20.09.2024

Детские небылицы для 2: Придумать небылицу для 2 класса

Таёжные были и небылицы – Иркутская областная детская библиотека имени Марка Сергеева

Новые поступления

Мероприятия

Январь 2023

ПнВтСрЧтПтСбВс

1

2

  • org/Event»> Сказочница Марфа читает сказку Виктора Кухаркина «Жила-была Лиса». 0+

3

  • Сказочница Марфа читает новогоднюю сказку Михаила Пляцковского «Какая бывает зима».

4

5

6

7

8

9

10

  • Коляда-театр «Светлый праздник Рождества – нет счастливей торжества!». 6+

11

  • org/Event»> Коляда-театр «Светлый праздник Рождества – нет счастливей торжества!». 6+

12

13

14

15

16

  • Проект «Мир детской книги. Художники-иллюстраторы».

17

18

  • Литературно-творческое занятие «Зимняя прогулка с книжкой». 0+
  • Проект приобщения детей к народной культуре и фольклору «К мудрости ступенька»

19

  • org/Event»> Проект «Литературный сундучок».
  • «В гостях у бурундука Сени». Встреча с иркутским писателем Евгением Хохряковым. 6+

20

21

22

23

24

  • «Во имя Победы». Историко-героический час, посвященный 120-летию со дня рождения генерала А. П. Белобородова. 12+
  • Проект «Литературный сундучок».

25

  • Мультфильм студии анимации «МультиПульти». 6+

26

  • Литературно-музыкальный вечер-портрет о кинорежиссере Леониде Гайдае «Король комедии из Иркутска». 12+

27

  • Проект «PROчтение и PROкниги» – популяризация творчества отечественных писателей.
  • Сказка мудрости полна». Мультпросмотр с обсуждением сказки Г.-Х. Андерсена «Оловянный солдатик» (к 185-летию сказки). 6+

28

29

30

31

Литературная мини-викторина

 Загрузка . ..

Наши друзья

Что такое небылицы — HintFox

Летом мы ездили к папиной бабушке в Нижний Новгород. Купались и загорали на Волге, ездили на экскурсии по городу. Перед отъездом прабабушка подарила книгу, которую читал мой папа в детстве. В ней были смешные стихи, которые мне очень понравились. Как называются стихи, в которых рассказывается, о том чего не бывает?

Чтобы найти ответ на наш вопрос мы обратились к словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой , заглянули в словарь В. И. Даля. Они пишут, что небылицы — это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле, используется в народном творчестве. Корней Чуковский, который писал, что небылицы — представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоничному развитию детей. Ребенок начинает играть не только с помощью подручных средств (кубиков, пазлов, картинок), но и мыслями. Изменение предмета или выбранного объекта и его функций, а также наделение предмета новыми, неприсущими ему признаками являются первыми упражнениями на формирование логического мышления.

Я решила проверить предположение и поставила цель: узнать, что же такое небылицы?

Задачи:

1. Узнать об истории возникновения небылиц.

2. Известные авторы небылиц.

3. Чему учат небылицы?

4. Применение небылиц на уроке по развитию речи.

Объект исследования — небылицы

Предмет исследования — исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Гипотеза: Какую роль играют небылицы в развитии детей?

Основная часть

Глава 1. Исторические и культурные корни появления небылиц в России

1. 1. История возникновения небылиц

На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением, и называлась она — небылица.

Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи — удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и > .

Здорово! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди детской игры, награждался от других слушателей похвалой: > Интерес ребят к таким перевертышам не случаен — виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с бабами, избами, колодцами, кошками, курами и собачками вокруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная >, на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.

Едет поп на курице!

Тимошка на кошке по кривой дорожке!

Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием > обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный прием народной сатиры широко используется в сказках- небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Выбегла дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

1. 2. Известные авторы небылиц

За время исследования мы нашли и прочитали много небылиц созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения Л. Кэрролла, Д. Хармса, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц, А. Усачева и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.

Стихи про человека рассеянного с улицы Бассейной сочинил замечательный поэт Самуил Маршак (1887-1964). Эти стихи были написаны им еще до Великой Отечественной войны, когда Маршак жил в Ленинграде (тогда так назывался город Санкт-Петербург), неподалеку от действительно существовавшей улицы Бассейной (теперь она носит имя Некрасова)(6). Так что все или почти все в этом стихотворении, правда. Разве вы не встречали таких рассеянных людей (особенно учеников)? Маршак, конечно, немного все преувеличил, но как талантливо!

В борьбе за сказку К. И. Чуковскому приходилось в 20-е годы постоянно сталкиваться с педагогами, которые утверждали, что сказка — это элемент буржуазной культуры, они развернули широкую кампанию под лозунгом >. Педагоги Харьковской педагогической школы издали даже > — сборник статей >. Особенно много оскорбительного было высказано в адрес перевертышей — жанра детской поэзии, возрожденного

Перевертыши были объявлены зловредными, затемняющими мозги детей. Эти > сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может >, деревня > и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши, утвердив это название и в литературоведении(3). Его сказка > полностью состоит из перевертышей:

Свинки замяукали:

Мяу, мяу! Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква, ква, ква!

Писатель показывает детям, что правильно в поведении животных:

Замяукали котята: > А за ними и утята: > В основе сказки лежит борьба со злом: лисички взяли спички и подожгли море. Естественно, и здесь перевертыш остается перевертышем: крокодил тушит море >, > и т. д. Неожиданна и развязка: никому не удалось потушить море, лишь маленькой бабочке оказалось это под силу:

Крылышками помахала,

Стало море потухать

И потухло.

И опять все стало на свои места: >, >, > и т. д. А зверюшки >

Добиваясь простоты, доходчивости, писатели не дают готовых выводов в небылицах на темы морали. Они верят в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.

Глава 2. Применение небылиц на уроке по развитию речи

2. 1. Чему учат небылицы?

Разделение предмета и его функций, а также наделение предмета новыми, несвойственными для него признаками — все это первые логические упражнения. В детском возрасте дети сами придумывают небылицы и перевертыши: >, > и пр. > — писал о пользе небылицы Чуковский .

Для взрослого детские небылицы являются своего рода нелепицами, словесными абракадабрами, а для самого ребенка — смешными историями про то, чего не бывает на самом деле. Однако от этого становится еще интереснее. Необходимо отметить, что детские небылицы существуют в народе с незапамятных времен, а ведь фольклор сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая все бесполезное. Когда ребенок начинает постепенно открывать для себя закономерности окружающего мира, новые соображения, он начинает играть подобными понятиями, потому что только посредством игры можно понять маленькому человечку структуру мироздания.

Вкладывая в известное новейший смысл, перевертывая все кверху тормашками, дети учатся лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, что существенно, учатся понимать юмор.

2. 2. Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц

Нелепицам, небылицам и перевертышам отводится особое место в детском творчестве — в них заключена необычайно притягательная для ребенка сила. >, — отмечал К. И. Чуковский(3). Дети действительно любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы.

Основная задача уроков русского языка — развитие речи учащихся. Одним из методов является применение дидактических игр. Которые развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививают им > к поиску, к самостоятельным открытиям. Существует несколько вариантов дидактических игр, в которых за основу взята небылица.

Вариант 1. >.

Простейшая возможность придумывать небылицы — это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством >, разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, >, > и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: >.

Вариант 2. >.

Ребенку предлагают простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, >, >, >, >, >, >, >, >.

Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, предлагают рассмотреть картинку, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. (комплект может быть любым: мебель, одежда, животные, птицы, рыбы, быт людей, но на каждой картинке изображается абсолютно не свойственное предмету действие) и ответить, так бывает или нет и почему.

Дети могут самостоятельно придумывать предложения, заключающие информацию о реальных или нереальных событиях. Игра может быть организована следующим образом: взрослый придумывает предложение, отражающее реальное событие, а ребенок, в ответ, — предложение с таким же событием, или наоборот.

Например:

— Ночью ярко светит солнце.

— Зимой в лесу все тропинки заросли травой.

— Маяк освещает дорогу кораблям.

— Весной прилетают перелетные птицы.

Вариант 3. >.

Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов: >; >; > В качестве образца могут служить и поэтические произведения (> К. Чуковского, > С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

Вариант 4. >.

Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

Вспомните, как когда-то собирались за столом несколько закадычных друзей-подростков, брали в руки бумагу и ручки и начиналось >: писали ответ на один из игровых вопросов, прятали его, закручивая бумагу, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос. и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица.

Вариант 5. >.

Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например > и >. Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, >. Следующий игрок называет свое слово, например >. Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: >, и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.

Вариант 6. >.

Играющие образуют круг. Водящий — > — называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа >, >, >, > и т. п. Задача играющих — отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква >. Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.

Вариант 7. >.

Любимый писатель детворы К. И. Чуковский, анализируя произведения устного народного творчества, вычленил и систематизировал приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей. Почти все из них построены на опрокидывании норм, на навязывании объектам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава.

Вариант 8.

Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:

1. Малому приписываются качества большого и наоборот. (>. Муха, утопление которой описано, как мировая катастрофа. )

2. Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся холодной похлебкой. Знойным летом дети скользят на коньках по воде. )

3. Съедобность несъедобных вещей и наоборот. (>. >. )

4. Перевертыши одежды. (>. >. )

5. Перевертыши явлений и законов природы. (Море горит; в поле корабль бежит; в лесу рыба растет; в море земляника поспела. )

6. Перепутывание эпитетов. (>. Конь скачет верхом на ездоке. )

7. Изменение точки отсчета. (>. >. )

8. Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают. )

9. Перевертыши действующих лиц. (Ворота лают из-под собаки. Мужик собакой бьет палку. )

Выводы:

Изучив материал, собранный мной о небылицах, я сделала следующие выводы:

1. Небылицы — это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле и используется в народном творчестве.

2. Основателями этого жанра на Руси были, скоморохи, — которые выступали на праздниках и ярмарках, играли на свирелях и гудках и смешили людей.

3. В двадцатые годы детским писателям приходилось бороться за свои сказки — небылицы, а современные авторы широко использую их в своих произведениях.

4. Небылицы учат детей лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, понимать юмор, способствуют развитию логического мышления.

5. Дидактические игры, в которых используются небылицы, развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им > к поиску, к самостоятельным открытиям.

Джек и бобовый стебель

Это описание видео для Джека и бобового стебля. Это описание видео для Джека и бобового стебля. HOMER — это программа раннего обучения для детей в возрасте от 2 до 8 лет. Он включает в себя доступ к сотням интерактивных историй и индивидуальный план обучения чтению. Попробуйте бесплатно в течение 30 дней! Джеку надоело доить свою старую корову, поэтому он решает продать ее на рынке. По дороге торговец убеждает Джека обменять корову на волшебные бобы, и его мать не слишком этому рада. Когда она выбрасывает бобы в окно, и бобовый стебель взмывает в небо, Джек просто не может удержаться от того, чтобы узнать, что находится наверху — гигантский замок! Там он находит курицу, которая несет золотые яйца, и… . . что это такое? «Плата за фуми!» Это великан, который думает, что Джек пахнет «ням, ням, вкуснятина!» Но когда великан следует за Джеком по бобовому стеблю, Джек и великан находят способ подружиться.
показать полное описание Показать краткое описание

Сказки

Просмотрите нашу коллекцию сказок, в том числе те, которые стали знаменитыми благодаря братьям Гримм и Гансу Христиану Андерсену

просмотреть все

Джек и бобовый стебель

Златовласка и три медведя

Златовласка

Сказка Гарольда

Красная Шапочка

Три поросенка

Три поросенка

Одна подписка, два обучающих приложения для детей от 2 до 8 лет.

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Полный текст

Давным-давно мальчик по имени Джек попал в самую большую, самую чудовищную кучу неприятностей. Все началось с того, что мама Джека попросила его подоить старую корову. Но Джек решил, что ему надоело доить коров. «Ни как, ни как. Я не буду доить эту коричневую корову сейчас», — сказал Джек и решил продать старую корову, чтобы ему больше никогда не пришлось ее доить! Джек шел на рынок, чтобы продать корову, когда наткнулся на коробейника. — Привет, мистер Педдлер, — сказал Джек. «Куда ты направляешься?» — спросил торговец. — Я собираюсь продать свою корову на рынке, — ответил Джек. «Зачем продавать свою корову?» — спросил торговец. «Обменяй ее на бобы!» «Бобы?» — спросил Джек. «Не просто какие-то бобы, — сказал торговец, — волшебные бобы». «Что они делают?» — спросил Джек. «Они творят магию!» — сказал торговец. «Магия? Продал!» — сказал Джек и обменял корову на три волшебных боба. Джек вернулся домой и сказал маме, что продал корову, чтобы больше не доить ее. — О боже, что ты сделал? — спросила мама Джека. — Я продал ее за волшебные бобы, — сказал Джек. — Ты продал корову за волшебные бобы? Мама Джека не могла поверить тому, что Джек ей говорил. «Волшебных бобов не бывает», — сказала она, выбрасывая бобы в окно.

«Ну, я заставил их исчезнуть, но это все равно не сделало их волшебными!» Внезапно земля загрохотала и начала трястись. Волшебный бобовый стебель вырос прямо у них на глазах! Джек увидел это и сразу же начал карабкаться по высокому бобовому стеблю. — Вернись сюда сию же минуту! позвал маму Джека, но Джек не слушал. Джек карабкался все выше и выше, и выше, и выше по бобовому стеблю. На вершине бобового стебля Джек нашел гигантский замок. Он подошел к гигантской двери, приоткрыл ее и вошел внутрь. Внутри замка Джек увидел самое удивительное, что он когда-либо видел. Это был гусь. Но это был не просто старый обыкновенный гусь. Эта курица снесла яйца из золота! «Как здорово, — подумал Джек. «Подумайте обо всем, что вы могли бы сделать с золотыми яйцами!» И тут Джеку пришла в голову самая ужасная идея, которая у него когда-либо была — он собирался взять гуся! Джек снял гуся с насеста. В этот момент в комнату вошел самый большой, самый страшный и единственный гигант, которого Джек когда-либо видел.
Великан увидел, что его гусь не на своем обычном месте! «Фи фи фо фанч, если ты взял моего гуся, я съем тебя на обед!» «О нет, — подумал Джек. «Этот великан меня съест! Я должен выбраться отсюда так, чтобы он меня не увидел! Тихо и осторожно Джек взял гуся и направился к двери. Он почти вышел из комнаты, когда — гудок! Гусь закричал, и великан заметил Джека! «Фи фи фо фамми, верни это, или я позову маму!» — взревел великан. «Аааа!» — закричал Джек. Он побежал к бобовому стеблю. Джек побежал так быстро, как только мог, вниз по бобовому стеблю, но великан следовал за ним. Как только Джек снова поставил ноги на землю, великан подхватил Джека своими огромными руками. «Пи-фа-фумми, держу пари, ты попробуешь ням-ням-ням-ням!» — сказал великан. Как только великан собирался съесть Джека, земля начала трястись, и там, прямо за великаном, стояла еще более крупная, высокая и громадная женщина-гигант! «Два великана!» подумал Джек. «Теперь меня точно съедят!» «Положи этого мальчика, Уиллифред», — сказала гигантская мама своему сыну.
Гигант снова опустил Джека на землю. — Итак, что я тебе сказал? спросила она. — Не ешь других детей, — застенчиво сказал великан. «Правильно, мы не едим других детей», — сказала мама-гигант. — Но он взял моего гуся! — воскликнул великан. В этот момент из дома вышла мама Джека. — Что, черт возьми, здесь происходит? спросила она. «Ну, — начал Джек, — был такой замок, а внутри была самая крутая курица на свете — она несла золотые яйца! Пока я принимал его, вошел этот гигантский ребенок и был весь «fee fi fo fum», а затем я… — Ты имеешь в виду, что взял гуся этого мальчика? — перебила мама Джека. «Да, но он несет золотые яйца!» Джек остановился и задумался. «Хм. Теперь, когда ты об этом упомянул, я думаю, это было не очень приятно, — сказал Джек. Джек посмотрел на великана. «Извини, что взял твоего гуся. Я знаю, что не должен брать вещи, которые мне не принадлежат». «Ничего страшного. Наверное, мне следовало попросить тебя вернуть мне гуся, не пытаясь тебя съесть. Мне тоже жаль, — сказал великан. «Эй, хочешь поиграть в бейсбол?» Джек и гигант стали хорошими друзьями, используя бобовый стебель, чтобы навещать друг друга, когда захотят. «Знаешь, — сказал Джек, — если бы не эти три волшебных боба, я бы никогда не научился играть в гигантский бейсбол». — Ты прав, — сказал великан. «Я бы сказал, что все приключение имело гигантский успех!»

1

Мы учитываем уникальные увлечения вашего ребенка

2

Добавляем его текущий уровень чтения

3

И создаем индивидуальный план обучения чтению

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Первое полнолуние котенка

Никто HOMER — это программа раннего обучения для детей в возрасте от 2 до 8 лет. Он включает в себя доступ к сотням интерактивных историй и индивидуальный план обучения чтению. Попробуйте бесплатно в течение 30 дней! Когда Киттен просыпается в свое первое полнолуние, она думает, что это миска с молоком в небе. Она мечтает иметь его! Закрыв глаза, она вытягивает шею и открывает рот, чтобы полакомиться, но только ловит жука. Она бежит по тротуару и по полям к пруду, но миска с молоком еще так далеко. Она взбирается на дерево, чтобы посмотреть, сможет ли она до него добраться. Бедный котенок — это не работает. Но в пруду большая миска с молоком! Она мчится вниз по дереву, через траву и ПЛАСЕТ в пруд, только чтобы промокнуть. Побежденная, она возвращается домой. Как вы думаете, что ее там ждет? показать полное описание Показать краткое описание

Сказки на ночь

Найдите любимые сказки вашего ребенка на ночь. В коллекции анимационных историй вы обязательно найдете историю, которая понравится вашему ребенку. От классики, такой как «Первая луна котенка», до новых фаворитов, таких как «Спокойной ночи, спокойной ночи, строительная площадка».

посмотреть все

Спокойной ночи, спокойной ночи Строительная площадка

Первое полнолуние котенка

Ночной мальчик

С Днем Рождения, Луна

Одна подписка, два обучающих приложения для детей от 2 до 8 лет.

ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Полный текст

Это было первое полнолуние Котенка. Когда она увидела это, то подумала: «В небе миска с молоком». И она этого хотела. Поэтому она закрыла глаза, вытянула шею, открыла рот и лизнула. Но у Киттен только на языке была жучка. Бедный котенок! Тем не менее, там была маленькая миска с молоком, которая просто ждала. Поэтому она взяла себя в руки, изогнула попку и спрыгнула с верхней ступеньки крыльца. Но Котенок только кувыркнулся… стучит носом и стучать ей по ушам и щипает ее за хвост. Бедный котенок! Тем не менее, там была маленькая миска с молоком, которая просто ждала. Поэтому она погналась за ним… вниз по тротуару, через сад, мимо поля, и у пруда. Но Киттен, казалось, так и не приблизился. Бедный котенок! Тем не менее, там была маленькая миска с молоком, которая просто ждала. Поэтому она побежала к самому высокому дереву, которое смогла найти, и она лезла, лезла и лезла на самый верх. Но Котенок все никак не мог дотянуться до миски с молоком, и теперь она испугалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *