История любви Федерико Феллини и Джульетты Мазины
23 марта умерла знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина. В 1943 году она стала женой и верным соратником великого режиссёра Федерико Феллини. Когда Феллини тяжело заболел, Мазина тоже слегла. Они готовились отметить полвека своего супружества и творческого союза. Торжество намечалось на 30 октября 1993 года, но Феллини был уже тяжело болен и скончался 31-го. Мазина пережила его всего на 4 месяца. Всё это время она угасала, почти не разговаривала…
Когда Италия хоронила Федерико Феллини, движение в Риме было остановлено. Все радио- и телестанции прекратили работу. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии — от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини. Там маэстро родился, там и был похоронен. Джульетта Мазина не скрывала слёз. Она принимала соболезнования с известной всему миру улыбкой и взглядом, о котором сам маэстро говорил, что это взгляд потерявшейся собачки.
Федерико Феллини и Джульетта Мазина. (wikipedia.org)
Можно с полной уверенностью сказать, что Федерико без памяти влюбился в Джульетту потому, что она позволяла ему жить по придуманному им же сценарию. Она сразу поняла, что больше всего отвращает Федерико, — так называемая реальная жизнь с её простыми и убогими проблемами. Итальянский композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Федерико заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта». Все прекрасно знали, что ни Феллини, ни Мазина никогда не были в Австралии. Но Мазина лишь скользнула взглядом вдоль стола и, улыбнувшись, закивала: «Да, милый, там были чудесные артишоки». Они вместе разыграли весёлый спектакль жизни, превратили скучную реальность в одно большое приключение, где жизнь и кино постоянно меняются местами.
Федерико Феллини фотографирует Джульетту Мазину. (wikipedia.org)
Джулия Анна Мазина, более известная как Джульетта Мазина, родилась 22 февраля 1921 года в небольшом городке Сан-Джорджо ди Пьяно. Она была старшей из 4 детей в семье учительницы и служащего. Несмотря на то, что с детства Джулию привлекал театр, она выбрала музыкальное образование. Окончив школу, Мазина переезжает в Рим к тёте, планирует стать пианисткой. Но позже девушка меняет своё решение и поступает в университет, где изучает современную литературу. Во время учебы Джульетта Мазина не оставляет своё увлечение сценой, и регулярно участвует в различных студенческих постановках пьес Плавта и Гольдони. Однажды на одном из спектаклей молодую актрису замечает театральный режиссёр и приглашает её работать в театр Квирино. Мазина не могла не воспользоваться этой возможностью, но девушку сильно смущал её северный акцент, и, чтобы улучшить своё произношение, Джульетта Мазина устроилась работать на радио, где играла в комедийных скетчах о жизни двух влюблённых «Приключения Чикко и Паллина».
Федерико Феллини и Джульетта Мазина на съёмках фильма «Ночи Кабирии». (wikipedia.org)
Феллини и Мазина познакомились в 1943 году. Феллини был старше на 3 года. Он работал карикатуристом в маленькой газете и пытался всеми способами избежать военной службы в армии Муссолини. Он писал сценарий «Моральдо в городе» для киностудии, которой руководил сын диктатора. Так и не снятый фильм должен был рассказать о любви. Чтобы познакомиться с будущей женой, главный герой просит у неё фотографию, потом приглашает на обед и через пару недель переезжает к ней на квартиру. Точно так же поступил и сам Федерико Феллини. Он попросил у популярной радиоведущей Джульетты Мазины фотографию — якобы для кинопроб. А уже на следующий день они отправились в ресторан. «Федерико не произвёл на меня особого впечатления, — рассказывала Джульетта. — Дружелюбный молодой человек — и всё». Пообедав дома, Джульетта бежит на свидание. Пока Феллини оформляет заказ, она разглядывает роскошный интерьер и думает, что её спутник сошёл с ума: ему не хватит денег оплатить даже чашку кофе.
Когда молодой паре подали счёт, Федерико вальяжно достал пачку банкнот. «Я никогда потом не видела Федерико с такой огромной суммой», — любила повторять Мазина, рассказывая об их первом свидании. О помолвке они объявили пару недель спустя. Феллини сразу же переехал в дом тёти Джулии на виа Лютеция.Федерико Феллини и Джульетта Мазина на съёмках для журнала Life. (life.com)
Брачная церемония спустя несколько месяцев проходила на лестничном пролёте — из соображений безопасности. В католическом соборе Федерико, которому грозила армия, не рискнул появиться. Всё было так конспиративно, что Ava Maria пел один из друзей Феллини. После венчания Федерико и Джульетта отправились в кинотеатр «Галерея», где, к удивлению Джульетты, конферансье попросил публику поприветствовать молодожёнов аплодисментами. Это был свадебный подарок Феллини. Через несколько недель после свадьбы Джульетта упала с лестницы. У неё случился выкидыш. Вторая беременность закончилась в марте 1945 года рождением сына, названного в честь отца — Федерико.
Джульетта Мазина в фильме «Дорога», 1954 год. (YouTube)
Из-за неприметной внешности роли в кино Мазине дали не сразу. Лишь в 1947 году режиссёр Альберто Латтуад предложил ей роль в своей картине «Без жалости». Мазина воплотила трагикомический образ простодушной проститутки Марчеллы. В 1948 году фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, где Джульетта Мазина получила премию «Серебряная лента» за роль второго плана. За свою следующую роль странствующей актрисы в режиссёрском дебюте Феллини «Огни варьете» Мазина вновь удостаивается «Серебряной ленты». «Муза Феллини», «дитя-клоун» и «Чаплин в юбке» — так называла актрису пресса в разных уголках мира. Даже сам Чарли Чаплин написал: «Этой актрисой я восхищён больше, чем кем бы то ни было».
Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни. (wikipedia.org)
Небольшая роль молодой жены художника в фильме Феллини «Мошенничество» стал предтечей следующего звёздного образа Мазины. Вновь она перевоплотилась в проститутку в драме 1957 года «Ночи Кабирии». Но здесь её героиня уже не была сломленной женщиной, напротив, несмотря на свою сложную судьбу, она не переставала верить в светлое будущее и в то, что однажды встретит свою настоящую любовь. Как сказал Феллини после выхода фильма: «В сущности, я обязан ей всем. И я никогда не устану повторять, какая она добрая, терпеливая и умная, что за прирождённая замечательная актриса эта маленькая женщина вот такого росточка».
Джульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год. (YouTube)
Друзья вспоминают, что во время работы над фильмами выше всего для Феллини было мнение жены. Если Джульетты не было на съёмочной площадке, Федерико постоянно звонил ей домой и советовался даже по самым обычным поводам. Во время съёмок фильма «Сатирикон» они серьёзно разругались. Мазина перестала приходить на съёмки. Феллини бесился и отказывался снимать. Она появилась на площадке в день, когда снимался самый сложный эпизод — гибель города Инсулы Феличе.
Атмосфера была накалена до предела. Джульетта поздоровалась, села в угол и достала из сумочки вязание. С третьей попытки Инсула наконец поддалась, и съёмочная площадка превратилась в ураган из камней и пыли. Испуганные лошади едва не сломали камеры. После того как Феллини крикнул: «Стоп!», Джульетта спокойно опустила глаза и принялась за вязание.Кадр из фильма «Сатирикон». (YouTube)
Феллини был поистине эксцентричным человеком: мог ворваться за кулисы и упасть на колени перед никому не известным Никитой Михалковым, поставившим в римском театре «Механическое пианино». Мог снять для пресс-конференции зал в самом роскошном отеле Hassler, ведь там останавливались Чаплин и Одри Хепбёрн. Он заказывал свои знаменитые красные шарфы в дорогих ателье. Его мало интересовало, что у Мазины, в отличие от прочих кинозвёзд, нет ни меховых манто, ни россыпи бриллиантов. Феллини предпочитал жить в центре Рима, хотя итальянцы с достатком или, по крайней мере, с его популярностью жили в пригородах.
Феллини и Мазина после вручения премии «Оскар». (wikipedia.org)
Юбилейный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа оказался последней наградой Федерико. После вручения он оглядел из-под очков зал и крикнул ей, сидевшей в партере: «Перестань плакать, Джульетта!». Все камеры, как по команде, нацелили свои объективы на залитое слезами лицо Мазины.
Сборник: Александр Дюма
Писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов, создатель легендарных «Трёх мушкетёров» и «Графа Монте-Кристо».
- Статьи
- Европа
- XIX век
Создатель «Графа Монте Кристо»
Создатель «Графа Монте Кристо»
Приключенческие романы Александра Дюма-отца сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире.
- Тесты
- Европа
- XIX век
Герои Дюма
На кого похож ты?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Династия Дюма
Династия Дюма
Произведения отца и сына Дюма читает весь мир. Найдётся не много людей, кто никогда не слышал об этой семье. Хотя семьи как таковой не было — оба писателя родились вне брака.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Александр Дюма в России
Александр Дюма в России
Впечатления писателя от Санкт-Петербурга, русских и их привычек.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Негры Александра Дюма
Негры Александра Дюма
Литературный злодей или художественный благодетель? Как работал торговый дом «Александр Дюма и Ко».
- Статьи
- Европа
- XIX век
Создатель «Графа Монте Кристо»
Приключенческие романы Александра Дюма-отца сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире.
- Тесты
- Европа
- XIX век
Герои Дюма
На кого похож ты?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Династия Дюма
Произведения отца и сына Дюма читает весь мир. Найдётся не много людей, кто никогда не слышал об этой семье. Хотя семьи как таковой не было — оба писателя родились вне брака.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Александр Дюма в России
Впечатления писателя от Санкт-Петербурга, русских и их привычек.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Негры Александра Дюма
Литературный злодей или художественный благодетель? Как работал торговый дом «Александр Дюма и Ко».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- III век до н. э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Статьи
- Европа
- I век до н.э.
10 правил Цицерона
- Статьи
- Европа
- XX век
А. Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Карта Ада» Боттичелли
- Статьи
- Африка
- XVIII-XIX вв.
Бельгийский геноцид Конго (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX век
Кто и как убивал Павла I
- Статьи
- Европа
- XX век
Эрнст Рём — наивный слуга Гитлера
- Статьи
- Азия
- XIV-XV вв.
Тьмы Тамерлана
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Геля Маркизова — девочка, с которой фотографировался Сталин
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- V до н. э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Европа
- XIV век
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- Статьи
- Европа
- III век до н. э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 132270
- 📚 Статьи
- 👀 132164
- 📚 Статьи
- 👀 129131
- 📚 Статьи
- 👀 127906
- 📚 Статьи
- 👀 125737
- 📚 Статьи
- 👀 125222
- 📚 Статьи
- 👀 122713
- 📚 Статьи
- 👀 121428
- 📚 Статьи
- 👀 121202
- 📚 Статьи
- 👀 120083
- 📚 Статьи
- 👀 268858
- 📚 Статьи
- 👀 259765
- 📚 Тесты
- 👀 252011
- 📚 Статьи
- 👀 217869
- 📚 Статьи
- 👀 215068
- 📚 Статьи
- 👀 198511
- 📚 Статьи
- 👀 160785
- 📚 Статьи
- 👀 137803
- 📚 Статьи
- 👀 132270
- 📚 Статьи
- 👀 132164
Федерико Феллини и Джульетта Мазина.
История любви | Персона | КультураЕлена Костомарова
Примерное время чтения: 7 минут
38123
Сюжет Великие истории любвиДжульетта Мазина и Федерико Феллини в Кремлёвском дворце съездов, 1963 год. / Михаил Озерский / РИА Новости
Легендарный Федерико Феллини родился 20 января 1920 года и стал одним из наиболее влиятельных режиссёров мирового кинематографа.
***
Пятьдесят лет и один день — столько продлился брак Федерико Феллини и его верной супруги, актрисы Джульетты Мазины. Вместе они творили историю мирового кинематографа, существуя в уютном мире грёз и фантазий. В день рождения великого итальянского режиссёра АиФ.ru вспоминает о той, что навеки стала его второй половиной.
Сила притяжения
В 1943 году скромная девочка по имени Джулия Анна училась в Римском университете на филолога, а в свободное время играла в студенческом театре. Она не мечтала стать звездой киноэкрана, но добросовестно подходила к каждому делу, которое ей поручали. Нужно избавиться от северо-итальянского акцента? Помочь в этом могла работа на радио, за которую она охотно взялась. Озвучивать остроумные радиопостановки серии «Чикко и Паллина» было интересно. Сценарии для них присылал загадочный автор, который подписывался именем «Федерико». Вскоре сценаристу предложили перенести историю на экран — так впервые встретились актриса и режиссёр, которым было суждено быть вместе до конца жизни.
Джульетта Мазина в фильме «Дорога», 1954 годОни поженились спустя две недели после знакомства — большой сюрприз для родителей невесты, которые тщетно надеялись на её благоразумие. Церемонию венчания пришлось отложить, чтобы жениха ненароком не забрали на фронт прямо из собора. Только через полгода все приличия были соблюдены: Федерико Феллини и Джулия Анна Мазина стали мужем и женой перед Богом и людьми.
В браке девушка получила новое имя — Джульетта. Так хотел Феллини, великий мечтатель, знавший толк в красоте. Самые невероятные истории в его исполнении были для неё неоспоримой истиной. Джульетта сразу поняла, что Феллини живёт в собственном мире фантазий — и приняла его правила игры. Со стороны казалось, что влюблённые разыгрывают спектакли один за другим, не разделяя вымысел и реальность. Композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Феллини заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта?..» Все гости отлично знали, что супруги не бывали в Австралии, но Мазина только улыбнулась супругу: «Да, милый, там были чудесные артишоки».
Федерико Феллини. Фото: wikipedia.org/ Walter AlbertinФильмы вместо детей
Вскоре после свадьбы Джульетта Мазина узнала о своей беременности, но из-за случайного падения у неё случился выкидыш. Через два года у пары родился сын Пьетро Федерико, который не прожил и двух недель… Джульетта была убита горем, вердикт врачей постановил, что она никогда больше не сможет иметь детей. Федерико предлагал усыновление, но услышал отказ. «Если бездетная пара не распадается, это значит, что связь действительно прочна», — скажет впоследствии Федерико Феллини, добавив, что в их семье детьми стали фильмы.
Спорить с этим утверждением сложно. Джульетта Мазина была полноправным партнёром своего великого мужа. Она устраивала нужные встречи, выстаивала отношения с важными людьми, ведь у Феллини такого таланта не наблюдалось. В 1945 году Джульетта подружилась с режиссёром Роберто Росселини, который и дал Феллини «путёвку в жизнь». Восхищённый деликатной атакой Джульетты, Росселини пригласил её супруга поработать сначала ассистентом, а затем доверил ему кресло второго режиссёра в фильме «Человеческий голос». Первая режиссёрская работа мэтра «Огни варьете» тоже увидела свет благодаря деятельной натуре Джульетты Мазины. Она убедила мужа взяться за работу, а средства помог найти Росселини.
Ещё одна заслуга Мазины — фильм «Сладкая жизнь». Именно она посоветовала мужу обратить внимание на актёра Марчелло Мастроянни, с которым когда-то играла в студенческом театре. Выбор был сделан в его пользу, и лента, вышедшая на экраны в 1960 году, стала одним из главных шедевров мирового кино.
Джульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год«Маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка», — так супругу называл Феллини. Актрисе прочили великую карьеру, но она никогда не претендовала на личную славу и предпочитала сниматься в картинах мужа. Критики говорили, что Мазина привносит в его работы невинность, чистоту и невероятную женственность. Благодаря главной роли в картине «Ночи Кабирии», снятой Феллини, Джульетта Мазина вознеслась на звёздный олимп послевоенной Италии, получив награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале в 1957 году.
Со временем к режиссёру пришло признание, но не богатство. Феллини был ужасно расточителен, он позволял себе заказывать сотни своих любимых алых шарфов и останавливаться в самых дорогих номерах. Следить за бюджетом приходилось Джульетте. У неё не было ни дорогих автомобилей, ни сказочных вилл, ни мехов, ни бриллиантов — только фильмы, которые она называла самым дорогим подарком от супруга.
Джульетта Мазина, Федерико Феллини и Валентина Терешкова на четвёртом Международном кинофестивале в Москве, 1965 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман«Джульетта, теперь ты можешь плакать!»
«Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что всё могло бы сложиться как-то иначе, — говорил режиссёр. — Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда».
В 1993 году на церемонии вручения премии «Оскар» Феллини вручали почётную награду за вклад в киноискусство. Слова благодарности были обращены к супруге, сидящей в зале. «Не плачь, Джульетта!» — попросил Федерико, заметив слёзы радости и гордости на её лице. Через несколько месяцев, 30 октября, они должны были отпраздновать золотую свадьбу, но Феллини попал в больницу с инсультом. 31 октября он скончался, а спустя пять месяцев умерла и Джульетта Мазина, завещав похоронить её с фотографией мужа в руках.
Вместе они покоятся на главном кладбище в Римини, родном городе режиссёра. Надгробие венчает памятник в виде корабля (отсылка к известному фильму «И корабль плывёт…»), на котором сценарист Тонино Гуэрра приказал сделать надпись: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!»
Сокровища Италии. Восемь с половиной фильмов Феллини
Дебют Федерико Феллини в кино состоялся в 1950 году, когда он совместно с Альберто Латтуадой поставил фильм «Огни варьете». Лента рассказывает о провинциальной труппе, вынужденной бедствовать. © Кадр из фильма «Огни варьете», 1950 год
Фильм «Дорога», ставший первой иностранной картиной получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой ленте жена Феллини Джульетта Мазина сыграла свою первую значимую роль в кино – за эту работу она была номинирована на премию BAFTA как лучшая зарубежная актриса. © Кадр из фильма «Дорога», 1954 год
Драма «Ночи Кабирии», рассказывающая историю римской проститутки, принесла Федерико Феллини уже вторую премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». За главную роль в этой ленте Джульетта Мазина получила приз Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса» © Кадр из фильма «Ночи Кабирии», 1957 год
Картина «Сладкая жизнь» признана одним из величайших достижений не только самого Феллини, но и всего европейского кинематографа. Фильм был очень благосклонно принят публикой и критиками, чему в том числе поспособствовала музыка Нино Роты. © Кадр из фильма «Сладкая жизнь», 1959 год
Картина «8 с половиной», главную роль в которой исполнил Марчелло Мастроянни, считается вершиной творчества режиссёра. Эта картина получила две премии «Оскар» в 1964 году и главный приз Московского международного кинофестиваля. © Кадр из фильма «8 с половиной», 1963 год
Идею фильма «Джульетта и духи» Федерико Феллини вынашивал на протяжении десяти лет. Режиссёр снимал его для Джульетты Мазины и, по его собственным словам, стремился «вернуть женщине её подлинную независимость». Картина получила «Золотой глобус» как лучший зарубежный фильм. © Кадр из фильма «Джульетта и духи», 1965 год
Картина «Амаркорд» считается автобиографичной лентой Феллини. Фильм рассказывает о жизни в провинциальном итальянском городке, основой для которого послужил родной для режиссёра Римини. В США «Амаркорд» получил «Оскар» и премию Национального совета кинокритиков США. © Кадр из фильма «Амаркорд», 1973 год
В 1978 году за 16 дней Федерико Феллини в псевдодокументальной манере снял драму «Репетиция оркестра» — лента была выполнена в виде интервью с участниками симфонического оркестра. Лента построена на контрасте слов персонажей и их поступков. © Кадр из фильма «Репетиция оркестра», 1978 год
В 1985 году Феллини снял романтичную комедию «Джинджер и Фред», главные роли в котором исполнили Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Фильм был очень тепло принят в Италии, где собрал множество премий, включая четыре награды «Давид ди Донателло» и четыре премии Итальянского национального синдиката киножурналистов («Серебряная лента») © Кадр из фильма «Джинджер и Фред», 1985 год
Сокровища Италии. Восемь с половиной фильмов Феллини
Дебют Федерико Феллини в кино состоялся в 1950 году, когда он совместно с Альберто Латтуадой поставил фильм «Огни варьете». Лента рассказывает о провинциальной труппе, вынужденной бедствовать. © Кадр из фильма «Огни варьете», 1950 год
Фильм «Дорога», ставший первой иностранной картиной получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой ленте жена Феллини Джульетта Мазина сыграла свою первую значимую роль в кино – за эту работу она была номинирована на премию BAFTA как лучшая зарубежная актриса. © Кадр из фильма «Дорога», 1954 год
Драма «Ночи Кабирии», рассказывающая историю римской проститутки, принесла Федерико Феллини уже вторую премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». За главную роль в этой ленте Джульетта Мазина получила приз Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса» © Кадр из фильма «Ночи Кабирии», 1957 год
Картина «Сладкая жизнь» признана одним из величайших достижений не только самого Феллини, но и всего европейского кинематографа. Фильм был очень благосклонно принят публикой и критиками, чему в том числе поспособствовала музыка Нино Роты. © Кадр из фильма «Сладкая жизнь», 1959 год
Картина «8 с половиной», главную роль в которой исполнил Марчелло Мастроянни, считается вершиной творчества режиссёра. Эта картина получила две премии «Оскар» в 1964 году и главный приз Московского международного кинофестиваля. © Кадр из фильма «8 с половиной», 1963 год
Идею фильма «Джульетта и духи» Федерико Феллини вынашивал на протяжении десяти лет. Режиссёр снимал его для Джульетты Мазины и, по его собственным словам, стремился «вернуть женщине её подлинную независимость». Картина получила «Золотой глобус» как лучший зарубежный фильм. © Кадр из фильма «Джульетта и духи», 1965 год
Картина «Амаркорд» считается автобиографичной лентой Феллини. Фильм рассказывает о жизни в провинциальном итальянском городке, основой для которого послужил родной для режиссёра Римини. В США «Амаркорд» получил «Оскар» и премию Национального совета кинокритиков США. © Кадр из фильма «Амаркорд», 1973 год
В 1978 году за 16 дней Федерико Феллини в псевдодокументальной манере снял драму «Репетиция оркестра» — лента была выполнена в виде интервью с участниками симфонического оркестра. Лента построена на контрасте слов персонажей и их поступков. © Кадр из фильма «Репетиция оркестра», 1978 год
В 1985 году Феллини снял романтичную комедию «Джинджер и Фред», главные роли в котором исполнили Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Фильм был очень тепло принят в Италии, где собрал множество премий, включая четыре награды «Давид ди Донателло» и четыре премии Итальянского национального синдиката киножурналистов («Серебряная лента») © Кадр из фильма «Джинджер и Фред», 1985 год
Федерико ФеллиниДжульетта Мазинаистория любвилегендарные актеры и режиссеры кино
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
Художник и муза: Федерико Феллини и Джульетта Мазина
31. 12.2014
2 комментария
«Я не помню нашу первую встречу. Правда в том, что я родился в тот день, когда впервые увидел Джульетту.» — Federico Fellini
Есть несколько пар, чья совместная работа производит такие прекрасные работы, как Джульетта Мазина и Федерико Феллини, возможно, не самая гламурная из голливудских пар, но, безусловно, идеальная пара. Джульетта Мазина начала свою карьеру студенткой университета в Риме. Она познакомилась с г-ном Феллини, тогда еще молодым сценаристом, когда работала актрисой на радио в Италии военного времени. Услышав, как она прочитала написанную им часть, Феллини позвал ее на обеденное свидание. Они поженились через год, в 1943. Феллини умер на следующий день после 50-летия их свадьбы, а его жена умерла от рака всего несколько месяцев спустя. Феллини прозвал свою Мазину «Lo Spippolo», что означает любую мелочь, которая вызывает нежность, и в своих фильмах он хорошо передает эту любовь и вдохновение.
La Strada Этот фильм прославил Масину, а также принес Феллини еще одну премию Оскар. «La Strada» переводится как «дорога», и это действительно роуд-муви. Силач Зампано (Энтони Куинн) приезжает в приморскую деревню, чтобы купить второго помощника у обедневшей женщины, которая уже продала ему свою старшую дочь Розу, которая умерла на его попечении. Хотя это разбивает ей сердце, женщина принимает 10 000 лир в обмен на Гельсомину (Масину), наивную наивницу. Он одевает ее как клоуна и учит бить в барабан и передавать шляпу до и во время своего жалкого поступка: разбить цепь грудью. Хотя он оскорбляет ее как физически, так и сексуально, Джельсомину больше всего ранит безразличие Зампано к чудесам дороги, с которыми они сталкиваются. В конце концов Джельсомина убегает и встречает Иль Матто (Дурака), канатоходца из соседней деревни. С крыльями и колготками с изображением шмеля, он явно полная противоположность Зампано. Цирковые люди приглашают Джельсомину присоединиться к ним, затем Иль Матто просит ее уйти с ним, но она остается ждать Дзампано. Пытаясь убедить Джельсомину в собственной самооценке, Иль Матто говорит: «Все в этом мире для чего-то годится. Возьмем, к примеру… этот камень». «На что он годен?» она спрашивает. «Я не знаю… но это определенно имеет свою пользу. Если бы это было бесполезно, то все было бы бесполезно — даже звезды.» Джельсомина считает, что эта мудрость означает, что ее место с Зампано.
В роли Джельсомины Джульетта Мазина буквально одета как клоун, в огромных туфлях, брюках и мешковатой шляпе. Ее выступление вдохновило на сравнение с Чаплином при первом просмотре, и ясно, почему, с этой шляпой и этими большими общительными глазами. Грустное клоунское лицо Джельсомины остается самым запоминающимся изображением фильма, ярким даже в черно-белом изображении. Для Феллини La Strada представляет собой перекрестное опыление его отмеченных тенденций как к строгому неореализму, так и к символическому экспрессионизму, действуя как ступенька к его одноименному стилю, который впоследствии породил его величайшие работы: 8 1/2 и Ночи Кабирии .
Затем, три года спустя, вышло величайшее сотрудничество Феллини и Мазины: Nights of Cabiria . Шедевр, который часто упускают из виду, реалистично, но в то же время серьезно комично рассказывает о (зло)приключениях римской проститутки, которой удается сохранять оптимизм, несмотря на бесконечную череду обескураживающих событий. Кабирию бросают, подбирают, прячут, находят и снова бросают, но сцена магического шоу примерно в середине фильма заключает в себе большое количество тем, как и любой кинематографический сегмент, который я видел.
Поддавшись напору публики, Кабирия присоединяется к фокуснику на сцене, но ее засыпают печально точными вопросами и суждениями об образе жизни, который она так старалась держать в секрете. Кабирия загипнотизирована и невольно становится актрисой, комбинируя притворство, свое прошлое и свои мечты. Шоу символизирует перекресток в отношениях Кабирии. До этого она знала только чистое горе — в конце концов, фильм начинается с того, что бедную девушку толкает в воду любовник, надеющийся ее утопить. Но после этого она готова принять кого-то в свою жизнь, ослабив бдительность, которую она поддерживает, даже если это только для того, чтобы насладиться вниманием, которое она получает. |
Феллини использует освещение и настройки, чтобы отразить настроение Кабирии. Как следует из названия, большая часть картины происходит по вечерам, когда главная героиня купается в тенях, но в более манящие и оптимистичные моменты мы лучше видим ее лицо, позволяя нам впитать ее чистую улыбку. По иронии судьбы, финальный акт (не считая почти идеальной финальной сцены, когда Кабирия идет по улице в сопровождении музыкальной труппы) происходит на утесе на закате, точном средоточии света, который смотрит прямо в ее измученную душу, сияющее солнце, яркий дух, который неизбежно будет поглощен наступающей тьмой.
Вместе они создали красоту, олицетворяя симбиотические отношения, которые все художники стремятся найти со своими музами, где их таланты процветают и развиваются больше всего, когда они вместе. И Мазины, и Феллини нет уже двадцать лет, но их общее наследие блестящих фильмов живет и будет жить еще двадцать лет, и еще, и еще…
2 комментария
Превышение Все области: Федерико Феллини
Итальянский режиссер Федерико Феллини в костюме и с солнцезащитными очками в руках среди актрисы Валентины Кортезе и его жены Джульетты Мазины перед отелем Excelsior, Лидо, Венеция 1955. Фото Archivio Cameraphoto Epoche/Getty Images.Федерико Феллини был самым чрезмерным итальянским режиссером ХХ века. В фильмах, наполненных мечтами, фантазии, сюрреализма, выдумки и своего рода циркового рококо, он создал одни из самых пышных образов кино, апогей танца Аниты Экберг в фонтане Треви. Родился в семье среднего класса в Римини, городе на Адриатике. побережье, которое с тех пор назвало аэропорт в его честь, Феллини рано увлекся Гранд Гиньолем и Данте. в карикатуры, которые он рисовал, и шутки, которые он писал для сатирического журнала Marc’Aurelio; в 19он гастролировал по Италии с труппе водевиля, год, который он считал самым важным в своей жизни. Призван в Авангардисты (а. обязательная фашистская группа для юношей), аполитичный Феллини сумел уклониться от призыва в армию с подарком за обман он будет оттачивать десятилетиями.
В 1945 году Феллини прорвался как сценарист мастера неореализма Роберто Росселлини на Rome, Open Город , который Мартин Скорсезе с тех пор назвал «самым драгоценным моментом в истории кино» (Жан-Люк Годар также пошутил: «Все дороги ведут к Рим, Открытый Город »). Его сценарий был номинирован на «Оскар» (в итоге он получил пять), но Феллини отошел бы от неореализма, столь же амбивалентного общепринятому стилю итальянского кино, как и национальная политика, футбол и католицизм. Одна биография предполагает, что он хотел дать Paisà , его следующий сотрудничество с Росселлини, «ощущение пейзажа де Кирико». Гор Видал считал его «по существу художником». а не повествовательный художник», теория подтверждается собственными пробными камнями Феллини. «Мы должны сделать фильм похожим на Скульптура Пикассо», — сказал он коллеге-писателю Туллио Пинелли. «Разбейте историю на части, а затем соберите ее вместе по нашей прихоти».
Солипсист-перфекционист, он сам писал все свои сценарии и утверждал, что ему не нужны продюсеры: «Мне нужен только мужчина кто даст мне денег». Он много раз одержимо пересматривал свои собственные фильмы и редко — фильмы других режиссеров. (хотя он открыто восхищался Бунюэлем, Бергманом и Куросавой). «Даже если бы я задался целью снять фильм о филе камбалы», он утверждал, что «это будет обо мне». Хотя в наши дни его канон почитается критиками, в то время каждый новый Феллини релиз вызвал бурю негодования, особенно в Италии. Его продюсер на I Vitelloni (1953) назвал его «садист, а тебе нравится уродство». В La strada (1954), за которую он получил свой первый из пяти Оскаров, он снял Американский актер Энтони Куинн в роли силача и его жена Джулетта Массина в роли маленького клоуна. Он вырос разочаровались в их социальной символике: раньше клоуны были «карикатурой на устоявшуюся, упорядоченную, мирное общество. Но сегодня все временно, беспорядочно, гротескно. Кто еще может смеяться над клоунами? Весь мир теперь играет клоуна». (Бог знает, что бы он сделал с нынешним потоком жутких наблюдений за клоунами…)
Два его самых красивых фильма, La Dolce Vita (1960) и Otto e Mezzo (1963), являются кульминацией послевоенное итальянское искусство. Прежние пенятся классовыми и иконоборческими образами, как статуя Христа, свисающая с вертолет, но (как и Лихорадка субботнего вечера ) имеет гораздо более мрачный тон, чем глянцевое общественное движение, которое оно породил; фильм получил Золотую пальмовую ветвь, но Феллини был осужден как «публичный грешник» и оплеван на улице. Из его необычная вступительная последовательность, Отто и Меццо , или 8½ , деконструирует романтические и художественные конфликты кинорежиссера (которого играет экранный герой Феллини). alter ego Марчелло Мастроянни) через юнгианскую призрачную фильтрацию. После того, как Otto e Mezzo получил Оскар за Лучший иностранный фильм, образность фильмов Феллини стала еще более ненормальной, со следами парапсихологии и ЛСД он принимал под наблюдением своего психоаналитика. Satyricon (1969), приправленный древними оргиями с обезглавливание и эфебофилия; постер к Buñuelian vignette-romp Рома (1971) на всех была безликая женщина четверки с тремя рядами груди; Amarcord (1973) представлял собой показ религиозной моды, монахини которого катались на роликах. мимо окутанных паутиной скелетов; Похотливый старый буфер Дональда Сазерленда в Casanova (1976) соблазняет монахиню, горбатая нимфоманка и механическая кукла.
Неудивительно, что эта диковинная мужественность пронизывала его личную жизнь. Феллини был отъявленным аферистом. упомянул «ненасытного дракона» у себя в штанах и заявил, что «легче быть верным ресторану». чем для женщины». Бывшая любовница Жермен Грир, которую он снял в Казанова , сказал, что подвернулся к ней маленьком тосканском домике и надела коричневую шелковую пижаму с белым кантом. «Сексуальные спортсмены стоят два пенса дюжина. Феллини был многогранным гением. Я не надеюсь снова встретить ему подобных». Каждые пару часов он звонил своему бедная жена Джульетта, на которой он женился в 1943 году и которая оставалась с ним до самой его смерти.
Действительно, Феллини был отъявленным лжецом. Настороженно относится к журналистам (и не случайно он назвал La Dolce Vita знаменитый фотограф Папараццо в честь итальянского жаргонного слова «комар», слово, которое теперь является частью международного лексикона), он часто дразнил их одержимость «смыслом» и упрощенными ответами: он придумал историю, которую он убежал в цирк в детстве (чтобы «объяснить» свою любовь к циркам) и пошутил, что «8½» — это возраст, в котором он потерял девственность. Согласно The Telegraph, он также сказал бесчисленное количество медицинской белизны, чтобы избежать социальных обязательств: ноги в гипсе, несчастные случаи, больная жена или мать, растяжение лодыжки в аэропорту, внезапные приступы головокружения и ряд сердечных приступов. Он в конце концов умер от инсульта в 73 года, в тот же день, что и Ривер Феникс. Софи Лорен, которая подарила Феллини почетный «Оскар» за заслуги перед жизнью, сказал, что «великий свет погас, и теперь мы все во тьме».
Но мы, София? Многие из самых выдающихся новаторов современности, от Терри Гиллиама до Дэвида Линча, подсвечены Влияние Феллини, которое он называл своей «бесконечной страстью жизни». Согласно его некрологу в New York Times (одному из изобилует красивыми фразами, которые трудно не украсть), Феллини сравнил свое ремесло с прикладыванием термометра к беспокойному мир и обнаружение высокой температуры. «Я хотел бы быть таким же хорошим, как природа, которая ливнем производит цветы и трава, чтобы покрыть разрушения.