28.11.2024

Ценность жизни это: что это такое, как определить свои жизненные ценности / Skillbox Media

Ценность жизни Человека – основа Созидательного общества

Сегодня большинство населения планеты пребывает далеко не в лучших условиях существования. Массы людей терпят лишения, ограничения, процент существующих за чертой бедности стремительно растёт. Голод, болезни, проблемы с питьевой водой, войны, разруха, климатические беженцы, смертность из-за низкого уровня медицины, брошенные никому не нужные дети, постоянный труд на тяжёлых работах с мизерной оплатой или наоборот отсутствие возможности трудоустройства как способа выжить, и при этом огромные налоги на всё, что предоставлено в пользование — всё это повсеместно имеет место быть в нашем «цивилизованном» 21 веке, в веке высоких технологий и научных открытий. Причина тому — потребительский формат взаимоотношений, когда в бесчеловечной гонке за наживой и постоянным обогащением меньшинства жизни миллиардов людей обесцениваются, а их права попираются. 

На сегодняшний день в большинстве стран мира законы о правах и свободах имеют место быть. Но в действительности понятие о ценности жизни человека осталось на уровне теории. В практике любого государства организация общественного порядка, медицина, образование и тому подобное нацелены на обеспечение существования единиц, экономику, ориентированную на благосостояние этих единиц, и другие факторы, но не на удовлетворение благ каждого гражданина. Улучшение жизни населения, к сожалению, не является главенствующей целью. 

Большинство жителей нашей планеты продолжают находиться в грёзах о доступности качественной медицины, о стабильном нормальном заработке, об удовлетворении базовых потребностей для существования себя и своих потомков. Но реальность возвращает их к беготне в поиске пропитания своей семьи, оставляя довольствоваться лишь мечтами о лучших условиях. В современном мире человек предоставлен сам себе. Если посмотреть на нужды превалирующего населения, по факту, оно не просит ничего лишнего, заоблачного, невозможного. Люди желают того, что и так должно принадлежать им по праву. Люди хотят мира во всём мире, равных прав и возможностей, достаточного материального благосостояния для удовлетворения базовых потребностей. 

Кризис последнего времени окончательно оголил проблемы потребительского общества. Сейчас каждый понимает, что так дальше продолжаться не может и надо что-то менять. Многие находятся в поиске нового формата мышления и ценностных ориентиров.

Ознакомившись с идеями Созидательного общества, нахожу в себе полное согласие с теми инициативами, что несёт данный проект, понимая в глобальном масштабе всю важность реализации нового формата человеческих взаимоотношений. Отдельно не могу не отметить наличие основополагающих опор в его построении, которыми являются восемь основ Созидательного общества. Ведь то, что положено в основу ориентиров общества, задаёт вектор деятельности всех его направлений, и, в последующем, определяет качество жизни самого общества и каждого человека в нём. В этой статье хочется обсудить важность первой основы — Жизнь Человека.

Первая основа Созидательного общества: Жизнь Человека.

Ознакамливаясь с восьмью основами Созидательного общества, мы видим, что уже в первой основе уделено должное место теме ценности жизни каждого человека. Если вникнуть в глубину сути этого вопроса, приходит понимание, что при таком положении вещей любое развитие, любое направление, любая деятельность, что бы мы ни взяли, в обществе всё будет нацелено в первую очередь на улучшение жизни каждого человека. Лишь в таком обществе с опорой на ценность жизни человека все остальные ориентиры будут действовать соответственно. То есть наличие бедных, голодных, брошенных и больных станет заведомо исключено. Жизнь каждого будет превыше всего, с гарантией обеспечения его потребностей, с высокой оплатой труда, и одинаково высоким и доступным для всех уровнем медицины. Точно также не будет прецедентов любому конфликту, насилию и тем более любому виду войны. 

Учитывая состояние нашего современного человечества с уклоном на потребительский формат взаимоотношений, с учётом многих происходящих событий в мире, известных своей антигуманностью, направленных против человека, против его жизни, против жизней миллионов людей, выше цитируемые слова из первой основы разительны своей человечностью и глубоки в своей сути. Они донельзя актуальны в наше тяжёлое время. Уже читая только их, ты понимаешь, что построение Созидательного общества крайне востребовано натерпевшимися людьми. Созидательное общество для всех нас является тем спасительным кругом в опасном бушующем океане волнений и невзгод потребительского общества. 

Сейчас человечество проходит ряд испытаний в различных ограничениях и кризисах, но, по факту, это одно испытание — на уровень нашей человечности, на нашу готовность к сплочению и объединению. Общество само должно решить, способно ли оно объединиться и консолидироваться в верном направлении. Наступил этап взросления человечества, когда многие уже просыпаются, видят картину этого мира и находятся в поиске, как изменить его. Прецеденты в реализации построения Созидательного общества уже есть. Мы находимся на пороге великих изменений нашей цивилизации.

И здесь всем нам предстоит осознать, что основополагающей составляющей общества как такового неизменно является именно Человек, каждый человек, все мы. Мы же и создаём это общество, задаём вектор его развития. Нам нужно не уходить от ответственности за наш общий дом, за нашу единую семью — человечество. Не нужно ждать времён лучших условий, мы можем начинать создавать их уже сегодня.

Хотим ли мы создать общество, заведомо исключающее возникновение конфликтов, войн и прецедентов, посягающих на безопасность любого жителя нашей планеты? Хотим ли мы создать общество с медициной на высшем уровне, доступной одинаково каждому? Хотим ли мы создать Созидательное общество с главенствующей целью — обеспечить ценность жизни каждого? Конечно хотим. Каждый здравомыслящий человек желает такое общество. Каждый заслуживает такое общество по праву рождения. Созидательное общество — это гарантия того, что все люди рождены равными, и что жизнь в таких условиях равноправия и свободы абсолютно возможна.

У нас есть выбор. Либо мы можем продолжить ограничено существовать в обществе потребления с окончательным регрессом, с действительным отсутствием реализации наших прав и свобод, с неизбежным его финалом — самоуничтожением. Либо мы можем выбрать другой путь — в построении нового Созидательного общества с главенствующим ориентиром на сохранение жизни каждого Человека, его здоровья, комфорта и необходимых благ. Вот два пути, лежащие перед миром. Один из них преобладал многие века и тысячелетия и преобладает сейчас. Потребительский формат уже достаточно показал, в какой тупик мы как человечество пришли. Люди так жить больше не могут. 

Другой же путь — в построении Созидательного общества, который в конечном этапе приведёт к идеальному обществу. Но уже само Созидательное общество раскрывает нам новые горизонты свобод, равноправия, без классов и других неравенств, наделяет возможностями с обеспеченным существованием абсолютно каждого, даёт уверенность в завтрашнем дне с гарантией сохранения его жизни в полной безопасности.

Некоторые ещё не до конца осознали величие курса для человечества под названием «Созидательное Общество». Оно является новой эрой для всего человечества, которая озарит всех нас знамением о лучших переменах. Только с таким курсом человечество выживет. Только с таким курсом жизнь каждого будет цениться по-настоящему, предоставляя каждому всевозможные условия для его благого счастливого существования. Только такой курс может действительно остановить все войны, заведомо исключив появление любого негативного прецедента. Это единственный способ сохранить жизнь ныне живущих, а в последующем подарить счастливую жизнь миллиардам наших потомков. Великая миссия выпадает на долю современного поколения — построение общества для Человека. Будем же достойны звания Человек и Человечество. Подарим прекрасное будущее нашим потомкам. Дадим опору для продолжения нашей цивилизации.

Это обращение к тебе, тому, кто читает эти строки, к нашему обществу, ко всему человечеству. Разве ты не хочешь забыть о всех переживаниях за день грядущий, за себя, за своих близких, решить проблемы с жильём и пропитанием? А ведь это мизерная часть из того, что гарантировано получишь ты и каждый человек в Созидательном обществе. Сейчас у тебя есть реальный шанс этому поспособствовать. Каждый, активно участвующий в построении Созидательного общества, действующий на благо общества, а значит и на благо каждого человека, уже имеет поддержку людей со всего мира, огромной мировой общественности. Небезразличных людей очень много. Те же, кто ещё пока не с нами, они просто ещё не знают о данной альтернативе, но уже находятся в поиске необходимой информации, необходимых ответов для действий в нужном направлении. Им просто нужно донести то, что выход есть, что уже по всему миру происходит движение неравнодушных людей к нашему общему человеческому счастливому будущему. И уже завтра каждый из них будет вместе с нами наблюдать начало возникновения нового общества созидания, величия, чести, справедливости и свободы. Каждый из нас с гордостью сможет смотреть в глаза своим потомкам, являясь одним из участников построения Созидательного общества, оставляя в наследие им новый великолепный мир. 

Прогресс возможен при единении людей в единой цели. А наша конечная цель — это путём Созидательного общества прийти к Идеальному обществу. Лишь в нас самих, в нашем единстве в движении к цели при общем правильном выборе лежит будущее человечества. Да будут едины наши сердца в стремлении изменить наш мир в лучшую сторону! Да будет сохранение и обеспечение жизни каждого в этом мире важной целью нового общества! Да будет Созидательное общество, где обретёт счастье и уверенность в завтрашнем дне каждый житель этой великой семьи!

Алекс Фридман

Лекция 2. Ценности человеческой жизни

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.

Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.

Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.

Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.
Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)
Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.

Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.

Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.

Необходимо:

– правильно питаться;
– ежедневно делать физические упражнения;
– избегать ненужных стрессов;
– уметь расслабляться и отдыхать;
– быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Вопросы к лекции

Чем ценности человеческой жизни отличаются от всех других?
Назовите основные жизненные ценности человека?
Как соотносится личность, если ее понимать как ядро человека или вместилище его сущности, с существованием человека?
В чем отличие ценность жизни от ценности человека?
Каковы два принципиальных вектора жизни?
В чем состоит ценность человеческого тела?
В чем ценность здоровья и каковы основные правила отношения к нему?

Вопросы для размышления

1. В чем состоит двойственность ценности жизни?
2. Почему ценности человеческой жизни можно назвать стартовыми, но не окончательными (целевыми)?
3. С чем связаны цели и средства в области жизненных ценностей?
4. Почему люди с ограниченными физическими возможностями не являются неполноценными людьми?
5. В чем достоинства и границы жизни как бесценного дара?

Эвтаназия и внутренняя ценность жизни

Жизнь сама по себе не имеет для нас особой ценности, кроме того, как мы можем получать опыт, и именно этот опыт мы считаем ценным. Люди не придают ценности жизни физическому состоянию простой жизненности, а придают ему ценность благодаря его способности допускать переживания. Жизнь как набор хороших переживаний — это то, что имеет ценность, и наша способность иметь их — это внутренняя ценность жизни.

Наши жизненные ценности исходят из нашего окружения. Самое сильное влияние оказывают наши контакты в повседневной жизни, а также культура и общество, в которых мы живем. Мы, люди, также обладаем определенным чувством человеческого сообщества и, за немногими исключениями, ставим человеческую жизнь выше и отдельно от всей другой жизни. Это разделение придает нашему общему определению жизни внутреннюю ценность, но только благодаря способности чувствовать себя живыми и получать удовольствие от переживаний мы стали придавать человеческой жизни какую-либо дополнительную ценность. Таким образом, ценность жизни определяется не нашей способностью существовать физически, а существовать в человеческом опыте и быть частью опыта, который сам по себе считается желательным или хорошим.

Жизнь обретает свою неотъемлемую ценность от способности получать опыт, и эта ценность не сводится к физическому, но физическое содержит потенциал для этих переживаний. Термин «физический» здесь особенно широк, потому что было бы ложно и дискриминационно пытаться включить физические способности в качестве какого-либо стандарта или даже оценить, как из них может исходить опыт, потому что возможности здесь безграничны. Когда физический смысл привязан к понятию качества жизни, он игнорирует то, что оказалось ценным в опыте. Качество жизни, используемое для описания физического состояния человека, представляет собой попытку оценить физическое состояние человека. Когда пытаются придать ценность чему-то другому, кроме того, что мы считаем ценным, вряд ли это будет продуктивно. Внутренняя ценность жизни тогда связана исключительно с опытом.

Применить идею внутренней ценности жизни к эвтаназии; казалось бы, потенциал для жизни, который исходит от работающего тела, которое пока будет состоять, как минимум, из мозга, функционирующего достаточно, чтобы перекачивать кровь, или даже из тела, в основном поддерживаемого машинами, но имеющего пульс. Рабочее определение здесь следует считать достаточно широким, чтобы включить в него тех, кто находится в устойчивом вегетативном состоянии, сильно отсталых, склонных к суициду или нуждающихся в машинах для поддержания биологической функции.

Когда человек находится в устойчивом вегетативном состоянии, его тело функционирует только за счет функции низшего мозга и потенциально находится в плохой физической форме, качество его жизни, скорее всего, будет поставлено под сомнение. Что означает качество жизни здесь, так это то, что он потенциально испытывает боль, имеет минимальные функции тела (на самом деле у него может вообще не быть когнитивных, сосудистых, легочных или пищеварительных функций) и очень мало шансов на выздоровление. Аргумент качества жизни апеллирует к нашей сильной эмоциональной привязанности к определению жизни как опыта. По определению живого этот человек имеет по крайней мере некоторые функции мозга и может продолжать демонстрировать основные жизненные признаки, и, следовательно, является живым существом. Толчок к прекращению этой жизни исходит из нашего восприятия того, что условия существования этого человека не соответствуют тому, какой, по мнению других, должна быть жизнь. Если хорошее качество жизни включает в себя наличие близких, финансовую стабильность и удовлетворение основных человеческих потребностей (например, в еде, жилье), то требует ли это от нас рассмотрения вопроса об увольнении добытчика алмазов, который тяжело работает весь день и не не имеют адекватной еды, одежды, воды и крова и могут вообще не иметь семьи? С этим никто не поспорит, но никаких усилий по улучшению качества его жизни не предпринимается. Если этот человек не живет на том уровне, который считается желательным, то почему он менее кандидат? У него есть определенный потенциал для хорошего набора опыта, потому что у него есть рабочее тело, но нет и реальной возможности получить этот ценный опыт. У него может быть потенциал жить на более высоком качественном уровне, но он также вряд ли это сделает. Это означает, что наше нормальное определение качества жизни недостаточно универсально, чтобы считаться стандартом.

Вероятно, обращение к нашим эмоциям, возникающее при взгляде на качество жизни человека, аналогично тому, как мы используем внутреннюю ценность жизни. Наша реакция на каждую точку зрения исходит из двух общих ответов; говорят нам, что человеческая жизнь ценна, а также что существует определенный стандарт, при котором жизнь считается хорошей. Этот конфликт лежит в основе убийства из милосердия; потенциал грабежа может привести к такой же плохой ситуации, как и низкое качество существования. Уровень качества нельзя сделать универсальным стандартом, и он недостаточно краток, чтобы служить точкой измерения. Способы, которыми человек может получать опыт, бесконечны и должны быть, поэтому мы не можем определить, сузить и ограничить их определенным стандартом качества, который обычно используется в аргументе качества жизни. В качестве аргумента позиция качества жизни не может утверждать, что у человека должно быть определенное специфическое качество жизни. Конечно, можно свести это к примеру, когда пациент много лет находится в коматозном состоянии, не имеет реальных шансов на выздоровление, и даже если выздоровление происходит, возможно, он слишком физически ухудшился, чтобы продолжать физически, поэтому имеет низкое качество жизни. и быть кандидатом на эвтаназию. Это опровергается, потому что мы позволяем любому уровню физического существа диктовать, каким может быть наше восприятие ценности этой жизни. Оно проявляется только потому, что у нас есть способность видеть и ощущать физические материи здесь, которые затем, по сути, затмевают наше видение эмпирической стороны. Если бы это использовалось, то это противоречило бы нашему определению, что жизнь ценна на основе опыта, а не физического статуса.

Из этого следует, что жизнь не получает ценности от физического существа, но физическое существо используется в качестве стандарта, по которому можно найти признаки жизни. Поскольку мы можем показать жизнь с помощью физических средств, она становится нашей точкой измерения. Мы могли бы использовать это как основу, чтобы сказать «да» или «нет», когда речь идет об убийстве из милосердия, но это будет игнорировать опыт пациента. Аргумент против эвтаназии, основанный на свидетельствах физической жизни, очень привлекателен, потому что мы чувствуем его, но он не следует нашему пониманию того, что является ценным.

Демонстрировать свидетельства переживаний и ментальных состояний гораздо труднее, однако, независимо от того, сколько или как мало мы можем об этом знать, переживания являются ценным набором здесь. Таким образом, это обеспечивает защиту жизни, которая определяется здесь как набор переживаний, происходящих за пределами любого физического существования. Эта защита основана на возможности получения опыта без непосредственного знания опыта, то есть наше ограниченное знание только мешает нам быть в состоянии подтвердить ментальный опыт так же легко, как и физическое состояние, но не означает, что наша ценность опыта уменьшается в какой-либо степени. .

Наша ценность жизни и то, как она превращается в внутреннюю ценность, которую мы приписываем человеческой жизни, зависит от того, как мы ценим опыт. Положительный опыт считается желательным и отделенным от нашего физического существа. Поскольку у нас есть разделение и мы приписали это значение эмпирической стороне, физический статус не является приемлемой точкой для определения эвтаназии. Это идет вразрез с нашей склонностью полагать, что ценность определяется жизненным опытом.

Ценность жизни. Непровокационный и абсолютно спокойный… | Аллен Фолтон

Это «Руководство по выживанию в современном мире», справочник, который я пишу для вещей, которые, по моему мнению, люди должны знать о жизни в современном мире. Мнения, высказанные здесь, принадлежат мне и только мне. И я осознал несколько лет назад, что у меня и, думаю, у многих людей несколько парадоксальное отношение к человеческой жизни. Учитывая, что я жив, как и многие другие люди, отношение к жизни — очевидная тема выживания. Сегодня я хочу обсудить с вами следующее затруднение:

Мы приучены ценить жизнь по своей сути и нас учат ценить жизнь по ее качеству.

Это кажется простым маленьким утверждением, но оно имеет ОСНОВНЫХ последствий. В конце концов, о чем, по-вашему, идет дискуссия об абортах, если сразу перейти к ней? Или обсуждения ухода в конце жизни? Или разговоры о злоупотреблении наркотиками, помощи в самоубийстве или даже основных понятиях «целеустремленной» жизни? В каждом из этих случаев мы прыгаем туда-сюда между этими двумя способами мышления, и то, на какой стороне мы оказываемся, определяет такие вещи, как наша политика, наш образ жизни, наши друзья, наша вера и наша работа. Я думаю, нам следует немного лучше разобраться в теме.

Неотъемлемая ценность жизни

Жизнь ценна, потому что она существует. Это реальность, которую большинство из нас признает на каком-то уровне — люди, которые этого не делают, являются психопатами или экзистенциальными философами, если есть разница.

Но почему это так? Почему мы думаем, что жизнь имеет неотъемлемую ценность? В зависимости от того, кого вы спросите, вы получите разный ответ (это метафизика, а не физика), но я думаю, что все сводится к трем причинам: редкость, эмпатия и красота.¹

Жизни мало. Это вам скажет любой астрофизик; 96% или более Вселенной — это пустота, большая часть оставшихся 4% — непригодная для использования недвижимость, и нам еще предстоит подтвердить, что жизнь существует где-либо, кроме Земли. Все, что редко, ценно. А жизнь необычна, даже чудесна в своем действии — где-то при взаимодействии белков и ферментов мертвое превращается в живое по просто непонятным нам причинам. Сознание еще более необычно, а самоосознание занимает первое место как самая редкая вещь, которую мы знаем во Вселенной. И даже если где-то есть инопланетяне², человечество все равно существует только в одном мире.

Тяжеловато. Только подумайте об этом… вы представитель чего-то настолько редкого, что, насколько нам известно, оно существует только в одном месте из триллионов потенциальных сред. Поэтому каждая человеческая жизнь имеет ценность как редкий ресурс.

Мы тоже чуткие существа. Почти каждый человек (не считая социопатов) инстинктивно реагирует на обстоятельства других, хорошие и плохие. На самом деле это один из наших основных механизмов выживания как вида; сочувствие — это хорошо, если вы пытаетесь продвигать сотрудничество и взаимную заботу, как мы в основном справляемся. И мы обычно применяем это сочувствие к любой другой форме жизни, с которой мы знакомы — собаки, например, очень ценятся и рассматриваются как семья во многих местах в мире.

Соответственно, мы ценим жизнь, потому что можем поставить себя на место других. Мы смотрим на другое существо, представляем себя на его месте, а все остальное делает наше чувство самосохранения. Жизнь ценна, потому что мы можем чувствовать то, что чувствуют другие, мы можем представить опыт других, и мы инстинктивно хотим, чтобы этот опыт был хорошим, потому что мы можем представить его как свой собственный опыт.

Наконец, что не менее важно, бит, который заставляет эти две другие точки висеть вместе: жизнь прекрасна . Я говорю о моменте, когда вы просыпаетесь с великолепным восходом солнца и видите, как небо окрашивается в сумасшедшие цвета, которые заставили бы художника вертеть кистями. Я говорю о запахе кофе и яиц, приготовленных в соседней комнате, пока вы лежите в постели. Я говорю об ощущении травы под ногами, о ветре на лице и о том моменте восхитительного тепла, когда вы выходите на улицу летом. Тот момент, когда вы чувствуете руку своего возлюбленного в своей руке или его губы на своих. Острые ощущения от первого вождения автомобиля и легкое расслабление от просмотра любимого телешоу.

Мы переживаем миллионы событий, которые просто замечательны. Они компенсируют другое дерьмо, через которое нам приходится продираться в жизни, потому что суть в том, что в каждой жизни есть потенциал пережить эти моменты чуда. Жизнь ценна, потому что в каждой жизни есть потенциал для радости.

Подводя итог — жизнь редка. У нас есть эмпатия. Жизнь может быть красивой. Это достаточные причины, по моему мнению, для того, чтобы жизнь имела неотъемлемую ценность без каких-либо других соображений.

Качественная ценность жизни

Жизнь ценна в зависимости от ее качества, что является очень нагруженным термином, и я попытаюсь определить его. Под этим я подразумеваю, что мы ценим жизнь, особенно человеческую жизнь, а также любую жизнь, которой мы можем сопереживать, основываясь на том, насколько приятна эта жизнь, а также на ее потенциале и достижениях.

Традиционно, когда мы слышим слова «качество жизни», мы думаем об этом как о медицинской фразе: насколько хорошо пациент может двигаться, степень его повседневной боли, его психическое состояние и т. д. Мы не будем ограничиваться этим. определение в этом обсуждении. Качество жизни — это огромная дискуссионная область опыта, социально-экономического и культурного потенциала и реальных достижений, и это неизбежно приводит нас к суровому выводу:

Жизни не имеют одинаковой ценности.

Так мы оправдываем всякие вещи. Вот почему мы не чувствуем себя слишком плохо, когда едим мясо. Вот почему мы даем политикам телохранителей, а вы их не получаете. Вот почему мы ценим свадьбы знаменитостей. Вот почему тебя не считают серийным убийцей за то, что ты убил всех этих комаров. Вот почему мы не сожалеем об использовании антибиотиков, которые уничтожают миллиарды бактерий, но каждый год ведутся споры об абортах. Это серьезные вещи.

Также стоит помнить, что мы абсолютно не считаем, что все человеческие жизни имеют одинаковую ценность на практике. Кто-то из моей страны для меня дороже, чем кто-то из другой страны. Кто-то, кого я знаю, стоит больше, чем кто-то, кого я не знаю. Тот, у кого есть хорошая работа, считается более ценным, чем бездомный.

Это все из-за баланса трех переменных, если разобраться: (1) приятные качества жизни, (2) ее потенциал и (3) ее достижения.

Мы ценим всю жизнь, и особенно нашу собственную жизнь, исходя из того, насколько она приятна. О, у меня из-за этого столько неприятностей, но это правда, и ты это знаешь. Ценность, которую мы придаем жизни, колеблется в зависимости от того, насколько приятна эта жизнь. И это присвоение значения быстро меняется на , , потому что оно не основано на среднем соотношении приятных моментов жизни и моментов боли и ужаса. Вместо этого он основан на том, как идут дела прямо сейчас .

Вот почему мы можем говорить такие вещи, как «Его уход был милостью» или «Он в лучшем месте». Вот почему мы усыпляем домашних животных в конце их жизни, а не позволяем им жить в боли. Это также одна из причин, почему мы говорим что-то вроде «Это была трагедия», когда кто-то умирает в расцвете сил.

И, конечно же, именно по этой причине в последние годы движение эвтаназии набрало обороты. Мы вовлечены в большую общественную дискуссию о том, что на самом деле означает эта оценка жизни с точки зрения конкретных действий, которые мы готовы одобрить или принять в обществе. Частично это также основано на следующем пункте.

Мы ценим жизнь — всю жизнь, но особенно человеческую жизнь — исходя из ее потенциала. Мы смотрим на животных и людей и делаем выводы о том, что они могут сделать со своей жизнью, с точки зрения их опыта и вклада в общество. Это влияет на наше восприятие их ценности. Даже в тех случаях, когда не должно.

Вы когда-нибудь задумывались, почему белые мальчики в подготовительной школе получают более мягкие сроки за изнасилование? Это часть дела». Судья смотрит на них и подсчитывает: «привилегированная семья + хорошее образование + связи = возможно, когда-нибудь они станут продуктивным членом общества». А потом сходят. Их жизнь ценится из-за восприятия потенциала . Несмотря на то, что они совершили чудовищное преступление, судья очень высоко оценивает потенциал их жизни.

Сравните и сопоставьте с другими группами, и мы увидим, что это большая проблема. Нам часто кажется, что одни жизни мы ценим больше, чем другие, по плохим причинам — и эти идеи о потенциале находятся в самом верху списка. Люди будут делать суждения, основанные на предвзятости , когда дело доходит до определения потенциала. это не только проблема выживания , это проблема выживания для многих людей.

И в то же время вы никогда не задумывались, почему большинство людей не ценят коровьи жизни? Опять же, это часть причины. Мы смотрим на коров и по большей части приходим к выводу, что функция коровы и стремление в жизни, по сути, состоит в том, чтобы быть пищеварительной трубкой. И, следовательно, мы не особо огорчаемся, когда используем эту жизнь для своих целей. У коров отсутствует потенциал — наше определение потенциала, то есть.⁴

С другой стороны, мы также ценим жизнь за достижения . Мы судим о жизнях по тому, что было сделано с ними. Это реализация потенциала — мы высоко ценим людей, когда они соответствуют этому.

Есть причина, по которой у одних людей есть телохранители, а у других нет. Кто бы ни был президентом, они выполнили безумно сложную задачу, став, например, президентом. Они достигли своей цели, достигнув положения огромной власти и ответственности, и это положение достаточно важно, чтобы в результате их жизнь была высоко оценена. Печальная, но простая истина заключается в том, что если я умру сегодня вечером, нация будет продолжать жить без сучка и задоринки. Если президент умрет, это будет мгновенный кризис для миллионов людей, может быть, даже для всего мира.

По той же причине, но в меньшем масштабе, высоко ценится скаковая лошадь. Скаковая лошадь творила удивительные вещи и внесла большой вклад в кошелек своего владельца. В конце концов, он все еще может превратиться в клей, но не раньше, чем он будет выведен, и, конечно, не раньше, чем пройдет его расцвет. До этого времени он живет заколдованной жизнью.

В этих примерах мы можем видеть, как потенциал и достижения существуют в состоянии взаимодействия и взаимного усиления. Кто-то с потенциалом может делать большие дела, что ставит их в положение с еще большим потенциалом, что дает им преимущество в еще больших достижениях. И наша оценка их жизни также растет, пока их потенциал не станет отрицательным. Миллиардера в 40 лет ценят за то, чем он будет заниматься дальше. Миллиардер в 9 лет7 ценится за наследство, которое он завещает.

Во многих случаях важно помнить, что эта круговая переборка потенциала и достижений не всегда плоха. Мы ценим людей с потенциалом, потому что нам нужны человек, которые будут делать большие дела. Мы ценим людей с достижениями, потому что они продемонстрировали, что могут сделать большие дела . Но это может очень и очень быстро пойти не так, потому что люди часто действуют на основе предубеждений, а наши суждения всегда основываются на плохой информации, дезинформации и отсутствии информации.

Балансирующие ценности

Из этих жизненных ценностей возникает логическая проблема: почему мы придерживаемся обоих этих мер ценности? Если жизнь ценна по своей сути, то почему мы придаем ей качественные значения? И если жизнь ценна по качественным показателям, почему мы настаиваем на том, чтобы она была ценна сама по себе? Разве одно не должно отменять другое?

Ответ заключается в том, что ни один из них сам по себе недостаточен для описания сложности ценности жизни. Одна, другая или обе меры стоимости необходимы в различных ситуациях. Мы не можем утверждать, что жизнь имеет нет внутреннего значения . Совершенно очевидно, что это так, и это должно быть отправной точкой для любого рассмотрения жизни. Но также верно и то, что неотъемлемая ценность жизни должна иногда, может быть, даже , обычно , занимать необходимое второе место после ценностного суждения о ее качественной ценности.

Это невероятно опасное предприятие.

Здесь стоит отметить, что это начальные врата злодеяний. Поразительно легко сделать это суждение чудовищно, ужасно ошибочным. Оценивать чужую жизнь как менее стоящую — говорить, что сумма ее качеств вторична или подчинена чьей-то собственной жизни, — вот где формируются мерзости истории.

Но мы все равно должны это сделать.

Мы должны, потому что мир навязывает нам выбор. Мы будем вынуждены выбирать свою жизнь, а не жизнь других. Мы будем вынуждены уравновешивать жизни других друг против друга. Мы будем вынуждены оценивать виды больше или меньше, чем наши собственные. Такова реальность нашего существования в этой вселенной, и нам не стоит прятаться от нее. К счастью или к сожалению, в тот момент, когда человечество достигло разума, мы стали судьями.

Когда наше выживание — это название игры , правило всегда состоит в том, чтобы ценить свою жизнь и жизнь тех, кого мы любим, выше, чем других. Если мы голодаем, охота на оленя для еды становится необходимым вариантом. Если мы в опасности, уничтожение источника этой опасности становится первоочередной задачей. Если нас угнетают, борьба с источником этого угнетения становится единственным рациональным выбором. Поступить иначе в этих случаях — значит добровольно снизить ценность собственной жизни — отказаться от выживания и достойного качества жизни.

Кто-то может сказать, что это принципиальный выбор — отказаться от своей жизни или качества жизни в защиту принципа. Я не согласен. По моему мнению, нужно выжить, чтобы принципы имели большое значение. Конечно, есть некоторые исключения, но опрометчивое заявление о том, что я всегда должен ценить жизнь так высоко, что не могу защитить свою собственную, смехотворно; если я умру, мои надежды, мечты, принципы и потенциал умрут со мной.⁵ Будут выборы выживания, которые вы сделаете в жизни… или кто-то сделает их за вас.

Когда выживание другого находится в наших силах , нам придется сделать выбор, кто получит поддержку, а кто нет. Вы уже сделали это, если когда-либо голосовали или участвовали в благотворительности. Странно думать об этом таким образом, но, поддерживая одну группу, вы по выбору и замыслу , а не поддержали другую. Вы сделали оценочное суждение, и чья-то жизнь, вероятно, висела на волоске.

В какой-то момент тот же выбор может показаться вам еще более суровым. Выбор, кого из детей спасти от пожара в доме. Выбор, какого пешехода ударить на неуправляемой машине. Выбор, с какой нацией вести войну. Некоторые из этих выборов произойдут через мгновение; некоторые будут обсуждаться днями или неделями. Но ты сделает их .

Когда выживание другого вида находится в наших силах , нам придется делать выбор, какие существа выживут, а какие падут под тяжестью нашего выживания, высокомерия и экономической необходимости. И здесь стоит отметить, что мы ценим другие виды прямо пропорционально тому, сколько их, насколько они надоедливы, насколько они опасны и насколько они милы.

Почему мы ценим тигров? Какими бы величественными и великолепными существами они ни были, они убежденные людоеды и естественные конкуренты людей за территорию и ресурсы. У эволюции есть что сказать по этому поводу, и тигры проигрывают. Теперь, когда они почти проиграли… вдруг мы их ценим. Мы прошли точку качественной оценки и вернулись к внутренней оценке тигриных жизней.

У нас есть преимущества интеллекта, склонности к сотрудничеству, инновационного ума и противопоставления больших пальцев. Это делает нас доминирующим видом на этой планете, и нет никаких признаков того, что это изменится в ближайшее время. Мы, , будем выбирать, какие виды сохранить, а какие подвергнуть вымиранию. Некоторые из этих вариантов будут вашими — какие продукты вы едите, какие продукты покупаете, какие экологические группы и политику поддерживаете.

Рациональная оценка жизни

Мы не можем притворяться, что придание ценности жизням выходит за рамки наших возможностей или даже наших прав. Это то, что вы сделаете в своей жизни. Это неизбежно.

Так что мой совет, чего бы это ни стоило, — постарайтесь подойти к этому рационально.

Это означает понимание того, откуда берутся жизненные ценности, а это философская кроличья нора, которую я призываю вас изучить. Это означает изучение нашей жизни и выяснение того, где мы делаем выбор в пользу жизненных ценностей. Это означает решение, заранее, если это вообще возможно, каким будет наш выбор, потому что у нас может не быть времени, чтобы по-настоящему подумать о нем в хаосе момента. И это означает смириться с этими решениями.

Это также означает быть очень, очень осторожным. В других частях этой серии я касался ситуаций, когда оценки жизни становятся чрезвычайно важными, и стоит отметить, что ни одна из них не перестала быть важной. Неправильное суждение в этом случае — это, в буквальном смысле, жизнь и… ситуация смерти.

И есть так много людей, которые хотят, чтобы вы приняли их идеи о ценности жизни. Очевидно, я один из них. Виновен по обвинению. Но каждый политик, каждый религиозный деятель, каждый друг и член семьи, каждый начальник, каждое государственное учреждение, каждая корпорация или некоммерческая группа или благотворительная организация… У ВСЕХ из них будут свои толкования по этому вопросу. Вам нужно будет выбрать, кому верить, и оценить, как этот выбор повлияет на вас.

Подводя итог, можно сказать, что рациональная оценка жизни состоит из следующих пунктов:

  • Развивайте свои ценности : Читайте, слушайте, исследуйте. Найдите экспертов. Проверяйте факты. И по возможности делайте выводы о том, что вы считаете ценным в жизни. Если вы не можете этого сделать или вам неудобно это делать, найдите самого доброго человека, которого вы знаете, и скопируйте его. Если сомневаетесь, будьте добры.
  • Сделайте свой выбор : Решите как вы будете делать суждения об оценке жизни и когда вы собираетесь делать эти суждения. Общие ситуации включают в себя то, будете ли вы есть мясо, поддерживать нуждающихся, поддерживать или возражать против абортов, а также поддерживать или возражать против смертной казни.
  • Будьте осторожны : Остерегайтесь людей, которые хотят манипулировать вашими ценностями и выбором ценностей; они могут быть благожелательными, они могут быть злонамеренными, и может быть очень трудно сказать, кто из них кто.
  • Закон : Следуйте своим ценностям. Действуйте по своему выбору. Живи и суди.

Это одна из самых сложных вещей, которые я попрошу читателя сделать в этой серии, уступая только постоянной рекомендации

думать . Любая оценка жизни имеет встроенную директиву акта. В мои обязанности и намерения не входит говорить вам, что это за директива для вас и в какой степени она применима. Я просто знаю и хочу, чтобы вы знали, что будет существовать. И нравится тебе это или нет… тебе последует за . Такова реальность выживания в этой вселенной.

¹Я не рассматриваю здесь религиозные взгляды на эту тему. Их более чем достаточно, почти все заявляют, что жизнь ценна по своей сути, все они в основном не придерживаются объяснения «потому что так сказал Бог», и все они, кажется, имеют оговорку об исключении. Я ищу что-то более тонкое для этой статьи.

²Вероятно, есть. Мы уже знаем, что возможность эволюции жизни

в любом месте — это «1», что означает, что, учитывая огромное количество мест, где жизнь могла развиваться в других местах нашей галактики, вероятно, там есть инопланетная жизнь. Мы просто еще не нашли никого, кто мог бы с нами поговорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *