Жизненный сценарий — Психологос
31 декабря 2013 г., 20:00
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Трудно допустить такую мистику, что все, что происходит с вами, окружающими, все нелепости, глупости, радости и кусочки счастья вашей жизни являются результатом интереснейшей комбинации выборов маленького ребенка, влияния его ближайшего окружения и некоторой доли случая. Однако — это так. Ваш жизненный сценарий уже вами написан, и, как в любой истории, он имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи, и второстепенные персонажи, также как и основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или позорным. Возможно, вплоть до настоящего времени вы и не осознавали, что сами его создали. Без осознания этого факта вы будете просто проживать ваш сценарий, написанный много лет назад.
И как любой сценарий, ваш сценарий можно переписать.
Однако в психологии, а точнее в психотерапевтической традиции, о жизненных сценариях пишут с другой интонацией, а именно — с осторожностью и тревогой. Пишут там в первую очередь о проблемных — драматичных и трагичных — жизненных сценариях, и пишут примерно так:
Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей. Психологический сценарий – это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти.
Понятие было введено в психологический оборот психологом и психиатром Эриком Берном. Сценарий, по Берну, – постоянно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Семейный сценарий содержит установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи, которые успешно передаются из поколение в поколение. Получив предписание родителей, ребенок принимает психологические позиции и устанавливает роли, необходимые для осуществления своей жизненной драмы.
Когда роли определены, человек, получивший сценарий, выбирает людей и манипулирует ими, чтобы присоединить их к списку действующих лиц. Отличительной особенностью такой жизни является ее драматичность, а порой и трагичность. Маркером сценария является его повторяемость, что проявляется в воспроизводимости жизни, отношений как на уровне личной истории человека, так и на уровне истории других членов рода.Таким образом, сценарии действуют в течение всей жизни человека. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании.
Эрик Берн, автор теории жизненных сценариев — один из моих любимых авторов, однако обратите внимание, что почти все описанные им жизненные сценарии идут из серии «ужас-ужас-ужас». Цитата:
«Точно такой же аппарат структурирования времени обнаруживается в мифах и волшебных сказках. Итог, или проклятие: «Исчезни!» (Ганс и Гретель) «Чтоб ты умер!» (Снежная Королева и Спящая Красавица). Предписание, или «стопер»: «Не будь чересчур благоразумным!» (Адам и Ева, и Пандора). Провокация, или толчок: «Уколи пальчик иголкой, ха-ха!» (Спящая Красавица). Антисценарный лозунг: «Трудись усердно, пока не встретишь принца!» (Кари — деревянная рубашка) или «Выполняй, что обещал, и обретешь счастье!» (Царевна-лягушка). Модель, или программа: «Люби зверей, и они тебе заплатят добром!» (Иван-царевич). Импульс, или «демон»: «Я лишь гляну одним глазком!» (Синяя Борода). Антисценарий, или разбитое заклятие: «Ты перестанешь быть Лягушкой, когда тебя поцелует молодой красавец!» (Царевна-лягушка) или «Ты освободишься, проработав двенадцать лет!» (Геракл)».
Это правда? Все так драматично?
Да, все так, при двух условиях: если ребенок рос в проблемной семье и если уже повзрослевший человек живет малоосознанной жизнью, не ставя цели. Если же ребенок жил в счастливой семье с мудрыми родителями, его жизненные сценарии будут — светлыми, удачными, хорошими. В терминологии Эрика Берна — сценариями победителя. Аналогично, если человек живет осознанной жизнью, он не будет жить в проблемном сценарии. Да, Карл Юнг писал, что когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба. Верно, но зачем же жить неосознанно? И суть не в том, чтобы осознавать свой наличный жизненный сценарий, а в том, чтобы начать осознанно ставить свои цели, осознанно выбирать свои жизненные роли и осозаннно строить свою жизнь.
Это стоит проговорить еще раз.
Большинство людей живет в достаточной мере бездумно, не имея сознательно выбранных образцов поведения и планов действий под выбранные и продуманные ими жизненные цели. В этой ситуации естественным образом в их поведении в разных ситуациях начинают работать разные случайные — или сценарии родительского поведения, или сценарии, заинтересовавшие их в детстве. Осознав неуместный сценарий, можно от него отказаться. Осознавая каждый раз все новые и новые ненужные сценарии, можно долго корректировать свою жизнь, которая все время норовит уехать куда-то в сторону — ровно потому, что у вас как не было, так и нет сознательно поставленных целей, продуманных стратегий и выбранных стилей действования.
Это и значить — начать жить осознанно, как развитая личность.
Если вам не нравится ваш жизненный сценарий, вы всегда можете его переписать.
Что для этого нужно? — Начать жить осознанно.
С чего начать? С постановки целей: на день, на неделю, на месяц, год — и на всю жизнь.
- Трансактный анализ
- Автор Н.И. Козлов
- Ролевое поведение
Комментарии (17):
Гость, 19 мая 2014 г., 12:59
А что делать, когда есть цели, и шаги ты знаешь….. но откладываешь и не делаешь, и понимаешь, что и твоя жизнь и будущие цели тебя не радуют, самомотивация не работает, даже ради своего рода, и руки опускаются. Собираешь себя, надо действовать. … и снова откладываешь….. И так по кругу…
5ответовГость, 19 мая 2014 г., 19:59
А может внимательно еще раз просмотреть свои цели? Они точно твои или во имя кого-то?
Гость, 19 мая 2014 г., 21:29
Гость, 07 ноября 2019 г., 07:56
Это значит, что есть внутренняя причина не достижения цели. Например, я уеду в отпуск за границу, но что люди подумают? Соседи, коллеги: «Вот с жиру бесится!» И тогда возникает чувство вины, которое и блокирует достижение цели «уехать в отпуск за границу».
Гость, 13 ноября 2020 г., 21:38
Мне кажется, в такой рекомендации, как постановка целей (что, безусловно, категорически важно, но когда площадь для этого расчищена. Когда есть уверенность, что принесенные в захламленную комнату новые элементы, просто не поглотит хаос), пропущен важный пункт-серединка. Понимание, формулирование и четкое проговаривание причин, по которым мы следуем определенным сценариям. Ведь сценарии — это лишь верхушка айсберга, корнями которая уходит в наше подсознание.
Где, в свою очередь, живут вытесненные причины, пряча которые мы и выбрали такую удобную ширмочку, как сценарий. Например, какие истинные причины кроются за сценарием: почти? Может быть за следовании ему уютно спрятались деструктивные установки о том, что “я не достоин счастья/успеха”? А данный сценарий “помогает” установке благополучно реализовываться каждый раз, когда вы бросаете начатое и лишаете себя шанса добиться успеха. Или же может быть так работает чувство вины, которое перманентно настроено в нас в качестве фильтра, через который мы пропускаем мир. Сценариев всего 5, а историй человеческого мироустройства-очень много. Невозможно учесть все вероятности сочетаний. Подчинить все общей формуле, типологии, безусловно, важно для пытливого ума. Наше сознание успокаивается, когда все по полочкам и нет неопределенности. Но важно провести «грязную работу», засучив рукава и отправившись, например, вместе с психотерапевтом или с помощью скрупулезного отслеживания своих проявлений и чувств, копаться в глубинных причинах выбора.Гость, 07 апреля 2022 г., 06:30
Сценарий повторяет тот ребенок, который по своему типу личности похож на кого-то из родителей. А если не похож, то у него будет свой путь в жизни наперекор всем ожиданиям и психологическим прогнозам 🙂
1ответКейт, 29 января 2023 г., 20:20
Наперекор всем, особенно родителям — это контрсценарий) почитайте почему это тоже не оч ок, и не считается своим собственным сценарием)
Гость, 19 мая 2014 г., 17:09
Тема жизненного сценария и осознанности — одна из моих любимых). Полностью согласна с тем, что в отсутствии жизненных целей работа со сценариями не то чтобы бессмысленна, но уж точно малоэффективна — нужно мощное «зачем», чтобы выбираться из привычного болотца (то есть проблемного сценария). А также нужны какие-то действия хотя бы для обнаружения действия этого самого сценария. В то же время, как «человек наблюдающий»), часто вижу, что человек, имея хорошие цели, не может их достичь именно из-за проблемного сценария. Человек, цели которого противоречат его сценарию, вынужден постоянно грести против течения, что отнимает много энергии, приводит к неудачам и стечениям обстоятельств, которые, казалось бы, и не зависят от него, а при пристальном рассмотрении обнаруживается закономерное действие сценария. Перефразируя фразу из статьи, скажу так: Преодолевая все новые и новые препятствия на пути к достижению цели, можно потратить очень много времени и сил на борьбу с «роком», который создается самим человеком под влиянием сценария — ровно потому, что даже при высоком уровне осознанности очень сложно постоянно контролировать все сложные процессы, происходящие в психике (а они-то все стремятся к выполнению сценария). Изменяя же предписания сценария, человек словно поворачивает течение вспять — туда, куда ему нужно, и достижение целей становится естественным, и тут-то вся его настойчивость будет, наконец, направлена в правильное русло.
Нечаева Татьяна, 19 мая 2014 г., 23:32
А если не было никакого сценария вообще, как жить — где его искать, как его писать — смысл жизни где?
1ответН.И. Козлов, 22 мая 2014 г., 19:23
Татьяна, по вашему тексту угадывается кусочек из сценария «Я беспомощна…». А если действительно нет сценария, то становитесь сценаристом и сочиняйте курс и содержание своей жизни самостоятельно!
Гость, 22 мая 2014 г. , 15:22
Понравилась статья. Поделился ею в Фейсбуке. Но она не адаптируется в соц. сеть, обычно ссылки на статьи фейсбук отображает в виде названия статьи, короткого описания и картинки. Психологос — просто ссылка. Нужно оптимизировать, чтоб можно было делиться материалами из Психологоса в соц. сетях также, как статьями. Это будет эффективно. П.С. Спасибо за классную статью!
1ответН.И. Козлов, 22 мая 2014 г., 19:21
Задание программистам поставил — сделают. Спасибо!
Гость, 22 мая 2014 г., 19:22
Прекрасная статья! Дельно сказано. Тезис таков: Желаешь другую жизнь, можешь сделать себе другой сценарий, по своему выбору. И первый правильный шаг- это определиться с целями. Цель? А что такое «цель»? Везде по телику и радио идёт пропаганда «целей» и манящие лозунги счастья: «скушай «Твикс» и жизнь станет ярче», «Баунти — райское наслаждение»! Какие другие пропаганды «целей» мы имеем? Прочитанные в книгах поведенческие роли «героев»? Кто умеет ставить цели? Как определить свои цели? Ты имеешь ровно столько, на сколько себе обеспечил(а). Оглянись, это твой результат. Претензии за постановку целей к зеркалу (и не стесняйтесь, достойная роль — достойных оваций!) :))) С уважением, Спыну Игорь.
1ответГость, 24 мая 2014 г., 01:55
Имел ввиду, становитесь авторами.
Гость, 19 сентября 2019 г., 06:08
Николай Иванович, огромное спасибо Вам за Психологос!
Я застала те времена, когда Вы ещё только задумывали этот проект.
Сейчас, когда один из курсов, который я прохожу, постоянно требует поиска в сети различных психологических терминов, в 90% случаев я нахожу ответы на Психологосе.
И каждый раз становится очень тепло от этого 🙂
Спасибо! С уважением, Наталья
Гость, 14 октября 2019 г., 10:24
А что делать когда не могу понять, чего же я действительно хочу?! Терзаюсь и мучаюсь сомнениями, постоянная внутренняя борьба!
1ответГость, 15 октября 2019 г., 09:22
Может вы вообще не туда двигаетесь? «Саморазвитие»>https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=1Kr2Yr0dIR8″>Саморазвитие стандартные ошибки и как их избежать»
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
Человек, который выбрал быть Жертвой
Жертва — не объективное положение вещей, а выбранная роль человека.
26Подробнее01 окт. 2022 г.
Эрик Берн
Эрик Берн (Эрик Леннард Бернштейн 1910-1970) — американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «трансактный анализ». В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и других предков. Важнейшая часть анализа — выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (например, отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний).
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Личностная роль, личностная модель, личностный образ
Личностная роль (модель, образ) — определенный способ поведения человека.
0Подробнее23 июн. 2015 г.
Моя новая личность: от примерки до прививки
Человек имеет право быть таким, какой он есть, но мы вместе с ним имеем право подумать и о других возможностях.
8Подробнее01 окт. 2022 г.
Ролевое поведение
Каждый человек в своей жизни каждый день играет какие-то роли. Некоторым сложно переключаться с роли строгой начальницы в роль нежной и заботливой жены.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Судьба
Судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь предопределены и влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков.
0Подробнее5 жизненных сценариев по Эрику Берну: как определить свой
Идеи успеха / Секреты успеха
Пять из классификации Берна «Пока не», «После», «Никогда», «Всегда» и «Почти» имеют непосредственное отношение к большинству наших историй. Занимательно, что сценарные планы связаны с героями древнегреческих мифов. Что еще раз доказывает тезис о том, что ничто не ново под луной. Спустя тысячелетия природа человека остается неизменной.1. Пока не
Это сценарий тех, кто не способен получать удовольствие от жизни. Принцип жить «здесь и сейчас» им очень сложно применять. Перфекционистки, будь они домохозяйками или бизнес-вумен, не могут расслабиться и хотя бы на время забыть о своих обязательствах в угоду собственным делам. Качество жизни непременно страдает от привычки постоянно откладывать приятные моменты на потом.Берн приравнивал этот жизненный план к мифу о Геракле, который должен был совершить дюжину подвигов для того, чтобы стать бессмертным. Но подвигов было всего двенадцать. Посчитайте, сколько раз за эту неделю вы отказывались от ваших желаний ради благополучия других?
Эта установка опасна тем, что человек теряет уверенность в возможности успеха, а с этим очень сложно жить. Вместо «у меня ничего не получится до тех пор, пока…» говорите себе «у меня обязательно получиться, если…». Научитесь принимать подарки судьбы. Некоторые награды достаются благодаря усилиям, некоторые просто надают с неба. И это закономерно.
2. После
Эта установка предполагает уверенность в том, что за все хорошее, что происходит в жизни, рано или поздно приходиться платить. Идея неизбежной расплаты не позволяет человеку ощущать полноценное счастье в радостные моменты, он уже думает о будущем возмездии.Хочется замуж? Забудь о свободе, придется заниматься домом и детьми. Мечтаешь об успешной карьере? Приготовься к зависти коллег и одиночеству. Наслаждаешься десертом? Скоро талия скажет тебе «до свиданья».
Живя с такими мыслями, вы теряете кучу энергии на преодоление страха наказания. Тут наблюдается аналогия с Дамоклом. Греческий царь веселился на пиру, пока не заметил подвешенного над ним на конском волосе меча и не потерял покой.
Совсем перестать бояться – это нереалистично. Осознавать, что действия имеют свои последствия нужно, но также нужно контролировать свою боязнь.
Улучшить ситуацию поможет небольшая корректировка. Во-первых, стоит выбросить из мыслей категорическое «неизбежно». Нужно внушать себе, что положительный исход вашего начинания куда вероятнее, чем отрицательный. И даже в случае провала, переживаний будет намного меньше, чем по поводу упущенной возможности.
Да, брак – это ответственность, но также любовь и поддержка. Путь к карьерной вершине тернист, но чувство самореализации и гордости за свои успехи того стоит. Сладкое вредит фигуре, но этот вред легко нейтрализовать упражнениями или долгой приятной прогулкой.
3. Никогда
Это план заведомо проигравшего человека, которому очень сложно поверить в то, что он получит то, чего хочет больше всего на свете. К сожалению, людей, живущих за этим сценарием множество, и нужно признать этот факт.Но прежде чем окончательно присоединиться к обществу посредственностей, нужно убедиться, не прячете ли вы где-то глубоко в себе большие амбиции. Если идея оставить след в истории, или хотя-бы показать на что вы способны, вам близка, то следует осознать то, что львиная доля ваших опасений надуманны.
Откиньте то ненавистное «никогда», что парализует вашу волю к действию. Жить плохо, но привычно, наблюдая за происходящим с обочины – удобная, но провальная стратегия.
Такие переживания Эрик Берн сравнивает с Танталовыми муками. Герой был обречен испытывать жажду и голод, хотя питье и кушанья находились у него под носом. Вспоминается также древняя поговорка: перед тобой чистый путь, зачем ты сам разбросал перед собой камни?!
Вы ощущаете недовольство, но оно уже такое привычное и понятное. Выйти из зоны комфорта – вот единственное решение. Разберитесь со своими причинами отказа от рискованных действий. Иногда смене жизненного курса препятствуют самые близкие. Больно, сложно, но надо проявить твердость характера. Недовольство собой и своей жизнью рано или поздно даст о себе знать, и забота близких вас не спасет. «Никогда» не должно стать синонимом вашей жизни.
4. Всегда
Некоторые люди с удивительным постоянством совершают одни и те же ошибки, которые их ничему не учат. Они игнорируют уроки судьбы и наступают на те же до боли знакомые грабли. Яркие примеры – мы выбираем одинаковый тип партнера, который нам не подходит, каждые несколько месяцев меняем работу, не желая идти на компромиссы с начальством и коллегами. В основе такого поведения, как ни странно, находиться желание сохранять неудовлетворенность, вместо попытки достигнуть большего. «Я так и знала», «мне всегда не везет», «все люди, как люди, а я…»Берн в этом случае вспоминает миф об искусной ткачихе Арахне, победившей богиню Афину. Афина признала свое поражение, но, затаив обиду, превратила Арахну в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.
Люди с этой установкой уверены, что они преследуемы злым роком. Но на самом деле невезучесть – лишь в их голове. Берн утверждает, что такие персоны стремятся вести себя так, чтобы их невеселые прогнозы оправдывались. Вам всегда попадается тяжелый билет, или вы не очень то и готовились к экзамену?
Здесь также встречается элементарная неспособность сосредоточиться на том, что делаешь. Автобус от вас всегда убегает, или вы не способны организовать себя и выходить из дома пораньше?
Привычка анализировать свои действия перепишет негативный сценарий. Самовнушение собственной везучести тоже подойдет. Руководствуйтесь девизом – что бы ни произошло, идти по жизни нужно так, словно у вас весь мир под ногами!
5. Почти
Свойство не доводить начатое до конца не редкость. Одни смиряются, другие зарабатывают невроз от постоянного чувства вины и самобичевания. К тому же, несделанные дела со временем собираются в большую кучу, погребая под собой мечты о карьере или красивых отношениях.Берн приводит пример героя Сизифа, прогневавшего богов и обреченного выкатывать на высокую гору огромный камень. Каждый раз, когда герой был совсем близок к вершине, камень выскальзывал и катился вниз. Несчастному нужно было начинать все снова.
С такой вредной жизненной установкой непременно стоит бороться. Спросите себя: что мешает достигнуть финиша? В какой момент наступает «облом»? Возможно, причина в эмоциональном выгорании? Тогда стоит потрудиться над мотивацией или обратиться к коучу. Приступая к заданию, напишите список приятных дивидентов от сделанного дела. И в моменты упадка духа перечитывайте. Или ищите вдохновение в прошлом, когда вам удалось блестяще довести дело до победного конца.
Осознание того, что события могут развиваться по-разному, дает ключ к свободе. Нужно понять, какая из установок больше всего мешает добиваться целей, и следить за собой, вовремя говоря «стоп». Берн говорил, что избавиться от негативного сценария помогают война, психотерапия и любовь. Мы однозначно голосуем за последний вариант! С помощью любви так приятно менять неудачный план на верный жизненный курс и писать свой шестой неповторимый сценарий!
Обсудить статью
- О наболевшем
Жизненные сценарии в транзактном анализе • Репетитор по консультированию
Перейти к содержимомуСтив Риглер
Являясь частью словаря транзакционного анализа (Берн, 1961), наш жизненный сценарий (Берн, 1972, стр. 46) представляет собой бессознательный путь, созданный в детстве, усиленный нашими родителями и усиленный с доказательствами, которые искали на протяжении всей жизни, чтобы убедиться, что наши убеждения оправданы.
Жизненные сценарии: 7 элементов
Берн (1972, стр. 136) определяет семь элементов аппарата сценария, чтобы понять, как работает сценарий:
- Расплата или проклятие описывает сообщения от наших родителей или родительских фигур о том, чем мы закончим.
- Предписания или стопоры согласно Берну (1972, стр. 139) являются «наиболее важной частью сценарного аппарата, интенсивность которой различается» , и определяется как «Запрет или отрицательная команда от родителя» .
- Контрсценарий передается позже в жизни, в котором Берн (1972, стр. 489) определяет как: «Возможный жизненный план, основанный на родительских предписаниях».
- Моделирование и копирование поведения увиденное и услышанное способствует тому, как мы выполняем наш сценарий, и, согласно Берну, программы или паттерны присутствуют в возрасте до шести лет большую часть времени.
- Провокация или выход поощряет и подтверждает нашу веру в сценарий, исходящую от демона в Родителе.
- Демон — это внутренний непредсказуемый импульсивный голос, в котором Берн сравнивает концепцию «id» Фрейда (1989 [1940]), хотя причина этого неясна, поскольку он никогда не вдавался в подробности, чтобы объяснить.
- Антискрипт, Разрушитель заклинаний или Внутреннее Освобождение, — это форма самоуничтожения сценария с помощью запуска заранее заданного реального или фантастического события, созданного в нашем сознании, которое освобождает человека от бесполезных элементов сценария.
В раннем детстве и, возможно, даже в утробе матери, прежде чем мы впервые появимся или войдем в мир, мы храним решения в нашем разуме и нашем теле.
Когда мы переходим к сценарию, соматические ощущения, хранящиеся в наших мышцах и нервной системе, дают подсказки и знаки окружающим и нам самим.
Немедленность — это предчувствие того, что происходит здесь и сейчас, и это ценный инструмент консультирования.
Замечать эти знаки полезно не только для нас, чтобы научиться меняться, но и как консультантов в рамках терапевтического альянса, это позволяет нам определить, что происходит с клиентом.
Внимательное наблюдение за чьим-то дыханием, волнением или интонацией голоса может указывать на сигналы сценария.
Widdowson (2010, стр. 157) собирает информацию от клиентов, спрашивая:
«Если бы у меня была видеокамера или я был бы «мухой на стене», что бы я увидел, как вы на самом деле делаете, когда вы чувствуете себя так? ”
Скачать бесплатный раздаточный материал
Жизненные сценарии в трансактном анализе
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Четыре жизненные позиции
Теория, возникшая из жизненных сценариев, представляет собой понятие четырех жизненных позиций (Берн, 1962) . Это:
- «Я не в порядке, ты в порядке»
- «Я не в порядке, ты не в порядке»
- «Я в порядке, ты не в порядке»
- «Я в порядке, ты в порядке»
Существуют разные способы изображения этих позиций. Сетка Эрнста (1971) — одна из самых популярных и полезных.
OK Corral: сетка для общения
Названная « OK Corral », сетка Эрнста отображает в четырех окнах наши позитивные и негативные взгляды на мир, на окружающих и на самих себя.
Несмотря на то, что у нас есть предпочтительное положение, к которому мы возвращаемся, люди будут перемещаться по сетке в зависимости от влияния и опыта ситуаций, которые подбрасывает жизнь.
‘Я в порядке, ты в порядке’
Человек ‘Я в порядке, ты в порядке’ ладит с другими и может быть описан как уверенный и довольный своей работой, домом и жизнью как в целом, взаимно уважая чужие мысли и мнения, даже если они с ними не согласны.
«Я в порядке, ты не в порядке»
Человек типа «Я в порядке, ты не в порядке» принимается на втором или третьем году жизни. Они склонны злиться, проявлять враждебность, рассматривать других как некомпетентных, которым нельзя доверять с более высокой позиции, принижая их соперничество. Без особой совести они считают, что ошибки в ситуациях происходят из-за других, а не из-за них самих.
«Я не в порядке, ты в порядке»
Несчастливые, неадекватные и, возможно, бесполезные слова, которые могут описать жизненную позицию «Я не в порядке, ты в порядке». Отсутствие веры в себя, часто принижение себя из-за недооценки своих навыков или вклада в жизнь. Этот человек стремится и готов угодить другим, чтобы получить одобрение, но ему трудно признать такое признание после того, как оно было получено.
«Я не в порядке, ты не в порядке»
В позиции «Я не в порядке, ты не в порядке» чувство покинутости ощущается в течение первого года с редкими или редкими поглаживаниями или несуществующим, что может привести к замешательству и ощущению бессмысленности, поэтому просто перестаньте вообще пытаться беспокоиться. Депрессия и абстиненция могут закончиться психической институционализацией.
Как только начинается процесс написания сценария, мы пишем выводы об окружающем мире, себе и других. Базовая структура наших сценариев рождается из сообщений, влияний и взаимодействий с нашими родителями и родительскими фигурами посредством вербальных и невербальных сообщений.
Разрешения и запреты
Стюарт (1996) описывает запреты и разрешения следующим образом:
ограничительные (например, «Не существуй», «Не будь собой») и разрешения, если они дают ребенку положительный выбор (например, «Нормально существовать», «Можно быть тобой»)».
Goulding and Goulding (1976) выявлено 12 основных запретов . Это:
- «Не будь или не существуй»
- «Не будь собой (полом, которым ты являешься)»
- «Не будь ребенком»
- «Не взрослей»
- «Не делай этого»
- «Ничего не делать»
- «Не важно»
- «Не принадлежит»
- «Не подходи близко»
- «Не выздоравливай»
- «Не думай»
- «Не чувствую»
Противопоказания
Это словесные текстовые сообщения от Родителя моих родителей, которые хранятся у моего Родителя в детстве. Они работают в соответствии с моими предписаниями и подкрепляются невербально.
Также называемые встречным сценарием (Берн, 1972), они могут подкреплять и противоречить предписаниям с драйверами (Kahler, 1974), влияющими на мышление, чувства и поведение.
Есть пять драйверов, которые используются в качестве защитного механизма и играют наиболее значимую роль в ответ на требования наших контрсценариев. Любимый или основной водитель, скорее всего, проявит себя в состоянии стресса или беспокойства.
Пять водителей
- «Будь совершенен»
- «Будь сильным»
- «Постарайся»
- «Пожалуйста (люди)»
- «Спешите»
Скачать бесплатный раздаточный материал
Жизненные сценарии в трансактном анализе
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Ссылки
Берн, Э. (1961) Трансактный анализ в психотерапии . Нью-Йорк. Гроув Пресс.
Берн, Э. (1962, 1976) «Классификация позиций», Бюллетень трансактного анализа, том. 1, 3: с. 23
Берн, Э. (1972) Что вы говорите после приветствия . Нью-Йорк. Гроув Пресс.
Эрнст, Ф. (1971) «Загон ОК: сетка для ладов» Журнал транзакционного анализа , том. 1, 4: с.п. 231-40
Фрейд, С. (1989 [1940]) Очерк психоанализа (перевод Дж. Стрейчи), Лондон , WW Norton & Company.
Гулдинг Р. и Гулдинг М. (1976) «Запреты, решения и повторные решения», Transactional Analysis Journal, vol. 6, 1: стр. 41-48
Kahler, T. Ph.D. и Hedges Capers, Div. м., левый руль, (1974) «Мини-скрипт», Transactional Analysis Journal , vol. 4 1: стр. 26–42.
Штайнер, К. М. (1966) «Сценарий и контрсценарий» Бюллетень трансактного анализа , том 18
Уиддоусон, М. (2010) Трансактный анализ: 100 ключевых моментов и методов. Лондон и Нью-Йорк, Рутледж.
Заметили устаревшую информацию или неработающие ссылки?
Пожалуйста, сообщите нам страницу, на которой вы их нашли. Электронная почта: сломанная ссылка@counsellingtutor.com
Подписаться на подкасты
Apple PodcastsGoogle PodcastsAndroid по электронной почте
Транзактный анализ — Часть III (Сценарии, которым мы следуем)
По словам Эрика Берна, решения о себе, нашем мире и наших отношениях с другими выкристаллизовываются в течение первых 5 лет нашей жизни. Эти решения основаны на поощрительных или уничижительных поглаживаниях, которые мы получаем от наших родителей и других людей. На основе этих решений мы принимаем одну из четырех основных психологических жизненных позиций, которая во многом определяет наш образ мыслей, чувств и поведения.
Наши ранние экзистенциальные решения подкрепляются сообщениями (вербальными и невербальными), которые мы продолжаем получать в течение жизни. Это также подкрепляется результатами наших игр и интерпретациями событий.
Берн утверждает, что дисфункциональное поведение является результатом самоограничивающих решений (принятых в детстве в интересах выживания), которые завершаются нездоровым жизненным сценарием.
Как правило, после того, как человек определился с жизненной позицией, существует тенденция к тому, чтобы она оставалась неизменной, если не предпринимается какое-либо вмешательство, такое как терапия, для изменения лежащих в основе решений.
Целью психотерапии транзакционным анализом является изменение нездорового жизненного сценария. Это основано на предположении, что поскольку мы приняли решение в первую очередь, у нас есть возможность изменить его . Как только мы осознаем наш сценарий, есть надежда, что мы сможем действовать по-другому.
Жизненные позиции
Есть четыре жизненные позиции:
Я в порядке — ты в порядке
Я в порядке — ты не в порядке
Я не в порядке — ты в порядке
Я не в порядке — вы не в порядке
Позиция Я в порядке — вы в порядке позиция известна как здоровая позиция и обычно не требует игры. Это вера в то, что люди имеют базовую ценность, ценность и достоинство как человеческие существа. То, что с людьми все в порядке, — это утверждение об их сущности, а не обязательно об их поведении. Эта позиция характеризуется отношением доверия и открытости, готовностью давать и брать и принимать других такими, какие они есть. Люди близки к себе и к другим. Нет проигравших, есть только победители.
Я в порядке — Ты не в порядке — это позиция людей, которые проецируют свои проблемы на других и обвиняют их, принижают и критикуют. Игры, укрепляющие эту позицию, включают в себя самопровозглашенного вышестоящего или превосходящего («Я в порядке»), который проецирует гнев, отвращение и презрение на назначенного нижестоящего или козла отпущения («Ты не в порядке»). . Это позиция человека, которому нужен аутсайдер, чтобы поддерживать чувство «ОК».
Я не в порядке — ты в порядке известна как депрессивная позиция или позиция «один вниз» и характеризуется ощущением беспомощности по сравнению с другими. Обычно такие люди служат потребностям других, а не своим собственным, и обычно чувствуют себя жертвами. Игры, поддерживающие эту позицию, включают «Ударь меня» и «Мученик» — игры, поддерживающие силу других и отрицающие собственную.
Я не в порядке — Ты не в порядке известна как позиция безнадежности, тщетности и разочарования. Действуя с этого места, люди потеряли интерес к жизни и могут считать жизнь совершенно бесперспективной. Эта саморазрушительная позиция характерна для людей, неспособных справиться с ситуацией в реальном мире, и может привести к крайней замкнутости, возврату к инфантильному поведению или агрессивному поведению, приводящему к травмам или смерти самих себя или других.
На самом деле у каждого из нас есть любимая поза, которой мы занимаемся из-за стресса. Задача состоит в том, чтобы осознать, как мы пытаемся сделать жизнь реальной через нашу основную жизненную позицию и, если необходимо, создать здоровую альтернативу.
Примечание:
Жизненная позиция Я в порядке – Ты в порядке , вероятно, самое известное выражение цели трансактного анализа. То есть установить и закрепить позицию, признающую ценность и ценность каждого человека. Транзактные аналитики считают людей в основном «нормальными» и, следовательно, способными к изменениям, росту и здоровому взаимодействию.
Четыре жизненные позиции были развиты Фрэнком Эрнстом в известный Коррал ОК, показанный ниже:
Жизненный сценарий
С концепцией основных психологических жизненных позиций связан жизненный сценарий (иногда называемый детским сценарием). Проще говоря, жизненный сценарий — это предсознательный жизненный план, который управляет тем, как мы проживаем жизнь.
Этот сценарий развивается в раннем возрасте в результате сообщений, которые мы получаем от родителей и других людей, и принимаемых нами ранних решений. Его можно рассматривать как четко определенный курс действий, который мы выбираем в детстве и который поддерживается последующими событиями.
Сообщения сценария исходят из:
- Моделирование: видимые способы поведения взрослых и сверстников.
- Атрибуции: Когда говорят: «Ты прямо как…»
- Предложения: советы и поощрения, такие как «Всегда делай все возможное».
- Судебные запреты и встречные судебные запреты: Требование не делать или не делать что-либо.
Потенциальное сценарное решение принимается, когда человек игнорирует свои собственные потребности свободного ребенка, чтобы выжить. Только после нескольких скидок решение становится частью сценария (если только ситуация не имеет большого значения, например, смерть родителя или брата или сестры). Решения по сценарию — это лучшее, что может сделать ребенок в своих обстоятельствах, и все же вчерашний лучший выбор, сделанный ребенком, может стать очень ограничивающим для взрослого человека.
Жизненные сценарии оказывают глубокое и бессознательное влияние на то, как мы живем. Они влияют на решения, которые мы принимаем. Они контролируют то, что, как мы думаем, мы могли бы легко сделать и что никогда не смогли бы сделать. Они формируют наше представление о себе. И все же мы редко осознаем, откуда они берутся, или даже не знаем, что они вообще существуют.
Жизненные сценарии не все одинаковы, поскольку на них также могут существенно влиять отдельные события, такие как критика со стороны учителя или издевательства со стороны других детей. Они также ограничены унаследованными характеристиками. Например, для невысокого человека было бы необычно (но не невозможно) включить баскетбол в свой жизненный сценарий.
Жизненные сценарии часто имеют общие формы, которые можно выразить очень просто, например, «Я неудачник» или «Я должен помочь спасти мир». Жизненные сценарии могут быть очень подробными или очень расплывчатыми. Они могут быть очень сильными, но могут и сильно ограничивать.
Люди следуют своему сценарию из-за расплаты, знакомого чувства, пытаясь избежать потери любви и в попытке обрести любовь.
Примером жизненного сценария может быть решение, принятое многими мальчиками в раннем возрасте, что плакать и показывать эмоции небезопасно. Это подкрепляется родительскими фигурами и другими опекунами. В результате многим мужчинам трудно понять свои эмоции во взрослом возрасте.
Другой пример, это ребенок, воспитанный в нищете, который видит знаменитостей по телевизору и слышит, как бабушка говорит ей, что она может быть такой, и как на телеэкране появляются люди, которые начинали с нуля, как и ее. Следовательно, она создает фантазии и играет в игры о том, чтобы быть знаменитостью. К ней присоединяются и другие дети, но с ней все гораздо глубже. Она много работает и всегда работает волонтером, даже забыв большую часть своих разговоров с бабушкой. В итоге она работает на телевидении, но не как знаменитость, а за кулисами. Хотя ей хорошо рядом со звездами, в ней возникает странная грусть, когда она возвращается ночью в свою маленькую квартирку. Она по-прежнему усердно работает, и глубокая (теперь в значительной степени бессознательная) вера в то, что успех знаменитости найдет ее, движет ею.
Анализ сценария
Как упоминалось выше, наш сценарий разработан на основе наших ранних решений, основанных на нашем жизненном опыте. Это происходит на бессознательном или, в лучшем случае, на предсознательном уровне, и мы можем даже не осознавать, что составили себе план.
Анализ сценария демонстрирует процесс, посредством которого люди приобрели свой сценарий, и стратегии, которые они используют для оправдания своих действий на его основе. Цель состоит в том, чтобы помочь клиентам открыть возможности для внесения изменений в свои ранние программы.
Один из методов, который терапевты используют для выявления сценариев, состоит в том, чтобы попросить клиентов вспомнить свои любимые детские истории. Затем клиентов спрашивают, кто их любимый персонаж в истории и с кем они себя отождествляют. Им предлагается рассмотреть начало, середину и конец рассказа. И определить, как они вписываются в рассказы или басни и как рассказ отражается в их нынешней жизни.
Еще один способ получить соответствующий сценарий — попросить клиентов подумать о том, что, по их мнению, произойдет, когда они достигнут старости. Верят ли они, что будут живы в 80 или 9 лет?0 лет, будь здоров, счастлив и доволен? Что, по их мнению, будет на их надгробии или могиле? Что они хотели бы иметь на нем?
В результате изучения своего жизненного сценария клиенты узнают о запретах (см. ниже), которые они некритически принимали в детстве, о решениях, которые они принимали в ответ на эти сообщения, а также об играх и рэкете, которые они теперь используют, чтобы сохранить эти ранние решения. .
Участвуя в процессе самопознания, клиенты расширяют возможности для более глубокого понимания своих незавершенных психологических дел и, кроме того, они приобретают способность предпринять некоторые первоначальные шаги, чтобы вырваться из своего самоанализа. победа над шаблонами.
Разрешения и запреты
Выбранная нами жизненная позиция основана на поощрительных или уничижительных поглаживаниях , полученных нами от наших родителей (и других лиц).
Родительское обучение часто происходит на бессознательном уровне: когда родители взволнованы поведением ребенка и одобряют его, сообщения, которые они дают, часто являются разрешениями; однако, когда родители чувствуют угрозу из-за поведения ребенка, высказанные сообщения часто являются запретами.
Разрешения, как следует из этого слова, дают ребенку разрешение что-то делать. Например, «Думай»; «Проси то, что хочешь». Они противоположны предписаниям.
Предписания — это запреты или негативные команды от родителей (часто за пределами их осознания), которые исходят из детского эго-состояния родителей (напуганного или злого детского эго-состояния). Это выражение разочарования, фрустрации, беспокойства и несчастья, которые возникают из-за собственной боли родителя.
Судебные запреты устанавливают правила, согласно которым дети учатся жить. Эти сообщения передаются преимущественно невербально и на психологическом уровне l между рождением и семилетним возрастом. Судебные запреты включают:
«Не надо»
«Не будь»
«Не принадлежи»
«Не будь ребенком»
«Не будь рядом»
«Не будь в здравом уме»
«Не будь я не чувствую»
«Не взрослей»
«Не надо»
«Не отделяйся от меня»
«Не будь тем полом, который ты есть»
«Не получается»
«Не надо» не думаю»
«Не хочу»
«Не будь здоров»
«Не будь собой»
Ребенок отвечает на эти предписания и принимает решение по сценарию. Именно негативные сценарные решения могут вызвать трудности в дальнейшей жизни.
Макнил предложил, чтобы ребенок принял два решения – отчаянное и непокорное. Отчаянное решение принимается, когда ребенок принимает родительское сообщение о том, что с ним или с ней что-то не так. Демонстративное решение принимается, когда ребенок пытается бороться с родительским посылом. Он/она развивает копинг-поведение, чтобы сопротивляться запретительному сообщению и справляться с обстоятельствами. Такое совладающее поведение, как правило, является крайностями, которых невозможно достичь, и поэтому они обречены на неудачу.
Встречные предписания
Когда родители замечают, что их сыновья или дочери не преуспевают или им некомфортно с тем, кто они есть, они пытаются «противодействовать» эффекту более ранних сообщений с помощью встречных предписаний. Эти сообщения исходят из родительского эго-состояния родителей и передаются на социальном уровне . Они передают «должен», «должен» и «надо» родительских ожиданий. Примеры встречных предписаний:
«Стань совершенным»
«Старайся изо всех сил»
«Поторопись»
«Будь сильным»
«Пожалуйста»
Сообщения, подаваемые на психологическом уровне, гораздо более сильны и долговечны, чем те, которые даются на социальном уровне, поэтому проблема с этими контрприказаниями заключается в том, что они не имеют значения. как бы мы ни старались угодить, нам кажется, что мы все еще делаем недостаточно или недостаточно.
Решения
Следующий список, основанный на работе Гулдингов, включает общие судебные запреты и некоторые возможные решения, которые могут быть приняты в ответ на них:
«Не делайте ошибок».
Дети, которые слышат и принимают это сообщение, часто боятся идти на риск, который может выставить их глупыми. Они склонны приравнивать совершение ошибок к неудаче.
Возможные решения:
«Я боюсь принять неправильное решение, поэтому просто не буду принимать решение».
«Поскольку я сделал глупый выбор, я больше не решусь ни на что важное!»
«Мне лучше быть идеальным, если я надеюсь, что меня примут».
«Не будь».
Это смертельное сообщение часто передается невербально, когда родители держат (или не держат) ребенка. Основное сообщение: «Я бы хотел, чтобы ты не родился».
Возможные решения:
«Я буду пытаться, пока не заставлю тебя полюбить меня».
«Не подходи близко».
С этим запретом связаны сообщения «Не доверяй» и «Не люби».
Возможные решения:
«Однажды я позволил себе полюбить, и это имело неприятные последствия. Больше никогда!»
«Поскольку страшно подходить близко, я буду держаться подальше».
«Не важно».
Если вас постоянно недооценивают, когда вы говорите, вы, вероятно, считаете себя неважным.
Возможные решения:
«Если я когда-нибудь стану важным, я преуменьшу свои достижения».
» Не будь ребенком.»
В этом сообщении говорится: «Всегда действуй как взрослый!» «Не будь ребячливым». «Сохраняйте контроль над собой».
Возможные решения:
«Я позабочусь о других и сам многого не попрошу».
«Я не позволю себе развлекаться».
«Не расти».
Это сообщение исходит от испуганного родителя, который разными способами отговаривает ребенка от взросления.
Возможные решения:
«Я останусь ребенком и таким образом заставлю своих родителей одобрить меня».
«Я не буду сексуальной, и тогда мой отец не оттолкнет меня».
«Не удалось».
Если детей поощряют за неудачи, они могут принять сообщение не стремиться к успеху.
Возможные решения:
«Я никогда не сделаю ничего идеального, так зачем пытаться?»
«Я добьюсь успеха, чего бы это ни стоило».
«Если я не добьюсь успеха, то мне не придется оправдывать высокие ожидания, которые возлагают на меня другие».
«Не будь собой».
Это включает в себя внушение детям, что они не того пола, формы, размера, цвета или что у них есть идеи или чувства, неприемлемые для родителей.
Возможные решения:
«Они бы меня любили, только если бы я была мальчиком (девочкой), поэтому добиться их любви невозможно».
«Притворюсь, что я мальчик (девочка)».
«Не будь в здравом уме» и «Не будь в здравом уме».
Некоторым детям уделяется внимание только тогда, когда они физически больны или ведут себя как сумасшедшие.
Возможные решения:
«Я заболею, и тогда меня включат».
«Я сумасшедший».
«Не принадлежит».
Этот судебный запрет может означать, что семья считает, что ребенок никому не принадлежит.
Возможные решения:
«Я навсегда останусь одиночкой».
«Я никогда и нигде не буду принадлежать».
Повторные решения
Какие бы предписания ни получали люди, и какими бы ни были результирующие жизненные решения, транзактный анализ утверждает, что люди могут добиться существенных изменений в жизни, изменив свои решения — приняв новое решение в данный момент.