Высказывания цветаевой о жизни. Трагическая судьба марины ивановны цветаевой
Марина Цветаева — лучшие цитаты поэтессы!Одна из крупнейших русских поэтесс ХХ века, прозаик и переводчица Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941) начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. А её первый изданный сборник стихов в 18 лет сразу же привлёк внимание известных поэтов.
Судьба у Марины Цветаевой сложилась невероятно трагично. Война и нищета дают о себе знать. Один её ребёнок в 3-летнем возрасте умирает от голода в приюте, мужа по подозрению в политическом шпионаже расстреливают, вторую дочь репрессируют на 15 лет.
Цветаева с сыном отправляется в эвакуацию в Чистополь, куда ссылали большинство литераторов – там ей обещают прописку и работу. Цветаева пишет заявление: «Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Но ей не дали и такой работы: совет счел, что она может оказаться немецким шпионом.
Мы собрали 25 цитат Марины Цветаевой о любви и жизни, которые раскрывают всю глубину и мудрость её трагической судьбы:
«Я буду любить тебя все лето», – это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и – главное – куда дольше!
Если бы Вы сейчас вошли и сказали: «Я уезжаю надолго, навсегда», – или: «Мне кажется, я Вас больше не люблю», — я бы, кажется, не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас нет – Вас нет навсегда и Вы меня не любите.
- Влюбляешься ведь только в чужое, родное – любишь.
- Встречаться нужно для любви, для остального есть книги.
- Творчество – общее дело, творимое уединёнными.
- В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел .
- Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.
Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше – хотя бы пришитая пуговица.
- Успех – это успеть.
- Что можешь знать ты обо мне, раз ты со мной не спал и не пил?
- Нет на земле второго Вас .
- Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.
- Слушай и помни: всякий, кто смеётся над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего и то, и другое.
- Единственное, чего люди не прощают – это то, что ты без них, в конце концов, обошёлся.
Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн. У художника, музыканта может остановиться рука. У поэта – только сердце.
- «Стерпится – слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот .
Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество. Любила простые и пустые места, которые никому не нравятся. Люблю физику, её загадочные законы притяжения и отталкивания, похожие на любовь и ненависть.
В одном я – настоящая женщина: я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста – свои речи, в грудь – свои чувства. Поэтому все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.
- Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!
Никто не хочет – никто не может понять одного: что я совсем одна. Знакомых и друзей – вся Москва, но ни одного кто за меня – нет, без меня! – умрет.
Мужчины не привыкли к боли, – как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.
Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку .
О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? – Не зуб, не голова, не рука, не грудь, – нет, грудь, в груди, там, где дышишь, – дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!
Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался .
Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного.
Нестерова И. А. Марина Цветаева о себе и своей судьбе // Энциклопедия Нестеровых
Рассмотрим творчество Цветаевой с позиции автобиографичности.
Одна – из всех – за всех – противу всех!
Более полувека тому назад совсем юная и никому еще не известная Марина Цветаева высказала непоколебимую уверенность:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Прошли годы трудной жизни и напряженной творческой работы и гордая уверенность обернулась полным неверием:
Мне в современности и в будущем – места нет.
Всей мне – ни одной пяди земной поверхности, этой малости – мне – во всем огромном мире – ни пяди (сейчас стою на своей последней, незахваченной, только потому, что на ней стою: твердо стою…
Это конечно добросовестное заблуждение, в известной мере объясняемое одиночеством и растерянностью поэта, знавшего силу своего таланта, но не сумевшего выбрать правильный путь. Судьба созданного художником не сводится к к его личной судьбе, художник уходит, искусство остается. Сама Цветаева сказала об этом намного точнее: «…во мне нового ничего, кроме моей поэтической отзывчивости на новое звучание воздуха». Он не затерялся в потоке стихотворных новинок, его заметили и одобрили и В. Брюсов, и Н. Гумилев, и М. Волошин. Благодаря этой отзывчивости молодой поэт фатально пытающийся противопоставить себя новому веку в итоге оказался неотъемлемой частью этого века. Творческое наследие Марины Цветаевой велико и неоценимо для потомков.
Характер у неё был трудный, неустойчивый и неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший её в молодости говорил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».
Однако признание таланта Цветаевой неоспоримо. Тринадцать изданных книг при жизни и еще пять посмертно, вобрали в себя лишь часть написанного поэтессой. Другая часть стихов рассыпана по ныне практически недоступным изданиям. Среди созданного Цветаевой кроме лирики большой интерес представляют и семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-публицистическая и философско-политическая проза.
В творческом наследии Марины Цветаевой много того, что пережило свое время. В тоже время, ряд её произведении принадлежат сугубо определенной эпохе и отражают её детали. Современному поколению они кажутся непонятными, неудачными и корявыми. Однако важно понимать, что непонимание отдельного произведение не делает поэта плохим. Поэзия Марины Цветаевой может быть лишь понятой и не понятой.
Так водном из своих известных стихотворений Марина Цветаева вспоминает своих бабушек. Одна из них была простой сельской попадьёй, другая гордой польской панне.
Обеим бабкам я вышла – внучка:
Чернорабочий – и белоручка!
Поначалу так причудливо сочетались в поэтессе две души, две стороны одной медали: восторженная барышня и своевольная строптивая «бунтарка».
Однажды Цветаева высказалась по поводу своей литературы: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь». Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия. Она знала себе цену как человеку и как поэту, но ничего не предпринимала, чтобы обеспечить себе жизнь и судьбу как поэта, так и человека.
Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого вдохновения. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.
Несмотря на все вышесказанное, Цветаева была жизнестойким и сильным человеком. Она писала: «Меня хватит еще на сто пятьдесят миллионов жизней»! Она жадно любила жизнь, и как положено поэту-романтику, предъявляла ей высокие требования:
Не возьмешь моего румянца,
Сильного, как разливы рек.
Ты охотник – но я не дамся,
Ты погоня – но я есмь бег.
Как человек глубоко чувствующий, Цветаева не могла избежать темы смерти в своей поэзии. Эта тема особенно громко звучала в её ранних стихах:
Послушайте! – Еще меня любите
За то, что я умру.
Однако очевидно, что уже тогда мотив смерти был противопоставлен пафосу и общему мажорному тону её поэзии. Она все-же неизмеримо больше думала о себе «такой живой и настоящей на ласковой земле».
Несмотря на её явное жизнелюбие, судьба была жестока к Марине Цветаевой. Одиночество сопровождало её всю жизнь. Но не в её стиле было страдать и упиваться собственной болью. Она говорила… «русского страдания мне дороже гётевская радость, и русского метания – то уединение…». Свои душевные терзания она прятала глубоко в душе под броней гордости и строптивости. На самом же дела всю жизнь она тосковала по простому человеческому счастью. М.И. Цветаева сказала однажды: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, и вы увидите, как я это умею».
Цветаева-поэта не спутаешь ни с кем другим. Её стихи узнаются сразу и безошибочно благодаря особому распеву, неповторимому ритм у и необщей интонации.
Стихи Марины Цветаевой насквозь пропитаны страданиями, несбыточными мечтами и глубокой самоотдачей. Поэтесса представляет собой удивительный образец самопогруженности и отрешенности от внешнего мира с целью погружения в поэзию, в своё творчество.
Целому морю – нужно все небо,
Целому сердцу – нужен весь Бог.
Цветаева часто повторяла: » Для меня стихи дом». Этим своим домом она владела сполна, и оставила его непохожим на другие: обжитым и теплым. Населенный страстями, самобытный и редкость притягательный, щедрый для каждого, кто хочет отведать терпкой цветаевской музы.
Трагическая жизнь и судьба Марины Цветаевой поражает по сей день. Иногда не понимаешь, как такие испытания могли свалиться на хрупкие плечи красивой и умной женщины.
Марина Ивановна с 6 лет писала стихи, а первый ее сборник, который привлек внимание широкой публики, был издан, когда девушке было всего 18 лет. Но на этом подарки талантливой женщине от судьбы закончились. Марина Цветаева пережила смерть одного из своих детей, репрессию второго и разделила ссылку с третьим. Муж был расстрелян при советской власти по подозрению в шпионаже. А сама женщина, не стерпев унижения и позора, повесилась на веревке, которую в путь ей дал Борис Пастернак, чтобы Марина могла связать свои чемоданы.
Наверняка все вы хотя бы раз в жизни читали ее прекрасные, полные невероятной лирики, глубокого смысла и обаяния стихи. Мы предлагаем вам обратить свое внимание на другие мысли поэтессы. У нее есть несметное множество жизненных философских цитат, которые местами поражают своей точностью и глубиной.
О чувствах…
- Влюбляешься ведь только в чужое, родное – любишь.
- Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.
- «Я буду любить тебя все лето», – это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и – главное – куда дольше!
- «Стерпится – слюбится».
Люблю эту фразу, только наоборот.
- Нет на земле второго Вас.
- Мужчины не привыкли к боли, – как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.
- Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку.
- Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше – хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы – до всей моей души.
- Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного.
- Если бы Вы сейчас вошли и сказали: «Я уезжаю надолго, навсегда», – или: «Мне кажется, я Вас больше не люблю», — я бы, кажется, не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас нет – Вас нет навсегда и Вы меня не любите.
- Все женщины ведут в туманы.
О творчестве…
- Стихи сами ищут меня, и в таком изобилии, что прямо не знаю — что писать, что бросать. Можно к столу не присесть — и вдруг — всё четверостишие готово, во время выжимки последней в стирке рубашки, или лихорадочно роясь в сумке, набирая ровно 50 копеек.
А иногда пишу так: с правой стороны страницы одни стихи, с левой — другие, рука перелетает с одного места на другое, летает по странице: не забыть! уловить! удержать!.. — рук не хватает! Успех – это успеть.
- Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн. У художника, музыканта может остановиться рука. У поэта – только сердце.
- Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
- Творчество – общее дело, творимое уединёнными.
О жизни…
- Шутим, шутим, а тоска всё растёт, растёт…
- Что можешь знать ты обо мне, раз ты со мной не спал и не пил?
- Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.
- В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел.
- Единственное, чего люди не прощают, – это то, что ты без них, в конце концов, обошёлся.
- Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество. Любила простые и пустые места, которые никому не нравятся. Люблю физику, её загадочные законы притяжения и отталкивания, похожие на любовь и ненависть.
- Моя мечта: монастырский сад, библиотека, старое вино из погреба, длинная трубка и какой-нибудь семидесятилетний «из прежних», который приходил бы по вечерам слушать, что я написала, и сказать, как меня любит. Я хотела, чтобы меня любил старик, многих любивший. Не хочу быть старше, зорче. Не хочу, чтобы на меня смотрели вверх. Этого старика я жду с 14 лет…
- Если что-то болит — молчи, иначе ударят именно туда.
- В одном я – настоящая женщина: я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста – свои речи, в грудь – свои чувства. Поэтому все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.
- Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!
- Слушай и помни: всякий, кто смеётся над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего и то, и другое.
- Никто не хочет – никто не может понять одного: что я совсем одна. Знакомых и друзей – вся Москва, но ни одного, кто за меня – нет, без меня! – умрет.
- О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? – Не зуб, не голова, не рука, не грудь, – нет, грудь, в груди, там, где дышишь, – дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!
- Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.
Грех не в темноте, а в нежелании света.
В этих фразах чувствуется и боль, и горечь прожитого местами, и опыт, и сила воли, и желание менять мир вокруг себя, я не увидела только одного – счастья красивой женщины.
Сочинение
…Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед. М. Цветаева
Марина Цветаева — поэт огромного таланта и трагической судьбы. Она всегда оставалась верна себе, голосу своей совести, голосу своей музы, которая ни разу “добру и красоте не изменила”.
Стихи писать она начинает очень рано, и конечно же, первые строки о любви:
Нас разлучили не люди, а тени.
Мальчик мой, сердце мое!..
Не было, нет и не будет замены,
Мальчик мой, сердце мое!
О ее первой книге “Вечерний альбом” признанный мэтр русской поэзии М. Волошин писал: “Вечерний альбом” — это прекрасная и непосредственная книга…” Лирика Цветаевой обращена к душе, сосредоточена на быстро меняющемся внутреннем мире человека и, в конце концов, на самой жизни во всей ее полноте:
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя —
Марина,
Я — бренная пена морская.
В стихах Цветаевой, как цветные тени в волшебном фонаре, возникают: Дон-Жуан в московской вьюге, юные генералы 1812 года, “продолговатый и твердый овал” бабушки-польки, “бешеный атаман” Степан Разин, страстная Кармен.
Больше всего, наверное, меня привлекает в поэзии Цветаевой ее раскрепощенность, искренность. Она как будто протягивает нам сердце на ладони, признаваясь:
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю…
Иногда кажется, вся лирика Цветаевой — это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жгучий темперамент — вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой. Эти особенности характера помогли ей сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути.
Во главу своей жизни Марина Цветаева поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Но быт побеждало бытие, выраставшее из упорного, подвижнического труда.
Результат — сотни стихов, пьесы, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза, в которой Цветаева сказала все о себе самой. Можно лишь преклониться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.
До революции Марина Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить свой голос среди пестрого многоголосия литературных школ и течений “серебряного века”. Ее перу принадлежат оригинальные, точные по форме и мысли произведения, многие из которых стоят рядом с вершинами русской поэзии.
Я знаю правду! Все прежние правды — прочь.
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем — поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется. Уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застанет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу…
Поэзия Марины Цветаевой требует усилия мысли. Ее стихи и поэмы нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Сама она так определила “сотворчество”№ писателя и читателя: “Что есть чтение, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая”.
Цветаева видела Блока лишь издали, не перемолвилась с ним ни единым словом. Цветаевский цикл “Стихи к Блоку” — это монолог влюбленности, нежный и трепетный. И хотя поэтесса обращается к нему на “ты”, но эпитеты, которые присваиваются поэту (“нежный призрак”, “рыцарь без укоризны”, “снежный лебедь”, “праведник”, “свете тихий”) говорят, что Блок для нее — это не реально существующий человек, а символический образ самой Поэзии:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Сколько музыки в этих удивительных четырех строчках и сколько любви! Но предмет любви недосягаем, любовь несбыточна:
Но моя река — да с твоей рекой,
Но моя рука — да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря — зари.
С присущей ей афористичностью Марина Ивановна Цветаева так сформулировала определение поэта: “Равенство дара души и глагола — вот поэт”. В ней самой счастливо сочетались эти два качества — дар души (“Душа родилась крылатой”) и дар слова.
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце — как маятник — как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая Божия тварь.
Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
Как Бог повелел и друзья не велят.
Трагедия Цветаевой начинается после революции 1917 года. Она не понимает и не принимает ее, она оказывается одна с двумя маленькими дочерьми в хаосе послеоктябрьской России. Кажется, все рухнуло: муж неизвестно где, окружающим не до поэзии, а что поэт без творчества? И Марина в отчаянии спрашивает:
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! — как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим — как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.
Никогда, — ни в страшные послереволюционные годы, ни потом в эмиграции; — Цветаева не предала себя, не изменила себе, человеку и поэту. За границей она трудно сближалась с русской эмиграцией. Ее незаживающая боль, открытая рана — Россия. Не забыть, не выбросить из сердца. (“Точно жизнь мою убили… истекает жизнь”.)
В 1939 году Марина Ивановна Цветаева вернулась на Родину. И начался последний акт трагедии. Страна, придавленная свинцовым туманом сталинщины, как бы доказывала — еще и еще раз, что ей не нужен поэт, любивший ее и стремившийся на Родину. Стремившийся, как оказалось, чтобы умереть.
В богом забытой Елабуге 31 августа 1941 года — петля. Трагедия окончена. Окончена жизнь. Что осталось? Сила духа, бунтарство, неподкупность. Осталась Поэзия.
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет — мелкой.
Миска — плоской.
Через край — и мимо —
В землю черную, питать тростник.
Невозвратимо, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
О Цветаевой, о ее стихах я могу писать бесконечно. Удивительна ее любовная лирика. Ну кто еще мог именно так определить любовь:
Ятаган? Огонь?
Поскромнее, — куда так громко!
Боль, знакомая, как глазам — ладонь,
Как губам —
Имя собственного ребенка.
В стихах Цветаевой вся она, мятежная и сильная, и в боли продолжающая дарить себя людям, из трагедии и страданий создающая Поэзию.
Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю — и горю дотла!
И да будет вам ночь — светла!
Сегодня сбылось пророчество Марины Цветаевой: она один их самых любимых и читаемых современных поэтов.
Цитаты Марины Цветаевой о любви и жизни
Если бы Вы сейчас вошли и сказали: «Я уезжаю надолго, навсегда», — или: «Мне кажется, я Вас больше не люблю», — я бы, кажется, не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас нет — Вас нет навсегда и Вы меня не любите.
Творчество — общее дело, творимое уединёнными.
Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь.
Шутим, шутим, а тоска всё растёт, растёт…
Каждая книга — кража у собственной жизни. Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам.
Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.
Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины — обратно.
Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше — хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы — до всей моей души.
Успех — это успеть.
Что можешь знать ты обо мне, раз ты со мной не спал и не пил?
Нет на земле второго Вас.
Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.
Слушай и помни: всякий, кто смеётся над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего и то, и другое.
Единственное, чего люди не прощают — это то, что ты без них, в конце концов, обошёлся.
Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн. У художника, музыканта может остановиться рука. У поэта — только сердце.
«Стерпится – слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.
Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество. Любила простые и пустые места, которые никому не нравятся. Люблю физику, её загадочные законы притяжения и отталкивания, похожие на любовь и ненависть.
В одном я — настоящая женщина: я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста — свои речи, в грудь — свои чувства. Поэтому все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.
Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!
Никто не хочет – никто не может понять одного: что я совсем одна. Знакомых и друзей – вся Москва, но ни одного кто за меня – нет, без меня! – умрет. Я никому не необходима, всем приятна.
Мужчины не привыкли к боли, — как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.
Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку.
О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? — Не зуб, не голова, не рука, не грудь, — нет, грудь, в груди, там, где дышишь, — дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!
Когда я пытаюсь жить, я чувствую себя бедной маленькой швейкой, которая никогда не может сделать красивую вещь, которая только и делает, что портит и ранит себя, и которая, отбросив всё: ножницы, материю, нитки, – принимается петь. У окна, за которым бесконечно идёт дождь.
Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.
Из
Не можешь спать без алкоголя? Пить, чтобы заснуть: бессонница и многое другое
Выпивка перед сном может показаться способом расслабиться и расслабиться. Тем не менее, алкоголь на самом деле вреден для хорошего ночного отдыха.
Выпивка и сон — не лучшая комбинация. Человек может подумать, что выпивка перед сном может помочь ему заснуть, потому что алкоголь помогает ему расслабиться. Тем не менее, алкоголь вреден для хорошего ночного отдыха. Из-за негативного влияния алкоголя на циклы сна человек плохо спит, если пьет перед сном.
Некоторым людям сон без алкоголя кажется невозможным. Нарушения сна, такие как бессонница, могут возникать одновременно со злоупотреблением алкоголем, и лечение бессонницы может улучшить качество сна человека во время выздоровления.
Циклы сна человека
Во время хорошего сна мозг человека работает по предсказуемой схеме. Этот шаблон состоит из двух отдельных компонентов:
.- Не-БДГ (NREM), за которым следует
- БДГ (быстрое движение глаз)
Не-БДГ, Стадия 1:
В начале цикла NREM, в течение от нескольких секунд до нескольких минут после засыпания, альфа- и тета-волны мозга вызывают замедление движения глаз. Это стадия легкого сна, когда человека легко разбудить. Обычно это длится несколько минут.
Не-БДГ, Стадия 2:
Затем мозг переходит к следующей стадии легкого сна, но имеет место увеличение частоты храбрых волн, за которым следует дальнейшее замедление. Этот процесс включения, а затем замедления помогает еще больше замедлить активность мозга. Ваш мозг проводит больше времени на этой стадии сна, чем на других стадиях.
Не-БДГ, Стадия 3:
Затем мозг начинает производить более медленные дельта-волны. Это приводит к прекращению движения глаз и мышечной активности. Разбудить человека труднее, так как он перестает реагировать на внешние раздражители. Этот этап называется «восстановительным сном» — когда организм работает над восстановлением себя и усилением своих функций. Эта стадия длится дольше в первой половине ночи.
БДГ, Стадия 4:
БДГ-сон — это когда мозг становится более активным. Движение глаз увеличивается, часто кажется, что оно дергается, дыхание учащается и может быть нерегулярным и поверхностным, повышается кровяное давление, и начинаются сновидения. Быстрый сон — критически важный этап. В этот период усиливаются функции мозга по обучению, памяти и обработке информации, что влияет на способность долговременной памяти человека.
Продолжительность этих стадий сна может варьироваться в зависимости от человека и возраста. В течение ночи ваш мозг несколько раз будет проходить через все стадии сна, чтобы дать вам хороший ночной отдых.
При введении алкоголя в цикл сна функции мозга нарушаются, и циклы нарушаются. Это особенно верно, если вы пьете в течение часа перед сном. Это нарушение цикла сна заставляет человека чувствовать себя усталым и «нечетким» на следующий день и может со временем привести к дальнейшим проблемам со сном, таким как бессонница или алкогольная зависимость .
Исследования показали , что когда вы встаете на следующий день, вы можете быть менее бдительны из-за того, что выпили накануне вечером, даже если в вашем организме больше не осталось алкоголя.
Почему алкоголь вызывает сонливость?
Алкоголь может вызывать сонливость, потому что он угнетает центральную нервную систему. Алкоголь влияет на мозг, воздействуя на нейротрансмиттеры, включая ГАМК (гамма-аминомасляная кислота). ГАМК — это нейротрансмиттер, который подавляет активность мозга, заставляя его работать медленнее.
Алкоголь также влияет на другие химические вещества, такие как аденозин, который препятствует стимуляции мозга. Эти процессы вызывают ощущение расслабленности и усталости.
Не можешь спать без алкоголя? Проблемы с питьем, чтобы заснуть
Употребление алкоголя для засыпания может со временем вызвать или усугубить некоторые проблемы со здоровьем. К ним относятся проблемы с дыханием, такие как апноэ во сне, которое связано с употреблением алкоголя.
Алкоголь также может нарушить ваш циркадный ритм. В нормальном циркадном ритме гормоны выделяются в определенное время в течение дня. Алкоголь прерывает этот процесс, вызывая нарушения в выбросе циркадных гормонов.
Связанная тема: Тразодон для сна
Алкоголь и апноэ во сне
Когда у человека апноэ во сне, у него прерывается дыхание в течение ночи. Это может привести к тому, что они будут просыпаться сотни раз во время сна. Это состояние связано с усталостью, а также с серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, такими как сердечный приступ и инсульт. Апноэ во сне может сохраняться годами даже после того, как вы перестанете пить.
Когда у вас апноэ во сне, употребление алкоголя может удлинить перерывы в дыхании, когда вы спите, что приведет к большему количеству пробуждений. Проснувшись, вы можете чувствовать себя очень разбитым. Исследования показали, что люди, которые пьют и страдают апноэ во сне, подвергаются гораздо более высокому риску дорожно-транспортных происшествий, чем люди с апноэ во сне, которые не употребляют алкоголь.
Может ли алкоголь вызывать апноэ во сне?
Алкоголь и апноэ во сне взаимосвязаны. Апноэ во сне может быть вызвано или усугублено употреблением алкоголя. Врачи обнаружили, что сам по себе алкоголь может сузить верхние дыхательные пути и привести к проблемам с апноэ во сне, даже если у вас их никогда раньше не было.
Существуют риски для здоровья, связанные с употреблением алкоголя и апноэ во сне, особенно если вы храпите. Эти риски включают:
- Сердечный приступ
- Нарушения сердечного ритма
- Инсульт
- Внезапная смерть
Алкоголь и бессонница
Бессонница — это распространенное состояние, при котором у человека возникают проблемы с засыпанием или сном. До 40% населения в целом страдает от бессонницы, в то время как у 72% людей с расстройством, связанным с употреблением алкоголя, может быть такое состояние.
Некоторые люди, пытаясь заснуть, выпивают перед сном. Одно исследование показывает, что по этой причине около 10 % людей пьют алкоголь. Поскольку алкоголь может оказывать депрессивное воздействие на мозг, алкоголь может помочь некоторым людям быстрее заснуть.
Однако в долгосрочной перспективе алкоголь не помогает от бессонницы. Толерантность к алкоголю может быстро развиться. По этой причине человеку может потребоваться выпить все больше, чтобы заснуть, что увеличивает риск злоупотребления алкоголем и зависимости. Исследователи обнаружили, что бессонница является фактором риска злоупотребления алкоголем.
Вызывает ли прекращение употребления алкоголя бессонницу
Алкоголь может вызвать бессонницу из-за повреждения, которое алкоголь может нанести вашим циклам сна и циркадным ритмам. Это может привести к дополнительным эффектам, таким как дневная сонливость и вялость. Воздействие алкоголя на бессонницу может быть особенно острым у пожилых людей.
Бессонница после пьянки
Пьянство возникает, когда мужчина выпивает пять порций или женщина четыре порции в течение двух часов. Эта модель употребления алкоголя связана с бессонницей, которая может развиться после переедания. Одно исследование выпивки и бессонницы показало, что у людей, которые выпивали два дня в неделю, вероятность бессонницы была на 84 % выше.
Как заснуть без алкоголя
Многие люди полагаются на успокаивающий эффект алкоголя после тяжелого дня. Они могут полагать, что это уменьшает их беспокойство по поводу событий дня и помогает им заснуть. Если этот паттерн повторяется ежедневно, человек с большей вероятностью станет зависимым от алкоголя, чтобы заснуть. Алкогольная зависимость может привести к алкогольной зависимости.
Избавиться от этой зависимости и научиться засыпать без алкоголя бывает непросто. Мысль о попытке заснуть без алкоголя может вызвать тревогу, которая может привести к большему употреблению алкоголя, увековечивая цикл злоупотребления алкоголем.
Для выздоравливающего алкоголика правильный сон может оказаться одной из самых трудных задач. Бессонница — один из наиболее распространенных побочных эффектов, связанных с отказом от алкоголя в первые дни трезвости.
Засыпание и полноценный ночной отдых — это настоящие проблемы, с которыми необходимо эффективно справляться для поддержания трезвости. К счастью, сон без алкоголя — достижимая цель, если вы будете следовать нескольким рекомендуемым стратегиям.
Правила хорошего сна
Установление хороших привычек сна, также известных как гигиена сна, является важным первым шагом к хорошему сну. В идеале вы должны просыпаться и ложиться спать в одно и то же время каждый день. В вашей спальне должно быть тихо и темно. Следует избегать стимуляторов, таких как кофеин, особенно ночью. Также следует избегать использования электроники, такой как телевизор или смартфон, перед сном.
Персональные методы релаксации
Чтобы успокоиться и заснуть, можно использовать несколько методов релаксации. К ним относятся дыхательные упражнения, упражнения по визуализации и прогрессивная мышечная релаксация.
Получение упражнения
Физическая активность в течение дня может помочь вам заснуть ночью, а также укрепить общее состояние здоровья.
Нет замен
Следует избегать приема любых других веществ, обладающих седативным эффектом, если только их не пропишет врач. Это может вызвать новую зависимость от другого вещества.
Длительное воздействие алкоголя на сон
Из-за повреждения, которое алкоголь может нанести вашим циклам сна, проблемы со сном часто возникают, даже если вы бросите пить. Вы можете заметить усиление бессонницы во время отмены алкоголя. Однако у вас могут сохраняться проблемы со сном в течение многих лет после того, как вы бросите пить.
Некоторые люди, выздоравливающие, могут попытаться снова начать пить, чтобы улучшить сон. Однако алкоголь будет продолжать нарушать их циклы сна, и проблема не улучшится.
Алкогольная абстиненция и бессонница
Помимо бессонницы после употребления алкоголя, прекращение употребления алкоголя после постоянного чрезмерного употребления может также вызвать хроническую бессонницу. Есть несколько важных изменений, связанных со сном, которые происходят, когда человек прекращает употребление алкоголя:
- Увеличение количества пробуждений в течение ночи
- Уменьшение продолжительности глубокого сна
- Уменьшение продолжительности восстановительного сна
Алкогольная абстинентная бессонница настолько распространена, что является одним из диагностических критериев алкогольной абстиненции. Бессонница из-за отмены алкоголя, вероятно, сохранится в течение начального периода воздержания. Бессонница после отмены алкоголя может в некоторых случаях сохраняться месяцами или годами. Бессонница является одним из самых серьезных триггеров неудачи для людей, выздоравливающих от расстройства, связанного с употреблением алкоголя.
Лечение сопутствующей бессонницы и алкогольной зависимости
Для того чтобы лечение любого расстройства было эффективным, бессонница и злоупотребление психоактивными веществами должны решаться вместе. Кто-то, кто выздоравливает от употребления алкоголя, может испытывать неудачи из-за симптомов отмены, связанных со сном.
Повышенная бессонница сказывается на выздоравливающем. Без надлежащего лечения возвращение к употреблению алкоголя может показаться единственным решением. Бессонница поддается лечению.
С помощью опытных специалистов можно эффективно лечить употребление психоактивных веществ и сопутствующую бессонницу. Если вы считаете, что ваше употребление алкоголя может быть проблематичным, вы можете узнать о различиях между случайным и проблемным употреблением алкоголя, проведя самооценку. Если одновременное употребление психоактивных веществ и бессонница вызывают проблемы в вашей жизни или жизни близкого человека, обратитесь к представителю, чтобы начать путь к выздоровлению.
Можно ли избавиться от алкоголя дома?
Детоксикация от алкоголя – это непросто, и не каждый может сделать это самостоятельно. Вот почему алкогольную детоксикацию и лечение алкогольной абстиненции проводят медицинские работники.
Подробнее
Я алкоголик?
Алкоголизм принимает разные формы, и этот стереотип не всегда соответствует действительности. Так когда же несколько выпивок с друзьями перерастают в полноценную алкогольную зависимость? Как узнать, являетесь ли вы алкоголиком?
Подробнее
Восстановление печени, поврежденной в результате употребления алкоголя
Хотя рубцы от цирроза печени, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя, необратимы, отказ от алкоголя и ведение более здорового образа жизни могут помочь вашей печени излечиться от связанных с алкоголем заболеваний печени.
Подробнее
Продукты, которые следует есть при детоксикации от алкоголя
При детоксикации ключевое значение имеет гидратация. Тем не менее, определенные группы продуктов питания также имеют преимущества, когда речь идет о помощи при симптомах отмены и детоксикации.
Подробнее
Сколько времени занимает детоксикация и абстиненция от алкоголя?
Детоксикация от алкоголя может начаться в течение нескольких часов. Как правило, симптомы алкогольной абстиненции возникают у лиц, злоупотребляющих алкоголем. Алкогольная абстиненция может начаться в течение нескольких часов после прекращения приема алкоголя.
Подробнее
Каковы последствия ежедневного употребления алкоголя?
Ежедневное употребление алкоголя может иметь серьезные последствия для здоровья человека как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Многие последствия ежедневного употребления алкоголя можно обратить вспять благодаря раннему вмешательству.
Подробнее
Редактор – Роб Алстон
Роб Алстон путешествовал по Австралии, Японии, Европе и Америке в качестве писателя и редактора для различных отраслей, включая личное здоровье и восстановление. Подробнее
Медицинский обзор – доктор Джессика Пихтила, PharmD
Доктор Джессика Пихтила является специалистом в области клинической фармации, базирующейся в Балтиморе, штат Мэриленд, с отделениями стационарной паллиативной помощи и первичной амбулаторной помощи в Департаменте по делам ветеранов. Подробнее
Американская академия медицины сна. «Частое запойное пьянство связано с[…]томами у пожилых людей». 10 июня 2013 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Арнедт, Дж. Тодд; Конрой, Дейдра А .; Брауэр, Кирк Дж. «Варианты лечения нарушений сна[…] при восстановлении после алкоголя», Журнал аддиктивных заболеваний, 2007 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г. «Лечение проблем со сном у людей с нарушениями […]потребления». Осень 2014 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма. «Алкоголь и сон». Июль 1998 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Национальный институт неврологических расстройств и инсульта. «Основы мозга: понимание сна», 13 августа 2019 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма. «Сон, сонливость и употребление алкоголя». По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Дофейд, Джули А. «Обзор бессонницы: эпидемиология, патоф[…] гармакологическая терапия», Американский журнал управляемого ухода, 2020 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Центры по контролю и профилактике заболеваний. «Запойное пьянство». 30 декабря 2019 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Центры по контролю и профилактике заболеваний. «Советы для лучшего сна». 15 июля 2016 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Ньюсом, Роб. «Упражнения на расслабление, которые помогут заснуть». 18 декабря 2020 г. По состоянию на 25 апреля 2021 г.
Медицинский отказ от ответственности
Программа Recovery Village направлена на улучшение качества жизни людей, борющихся с употреблением психоактивных веществ или психическим расстройством, с помощью основанного на фактах контента о характере психических заболеваний, вариантах лечения и связанных с ними результатах. Мы публикуем материалы, которые исследуются, цитируются, редактируются и рецензируются лицензированными медицинскими работниками. Информация, которую мы предоставляем, не предназначена для замены профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения. Его не следует использовать вместо рекомендаций вашего врача или других квалифицированных медицинских работников.
Как я позволил выпивке завладеть моей жизнью | Алкоголь
В последний раз я выпил пять лет назад, рано утром 1 января 2013 года. Думаю, это было около 2 часов ночи. Я бы не назвал себя пьяным. Я бы сказал, что выпил немного. Но я был пьян. Если бы я попытался водить машину, написать или выступить перед публикой, я бы сделал все это плохо. Не чувствуя ни радости, ни печали, я поднял стакан и проглотил выпивку. Это был какой-то фруктовый пунш.
В то время я не думал, что это будет мой последний напиток. Я думал, что это будет мой последний напиток до моего дня рождения, 30 апреля. В течение 10 лет я проводил первые четыре месяца каждого года в качестве трезвенника. Было два исключения. В один год я начал пить 27 апреля, потому что я был в плавучем доме в гавани, и мне предложили бокал вина. Я ненавидел себя за эти три дня. Еще год я не бросил до марта, но наказал себя за эту оплошность восемью месяцами трезвости вместо обычных четырех.
Но, может быть, я часто думал, трезвость не совсем наказание. Мне нравилась трезвость. Я спал лучше. Я похудела. Моя кожа стала чище. Я определенно чувствовал себя лучше. Моя концентрация улучшилась; Я мог проглотить книгу за несколько часов. Мой разум был острее. Мне стало легче, радостнее. Я больше не опаздывал на встречи, потный, воняющий алкоголем. У меня было больше времени. Помню один разговор после 15 недель трезвенника; парень, с которым я разговаривал, сказал, что не может поверить, как молодо я выгляжу. Он действительно имел это в виду. Трезвость омолаживает вас, как ничто другое.
Затем снова наступал мой день рождения, мой пьяный день. У меня было чувство нервного предвкушения, тошнотворное чувство, что я не хочу снова начинать пить, в сочетании с тошнотворным чувством, что я это сделал. В любом случае, я чувствовал себя обязанным снова начать пить; это было частью сделки, которую я заключил с собой, потому что мне очень хотелось пить. Я хотел пить по той же причине, по которой не хотел пить — потому что у меня были проблемы с алкоголем. Выпивка, казалось, имела надо мной странную, высасывающую мозг власть. В свой день рождения я просыпался с таким же беспокойством, как перед свиданием или вечеринкой. Я собирался снова начать пить. Сегодня я был бы в другом мире.
Когда я пытаюсь объяснить свою проблему с алкоголем, получается так: в моей голове я был умеренным пьяницей, но после того, как я выпил, это было не так. Чем больше я пил, тем больше мне хотелось пить. Выпивка усилила мою жажду. Второй глоток мне хотелось больше, чем первого, а пятого хотелось больше, чем четвертого. Моя жажда всегда усиливалась в течение вечера. Но он также увеличивался более тонким образом в течение месяца, года, десятилетия. Выпивка что-то добавляла, но всегда казалось, что она больше убавляет, чем добавляет, и единственный способ привести все в норму — это пить больше, и все это пьянство начало разрушать мой разум. А потом я останавливался и был трезвым 120 дней. Быть трезвым было здорово. Так почему же я всегда возвращался к выпивке?
Первые несколько дней трезвости дали подсказку. В первый день я просыпался с похмелья. На следующий день я просыпался с фантомным похмельем. На следующий день я просыпался и прятал голову под одеяло, ожидая боли и тошноты. В течение нескольких секунд мой разум будет метаться. Что я пил прошлой ночью? Сколько я прошел? И тогда я вспоминал: ничего. Я ничего не пил. И без пелены похмелья мой разум чувствовал бы себя странно беззащитным; любая эмоция могла просто ворваться и бродить часами. В те моменты я кое-что понял о том, почему мое пьянство было проблемой.
Когда я не пил, я не осознавал, что хочу пить. Я не жаждал этого, не прятался и не пил тайком. Будучи трезвым, я подумал о заядлых курильщиках, чья тяга исчезает во время дальних авиаперелетов. Они знают, что не могут курить, поэтому просто выбрасывают все это из головы.
Марк Льюис, нейробиолог и эксперт по зависимостям, сказал мне, что это то же самое, как когда вы кладете кусок мяса в холодильник, а ваша собака лезет лапами в дверь, скуля и пытаясь взломать дверь. Но если вы убедите собаку, что дверь заперта, она перестанет скулить и уйдет.
Каждый год я прекращал ныть и уходил. Я ходил в пабы и бары и пил газированную воду. По вечерам я пил чай. Я видел, что большинству людей, почти всем, было все равно, пью я на их вечеринках или нет. Некоторые люди даже не замечают. Я просто сказал: «Я не пью». Люди просто сказали: «Круто». В самолетах я был счастлив не пить маленькие бутылочки вина. Я не пил слабоалкогольные напитки. У меня не было маленьких закусок того или этого. Я знал, что пить не буду, и от этого знания мне не хотелось пить. Я чувствовал себя под контролем. Я знал, что снова выпью в свой день рождения. У меня была настойчивая фантазия, что в следующий раз, когда я начну пить, все будет лучше.
Их никогда не было. Я никогда не мог пить в меру. У меня никогда не было бы только одного или только пары. Я всегда хотел большего. Я никогда полностью не контролировал количество выпитого, как будто мой мозг был поврежден. Что-то было не так, и это чувство неправильности становилось все сильнее с течением года — лето хуже весны, осень хуже лета. Во времена, когда я пил, у меня была еще одна настойчивая фантазия, которая время от времени всплывала в моей памяти: большой, толстый, круглый стакан сверхкрепкой водки, мерцающей под слоем льда, такой крепкой, что пахло бензином. Идеальный напиток. Это было моей фантазией, когда я пил, и все еще было моей фантазией в тот день, когда я выпил свой последний напиток, какой-то фруктовый пунш, ранним утром 1 января 2013 года. Всего за 120 дней, я думал, эта большая жирная водка будет ждать меня там, в каком-нибудь причудливом минималистском баре.
За пять лет с того момента я не притрагивался к выпивке, да и не хотел. Мои пьяные дни кажутся далекими, почти как жизнь, прожитая кем-то другим. Выпивка — сама идея о ней — кажется довольно тошнотворной. Пьете кислые или острые жидкости, чтобы сделать себя глупее? Нелепо! Я испытываю к алкоголю те же чувства, что и в 10 лет. Это опасно; Это отвратительно; вызывает рак; это гниет ваша печень и заставляет вас выглядеть и пахнуть, как гораздо более старый и больной человек. Тем не менее, я никогда не переставал задаваться вопросом, почему он так крепко и так долго держал меня, почему я позволил ему разрушить части моей жизни, части, которые я никогда не верну. Что такого лучшего, чем трезвость, предложило мне выпивка? В чем именно заключалась его магия?
Сначала я пил, потому что беспокоился и потому что учился в интернате. Это история, которую я рассказываю себе и которую я рассказал Колину Драммонду, психиатру-консультанту Национального наркологического центра Королевского колледжа Лондона. Я пошел к Драммонду в конце ноября 2017 года, потому что хотел получить обоснованное мнение о моем пьянстве. Мы сидели в его кабинете в кампусе Дания-Хилл Королевского колледжа. Он слушал и делал заметки, пока я рассказывал ему свою историю. В интернате, сказал я ему, тебя непоследовательно контролируют; иногда можно улизнуть незаметно. Пью с 15 лет. Крепкое пиво в банках; водка в четвертьбутылках, спрятанных в бачках унитазов; паб лагер. Я все время хотел сбежать. Выпивка не была настоящим побегом, но это был своего рода побег.
В школе я часто чувствовал себя в ловушке и уязвимым; выпивка может ненадолго улучшить мое настроение. В моем мозгу начала формироваться схема, своего рода обучение. Не то, чему вы должны учиться в школе, но тем не менее учиться. Выпивка тоже заставила меня чувствовать себя плохо – тошнило и кружилась голова после этого. Но хорошее начало вытеснять плохое. Помню солодовый привкус сверхкрепкого лагера, ощущение банки в руке, поток пузырей в носу, помню золотистый цвет пива в пабах, как холодно было, когда я сделал первый глоток, каким чистым и воодушевляющим он казался, когда спускался вниз. Однажды я был в пабе, в возрасте 16 лет, и сделал глоток лагера из пинты, и это было прекрасно, и это совершенство запечатлелось в моем сознании, и на протяжении десятилетий я покупал пинты лагера и глотал их, а иногда чувствую подергивание на нити, соединяющей меня с моим молодым собой.
Через некоторое время, как я сказал Драммонду, появилась закономерность — закономерность, которую я до сих пор не замечал. Мое пьянство происходило урывками. Много в школе. Потом довольно много в мой год перерыва. В университете не очень. Потом я переехал в Лондон, чтобы работать внештатным журналистом, и начал больше пить. Три года спустя, когда я уехал из Лондона, я пил намного меньше; через шесть лет после этого, когда я снова вернулся, я пил намного больше. Вся моя социальная сеть была захвачена пабами и барами, и людьми, которые любили выпить в пабах и барах, и людьми, которые любили пить дома. Алкоголь вплелся в ткань моей жизни. Мне казалось, что я не знаю никого, кто бы не пил. Именно тогда я начал пытаться бросить.
Разговор с Драммондом заставил меня задуматься о узоре. Было три приступа пьянства, каждый серьезнее предыдущего. В первые два приступа, в подростковом возрасте, а затем в середине 20-летнего возраста, я реагировал на стресс — стресс в школе, стресс на работе — употреблением алкоголя. В третьем приступе, когда мое пьянство резко возросло, казалось, что сам алкоголь стал стрессором.
‘Я никогда не переставал удивляться, почему он так крепко меня схватил. Что такого лучшего, чем трезвость, предложила мне выпивка?» … Уильям Лейт. Фотография: Антонио Олмос/The Guardian Некоторые люди пьют, потом пьют еще и в какой-то момент становятся одержимы выпивкой. Я всегда обращал внимание на бутылки, форму бутылок, этикетки и цветное стекло. Один только взгляд на бутылки заставлял меня чувствовать прилив желания. На всякий случай я бы знал, в каких пабах самое крепкое пиво и сидр. Мне нравилось ходить без лицензии, собирать бутылки и держать их в руках. Иногда посреди дня я заходил на несколько минут в магазин без лицензии и говорил о вине или виски с человеком за прилавком. В течение года я посещал винные курсы, потому что вино казалось цивилизованным. Я сидел в классе один вечер в неделю, говорил о вине, пил вино и делал заметки. После этого я отправлялся с другим учеником класса, а то и с двумя, еще за парой бутылок вина. В моей жизни всегда были бутылки, бутылки повсюду, больше бутылок, чем я мог поверить.
Все это время я был в отношениях, и мы оба пили. Я выпил больше, чем она. Наши друзья выпили. Когда приходили друзья, я открывал вино на кухне и разливал одну бутылку по четырем бокалам. Я брал первые два бокала и раздавал их гостям. Затем я возвращался на кухню и выпивал один из стаканов так быстро, как только мог. Работая на время, я открывал новую бутылку, наполнял свой стакан и присоединялся к трем другим людям, которые допивали свои напитки. Но пьянство всегда усиливало мое желание выпить, поэтому я допивал свой второй стакан до того, как другие допивали свой первый. Затем я возвращался на кухню за своей первой «официальной» добавкой. К тому времени, когда все выпьют по три порции, уже четыре бутылки кончатся. Выход, конечно, был – купить пять бутылок. С выпивкой всегда кажется, что есть решение.
«Он подкрадывается», — сказал Драммонд. «Это коварно. Мне не нравится думать, что уже слишком поздно, но становится все труднее и труднее что-то с этим делать, когда это захватывает людей».
Драммонд спросил меня о моей семье. Были ли в моей семье алкоголики? Иногда это трудно понять, потому что алкоголь, вся его культура, излучает облако секретности. Я думал о своей семье. Мой дедушка, отец моей матери, пил, мягко говоря, сильно. Мой брат сильно пьет. Моя мама почти не пьет. Бокал вина здесь и там. Может быть, два на свадьбе. Мой отец пил очень мало до позднего среднего возраста. Потом пил понемногу. Выйдя на пенсию, стал больше пить. В свои 40 лет, очень мало пьющий, он предупреждал меня о моем пьянстве. К тому времени, как я бросил, ему было за 80, и он пил каждый день. я никогда не видел его пьяным; он утверждал, что никогда не был пьян. Но я беспокоился о бренди, роме, джине. Наши роли поменялись местами; теперь я бы предупредил его об алкоголе. Я никогда не прислушивался к его предупреждениям; Не думаю, что он прислушался и к моему. Когда вы пьете, может быть невозможно ясно думать о том, что вы пьете.
Алкоголь был предпочтительным наркотиком как для меня в 16 лет, так и для моего 86-летнего отца: это о чем-то говорит. Драммонд перечислил некоторые из причин, по которым алкоголь так привлекателен: «Он делает вас более расслабленным, делает вас более общительным, делает вас более уверенным в социальных ситуациях, снимает стресс, иногда даже поднимает настроение, когда вы чувствуете себя подавленным». , в качестве начального эффекта — так что у него есть все эти свойства». Он подумал об этом некоторое время, а затем сказал: «Химически это универсальный продукт».
Как алкоголь делает все то, что он делает? Как этанол при попадании в организм дал мне эти идеальные моменты побега? И почему мой поиск этих идеальных моментов превратился в пагубную навязчивую идею? Я спросил Марка Льюиса, профессора неврологии в Университете Радбауд в Неймегене в Голландии. Льюис блестяще описал свой собственный опыт употребления алкоголя, опиатов и некоторых других наркотиков в своей книге «Мемуары зависимого мозга».
Когда золотой лагер или мерцающая водка проскальзывали мне в горло и проникали в мой мозг, объяснил Льюис, это меняло мое настроение, воздействуя на несколько нейротрансмиттеров — химических веществ, которые позволяют нейронам или клеткам мозга общаться друг с другом. Когда у вас возникает мысль, или идея, или чувство, это происходит потому, что нейроны в вашем мозгу соединяются и формируют пути, чему способствуют нейротрансмиттеры. Нейротрансмиттеры управляют движением мозга. Двумя наиболее важными из них являются глутамат и гамма-аминомасляная кислота, или Габа. Глутамат способствует активности мозга; Габа препятствует этому. Выпивка действует как красный свет для глутамата и зеленый свет для Габа.
Задумайтесь об этом на мгновение. Габа препятствует общению, а глутамат помогает. Выпивка помогает мешающему и мешает помогающему. В «Воспоминаниях о зависимом мозге» Льюис описывает, что произошло, когда он впервые напился: «Участки передачи глутамата становятся нечувствительными и неэффективными, поэтому поток информации теперь вялый, большие сигналы все еще проходят, а слабые сигналы исчезают в статике. ». Далее: «Работа Габы — тонкая настройка мышления и восприятия, прояснение вещей, а теперь все ясно до карикатуры… Другими словами, я думаю об очень малом, но я думаю об этом с великолепной ясностью. ”
Алкоголь мешает слишком много думать. Это замедляет хомячье колесо беспокойства. Это упрощает. Он редактирует. Конечно, это еще не все. Это также вмешивается в схему вознаграждения мозга. Когда вы пьете, другой нейротрансмиттер, дофамин, рассылается по всему мозгу. Дофамин — это нейротрансмиттер предвкушения, возбуждения, желания большего. Дофамин наполняет ваш мозг чем-то вроде возбужденного голода, ощущением того, что вы находитесь в плену чего-то. Американская писательница Элизабет Вурцель написала книгу о своих пристрастиях под названием «Больше, сейчас, снова»; это необузданное желание является хорошим описанием того, как вы себя чувствуете при всплеске дофамина. Как однажды сказал знаменитый пьяница Кингсли Эмис, дело не в напивается , это примерно как напивается . Он о том волшебном моменте восторга на пути куда-то еще. Золотая середина — момент, когда ожидание и награда находятся в идеальном равновесии.
Я начал замечать идеальный баланс. Казалось, оно становится все более неуловимым. Количество эйфории и возбуждения, которые мог дать напиток, измеряемое по интенсивности и времени, казалось, уменьшалось. Это потому, что когда вы вмешиваетесь в мозг, он всегда пытается отменить вмешательство. Когда вы обманываете его, он становится мудрым. Когда вы заливаете его химическими веществами, чтобы заставить его чувствовать себя вознагражденным, он найдет способы чувствовать это вознаграждение немного менее интенсивно. Так что вам нужно выпить немного больше, чтобы получить тот же кайф. А потом еще, и еще. В краткосрочной перспективе, как объяснил Льюис, желание возрастает по мере приближения награды. Но в долгосрочной перспективе дофаминовый всплеск желания никогда не сравнится со «вторым всплеском», когда вы действительно проглатываете напиток. Желание растет по мере того, как удовлетворение сужается; предвкушение не дает покоя по мере того, как награда становится менее полезной.
Что-то происходит с префронтальной корой, центром принятия решений в мозгу. Представьте каждую свою мысль в виде узкого пути. Теперь представьте навязчивую, подпитываемую дофамином мысль, повторяющуюся снова и снова. Она становится магистральной дорогой, а со временем и автомагистралью. Других маршрутов нет. Вы оказываетесь в сложной ситуации. Вы хотите пить, но выпивка делает вас больным. Тебе плохо, но ты хочешь выпить. Вы полны желания. Итак, вы пьете. И не работает как раньше.
В своих мемуарах «Пьянство: история любви» покойная американская писательница Кэролайн Кнапп сказала, что существует тонкая грань между проблемным пьянством и полноценным алкоголизмом, но что, будучи пьяницей, вы ее никогда не видите. Вы пересекаете его, не зная, что вы его пересекаете. Я знаю других людей, которые собираются пересечь черту или уже пересекли ее. Я говорил с ними об их пьянстве. Они говорят мне, что пьют не очень много, или что они сокращают, облегчают, ограничивают себя одним или двумя. Я могу сказать, что они не говорят правду. Они лгут мне, они лгут себе. Эти разговоры злят меня, в основном на самого себя прежнего.
Иногда я удивляюсь, когда я начал лгать себе. Это было не в школе. В школе я был полон бравады: «У меня была водка, потом банка «Брейкера», а потом пинта «Кроненбурга»…» Как и в 20 лет. В мои 20 лет бравада все еще существовала; пьянство имело определенный статус. Ложь, обман, должно быть, начались в мои 30 лет. Покупка пяти бутылок вина вместо четырех. Прятать бутылки по дому. Выпить часть бутылки виски в чужом доме, а потом еще немного, и понять, что вам нужно купить новую бутылку, и надеяться, что вам это сойдет с рук. Кэролайн Кнапп пишет о том, как пьет чей-то портвейн, покупает новую бутылку и пытается налить из новой бутылки ровно столько, чтобы она выглядела правильно.
Вы переходите черту, когда начинаете лгать себе. Но никогда не знаешь, где грань. Колин Драммонд сказал, что некоторые люди выходят после работы с коллегами и выпивают одну рюмку, а затем идут домой и проводят остаток вечера, выпивая в одиночестве. Я сделал аналогичную вещь, но на одном шаге удалил. Я гулял с коллегами, которые любили выпить немного, затем я встречался с другими друзьями, которые любили выпить еще больше, а затем, поздно ночью, я оказывался в баре после работы. с людьми, которые любили пить глубокой ночью. Мы нюхали кокаин, который не давал нам уснуть, и мы могли пить больше. Я помню, как вышел из бара, работающего в нерабочее время, поднялся по ступенькам подвала на уровень тротуара и увидел, что уже рассвело. Не просто светло, а солнечно. Это был мрачный момент. Это продолжало происходить, в тот момент.
Я не бросил пить. Не тогда. Я продолжал, зная, что мне нужно что-то делать. Но выпивка загнала меня в тупик. Зона принятия решений в моем мозгу отлично научилась принимать однотипные решения: выпить! Я шел по улице, пытаясь нырнуть в тень. Я поймал такси, поехал домой, уснул.
В какой-то момент сладкое пятно начинает исчезать. Вы ищете это. Вы ищете его, выпивая больше. Похмелье становится хуже. Вы тратите как минимум половину дня на борьбу с похмельем. Ты лежишь в постели до последнего момента. У вас острые боли за глазами. Вы чувствуете паранойю и тревогу. Вы потеете. Твой пот пахнет выпивкой. Ты нравишься себе все меньше и меньше. Итак, вы пьете. Это работает, немного. Потом чуть меньше.
И вот, 15 лет назад, наступило начало конца. У каждого проблемного пьющего, решившего бросить пить, есть такая история. Я был пьян. Я был пьян. У меня было ощущение, что я мало пью, что хочу еще, и я пришел домой и пошел на кухню. В морозилке была полупустая бутылка водки. Я налил в стакан немного водки, дополнил стакан апельсиновым соком и выпил. Потом я налил в стакан оставшуюся водку, добавил апельсиновый сок, выпил, и водки не стало. Меня переполняло сильное желание выпить: наконец, сладкое место. Все, что мне нужно было сделать, это пойти в магазин через дорогу. Я выглянул в окно — магазин был закрыт. Я опоздал на пять минут. Срочность оставила меня, и я просто легла спать.
Я не думал об этом неделями, а то и месяцами. Но я вспомнил об этом, когда приблизился январь. «Уйду», — подумал я. И «Правда». И: «До моего дня рождения». Десять лет спустя я выпью в последний раз.
«Сколько ты выпивал на пике популярности?» — спросил Колин Драммонд. Мой ответ пришел быстро: две бутылки вина в день. Это то, что я говорю себе, что я пил. Восемь больших порций в день. Пятьдесят шесть напитков в неделю. Я помню, кто-то сказал, что рекомендуемое количество составляет 28 единиц. — Этого не может быть, — сказал я. «Я не пью 28 единиц в день — скорее 25». Конечно, рекомендуемое количество составляло 28 единиц в неделю. Сейчас 14. И это верхний предел. Две бутылки вина — это не так уж и плохо. Но я пил слишком много в 10 раз.
Я провёл 10 лет безудержного пьянства и 10 лет бросил.
Почему я пил? Я пил, потому что беспокоился, потому что это помогало мне разговаривать с людьми, потому что беспокойство о том, что я пью, помогало мне перестать беспокоиться о других вещах, о вещах, которые действительно меня напрягали, например, о писательстве. Выпивка снимает стресс, а затем вызывает его, но стресс, вызванный выпивкой, хотя бы на какое-то время помогает отсеять ваши настоящие заботы. И тогда пьянство становится настоящим беспокойством. Ты пересекаешь черту, но не видишь ее, поэтому продолжаешь идти.
— Знакомая история, — сказал Колин Драммонд, когда я ему все рассказал. У меня было некоторое несчастье в подростковом возрасте. Я был в интернате. Я рано начал пить. Глядя на мою семью, может быть генетический компонент. Я хотел быть академиком, но в итоге стал журналистом, профессия, которая часто приводит к проблемам с алкоголем. Восприимчивый мозг был помещен на линию огня. Идеальный шторм. Дело закрыто.
Почему я остановился? Многие люди задают мне этот вопрос. У меня много ответов. По состоянию здоровья. По причинам психического здоровья. Потому что оно того не стоило. Потому что это исчерпало себя. Потому что я не хотел постоянно болеть. Потому что это погубило меня. Потому что я не мог иметь только один. Или два.