04.05.2024

Цитаты солженицына о россии: «Надо вступаться за Россию, а то затравят нас вконец». Александр Солженицын — о Западе

«Надо вступаться за Россию, а то затравят нас вконец». Александр Солженицын — о Западе

«Будучи в изгнании, Солженицын на долгие годы впал в немилость у американской прессы именно за то, что защищал историческую Россию. Да, он считал, что большевики исказили ее лик и упорно убеждал не приписывать русскому народу жестоких черт коммунистической практики Ленина — Сталина». Это цитата из открытого письма Наталии Солженицыной главному редактору «Литературной газеты» Юрию Полякову («РГ», 25 сентября). Острую дискуссию во вчерашнем номере продолжили актер Евгений Миронов и писатель Михаил Кураев: кому мешает сегодня Солженицын?

И мы решили опять привести высказывания писателя, как теперь видно — потрясающе пророческие (вспомним хотя бы недавнюю резонансную публикацию в «РГ»: «С Украиной будет чрезвычайно больно»). Итак, что говорил и писал о «двух жерновах» мыслитель Солженицын до возвращения в Россию в 1994 году.

Вермонт, весна 1982

Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Глава 6: Русская боль. Опубликовано — «Новый мир», 2000, N 9

Уже к началу 1979-го я осознал как острую опасность: все советские мерзости лепят на лицо России. Когда выплясывали победу Октября — Россия была проклята за то, что ему сопротивлялась. Когда Октябрь провалился в помойную яму — Россию проклинают за то, что она и есть Октябрь.

…Надо потолкаться на западном газетном базаре, чтобы понять:

надо вступаться за Россию, а то затравят нас вконец. Россия, оказывается, оболгана столетиями, и не должен нам отказать инстинкт самозащиты. Каяться нам, ой, есть в чём, нагрешили, однако и не перед американской науськанной журналистикой каяться.

…Так вот как? Распалил я бой на Главном фронте — а за спиной открылся какой-то Новый? Сумасшедшая трудность позиции: нельзя стать союзником коммунистов, палачей нашей страны, но и нельзя стать союзником врагов нашей страны. И всё время — без опоры на свою территорию.

Свет велик, а деться некуда.

Два жорна.

Лондон, 26 февраля 1976

Из выступления по английскому радио

В 1914 году, открывая зловещий XX век, над западной цивилизацией грянула гроза, размеров и дальности которой никто не мог тогда охватить. Четыре года Европа невиданно уничтожала сама себя, а в 1917-м на её краю обнажилась и зазияла трещина — впад в бездну… За 40 лет до того Достоевский предсказывал, что социализм обойдётся России в 100 миллионов жертв. Цифра казалась невероятной.

…На территории бывшей России уже бушевал Апокалипсис, — Западная Европа спешила вырваться из этой проклятой войны, всё забыть поскорей, возобновить благоденствие, моды и новые танцы. Ллойд Джордж так и сказал: забудьте о России! Мы должны заботиться о благосостоянии нашего общества.

В 1914-м, когда нужна была помощь для западных демократий, Россией не побрезговали. Но в 1919-м — тем самым русским генералам, кто три года выручал Марну, Сомму и Верден, в напряженьи всех русских сил и выше русского разума, — тем самым генералам западные союзники отказали и в военной помощи, и в союзе. Уже довольно русских солдат было погребено даже и в земле Франции, а с других русских солдат, приплывших в Константинополь, высчитывали стоимость пайка, конфискуя в уплату солдатское бельё, и толкали их вернуться на расправу к большевикам или ехать полурабами на кофейные плантации Бразилии.

Стэнфорд, 24 мая 1976

Из слова в Гуверовском институте

…Гуверовского института не минует ни один серьёзный западный исследователь истории России и истории СССР. Таких учёных, особенно в Соединённых Штатах, теперь немало. Этому надо радоваться. Но вместе с тем нельзя избежать и тревоги, что общая ненормальность исходных условий вносит общую, как говорят математики, систематическую ошибку, которая сдвигает и искажает все результаты исследований.

Искажение русской исторической ретроспективы, непонимание России Западом выстроилось в устойчивое тенденциозное обобщение — об «извечном русском рабстве», чуть ли не в крови, об «азиатской традиции», — и это обобщение опасно заблуживает сегодняшних западных исследователей. В том обобщении искусственно упущены вековые периоды, широкие пространства и многие формы яркой общественной самодеятельности нашего народа — Киевская Русь, суздальское православие, напряженная религиозная жизнь в лесном океане, века кипучего новгородского и псковского народоправства, стихийная народная инициатива и устояние в начале XVII века, рассудительные Земские Соборы, вольное крестьянство обширного Севера, вольное казачество на десятке южных и сибирских рек, поразительное по самостоятельности старообрядчество, наконец, крестьянская община, которую даже и в XIX веке пристальный английский наблюдатель (Маккензи Уоллес) признал в её функционировании равной английскому парламентаризму. И всё это искусственно заслонили двумя веками крепостничества в центральных областях и петербургской бюрократией. Да даже вот события, близкие американской памяти, — поддержка Россией североамериканского правительства в вашу гражданскую войну, тёплая русско-американская дружба в царствование Александра II, чьи великие реформы оборваны безумными террористами, — всё это забыто и вычеркнуто, как не было никогда.

Удивляться ли, что в этой обстановке всякий американский молодой историк, или писатель, или журналист, приступая к русской теме, непременно, с самого начала, автоматически поддаётся постулату: СССР — естественное продолжение старой России?

А на самом деле: переход от дооктябрьской России к СССР есть не продолжение, но смертельный излом хребта, который едва не окончился полной национальной гибелью. Советское развитие не продолжение русского, но извращение его, в совершенно новом неестественном направлении, враждебном своему народу. Термины «русский» и «советский», «Россия» и «СССР» не только не взаимозаменяемы, не равнозначны, не однолинейны, но непримиримо противоположны, исключают друг друга, и путать их, употреблять не к месту — грубая ошибка, научное неряшество.

Вашингтон, 30 июня 1975

Из речи перед представителями профсоюзов

«Пролетарии всех стран — соединяйтесь!» — этот лозунг звучит над землёй уже сто двадцать пять лет. И сегодня вы можете найти его на любой советской брошюре и на каждом номере газеты «Правда». Но никогда руководители коммунистической революции в Советском Союзе не применили этих слов искренне и в полном их смысле. Когда нарастает за десятилетия много лжи, то мы уже забываем ту коренную, основную ложь, которая не на листьях дерева, а у корней его. …Это была система, которая: — пришла к власти путём вооружённого переворота; — ввела бессудную расправу, ЧК; — обманула трудящихся во всех своих декретах: декрете о земле, декрете о мире, декрете о заводах, декрете о свободе печати; — давила рабочие забастовки; — невыносимо грабила деревню, до мужицких восстаний, и давила их кроваво; — разгромила Церковь; — уничтожила все остальные партии, не просто распустила их, но членов уничтожила; — в конце 20-х провела геноцид крестьянства: пятнадцать миллионов крестьян было отослано на уничтожение; — ввела крепостное право, так называемый «паспортный режим»; — в мирное время искусственно вызвала голод. Шесть миллионов человек умерло от голода в 32 — 33-м году на самом краю Европы! В Европе умерло, и Европа не заметила, и мир не заметил. ..

Нью-Йорк, 9 июля 1975

Из речи перед представителями профсоюзов

…Произошла подмена понятий, сказали так: «не война» — это мир. То есть миру противопоставили войну. А это ошибка. Полная противоположность миру — это насилие. И те, кто хотят в мире мира, должны не только войну убрать из мира, но убрать и насилие. А если нет открытой войны, но идёт насилие, — это не мир… Пока в Советском Союзе, в Китае, в других коммунистических странах общественность не контролирует своих правительств и не может иметь суждения, да даже знать ничего не может, что правительства задумали, до тех пор у западного мира и у всеобщего мира нет никакой гарантии.

…После моего первого выступления [в Вашингтоне], как всегда в прессе были поверхностные, в суть не вникающие комментарии. И один из них был такой: будто бы я приехал призывать Соединённые Штаты освобождать нас от коммунизма. Кто хоть сколько-нибудь следил за тем, что я писал и что говорил много лет в Советском Союзе, а потом уже на Западе, тот знает: я всегда говорил противоположное. Я призывал моих соотечественников, тех, у кого в трудные моменты дрогнуло сердце и они смотрели с мольбой на Запад, я призывал: не ждите помощи! И не просите помощи! Это нечестно. Мы должны стать сами на свои ноги.

Кембридж, 8 июня 1978

Из Гарвардской речи

…В сегодняшнем западном обществе открылось неравновесие между свободой для добрых дел и свободой для дел худых. И государственный деятель, который хочет для своей страны провести крупное созидательное дело, вынужден двигаться осмотрительными, даже робкими шагами, он всё время облеплен тысячами поспешливых (и безответственных) критиков… По сути, человек выдающийся, великий, с необычными неожиданными мерами, проявиться вообще не может — ему в самом начале подставят десять подножек. Так под видом демократического ограничения торжествует посредственность…

Свобода разрушительная, свобода безответственная получила самые широкие просторы. Общество оказалось слабо защищено от бездн человеческого падения, например от злоупотребления свободой для морального насилия над юношеством вроде фильмов с порнографией, преступностью или бесовщиной: все они попали в область свободы и теоретически уравновешиваются свободой юношества их не воспринимать. Что же говорить о тёмных просторах прямой преступности? Широта юридических рамок (особенно американских) поощряет не только свободу личности, но и некоторые преступления её, даёт преступнику возможность остаться безнаказанным или получить незаслуженное снисхождение — при поддержке тысячи общественных защитников. Если где власти берутся строго искоренять терроризм, то общественность тут же обвиняет их, что они нарушили гражданские права бандитов.

Весь этот переклон свободы в сторону зла создавался постепенно, но первичная основа ему, очевидно, была положена гуманистическим человеколюбивым представлением, что человек, хозяин этого мира, не несёт в себе внутреннего зла, все пороки жизни происходят лишь от неверных социальных систем, которые и должны быть исправлены. Странно, вот на Западе достигнуты наилучшие социальные условия, а преступность несомненно велика и значительно больше, чем в нищем и беззаконном советском обществе.

…Неожиданность для человека, пришедшего с тоталитарного Востока, с его строгой унификацией прессы: у западной прессы в целом тоже обнаруживается общее направление симпатий (ветер века), общепризнанные допустимые границы суждений, а может быть и общекорпоративные интересы, и всё это вместе действует не соревновательно, а унифицированно. Безудержная свобода существует для самой прессы, но не для читателей: достаточно выпукло и звучно газеты передают только те мнения, которые не слишком противоречат их собственным и этому общему направлению.

Безо всякой цензуры на Западе осуществляется придирчивый отбор мыслей модных от мыслей немодных — и последние, хотя никем не запрещены, не имеют реального пути ни в периодической прессе, ни через книги, ни с университетских кафедр. Дух ваших исследователей свободен юридически, но обставлен идолами сегодняшней моды. Не прямым насилием, как на Востоке, но этим отбором моды, необходимостью угождать массовым стандартам устраняются от вклада в общественную жизнь наиболее самостоятельно думающие личности, появляются опасные черты стадности, закрывающей эффективное развитие… Так создаются сильные массовые предубеждения, слепота, опасная в наш динамичный век.

Кавендиш (Вермонт), февраль 1980

Из статьи для журнала Foreign Affairs (vol. 58, N 4, Spring 1980):

Ошибка очень распространённая: мировую болезнь коммунизма неразделимо смешивают с той страной, которою он овладел первой, — с Россией. Легкомысленно и неправильно используют слово «русские» вместо «советские» — и даже с постоянным эмоциональным преимуществом в пользу второго («русские танки вошли в Прагу», «русский империализм», «русским нельзя верить», но — «советские космические достижения», «успехи советского балета»). А соотношение между этими понятиями такое, как между человеком и его болезнью. Но мы же не смешиваем человека с его болезнью, не называем его именем болезни и не клянем за неё…

Когда в 20-е годы передовое западное общество восхищалось большевизмом, то не путали, так и называли предмет восторга «советским». В трагические годы Второй мировой войны два понятия в глазах мира как будто слились. С лет холодной войны установилась недоброжелательность преимущественно к слову «русский». И это даёт себя знать поныне, даже в последние годы появились новые острые обвинения против «русского».

…При изучении китайской, таиландской или любой африканской истории и культуры считается необходимым испытывать уважение к её своеобразию. По отношению же к русскому тысячелетнему восточному христианству западные исследователи во множестве испытывают лишь презрение и удивление: почему этот странный мир, целый материк, всё не принимал западного мировоззрения и всё не шёл по столь явно преимущественному западному социальному пути? Россия решительно осуждается за всё, в чём она не похожа на Запад.

…С каким-то тупоумием повторяют из книги в книгу, из статьи в статью два имени: Иоанн Грозный и Пётр I, подразумеваемо или открыто сводя к ним весь смысл русской истории. Но и по два, и по три не менее жестоких короля можно найти и в английской, и во французской, в испанской и в любой другой истории, однако никто не сводит к ним полноту исторических объяснений. Да никакие два короля не могут определить историю 1000-летней страны. Однако рефрен продолжается. Таким приёмом одни ученые хотят показать, что коммунизм только и возможен в странах с «порочной историей», другие — очистить и сам коммунизм, переложив вину за его дурное исполнение на свойства русской нации.

…Гарвардская речь вознаградила меня потоком сочувственных откликов простых американцев (кое-кому из них удалось напечататься и в газетах), поэтому я спокойно относился к потоку упрёков, который сыпала на меня рассерженная пресса (я ждал от неё большей восприимчивости к критике)… вплоть до «убирайся вон из страны!» (изящное применение принципа свободы слова, чем это отличается от Советов?). Возмущались, как я смею употреблять «наша страна» по отношению к той, которая меня изгнала, — да дело в том, что не родина меня изгнала, а коммунистическое правительство. А самое распространённое обвинение было: будто я «призываю Запад идти освобождать» наш народ от коммунистов. Это совершенное нежелание читать и понимать текст добросовестно. Не только в Гарвардской речи, но и никогда прежде я не призывал ни к чему подобному, и даже за все годы моей публичной деятельности не обратился за помощью ни к одному западному правительству, ни к одному западному парламенту. Я всегда говорил: мы освободимся сами, это — наша задача, как бы она ни была трудна.

Кавендиш (Вермонт), 3 мая 1982

Из письма президенту Рейгану

…Я никогда не добивался чести быть принятым в Белом доме ни при президенте Форде, ни позже. За последние месяцы несколькими путями ко мне приходили косвенные запросы, при каких обстоятельствах я готов был бы принять приглашение посетить Белый дом. Я всегда отвечал: я готов приехать для существенной беседы с Вами, в обстановке, дающей возможность серьёзного эффективного разговора, но не для внешней церемонии. Я не располагаю жизненным временем для символических встреч.

Однако мне была объявлена (телефонным звонком советника Пайпса) не личная встреча с Вами, а ланч с участием эмигрантских политиков и «советских диссидентов». Но ни к тем ни к другим писатель-художник по русским понятиям не принадлежит. Ещё хуже, в прессе публично названа, а Белым домом не опровергнута формулировка причины, по которой отдельная встреча со мной сочтена нежелательной: что я являюсь «символом крайнего русского национализма». Эта формулировка оскорбительна для моих соотечественников, страданиям которых я посвятил всю мою писательскую жизнь.

Я вообще не «националист», а патриот. То есть я люблю своё отечество — и оттого хорошо понимаю, что и другие также любят своё.

…Здесь проявляется то враждебное отношение к России как таковой, стране и народу, вне государственных форм, которое характерно для значительной части американского образованного общества, американских финансовых кругов и, увы, даже Ваших советников. Настроение это губительно для будущего обоих наших народов.

Господин Президент. Мне тяжело писать это письмо. Но я думаю, что если бы где-нибудь встречу с Вами сочли бы нежелательной по той причине, что Вы — патриот Америки, Вы бы тоже были оскорблены.

…Так как весь этот эпизод уже получил исказительное гласное толкование и весьма вероятно, что мотивы моего неприезда также будут искажены, боюсь, что я буду вынужден опубликовать это письмо, простите.

Мюнхен, 7 октября 1993

Из интервью журналу «Фокус»

Вы знаете, что среди западных левых существует образ «плохого» Солженицына, который и шовинистический великоросс, и противник Просвещения, и в связи с демократией ему нельзя доверять? Как вы реагируете на их критику?

Я исхожу из того, как я понимаю предмет и что я считаю важным и нужным сказать. Исходить же из расчетов, кому мои взгляды сегодня понравятся, кому не понравятся, для меня невозможно. Это совершенно поразительное явление: в десятке стран, во многих сотнях отзывов и рецензий написано именно то, что вы сейчас сказали, и даже резче. При том не приводят ни одной цитаты в подкрепление или в иллюстрацию их утверждений. Они не дают себе труда прочесть мои книги, а просто, как попугаи, друг за другом повторяют, переписывают из статьи в статью, дословно.

Париж, 19 сентября 1993

Из интервью газете «Фигаро»

Если коммунизм пал, кто враг теперь?

Я думаю, этот вопрос относится не только ко мне, но и к миллионам людей в мире, в том числе и на Западе. За время холодной войны люди привыкли к синдрому «иметь врага», и некоторые сейчас, может быть, растеряны. Но давняя мудрость состоит в том, что главный враг человека — он сам, и главный враг всякого общества — оно само, это общество. Не надо непременно жить в поисках внешнего врага. Христианская религия учит нас бороться прежде всего со злом внутри самих себя.

Что вы скажете об исламском интегризме?

Скажу, что надо смириться с тем, что человечество развивается не единым потоком, а отдельными областями, отдельными культурами, у которых свои закономерности в развитии. Это впервые было отмечено Николаем Данилевским в XIX веке в России, потом, на переходе к ХХ веку, Николаем Трубецким, но не было усвоено до тех пор, пока эту же идею провёл Освальд Шпенглер, а за ним Арнольд Тойнби. Поскольку эти культуры, эти огромные, часто замкнутые, миры развиваются не по единой команде и не по единому закону по всей Земле — то в разное время они возвышаются, усиляются, потом, наоборот, ослабляются. Сегодняшнее усиление ислама, исламского фундаментализма — яркий пример этого феномена. Картина XXI века вообще будет очень сложной в этом отношении.

Кавендиш (Вермонт), 16 апреля 1994

Из интервью с Павлом Хлебниковым для журнала «Форбс»

Генри Киссинджер утверждает, что Россия будет всегда угрожать интересам Запада независимо от того, какое в ней правительство.

И Генри Киссинджер, и Збигнев Бжезинский, и Ричард Пайпс, и ещё многие американские политики и публицисты затвердели в схеме мышления, усвоенной ими когда-то, много лет назад, и с неизменным упорством и ослеплением всё повторяют и повторяют эту версию о якобы извечной агрессивности России, никак не соображаясь с сегодняшней реальностью.

Центральный вопрос: что сказать о России и Соединённых Штатах? Считать ли их историческими соперниками?

До российской революции они были просто натуральными союзниками. Вы знаете, что во время американской гражданской войны Россия поддерживала Север, Линкольна. Потом они были практически союзниками в Первой мировой войне. А начиная с коммунизма противостояние США было не с Россией, а с коммунистическим СССР.

Множество людей на Западе думают, что то был не коммунизм, а традиционный русский империализм, который направлял Сталина захватить Восточную Европу.

Ни в коем случае! Это не русский империализм, когда-то расширявший границы вблизи себя, а это коммунистический империализм, который имел целью захватить весь земной шар. Однако в официальном документе США от 1959 года, закон 86 — 90, русские не числятся среди наций, угнетённых коммунизмом, зато именно «русскому империализму», а не коммунизму приписаны все захваты двух десятков стран, даже Китая, Тибета и какой-то придуманной «Казакии». Приходится изумляться, что этот нелепый закон не отменён в США и поныне. Совершенный бред!

Что же такое Россия: этнос? религия? язык? или культура?

Россия — это совокупность многих наций, крупных, средних и малых, с традиционной взаимной веротерпимостью, с русским языком — государственным и межнационального общения, и русской культурой — высокого уровня и большого международного веса, воспринятой образованными слоями всех этих народов.

И тут нет угрозы для Соединённых Штатов?

Если смотреть далеко в будущее, то можно прозреть в XXI веке и такое время, когда США вместе с Европой ещё сильно вознуждаются в России как в союзнице.

Загадочно.

Это загадочно для тех, кто не видит вдаль, и не видит, какие силы растут в мире.

От редакции: Все приведенные тексты можно найти в издании: Александр Солженицын. Публицистика: в 3 т. Ярославль, 1995 — 1997.

Александр Исаевич Солженицын цитаты (161 цитат)

41   58

Александр Исаевич Солженицын

Дата рождения: 11. Декабрь 1918
Дата смерти: 3. Август 2008
Другие имена: Aleksandr Isaevič Solženicyn, Alexander Solženicyn, Aleksandr Isaevic Solzhenitsyn

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе . Диссидент, в течение нескольких десятилетий активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими художественно-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.

Фото: Verhoeff, Bert / Anefo, Dutch National Archives, The Hague, Fotocollectie Algemeen Nederlands Persbureau (ANEFO), 1945-1989, Nummer toegang 2.24.01.05 Bestanddeelnummer 927-0019 / CC0

Произведение

Двести лет вместе
Александр Исаевич Солженицын

Цитаты Александр Исаевич Солженицын

„Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают. И даже пусть не ценят.“

—  Александр Исаевич Солженицын

О верности

„Все отдавать на голосование по большинству — значит устанавливать его диктатуру над меньшинством и над особыми мнениями, которые как раз наиболее ценны для поиска путей развития.“

—  Александр Исаевич Солженицын

О поиске

„не к счастью устремить людей, потому что это тоже идол рынка ― «счастье»! ― а ко взаимному расположению. Счастлив и зверь, грызущий добычу, а взаимно расположены могут быть только люди! И это ― высшее, что доступно людям!“

—  Александр Исаевич Солженицын

О мужчинах, О счастье

„Всё-таки вспомнить пора, что первое, кому мы принадлежим, — это человечество.

—  Александр Исаевич Солженицын

Открытое письмо в Союз писателей СССР

„Если тебе часто приходится лгать, то рано или поздно ты сам поверишь в это.“

—  Александр Исаевич Солженицын

„…Вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но человек, у которого вы отобрали всё, — уже неподвластен вам, он снова свободен.“

—  Александр Исаевич Солженицын, книга Двести лет вместе

The First Circle (1968)
Источник: Двести лет вместе

О мужчинах

„НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.“

—  Александр Исаевич Солженицын

О поддержке, О потере

„Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть.

—  Александр Исаевич Солженицын

О жизни, О мужчинах

„Если мы не хотим над собой насильственной власти — каждый должен обуздывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. Большинство, если имеет власть расширяться и хватать — то именно так и делает. (Это и губило все правящие классы и группы истории.) Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений — но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу.“

—  Александр Исаевич Солженицын

О мужчинах, О справедливости, О законе, Об истории

„Чтобы уничтожить народ, нужно отделить его от корней.

—  Александр Исаевич Солженицын

„Образование ума не прибавляет.“

—  Александр Исаевич Солженицын

Об образовании

„Есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?…“

—  Александр Исаевич Солженицын

Вариант: Если б это было так просто! — что где-то есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?…

О мужчинах, О зле, Сердце

„В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в рай и в ад. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?“

—  Александр Исаевич Солженицын

«Один день Ивана Денисовича»

О Боге, Об аде

„Я говорю вам: пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела… Мы просим вас: вмешивайтесь!“

—  Александр Исаевич Солженицын

«Русская мысль», 17 июля 1975
Неподтверждённые цитаты

„Америка давно проявила себя как самая великодушная и щедрая страна в мире.

—  Александр Исаевич Солженицын

«Русская мысль», 17 июля 1975

О мире

„Политическая жизнь — совсем не главный вид жизни человека, политика — совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идёт в стране политическая жизнь — тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме ПРАВ человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств.“

—  Александр Исаевич Солженицын

О жизни, О мужчинах, О душе, О чувствах

„Истина мгновенно ускользает, как только ослабится напряжённость нашего взора, — и при этом оставляет нас в иллюзии, что мы продолжаем ей следовать. От этого вспыхивают многие разногласия.“

—  Александр Исаевич Солженицын

Речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета 8 июня 1978

Об истине

„Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.

—  Александр Исаевич Солженицын

«Один день Ивана Денисовича»

О мужчинах, О законе

„Да отмываться всегда трудней, чем плюнуть. Надо уметь быстро и в нужный момент плюнуть первым. «Красное Колесо», Узел III — Март семнадцатого, книга 4.“

—  Александр Исаевич Солженицын

О книгах

„Если правительство само отдастся бюрократизации, то оно потеряет способность вести страну.“

—  Александр Исаевич Солженицын

Подобные авторы

Предупреждение Западу Цитаты Александра Солженицына

Рейтинг ошибок. Обновите и повторите попытку.

Оценить эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд

Предупреждение для Запада к Александр Солженицын
484 рейтинга, 4.18 средний рейтинг, 60 отзывов

Предупреждение Западу Цитаты Показаны 1-30 из 35

«Человеческая природа полна загадок и противоречий; сама его сложность порождает искусство — и под искусством я понимаю поиск чего-то большего, чем простые линейные формулировки, плоские решения, упрощенные объяснения. Одна из этих загадок: как это люди, придавленные тяжестью рабства и брошенные на дно ямы, могут все-таки найти в себе силы подняться и освободиться сначала духом, а потом и телом; а те, кто беспрепятственно парит над вершинами свободы, вдруг как бы теряют вкус к свободе, теряют волю защищать ее и, безнадежно сбитые с толку и потерянные, почти начинают жаждать рабства. Или еще: почему общества, полвека оцепеневшие от лжи, которую они были вынуждены проглотить, находят в себе некую ясность сердца и души, которая позволяет им видеть вещи в их истинной перспективе и постигать истинный смысл? событий; тогда как общества, имеющие доступ ко всякого рода информации, внезапно погружаются в летаргию, в своего рода массовую слепоту, в своего рода добровольный самообман».

― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«На Архипелаге существует закон, что те, с кем обошлись наиболее жестоко и кто храбрее всего выстоял, кто самый честный, самый мужественный, самый несгибаемый, никогда больше не выходят на свет.

Их больше никогда не покажут миру, потому что они будут рассказывать сказки, которые человеческий разум с трудом может принять. Некоторые из ваших вернувшихся военнопленных рассказали вам, что их пытали. Это значит, что оставшихся пытали еще больше, но не уступали ни пяди. Это ваши лучшие люди. Это ваши передовые герои, выдержавшие испытание в одиночном бою. И сегодня, к сожалению, они не могут набраться храбрости от наших аплодисментов. Они не слышат этого из своих одиночных камер, где могут либо умереть, либо пролежать тридцать лет, как Рауль Валленберг, шведский дипломат, схваченный в 1945 в Советском Союзе. Он сидит в тюрьме уже тридцать лет, и его не выдадут».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«В настоящее время среди юристов широко распространено мнение, что право выше нравственности: право есть нечто сформировавшееся и развитое, а нравственность есть нечто зачаточное и аморфное.

Это не вариант. Верно и обратное: мораль выше закона! Право есть наша человеческая попытка воплотить в правилах часть той нравственной сферы, которая над нами. Мы пытаемся понять эту мораль, спустить ее на землю и представить в виде закона. Иногда мы более успешны, иногда менее. Иногда мы имеем простую карикатуру на мораль, но мораль всегда выше закона. Никогда нельзя отказываться от этой точки зрения».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Удивительно, что коммунизм писал о себе самым открытым образом, черным по белому, в течение 125 лет, и еще более открыто, более откровенно в начале. Например, в [книге: Коммунистический манифест|30474 ], которую все знают поименно и которую почти никто не утруждает себя чтением, содержатся еще более ужасные вещи, чем то, что было сделано на самом деле. Это совершенно удивительно. Весь мир умеет читать, все грамотны, но почему-то никто не хочет понимать.

Человечество поступает так, как будто оно не понимает, что такое коммунизм, как будто оно не хочет понять, не способно понять».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Коммунизм никогда не скрывал, что он отвергает все абсолютные понятия морали. Он насмехается над любым рассмотрением «добра» и «зла» как бесспорных категорий. Коммунизм считает нравственность относительной, классовой. В зависимости от обстоятельств и политической ситуации любой поступок, включая убийство, даже убийство сотен тысяч, может быть хорошим или плохим. Все зависит от классовой идеологии. И кто определяет эту идеологию? Весь класс не может собраться, чтобы вынести решение. Горстка людей определяет, что хорошо, а что плохо. Но я должен сказать, что в этом отношении коммунизм был самым успешным. Он заразил весь мир верой в относительность добра и зла. Сегодня многие люди, кроме коммунистов, увлечены этой идеей».

― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Вы знаете, это одно из последствий слабого чувства ответственности прессы. Пресса не чувствует ответственности за свои суждения. Он выносит суждения и навешивает ярлыки с величайшей легкостью. Посредственные журналисты просто делают заголовки своих выводов, которые вдруг становятся общепринятыми».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Коммунизм является столь же грубой попыткой объяснить общество и личность, как если бы хирург выполнял свои тонкие операции топором для мяса. Все тонкое в психологии человека и в устройстве общества (еще более сложного), все это сводится к грубым экономическим процессам. Все сотворенное существо — человек — сводится к материи. Характерно, что коммунизм настолько лишен аргументов, что ему нечего выдвинуть против своих противников в наших коммунистических странах. В ней нет аргументов, а отсюда и клуб, и тюрьма, и концлагерь, и сумасшедшие дома с принудительным заключением».

― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«На нашей многолюдной планете уже нет никаких «внутренних дел». Коммунистические лидеры говорят: «Не вмешивайтесь в наши внутренние дела. Давайте задушим наших граждан в тишине и покое. Но я говорю вам: вмешивайтесь больше и больше. Вмешивайтесь, сколько можете. Мы просим вас прийти и вмешаться. ”

― Александр Солженицын, Внимание Западу

Нравится

«Конечно, в нынешней ситуации коммунистам приходится использовать различные маскировки. Иногда мы слышим такие слова, как «народный фронт», иногда «диалог с христианством». Для коммунистов диалог с христианством! В Советском Союзе этот диалог был простым делом: использовали автоматы и револьверы».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Все коммунистические партии, придя к власти, стали совершенно беспощадными. Но на этапе до того, как они достигнут власти, необходимо использовать маскировку».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«И мы из всего нашего жизненного опыта там сделали вывод, что есть только один способ противостоять насилию: твердостью».


― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Коммунистические лидеры уважают только твердость и презирают людей, которые постоянно уступают им».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Я думаю, дамы и господа, и особенно обращаюсь к тем из вас, кто имеет социалистическое мировоззрение, что мы должны, по крайней мере, позволить этому социалистическому хозяйству доказать свое превосходство. Позволим ему показать, что он продвинут, что он всемогущ, что он победил вас, что он вас настиг. Давайте не будем вмешиваться в это. Давайте перестанем продавать ему и давать ему кредиты. Если она такая мощная, то пусть стоит на своих ногах лет десять-пятнадцать. Тогда мы увидим, как это выглядит. Я могу сказать вам, как это будет выглядеть. Я сейчас говорю совершенно серьезно. Когда советская экономика уже не сможет справиться со всем, ей придется сократить свои военные приготовления.

Ему придется отказаться от бесполезных космических усилий, и ему придется кормить и одевать свой собственный народ. И система будет вынуждена расслабиться.

Итак, все, о чем я вас прошу, это то, что, пока эта советская экономика так горда, так процветает, а ваша так прогнила и так умирает, — перестаньте ей помогать. Когда калека помогал спортсмену?
― Александр Солженицын, Предупреждение для Запада

Нравится

«Не следует думать, что великие принципы свободы кончаются на ваших собственных границах, что пока у вас свобода, пусть у остальных будет прагматизм. Нет! Свобода неделима, и к ней нужно относиться нравственно».

― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Но я возвращаюсь к тому ужасному утверждению Бертрана Рассела: «Лучше быть красным, чем мертвым». Почему он не сказал, что лучше быть коричневым, чем мертвым? Нет никакой разницы. Всю мою жизнь и жизнь моего поколения, жизнь тех, кто разделяет мои взгляды, у всех нас была одна точка зрения: лучше быть мертвым, чем быть негодяем. В этом ужасном выражении Бертрана Рассела отсутствуют все моральные критерии. Эти слова, если смотреть на них с близкого расстояния, позволяют маневрировать и продолжать радоваться жизни. Но с долгосрочной точки зрения это, несомненно, уничтожит тех, кто так думает».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Я должен сказать, что Соединенные Штаты из всех стран Запада меньше всего виноваты и больше всего сделали для того, чтобы предотвратить это. Соединенные Штаты помогли Европе выиграть Первую и Вторую мировые войны. Она дважды поднимала Европу из послевоенной разрухи — дважды — в течение десяти, двадцати, тридцати лет она стояла щитом, защищающим Европу, пока европейские страны считали свои пятаки, чтобы не платить за свои армии (а лучше вообще не иметь), чтобы не платить за вооружение, думать о том, как выйти из НАТО, зная, что в любом случае Америка их защитит. Эти графства начали все это, несмотря на их тысячелетнюю цивилизацию и культуру, хотя они ближе к опасности и должны были видеть ее более ясно.
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Нам говорят: «Мы не должны защищать тех, кто не в состоянии защитить себя собственными человеческими ресурсами». Но против подавляющих сил тоталитаризма, когда вся эта мощь брошена на страну, ни одна страна не может защитить себя собственными силами. Например, в Японии нет постоянной армии.

Нам говорят: «Мы не должны защищать тех, у кого нет полной демократии». Это самый замечательный аргумент из всех. Вот лейтмотив, который я слышу в ваших газетах и ​​в выступлениях некоторых ваших политических лидеров. Кто в мире, находясь на передовой линии защиты от тоталитаризма, когда-либо был в состоянии поддерживать полную демократию? Вы, объединенные демократии мира, не смогли его выдержать. Америка, Англия, Франция, Канада, Австралия вместе взятые этого не выдержали. При первой же угрозе гитлеризма вы протянули руки к Сталину. Вы называете это устойчивой демократией? Едва ли.»
― Александр Солженицын, Предупреждение для Запада

Нравится

«Вы должны понять природу коммунизма. Сама идеология коммунизма, все учение Ленина в том, что тот дурак, кто не берет того, что лежит перед ним. Если можешь брать, бери. Если можешь атаковать, бей. Но если есть стена, отступайте. Коммунистические лидеры уважают только твердость и презирают тех, кто постоянно уступает им».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«У меня и моих друзей, у людей, думающих так же, как у меня там, у всех простых советских граждан Америка вызывает смесь восхищения и сострадания… Вы страна будущего, молодая страна, еще неиспользованные возможности, огромная территория, великая широта духа, щедрость, великодушие. Но эти качества — сила, великодушие и великодушие — обычно сочетаются в человеке и даже во всей стране с доверчивостью. И это уже несколько раз оказало вам плохую услугу.
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Что марксизм не есть наука, это вполне ясно интеллигентным людям в Советском Союзе. Было бы даже неудобно называть это наукой. Если оставить в стороне точные науки, такие как физика, математика и естественные науки, даже социальные науки могут предсказать событие — когда, каким образом и как событие может произойти. Коммунизм никогда не делал таких прогнозов. Он никогда не говорил, где, когда и что именно должно произойти. Ничего, кроме декламаций. Риторика о том, что мировой пролетариат свергнет мировую буржуазию и тогда возникнет самое счастливое и светлое общество».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Но такого понятия, как сталинизм, никогда не было. Он был придуман Хрущевым и его группой, чтобы свалить все характерные черты и основные недостатки коммунизма на Сталина, — это был очень действенный ход. Но на самом деле Ленин успел оформить все основные черты еще до прихода к власти Сталина».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Это взгляд коммунизма на войну. Война необходима. Война — это инструмент для достижения цели.

Но, к несчастью для коммунизма, эта политика натолкнулась на американскую атомную бомбу в 1945 году. Тогда коммунисты изменили свою тактику и вдруг стали сторонниками мира любой ценой».
― Александр Солженицын, Предупреждение для Запада

Нравится

«Там, где открытая война невозможна, угнетение может продолжаться тихо за кулисами. Терроризм. Партизанская война, насилие, тюрьмы, концлагеря. Я спрашиваю вас: мир ли это?

Настоящим антиподом мира является насилие. А те, кто хочет мира во всем мире, должны убрать из мира не только войну, но и насилие. Если нет открытой войны, но есть насилие, это не мир».
― Александр Солженицын, Предупреждение для Запада

Нравится

«Нельзя любить свободу только для себя и спокойно соглашаться на такое положение, при котором большая часть человечества, рассеянная на большей части земного шара, подвергается насилию и угнетению».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Конечно, мирные договоры очень привлекательны для тех, кто их подписывает. Они укрепляют свой авторитет у электората. Но придет время, когда имена этих общественных деятелей сотрутся из истории. Их уже никто не вспомнит. Но западным народам придется дорого заплатить за эти чрезмерно доверчивые соглашения».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«Есть теоретики, которые говорят: «США должны остановить процесс ядерного вооружения. У нас уже достаточно. Сегодня у Америки достаточно ядерного оружия, чтобы уничтожить другую половину мира. Зачем нам больше?» Пусть так рассуждают американские атомщики, если хотят, но почему-то атомщики Советского Союза — и руководство Советского Союза — думают иначе».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«На меня произвело глубокое впечатление знакомство с этими местами, которые всегда были и остаются источниками вашей истории. Это наводит на мысль, что люди, создавшие вашу страну, никогда не теряли из виду свои нравственные ориентиры. Они не смеялись над абсолютностью понятий «добро» и «зло». Их практическая политика сверялась с их моральным компасом. И как удивительно, что практическая политика, рассчитанная на основе нравственных соображений, оказалась самой дальновидной и самой спасительной. Это правда, хотя в краткосрочной перспективе можно задаться вопросом: зачем вся эта мораль? Давайте просто приступим к непосредственной работе».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«По странному стечению обстоятельств, именно в тот день, когда я выступал в Вашингтоне, Михаил Суслов беседовал в Кремле с вашими сенаторами. И он сказал: «На самом деле значение нашей торговли больше политическое, чем экономическое. Мы можем обойтись и без вашей торговли». Это ложь. Все существование наших рабовладельцев от начала и до конца опирается на экономическую помощь Запада… Советская экономика имеет крайне низкий уровень эффективности. То, что здесь делается несколькими людьми, несколькими машинами, в нашей стране требует громадных толп рабочих и огромного количества материала. Поэтому советская экономика не может решать все проблемы сразу: войну, космос (что является частью военных действий), тяжелую промышленность, легкую промышленность, и в то же время кормить и одевать собственное население. Силы всей советской экономики сосредоточены на войне, где им не поможешь. Но все недостающее, все необходимое для восполнения пробелов, все необходимое для освобождения людей или для других видов промышленности они получают от вас. Так что косвенно вы помогаете их военной подготовке. Вы помогаете советскому полицейскому государству».
― Александр Солженицын, Предупреждение Западу

Нравится

«На самом деле наш русский опыт, — когда я употребляю слово «русский», я всегда отличаю его от слова «советский», — я имею в виду даже досоветский, дореволюционный опыт, — на самом деле он жизненно важен для Запад, потому что по какой-то исторической случайности мы прошли тот же путь за семьдесят или восемьдесят лет до Запада. И теперь со странным ощущением смотрим мы на то, что с вами происходит; повторяются многие социальные явления, происходившие в России до ее распада. Наш жизненный опыт жизненно важен для Запада, но я не уверен, что вы способны его усвоить, не пройдя через него до конца сами.

Вы знаете, здесь можно привести множество примеров: например, некое отступление старшего поколения, уступка своего интеллектуального лидерства молодому поколению. Противоречит естественному порядку вещей тот, кто моложе, с наименьшим жизненным опытом, имеет наибольшее влияние на руководство жизнью общества. Можно сказать, что это то, что формирует дух времени, течение общественного мнения, когда авторитетные лица, известные профессора и ученые неохотно вступают в спор, даже если они придерживаются другого мнения. Считается постыдным выдвигать свои контраргументы, чтобы не оказаться вовлеченным. Итак, есть известное отречение от ответственности, типичное здесь, при полной свободе… Теперь всеобщее преклонение перед революционерами, тем более, чем они более крайние! Точно так же и у нас в России до революции был если не культ террора, то яростная защита террористов. Люди с хорошим положением — интеллигенция, профессора, либералы — тратили много сил, гнева и негодования на защиту террористов».
― Александр Солженицын, Предупреждение для Запада

Нравится

«Я не критик Запада; Я критик слабости Запада. Я критик факта, которого мы не можем понять: как можно потерять свою духовную силу, свою силу воли и обладающую свободой, не ценить ее, не желать идти на жертвы ради нее».
― Александр Солженицын, Внимание Западу

Нравится


« предыдущая 1 2 Далее »

Top 30 Aleksandr Solzhenitsyn Знаменитые цитаты и высказывания

Подробнее aleksandr Solzhenitsyn Цитата о

  • возраст,
  • Art,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • .
  • Холодная война,
  • Коммунизм,
  • Совесть,
  • Страна,
  • Смерть,
  • Поражение,
  • Демократия,
  • Собаки,
  • Земля,
  • 0190
  • Экономика,
  • Зависть,
  • Этика,
  • Зло,
  • Судьба,
  • «Имейте только то, что всегда можете носить с собой: знать языки, знать страны, знать людей. Пусть твоя память станет твоей дорожной сумкой».
    — Александр Солженицын

    #Страна #Путешествия #Воспоминания

  • «В молодости ранняя смерть отца бросила на меня тень — и я боялся умереть раньше, чем все мои литературные планы осуществятся. Но между 30 и 40 годами мое отношение к смерти стало достаточно спокойным и уравновешенным. Я чувствую, что это естественная, но ни в коем случае не последняя веха существования».
    — Александр Солженицын

    #Отношение #Отец #Подлость

  • «Простой шаг мужественного человека – не участвовать во лжи. «Одно слово правды перевешивает весь мир».
    — Александр Солженицын

    #Правда #Честность #Ложь

  • «В ГУЛАГе я иногда даже писал на каменных стенах. Писал на клочках бумаги, потом запоминал содержимое и уничтожал объедки».
    — Александр Солженицын

    #Стена #Письмо #Бумага

  • «Насилие можно скрыть только ложью, а ложь можно поддерживать только насилием».
    — Александр Солженицын

    #Мир #Война #Ложь

  • «Конечно, мои взгляды развивались со временем. Но я всегда верил в то, что делал, и никогда не действовал против своей совести».
    — Александр Солженицын

    #Взгляды #Верить Всегда #Совесть

  • «Человек счастлив до тех пор, пока он выбирает быть счастливым, и ничто не может его остановить».
    — Александр Солженицын

    #Счастье #Быть счастливым #Отношение

  • «Я привык к тому, что публичное покаяние – самый неприемлемый вариант для современного политика».
    — Александр Солженицын

    #Факты #Политик #Современность

  • «Вы должны понимать, что ведущие большевики, захватившие Россию, не были русскими. Они ненавидели русских. Они ненавидели христиан. Движимые национальной ненавистью, они замучили и вырезали миллионы россиян без малейшего человеческого раскаяния. Его нельзя переоценить. Большевизм совершил величайшую человеческую бойню всех времен. Тот факт, что большая часть мира не знает и не заботится об этом чудовищном преступлении, является доказательством того, что глобальные СМИ находятся в руках преступников».
    — Александр Солженицын

    #Христианин #Россия #Медиа

  • «Для меня вера – основа и опора жизни».
    — Александр Солженицын

    #Поддержка #Фонд

  • «Это вселенский закон – нетерпимость – первый признак неадекватного воспитания. Необразованный человек ведет себя с надменным нетерпением, тогда как истинно глубокое образование порождает смирение».
    — Александр Солженицын

    #Смирение #Закон #Глубина

  • «Периоды быстрых и фундаментальных перемен никогда не были благоприятны для литературы. Значительные произведения почти всегда и везде создавались в периоды стабильности, будь то хорошие или плохие».
    — Александр Солженицын

    #Основы #Литература #Значимые

  • «Если бы все было так просто! Если бы где-то были злые люди, коварно творящие злые дела, и надо было только отделить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, проходит через сердце каждого человека. И кто готов уничтожить часть своего сердца?»
    — Александр Солженицын

    #Мир #Сердце #Смирение

  • «Я считаю разрыв между богатыми и бедными крайне опасным явлением и требует немедленного внимания государства».
    — Александр Солженицын

    #Думать #Потребности #Внимание

  • «Сила или слабость общества больше зависит от уровня его духовной жизни, чем от уровня его индустриализации. Ни рыночная экономика, ни даже общее изобилие не являются высшим достижением человеческой жизни. Если духовная энергия нации исчерпана, то ее не спасет от краха ни самая совершенная государственная структура, ни какое-либо промышленное развитие. Дерево с гнилой сердцевиной не может стоять».
    — Александр Солженицын

    #Духовное #Правительство #Совершенный

  • «Голосование за безличные партии и их программы является ложной заменой единственно верного способа избрания народных представителей: голосования реального человека за реального кандидата».
    — Александр Солженицын

    #Партия #Народ #Голосование

  • «Состояние войны служит только предлогом для домашнего произвола».
    — Александр Солженицын

    #Мир #Война #Исторический

  • «Октябрьская революция» — это миф, созданный победителями, большевиками, и целиком проглоченный прогрессивными кругами Запада».
    — Александр Солженицын

    #Круги #Запад #Октябрь

  • «…направлять [людей] на взаимную привязанность. Зверь, грызущий свою добычу, тоже может быть счастлив, но только люди могут испытывать привязанность друг к другу, и это высшее достижение, к которому они могут стремиться».
    — Александр Солженицын

    #Любовь #Люди #Достижение

  • «Только выдающийся человек может превратить возможность в реальность».
    — Александр Солженицын

    #Шанс #Реальность #Повороты

  • «Великая беда постигла Россию: Люди забыли Бога; вот почему все это произошло».
    — Александр Солженицын

    #Мужчины #Россия #Забытые

  • «Мы должны четко понимать, что только добровольное и сознательное принятие народом своей вины может обеспечить исцеление нации. Непрекращающиеся упреки извне контрпродуктивны».
    — Александр Солженицын

    #Исцеление #Принятие #Люди

  • «Всякий человек, однажды провозгласивший насилие своим методом, неизбежно вынужден принять ложь за принцип».
    — Александр Солженицын

    #Мир #Война #Ложь

  • «Сдуйте пыль с часов. Ваши часы отстают от времени. Распахни тяжелые занавеси, которые тебе так дороги, — ты и не подозреваешь, что за окном уже рассвело».
    — Александр Солженицын

    #Время #Удар #Пыль

  • «Смысл земного существования не в преуспевании, как мы привыкли думать, а в развитии души».
    — Александр Солженицын

    #Духовное #Ложь #Мышление

  • «Тот, кого вы лишили всего, больше не в вашей власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *