действии благодати на персонажа, который не очень хочет ее поддерживать, но большинство людей считают эти истории тяжелыми, безнадежными и жестокими». ( Хорошего человека найти трудно: и другие истории , 1955)

. . . . . . . . . .

«Кажется, у беллетриста отвратительная привязанность к бедным, ибо даже когда он пишет о богатых, его больше заботит то, чего им не хватает, чем то, что они имеют».

. . . . . . . . . .

«Писатель действует на своеобразном перекрестке, где каким-то образом встречаются время, место и вечность. Его проблема — найти это место».

. . . . . . . . . .

. . . . . . . . . .

«Короче говоря, я обнаружил, прочитав свои собственные сочинения, что предметом моих художественных произведений является действие благодати на территории, в значительной степени принадлежащей дьяволу. Я также обнаружил, что то, что я пишу, читается аудиторией, которая мало верит ни в благодать, ни в дьявола. Вы открываете свою аудиторию в то же время и тем же способом, что и свой предмет, но это дополнительный удар». ( Тайна и манеры: случайная проза , 1970)

. . . . . . . . . .

«Рассказ — это способ сказать что-то, что нельзя сказать иначе, и каждое слово в рассказе должно передать смысл».

. . . . . . . . . .

«Когда книга покидает ваши руки, она принадлежит Богу. Он может использовать его, чтобы спасти несколько душ или испытать несколько других, но я думаю, что для писателя волноваться — значит брать на себя Божьи дела».

. . . . . . . . . .

«Писать роман — ужасное занятие, во время которого часто выпадают волосы и портятся зубы. Меня всегда раздражают люди, которые намекают, что написание художественной литературы — это бегство от реальности. Это погружение в реальность, и это очень шокирует систему».

. . . . . . . . . .

Мудрые цитаты Фланнери О’Коннор

. . . . . . . . . .

«Писатель может выбирать, о чем писать, но не может выбирать, чем жить».

. . . . . . . . . .

«Нет оправдания тому, кто пишет художественную литературу для всеобщего потребления, если он не был призван к этому наличием дара. Природа художественной литературы не в том, чтобы она была хороша, если она не хороша сама по себе». ( Тайна и нравы: случайная проза , 1970)

. . . . . . . . . .

«Куда бы я ни пошел, меня спрашивают, считаю ли я, что университеты душит писателей. Мое мнение, что они недостаточно душит их. Есть много бестселлеров, которые могли бы быть предотвращены хорошим учителем».

. . . . . . . . . .

«Я пишу, чтобы открыть для себя то, что знаю».

. . . . . . . . . .

«Я не заслуживаю похвалы за подставление другой щеки, потому что мой язык всегда при этом».

. . . . . . . . . .

«Если вы не выследите и не убьете его, он выследит и убьет вас».

. . . . . . . . . .

«Есть что-то в нас, как в рассказчиках и слушателях историй, что требует искупительного акта, что требует, чтобы падающему был по крайней мере предоставлен шанс восстановиться. Сегодняшний читатель ищет это движение, и это правильно, но он забыл цену его».

Категории: Цитаты авторов

99 цитат о писательстве величайших писателей мира — писатели Иерихона

Задумывались ли вы когда-нибудь, какой совет ваш любимый автор дал бы начинающему писателю? Вот 99 цитат самых успешных писателей мира! Наслаждаться.

Цитаты и афоризмы, собранные ниже, охватывают более чем 2000 лет практики ремесла. В этих цитатах вы найдете согласие относительно того, что является хорошей писательской практикой, но вы также найдете приличную долю разногласий. Один писатель продумывает все, вплоть до мельчайших деталей, прежде чем приступить к работе, в то время как другой писатель не смог бы начать работу, если бы знал дальше следующей сцены. Один писатель тщательно прорабатывает биографические истории своих персонажей, другому писателю достаточно закрыть глаза и представить свой сюжет.

Некоторые из приведенных ниже цитат противоречат или оспаривают друг друга. Это преднамеренно. Это нормально. Многие «гуру рассказов» или «сочинители формул» могут захотеть, чтобы вы поверили, что их подход к рассказу — это тот же , что они раскрыли секрет, и если вы последуете их подходу — и купите их книгу — ваша работа станет бестселлером. Но писать не так.

Есть много способов добраться до одного и того же пункта назначения. Если бы был один-единственный успешный подход, то литература была бы от него еще беднее. Применение формулы на практике делает результаты более шаблонными. Получившаяся работа будет одинаковой и пресной.

Ниже приведены инструменты, а не правила. Если цитата вызывает у вас отклик, подумайте об этом, используйте ее. Если цитата интуитивно оскорбляет то, как вы хотите продолжить свою работу, вы имеете полное право отказаться от нее. Вам это не подходит — кто-то предложил вам молоток, когда вам нужна лопата. Только вы будете знать, когда вы что-то читаете и думаете: «Вот оно! Это то, что я искал».

Каждый писатель должен собрать веточки, чтобы построить собственное гнездо, и ни одно гнездо не похоже на другое. Не переживайте из-за того, что вы не согласны с подходом Антона Чехова или Колетт. То, что сделало их Чеховым и Колетт, не сделает вас вами.

Радуйтесь почтенным писателям и цитатам ниже, наслаждайтесь, расслабьтесь, и я надеюсь, вы найдете веточки для своего гнездышка.

Хорошее письмо

Вот разнообразная коллекция размышлений и советов о том, что делает писательство хорошим, от многих лучших практиков, которые прошли этот путь до вас. Посмотрите, не звонит ли кто-нибудь в ваш звонок.

«Наречиями вымощена дорога в ад».

―  Стивен Кинг  (около)

«Пиши быстро, и никогда не напишешь хорошо; пиши хорошо, и ты скоро будешь писать быстро».

 Марк Фабий Квинтилиан (около)

«Не говори мне, что светит луна; покажи мне отблеск света на битом стекле».

Антон Чехов (около)

«Рано или поздно каждый писатель вырабатывает собственное определение рассказа. Мое: отражение жизни плюс начало и конец (жизни, похоже, тоже нет) и смысл».

― Мэри О’Хара (около)

«Сравнения истощают действительность сравниваемых вещей…»

Уильям С. Уилсон (около)

«Хорошая история — это общая мечта автора и читателя. Все, что пробуждает читателя ото сна, есть смертный грех».

Виктор Дж. Банис (около)

«Заменяйте «черт» каждый раз, когда вы склонны писать «очень», ваш редактор удалит это, и текст будет таким, каким он должен быть».

― Марк Твен (около)

«Читай, читай, читай. Читайте все — трэш, классику, хорошее и плохое, и смотрите, как они это делают. Также как плотник, который работает учеником и учится у мастера. Читать! Вы впитаете это. Затем написать. Если это хорошо, вы узнаете. Если это не так, выбросьте его из окна».
Уильям Фолкнер (около)

«В письменной форме. Не используйте прилагательные, которые просто говорят нам, как вы хотите, чтобы мы относились к тому, что вы описываете. Я имею в виду, вместо того, чтобы говорить нам, что что-то было «ужасным», опишите это так, чтобы мы были в ужасе. Не говорите, что это было «восхитительно»; заставьте нас сказать «восхитительно», когда мы читаем описание. Видите ли, все эти слова (ужасающие, чудесные, отвратительные, изысканные) всего лишь говорят вашим читателям: «Пожалуйста, вы сделаете за меня мою работу».

― К. С. Льюис (около)

«Хорошее письмо должно вызывать у читателя ощущение — не тот факт, что идет дождь, а ощущение того, что на него льют дождем».

Э. Л. Доктороу (около)

«История — это метафора жизни, а жизнь проживается во времени».

―  Роберт Макки  (около)

«Хорошее письмо похоже на оконное стекло».

―  Джордж Оруэлл  (около)

«В хорошем письме слова сливаются с вещами».

―  Ральф Уолдо Эмерсон  (около)

«Все хорошие тексты оставляют что-то невыразимым».

―  Кристиан Нестелл Бови  (около)

«Я считаю, что письменность производна. Я думаю, что хорошее письмо рождается из хорошего чтения».

―  Чарльз Куральт  (около)

«О хорошем письме, как и о хорошей крови, можно заметить, что гораздо легче сказать, из чего оно состоит, чем сочинить».

―  Чарльз Калеб Колтон  (около)

«Проблемы человеческого сердца, находящегося в конфликте с самим собой… одни могут стать хорошим письмом, потому что только о том стоит писать, стоит мучений и пота».

―  Уильям Фолкнер  (около)

«Хорошее письмо можно определить, если есть что сказать и сказать это хорошо. Когда нечего сказать, следует молчать. В такие моменты тишина всегда прекрасна».

―  Эдвард Эбби  (около)

«Ты пишешь ужасно много плохого, чтобы написать что-то хорошее. Невероятно плохо. Я думаю, было бы очень интересно составить сборник худших произведений хороших писателей».

Уильям С. Берроуз  (около)

«К тому времени, когда я приближаюсь к концу рассказа, первая часть будет перечитана, изменена и исправлена ​​не менее ста пятидесяти раз. Я сомневаюсь как в удобстве, так и в скорости. Хороший текст — это, по сути, переписывание. Я уверен в этом».

―  Роальд Даль  (около)

«Об ужасах войны не пишешь. Нет. Вы пишете о детских сгоревших носках, валяющихся на дороге».
―  Ричард Прайс (около)

«Хороший роман рассказывает нам правду о своем герое; но плохой роман говорит нам правду о своем авторе».
―  Г.К. Честертон  (около)

«Самый ценный из всех талантов — никогда не использовать два слова, когда достаточно одного».
Томас Джефферсон (около)

«Твоя интуиция знает, что писать, так что уйди с дороги».

Рэй Брэдбери (около)

«Легко читать — чертовски сложно писать».

Натаниэль Хоторн (около)

«Секрет зануды в том, чтобы рассказать все».

Вольтер (около)

«Неразумно нарушать правила, пока не научишься их соблюдать».

―  Т.С. Элиот (около)

«Если у вас нет времени читать, у вас нет времени (или инструментов) писать. Просто как тот.»

― Стивен Кинг (около)

«Напиши то, что остановит твое дыхание, если ты не напишешь».

Грейс Пейли (около)

«В чем суть писательского искусства? Часть первая: Есть что сказать. Часть вторая: Скажи это хорошо».

Эдвард Эбби (около)

Символ

Как наборы слов на странице могут приблизиться к живым, дышащим сложным двусмысленностям, которые люди представляют в реальной жизни? Каждому писателю известно, что это тяжелая работа, даже пытаться, но эту попытку мы должны…

«Давайте посмотрим правде в глаза, персонажи — это основа вашей фантастики. Сюжет — это просто серия действий, которые происходят в последовательности, и без кого-то, кто либо совершает эти действия, либо страдает от последствий этих действий, у вашего читателя нет никого, за кого можно было бы болеть или желать плохих вещей».

Айси Седжвик (около)

«Единая общая нить во всех книгах, которые разваливаются на моей полке? Персонажи — ущербные, с желаниями и потребностями, которые проводят большую часть истории, спотыкаясь о свои слабости, пытаясь получить то, что они хотят».

Бекка Пульизи (около)

«Ты берешь людей, отправляешь их в путешествие, подвергаешь их опасности, ты узнаешь, кто они на самом деле».
Джосс Уидон (около)

«Сюжет — это не более чем следы, оставленные на снегу после того, как ваши персонажи пробежали мимо по пути в невероятные места».

Рэй Брэдбери (около)

«Персонажи моих романов — это мои собственные нереализованные возможности. Вот почему я одинаково люблю их всех и одинаково ужасаюсь перед ними. Каждый пересек границу, которую я сам обошел».
Милан Кундера (около)

«В отображении психологии ваших персонажей важны мельчайшие подробности. Боже, избавь нас от туманных обобщений!»

Антон Чехов (около)

«Будь садистом. Какими бы милыми и невинными ни были ваши главные герои, пусть с ними случаются ужасные вещи — чтобы читатель мог увидеть, из чего они сделаны».

― Курт Воннегут (информация)

«Вымышленные персонажи состоят из слов, а не из плоти; у них нет свободы воли, они не проявляют воли. Они легко рождаются и так же легко погибают».

 Джон Банвилл (около)

«Кажется, у каждого здесь есть какой-то странный секрет или что-то в этом роде».

Айрис Мердок (около)

«Когда я пишу, я очень сильно стою на земле, по той же земле, по которой ступают мои персонажи».

Грэм Свифт  (около)

«Когда я преподавал творческое письмо, я говорил ученикам, чтобы их персонажи сразу же чего-то захотели.

―  Курт Воннегут  (около)

«Действие, реакция, мотивация, эмоции — все должно исходить от персонажей. Написание любовной сцены требует от сценариста тех же элементов, что и любая другая.

―  Нора Робертс  (около)

«Настоящая история — это не сюжет, а то, как в нем раскрываются персонажи.

―  Ванна Бонта  (около)

«Мое единственное заключение о структуре состоит в том, что ничего не получится, если у вас нет интересных персонажей и хорошей истории.

―  Гарольд Рамис  (около)

«Почти у всех великих писателей более или менее замаскированным мотивом является переход от детства к зрелости, столкновение между трепетом ожидания и разочаровывающим знанием истины. «Утраченная иллюзия» — нераскрытое название каждого романа».

Андре Моруа (около)

Рисование

Сюжет, конечно, — это просто последовательность событий, но если читается как  как просто последовательность событий, то ваша книга ни к чему. Здесь ряд писателей предлагают советы о том, как сделать ваши события значимыми , чтобы читатели переворачивали страницу.

«Отсутствие повествовательной структуры, как известно, вызывает тревогу».

Джон Дюфрен (около)

«Что я узнал о писательстве, так это то, что иногда меньше значит больше, а чаще больше значит больше. И то, и другое верно».

Ришель Э. Гудрич (около)

«Роман не может подчиняться авторитету».

Джулиан Гоф  (около)

«Конечно, автор может  наложить контроль; Это просто очень дерьмовая идея. Написание контролируемой фантастики называется «сюжетом». Однако пристегнуть ремень безопасности и позволить истории взять верх… это называется «рассказывание историй». Рассказывать истории так же естественно, как дышать; рисование — это литературная версия искусственного дыхания».
Стивен Кинг (около)

«Однажды я пытался написать роман о мести. Это единственная книга, которую я не дочитал. Я не мог проникнуть в мысли человека, который замышлял месть».

Мейв Бинчи (около)

«Характер — это сюжет, сюжет — это характер».

Ф. Скотт Фицджеральд (около)

«…сюжет, абсолютная линия между двумя точками, которую я всегда презирал. Не по литературным причинам, а потому, что это лишает всякой надежды. Каждый, реальный или выдуманный, заслуживает открытой судьбы жизни».

―  Грейс Пейли  (около)

«Модернистские руководства по письму часто путают историю с конфликтом. Этот редукционизм отражает культуру, которая раздувает агрессию и конкуренцию, культивируя игнорирование других вариантов поведения. Никакое повествование любой сложности не может быть построено или сведено к одному элементу. Конфликт – это один из видов поведения. Есть и другие, не менее важные в любой человеческой жизни, такие как отношения, обретение, потеря, рождение, обнаружение, расставание, изменение. Изменение является универсальным аспектом всех этих источников истории. История — это что-то движущееся, что-то происходящее, что-то или кто-то меняется».

Урсула К. Ле Гуин (около)

«Какой монстр спит в глубине твоей истории? Вам нужен монстр. Без монстра нет истории».

Билли Маршалл (около)

«Не поддавайтесь желанию сжечь цитадель, убить главную любовь или иным образом испортить жизнь своим персонажам».

Патрисия Хэмилл (около)

«Автор должен усвоить принципы хорошего повествования только для того, чтобы лучше писать от души.

―  Юрий Шулевиц  (около)

«Последнее, что человек обнаруживает при сочинении произведения, это то, что поставить на первое место».
Блез Паскаль (около)

«Успех каждого романа — если это роман действия — зависит от ярких моментов. Что нужно сделать, так это сказать себе: «Каковы мои большие сцены?» а затем выжать из них каждую каплю сока.
П.Г. Вудхаус  (около)

Редактирование

Весь первый набросок вы проводите, радуясь тому, что можете написать больше слов на бумаге, а затем, как только вы закончите, вы потратите следующие несколько месяцев, пытаясь вычленить слово. Как известно всем писателям, редактирование – сложная игра…

«Если это можно вырезать, то ВЫРЕЗАЙТЕ. Все несущественное, что вы можете исключить, укрепляет то, что осталось».

Александр Маккендрик (около)

«Часть, которую вы должны выбросить, не только лучше всего написана; это также, как ни странно, та часть, которая должна была быть самой сутью. Это первоначальный ключевой проход, на котором должно было висеть все остальное».

Энни Диллард (около)

«Редактирование должно быть, особенно в случае старых писателей, советом, а не совместной задачей. Склонность писателя-редактора к сотрудничеству естественна, но он должен спрашивать себя: «Как я могу помочь этому писателю лучше выразить это в его собственном стиле?» и избегать: «Как я могу показать ему, как я напишу это, если бы это был мой кусок?

Джеймс Тербер (около)

«Ни один автор не любит, когда его редактируют, так же, как он не любит, когда его не публикуют».

Дж. Рассел Лайнс (около)

«Лучший совет по писательскому мастерству дал мне мой первый редактор Майкл Корда из издательства «Саймон и Шустер», когда я писал свою первую книгу. «Закончите свой первый набросок, а потом поговорим», — сказал он. Мне потребовалось много времени, чтобы понять, насколько хорошим был совет. Даже если вы напишете неправильно, напишите и закончите свой первый черновик. Только тогда, когда у вас есть изъян в целом, вы знаете, что вам нужно исправить».  –  ―  Доминик Данн (около)

«Нет на свете страсти, равной страсти изменить чужой набросок».

HG Wells (около)

«Пишу первый набросок и напоминаю себе, что просто насыпаю песок в ящик, чтобы потом строить замки».

Шеннон Хейл (около)

«Я обнаружил, что лучший способ пересмотреть свою собственную работу — это притвориться, что ее написал кто-то другой, а затем выдрать из нее все дерьмо».

Дон Рофф (около)

«Запиши все, что придет тебе в голову, и тогда ты писатель. Но автор — это тот, кто может без сожаления судить о ценности своих произведений и уничтожать большую их часть».

Колетт (около)

«Все, что в произведении искусства не используется, приносит вред».

К. С. Льюис (около)

«Пишу: «Джейн вошла в комнату и села на голубой диван», прочла это, вздрогнула, зачеркнула «зашла в комнату» и «вниз» и «синий» (Зачем ей входить в Комната? Может ли кто-нибудь сесть на диване? Какое нам дело, если он голубой?), и предложение становится «Джейн сидела на диване…» и внезапно стало лучше (даже в стиле Хемингуэя!), хотя

… почему для Джейн имеет смысл сидеть на диване? Нам это действительно нужно? И вскоре мы просто пришли к «Джейн», которая, по крайней мере, не отстой и обладает достоинством краткости».

Джордж Сондерс (около)

«Пусть читатель обнаружит, что он не может позволить себе опустить ни строчки вашего письма, потому что вы опустили каждое слово, которое он может упустить».

Ральф Уолдо Эмерсон (около)

«Это было похоже на удаление слоев скомканной коричневой бумаги из нелепой посылки и открытие привлекательного подарка, который в ней находился».

 Диана Атхилл (около)

«Я сделал это письмо длиннее только потому, что у меня не было времени сделать его короче».

Блез Паскаль (около)

«Запиши все, что придет тебе в голову, и тогда ты писатель. Но автор — это тот, кто может без сожаления судить о ценности своих произведений и уничтожать большую их часть».

― Колетт (около)

«Никакое железо не может пронзить человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная в нужный момент».

Исаак Бабель (около)

Вдохновение

Кем бы вы ни были, каким бы мотивированным или дисциплинированным вы ни были, иногда колодец пересыхает. Вот коллекция цитат других писателей, которые могут помочь снова запустить колеса.

«Воображение похоже на мышцу. Я обнаружил, что чем больше я писал, тем больше это становилось».

Филип Хосе Фармер (около)

«Нельзя ждать вдохновения. Вы должны пойти после этого с дубинкой.

Джек Лондон (около)

«Идеи как кролики. Вы получаете пару и учитесь обращаться с ними, и довольно скоро у вас есть дюжина».

― Джон Стейнбек (около)

«Пиши то, что нельзя забыть».

Изабель Альенде (около)

«Совет? У меня нет совета. Перестаньте мечтать и начните писать. Если ты пишешь, ты писатель. Пишите так, будто вы проклятый приговоренный к смертной казни, а губернатора нет в стране, и у вас нет шансов на помилование. Пишите так, как будто вы цепляетесь за край обрыва, побелевшие костяшки пальцев, на последнем издыхании, и вам осталось сказать только одно, как будто вы птица, летящая над нами, и вы все видите, и, пожалуйста, , ради бога, скажи нам что-нибудь, что спасет нас от самих себя. Сделайте глубокий вдох и расскажите нам свой самый глубокий, самый темный секрет, чтобы мы могли вытереть лоб и знать, что мы не одиноки. Пишите так, как будто у вас есть послание от короля. Или не делайте этого. Кто знает, может быть, вы один из счастливчиков, которым это не нужно».

Алан Уилсон Уоттс (около)

«Нужно использовать обычные слова, чтобы говорить необычные вещи»

Артур Шопенгауэр (около)

«Он спросил: «Что делает человека писателем?» — Ну, — сказал я, — это просто. Вы либо записываете это на бумаге, либо прыгаете с моста».

Чарльз Буковски (около)

«Сначала забудьте о вдохновении. Привычка более надежна. Привычка поддержит вас независимо от того, вдохновлены вы или нет. Привычка поможет вам закончить и отшлифовать ваши истории. Вдохновения не будет. Привычка — это настойчивость в практике».

Октавия Батлер (около)

«Писатель — это тот, кому писать труднее, чем другим людям».
Томас Манн (около)

«Иди ва-банк. Всегда старайтесь делать слишком много. Отказ от защитных сеток. Прежде чем начать говорить, сделайте глубокий вдох. Стремитесь к звездам. Продолжай улыбаться. Будьте кровожадными. Спорить с миром. И никогда не забывайте, что письмо настолько близко, насколько мы можем удержать в памяти тысячу и одну вещь — детство, достоверность, города, сомнения, мечты, мгновения, фразы, родителей, любовь, — которые продолжают ускользать, как песок, сквозь нашу жизнь. пальцы.»

Салман Рушди (около)

«Разница между реальной жизнью и рассказом в том, что жизнь имеет значение , а история должна иметь значение . Первое не всегда очевидно, а второе всегда должно быть до конца».

― Вера Назарян (около)

«Хороший писатель отказывается от социализации. Он настаивает на своей собственной версии вещей, на своем собственном сознании. И тем самым он уводит взгляд читателя от привычной колеи к новому взгляду на вещи».

― Билл Барич (около)

«Хорошие романы пишут не нюхальщики ортодоксии и не люди, угрызенные совестью за свою ортодоксальность. Хорошие романы пишут люди, которые не боятся».

― Джордж Оруэлл (около)

«Как напрасно садиться писать, когда не встал, чтобы жить».

― Генри Дэвид Торо  (около)

Мотивация

Письмо во многом зависит от внутренних ресурсов и личной силы духа, и кем бы вы ни были, у вас будут дни, когда эти вещи будут в дефиците. Вот несколько советов, которые помогут поддерживать огонь в огне…

«Чем больше художник, тем больше сомнений. Совершенное доверие предоставляется менее талантливым в качестве утешительного приза».

― Роберт Хьюз (около)

«Писать нужно о стойкости и вере. Каждому из нас трудно писать, включая белых гетеросексуальных мужчин. Добывать уголь сложнее. Думаете, шахтеры целыми днями стоят и рассказывают, как тяжело добывать уголь? Они не. Они просто копают».

Шерил Стрэйд (около)

«Искусство — это только средство к жизни, к жизни с избытком. Жизнь сама по себе не является более изобильной. Он просто указывает путь, на что не обращает внимания не только публика, но очень часто и сам художник. Становясь целью, оно побеждает себя».

Генри Миллер (около)

«Ни слез у писателя, ни слез у читателя. Нет удивления в писателе, нет удивления в читателе».
Роберт Фрост (около)

«Нет ничего труднее оценить, чем время писателя, нет ничего труднее отслеживать. Бывают моменты — моменты непрерывного творчества, — когда его время довольно ценно; и бывают часы и часы, когда время писателя не стоит бумаги, на которой он ничего не пишет».

―  Э.Б. Белый (примерно)

«Писатель-профессионал может взяться почти за любое задание, но если ему или ей не очень интересна тема, я пытаюсь отговорить писателя, так как в этом случае книга может оказаться просто каторжной».

Стерлинг Лорд (около)

«Роман требует мужества марафонца, и пока вам нужно бежать, вы можете стать марафонцем-победителем. Интуиция и слепая вера в себя ничему не повредят. Все ублюдки в мире будут хихикать и насмехаться, потому что у них нет таланта застегивать ширинки самостоятельно. К черту их, особенно критиков. Стой там, сынок, как бы сильно ты ни был избит и ранен».

Леон Юрис (около)

«Писать — это ручной умственный труд: работа, вроде прокладывания труб».

Джон Грегори Данн (около)

«Никогда не забывайте, что вас зачислили в ряды — вас не прессовали и не призывали. Никто вам ничего не должен — меньше всего уважения к вашей работе — пока вы не заслужили ее тем, что написали на странице».

Т.Ф. Ригельхоф  (около)

«Прежде чем начать проект, я всегда задаю себе следующий вопрос. Почему эта книга стоит года моей жизни? В теме, технике или исследовании должно быть что-то такое, что делает потраченное на него время стоящим».

Дэвид Моррелл (около)

«Работай как черт! У меня было 122 листка отказа, прежде чем я продал историю».

― Ф. Скотт Фицджеральд (около)

«С тех пор, как я стал писателем, я обнаружил, что я предвзят. Либо я думаю, что новый роман хуже моего, и он мне не нравится, либо я подозреваю, что он лучше моих романов, и он мне не нравится».

― Умберто Эко (около)

«Я не могу винить современные технологии в моей пристрастии к отвлечениям после всех часов, которые я провел, наблюдая, как потерянные воздушные шары исчезают в облаках. Я делал это до Интернета и сделаю это после апокалипсиса, если у нас все еще есть гелий и дети со слабой хваткой».

Колсон Уайтхед (около)

Вот и все, 99 цитат самых успешных авторов мира. Ваше мнение? У вас есть собственные памятные цитаты? Отправляйтесь в таунхаус в Иерихоне и дайте нам знать! Или найдите больше вдохновения через писательский подкаст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *