09.04.2025

Домашние обязанности в семье: Домашние обязанности: как распределить, чтобы жить в чистоте и мире

Содержание

Домашние обязанности: как распределить, чтобы жить в чистоте и мире

Совместная забота о домашнем уюте наряду с верностью и гармоничными сексуальными отношениями делает брак счастливым. Разбираемся, как справедливо разделить домашние обязанности с партнёром.

У нас есть телеграм-канал! Подписывайтесь, чтобы первыми читать самые интересные статьи и участвовать в обсуждениях.

Опрос 2016 года показал, что почти треть российских семей ссорятся из-за распределения домашних обязанностей. 8% даже разводятся из-за разногласий в бытовых вопросах. Около 60% взрослых людей независимо от пола, семейного положения и наличия детей считают, что важно заботиться о чистоте дома вместе.

Женщинам, как правило, приходится уделять больше времени неоплачиваемой работе по дому. По информации Американского исследовательского центра Пью, они тратят в среднем 16 часов в неделю на домашние дела и 12 часов на заботу о детях. У мужчин на этот уходит 9 и 7 часов соответственно. В России женщины занимаются домом в среднем в два раза больше, чем мужчины.

Не во всех семьях обсуждают распределение домашних обязанностей. Предполагается, что уход за домом — женское дело, а мужчина может только «помогать». Если партнёров такое положение дел не устраивает, пора обсудить, как распределить домашние обязанности, чтобы все были довольны.

Что такое вторая смена и как она влияет на работающих женщин

Шаг 1. Обсудите проблему с партнёром

Оксана Стрижкова

Практикующий психолог. Окончила ЮУрГУ по профилю «Психодиагностика и консультирование» и МГУ по программе «Социальная психология»

Говорите в комфортной обстановке

Важно, чтобы оба были настроены на разговор. Постарайтесь учесть настроение собеседника. Если партнёр не готов обсуждать проблему прямо сейчас, предложите ему выбрать другое время для беседы.

Придерживайтесь позиции Взрослого

Не стоит вести диалог из позиции Ребёнка. Например, капризничать, демонстрировать слабость, обижаться и дуться. Не подойдёт также позиция Родителя. Не нужно отчитывать партнёра, как провинившегося малыша, и требовать, чтобы он соответствовал вашим ожиданиям.

Лучше всего обсуждать проблемы как два взрослых человека. Вы равны и договариваетесь как партнёры. У каждого есть право голоса. Ваши интересы и чувства одинаково важны и достойны внимания.

Используйте «я-выражения»

Постарайтесь не перекладывать на партнёра ответственность за ваши желания и чувства. Если использовать формулировки «ты сделал», «ты должен», «ты всегда так поступаешь», «ты никогда не замечаешь» и подобные, у партнёра может возникнуть защитная реакция. В ответ на «тыканье» хочется прекратить диалог или напасть в ответ. Беседа может перерасти в ссору. Чтобы этого не произошло, старайтесь говорить о своих чувствах и используйте «я-выражения». Например, «я считаю», «я чувствую», «мне хочется», «мне неприятно, когда делают так».

Будьте готовы к отказу

Уважайте мнение партнёра. Обсуждение не должно быть формальным, когда по факту всё решено и права отказаться у партнёра нет. Уважайте границы другого человека и не забывайте про собственные. Это позволит не перетягивать одеяло на себя и не нападать на партнёра.

Напоминайте о важности обсуждаемой проблемы для обоих

Цель диалога — не выставить кого-то виноватым или заставить что-то сделать. Помните, что вы оба хотите одного и того же: сделать совместную жизнь более комфортной. Не сверяясь с партнёром и не зная его мнения, достигнуть этого не получится.

Возьмите паузу, если обсуждение становится слишком напряжённым

Помните, что успешный диалог не может зависеть только от одного человека. Пауза нужна, чтобы успокоиться, сформулировать своё мнение и отделить его от мнения другого человека. Это поможет сделать диалог более нейтральным и избежать ссоры.

Шаг 2. Проверьте, как вы делите домашние обязанности сейчас

Некоторые дела занимают много времени, но остаются невидимыми. Например, ежедневная готовка и мытьё посуды. Или оказываются более трудозатратными, чем можно представить. Например, оплата счетов.

Чтобы определить, справедливо ли разделены домашние обязанности, можно пройти небольшой тест. В нём выделены основные дела по дому: готовка, мытьё посуды, стирка, глажка, мытьё полов, уборка сантехники и так далее. Ответив на вопросы, вы увидите свой вклад в заботу о доме.

Потребности каждой семьи могут быть разными. Например, когда есть маленькие дети или домашние животные. Если тест вам не подошёл, попробуйте завести дневник домашних обязанностей. Заполняйте его вместе с партнёром в течение недели. Пусть каждый записывает всё сделанное на благо дома. Не забудьте указать время, которое занимает та или иная задача.

Важно не обесценивать свой труд и вносить в дневник даже те дела, которые приносят удовольствие. Например, если вам нравится наводить порядок в шкафу и вы полдня сортировали одежду, стирали её, развешивали по полочкам и кайфовали — это тоже считается.

Дневник решит сразу две задачи. Во-первых, покажет вклад каждого из вас в семейный комфорт. А во-вторых, поможет определить количество необходимых дел по дому.

Шаг 3.

Составьте список дел и договоритесь о стандартах чистоты

На основе дневника составьте список дел для вашего дома. Не вносите туда что-то только потому, что так принято. Возможно, вы решите не мыть полы раз в неделю, а вместо этого почаще собирать пыль и крошки с помощью пылесоса. Или готовить самостоятельно только по выходным, а в будни заказывать доставку.

Задачи по дому можно разделить на несколько категорий.

Рутинные дела выполняют с определённой периодичностью. Например, готовить еду, мыть посуду, кормить кота и застилать постель нужно каждый день. Закупать продукты, стирать и пылесосить — раз в неделю. Оплачивать коммунальные счета — раз в месяц. Можно составить чёткий график рутинных дел.

Сезонные дела возникают один или несколько раз в год. Помыть окна, поменять резину с летней на зимнюю, перебрать гардероб, собрать яблоки в саду у бабушки — примеры сезонных дел. Они повторяются из года в год. Их можно спрогнозировать и внести в календарь.

Неожиданные дела появляются время от времени. Прорвало унитаз, сломался холодильник, а ребёнку для завтрашнего урока технологии нужно ведро каштанов — такие задачи трудно прогнозировать, а реагировать на них нужно быстро.

Шаг 4. Распределите дела так, чтобы всем было комфортно

Список домашних обязанностей готов. Теперь каждому члену семьи надо распределить дела по трём колонкам: делаю с удовольствием, готов делать, не хочу делать. Отталкиваясь от этого, разделите задачи примерно пополам. Например, если один из партнёров любит пылесосить, пусть это будет его обязанностью. Если мыть посуду готовы оба, то это можно делать по очереди.

Дела, которые не нравятся никому, можно делегировать. Например, периодически приглашать клининговую компанию для мытья полов и сантехники. Или заказывать доставку продуктов, чтобы не таскать тяжёлые сумки самим. Если нет возможности делегировать неприятную задачу, договоритесь выполнять её по очереди.

Ещё один вариант — распределить задачи по сферам. Например, один отвечает за приготовление еды. Он планирует меню, закупает продукты и приводит кухню в порядок после готовки. А другой занимается уборкой. Соответственно, именно он выбирает бытовую химию и следит, чтобы дома всегда был стиральный порошок и средство для мытья посуды.

Распределяя домашние обязанности, постарайтесь не ориентироваться на гендерные стереотипы или традиции родительской семьи. Например, ваш муж не обязан мыть обувь только потому, что у родителей всегда отвечал за это папа.

Как живут пары, которые наплевали на гендерные роли

Шаг 5. Помогите новым обязанностям войти в привычку

Не торопите себя и дайте новому графику уборки устояться. Выделите в расписании конкретное время для заботы о доме. Чтобы не забывать запустить стирку или заказать продукты, поставьте напоминалки на телефоне или повесьте на видное место планер. Также можно использовать приложения для отслеживания привычек.

Постарайтесь избавиться от всех препятствий на пути к чистому дому. Купите функциональную бытовую технику, которая облегчит жизнь. Например, стиральная машина с функцией сушки может избавить от необходимости развешивать бельё. Позаботьтесь, чтобы средства для уборки были под рукой. Своевременно меняйте тряпочки. Купите удобную швабру для мытья пола. Чем легче будет убираться — тем больше вероятность, что вы действительно будете это делать.

Шаг 6. Не бойтесь отклоняться от плана

Не относитесь к графику домашних обязанностей слишком серьёзно. Если у партнёра завал на работе, возьмите часть его домашних дел на себя. И не стесняйтесь просить о помощи, если устали. Это не значит, что вы нарушаете договор. В семье поддерживают друг друга.

Старайтесь правильно расставлять приоритеты и периодически устраивайте себе каникулы от домашних забот. Иногда можно забить на гору посуды в раковине и провести время вместе за приятными делами: посмотреть кино или прогуляться в парке.

Мне не нравится секс с партнёром. Как об этом поговорить?

«Я принципиально не прятала живот на свадьбе». Как принять незапланированную беременность

Как распределить домашние обязанности между всеми членами семьи и чем тут могут быть полезны дети — статья на ТЧК

Не секрет, что большинство ссор в семьях рождается на почве бытовых вопросов. Конечно, радикальный способ решения этой проблемы есть – нанять штат прислуги или домработницу. Но такой прием не всем по карману. Зато можно сообща распределить домашние обязанности между детьми и взрослыми.

Кто за что отвечает

Привлекать к домашнему труду нужно всех членов семьи, даже малышей. По наблюдениям педагогов и психологов, дети, у которых есть обязанности по дому, более успешны в учебе, дисциплинированны, организованны и коммуникабельны, легче налаживают контакты со сверстниками и учителями, чем те ребята, которые не оказывают помощь родителям.

Привлекать младшее поколение к домашней работе надо правильно: специалисты считают, что платить за выполнение обязанностей не стоит (подробнее мы писали об этом в статье «Нормально ли платить ребенку за пятерки и с какого возраста можно начинать давать ему карманные деньги»).

Какие обязанности можно поручить детям

  • Уже двухлетнего карапуза можно разово попросить что-то подержать, отнести свою тарелочку и ложечку в мойку или развесить свои носочки на сушилке.
  • В три года мальчики и девочки способны собрать и разложить свои игрушки, книжки, фломастеры и альбомы по местам, а также вытереть со стола пролитый сок или компот.
  • С наступлением четырехлетия малыши вполне справятся с сервировкой стола (конечно, под чутким руководством мамы), с кормлением домашнего питомца, вытиранием пыли с не очень сильно заставленных поверхностей и даже с загрузкой посудомоечной машины.
  • В пять лет дети бодры и полны энергии: самое время поручить им самостоятельно убирать свою комнату, сортировать белье для стирки (белое отдельно от цветного) и даже помогать чистить и мыть семейный автомобиль!
  • К шести годам девочки и мальчики готовы пылесосить полы, поливать комнатные растения, убирать за домашним питомцем, развешивать постиранное белье, греть еду в микроволновке и готовить бутерброды.
  • Семилетки справятся с выносом мусора (они уже выросли настолько, что способны перебросить пакет в высокий бак без риска уронить его себе на голову), с выгулом собаки некрупной и неагрессивной породы, с глажкой небольших вещей и даже могут помочь родителям с транспортировкой сумки с продуктами от магазина до дома.
  • В восемь-девять лет школьникам можно поручить мыть полы, посуду, пришивать пуговицы или зашивать небольшие дырки, совершать небольшие покупки в магазине (молоко, хлеб).
  • Десятилетние ребята смогут приготовить простые блюда на всю семью (яичницу, омлет, гренки), поменять постельное белье и задать режим стирки стиральной машины, присмотреть за младшими братьями и сестрами, купить продукты по списку и донести их до дома самостоятельно.

Конечно, слова «может» и «способен» не означают «должен». Ребенку ведь нужно играть, гулять и делать уроки, а не все свободное время трудиться по дому. Лучше выделить сыну или дочери какой-то один фронт работ, за который он или она будет нести полную ответственность.

Как распределить обязанности между остальными членами семьи

  • Для начала составьте список дел, которые выполняют оба супруга и дети по дому. Постарайтесь не забыть даже мелочи: например, «загружаю белье в стиральную машину и выбираю режим стирки».
  • Выделите постоянные задачи и временные. К примеру, посуду требуется мыть ежедневно, а окна – раз в сезон.
  • Затем обсудите, есть ли добровольцы. Может оказаться, что сын не против каждый день гулять с собакой, а муж просто мечтает постоять у плиты. Если нет, тут ничего не поделать: кажется, вам пора воспитывать смирение и насаждать командно-ориентированные отношения.
  • Выберите ответственного за выполнение каждой задачи.
  • Определите срок и периодичность выполнения домашних обязанностей. Например, по четным числам мусор выносит ребенок, по нечетным – папа.
  • Повесьте «напоминалку» с графиком выполнения и списком запланированных дел.

А теперь давайте обсудим: кто за что отвечает в вашей семье?


Полный список домашних дел для взрослых и детей

Работа по дому не только поддерживает чистоту и порядок, но и является отличным способом поддержания порядка и дисциплины в доме. Более того, это может стать отличным опытом для всей семьи, когда у родителей и детей есть обязанности по уборке, которые нужно выполнять ежедневно, еженедельно, ежемесячно или даже ежегодно.

Но прежде чем вы сможете содержать свою жилую площадь в идеальном порядке, вам понадобится главный список домашних дел, чтобы распределить задачи поровну. Кто убирает стол в гостиной? Кто отвечает за мытье посуды? Как часто нужно мыть пол?

Когда вы, наконец, ответите на эти вопросы, вы и ваши дети сможете начать придерживаться обычного распорядка, чтобы дом всегда оставался чистым, организованным и свободным от грязи.

Если вы еще этого не сделали, не волнуйтесь! В этом руководстве мы научим вас всему, что вам нужно знать о составлении идеального списка домашних дел для вас и вашей семьи.

Ежедневные обязанности

Чтобы дать вам хорошее представление о том, что включить в свой список, вот несколько примеров повседневных дел:

  • Шипление и затирание на полу
  • Паккуум коврики и ковров
  • мытья посуду и кухонные посуды
  • Очистка и дезинфекция кухонная зона
  • Корминги и чистящие ящики для приготовления
  • .
  • Уборка ванных комнат
  • Вытирание пыли и протирание домашней мебели и сантехники
  • Вынос мусора

Еженедельные обязанности

Для задач, которые можно выполнять по крайней мере один или два раза в неделю, перечислите их все выполненные и поместите в эту категорию еженедельных домашних дел. Вот несколько хороших примеров:

  • Смена и стирка постельного белья
  • Глубокая чистка полов и ковров
  • Глубокая чистка ванной комнаты
  • Глубокая чистка одежды и другой одежды
  • Замена ковров, полотенец и штор
  • Стрижка и сад
  • Мойка автомобиля

Ежемесячные работы по дому

Для тяжелых работ, таких как глубокая чистка дома и мебели, перечислите их в ежемесячной категории:

  • Глубокая чистка окон
  • Глубокая чистка кухонных приборов
  • 20020 Разморозка2 901 Холодильник 90 уход за домашними животными
  • Чистка и замена воздушных фильтров кондиционера
  • Чистка и замена оконных жалюзи
  • Пылесосить мебель и шторы

Ежегодные работы по дому

Будь то ежегодная весенняя уборка или ежегодное техническое обслуживание, всегда включайте ежегодные задачи в свой список работ: предметы и приспособления

  • Уборка и организация гаража
  • Передача старой одежды и обуви
  • Обрезка деревьев и кустарников

  • Разбивка по работе по дому

    После того, как вы окончательно сузили круг своих домашних дел, пришло время разбить их по категориям и отдельным лицам. Это идеальное время, чтобы поровну разделить задачи и делегировать их каждому члену семьи. Вы можете добиться этого, выполнив следующие действия:

    1. Создайте индивидуальные списки

    Перед тем, как поручить эти обязанности, вам необходимо учитывать возраст и способности каждого члена семьи. Это поможет предотвратить слишком сильное давление на кого-либо из участников, а также оправдать ваши ожидания как родителя. Естественно, вы должны давать легкие и простые задания маленьким мальчишкам, а более сложные — своим подросткам или молодым людям.

    2. Персонализируйте списки дел

    Чтобы упростить задачу для всех, постарайтесь персонализировать задачи в соответствии с сильными сторонами и интересами каждого члена семьи. Например, поручить мыть или вытирать посуду тому, кто любит это делать больше всего. Это также может относиться к уборке автомобиля, вытиранию пола или даже к заправлению постели! Идея здесь в том, что каждый может работать намного лучше и быстрее, если ему интересно то, что он делает.

    Окончательный шаблон домашних дел

    Нет времени составить собственный список домашних дел? Считайте, что сделано!

    Обязательно загрузите шаблон Ultimate chores, сохранив изображение ниже:

    Читать похожие сообщения

    Как организовать свой гардероб — лучшие советы по организации шкафа

    29 сентября 2020 г.

    Полное руководство по стирке

    17 сентября 2020 г.

    Как почистить белую обувь, чтобы она выглядела совершенно новой

    13 сентября 2020 г.

    Уважаемые клиенты, в связи с ситуацией с COVID все уборки теперь включают дезинфекцию часто используемых поверхностей!

    Разделение семейных обязанностей по дому

    Когда ваш день заканчивается, вы можете размышлять о стрессах повседневной жизни. Стресс на работе и дома может повлиять на благополучие человека и семьи в целом. Даже мытье посуды может спровоцировать ссору или некоторое недопонимание между супругами и их детьми, если фактором является стресс. Споры из-за работы по дому могут медленно подталкивать людей к ссорам и обострять отношения. Некоторые из вас могут подумать, что такие споры поверхностны, но это происходит каждый день.

    Неравное распределение обязанностей по дому является причиной 30% разводов. Если один человек делает больше, чем другой, качество жизни этого человека может ухудшиться.

    Обиды, возникшие из-за несправедливой нагрузки, не стоят обострения. Старайтесь делить обязанности поровну – так лучше для ваших отношений!

    Стирка, уборка, покупка продуктов, уборка пылесосом и другие работы выполняются на регулярной основе. У некоторых людей нет проблем с их выполнением, а некоторые находят это неприятным, но должен быть баланс обязанностей, чтобы это сработало.

    Если есть дети старше 5 лет, их следует обучить легким домашним делам. Заправлять постель каждое утро — хорошее начало.

    Дети в возрасте от 10 до 13 лет должны уметь пылесосить, выносить мусор и мыть посуду.

    Если у вас есть подростки, покупка продуктов может облегчить бремя, или они могут мыть машину раз в неделю. Они также могут помочь навести порядок в доме.

    Разделение семейных обязанностей

    Каждая семья уникальна и будет иметь собственное решение при распределении домашних обязанностей. Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам разделить обязанности и приступить к работе.

    1. Групповой подход

    Пары с детьми лучше всего умеют работать в команде, потому что каждый родитель знает общую картину и общие потребности семьи. Составьте список регулярных дел и частых действий, которые должны происходить в доме. Это может включать приготовление пищи, уборку, мытье машины и т. д.

    У подростков должны быть свои обязанности по уборке. Назначьте, кто будет убирать со стола, мыть посуду на ночь и выносить мусор. Эти простые домашние дела научат их быть ответственными и помогать друг другу.

    2. По очереди

    По очереди каждый день или каждую неделю для выполнения определенных домашних дел. Это научит всех в доме, как выполнять каждую работу по дому, и не будет так скучно делать одно и то же каждый раз. Но следите за тем, чтобы каждый ход был честным. Например, в течение определенной недели ваша вторая половинка будет заниматься стиркой, покупками продуктов и отвозить детей в школу, и наоборот.

    Проверьте, кто отвечает за определенную задачу, и посмотрите, делает ли один член семьи больше, чем другие.

    3. Пол не имеет отношения к работе по дому

    Ваши дети, скорее всего, скажут, что это задание только для девочек, а это задание только для мальчиков. Каждому нужно научиться чему-то новому или разнообразным навыкам. Научите своих детей, как делать эти навыки и как быть ответственными, и они будут знать ценность равенства и справедливой работы.

    4. Справедливость

    Цель распределения каждой работы по дому между членами семьи состоит в том, чтобы быть справедливым и создать ощущение, что другие члены семьи поддерживают их. Составьте список распределения обязанностей (ниже мы покажем, как это сделать) и посмотрите. Дайте обратную связь и расскажите о любом несправедливом распределении обязанностей.

    5. Составьте список дел по дому

    Составьте список дел, в котором показаны все задачи для каждого члена семьи. Запланируйте каждую задачу для каждого члена и сделайте их ответственными за выполнение своих обязанностей. Вы можете написать его на листе бумаги, в таблице, в календаре или на доске.

    Вы также можете скачать и распечатать бесплатный интерактивный список еженедельных работ по дому (21.08). Этот список дел даст вам список дел по категориям, где вы можете назначить членов семьи и отметить выполненные пункты.

    Как использовать список дел на неделю (21.08)    

    Шаг 1. Загрузите список дел на неделю в формате PDF

    Список дел на неделю (21.08) — один из наших самых популярных бесплатных интерактивных списков продуктивности.

    Щелкните здесь, чтобы загрузить список дел на неделю в формате PDF

    Шаг 2. Выберите способ использования списка дел на неделю

    Вы можете использовать список дел двумя способами:

    • Щелкните список дел на неделю ( 20.18) в списке PDF и распечатайте его.
    • Нажмите на Список еженедельных дел в формате PDF и введите свои задачи в интерактивном списке. Каждая категория задач разделена по обязанностям и обязанностям, где вы можете написать имя назначенного члена семьи.
    • Сохраните PDF-файл, когда закончите, и отправьте его по электронной почте членам семьи или убедитесь, что его легко найти на домашнем компьютере.

    Шаг 3: Заполните список

    Напишите или напечатайте имена и задачи для каждой категории и отметьте все выполненные задачи.

    Наглядный пример списка дел на неделю

    Ниже приведен пример снимка экрана интерактивного списка дел на неделю

     

    Все списки дел прекрасно оформлены и полностью интерактивны — печатайте прямо в списках , поиск и сохранение.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *