Эффекты межличностного восприятия
1.01.2012
Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.
Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее.
Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.
Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:
- коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
- информация не соответствует действительности;
- отсутствует доверие к источнику информации.
Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления.
Ключевые слова: Восприятие, Коммуникация
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме |
---|
Развитие восприятия и наблюдательности у детей Ефимова Н. С., Основы общей психологии |
Коммуникационная деятельность Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации |
Психологическое воздействие цвета Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Коммуникативная культура Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Сущность, содержание, структура социального взаимодействия И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Восприятие пространства Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Межгрупповое взаимодействие и его феномены Челдышова Н. Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Сложные формы восприятия Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Эффекты и особенности межличностного восприятия
Автор: Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:
- принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
- принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
- принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.
Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.
Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.
Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.
Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.
Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям контролировать наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.
Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.
Две особенности восприятия
Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия (в данном случае люди) принципиально подобны. Отсюда индивид (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, в максимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт.
Другими словами, мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш собственный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать. Например, если я знаю, что мой коллега вернулся с похорон, то мой собственный прошлый опыт дает мне возможность интерпретировать его молчание как депрессию, а не как безразличие или обиду на меня. Правда, эта же наша способность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызывающим проблемы во взаимопонимании.
Вторая особенность обусловлена следующим. Если человек допускает ошибку при восприятии предмета (например, примет искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, которые позволят обнаружить ошибку.
Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации.
Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные послания. При его формировании важное значение имеет первое впечатление о человеке.
Каждый из нас имеет собственные представления и суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и др. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечатлении о другом человеке.
Вопрос о степени объективности формирующегося первого впечатления связан с вопросом о роли понимания ситуации общения для построения образа другого. В разных ситуациях нам требуются такие представления о партнере, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и коммуникацию с ним.
В конкретных условиях не нужно знать, какой человек «вообще», необходимо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте. Общение строится не «вообще», а «здесь и сейчас», и представление о партнере должно отражать эту реальность.
Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.
Влияние самооценки
Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим.
Большинство из нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или говорите, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку уже сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять.
Проецирование
Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.
Эффект ореола
Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве.
Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.
В одном остроумном эксперименте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В одной группе его представляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора. После того как гость уходил, участников эксперимента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного мужчины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.
Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру; мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.
Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть переоценивать многие его психологические характеристики.
Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.
Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.
Стереотипизация
Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе.
Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобщений. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству людей.
Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно: по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Для запуска этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке.
Ситуации первой встречи относятся именно к межгрупповому уровню общения. Поскольку в ней основное — решить вопрос о групповой принадлежности партнера, то наиболее важными характеристиками партнера оказываются те, что позволяют отнести его к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности индивида просто достраиваются по определенным схемам. Если общение ограничено по каким-то причинам только межгрупповым уровнем, то такая схема восприятия всегда приводит к успеху.
Вместе с тем стереотипизация предполагает определенную оценку и неизвестных воспринимающему свойств и качеств его партнера, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребуется точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологических качеств.
Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик и менее точно в отношении остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.
Важно отметить следующее. Почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить наиболее значимые характеристики партнера — его социально-демографическую и профессиональную принадлежность, психологические черты.
Однако эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, когда устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми и единственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы по тем или иным причинам друг в друге, тем выше вероятность ошибок.
Среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:
- в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;
- менее авторитарные личности;
- более объективно относящиеся к себе.
Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны. Хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более успешной коммуникации. Тем не менее, удовлетворенность общением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия.
Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.
Изучите сегодня
Также смотрите
Как восприятие влияет на межличностное общение
Восприятие влияет на все, вплоть до того, как мы взаимодействуем
Общение предназначено для людей как способ выражения, позволяющий людям передавать, передавать и давать обратную связь о своих мыслях, чувствах и желаниях. В деловой обстановке общение является одним из наиболее важных аспектов успешного бизнеса или предприятия.
В эпоху цифровых технологий общение может означать многое: от передачи ключевых данных через электронные/цифровые средства массовой информации, устного отчета или презентации по стратегической статистике до личного интервью.
Менеджеры общаются со своими сотрудниками, чтобы планировать, разрабатывать стратегии, направлять и организовывать, в то время как персонал должен общаться с клиентами, друг с другом и руководителями.
Конечной целью общения в любой форме является побуждение или катализатор действия или изменение образа мыслей среди получателей информации. Чтобы эта цель была достигнута посредством общения, все должны быть на одной волне.
Деловое общение является более сложным, так как невысказанные слова могут иметь разное значение для одного и того же предложения, включая язык тела, тон, выражение лица, интонацию и использование интонаций. восприятие (включая предвзятые представления/предубеждения и предыдущее понимание) сильно влияет на то, как они думают, действуют, говорят и взаимодействуют с другими, что, в свою очередь, влияет на каждую часть их жизни.
Руководителям и персоналу крайне важно понимать, что именно то, как что-то сказано, может изменить контекст и восприятие значения утверждения, а не только то, что сказано.
Что такое межличностное общение?
Межличностное общение включает обмен понятиями, идеями, чувствами, данными и/или информацией между двумя или более людьми посредством вербальных (например, устных) или невербальных (например, письменных) методов.
Ключевые детали межличностного общения помогают отличить его важность от повседневного общения в деловой среде. То есть, поскольку межличностное общение в деловой обстановке часто включает обмен информацией, сообщениями и данными лицом к лицу, невысказанные аспекты разговора могут изменить направление всего делового разговора, что может создать проблемы, связанные со словами, значениями. , жесты или тон голоса неправильно поняты.
Существует несколько примеров распространенных случаев делового межличностного общения (включая как личные беседы, так и цифровые/онлайн-обмены):
- Бизнес -встречи
- живые конференции
- Water Cooler/Coffee Breaks Talks
- Интервью
- Дискуссии проекта
- Переговоры о составе
- Собрания акционеров
- ОБЗОР. если что-то не понятно в контексте обмена, так что целые стратегические направления могут быть изменены, если общение неправильно истолковано или понято.
Элементы, влияющие на межличностное общение
Факторы, которые могут повлиять на то, как происходит межличностное общение в деловой обстановке, включают в себя невысказанные факторы и основные элементы разговоров. Каждый элемент влияет на межличностное общение в бизнес-среде, и его необходимо понимать, чтобы можно было использовать ключевые принципы общения для эффективного общения в корпоративной среде.
КоммуникаторВ межличностном общении всегда участвуют два человека; отправитель сообщения и получатель. Межличностное общение может включать более двух человек, но два человека являются минимумом в отношении передаваемой информации.
СообщениеКоммуникация — то есть язык — это код разума, позволяющий передавать информацию от одного разума к другому. Чтобы это было правдой, сообщение должно иметь тему или основную тему. В то же время невербальные сообщения, такие как жесты или язык тела, могут передавать вспомогательное сообщение, взаимосвязанное с основным сообщением.
Шум«Шум» в контексте межличностного общения является важным фактором, который может сильно изменить восприятие сообщения получателем. Шум относится к любому типу помех или всему, что искажает сообщение. Это часто включает язык тела, тон или использование незнакомых слов. Уменьшение шума в межличностном деловом разговоре является ключом к тому, чтобы все были на одной волне. Критический способ уменьшить шум — попытаться понять любую заданную тему с точки зрения слушателя, что указывает на понимание его восприятия темы.
Обратная связьХотя в межличностном общении должны участвовать два или более человека, роли часто меняются, так что слушающий дает обратную связь первому коммуникатору и, таким образом, становится коммуникатором.
Обратная связь относится к любой реакции получателя, когда он/она получает сообщение. Он/она может понять сообщение, а может и не понять, поэтому обратная связь может быть в форме подтверждающего кивка, тонкого выражения лица, языка тела, подразумевающего, что ему/ей некомфортно, или просто ответа: «Извините, не мог бы я». пожалуйста, скажи это еще раз?».
Обратная связь является одним из наиболее важных аспектов межличностного общения, поскольку она передает реакцию слушателя на первоначальное сообщение и может помочь прояснить тему (если слушатель задает вопрос из-за непонимания), или может подтвердить, что слова первоначального говорящего были поняты, и приведет к желаемому действию.
С управленческой точки зрения это очень важно, так как менеджеры полагаются на обратную связь, чтобы убедиться, что их указания поняты. Со стратегической точки зрения обратная связь гарантирует, что план — то есть проекты предприятия и дорожная карта — идут в том направлении, которое необходимо для достижения всеобъемлющих целей.
КонтекстКонтекст разговора влечет за собой обстоятельства, связанные с утверждением или последовательностью утверждений (в рамках межличностного обмена), которые создают основу для понимания высказывания. Это ключевой момент, поскольку два одинаковых утверждения, произносимые в разном контексте, могут означать две совершенно разные вещи.
В рамках бизнеса это чрезвычайно важно, так как контекст делового обсуждения/разговора – будь то интервью, заседание совета директоров, встречи с клиентами или личный обзор – должен быть понят для согласования всеобщее восприятие с правильным получением сообщения, которое должно привести к желаемым действиям.
Если контекст полностью не понят, вся бизнес-стратегия может привести к тому, что персонал пойдет в другом направлении, а проекты преуспеют или потерпят неудачу. Межличностное деловое общение буквально определяет, как бизнес выполняет свои проекты и передает данные / информацию, и, следовательно, будет ли бизнес успешным или неудачным.
КаналКанал межличностного общения относится к среде или платформе, с помощью которой сообщение передается от отправителя к получателю (и обратно к отправителю с обратной связью). Канал также является ключевым фактором в сфере делового межличностного общения, поскольку некоторые восприятия могут различаться (со стороны получателя) в зависимости от того, какой канал используется.
В то время как электронная почта и приложения для обмена деловыми сообщениями не позволяют читать выражения лица или жесты, некоторые люди полагаются на эти вещи, чтобы понять контекст сообщения, и, таким образом, это необходимо учитывать путем достаточной компенсации в письменном сообщении. . Следовательно, контекст сообщения может быть потерян при передаче по определенным каналам связи, в результате чего сообщение будет «потеряно при переводе».
Типы межличностного общения
Хотя все формы межличностного общения предполагают передачу сообщения от отправителя к получателю, существует два конкретных типа таких случаев общения, которые различаются способом передачи сообщения, что может привести к различным проблемам, связанным с с различным восприятием, потенциально искажающим значение информации из-за предубеждений или неправильного понимания контекста.
В связи с этим персонал должен быть обучен навыкам межличностного общения в обоих типах коммуникации. Два типа межличностного общения — это вербальное общение и невербальное общение .
Навыки межличностного общения подразделяются на два типа
Вербальное общениеВербальное общение включает любой тип устного общения, при котором сообщение, идея или мысль передаются посредством речи. Примеры этого типа общения на рабочем месте включают встречи, личные интервью, обзоры клиентов/советов или даже обсуждения в перерывах между кофе. Устное общение также может осуществляться с помощью электронных/цифровых средств, таких как живые конференции или видеозвонки по Skype.
Невербальная коммуникацияНевербальная коммуникация включает в себя любой тип коммуникации, который не является устным, и может включать более прямой метод, такой как письмо (например, бумажные письма, электронная почта, деловые сообщения), и косвенные методы, такие как как язык тела, выражение лица или тон голоса.
Наше восприятие каждого из этих элементов влияет на то, как мы общаемся
Как вербальные, так и невербальные методы общения могут по-разному влиять на восприятие слушателем сказанного (т. е. смысла), в том числе:
- Вербальное: Вербальное, личное или дистанционное общение обычно предоставляет больше средств для установления контекста и согласования восприятия того, что передается, чтобы все были на одной волне.
- Невербальный: Электронная почта или приложения для обмена сообщениями не включают в себя возможность читать кого-то — и смысл их сообщения — с помощью их тона, жестов или выражений лица. Однако смайлики можно использовать, чтобы передать больше того, что кто-то делает, и, таким образом, могут обеспечить контекст.
Деловые отношения с поставщиками, клиентами, заинтересованными сторонами, менеджерами и персоналом основаны на межличностном общении, поэтому важно использовать эффективное общение, чтобы все были на одной странице и не было недопонимания.
Важно отметить, что важно не только восприятие слушателя, но и говорящего. Передающий информацию должен учитывать свое собственное восприятие, чтобы понять, как лучше всего передать информацию тем, кто ее слушает или получает.
Например, некоторым сотрудникам может потребоваться дополнительная информация, чтобы знать, как начать проект, в то время как другим может потребоваться более буквальное руководство, чтобы восприятие говорящего (например, менеджера) не мешало передаче информации обоим сотрудникам таким образом, который наиболее эффективен для них обоих.
Восприятие чрезвычайно субъективноСлова — это абстрактные продукты разума, и хотя многим часто нравится думать о словах как о конкретных идеях, которые полностью объективны, это не так. Люди отождествляют себя с разными идеями, основываясь на своем личном опыте и знаниях, поэтому их восприятие общих идей/слов может радикально различаться в зависимости от опыта, культуры, родного языка и даже предыдущей работы.
Люди часто ошибаются в том, насколько «единодушна» их точка зренияХотя сотрудники и менеджеры обычно предполагают, что другие думают так же, как и они, важно отметить, что разные личности и склонности на рабочем месте могут способствуют различному восприятию общих сообщений и даже слов. Руководителям и персоналу всегда лучше использовать широкий обзор при передаче сообщений или предоставлении отзывов, чтобы все покидали стол с одним и тем же сообщением и не путались в том, что передается.
Когда восприятие отличается, тогда общение полностью терпит неудачуЭффективное межличностное общение должно использоваться на рабочем месте, чтобы проекты продвигались вперед, а обсуждения, стратегии, рабочие процессы или процессы выполнялись эффективно. Когда восприятие сообщения различается, общение может быть нарушено, что может привести к разногласиям, конфронтации, путанице, непониманию и общему снижению продуктивности и/или эффективности, и все это влияет на конечный результат.
Например, во время собрания заинтересованных сторон или Совета директоров, если один человек воспринимает слово «изобилие» как «достаточно», а другой человек воспринимает его как «более чем достаточно», немедленно любое обсуждение термина «изобилие» имеет совершенно другое значение для тех, кто слушает.
Использование общего термина с неизвестными субъективными основными различиями означает, что любые сообщения, использующие этот термин, сразу становятся несогласованными. Это не маленькая или незначительная проблема, которая не имеет отношения к направлению бизнеса.
Если заинтересованные стороны, например, не понимают, означает ли «изобилие» «достаточно» или «более чем достаточно» в отношении ключевых бизнес-данных или размера прибыли (например), это может привести к серьезным недоразумениям в отношении стратегическое направление бизнеса и/или проблемы с будущими управленческими решениями.
Таким образом, восприятие каждого должно быть согласовано, чтобы межличностное деловое общение всегда было кратким и чтобы все всегда были на одной волне. Только тогда бизнес может преуспеть и достичь своих целей.
Межличностное общение требует от нас понимания восприятия друг друга
В бизнесе социальный интеллект и эмоциональный интеллект имеют решающее значение для хорошей работы с другими и выполнения своих обязанностей. Навыки межличностного общения необходимы для того, чтобы команды могли хорошо взаимодействовать друг с другом, чтобы проекты выполнялись своевременно и эффективно.
Чтобы деловое взаимодействие осуществлялось эффективно, чтобы стратегические решения понимались и выполнялись, менеджеры должны иметь возможность направлять и планировать, а персонал должен иметь возможность давать обратную связь и передавать важные данные коллегам.
Все стороны в бизнесе должны использовать навыки межличностного общения, чтобы понимать восприятие друг друга, чтобы общаться на языке, который другие могут полностью понять. Это включает в себя сеансы один на один и групповые сеансы, на которых говорящий имеет возможность эффективно донести свои идеи до других таким образом, чтобы восприятие каждого выравнивалось таким образом, что сказанное, включая тон, контекст или язык тела, полностью понял.
Бизнес может быть успешным только тогда, когда персонал предприятия способен эффективно обмениваться идеями и информацией (т.е. эффективные принципы межличностного общения). Таким образом, очень важно, чтобы все сотрудники компании понимали, что то, как слова воспринимаются разными людьми, влияет на то, как они понимают сказанное.
При общении с другими людьми на межличностном уровне необходимо практиковать эффективное общение, чтобы свести к минимуму замешательство и недопонимание и максимально повысить эффективность/продуктивность.
2.1 Процесс восприятия – Учебник по межличностному общению
Глава 2: Общение и восприятие
- Определение восприятия.
- Обсудите, как значимость влияет на выбор перцептивной информации.
- Объясните, как мы организуем перцептивную информацию.
- Обсудите роль схем в интерпретации перцептивной информации.
— это процесс отбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс, показанный на рис. 2.1 «Процесс восприятия», включает в себя восприятие избранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие — это в значительной степени когнитивный и психологический процесс, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем массу поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через фильтры нашего восприятия и в наши социальные реальности?
Выбор информации
Мы воспринимаем информацию всеми пятью органами чувств, но поле нашего восприятия (окружающий нас мир) включает в себя так много стимулов, что наш мозг не может обработать и осмыслить их все. Таким образом, когда информация поступает через наши органы чувств, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия. [1] — это первая часть процесса восприятия, в которой мы фокусируем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации. Подумайте о том, что среди многих других возможных стимулов, на которые следует обратить внимание, вы можете услышать знакомый голос в коридоре, увидеть пару туфель, которые хотите купить в торговом центре, или почувствовать запах чего-то готовящегося на ужин, когда вы возвращаетесь домой из дома. Работа. Мы быстро отсекаем и отодвигаем на задний план всевозможные образы, запахи, звуки и другие раздражители, но как мы решаем, что выбрать, а что оставить?
Рисунок 2.1 Процесс восприятияМы склонны обращать внимание на важную информацию. степень, в которой что-то привлекает наше внимание в конкретном контексте. Вещь, привлекающая наше внимание, может быть абстрактной, как понятие, или конкретной, как предмет. Например, личность человека как коренного американца может стать заметной, когда он протестует на параде в честь Дня Колумба в Денвере, штат Колорадо. Или яркий фонарик, светящий вам в лицо во время ночного кемпинга, наверняка будет бросаться в глаза. Степень заметности зависит от трех признаков. [2] Мы склонны находить выделяющиеся вещи, которые визуально или на слух стимулируют, а также вещи, которые отвечают нашим потребностям или интересам. Наконец, ожидания влияют на то, что мы находим существенным.
Визуальная и слуховая стимуляция
Возможно, неудивительно, что объекты визуальной и/или слуховой стимуляции выделяются в поле нашего восприятия и привлекают наше внимание. Существ, начиная от рыб и заканчивая колибри, привлекают такие вещи, как серебряные блесны на удочках или красные и желтые кормушки для птиц. Однако стимулирование наших чувств не всегда является положительным моментом. Подумайте о паре, которая не умолкает во время просмотра фильма, или о соседе сверху, чей сабвуфер сотрясает ваш потолок по ночам. Короче говоря, стимулы могут привлекать внимание продуктивным или отвлекающим образом. Как коммуникаторы, мы можем использовать это знание в свою пользу, сводя к минимуму отвлекающие факторы, когда нам нужно сказать что-то важное. Наверное, лучше серьезно поговорить со второй половинкой в тихом месте, чем в переполненном фуд-корте. Как мы узнаем позже в главе 12 «Публичное выступление в различных контекстах», изменение темпа, громкости и высоты вашего голоса, известное как вокальное разнообразие, может помочь вашей аудитории заинтересоваться, так же как и жесты и движения. И наоборот, невербальные приспособления или нервные движения, которые мы делаем, чтобы уменьшить тревогу, например, расхаживание взад-вперед или накручивание волос, могут отвлекать. Помимо того, что мы сводим к минимуму отвлекающие факторы и с энтузиазмом доносим наши сообщения, содержание нашего общения также влияет на заметность.
Потребности и интересы
Мы склонны обращать внимание на информацию, которая, по нашему мнению, так или иначе удовлетворяет наши потребности или интересы. Этот тип избирательного внимания может помочь нам удовлетворить инструментальные потребности и добиться цели. Когда вам нужно поговорить с сотрудником отдела финансовой помощи о ваших стипендиях и кредитах, вы сидите в зале ожидания и слушаете, когда назовут ваше имя. Уделение пристального внимания тому, чье имя называется, означает, что вы можете быть готовы начать встречу и, надеюсь, уладить свои дела. Когда мы думаем, что определенные сообщения не соответствуют нашим потребностям, стимулы, которые обычно привлекают наше внимание, могут быть полностью потеряны. Представьте, что вы находитесь в продуктовом магазине и слышите, как кто-то произносит ваше имя. Вы оборачиваетесь и слышите, как этот человек говорит: «Наконец-то! Я назвал твое имя три раза. Я думал, ты забыл, кто я такой! Несколькими секундами ранее, когда вы были сосредоточены на выяснении, какой апельсиновый сок взять, вы обращали внимание на различные варианты мякоти до такой степени, что отключались от других раздражителей, даже от таких знакомых звуков, как звук того, как кто-то зовет вас по имени. . Опять же, как коммуникаторы, особенно в убедительных контекстах, мы можем использовать это в своих интересах, давая понять, как наше сообщение или предложение отвечает потребностям членов нашей аудитории. Независимо от того, помогает ли знак найти ближайшую заправочную станцию, звук рингтона помогает нам найти наш пропавший мобильный телефон или динамик говорит нам, как отказ от обработанных пищевых продуктов улучшит наше здоровье, мы выбираем и обращаем внимание на информацию, которая отвечает нашим потребностям.
Мы также находим важную информацию, которая нас интересует. Конечно, во многих случаях стимулы, отвечающие нашим потребностям, также интересны, но стоит обсудить эти два пункта отдельно, потому что иногда мы находим интересные вещи, которые не обязательно соответствуют нашим потребностям. Я уверен, что все мы были увлечены телешоу, видеоигрой или случайным проектом и обращали на это внимание за счет чего-то, что действительно отвечает нашим потребностям, например, уборки или проведения времени со второй половинкой. Уделение внимания вещам, которые нас интересуют, но не удовлетворяют конкретные потребности, похоже на базовую формулу прокрастинации, с которой мы все знакомы.
Во многих случаях мы знаем, что нас интересует, и автоматически тяготеем к стимулам, которые соответствуют этому. Например, когда вы фильтруете радиостанции, вы, вероятно, уже имеете представление о том, какая музыка вас интересует, и остановитесь на станции, играющей что-то в этом жанре, пропуская станции, играющие то, что вам неинтересно. Из-за этой тенденции нам часто приходится в конечном итоге быть вынужденным или случайно испытать что-то новое, чтобы создать или открыть для себя новые интересы. Например, вы можете не осознавать, что интересуетесь азиатской историей, пока вам не потребуется пройти такой курс и найти привлекательного профессора, который пробудит в вас этот интерес. Или вы можете случайно наткнуться на новую область интересов, когда посещаете занятия, на которые в противном случае не пошли бы, потому что они вписываются в ваше расписание. Как коммуникаторы, вы можете воспользоваться этой склонностью к восприятию, адаптировав тему и содержание к интересам своей аудитории.
Ожидания
Отношения между заметностью и ожиданиями немного сложнее. По сути, мы можем найти ожидаемые важные вещи и найти неожиданные важные вещи. Хотя это может показаться запутанным, несколько примеров должны проиллюстрировать этот момент. Если вы ожидаете доставку посылки, вы можете уловить малейший шум двигателя грузовика или чьи-то шаги, приближающиеся к вашей входной двери. Поскольку мы ожидаем, что что-то произойдет, мы можем быть дополнительно настроены на подсказки того, что это произойдет. Что касается неожиданностей, если у вас есть застенчивый и тихий друг, который, как вы слышите, повышает громкость и высоту голоса во время разговора с другим другом, вы можете заметить это и предположить, что происходит что-то необычное. . Чтобы что-то неожиданное стало заметным, оно должно достичь определенного порога различия. Если вы вошли в свой обычный класс, а там было на одного или двух учеников больше, чем обычно, вы можете даже не заметить. Если бы вы вошли в свой класс и увидели кого-то, одетого как волшебник, вы, вероятно, заметили бы это. Итак, если мы ожидаем испытать что-то необычное, например, доставку посылки, мы обнаружим стимулы, связанные с этим ожиданием. Если мы сталкиваемся с чем-то, чего мы не ожидали и что значительно отличается от нашего обычного опыта, то, скорее всего, мы сочтем это заметным. Мы также можем применить эту концепцию к нашему общению. Я всегда призываю своих студентов включать в свои выступления вспомогательный материал, который не соответствует нашим ожиданиям. Вы можете помочь своей аудитории заинтересоваться, применяя хорошие исследовательские навыки для поиска такой информации.
Есть средняя область, где небольшие отклонения от рутинного опыта могут остаться незамеченными, потому что мы их не ожидаем. Возвращаясь к предыдущему примеру, если вы не ожидаете посылку и регулярно слышите моторы автомобилей и пешеходов возле своего дома, эти довольно рутинные звуки вряд ли привлекут ваше внимание, даже если бы они были немного больше или меньше трафика, чем ожидалось. Это связано с тем, что наши ожидания часто основаны на предыдущем опыте и шаблонах, которые мы наблюдали и усвоили, что позволяет нашему мозгу иногда работать на «автопилоте» и восполнять то, чего не хватает, или упускать из виду лишнее. Посмотрите на следующее предложение и прочитайте его вслух: Перпетоин содержится в патетринах, поэтому мы всегда получаем ассоциацию, не сознавая, что она является независимой. Этот пример иллюстрирует проверку наших ожиданий и раздражение каждого студента колледжа. У всех нас был опыт получения документа с опечатками и орфографическими ошибками, обведенными кружками. Это может расстраивать, особенно если мы действительно потратили время на корректуру. Когда мы впервые научились читать и писать, мы учили букву за буквой. Учитель или родитель показывал нам карточку с цифрой 9.На нем было написано 0013 A-P-P-L-E , и мы его озвучивали. Со временем мы научились сочетать буквы и звуки, могли видеть комбинации букв и быстро произносить слова. Поскольку мы знаем, чего ожидать, когда видим определенный набор букв, и знаем, что будет дальше в предложении с тех пор, как мы написали статью, мы не тратим время на просмотр каждой буквы во время корректуры. Это может привести к тому, что мы упустим распространенные опечатки и орфографические ошибки, даже если мы вычитываем что-то несколько раз. В качестве примечания я поделюсь двумя советами, которые помогут вам избежать ошибок при корректуре: во-первых, попросите друга вычитать вашу статью. Поскольку они его не писали, у них меньше ожиданий относительно содержания. Во-вторых, читайте свои статьи задом наперед. Поскольку модели речи в обратном порядке не совпадают, вам нужно останавливаться и сосредотачиваться на каждом слове. Теперь, когда мы знаем, как мы выбираем стимулы, давайте обратим внимание на то, как мы организуем получаемую информацию.
Организация информации
— это вторая часть процесса восприятия, в которой мы сортируем и классифицируем воспринимаемую информацию на основе врожденных и приобретенных когнитивных моделей. Мы сортируем вещи по шаблонам тремя способами: используя близость, сходство и различие. [3] Говоря о близости, мы склонны думать, что вещи, которые находятся близко друг к другу, идут вместе. Например, вы когда-нибудь ждали помощи в бизнесе, а продавец предполагал, что вы и человек, стоящий рядом с вами, вместе? Немного неловкий момент обычно заканчивается, когда вы и другой человек в очереди смотрите друг на друга, затем снова на клерка, и один из вас объясняет, что вы не вместе. Даже несмотря на то, что вы, возможно, никогда в жизни не встречали этого другого человека, клерк использовал базовый организующий сигнал восприятия, чтобы сгруппировать вас вместе, потому что вы стояли рядом друг с другом.
Мы также группируем вещи по сходству. Мы склонны думать, что вещи, которые выглядят одинаково или действуют одинаково, должны быть вместе. У меня есть два друга, с которыми я иногда встречаюсь, и мы все трое мужчин, примерно одного возраста, одной расы, с короткими волосами и в очках. Кроме того, мы на самом деле не похожи друг на друга, но не раз официант в ресторане предполагал, что мы братья. Несмотря на то, что многие из наших других черт различны, основные черты организованы на основе сходства, и мы трое внезапно оказываемся родственниками.
Мы также систематизируем информацию, которую получаем, на основе различий. В этом случае мы предполагаем, что элемент, который выглядит или действует иначе, чем остальные, не принадлежит к группе. Ошибки восприятия, связанные с людьми и предположениями о различиях, могут быть особенно неловкими, если не оскорбительными. Мать моего друга, американка вьетнамского происхождения, присутствовала на конференции, на которой другой участник предположил, что она работает в отеле, и попросил ее выбросить что-нибудь для нее. В данном случае мать моего друга была цветной на съезде, на котором присутствовали в основном белые, поэтому впечатление формировалось на основе восприятия этой разницы другим человеком.
Эти стратегии организации информации настолько распространены, что они встроены в то, как мы учим наших детей основным навыкам и как мы действуем в нашей повседневной жизни. Я уверен, что всем нам приходилось смотреть на картинки в начальной школе и определять, что сочетается, а что нет. Если вы думаете о буквальном акте организации чего-либо, например, вашего рабочего стола дома или на работе, мы следуем тем же стратегиям. Если у вас на столе лежит куча бумаг и почты, вы, скорее всего, будете сортировать бумаги по отдельным стопкам для разных занятий или класть счета отдельно от личной почты. У вас может быть один ящик для ручек, карандашей и других принадлежностей, а другой — для папок. В этом случае вы группируете элементы на основе сходств и различий. Вы также можете сгруппировать вещи на основе близости, например, поместив финансовые элементы, такие как чековая книжка, калькулятор и платежные квитанции, в одну область, чтобы вы могли эффективно обновлять свой бюджет. Таким образом, мы упрощаем информацию и ищем закономерности, которые помогут нам более эффективно общаться и жить.
Упрощение и категоризация на основе шаблонов — это не обязательно плохо. Фактически, без этой способности у нас, вероятно, не было бы возможности говорить, читать или участвовать в других сложных когнитивных/поведенческих функциях. Наш мозг по своей природе классифицирует и хранит информацию и опыт для последующего извлечения, а разные части мозга отвечают за разные сенсорные переживания. Короче говоря, естественно, что вещи каким-то образом группируются вместе. Между людьми есть различия, и поиск закономерностей помогает нам во многих практических отношениях. Однако суждения, которые мы выносим о различных паттернах и категориях, неестественны; они изучены и культурно и контекстуально относительны. Наши модели восприятия становятся непродуктивными и даже неэтичными, когда суждения, которые мы связываем с определенными моделями, основаны на стереотипном или предвзятом мышлении.
Мы также организуем взаимодействие и межличностный опыт на основе нашего личного опыта. Когда два человека переживают одну и ту же встречу по-разному, могут возникнуть недопонимания и конфликты. относится к структурированию информации в виде временной шкалы для определения причины (стимула) и следствия (реакции) наших коммуникативных взаимодействий. [4] Применение этой концепции к межличностному конфликту может помочь нам увидеть, как процесс восприятия выходит за рамки индивидуального на межличностный уровень. Эта концепция также помогает проиллюстрировать, как организация и интерпретация могут происходить вместе и как интерпретация может влиять на то, как мы организуем информацию, и наоборот.
Где начинается и где заканчивается конфликт? Ответ на этот вопрос зависит от того, как люди, участвующие в конфликте, акцентируют или структурируют свой конфликтный опыт. Различия в пунктуации часто могут привести к эскалации конфликта, что может привести к различным проблемам в отношениях. [5] Например, Линда и Джо работают в проектной группе, и у них приближается крайний срок. Линда работала над проектом на выходных в ожидании встречи с Джо в понедельник утром. В процессе у нее возникло несколько вопросов, и она написала Джо по электронной почте за разъяснениями и советами, но он не ответил. В понедельник утром Линда заходит в конференц-зал, видит Джо и говорит: «Я работала над этим проектом все выходные и нуждалась в вашей помощи. Я писал тебе три раза! Что вы делали?» Джо отвечает: «Я понятия не имел, что ты написал мне по электронной почте. Я провел все выходные в походе». В данном случае конфликт начался для Линды два дня назад, а для Джо начался только что. Таким образом, чтобы двое из них могли наиболее эффективно справиться с этим конфликтом, им необходимо общаться так, чтобы их пунктуация или место начала конфликта для каждого из них были четкими и совпадали. В этом примере Линда произвела впечатление об уровне приверженности Джо проекту на основе интерпретации, которую она сделала после отбора и организации поступающей информации. Знакомство с пунктуацией — важная часть проверки восприятия, о которой мы поговорим позже. Давайте теперь подробнее рассмотрим, как интерпретация влияет на процесс восприятия.
Интерпретация информации
Хотя выбор и организация поступающих стимулов происходит очень быстро, а иногда и без особого осмысления, интерпретация может быть гораздо более преднамеренным и сознательным шагом в процессе восприятия. — это третья часть процесса восприятия, в которой мы придаем значение нашему опыту, используя ментальные структуры, известные как схемы. подобны базам данных сохраненной связанной информации, которую мы используем для интерпретации нового опыта. У всех нас есть довольно сложные схемы, которые со временем развивались по мере того, как небольшие единицы информации объединялись, чтобы создавать более значимые информационные комплексы.
У нас есть общая схема образования и того, как интерпретировать опыт общения с учителями и одноклассниками. Эта схема начала развиваться еще до того, как мы пошли в дошкольное учреждение, основываясь на том, что родители, сверстники и средства массовой информации рассказывали нам о школе. Например, вы узнали, что определенные символы и предметы, такие как яблоко, линейка, калькулятор и блокнот, ассоциируются с учебой или учителем. Вы узнали новые понятия, такие как оценки и перемены, и вы использовали новые методы, такие как выполнение домашних заданий, учеба и сдача тестов. Вы также установили новые отношения с учителями, администраторами и одноклассниками. По мере того, как вы продвигались в своем образовании, ваша схема адаптировалась к меняющейся среде. Насколько гладкой или тревожной является переоценка и пересмотр схемы, варьируется от ситуации к ситуации и от человека к человеку. Например, некоторые учащиеся относительно легко адаптируют свою схему при переходе из начальной школы в среднюю, в старшую школу и в колледж и сталкиваются с новыми ожиданиями в отношении поведения и академической активности. Другие учащиеся адаптируются не так легко, и сохранение своей старой схемы создает проблемы, поскольку они пытаются интерпретировать новую информацию через старую, несовместимую схему. Мы все были в подобной ситуации в какой-то момент нашей жизни, поэтому мы знаем, что пересмотр наших схем может быть стрессовым и что такой пересмотр требует усилий и обычно сопряжен с некоторыми ошибками, разочарованиями и расстройствами. Но способность адаптировать наши схемы является признаком когнитивной сложности, которая является важной частью коммуникативной компетенции. Таким образом, несмотря на то, что процесс может быть сложным, это также может быть время для обучения и роста.
Важно знать о схемах, потому что наши интерпретации влияют на наше поведение. Например, если вы выполняете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым, основываясь на вашей схеме общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди застенчивы. хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Цена правильная , например. Люди идут на многое, чтобы сделать футболки с умными надписями или действовать с энтузиазмом в надежде, что их выберут для участия в студийной аудитории и, возможно, станут участниками шоу.
Как мы видели, схемы используются для интерпретации поведения других и формирования впечатления о том, кто они как личности. Чтобы помочь этому процессу, мы часто запрашиваем информацию у людей, чтобы помочь нам поместить их в уже существующую схему. В Соединенных Штатах и многих других западных культурах идентичность людей часто тесно связана с тем, чем они зарабатывают на жизнь. Когда мы представляем других или самих себя, род занятий обычно упоминается в первую очередь. Подумайте, как могло бы измениться ваше общение с кем-то, если бы он или она были представлены вам как художник, а не как врач. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы. Мы узнаем больше о том, как культура, пол и другие факторы влияют на наше восприятие, по ходу чтения главы. Таким образом, у нас есть схемы об отдельных лицах, группах, местах и вещах, и эти схемы фильтруют наше восприятие до, во время и после взаимодействия. Когда схемы извлекаются из памяти, они выполняются, как компьютерные программы или приложения на вашем смартфоне, чтобы помочь нам интерпретировать мир вокруг нас. Точно так же, как компьютерные программы и приложения должны регулярно обновляться, чтобы улучшить их работу, компетентные коммуникаторы обновляют и адаптируют свои схемы по мере того, как у них появляется новый опыт.
Офицеры полиции, схемы и восприятие/интерпретация
Кабельные и сетевые телепередачи в прайм-тайм, такие как франшиза «Закон и порядок» и «Саутленд», уже давно предлагают зрителям заглянуть в жизнь сотрудников правоохранительных органов. COPS, первое и самое продолжительное реалити-шоу в прайм-тайм, а также более новые реалити-тематические и образовательные шоу, такие как The First 48 и Lockdown, предлагают более реалистичный взгляд на методы, используемые правоохранительными органами. Восприятие является важной частью набора навыков офицера. В частности, во время столкновений полиции с гражданами, когда напряженность может быть высокой, а время для принятия решений ограничено, офицеры полагаются на схемы, разработанные на основе личного опыта вне работы, а также обучения и опыта на работе. Ричард М. Розелл и Джеймс С. Бакстер, « Формирование впечатлений и распознавание опасности у опытных полицейских», Journal of Social Psychology 96 (1975): 54. Кроме того, полицейским часто приходится делать выводы, основанные на неполной и иногда недостоверной информации. Итак, как же полицейские используют восприятие для выполнения своей работы?
Исследование изучало, как полицейские используют восприятие для вынесения суждений о чертах характера, правдоподобии, обмане, наличии или отсутствии оружия, среди прочего, и точно так же, как вы и я, офицеры используют один и тот же процесс отбора, организации , и интерпретация. Это исследование показало, что офицеры, как и мы, полагаются на схему, которая помогает им принимать решения в условиях временных и ситуационных ограничений. С точки зрения отбора, ожидания влияют на восприятие офицера. На собраниях перед сменой офицеров информируют о текущих проблемах и «вещах, на которые следует обратить внимание», что дает им ряд ожиданий — например, марку и модель украденного автомобиля — которые могут определять их процесс выбора. Они также должны быть готовы к вещам, которые бросают вызов их ожиданиям, что не является профессиональным навыком, который многим другим профессионалам приходится учитывать каждый день. Они никогда не знают, когда остановка транспорта может превратиться в погоню, а кажущийся нежным человек может стать агрессивным. Затем эти ожидания могут быть связаны со стратегиями организации. Например, если офицер знает, что нужно быть настороже в отношении подозреваемого в совершении преступления, он будет активно распределять поступающую перцептивную информацию по категориям в зависимости от того, похожи ли люди на описание подозреваемого или нет. Близость также играет роль в работе полиции. Если человек находится в машине с водителем, у которого есть незарегистрированный пистолет, полицейский, скорее всего, решит, что у другого человека также есть преступный умысел. Хотя эти практики не являются плохими по своей сути, существуют очевидные проблемы, которые могут возникнуть, когда эти шаблоны становятся жесткой схемой. Некоторые исследования показали, что определенные предубеждения, основанные на расовой схеме, могут привести к ошибкам восприятия — в данном случае полицейские чаще ошибочно воспринимают оружие у чернокожих подозреваемых, чем у белых подозреваемых. Кейт Пейн, «Предрассудки и восприятие: роль автоматических и контролируемых процессов в неправильном восприятии оружия», Журнал личности и социальной психологии, 81, вып. 2 (2001): 181–92. Кроме того, расовое профилирование (подумайте о том, как профили похожи на схемы) стало проблемой, которая привлекла большое внимание после 11 сентября 2001 года, террористических атак и принятия иммиграционных законов в таких штатах, как Аризона и Алабама, которые подверглись критике как в отношении рабочих-мигрантов и других незарегистрированных иммигрантов. Как видите, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица используют один и тот же процесс восприятия, но такая карьера сопряжена с обязанностями и проблемами, которые подчеркивают несовершенный характер процесса восприятия.
- Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, необходимы сотруднику правоохранительных органов для эффективного выполнения своей работы и почему?
- Опишите встречу с сотрудником правоохранительных органов (если у вас не было прямого опыта, вы можете использовать гипотетический или вымышленный пример). Какими были ваши впечатления от офицера? Как вы думаете, как он или она относились к вам? Как вы думаете, какие схемы повлияли на каждую из ваших интерпретаций?
- Какие ошибки восприятия создают потенциальные этические проблемы в правоохранительных органах? Например, как следует использовать организующие принципы близости, сходства и различия?
- Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс влияет на наше общение, потому что мы по-разному реагируем на раздражители, будь то предметы или люди, в зависимости от того, как мы их воспринимаем.
- Учитывая огромное количество стимулов, воспринимаемых нашими органами чувств, мы выбираем только часть поступающей информации для организации и интерпретации. Мы отбираем информацию на основе значимости. Мы склонны находить важные вещи, которые визуально или на слух стимулируют, и вещи, которые отвечают нашим потребностям и интересам. Ожидания также влияют на то, какую информацию мы выбираем.
- Мы организуем информацию, которую мы выбираем, в шаблоны на основе близости, сходства и различия.
- Мы интерпретируем информацию, используя схемы, которые позволяют нам придавать значение информации на основе накопленных знаний и предыдущего опыта.
- Оглянитесь вокруг, где бы вы сейчас ни находились. Взгляните на поле восприятия вокруг вас. Что для вас важно в данный момент и почему? Объясните степень заметности, используя три причины заметности, обсуждаемые в этом разделе.
- По мере того, как мы систематизируем информацию (сенсорную информацию, объекты и людей), мы упрощаем и классифицируем информацию по шаблонам. Определите несколько случаев, в которых этот аспект процесса восприятия полезен. Определите некоторые случаи, в которых это может быть вредным или негативным.
- Интеграция: подумайте о некоторых имеющихся у вас схемах, которые помогут вам разобраться в окружающем вас мире. Для каждого из следующих контекстов — академического, профессионального, личного и гражданского — определите схему, на которую вы обычно полагаетесь или думаете, что будете полагаться. Для каждой схемы, которую вы идентифицировали, отметьте несколько способов, которыми она уже была оспорена или может быть оспорена в будущем.
- Сьюзен Т. Фиск и Шелли Э. Тейлор, Social Cognition, 2-е изд. (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw Hill, 1991). ↵
- Сьюзан Т. Фиск и Шелли Э. Тейлор, Social Cognition, 2-е изд. (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw Hill, 1991), 186. ↵
- Стэнли Корен, «Принципы организации восприятия и пространственного искажения: гештальт-иллюзии», Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность 6, вып.