Восприятие и его основные свойства
К основным свойствам восприятия относят:
— предметность,
— целостность,
— структурность,
— константность,
— осмысленность,
— апперцепция,
— активность.
Предметность восприятия
Предметность восприятия это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. С одной стороны, задатки предметности восприятия заложены природой, и нет никакого сомнения в том, что у животных восприятие тоже предметно. С другой стороны, можно сказать, что предметность не является врожденным свойством восприятия.
Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом.
Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и — главное — осмысленному восприятию в дальнейшем.
В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:
— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,
— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,
— повороты головы (например на источник звука),
— иные движения.
Целостность восприятия
Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.
Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.
На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха. .. И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.
Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).
Структурность восприятия
Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с «мегабайтами» визуальной и аудиальной информации. Эти «мегабайты» не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.
Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.
При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.
Константность восприятия
Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.
Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт.
На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.Апперцепция
Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.
В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли.
При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.
Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.
Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.
На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.
Осмысленность восприятия
Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.
Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.
При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.
Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:
1) выделение комплекса стимулов из потока информации,
2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,
3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,
4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),
5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,
6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).
Активность восприятия
Как уже отмечалось на примере со спортсменом, мы в известных пределах можем управлять своим восприятием. Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста. Надев наушники, мы забываем про книгу и погружаемся в сладкий мир музыки. Сняв наушники, мы идем на кухню и воспринимаем только что испеченный пирог с рыбой. Если нам неудобно наклоняться над пирогом, мы можем взять блюдо с ним в руки и поднести к лицу. Поэтому, как минимум, мы можем управлять своим восприятием через: манипуляцию собственными органами чувств, внимание, собственные перемещения в пространстве, перемещения воспринимаемого объекта.
Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия — деление всей воспринимаемой информации на «фигуру» и «фон». В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например два дерущихся мальчика). В фоне — все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять — что в данный момент должно быть фигурой, а что — фоном.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Восприятие
- Автономная сенсорная меридиональная реакция
- Адекватность ощущения и восприятия
- Антиципация
- Апперцепция
- Взаимоотношение целого и части в восприятии
- Восприятие времени
- Восприятие движения и времени
- Восприятие пространства
- Восприятие устной речи
- … и другое
целостность, контрастность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция.
К свойствам восприятия относятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, константность, целостность.
Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.
Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.
Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.
Константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).
Восприятие окружающего мира как относительно устойчивого и постоянного называется константностью.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.
Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом.
Константность восприятия. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.
Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимостьвосприятия от содержания психической жизни человека, его прошлого опыта, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Восприятие моральной целостности: противоречия, требующие объяснения
. 2011 май; 18(3):431-40.
дои: 10.1177/0969733011398101.
Кэролайн Лаабс 1
принадлежность
- 1 Университет Маркетт, Кларк Холл, а/я 1881, Милуоки, Висконсин 53201-1881, США. [email protected]
- PMID: 21558118
- DOI: 10.1177/0969733011398101
Кэролайн Лаабс. Нурская этика. 2011 май.
. 2011 май; 18(3):431-40.
дои: 10.1177/0969733011398101.
Автор
Кэролайн Лаабс 1
принадлежность
- 1 Университет Маркетт, Кларк Холл, а/я 1881, Милуоки, Висконсин 53201-1881, США. [email protected]
- PMID: 21558118
- DOI: 10.1177/0969733011398101
Абстрактный
Частота морального дистресса, нарушения моральной целостности и увольнения медсестер выше всего среди медсестер, впервые попавших в эту профессию. Понимание представлений о моральной честности может помочь в разработке стратегий по уменьшению дистресса и содействию удержанию рабочей силы. Цель этого исследования состояла в том, чтобы определить, как медсестры, недавно получившие степень бакалавра, воспринимают моральную честность и насколько они готовы справляться с проблемами. Дизайн был качественным описательным с использованием конфиденциального онлайн-опроса с короткими ответами. Данные были проанализированы с использованием обычного контент-анализа. Моральная целостность воспринималась как действие, становление и принадлежность к определенному типу людей, которые были честными, заслуживающими доверия, последовательно поступали и отстаивали то, что правильно, несмотря на последствия, но также ожидали, что они откажутся от своих ценностей и убеждений и будут делать то, что делают другие. спросите, даже если это будет означать действие вопреки их совести. Противоречие в этом восприятии нуждается в объяснении.
© Автор(ы) 2011
Похожие статьи
Моральный дистресс в отделениях реанимации новорожденных.
Кавальер Т.А., Дейли Б., Даулинг Д., Монтгомери К. Кавальер Т.А. и соавт. Adv Неонатальный уход. 2010 июнь; 10 (3): 145-56. doi: 10.1097/ANC.0b013e3181dd6c48. Adv Неонатальный уход. 2010. PMID: 20505425
Моральный дистресс среди медсестер Уганды, оказывающих помощь при ВИЧ: критическая этнография.
Харроуинг Дж. Н., Милл Дж. Харроуинг Дж. Н. и соавт. Int J Nurs Stud. 2010 июнь;47(6):723-31. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2009.11.010. Epub 2009 9 декабря. Int J Nurs Stud. 2010. PMID: 20004395
Стрессовые ситуации в отделении интенсивной терапии: описательное исследование ответов медсестер.
Макклендон Х., Бакнер Э.Б. Макклендон Х. и др. Dimens Crit Care Nurs. 2007 сен-октябрь; 26 (5): 199-206. doi: 10.1097/01.DCC.0000286824.11861.74. Dimens Crit Care Nurs. 2007. PMID: 17704676
Нравственное неблагополучие медицинских сестер: обзор литературы.
Пуассон С., Олдерсон М., Ко С., Бро И. Пуассон С. и др. Реч Соинс Инфирм. 2014 июнь;(117):65-74. Реч Соинс Инфирм. 2014. PMID: 25080625 Обзор. Французский.
Моральный дистресс медсестры: предлагаемая теория и программа исследований.
Корли МЦ. Корли МС. Нурская этика. 2002 ноябрь;9(6):636-50. doi: 10.1191/0969733002ne557oa. Нурская этика. 2002. PMID: 12450000 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Правовые нормы и ожидание морального стресса будущих медсестер: сравнение выбранных программ бакалавриата по сестринскому делу.
Клотц К., Ридель А., Лемейер С., Гольдбах М. Клотц К. и соавт. Здравоохранение (Базель). 2022 19 октября; 10 (10): 2074. doi: 10.3390/healthcare10102074. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36292521 Бесплатная статья ЧВК.
Информаторы — морально смелые деятели здравоохранения?
Вийсак Дж., Сухонен Р., Лейно-Килпи Х. Wiisak J, et al. Нурская этика. 2022 сен;29(6):1415-1429. дои: 10.1177/09697330221092341. Epub 2022 21 июня. Нурская этика. 2022. PMID: 35727204 Бесплатная статья ЧВК.
Укрепление восприятия этической компетентности среди студентов и выпускников медсестер.
Обейд С., Мэн М. Обейд С. и др. SAGE Open Nurs. 2020 12 мая; 6:2377960820924170. doi: 10. 1177/2377960820924170. электронная коллекция 2020 янв-дек. SAGE Open Nurs. 2020. PMID: 33415279 Бесплатная статья ЧВК.
Разработка и проверка анкеты для измерения морального стресса у внебольничных фармацевтов.
Эстбери JL, Галлахер Коннектикут. Эстбери Дж.Л. и др. Int J Клин Фарм. 2017 фев; 39 (1): 156-164. doi: 10.1007/s11096-016-0413-3. Epub 2016 22 декабря. Int J Клин Фарм. 2017. PMID: 28004238 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
Целостность руководства и успех сотрудников: роль этического лидерства, психологический капитал и расширение психологических возможностей
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:
Мехди Язданшенас (Кафедра управления бизнесом, Университет им. Алламе Табатабаи, Тегеран, Иран)
Мехди Мирзаи (Кафедра управления бизнесом, Университет Алламе Табатабаи, Тегеран, Иран)
Международный журнал этики и систем
ISSN : 2514-9369
Дата публикации статьи: 22 августа 2022 г.
Загрузки
Аннотация
Цель
Это исследование направлено на изучение влияния честности руководства на успех сотрудников. В связи с этим также рассматривались посредническая роль этического лидерства и сдерживающая роль психологического капитала и психологических возможностей.
Дизайн/методология/подход
Это исследование представляет собой прикладное исследование и описательно-корреляционный опрос, в котором использовались количественные данные. Данные были собраны у 302 сотрудников крупного завода в Иране, которые были выбраны случайным образом. Анкета исследования состояла из 54 утверждений и была распределена по выборке. Данные были проанализированы посредством подтверждающего факторного анализа и моделирования структурными уравнениями.
Выводы
Результаты этого исследования показывают, что честность лидера и этичное лидерство положительно влияют на успех сотрудников, а психологический капитал и психологические полномочия смягчают эти эффекты. Более того, честность лидера оказывает косвенное влияние на успех сотрудников через восприятие сотрудниками этического лидерства.
Оригинальность/ценность
Это исследование в основном способствует объяснению двух наборов переменных, связанных с поведением лидеров и когнитивной компетентностью сотрудников, которые дополняют друг друга в повышении потенциального успеха сотрудников.