Федерико Феллини и Джульетта Мазина. История любви | Персона | Культура
Легендарный Федерико Феллини родился 20 января 1920 года и стал одним из наиболее влиятельных режиссёров мирового кинематографа.
***
Пятьдесят лет и один день — столько продлился брак Федерико Феллини и его верной супруги, актрисы Джульетты Мазины. Вместе они творили историю мирового кинематографа, существуя в уютном мире грёз и фантазий. В день рождения великого итальянского режиссёра АиФ.ru вспоминает о той, что навеки стала его второй половиной.
Сила притяжения
В 1943 году скромная девочка по имени Джулия Анна училась в Римском университете на филолога, а в свободное время играла в студенческом театре. Она не мечтала стать звездой киноэкрана, но добросовестно подходила к каждому делу, которое ей поручали. Нужно избавиться от северо-итальянского акцента? Помочь в этом могла работа на радио, за которую она охотно взялась. Озвучивать остроумные радиопостановки серии «Чикко и Паллина» было интересно. Сценарии для них присылал загадочный автор, который подписывался именем «Федерико». Вскоре сценаристу предложили перенести историю на экран — так впервые встретились актриса и режиссёр, которым было суждено быть вместе до конца жизни.
Они поженились спустя две недели после знакомства — большой сюрприз для родителей невесты, которые тщетно надеялись на её благоразумие. Церемонию венчания пришлось отложить, чтобы жениха ненароком не забрали на фронт прямо из собора. Только через полгода все приличия были соблюдены: Федерико Феллини и Джулия Анна Мазина стали мужем и женой перед Богом и людьми.
В браке девушка получила новое имя — Джульетта. Так хотел Феллини, великий мечтатель, знавший толк в красоте. Самые невероятные истории в его исполнении были для неё неоспоримой истиной. Джульетта сразу поняла, что Феллини живёт в собственном мире фантазий — и приняла его правила игры. Со стороны казалось, что влюблённые разыгрывают спектакли один за другим, не разделяя вымысел и реальность. Композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Феллини заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта?..» Все гости отлично знали, что супруги не бывали в Австралии, но Мазина только улыбнулась супругу: «Да, милый, там были чудесные артишоки».
Федерико Феллини. Фото: wikipedia.org/ Walter AlbertinФильмы вместо детей
Вскоре после свадьбы Джульетта Мазина узнала о своей беременности, но из-за случайного падения у неё случился выкидыш. Через два года у пары родился сын Пьетро Федерико, который не прожил и двух недель… Джульетта была убита горем, вердикт врачей постановил, что она никогда больше не сможет иметь детей. Федерико предлагал усыновление, но услышал отказ. «Если бездетная пара не распадается, это значит, что связь действительно прочна», — скажет впоследствии Федерико Феллини, добавив, что в их семье детьми стали фильмы.
Спорить с этим утверждением сложно. Джульетта Мазина была полноправным партнёром своего великого мужа. Она устраивала нужные встречи, выстаивала отношения с важными людьми, ведь у Феллини такого таланта не наблюдалось. В 1945 году Джульетта подружилась с режиссёром
Ещё одна заслуга Мазины — фильм «Сладкая жизнь». Именно она посоветовала мужу обратить внимание на актёра Марчелло Мастроянни, с которым когда-то играла в студенческом театре. Выбор был сделан в его пользу, и лента, вышедшая на экраны в 1960 году, стала одним из главных шедевров мирового кино.
Джульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год«Маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка», — так супругу называл Феллини. Актрисе прочили великую карьеру, но она никогда не претендовала на личную славу и предпочитала сниматься в картинах мужа. Критики говорили, что Мазина привносит в его работы невинность, чистоту и невероятную женственность. Благодаря главной роли в картине «Ночи Кабирии», снятой Феллини, Джульетта Мазина вознеслась на звёздный олимп послевоенной Италии, получив награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале в 1957 году.
Со временем к режиссёру пришло признание, но не богатство. Феллини был ужасно расточителен, он позволял себе заказывать сотни своих любимых алых шарфов и останавливаться в самых дорогих номерах. Следить за бюджетом приходилось Джульетте. У неё не было ни дорогих автомобилей, ни сказочных вилл, ни мехов, ни бриллиантов — только фильмы, которые она называла самым дорогим подарком от супруга.
Джульетта Мазина, Федерико Феллини и Валентина Терешкова на четвёртом Международном кинофестивале в Москве, 1965 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман«Джульетта, теперь ты можешь плакать!»
В 1993 году на церемонии вручения премии «Оскар» Феллини вручали почётную награду за вклад в киноискусство. Слова благодарности были обращены к супруге, сидящей в зале. «Не плачь, Джульетта!» — попросил Федерико, заметив слёзы радости и гордости на её лице. Через несколько месяцев, 30 октября, они должны были отпраздновать золотую свадьбу, но Феллини попал в больницу с инсультом. 31 октября он скончался, а спустя пять месяцев умерла и Джульетта Мазина, завещав похоронить её с фотографией мужа в руках.
Вместе они покоятся на главном кладбище в Римини, родном городе режиссёра. Надгробие венчает памятник в виде корабля (отсылка к известному фильму «И корабль плывёт…»), на котором сценарист Тонино Гуэрра приказал сделать надпись: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!»
Сокровища Италии. Восемь с половиной фильмов Феллини
Дебют Федерико Феллини в кино состоялся в 1950 году, когда он совместно с Альберто Латтуадой поставил фильм «Огни варьете». Лента рассказывает о провинциальной труппе, вынужденной бедствовать. © Кадр из фильма «Огни варьете», 1950 год Фильм «Дорога», ставший первой иностранной картиной получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой ленте жена Феллини Джульетта Мазина сыграла свою первую значимую роль в кино – за эту работу она была номинирована на премию BAFTA как лучшая зарубежная актриса. © Кадр из фильма «Дорога», 1954 годСокровища Италии. Восемь с половиной фильмов Феллини
Дебют Федерико Феллини в кино состоялся в 1950 году, когда он совместно с Альберто Латтуадой поставил фильм «Огни варьете». Лента рассказывает о провинциальной труппе, вынужденной бедствовать. © Кадр из фильма «Огни варьете», 1950 год Фильм «Дорога», ставший первой иностранной картиной получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой ленте жена Феллини Джульетта Мазина сыграла свою первую значимую роль в кино – за эту работу она была номинирована на премию BAFTA как лучшая зарубежная актриса. © Кадр из фильма «Дорога», 1954 год Драма «Ночи Кабирии», рассказывающая историю римской проститутки, принесла Федерико Феллини уже вторую премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». За главную роль в этой ленте Джульетта Мазина получила приз Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса» © Кадр из фильма «Ночи Кабирии», 1957 год Картина «Сладкая жизнь» признана одним из величайших достижений не только самого Феллини, но и всего европейского кинематографа. Фильм был очень благосклонно принят публикой и критиками, чему в том числе поспособствовала музыка Нино Роты. © Кадр из фильма «Сладкая жизнь», 1959 год Картина «8 с половиной», главную роль в которой исполнил Марчелло Мастроянни, считается вершиной творчества режиссёра. Эта картина получила две премии «Оскар» в 1964 году и главный приз Московского международного кинофестиваля. © Кадр из фильма «8 с половиной», 1963 год Идею фильма «Джульетта и духи» Федерико Феллини вынашивал на протяжении десяти лет. Режиссёр снимал его для Джульетты Мазины и, по его собственным словам, стремился «вернуть женщине её подлинную независимость». Картина получила «Золотой глобус» как лучший зарубежный фильм. © Кадр из фильма «Джульетта и духи», 1965 год Картина «Амаркорд» считается автобиографичной лентой Феллини. Фильм рассказывает о жизни в провинциальном итальянском городке, основой для которого послужил родной для режиссёра Римини. В США «Амаркорд» получил «Оскар» и премию Национального совета кинокритиков США. © Кадр из фильма «Амаркорд», 1973 год В 1978 году за 16 дней Федерико Феллини в псевдодокументальной манере снял драму «Репетиция оркестра» — лента была выполнена в виде интервью с участниками симфонического оркестра. Лента построена на контрасте слов персонажей и их поступков. © Кадр из фильма «Репетиция оркестра», 1978 год В 1985 году Феллини снял романтичную комедию «Джинджер и Фред», главные роли в котором исполнили Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Фильм был очень тепло принят в Италии, где собрал множество премий, включая четыре награды «Давид ди Донателло» и четыре премии Итальянского национального синдиката киножурналистов («Серебряная лента») © Кадр из фильма «Джинджер и Фред», 1985 годГод | Фильм | Оригинальное название | Роль | Режиссёр |
---|---|---|---|---|
1946 | «Пайза» | Paisà | Девушка на дворцовой лестнице | Роберто Росселини |
1948 | «Без жалости» | Senza pietà | Марчелла | Альберто Латтуада |
1950 | «Огни варьете» | Luci del varietà | Мелина Амур | Альберто Латтуада, Федерико Феллини |
1951 | «Закрытые жалюзи» | Persiane chiuse | Пиппо | Луиджи Коменчини |
«Семь часов несчастий» | Sette ore di guai | Дочь сеньоры Ромолини | Витторио Метц, Марчелло Маркези | |
«Красивая горничная ищет работу» | Cameriera bella presenza offresi… | Эрмелинда | Джорджо Пастина | |
1952 | «Ванда, грешница» | Wanda, la peccatrice | Надина | Дуилио Колетти |
«Роман моей жизни» | Il romanzo della mia vita | Паола | Лионелло Де Феличе | |
«Белый шейх» | Lo sceicco bianco | Кабирия | Федерико Феллини | |
«Европа 51» | Europa ’51 | Джульетта «Воробей» | Роберто Росселлини | |
1953 | «На окраине большого города» | Ai margini della metropoli | Джина Илари | Карло Лидзани, Массимо Мида |
«Неприятность (Вия Падова 46)» | Lo scocciatore (Via Padova 46) | Ирене | Джорджо Бьянки | |
1954 | «Запретные женщины» | Donne proibite | Роза Черкутелли | Джузеппе Амато |
«Сто лет любви» | Cento anni d’amore | Соседка в окне напротив | Лионелло Де Феличе | |
«Дорога» | La strada | Джельсомина | Федерико Феллини | |
1955 | «Спокойной ночи… адвокат!» | Buonanotte… avvocato! | Клара Санти | Джорджо Бьянки |
«Мошенники» | Il bidone | Ирис | Федерико Феллини | |
1957 | «Ночи Кабирии» | Le notti di Cabiria | Кабирия | Федерико Феллини |
1958 | «Фортунелла» | Fortunella | Нанда Диоталлеви, по прозвищу «Фортунелла» | Эдуардо де Филиппо |
«Ад посреди города» | Nella città l’inferno | Лина | Ренато Кастеллани | |
1959 | «Йонс и Эрдме» | Jons und Erdme | Эрдме | Виктор Викас |
1960 | «Великая жизнь» | La gran vita | Дорис Пуцке | Жюльен Дювивье |
1965 | «Джульетта и духи» | Giulietta degli spiriti | Джульетта Больдрини | Федерико Феллини |
1966 | «Простите, вы за или против?» | Scusi, lei è favorevole o contrario? | Анна | Альберто Сорди |
1967 | «Не дразните надоеду» | Non stuzzicate la zanzara | Мария Кристина Сантанджело | Лина Вертмюллер, Рита Павоне |
1969 | «Безумная из Шайо» | The Madwoman of Chaillot | Габриэль | Брайан Форбс, Джон Хьюстон |
1973 | «Элеонора» | Eleonora | Элеонора | Сильверио Блази |
1976 | «Камилла» | Camilla | Камилла | Сандро Больки |
1985 | «Матушка Метелица» | Perinbaba | Матушка Метелица | Юрай Якубиско |
«Мечты и потребности» | Sogni e bisogni | Судьба | Серджо Читти | |
1986 | «Джинджер и Фред» | Ginger e Fred | Амелия Бонетти / Джинджер | Федерико Феллини |
1990 | «Кино 3» | Cinema 3 | играет саму себя | Хайме Фигерас |
1991 | «Возможно, сегодня» | Aujourd’hui peut-être | Бертиль | Жан-Луи Бертучелли |
Год | Фильм | Оригинальное название | Роль | Режиссёр |
---|---|---|---|---|
1946 | «Пайза» | Paisà | Девушка на дворцовой лестнице | Роберто Росселини |
1948 | «Без жалости» | Senza pietà | Марчелла | Альберто Латтуада |
1950 | «Огни варьете» | Luci del varietà | Мелина Амур | Альберто Латтуада, Федерико Феллини |
1951 | «Закрытые жалюзи» | Persiane chiuse | Пиппо | Луиджи Коменчини |
«Семь часов несчастий» | Sette ore di guai | Дочь сеньоры Ромолини | Витторио Метц, Марчелло Маркези | |
«Красивая горничная ищет работу» | Cameriera bella presenza offresi… | Эрмелинда | Джорджо Пастина | |
1952 | «Ванда, грешница» | Wanda, la peccatrice | Надина | Дуилио Колетти |
«Роман моей жизни» | Il romanzo della mia vita | Паола | Лионелло Де Феличе | |
«Белый шейх» | Lo sceicco bianco | Кабирия | Федерико Феллини | |
«Европа 51» | Europa ’51 | Джульетта «Воробей» | Роберто Росселлини | |
1953 | «На окраине большого города» | Ai margini della metropoli | Джина Илари | Карло Лидзани, Массимо Мида |
«Неприятность (Вия Падова 46)» | Lo scocciatore (Via Padova 46) | Ирене | Джорджо Бьянки | |
1954 | «Запретные женщины» | Donne proibite | Роза Черкутелли | Джузеппе Амато |
«Сто лет любви» | Cento anni d’amore | Соседка в окне напротив | Лионелло Де Феличе | |
«Дорога» | La strada | Джельсомина | Федерико Феллини | |
1955 | «Спокойной ночи… адвокат!» | Buonanotte… avvocato! | Клара Санти | Джорджо Бьянки |
«Мошенники» | Il bidone | Ирис | Федерико Феллини | |
1957 | «Ночи Кабирии» | Le notti di Cabiria | Кабирия | Федерико Феллини |
1958 | «Фортунелла» | Fortunella | Нанда Диоталлеви, по прозвищу «Фортунелла» | Эдуардо де Филиппо |
«Ад посреди города» | Nella città l’inferno | Лина | Ренато Кастеллани | |
1959 | «Йонс и Эрдме» | Jons und Erdme | Эрдме | Виктор Викас |
1960 | «Великая жизнь» | La gran vita | Дорис Пуцке | Жюльен Дювивье |
1965 | «Джульетта и духи» | Giulietta degli spiriti | Джульетта Больдрини | Федерико Феллини |
1966 | «Простите, вы за или против?» | Scusi, lei è favorevole o contrario? | Анна | Альберто Сорди |
1967 | «Не дразните надоеду» | Non stuzzicate la zanzara | Мария Кристина Сантанджело | Лина Вертмюллер, Рита Павоне |
1969 | «Безумная из Шайо» | The Madwoman of Chaillot | Габриэль | Брайан Форбс, Джон Хьюстон |
1973 | «Элеонора» | Eleonora | Элеонора | Сильверио Блази |
1976 | «Камилла» | Camilla | Камилла | Сандро Больки |
1985 | «Матушка Метелица» | Perinbaba | Матушка Метелица | Юрай Якубиско |
«Мечты и потребности» | Sogni e bisogni | Судьба | Серджо Читти | |
1986 | «Джинджер и Фред» | Ginger e Fred | Амелия Бонетти / Джинджер | Федерико Феллини |
1990 | «Кино 3» | Cinema 3 | играет саму себя | Хайме Фигерас |
1991 | «Возможно, сегодня» | Aujourd’hui peut-être | Бертиль | Жан-Луи Бертучелли |
История любви Федерико Феллини и Джульетты Мазины
23 марта умерла знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина. В 1943 году она стала женой и верным соратником великого режиссера Федерико Феллини. Когда Феллини тяжело заболел, Мазина тоже слегла. Они готовились отметить полвека своего супружества и творческого союза. Торжество намечалось на 30 октября 1993 года, но Феллини был уже тяжело болен и скончался 31-го. Мазина пережила его всего на четыре месяца. Все это время она угасала, почти не разговаривала… Мария Молчанова вспоминает историю любви гениального режиссера и талантливейшей актрисы.
Когда Италия хоронила Федерико Феллини, движение в Риме было остановлено. Все радио- и телестанции прекратили работу. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии — от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини. Там маэстро родился, там и был похоронен. Джульетта Мазина не скрывала слез. Она принимала соболезнования с известной всему миру улыбкой и взглядом, о котором сам маэстро говорил, что это взгляд потерявшейся собачки. Друзья утверждали, что все время после смерти Феллини Джульетта почти не разговаривала, лишь повторяла: «Без Федерико меня нет».
Федерико Феллини и Джульетта Мазина
Можно с полной уверенностью сказать, что Федерико без памяти влюбился в Джульетту потому, что она позволяла ему жить по придуманному им же сценарию. Она сразу поняла, что больше всего отвращает Федерико, — так называемая реальная жизнь с ее простыми и убогими проблемами. Итальянский композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Федерико заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта». Все прекрасно знали, что ни Феллини, ни Мазина никогда не были в Австралии. Но Мазина лишь скользнула взглядом вдоль стола и, улыбнувшись, закивала: «Да, милый, там были чудесные артишоки». Они вместе разыграли веселый спектакль жизни, превратили скучную реальность в одно большое приключение, где жизнь и кино постоянно меняются местами.
Мазина пережила Феллини на 4 месяца
Федерико Феллини фотографирует Джульетту Мазину
Джулия Анна Мазина, более известная как Джульетта Мазина, родилась 22 февраля 1921 года в небольшом городке Сан-Джорджо ди Пьяно. Она была старшей из четырех детей в семье учительницы и служащего. Несмотря на то, что с детства Джулию привлекал театр, она выбрала музыкальное образование. Окончив школу, Мазина переезжает в Рим к тете, планирует стать пианисткой. Но позже девушка меняет свое решение и поступает в университет, где изучает современную литературу. Во время учебы Джульетта Мазина не оставляет свое увлечение сценой, и регулярно участвует в различных студенческих постановках пьес Плавта и Гольдони. Однажды на одном из спектаклей молодую актрису замечает театральный режиссер и приглашает ее работать в театр Квирино. Мазина не могла не воспользоваться этой возможностью, но девушку сильно смущал ее северный акцент и, чтобы улучшить свое произношение, Джульетта Мазина устроилась работать на радио, где играла в комедийных скетчах о жизни двух влюбленных «Приключения Чикко и Паллина».
Федерико Феллини и Джульетта Мазина на съемках фильма «Ночи Кабирии»
Феллини и Мазина познакомились в 1943 году. Феллини был старше на три года. Он работал карикатуристом в маленькой газете и пытался всеми способами избежать военной службы в армии Муссолини. Он писал сценарий «Моральдо в городе» для киностудии, которой руководил сын диктатора. Так и не снятый фильм должен был рассказать о любви. Чтобы познакомиться с будущей женой, главный герой просит у нее фотографию, потом приглашает на обед и через пару недель переезжает к ней на квартиру. Точно так же поступил и сам Федерико Феллини. Он попросил у популярной радиоведущей Джульетты Мазины фотографию — якобы для кинопроб. А уже на следующий день они отправились в ресторан. «Федерико не произвел на меня особого впечатления, — рассказывала Джульетта.- Дружелюбный молодой человек — и все». Пообедав дома, Джульетта бежит на свидание. Пока Феллини оформляет заказ, она разглядывает роскошный интерьер и думает, что ее спутник сошел с ума: ему не хватит денег оплатить даже чашку кофе. Когда молодой паре подали счет, Федерико вальяжно достал пачку банкнот. «Я никогда потом не видела Федерико с такой огромной суммой», — любила повторять Мазина, рассказывая об их первом свидании. О помолвке они объявили пару недель спустя. Феллини сразу же переехал в дом тети Джулии на виа Лютеция.
Феллини и Мазина жили по придуманному режиссером сценарию
Федерико Феллини и Джульетта Мазина на съемках для журнала Life
Брачная церемония спустя несколько месяцев проходила на лестничном пролете — из соображений безопасности. В католическом соборе Федерико, которому грозила армия, не рискнул появиться. Все было так конспиративно, что Ava Maria пел один из друзей Феллини. После венчания Федерико и Джульетта отправились в кинотеатр «Галерея», где, к удивлению Джульетты, конферансье попросил публику поприветствовать молодоженов аплодисментами. Это был свадебный подарок Феллини. Через несколько недель после свадьбы Джульетта упала с лестницы. У нее случился выкидыш. Вторая беременность закончилась в марте 1945 года рождением сына, названного в честь отца — Федерико. Но через две недели ребенок умер, и больше детей у них не было.
Джульетта Мазина в фильме «Дорога», 1954 год
Из-за неприметной внешности роли в кино Мазине дали не сразу. Лишь в 1947 году режиссер Альберто Латтуад предложил ей роль в своей картине «Без жалости». Мазина воплотила трагикомический образ простодушной проститутки Марчеллы. В 1948 году фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, где Джульетта Мазина получила премию «Серебряная лента» за роль второго плана. За свою следующую роль странствующей актрисы в режиссерском дебюте Феллини «Огни варьете» Мазина вновь удостаивается «Серебряной ленты». «Муза Феллини», «дитя-клоун» и «Чаплин в юбке» — так называла актрису пресса в разных уголках мира. Даже сам Чарли Чаплин написал: «Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было».
Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни
Небольшая роль молодой жены художника в фильме Феллини «Мошенничество» стал предтечей следующего звездного образа Мазины. Вновь она перевоплотилась в проститутку в драме 1957 года «Ночи Кабирии». Но здесь ее героиня уже не была сломленной женщиной, напротив, несмотря на свою сложную судьбу, она не переставала верить в светлое будущее и в то, что однажды встретит свою настоящую любовь. Как сказал Феллини после выхода фильма: «В сущности, я обязан ей всем. И я никогда не устану повторять, какая она добрая, терпеливая и умная, что за прирожденная замечательная актриса эта маленькая женщина вот такого росточка».
Чаплин: Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было
Джульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год
Друзья вспоминают, что во время работы над фильмами выше всего для Феллини было мнение жены. Если Джульетты не было на съемочной площадке, Федерико постоянно звонил ей домой и советовался даже по самым обычным поводам. Во время съемок фильма «Сатирикон» они серьезно разругались. Мазина перестала приходить на съемки. Феллини бесился и отказывался снимать. Она появилась на площадке в день, когда снимался самый сложный эпизод — гибель города Инсулы Феличе. Атмосфера была накалена до предела. Джульетта поздоровалась, села в угол и достала из сумочки вязание. С третьей попытки Инсула наконец поддалась, и съемочная площадка превратилась в ураган из камней и пыли. Испуганные лошади едва не сломали камеры. После того как Феллини крикнул: «Стоп!», Джульетта спокойно опустила глаза и принялась за вязание.
Кадр из фильма «Сатирикон»
Феллини был поистине эксцентричным человеком: мог ворваться за кулисы и упасть на колени перед никому не известным Никитой Михалковым, поставившим в римском театре «Механическое пианино». Мог снять для пресс-конференции зал в самом роскошном отеле Hassler, ведь там останавливались Чаплин и Одри Хепберн. Он заказывал свои знаменитые красные шарфы в дорогих ателье. Его мало интересовало, что у Мазины, в отличие от прочих кинозвезд, нет ни меховых манто, ни россыпи бриллиантов. Феллини предпочитал жить в центре Рима, хотя итальянцы с достатком или, по крайней мере, с его популярностью жили в пригородах. Джульетта была вынуждена экономить, сопровождала Федерико на съемках, оплачивая билеты и гостиницы из своего кошелька, и проводила лето на родине мужа в Римини, а не в загородном доме, на который они так и не накопили.
Феллини и Мазина после вручения премии «Оскар»
Юбилейный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа оказался последней наградой Федерико. После вручения он оглядел из-под очков зал и крикнул ей, сидевшей в партере: «Перестань плакать, Джульетта!» Все камеры, как по команде, нацелили свои объективы на залитое слезами лицо Мазины.
Год | Фильм | Оригинальное название | Роль | Режиссёр |
---|---|---|---|---|
1946 | «Пайза» | Paisà | Девушка на дворцовой лестнице | Роберто Росселини |
1948 | «Без жалости» | Senza pietà | Марчелла | Альберто Латтуада |
1950 | «Огни варьете» | Luci del varietà | Мелина Амур | Альберто Латтуада, Федерико Феллини |
1951 | «Закрытые жалюзи» | Persiane chiuse | Пиппо | Луиджи Коменчини |
«Семь часов несчастий» | Sette ore di guai | Дочь сеньоры Ромолини | Витторио Метц, Марчелло Маркези | |
«Красивая горничная ищет работу» | Cameriera bella presenza offresi… | Эрмелинда | Джорджо Пастина | |
1952 | «Ванда, грешница» | Wanda, la peccatrice | Надина | Дуилио Колетти |
«Роман моей жизни» | Il romanzo della mia vita | Паола | Лионелло Де Феличе | |
«Белый шейх» | Lo sceicco bianco | Кабирия | Федерико Феллини | |
«Европа 51» | Europa ’51 | Джульетта «Воробей» | Роберто Росселлини | |
1953 | «На окраине большого города» | Ai margini della metropoli | Джина Илари | Карло Лидзани, Массимо Мида |
«Неприятность (Вия Падова 46)» | Lo scocciatore (Via Padova 46) | Ирене | Джорджо Бьянки | |
1954 | «Запретные женщины» | Donne proibite | Роза Черкутелли | Джузеппе Амато |
«Сто лет любви» | Cento anni d’amore | Соседка в окне напротив | Лионелло Де Феличе | |
«Дорога» | La strada | Джельсомина | Федерико Феллини | |
1955 | «Спокойной ночи… адвокат!» | Buonanotte… avvocato! | Клара Санти | Джорджо Бьянки |
«Мошенники» | Il bidone | Ирис | Федерико Феллини | |
1957 | «Ночи Кабирии» | Le notti di Cabiria | Кабирия | Федерико Феллини |
1958 | «Фортунелла» | Fortunella | Нанда Диоталлеви, по прозвищу «Фортунелла» | Эдуардо де Филиппо |
«Ад посреди города» | Nella città l’inferno | Лина | Ренато Кастеллани | |
1959 | «Йонс и Эрдме» | Jons und Erdme | Эрдме | Виктор Викас |
1960 | «Великая жизнь» | La gran vita | Дорис Пуцке | Жюльен Дювивье |
1965 | «Джульетта и духи» | Giulietta degli spiriti | Джульетта Больдрини | Федерико Феллини |
1966 | «Простите, вы за или против?» | Scusi, lei è favorevole o contrario? | Анна | Альберто Сорди |
1967 | «Не дразните надоеду» | Non stuzzicate la zanzara | Мария Кристина Сантанджело | Лина Вертмюллер, Рита Павоне |
1969 | «Безумная из Шайо» | The Madwoman of Chaillot | Габриэль | Брайан Форбс, Джон Хьюстон |
1973 | «Элеонора» | Eleonora | Элеонора | Сильверио Блази |
1976 | «Камилла» | Camilla | Камилла | Сандро Больки |
1985 | «Матушка Метелица» | Perinbaba | Матушка Метелица | Юрай Якубиско |
«Мечты и потребности» | Sogni e bisogni | Судьба | Серджо Читти | |
1986 | «Джинджер и Фред» | Ginger e Fred | Амелия Бонетти / Джинджер | Федерико Феллини |
1990 | «Кино 3» | Cinema 3 | играет саму себя | Хайме Фигерас |
1991 | «Возможно, сегодня» | Aujourd’hui peut-être | Бертиль | Жан-Луи Бертучелли |
Год | Фильм | Оригинальное название | Роль | Режиссёр |
---|---|---|---|---|
1946 | «Пайза» | Paisà | Девушка на дворцовой лестнице | Роберто Росселини |
1948 | «Без жалости» | Senza pietà | Марчелла | Альберто Латтуада |
1950 | «Огни варьете» | Luci del varietà | Мелина Амур | Альберто Латтуада, Федерико Феллини |
1951 | «Закрытые жалюзи» | Persiane chiuse | Пиппо | Луиджи Коменчини |
«Семь часов несчастий» | Sette ore di guai | Дочь сеньоры Ромолини | Витторио Метц, Марчелло Маркези | |
«Красивая горничная ищет работу» | Cameriera bella presenza offresi… | Эрмелинда | Джорджо Пастина | |
1952 | «Ванда, грешница» | Wanda, la peccatrice | Надина | Дуилио Колетти |
«Роман моей жизни» | Il romanzo della mia vita | Паола | Лионелло Де Феличе | |
«Белый шейх» | Lo sceicco bianco | Кабирия | Федерико Феллини | |
«Европа 51» | Europa ’51 | Джульетта «Воробей» | Роберто Росселлини | |
1953 | «На окраине большого города» | Ai margini della metropoli | Джина Илари | Карло Лидзани, Массимо Мида |
«Неприятность (Вия Падова 46)» | Lo scocciatore (Via Padova 46) | Ирене | Джорджо Бьянки | |
1954 | «Запретные женщины» | Donne proibite | Роза Черкутелли | Джузеппе Амато |
«Сто лет любви» | Cento anni d’amore | Соседка в окне напротив | Лионелло Де Феличе | |
«Дорога» | La strada | Джельсомина | Федерико Феллини | |
1955 | «Спокойной ночи… адвокат!» | Buonanotte… avvocato! | Клара Санти | Джорджо Бьянки |
«Мошенники» | Il bidone | Ирис | Федерико Феллини | |
1957 | «Ночи Кабирии» | Le notti di Cabiria | Кабирия | Федерико Феллини |
1958 | «Фортунелла» | Fortunella | Нанда Диоталлеви, по прозвищу «Фортунелла» | Эдуардо де Филиппо |
«Ад посреди города» | Nella città l’inferno | Лина | Ренато Кастеллани | |
1959 | «Йонс и Эрдме» | Jons und Erdme | Эрдме | Виктор Викас |
1960 | «Великая жизнь» | La gran vita | Дорис Пуцке | Жюльен Дювивье |
1965 | «Джульетта и духи» | Giulietta degli spiriti | Джульетта Больдрини | Федерико Феллини |
1966 | «Простите, вы за или против?» | Scusi, lei è favorevole o contrario? | Анна | Альберто Сорди |
1967 | «Не дразните надоеду» | Non stuzzicate la zanzara | Мария Кристина Сантанджело | Лина Вертмюллер, Рита Павоне |
1969 | «Безумная из Шайо» | The Madwoman of Chaillot | Габриэль | Брайан Форбс, Джон Хьюстон |
1973 | «Элеонора» | Eleonora | Элеонора | Сильверио Блази |
1976 | «Камилла» | Camilla | Камилла | Сандро Больки |
1985 | «Матушка Метелица» | Perinbaba | Матушка Метелица | Юрай Якубиско |
«Мечты и потребности» | Sogni e bisogni | Судьба | Серджо Читти | |
1986 | «Джинджер и Фред» | Ginger e Fred | Амелия Бонетти / Джинджер | Федерико Феллини |
1990 | «Кино 3» | Cinema 3 | играет саму себя | Хайме Фигерас |
1991 | «Возможно, сегодня» | Aujourd’hui peut-être | Бертиль | Жан-Луи Бертучелли |
Джульетта Мазина. «Звезды», покорившие миллионы сердец
Джульетта Мазина
Маленькая фея Феллини
Она никогда не была похожа на других. Смешная женщина в век изысканных красавиц, гениальная актриса, отказывавшаяся сниматься, верная и преданная супруга, которая все же смогла не раствориться в великом муже, – она жила, словно не замечая правил, установленных для всех, кроме нее. Трогательная, беззащитная улыбка Джульетты Мазины была адресована Федерико Феллини, но до сих пор согревает сердца миллионов поклонников…
Для Феллини, с которым они прожили в счастливом союзе ровно полвека, она была женой, музой, актрисой, матерью и любимым ребенком. Казалось, вся ее жизнь освещалась любовью, прекрасной и волшебной, от рождения до смерти. Родители Джульетты достойны отдельной легенды: ее отец, Жетано Мазина, был талантливым виолончелистом, однако ушел из музыки ради любви к прекрасной Анджеле Флавии Пасквалин: ее богатая семья согласилась на их брак лишь на том условии, что Жетано найдет себе серьезную работу.
Тот ушел из оркестра, устроившись на фабрику минеральных удобрений, и всю жизнь рассказывал своим четверым детям о том, чем он пожертвовал ради семейного счастья. А счастье было настоящим: Жетано и Анджела ни разу даже не поссорились. Их младшая дочь Джулия Анна Мазина родилась 22 февраля 1921 года в маленьком городке Сан-Джорджо ди Пьяно: родительская любовь, преданная и жертвенная, стала для нее образцом семейных отношений.
Когда девочке было четыре года, ее забрала к себе овдовевшая тетя Джулия, жившая в Риме. Джулия, безмерно увлеченная искусством во всех его проявлениях, увидела в маленькой племяннице актерский талант и решила вырастить из нее великую актрису: девочку даже не отдали в школу, чтобы не травмировать ее чувствительную артистическую натуру, и школьную программу Джульетта наверстывала летом с матерью-учительницей. Вспоминали, что в детстве у Джульетты не было друзей-сверстников: она общалась лишь с приятелями тетушки, такими же, как и она, страстными любителями искусства – поэтами, актерами, писателями и художниками, так что ничего удивительного, что она не представляла себе другой жизни. В лицее сестер-урсулинок Джульетта увлеченно занималась музыкой, с четырнадцати лет вела на радио детскую передачу, а позже поступила в римский университет на филологический факультет. Между лекциями Джульетта играла в студенческом театре – и так удачно, что вскоре ее пригласили на профессиональную сцену. Вместе с дипломом преподавателя литературы Джульетта получила приглашения сразу в пять римских театров – и параллельно работала на радио, исполняя одну из главных ролей в комедийном сериале «Чико и Поллина», повествующем о жизни молодой семейной пары.
Федерико Феллини на съёмочной площадке
Кадр из фильма «Джульетта и духи», 1965 г.
Одним из сценаристов сериала был Федерико Феллини, в то время зарабатывающий на жизнь в основном карикатурами и юмористическими рассказами. Сериал пользовался таким успехом, что авторам предложили перенести его на большой экран – в поиске возможных исполнителей Федерико отсматривал сотни фотографий, среди которых была и фотокарточка Джулии Анны Мазины, чья мягкая улыбка произвела на молодого сценариста неизгладимое впечатление. Феллини пригласил ее в шикарный ресторан – предварительно насобирав по знакомым денег на роскошный обед, однако Джульетта заказывала только самые дешевые блюда: она была уверена, что денег на оплату счета у ее нового знакомого не хватит. И хотя она позже призналась, что при первой встрече Федерико не произвел на нее особого впечатления, уже через несколько недель они стали жить вместе в доме тети Джулии, поссорившейся из-за этого с родителями племянницы. Через пять месяцев, 30 октября 1943 года, Федерико и Джульетта обвенчались: торжество происходило на лестничной площадке дома, где они жили, – Федерико уклонялся от призыва в армию и боялся появляться в общественных местах. После церемонии они пошли в театр, где в тот вечер играл один из друзей Феллини: тот, заметив вошедшую в зал пару, прервал спектакль и поздравил молодоженов – это импровизированное поздравление было первой искрой того внимания, граничащего с обожанием, которое со временем обрушится на звездную чету.
На извещении о бракосочетании Федерико нарисовал для Джульетты их будущего малыша, спускающегося с небес. Однако через несколько недель после свадьбы Джульетта, неудачно упав с лестницы, потеряла их первого ребенка. Она забеременела снова – но мальчик прожил всего две недели. Больше Джульетта детей иметь не могла. Пережитая трагедия лишь сильнее сплотила их брак: Федерико готов был разбиться в лепешку, лишь бы его жена больше никогда не плакала, и в ответ получил всю любовь, на которую только Джульетта была способна.
Феллини был мечтателем и выдумщиком: обычная жизнь казалась ему слишком скучной и неинтересной, и он увлеченно раскрашивал ее яркими красками своей бурной фантазии. Джульетта позволяла ему это: она поддакивала его придуманным историям, подыгрывала ему, соглашалась со всеми его безумными идеями – и возможно, Феллини любил ее так сильно именно потому, что она позволяла ему жить в мире собственных фантазий. Она же твердо стояла на земле – и во многом именно благодаря ее сильному характеру и обаянию состоялся гений Феллини.
Джульетта мечтала сниматься в кино – однако ее характерная внешность, которую хвалили театральные режиссеры, совершенно не подходила кинопродюсерам: несмотря на рано пришедшую к ней известность, дебют Мазины в кино состоялся лишь в 1946 году в фильме Роберто Росселини «Пайза», куда ее затащил Феллини, работавший на картине сценаристом и ассистентом режиссера, – причем ее даже не упомянули в титрах. Зато Мазина подружилась с самим Росселини, и незаметно добилась того, что тот стал продвигать Федерико: он не только сам снимал фильмы по его сценариям, но и советовал его другим режиссерам, а позже нашел продюсеров для его первой самостоятельной работы. Именно Росселлини ввел Феллини в кинематограф; и хотя позже Феллини заявлял, что «Росселлини был всего лишь регулировщиком, который помог мне перейти улицу», Джульетта понимала, кому ее муж обязан карьерой.
Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни, Софи Лорен
Федерико никогда не был примерным мужем, но он искренне любил свою жену, ценил ее талант и мечтал бросить весь мир к ее ногам. Ради нее он выдержал не одну битву: когда он заявил продюсерам, что в «Дороге» главную роль должна сыграть Мазина, они чуть не перессорились – но зато после премьеры Джульетту в один голос называли гениальной актрисой, сравнивая ее с Гретой Гарбо и называя «Чарли Чаплином в юбке». Сам Чаплин даже заявил: «Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было». Именем Джельсомины, трогательной, смешной и невероятно обаятельной героини Мазины, называли рестораны, конфеты, кукол, модели шляп и даже пароход. А роль в фильме «Ночи Кабирии» вознесла Мазину на недосягаемую высоту: недаром финальный проход ее героини, – только что брошенной и обманутой любимым мужчиной, – с трогательной улыбкой на заплаканном лице, до сих пор является одной из самых знаменитых сцен мирового кинематографа.
На Мазину и Феллини обрушился каскад разнообразнейших премий, наград, восторгов и похвал. Джульетте предложили очень выгодный контракт в Голливуде на пять лет – однако она отказалась, потому что не могла так надолго расстаться с мужем. Через пять лет он снова снимет ее в ленте «Джульетта и духи», где она во многом сыграла саму себя: Феллини выстраивал образ ее героини, опираясь на ее собственные страхи, детские фотографии, привычки, жесты… Фильм не был по достоинству оценен критикой, а самому Феллини принес только неприятности: его обвинили в неуплате налогов и обязали выплатить огромную сумму, для чего супругам пришлось продать апартаменты в фешенебельном районе и перебраться в скромную квартиру.
Кадры из фильма «Ночи Кабирии»
После провала немецкого фильма «Большая жизнь» (в оригинале Das Kunstseidene Madchen) Мазина долго отказывалась сниматься, предпочтя ролям в кино роль верной и преданной жены, хотя играть эту роль было не так легко. «Замужество для Джульетты оказалось не тем, чего она ждала, – признавался Феллини. – Оно не принесло ей исполнения заветных желаний. Она ждала от брака детей. Собственного дома. И верного мужа. Я ее разочаровал. Она меня – нет». Феллини всю жизнь оставался легкомысленным юнцом, не желающим взрослеть, превращавшим свою жизнь в беззаботный и бесшабашный карнавал. Он постоянно изменял жене, но всегда первым признавался ей во всем, и она не могла на него обижаться, как не обижаются на нашалившего ребенка. Как и ее отец когда-то, она принесла свою жизнь и свои желания в жертву семье. В угоду Федерико, который обожал городскую суету, она продолжала жить в центре Рима, хотя мечтала жить за городом, а летние каникулы всегда проводила в его родном Римини, хотя тамошний климат был ей категорически вреден. Она взяла на себя все хлопоты, связанные с его работой, – от обсуждения сценария до выбора натуры, от подбора актеров до споров с продюсерами. По его просьбе она заводила знакомства с нужными людьми, с которыми ее гениальный муж не хотел общаться лично, и сопровождала Феллини на съемках, из собственного кармана оплачивая проезд и гостиницы. Ее присутствие было обязательным – Феллини желал знать ее мнение о любой мелочи, и если ее не было рядом, мог даже остановить работу. Критики недаром называли ее «женщиной, которая сделала Феллини», – без ее поддержки, ее вдохновения, ее силы он вряд ли бы добился таких высот… Когда он получал заслуженные награды, она сидела в зале и плакала от счастья, и он кричал ей: «Джульетта, перестань плакать!»
Когда его творческие идеи съедали все их сбережения, она экономила на всем, кроме мужа. Он покупал свои знаменитые красные шарфы в самых дорогих магазинах Европы, а она не имела ни драгоценностей, ни роскошных платьев. «Зачем они мне – ведь они не сделают меня красивой», – говорила она. Даже меховые манто для проходов по «красным дорожкам» – непременный атрибут кинозвезд тех лет – она одалживала у знакомых, но ее счастье измерялось не мехами и бриллиантами, а любовью и признательностью ее мужа, который посвящал ей свои фильмы, – так же, как она посвятила ему свою жизнь.
И в то же время она не растворилась, подобно многим женам гениальных мужей, в своем супруге: Мазина оставалась самостоятельной личностью, успевающей заниматься не только его карьерой, но и своей. Она вела передачи на радио и колонку в газете, выступала с концертами и даже защитила ученую степень, тема ее диссертации – «Социальное положение и психология актера в наше время». Она не боялась спорить с мужем и даже ругать его в интервью. «В моей семье командую я», – заявляла она журналистам, и Федерико с радостью соглашался. Он называл ее «моей маленькой доброй феей» и признавался, что она занимает в его жизни место, которое у других занимает религия, не переставал признаваться ей в любви и восхищаться ее талантом. Вся Италия разделяла его чувства – Джульетта Мазина считалась одной из самых интеллигентных, талантливых и достойных женщин страны. Даже папарацци, которые, кстати, обязаны своим названием персонажу Феллини, отдавали дань уважения Мазине: многие фотографии, запечатлевшие Федерико в недостойных верного супруга ситуациях, не попали в печать из уважения к его жене.
Джульетта Мазина продолжала изредка сниматься – то в Германии, то в Англии, то в телесериалах на итальянском телевидении. Всего она сыграла в двадцати семи картинах, но ее главными достижениями считаются четыре роли в фильмах Феллини. В последний раз она снялась у него в картине «Джинджер и Фред», где ее партнером был любимый актер Феллини Марчелло Мастроянни.
Она всегда старалась оберегать Федерико от проблем реальной жизни – и ей всю жизнь успешно удавалось скрывать от него все, что могло его расстроить. Даже когда врачи обнаружили у нее рак, она ничего не сказала мужу: он узнал обо всем случайно, когда сам находился в больнице Римини. Джульетта решила воспользоваться случаем и лечь в клинику, а кто-то из знакомых проболтался, что навещал ее там. Феллини немедленно приехал в Рим – они лежали в соседних палатах и выписались из больницы в один день накануне золотого юбилея своей свадьбы.
Рассказывают, что 30 октября 1993 года они пошли в тот самый ресторан, где прошло их первое свидание. Тем же вечером Феллини потерял сознание – у него был инсульт. Он умер в день их юбилея, так и не узнав, насколько тяжело больна его Джульетта.
Федерико Феллини и Джульетта Маэина
Могила Федерико Феллини и его жены Джульетты Мазины
На похоронах она плакала и повторяла: «Без Федерико меня нет…» Джульетта Мазина скончалась через пять месяцев, завещав похоронить ее с фотографией мужа в руке. Она покоится рядом с Федерико Феллини на кладбище Римини, и на их надгробии, которое установил Тонино Гуэрра, написано: «Теперь, Джульетта, ты можешь плакать».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Мария мазина — Википедия, свободная энциклопедия
Википедия todavía no tiene una página llamada «Мария мазина».
Busca Mariya mazina en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (обучающие / руководства) | |
Викицитатник (цитаты) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (нотиции) | |
Wikiversidad (contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые) |
- Comprueba si имеет кодовое обозначение правильного искусства, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Mariya mazina» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь по списку произведений искусства на «Мария мазина».
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Марию мазину».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. No son válidos textos tomados de otros sitios web o escritos que no cumplan alguna de esas condiciones.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
Джульетта — Википедия tiếng Việt
Джульетта Капулетти là một nhân vật chính trong tác phẩm Romeo và Juliet một vở kịch được vit bởi nhà văn nước Anh, Уильям Шекспир cô cấu dựa t o Có có một tình yêu lãng mạn với anh chàng Romeo nhưng đã có một kết cục bi đát tình yêu khi phải chấp nhận cái chết để xóa bỏ sựđn haihia củn hihia. Trong tác phẩm, cô c xây dựng là một cô be chưa biết mùi đời và ln lên trong một gia ình nghiêm khắc.Người gần gũi nhất với cô là vú nuôi, mà ã nuôi cô ln khôn.
Джульетта — con gái họ Capulet đã yêu say m Romeo — con trai họ Montague ngay từ cái nhìn đầu tiên tại buổi dạ tiệc tổ chức tại nhà Capulet. Cô cùng anh chàng này ã n nhà thờ và nhờ tu sĩ Laurence bí mật làm lễ cưới. Nhng trải qua biến cố lớn lao, Juliet bị cha mẹ ép gả cho bá tước Paris. Джульетта cầu cứu sự giúp đỡ của tu sĩ Лоуренс. Tu sĩ cho nàng uống một liều thuốc ngủ, uống vào sẽ như người đã chết, thuốc có tác dụng trong vòng 24 tiếng.Tu sĩ sẽ báo cho Romeo đến hầm mộ cứu nàng trốn khỏi thành Verona.
ám cưới giữa Juliet và Paris trở thành đám tang. Xác Juliet được đưa xuống hầm mộ. Tu sĩ chưa kịp báo cho Romeo thì từ chỗ bị lưu ày nghe tin Juliet chết, Romeo au n trốn về Verona. Trên đường về chàng kịp mua một liều thuốc cực độc dành cho mình. Tại nghĩa a, gặp Paris n viếng Juliet, Romeo tự đâm chết mình rồi uống thuốc độc t t theo người mình yêu. Ромео va gục xuống thì thuốc của Juliet hết hiệu nghiệm.
Nàng tỉnh dậy và nhìn thấy xác Romeo bên cạnh và nàng tuyệt vọng, Джульетта bèn rút dao tự vẫn.
- Bevington, David, Ed. Ромео и Джульетта , Бантам Шекспир (Нью-Йорк, 1988)
- Levenson, Jill L., Ed. Ромео и Джульетта , Оксфордский Шекспир (Оксфорд, 2000)
- «Укрощение Ромео Джульеттой» Кэролайн Э. Браун; Исследования по английской литературе, 1500–1900, Vol. 36, 1996
- «Психологический профиль Джульетты Шекспира: или это были просто гормоны?» Нэнси Комптон Уормброд Английский журнал, Vol.69, No. 9 (декабрь 1980 г.), стр. 29
Nhân vật | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Nguồn | ||||||
Ba lê | ||||||
Opera | ||||||
Nhạc kịch | ||||||
Nhại | ||||||
Nhại 900 | ||||||
Truyền hình | ||||||
Điện ảnh | ||||||
Phim truyền hình | ||||||
Kịch | ||||||
Bài hát | ||||||
Bài hát | ||||||
Album | Mỹ thuật | |||||
T ngữ | ||||||
Truyện trong truyện | ||||||
Truyện nước ngoài | ||||||
Khác |