Цитаты про любовь из мастера и маргариты. Крылатые фразы из романа булгакова мастер и маргарита
Роман М.А. Булгакова наполнен глубоким, философским смыслом, откровением, которое автор пытался донести через главных героев своего романа до читателя.
Цитаты из романа «Мастер и Маргарита» по персонажам удивят своим точным попаданием в цель. Наполненные иронией, тонким юмором, жизненной мудростью они с легкостью запомнятся каждому, кто хоть раз познакомится с этим произведением поближе.
Азазелло
Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…
А что это за шаги такие на лестнице? – спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашечке с черным кофе.
А это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
А, ну-ну, ответил на это Коровьев.
Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!
Убить упрямую тварь! (про Бегемота, не хотевшего принять поражение в шахматном поединке с Сатаной)
Хамить не надо по телефону! Лгать не надо по телефону. Понятно?! (Варенухе)
Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы…
Кот Бегемот
Домработницы все знают – это ошибка думать, что они слепые.
История рассудит нас.
Маэстро! Урежьте марш!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Помилуйте…разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Я еще кофе не пил, как же это я уйду?
Я буду молчаливой галлюцинацией.
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда, ни с кем не пил брудершафта.
Ваше присутствие на похоронах отменяется.
Маргарита
Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая (обращаясь к маленькому мальчику).
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно!
Если ты, сволочь, еще раз впутаешься в разговор…
А вот интересно, если вас придут арестовывать?
Воланд
Я люблю сидеть низко – с низкого не так опасно падать.
Чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?
Рукописи не горят.
Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Каждому воздастся по его вере.
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
Вздор! Лет через триста это пройдет.
Мастер
Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой.
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу.
Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
Автор
Никогда не разговаривайте с неизвестными.
Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Берлиоз
В нашей стране атеизм никого не удивляет.
Коровьев
Нет документа, нет и человека.
Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!
Понтий Пилат
Что такое истина?
Тесно мне! Тесно мне!
О боги, боги мои, яду мне, яду!
И при луне мне нет покоя!
Крылатые фразы из романа Булгакова Мастер и Маргарита.
…Вздор! Лет через триста это пройдет. /Воланд/
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня? /Воланд/
…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
/Воланд/
…но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — Сам человек и управляет. /Воланд/
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать. /Воланд/
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…/Воланд/
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено? /Воланд/
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова./Воланд/
Каждому воздастся по его вере. /Воланд/
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. /Воланд/
Праздничную полночь иногда приятно и задержать. /Воланд/
Рукописи не горят. /Воланд/
Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! /Воланд/
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? /Воланд/
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! /Воланд/
…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. /Афраний, об Иешуа/
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы. /Азазелло/
Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые. /кот Бегемот/
История рассудит нас. /кот Бегемот/
Маэстро! Урежьте марш! /кот Бегемот/
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное. /кот Бегемот/
Я буду молчаливой галлюцинацией. /кот Бегемот/
Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? /кот Бегемот/
Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт! /кот Бегемот/
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта. /кот Бегемот/
…Каждый украшает себя, чем может… /кот Бегемот/
…моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, к счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо – счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!.. /кот Бегемот/
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! /Мастер/
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет./Мастер/
…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен… /Мастер/
…когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!. ./Мастер/
…вообще не бывает так, чтобы все стало, как было… /Мастер/
Нет документа, нет и человека. /Коровьев/
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви! /Маргарита/
…все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной… /Маргарита/
…грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?.. /Маргарита/
Он не заслужил света, он заслужил покой. /Левий/
…Интуристы… До чего же вы все интуристов обожаете! А среди них, между прочим, разные попадаются…/Иван Бездомный/
…надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!../Иван Бездомный/
Всякая власть есть насилие над людьми.
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.
Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.
Самый страшный гнев — гнев бессилия.
Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
Факт — самая упрямая в мире вещь.
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…
Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…
Язык может скрывать истину, а глаза никогда. Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы
…Вздор! Лет через триста это пройдет.
[Воланд]
…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
[Воланд]
…но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — Сам человек и управляет
[Воланд]
…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость.
[Афраний, об Иешуа]
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
В нашей стране атеизм никого не удивляет
[Берлиоз]
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы.
[Азазелло]
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
[Воланд]
Всё будет правильно — на этом построен мир
Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой.
[Мастер]
Всякая власть есть насилие над людьми.
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
[Воланд]
Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые.
[кот Бегемот]
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
[Воланд]
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
[Воланд]
История рассудит нас.
[кот Бегемот]
Каждому воздастся по его вере.
[Воланд]
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
[Воланд]
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! так поражает молния, так поражает финский нож!
[Мастер]
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
[Воланд]
Маэстро! Урежьте марш!
[Кот]
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…
Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
[кот Бегемот]
Нет документа, нет и человека.
[Коровьев]
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!
[Маргарита]
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно
Никогда и ничего не просите Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
[Воланд]
Он не заслужил света, он заслужил покой
[Левий]
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
[Мастер]
Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
[Фагот]
Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
[кот Бегемот]
Пошёл вон. Я ещё кофе не пил, как же это я уйду?
[Кот Бегемот]
Правду говорить легко и приятно.
[Иешуа Га-Ноцри]
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
[Воланд]
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
[кот Бегемот]
Рукописи не горят.
[Воланд]
Роман М.А. Булгакова наполнен глубоким, философским смыслом, откровением, которое автор пытался донести через главных героев своего романа до читателя.
Цитаты из романа «Мастер и Маргарита» по персонажам удивят своим точным попаданием в цель. Наполненные иронией, тонким юмором, жизненной мудростью они с легкостью запомнятся каждому, кто хоть раз познакомится с этим произведением поближе.
Азазелло
Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…
А что это за шаги такие на лестнице? – спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашечке с черным кофе.
А это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
А, ну-ну, ответил на это Коровьев.
Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!
Убить упрямую тварь! (про Бегемота, не хотевшего принять поражение в шахматном поединке с Сатаной)
Хамить не надо по телефону! Лгать не надо по телефону. Понятно?! (Варенухе)
Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы…
Кот Бегемот
Домработницы все знают – это ошибка думать, что они слепые.
История рассудит нас.
Маэстро! Урежьте марш!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Помилуйте…разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Я еще кофе не пил, как же это я уйду?
Я буду молчаливой галлюцинацией.
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда, ни с кем не пил брудершафта.
Ваше присутствие на похоронах отменяется.
Маргарита
Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая (обращаясь к маленькому мальчику).
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно!
Если ты, сволочь, еще раз впутаешься в разговор…
А вот интересно, если вас придут арестовывать?
Воланд
Я люблю сидеть низко – с низкого не так опасно падать.
Чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?
Рукописи не горят.
Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Каждому воздастся по его вере.
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
Вздор! Лет через триста это пройдет.
Мастер
Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой.
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу.
Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
Автор
Никогда не разговаривайте с неизвестными.
Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Берлиоз
В нашей стране атеизм никого не удивляет.
Коровьев
Нет документа, нет и человека.
Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!
Понтий Пилат
Что такое истина?
Тесно мне! Тесно мне!
О боги, боги мои, яду мне, яду!
И при луне мне нет покоя!
*Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах…
*Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
*Помилуйте… Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
*Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
*Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
*Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
*Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
*Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
*Трудный народ эти женщины!
Мастер и Маргарита — вечные цитаты
*Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
*Правду говорить легко и приятно.
*Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
*- Достоевский умер.
— Протестую, Достоевский бессмертен!
*А факт — самая упрямая в мире вещь.
*Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
*Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
*Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
Прототипом Маргариты является третья жена Булгакова — Елена Сергеевна Шиловская
*- Трусость — один из самых страшных человеческих пороков.
— Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.
*Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
*Самый страшный гнев — гнев бессилия.
*Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
*Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
*Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их.
Последние варианты романа писатель диктовал своей жене перед самой смертью в 1940 году
*Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
*Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
*Все будет правильно, на этом построен мир.
*Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Мастер и Маргарита — вечные цитаты
*Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
*Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
*Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
*Ну хорошо, ведьма так ведьма, очень славно и роскошно.
*Будьте осторожны со своими желаниями – они имеют свойство сбываться.
Мастер и Маргарита. Москва. Скульптор А.Рукавишников. Фото @evgeny.ermolin
Фантазия знаменитого скульптора Александра Иулиановича Рукавишникова изобразила в машине ЛЮБОВЬ – Мастера и его Маргариту. Он в больничной пижаме, она в едва наброшенном на голое тело плаще. Более 15 лет назад Рукавишников создал в бронзе нескольких героев «Мастера и Маргариты». Их хотели поставить их на Патриарших прудах, но не получилось. Поэтому находились эти работы во дворе мастерской скульптора на Малой Молчановке. Потом Фагота, клетчатого гражданина в жокейском картузе, и Кота-бегемота с примусом установили во двор булгаковского дома на Большой Садовой, дом 10. А Мастер и Маргарита какое-то время стояли на углу Воротниковского переулка и Садового кольца, у дома, в котором прежде снимал квартиру друг Пушкина Нащокин и где до недавнего времени располагалась галерея «Дом Нащокина».
Теперь Мастер и Маргарита в машине с грачом установлены на долгую стоянку, как бы приглашая всех заглянуть и посмотреть другие чудеса в шикарном арт-доме «Рукав».
Цитаты из Мастера и Маргариты (100 цитат)
Сказать, что данное произведение имело широкую популярность, а цитаты из Мастера и Маргариты массово распространялись в народе, невозможно. Несмотря на лёгкий и красивый слог изложения, этот роман и другие произведения Булгакова воспринимались советскими людьми в качестве чего-то понимаемого с трудом и не имеющего себе аналогов, чуждого и даже враждебного. Теперь трудно в это поверить, но многие в те времена считали Иешуа евангельским Христом. А главы из книги о нём и Пилате не основанными на библейском сюжете, а точным его пересказом. Но всеобщей популярности роман не получил не только по этой причине. Для его полноценного восприятия нужно уметь абстрагироваться от стандартов, а дано это далеко не всем.
Новый виток интереса к творчеству писателя вызвал сериал Владимира Бортко с одноимённым названием. Его премьера пришлась на период, когда Интернет в России уже имел широкое распространение. Именно Поэтому фразы из произведения получили большую популярность. Они интересны прежде всего тем, что отражают взгляд из альтернативной реальности, связанной с силой Воланда, на повседневные события и явления обычного мира. Поэтому цитаты о любви, даже вырванные из контекста, воздействуют своей прямотой и откровенностью. А посвящённые жизни людей — чётко выделяют в ней самые главные особенности и противоречия.
С уверенностью можно сказать, что роман не утратит своей ценности и в будущем. А лучшие афоризмы из него будут волновать поколения новых читателей сценических постановок и фильмов. Вполне возможно, что именно это имел в виду один из персонажей, когда говорил о том, что рукописи не горят. Сгореть может только бумага, но не мысли и чувства, если они выражены гениальным литератором и способны находить отклики в сердцах множества поклонников. Ниже мы подготовили для вас все цитаты из Мастера и Маргариты. Приятного просмотра.
Содержание
- Цитаты о жизни из Мастера и Маргариты
- Цитаты о любви из Мастера и Маргариты
- Все цитаты кота бегемота
- Цитаты Воланда из Мастера и Маргариты
- Цитаты Маргариты
Цитаты о жизни из Мастера и Маргариты
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Трудный народ эти женщины!
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Трусость — один из самый страшных человеческих пороков. -Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — САМЫЙ страшный человеческий порок
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
Самый страшный гнев — гнев бессилия.
Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
Нет документа, нет и человека.
Цитаты о любви из Мастера и Маргариты
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…
Вино какой страны предпочитаете в это время дня?
Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве.
Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдёт, и я никогда её более не увижу…
Она приходила ко мне каждый день, а ждать её я начинал уже с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы.
Все цитаты кота бегемота
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Да, сдаюсь, — но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!
История рассудит нас.
— И на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?
— Штаны коту не полагаются.
Каждый украшает себя как может.
Маэстро! Урежьте марш!
— Со мной едва истерика не сделалась, — добавил кот, облизывая ложку с икрой.
Молчу, молчу… Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо.
— Положение серьёзное, но отнюдь не безнадежное, — отозвался Бегемот, — больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит хорошенько проанализировать положение.
У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому.
Я побежал в кладовку, спас сёмгу. Я побежал в кухню, спас халат.
Не могу стрелять, когда под руку говорят!
Теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь.
Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…
Единственное, что может спасти смертельно раненого кота, — это глоток бензина.
История рассудит нас.
Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
– Это водка? – слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Цитаты Воланда из Мастера и Маргариты
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Рукописи не горят.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Факт — самая упрямая в мире вещь.
Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Всё будет правильно, на этом построен мир.
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать.
А не надо никаких точек зрения, просто он существовал, и больше ничего.
Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла…
Цитаты Маргариты
Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.
Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?
Чем лучше ты одета, тем у тебя больше шансов быть раздетой рано или поздно!
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!
…все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной…
Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!
Рекомендуем просмотреть: подборку мудрых высказываний и афоризмов.
Мастер и Маргарита — Михаил Булгаков
The Rolling Stones «Сочувствие дьяволу» основан на этой книге. Вот почему я прочитал это. Рок-н-ролл. По сути, Дьявол появляется и трахает людей в голову. И он очень умный, хитрый, коварный и забавный.
В главе 4, когда Иван «сходит с ума», он повсюду слышит эту музыку и насмехается над ней.
Прекрасное подробное изложение книги можно найти здесь, если, как и я, вы страдаете от ошибочной памяти и/или «жизни» (/существования) с небольшим количеством свободного времени. Также интересный анализ». Я не собираюсь обобщать это сам, потому что я вижу это как одну из тех книг, чтение которых приносит удовольствие, а не запоздалые размышления, когда вы закончите, как те, где вы думаете: «Мой мозг был обновлен теперь, когда я прочитал эта книга! Я смотрю на жизнь по-другому и теперь могу принимать более продуктивные решения и осознанный выбор! а-ха!» знаете, одна из тех книг… или это только я понял… во всяком случае…
Это мои любимые цитаты, которые я выбрал из книги, которые заставили меня смеяться/задуматься больше всего (в порядке их появления в книге):
Я пришел через две недели и был встречен какой-то девушкой с скрестила на носу от постоянного вранья
Кем, черт возьми, он себя возомнил?
Говорю тебе, капризный черт его знает что!
Меня здесь насильно детализировали, в глаза тыкают лампами, допрашивают почему-то
Эта цитата, кажется, весьма комично подводит итог некоторым работам 😉
Так же, как убийца выпрыгивает из ниоткуда в переулке, любовь выскочила перед нами и поразила нас обоих сразу
Любовь — это ментальное самоубийство.
(она)начала меня целовать и говорить, что легче будет умереть, чем оставить меня одного в таком состоянии, но что ее ждут, что она должна склониться перед необходимостью, что она придет на следующий день
Несколько изобретательных, вдохновляющих описаний:
Солнце растопило толпу
Солнце скрылось прежде, чем достигло моря, в котором тонуло каждый вечер. Поглотившая его грозовая туча неуклонно и угрожающе поднималась с запада.
Болезненная смоковница отчаянно пыталась жить, цепляясь за проклятую небом безводную землю.
Линия вела себя очень взволнованно.
Вышеприведенная цитата относится к очереди людей, как если бы это было целое, живое существо, где воображение помогло подобрать несколько слов для чего-то настолько простого, чтобы превратиться во что-то творческое.
– Ничего, ничего, ничего, мои дорогие! – крикнула она, обращаясь неизвестно к кому. «Куртка и брюки есть, но внутри куртки ничего нет!» По стечению обстоятельств, это прекрасно объясняет, как внешность может быть обманчивой, кто-то может выглядеть со стороны, но не иметь абсолютно никакого содержания, и они обманывают людей, но не всех, и те немногие, кто может видеть сквозь фасад, хотят рассказать всем еще и, надеюсь, найти родственную душу, которая видит то, что видят они.
Слова от самого Дьявола:
«Совсем плохо» «есть что-то нехорошее в мужчинах, которые избегают вина, игр, общества очаровательных женщин, застольных разговоров. Такие люди либо тяжело больны, либо втайне ненавидят всех окружающих. Правда, могут быть исключения. Среди лиц, сидевших со мной за пиршественным столом, попадались иногда и необыкновенные негодяи!.. Итак, позвольте мне выслушать ваше дело»
‘Что толку умирать в палате под стоны и хрипы безнадежно больных? Не лучше ли устроить пир на двадцать семь тысяч, а потом принять яд и отправиться в мир иной под звуки струн, в окружении пьяных красавиц и лихих друзей?»
Присмотревшись к нему, профессор сразу убедился, что это не обычный воробей. Несносный воробушек нырнул на левую лапку, явно клоунада, волоча ее, работая синкопой, — словом, танцевал фокстрот под звуки патефона, как пьяница в баре, дерзкий до невозможности, отбрасывающий наглые смотрит на профессора.
Кроме того, я не знаю, какая у меня больная извращенная потрепанная версия, но я заметил, что моя глава 14 называется «Слава петуху!», а не «Да здравствует петух!», как это кажется везде. еще… и в других версиях оказывается, что вышеупомянутая цитата заканчивается «глядеть на профессора так нагло и вызывающе, как только могла». Я так понимаю, Булгаков умер, не дочитав эту книгу, так что кто-то либо вмешался в некоторые слова, либо она было переведено несколькими людьми?… обдумать обдумать…
КНИГА ВТОРАЯ
Кто тебе сказал, что в этом мире нет настоящей, верной, вечной любви! Да будет отрезан мерзкий язык лжеца!
Но как только с тротуаров и улиц сошел грязный снег, как только в окно повеяло слегка гнилым, тревожным весенним ветерком, Маргарита Николаевна стала тосковать больше, чем зимой. Она часто плакала тайком, долгим и горьким плачем. Она не знала, кого она любила: живого или мертвого? И чем дольше продолжались отчаянные дни, тем чаще, особенно в сумерках, приходила ей мысль, что она привязана к покойнику.
Она должна была либо забыть его, либо умереть самой. Тянуть с такой жизнью было нельзя. Невозможно! Забудьте его во что бы то ни стало — но его не забудут, вот в чем беда.
– Да, да, да, та самая ошибка! – сказала Маргарита, сидя у печи и глядя в огонь, зажженный в память о пожаре, который горел, когда он писал Понтия Пилата. «Почему я оставила его той ночью? Почему? Это было безумие! Я вернулся на следующий день, честно говоря, как и обещал, но было уже поздно».0074 «Смешно!..» — могли бы мы воскликнуть, но не будем делать этого перед женщиной, доведенной до отчаяния.‘уйди из моей памяти, тогда я буду свободен…’
Ах, право, я бы душу дьяволу заложил, лишь бы узнать, жив он или нет…
Нравится:
Нравится Загрузка…
Мастер и Маргарита Михаила Булгакова
Мастер и Маргарита на Михаил Булгаков — одна из моих любимых книг, которые я когда-либо читал. Эта книга занимает особое место в моем сердце, так как в ней прекрасно, со всеми необходимыми нюансами изображены самые важные характеристики, связанные с Россией и Восточной Европой в ходе трагического 20 9 года. 0098-й век. Имея восточноевропейское наследие, книга Булгакова всегда находила во мне отклик на личном уровне, как ни одна другая книга.
Мастер и Маргарита — многослойная книга с множеством символических отсылок. Это помогает углубиться в историю России и Восточной Европы 1920-х и 1930-х годов, чтобы лучше понять всю символику булгаковского шедевра.
Изображение человеческой природы, добра и злаВоланд, Дьявол в книге неоднозначный персонаж; он похож на человеческий характер. Когда дело доходит до его поступков, нет четкой границы между хорошим и плохим. Здесь Дьявол является дотошным наблюдателем человечества, современной Москвы и древнего Иерусалима . Воланд заключает, что жители Москвы, жившие в 1930-е годы, и жители Иерусалима, жившие во времена Иешуа (Иисуса) обладают теми же качествами – сущность человеческой природы не меняется даже если меняется структура государства – преобразовать «человеческую душу» все равно невозможно. Времена меняются, открытия случаются, но человеческая природа остается неизменной, независимо от того, какая политическая система или религия существует.
В книге Воланд выражает эти чувства так:
«(…) они такие же люди, как и все люди, они любят деньги (…)».
Воланд имеет в виду человеческую жадность, всегда существующее качество человеческого характера, независимо от времени и места, в котором он живет. поведение как чувство превосходства над другими, любовь к зрелищу.
В древнем Иерусалиме распятие Иешуа изображается как зрелище, на которое, несмотря на палящую погоду, приходят посмотреть более тысячи человек. Пилат ставит свою карьеру выше жизни невинного человека; он идет против собственных ценностей ради личной выгоды – для удовлетворения собственной жадности.
Во время Black Magic Debut Carnival в современной Москве была двойная очередь, когда один из помощников Воланда обрушивал на людей деньги. Согласно идеологии Советского Союза, люди должны были не заботиться о личной выгоде, но реальность часто была противоположной, как показано в книге.
Трусость — еще одна человеческая черта, описанная в Мастер и Маргарита , которая не меняется с течением времени.
В Москве Мастер предал свои ценности, опасаясь последствий. Свой роман он сжег, и тот попал в психиатрическую лечебницу. Он не отстаивал то, во что верил. Мастер предал свою художественную свободу – то, что Булгаков называет основой цивилизации.
В древнем Иерусалиме Пилат также предал свои ценности, опасаясь последствий со стороны Цезаря. Он предпочел пожертвовать жизнью Иешуа.
В то же время есть положительные свойства человеческой натуры проявляемые Булгаковым такие как сострадание.
В древнем Иерусалиме во время распятия существовала традиция даровать свободу одному из преступников. В современной Москве Маргарита предпочитает сострадание к Фриде своей любви к Учителю.
Добро и Зло должны сосуществовать, как показано в разговоре Воланда с Матфеем Левитом:
«Что было бы, если бы не было ни зла, ни тени, тень есть у каждого».
Оба должны существовать, чтобы ценить хорошее.
Идеология Советского Союза обращалась к таким великим идеям, как трудолюбие, единство, солидарность, но полностью игнорировала многообразие человеческой природы, в которой есть и добро, и зло. Несмотря на высокие идеалы коммунизма, были еще эгоистичные и жадные люди. Коммунизм в своей идеологии игнорировал злую сторону человеческой природы. Стоит помнить, что не у всех есть злая сторона — это может быть всего лишь тень, по словам Воланда.
Булгаков использовал цитату из Фауста Гёте в самом начале книги. Важно отметить, что Фауст рассматривается как архетип мага , который продает свою душу Дэви в обмен на материальные и нематериальные удовольствия . Ссылка на Фауста в Мастер и Маргарита служит напоминанием о том, что сосуществование добра и зла всегда было частью человеческой природы.
Мастер и Маргарита показывает нам, что нет четкой границы между добром и злом; границы часто размыты. Ту неоднозначность реальности, в которой живешь, тоже прекрасно показывает Булгаков. В Советском Союзе невиновный человек мог быть признан плохим и исчезнуть, быть убитым. Подобным образом, в древние времена Иешуа был приговорен к смерти только за то, что он думал по-другому; тогда общество дарует свободу одному из преступников, а не невиновному человеку.
Как упоминалось ранее, Воланд — это неоднозначный персонаж , способный испытывать жалость и сострадание после убийства Берлиоза. Мастер , так же, как и Воланд, неоднозначный персонаж . Он отстранен от коллективного общества и мыслит самостоятельно, но в то же время не может отстаивать свои идеалы по трусости. Мастер напоминает людям о том, что сила слова важна в борьбе с тиранией любого рода, истории могут изменить ход истории. Пилат тоже неоднозначный персонаж . У него муки совести, потому что он не отстаивал свои убеждения, чтобы спасти Иешуа.
Все персонажи Мастер и Маргарита имеют обе стороны: добро и зло, которые сосуществуют вместе, и в этом суть человеческой природы. Излишне говорить, что это реальность, в которой жило большинство людей во время самых трагических событий в истории человечества.
Свобода творчества и вероисповедания | Значение слов, историй как основы цивилизацииЭти знаменитые слова из Мастер и Маргарита : «Рукописи не горят» служат напоминанием о силе историй над угнетением и террор. Слова могут выходить за пределы многих сфер и влиять на ход истории. Письмо есть выражение свободы , которая является основой цивилизации.
Если люди забудут, что составляет основу цивилизации, то это путь к торжеству зла и тирании. Булгаков напоминает нам о том, что Иешуа умер, но его слова живут, потому что он верил в свою свободу и отстаивал свои ценности.
Власть либо навязанная государством, либо религиозной организацией разрушает духовную и творческую свободу. В Советском Союзе и Иерусалиме , свобода вероисповедания не существовала из-за страха власть предержащих перед конкурентными идеями.
Чтобы отстаивать собственные идеалы, нужно понимать смысл свободы. В обоих случаях, как показано в Мастер и Маргарита , в Москве и Иерусалиме люди недостаточно любили свободу, чтобы противостоять тирании.
Значение исторической достоверности и ее влияние на создание тоталитарного режимаМастер и Маргарита напоминает нам о ложном нарративе, который всегда был частью публичного дискурса с библейских времен.
История Иешуа в изложении Булгакова – это удар по библейскому повествованию. Булгаков изображает Иешуа слабым и хрупким, то есть очень человечным. С другой стороны, Иешуа в Библии не что иное, как Бог – он и есть Бог.
В Мастер и Маргарита Иешуа говорит, что кто-то записал что-то, что он сказал, но затем прочитанное совсем не походило на то, что он проповедовал : «Эти люди необразованные и перепутали все, что я сказал. Я начинаю опасаться, что эта путаница продлится очень долго. А все потому, что он неправду записал то, что я сказал».
Существует несоответствие между реальностью и письменной записью – ложность записанной истории. Во времена коммунизма нарратив использовался для демонстрации идеологии как лучшей утопической системы. Ложный нарратив может создать новую политическую систему или религию, влияющую на жизнь людей на протяжении столетий. Булгаков напоминает нам о необходимости знать и быть начеку в отношении ложных утверждений . Это напоминает « фальшивые новости» в текущих мировых делах.
В реальности Советского Союза и стран при коммунистическом режиме (как и во многих других режимах) вопросы и сомнения не допускались. В Мастер и Маргарита тоталитарный режим Москвы 1930-х настолько плох, что даже Дьявол в лице Воланда кажется по сравнению с ним хорошим и мягким.
В Советском Союзе аресты, исчезновения, депортации в ГУЛАГ, постоянное чувство страха было частью повседневной жизни. Никто не был уверен в своей вере. Это показано в рассказе Степы Лиходеева. Кроме того, Мастер был побежден страхом быть арестованным, депортированным или убитым. Он сжег свою рукопись до того, как там «постучали в дверь».
Истина в тоталитарной реальности состоит из бумаги и штампа. Для всего нужно удостоверение личности и подпись. Один из участников бала черной магии, 9 лет.0090 Николаю Ивановичу нужна была письменная записка, подтверждающая его присутствие на балу, чтобы он мог предъявить ее жене и полиции. Когда он получает записку, в которой говорится, что он присутствовал на Балу Сатаны, он ставит под сомнение только дату, и упоминание Сатаны кажется совершенно нормальным.
«Убери документ — и уберешь человека» Слова, произнесенные Коровьевым , показали, что при тоталитарном режиме число превосходит бытие человека. Это норма для всех тоталитарных режимов. Его использовали не только в Советском Союзе, странах под властью коммунизма, но и в нацистской Германии и многих других странах. В такой реальности у людей нет прав; власть достается самым жадным, а другие безнадежно сдаются в отставку. Это можно увидеть и в настоящее время, когда речь идет о беженцах, иммигрантах — документы, которые человек получает в результате случайного рождения, диктуют ход его жизни, то, как его воспринимают и какие права он имеет.
Талант в жизни не главное – только поддержка идей режима может продвинуть человека по жизни. Если бы ваше письмо не соответствовало идее коммунизма, вы не могли бы творить. Те, кто пошли на компромисс со своими ценностями, жили хорошо, как, например, Муж Маргариты в Москве или Пилат в древнем Иерусалиме . Мастер тоже скомпрометирован – он не отстаивал свои убеждения и в результате не мог творить. Однако его отношение было куда более двусмысленным в нравственном смысле.
Тоталитарный режим монополизирует то, как человек думает, и влияет на все сферы жизни.
По отношению к существующему злу, Мастер говорит в какой-то момент: «Если бы все было так просто» . Если бы только этих злых людей, совершающих злые дела, можно было бы отделить от остальных из нас, но реальность никогда не бывает такой упрощенной. Как упоминалось ранее, различие между злом и добром часто размыто и является частью человеческой природы. Это заставляет нас вспомнить известные слова Солженицын:
«Линия, разделяющая добро и зло, проходит через сердце каждого человека. И кто готов уничтожить кусочек собственного сердца».
Моральные дилеммы при тоталитарном режимеМастер и Маргарита изображает ряд моральных дилемм, с которыми сталкиваются люди, живущие при режиме.
Примеры этих дилемм: Маргарита вступает в сговор со злом, чтобы спасти Мастера; Маргарита предпочитает сострадание к Фриде своей любви к Учителю; снова Маргарита была замужем в то время, когда она встретила Мастера, но ее муж был частью государства (есть упоминание, что ее муж виновен в убийстве другого человека) ; и Мастер не отстаивал свои убеждения.
Булгаков указывает на трагедию человеческого существования, где часто сосуществуют добро и зло, и выбор между ними не всегда легок, а часто и невозможен.
Навязывание идей в условиях тоталитарного режимаВ поисках мира, Мастер отправляется в психиатрическую больницу, которая символизирует Сердце Ада .
В Советском Союзе врагов государства отправляли в психушки, их считали сумасшедшими, потому что они думали иначе. Также есть ссылка на Иешуа, которого называли «сумасшедшим» за то, что он думал иначе, чем остальные. В Москве 1930-х годов психиатрическая больница, как показано в книге, вполне нормальное место, с добрыми и компетентными людьми и прекрасным обслуживанием . Кажется, это единственное место в книге, которое «хорошо» . Однако это только фасад. Пациенты в больнице вынуждены адаптировать «новое» по всему миру а те, кто осмеливается «сомневаться» нравится Мастер или Иван Бездомный попадают в психушку, чтобы перестали расспрашивать коллектив идеи, навязанные государством.
Несмотря на внешний вид профессиональной, психиатрическая больница представляет собой инструмент реализации государственной идеологии, она, как было сказано выше, Сердце Ада .
В Мастер и Маргарита даже Воланд удивляется, насколько сильно пострадал Мастер после пребывания в психиатрической больнице.
Вывод таков, что система, которая кажется логичной, компетентной, если не подлежит сомнению, то это тирания, это зло.
Отношение к тоталитарному режимуИешуа — символ духовной свободы — он боец. Он единственный положительный человек в Мастер и Маргарита. Он показан без своих божественных качеств – он просто хороший и благородный человек с сильными моральными ориентирами, который сомневается и ставит под сомнение окружающую действительность . Он отстаивал свои убеждения и не подчинялся власти, а сопротивлялся, даже если это означало смерть. Духовная вера Иешуа привела к свету — сострадание и мужество — самые важные качества. Его слова живут и повлияли на ход истории. Иешуа показан как человек, как один из нас, чтобы мы могли общаться с ним, но, в конечном счете, в этом мире нет места таким благородным людям, как он.
Пилат показан как слабый и растерянный , подобно Учителю. Он символ нищеты, несвободы . Он очень человечный – у него хорошие идеалы, но он слишком слаб, чтобы отстаивать то, во что верит, даже когда на карту поставлена жизнь невиновного человека . Он страдает из-за своей неспособности следовать своему моральному компасу. Он не свободен — он подчиняется власти. Пилат не борется – он ставит себя, свою жадность выше своих ценностей.
Мастер является символом творческой свободы, но он не свободен в том смысле, в каком Иешуа . Он чувствительный, но слабый и растерянный – как Пилат, но в отличие от него – Учитель имеет твердые убеждения и независимо мыслит, но этого недостаточно, чтобы приблизиться к «свету», как Иешуа. Мастер все еще сломан системой. Страх преследования и малодушие не позволяет Мастеру постоять за себя. Он не борется с системой — он подчиняется власти . Он не хранит свободу творчества как путь, ведущий к «свету» . Он выбирает смерть — символ мира, но без творческой свободы. Мастер хочет спасти себя, но свобода имеет более высокую цену. В конце концов, как и в случае с Иешуа, , в мире нет места таким людям, как Мастер, с сильными моральными ориентирами, но слишком слабыми, чтобы им следовать.
ВыводыМастер и Маргарита показывает, что для обретения «света» — свободы духовной, творческой, можно сбиться с пути, так как жизнь полна нравственных дилемм. Без людей нет зла. Дьявол не мог забрать силу Иешуа, поскольку он отстаивал свои ценности. Зло существует потому, что люди его допускают. Мы можем отнести его не только к Советскому Союзу, но и к нацистской Германии и другим режимам. Эти режимы создавались людьми, которые позволяли злу процветать в своих сердцах, и людьми, которые не противостояли ему в силу своей моральной слабости, проявлявшейся в равнодушии и неспособности противостоять рукотворному злу. Люди часто недостаточно любят свободу, чтобы противостоять тирании.
Парадокс в Мастер и Маргарита заключается в том, что Воланд более человечен, чем Бог, а люди более злы, чем благочестивы.