05.07.2024

Эмпирические данные в психологии: Исследовательские методы и эмпирические данные

Типы эмпирических данных в психологическом исследовании.

Психологические данные могут рассматриваться как результаты реализации определенных эмпирических методов (наблюдения, эксперимент, психологическое шкалирование, психодиагностика), так и в качестве фиксируемых при помощи тех или иных методик показателей. Операционализируемые посредством каких-либо методик первичные показатели могут использоваться как для конкретизации психологических понятий, или конструктов, так и для проверки гипотез об исследуемых свойствах психологической реальности. Эмпирические данные как результаты применения психологических методов зависят, с одной стороны, от структуры метода, а с другой – от типа методики как средства, или «техники», экспликации гипотетически рассматриваемых базисных процессов, имеющих предметно-специфический характер. Принятое разведение целей психологического исследования и целей психологического обследования помогает представить относительность одних и тех же методических процедур с точки зрения разных контекстов, в которые они могут быть включены.

В случае цели обследования исследовательские приемы могут называться иногда «экспериментальными пробами». В качестве методик фиксации первичных показателей они позволяют психологу реализовать постановку психологического диагноза как заключения об особенностях психической регуляции, психических процессов или личностных характеристик человека. Не рассматривая проблем отношений самого человека с позиции испытуемого или «клиента» к процедуре использования психологических методик и плана взаимодействий психолога с обследуемым субъектом, отметим, что сам контекст возникновения ситуации обследования выдвигает перечень вопросов, на которые должен дать ответ психолог. Данные, полученные в структурах реализации экспериментального метода или психологического измерения, также могут служить решению диагностических задач. Поэтому, например, говорят об экспериментально-клиническом методе
, подразумевая не нозологическую принадлежность испытуемых к какой-то группе (не «нормы»), а использование результатов эксперимента для обоснования психологического заключения о конкретном человеке. В случае исследовательских целей получение эмпирических данных направлено на познание психологических закономерностей. Тогда даже при «анализе индивидуального случая» познавательное отношение отодвигает в качестве фона цели обследования. Результаты обследования должны при этом найти объяснение в рамках гипотетических или эмпирически установленных закономерностей. Одним из наиболее известных примеров классификации психологических методов с точки зрения критерия типа эмпирических данных, т.е. связи психологических данных со способом их получения исследователем, является классификация Р. Кеттэлла. Он предложил отличать следующие типы данных: L, Т и Q (от английских названий: L – life record,
Т –
test и Qquestionnaire). L-данные являются жизненными документами (например, анамнез), они получены в более ранних исследованиях или их поставляет сам испытуемый (либо другие люди, описывающие события его жизни) в ходе актуально проводимого исследования. Не важно, каким конкретно методическим приемом получены эти данные: в результате беседы, внешнего наблюдения, анализа самоотчетов, опроса, свидетельств других людей и т.д. Общим их радикалом является то, что это свидетельства прошлого, фиксация в той или иной форме продуктов прошлой психической деятельности (испытуемого, пациента или «клиента»). Таким образом, они могут быть оценены только как исторические документы, хотя в принципе могут быть получены неоднократно. Соответственно при их интерпретации психолог должен реализовать какие-то нормативы
анализа
документов. Т- и Q-данные в классификации Кеттэлла имеют общее свойство – то, что они получены в актуально проводимом исследовании, т.е. психолог может осуществлять какие-то формы контроля при их получении и фиксации. Эти данные могут быть им перепроверены актуально – путем продолжения сбора эмпирического материала. Таким образом, в отличие от L-данных, Т- и Q-данные допускают их анализ по тем схемам, которые не могли быть реализованы по отношению к «историческим» документам. Хотя и здесь следует учитывать разницу в моментах фиксации события и его места во времени – до или в период проведения исследования. Отличие Т-данных, по Кеттэллу, заключается в том, что они являются результатами тестов, в которых фиксируются некоторые показатели достижения
. Другая особенность Т-данных – их дифференциально-психологический характер. Тестовые данные, по Кеттэллу, предполагают сопоставление достижений испытуемого (будь то решение мыслительной задачи или задачи двигательной) с показателями достижений других людей в тех же ситуациях и предположительно с той же мотивацией участия в психологических опытах.

    Эмпирические методы психологии — Онлайн библиотека

     Психология

    По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналітико-синтетический подход к изучению психических явлений.

    Самыми распространенными из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.

    Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.

    Древнейшим эмпирическим методом психологии справедливо считают самонаблюдениеили интроспекцию, что в переводе означает «смотреть внутрь». Для каждого человека самонаблюдения является необходимым элементом самопознания и самовоспитания. Нельзя совершенствовать себя, не изучая свой внутренний мир. Именно это заставляет человека меняться. Результаты самонаблюдения можно фиксировать в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетам и т.п. Однако этому методу, наиболее доступном на первый взгляд, присущ целый ряд недостатков. Наблюдая за самим собой очень трудно быть объективным. Трудно переключать внимание с того,

    что мы делаем, на то, как это происходит. Кроме того, в психике человека существуют подсознательные и неосознанные переживания, о которых человек может вообще не догадываться.

    Избавиться от указанных недостатков позволяет объективное наблюдение, которое осуществляется психологом-наблюдателем. План и программу такого наблюдения составляют исходя из целей и задач психологического исследования. Объективное наблюдение может быть реализовано в двух формах:

    а) в форме простого наблюдения, за которого наблюдатель лично в ситуации не участвует, а люди, которых он наблюдает, об этом не знают;

    б) в форме включенного наблюдения, когда исследователь адаптируется к определенного социального окружения и люди, которых наблюдают, имеют возможность с ним взаимодействовать.

    Все полученные в процессе наблюдения факты, касающиеся объекта исследования, обязательно регистрируются. Качество регистрации зависит от опыта и квалификации наблюдателя. Чтобы уменьшить субъективное влияние наблюдателя, используют технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры. Кроме того, объективность наблюдения возрастает при увеличении его продолжительности и параллельном использовании других методов исследования психических явлений.

    Метод эксперимента. Одним из основных методов научного психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.

    Различают лабораторный и природный эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, где аппаратура позволяет исследовать взаимодействие сенсорных, моторных, интеллектуальных, характерологических компонентов и таким образом изучать деятельность человека в целом.

    В естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений.

    Оба метода могут иметь констатирующий и формирующий характер. Эксперимент констатуючого характера изучает уровень развития отдельных качеств личности или готовности к профессиональной деятельности в целом. Формирующий эксперимент направлен на изучение и развитие профессиональных качеств в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.

    Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичность исследуемого явления. В то же время условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, в результате чего возможны ошибочные выводы.

    Преимущества и недостатки метода следует учитывать при разработке программ исследования.

    Метод опроса базируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной (беседа), так и письменной форме (анкета). Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.

    Метод беседы. Беседа — метод получения информации об индивидуально-психологические особенности в процессе непосредственной вербальной (устной) коммуникации по специальной программе. Возможность вести наблюдение за собеседником во время личного общения позволяет исследователю при необходимости изменять направление разговора на основании наблюдаемых жестов, мимики, интонации собеседника, делать выводы относительно его личного отношения к фактам, о которых он сообщает. Недопустимо,

    чтобы беседа превратилась в расспросы ли допрос.

    Метод беседы играет вспомогательную роль, поскольку всю информацию дает сам опрашиваемый. Поэтому беседу как метод исследования надо использовать на начальном этапе для подготовки человека к участию в эксперименте.

    Одним из разновидностей беседы является интервью — получение исходного материала для научного исследования путем непосредственного целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. В случае проведения интервью двусторонняя связь является ограниченным, поскольку исследователь лишь фиксирует соответствующие ответы испытуемого, сохраняя нейтральную позицию.

    Метод анкеты. Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного самозвіту испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования. Практическая реализация метода анкеты происходит, как правило, в два этапа. На первом этапе с помощью открытых анкет выполняют «пилотажное исследование. На втором — отбирают более типичные ответы и на их основе разрабатывают закрытые анкеты. Преимущество использования закрытых анкет заключается в возможности автоматизации процесса обработки полученных результатов, что очень важно при проведении массовых опросов.

    Для изучения и оценки отдельных черт и проявлений личности разработано большое количество писем, которые включают вопросы относительно переживаний, состояния, реакций и т.п., с которыми испытуемый должен согласиться или нет. С помощью опросных листов можно получить от испытуемого разностороннюю информацию — от особенностей его психофизиологического состояния к убеждений и идеалов.

    Метод тестов. Среди методов психологии особое место занимает метод тестов (тестирование). В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий (тестов). Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.

    Тесты достижений представляют собой методики психологической диагностики, которые имеют целью выявление степени овладения определенными умениями, навыками и знаниями. Используют их в профессиональном отборе. Например, тесты «Проверьте, какой вы руководитель», «умеете Ли вы проводить деловое обсуждение?» и т.д.

    Тесты способностей позволяют определить уровень умственного потенциала, творческих способностей, а также уровень готовности к решению определенных типов учебных и профессиональных задач.

    Проективные тесты — это методики целостного изучения личности. Название их связана с использованием в них процесса проецирование, когда испытуемый сознательно или подсознательно переносит свои установки, эмоциональные состояния или личностные качества на предложенные к решению задачи или ситуации. К примеру, дописать предложение или рассказ, сделать рисунок на свободную тему, составить рассказ по рисунком и т.д. Выполняя такие задания, он помогает составить представление о свою индивидуальность. К наиболее применяемых проективных методов относятся тесты Рошарха и Люшера, тематический операционный тест и т.д.

    Кроме названных существуют и так называемые групповые тесты для измерения групповых психических процессов — психологического климата группы, уровня ее сплоченности, взаимоотношений между членами группы и т. д. Самой распространенной среди групповых тестов является социометрическая процедура, предназначенная для определения структуры эмоциональных связей между членами группы, т.е. взаимных симпатий и антипатий.

    Главными критериями качества теста надежность і валидность. Надежность теста рассматривают как стабильность его результатов при повторном тестировании. Кроме того, очень важно, чтобы тест позволял определять с высокой точностью именно то качество, которое интересует исследователя. Это условие валидности. Чем выше валидность теста, тем точнее он измеряет ту черту, для определения которой был разработан.

    Процедура тестирования включает несколько этапов. На первом исследователь выбирает тесты. Второй этап — непосредственно тестирование одного или группы участников. Третий этап — интерпретация результатов, выводы. Эффективность тестирования в значительной степени зависит от опыта и квалификации исследователя.

    Метод анализа документов. Под документом в психологии понимают любую информацию, зафиксированную в виде рукописного или печатного текста, фотографии, видео — или магнитных записей. Иначе говоря, анализ документов является методом сбора фактов о участника исследования, материализованные в той или иной форме.

    Относительно конкретного человека различают документы личные и безличные. Личные документы — это карты индивидуального учета, заверенные подписью лица, дневники, письма, заявления и т.п. К безличным принадлежат статистические данные, протоколы собраний, сообщения в прессе. Метод анализа документов требует проверки их подлинности. Этот метод успешно применяют при формировании гипотезы исследования и определении общих направлений изучения личности. Он имеет вспомогательный характер, поскольку документы отражают только результаты деятельности человека, а не сам процесс.

    Метод изучения продуктов деятельности. Под продуктом деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления ее активности относительно явлений объективного и субъективного мира. Метод изучения продуктов деятельности представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.

    В продуктах деятельности человека отражается ее отношение к самой деятельности, к окружающим, к окружающему миру, а также уровень развития ее умственных, сенсорных и моторных навыков. Следовательно, при анализе продуктов деятельности их характеристика является необходимым для воспроизведения процесса создания готового продукта.

    Используя этот метод, исследователь должен выяснить:

    а) является ли продукт, который анализируется, результатом типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно;

    б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека;

    в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека.

    Ценность этого метода является наличие у исследователя зафиксированных материально результатов психической деятельности человека. Однако, метод изучения продуктов деятельности чаще используют как вспомогательный, поскольку он не позволяет исследовать многогранность психической деятельности, что привело к созданию продукта.

    Метод экспертной оценки. Сегодня психолог все чаще выступает как эксперт по вопросам управления, организационного развития, разрешения конфликтов и др. Управленцы, педагоги, юристы приглашают психолога, чтобы совместно с ними проанализировать любую ситуацию, дать оценку нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продуктом деятельности психолога в данном случае является экспертное заключение.



    Назад  

    Эмпирические данные — определение и примеры — Концептуально

    Что такое эмпирические данные?

    Определение и объяснение

    Эмпирическое свидетельство – это свидетельство, которое мы непосредственно наблюдаем и получаем от наших органов чувств. Это можно противопоставить философскому или теоретическому рассуждению, которое можно проводить без какого-либо непосредственного наблюдения за «реальной жизнью».

    Эмпирические данные связаны с философским различием между априори и апостериорных рассуждений. Априорное рассуждение, т. е. без (или «до») доказательства или опыта, — это тип рассуждения, обычно используемый логиками, философами и математиками. апостериорные рассуждения основаны на наблюдениях и эмпирических данных.

    Примеры эмпирических данных

    В науке

    Давайте рассмотрим пример эмпирических данных из сферы здравоохранения.

    Представьте, что вы врач и заинтересованы в снижении артериального давления, чтобы уменьшить вероятность сердечного приступа.

    Вы узнали о новом лекарстве под названием атенолол , которое замедляет работу сердца и снижает кровяное давление.

    Вы используете до i, чтобы создать гипотезу о том, что этот препарат может снизить риск сердечного приступа, поскольку он снижает кровяное давление.

    Но в этом сценарии вы не просто полагаетесь на априорные рассуждения. Вы хотите получить эмпирические доказательства своей гипотезы.

    Итак, вы проводите крупномасштабное рандомизированное исследование лекарств. Вы даете сахарную таблетку плацебо некоторым людям и атенолол к остальным. Оказывается, препарат действительно снижает артериальное давление у людей, которые его принимают.

    Теперь у вас есть эмпирические данные о том, что атенолол снижает кровяное давление , но как насчет риска сердечного приступа ?

    Когда вы анализируете набор данных, вы видите, что он не снижает смертность так сильно, как другие лекарства, оказывающие аналогичное влияние на артериальное давление.

    Таким образом, ваше априорное рассуждение о том, что этот препарат снизит риск сердечного приступа за счет снижения артериального давления, было признано недействительным на апостериорные эмпирические данные.

    Эмпирические данные против теоретических

    Как следует из названия, эмпирические данные — не единственный вид доказательств, которые могут поддержать наши убеждения; в то время как эмпирические данные велики, мы также можем формировать разумные убеждения о вещах посредством теоретических рассуждений.

    Возьмем, к примеру, недавние вакцины от COVID, которые разрабатываются и испытываются по всему миру. В то время как проведение испытаний вакцины и сбор эмпирических доказательств ее эффективности абсолютно необходимы, некоторые люди говорят, что до завершения испытаний у нас «нет данных», и поэтому мы не можем ничего сказать о (например), насколько эффективной может быть вакцина. .

    Это правда, что до проведения испытаний вакцины у нас еще нет эмпирических данных о том, насколько вероятно, что она сработает, но мы все еще можем сформировать полезные убеждения об этом. Например, мы можем использовать «прогнозирование референтного класса», чтобы посмотреть на долю всех испытаний вакцин в истории, которые дали положительные результаты, и использовать это, чтобы информировать нас о том, насколько вероятно, что вакцина против COVID сработает.

    У ученых также есть теоретическое понимание причинно-следственного действия вакцины. Хотя у нас «нет данных» о том, будет ли вакцина по-прежнему работать, если ее введет человек, одетый в костюм Санта-Клауса (мы не проводили это в испытании!), мы понимаем причинно-следственный механизм, лежащий в основе вакцины, и поэтому мы можем можно с уверенностью предположить, что если это сработает, то сработает и от человека в костюме Санты.

    Есть несколько важных вопросов, для которых нам не терпится собрать эмпирические доказательства, например возможность ядерной войны между Россией и США или вероятность того, что мы живем в симуляции. Мы не можем дождаться ядерной войны, прежде чем сможем что-то сказать о ее вероятности! Для этих вопросов мы должны подкрепить наши эмпирические способности теоретическими рассуждениями.

    См. также

    1. Рационализм против эмпиризма, Стэнфордская философская энциклопедия

    2. Контрольная группа вышла из-под контроля, Скотт Александер

    3. Использование парашюта для предотвращения смерти и тяжелых травм при прыжке с самолета: рандомизированное контролируемое исследование — остерегайтесь наивного эмпиризма!

    Эмпирические исследования — Руководство по психологическим исследованиям

    Что такое эмпирические исследования?

    Эмпирическое исследование  основано на наблюдаемых и измеренных явлениях и черпает знания из фактического опыта, а не из теории или убеждений.

    Как узнать, является ли исследование эмпирическим? Прочтите подзаголовки в статье, книге или отчете и найдите описание «методологии» исследования. Спросите себя: могу ли я воссоздать это исследование и проверить эти результаты?

    Основные характеристики, на которые следует обратить внимание:

    • Конкретные вопросы исследования  , на которые необходимо ответить
    • Определение населения, поведения или явлений изучаемых
    • Описание процесс , используемый для изучения этой совокупности или явления, включая критерии отбора, средства контроля и инструменты тестирования (например, опросы)

    Еще одна подсказка: некоторые научные журналы используют особый макет, называемый форматом «IMRaD», для сообщения результатов эмпирических исследований. Такие статьи обычно состоят из 4 компонентов:

    • Введение : иногда называется «обзором литературы» — то, что в настоящее время известно по теме — обычно включает теоретическую основу и/или обсуждение предыдущих исследований
    • Методология:  , иногда называемый «планом исследования» — как воссоздать исследование — обычно описывает совокупность, процесс исследования и аналитические инструменты
    • Результаты : иногда называемые «выводами»  —  то, что было изучено в ходе исследования — обычно представляется в виде статистических данных или существенных цитат участников исследования
    • Обсуждение : иногда называемое «заключением» или «выводами» — почему исследование важно — обычно описывает, как результаты исследования влияют на профессиональную практику или будущие исследования

    Адаптировано из Библиотеки Университета Пенсильвании, Эмпирические исследования в социальных науках и образовании

    Поиск эмпирических исследований

    Эмпирические исследования публикуются в книгах и научных рецензируемых журналах. Имейте в виду, что большинство библиотечных баз данных не предлагают простых способов идентификации эмпирических исследований.

    Поиск эмпирических исследований в PsycINFO

    Поиск эмпирических исследований в PubMed

    Поиск эмпирических исследований в библиотеке OneSearch и Google Scholar

    В этих инструментах нет метода поиска эмпирических исследований. Использование «эмпирического» в качестве ключевого слова позволит найти некоторые исследования, но пропустит многие другие. Рассмотрите возможность использования одной из более специализированных баз данных, указанных выше.

    Что такое рецензирование?

    Это относится к процессу, при котором авторы, проводящие исследования, представляют в журнал написанную ими статью. Затем редактор журнала отправляет статью коллегам автора (исследователям и ученым), которые занимаются той же дисциплиной, для рецензирования. Рецензенты определяют, следует ли опубликовать статью, исходя из качества исследования, в том числе достоверности данных, выводов, сделанных авторами, и оригинальности исследования.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *