Задание №637. Тип задания 26. ЕГЭ по русскому языку
Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности
Условие
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.
Фрагмент рецензии:
«Что ждёт человека, не научившегося ценить прекрасное? Троп — (А)__________ «серая жизнь» воссоздаёт это будущее. Отчего это может случиться? В лексике (Б)__________ «эмоциональная необразованность» — «духовная пустота» (предложения 11, 12) называют эти причины. Поэтому, наверное, автор особую роль в воспитании чувств отводит Слову в литературе, и троп — (В)__________ «оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений» (предложение 17) точно отражает его назначение. И учиться прекрасному нужно в юности, в ту пору, которая так образно передана тропом — (Г)__________: «когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы».
Список терминов:
1) развёрнутое сравнение
2) развёрнутая метафора
3) анафора
4) контекстные синонимы
5) эпитет
6) фразеологизм
7) контекстные антонимы
8) парцелляция
9) риторический вопрос
Текст:
Показать текст
(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.
(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.
(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.
(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».
(Ю. Бондарев)
Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.
Ответы
Показать правильные
Источник: «Русский язык. Типовые тестовые задания ЕГЭ 2017». Под ред. Г. Т. Егораева.
Рассказать друзьям
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
Математика
Русский язык
История
Комментарии
Задавайте ваши вопросы и помогайте друг другу в решении задач
Комментарии содержащие в себе рекламу, нецензурную лексику и не относящиеся к тематике сайта будут удалены
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
МатематикаРусский язык
История
Сложно со сдачей ЕГЭ?
Звоните, и подберем для вас репетитора: 78007750928Тест ЕГЭ — 2017 по русскому языку.
Вариант 2
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.
(1) Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь: постоянно разыскивая необходимые им камни, наши предки, надо думать, уже в древности обратили внимание на красновато-зеленые или зеленовато-серые куски самородной меди. (2) В обрывах берегов и скал им попадались медный колчедан, медный блеск и красная медная руда, и поначалу люди использовали их как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим способом, но вскоре они открыли, что при обработке меди ударами каменного молотка ее твердость значительно возрастает и она делается пригодной для изготовления инструментов. (3) (…) вошли в употребление приемы холодной обработки металла или примитивной ковки.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Медь была первым металлом, который наши предки обнаружили в обрывах берегов и скал, поэтому они её использовали для изготовления инструментов.
2) Обработка самородной меди ударами каменного молотка, как это делали наши предки, — это примитивная ковка, усиливающая твердость металла и делающая его пригодной для изготовления инструментов.
3) Наши предки употребляли приёмы холодной ковки меди, собирая медный колчедан, красную медную руду и медный блеск и используя их как обыкновенные камни.
4) Приём холодной обработки металла впервые использовали наши предки, обнаружившие самородную медь и заметившие, что она становится твёрдой и пригодной для изготовления инструментов, если по ней ударять каменным молотком.
5) Наши предки постоянно разыскивали необходимые им камни и таким образом обнаружили медь, которую они обрабатывали ударами каменного молотка.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки этому
Таким образом
Однако
В свою очередь
Потому что
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИЁМ. Определите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ПРИЁМ, -а; м.
1) Тот или иной характер встречи, оказываемый кому-чему-н., способ, каким принимают, встречают кого-что-н. Гостям был оказан радушный п. Он не ждал такого холодного п.
2) Принятие, поглощение какой-н. порции (лекарства) в один раз. Лекарства осталось на два п.
3) Отдельное движение, действие, являющееся законченным элементом какого-н. процесса, работы, деятельности. Она в три п. вынула все из чемодана. Гончаров переписал статью в несколько п.
4) Способ, образ действий при выполнении чего-н. П. фехтования. Разные п. лечения. Искусный п.
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кровоточАщий
врУчит
углубИть
начАвший
дОсуха
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
быстрые КАТЕРА песни АРАБОВ
посмотрел более НЕЖНЕЕ авторы ПОСОБИЙ
пара ЦАПЕЛЬ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе. |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
2) Сначала приговорив Достоевского к смертной казни, решение заменилось каторгой и поселением в Сибири. |
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
3) В романе Толстой противопоставляет народную Россию миру придворных вельмож и военных карьеристов, глубоко равнодушных к судьбе родины. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) Скрытая теплота патриотизма, разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий дух войска обусловили победу русских. |
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм |
5) По приезду на Байкал писатель услышал от местных жителей немало увлекательных легенд. |
6) Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма. |
|
7) Надо помогать талантливым ученикам развиваться и проявить свои способности. |
|
8) Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными. |
|
9) Изображая войну, Толстой показывает не парад и не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжелый труд. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
предост…рожность к…лбаса
отп…рает р…чевая
г…рюет
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. ..баутка, пр…старелый ра…болеться, не…держанный
пр…одоление, пр…злой о..работать, на…резанный
бе…хитростный, в…бежать
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
запрыг…вать угодл…вый
распил…вать красав…ц
неуживч…вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
скруч…нный ливн…вый
расстро…шься увид…в
кача…шься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Бетховен при всей своей ничем (НЕ)ОБУЗДАННОЙ порывистости натуры обладал стальной выдержкой.
Был композитор скрытен и свой внутренний мир оберегал от (НЕ)СКРОМНЫХ глаз любопытных соглядатаев.
Многие считали, что Бетховен — гений, (НЕ)ИМЕЮЩИЙ себе равных.
Пианист, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова, поклонился и сел за рояль.
К двадцати годам Бетховен стал (НЕ)ТОЛЬКО одним из лучших певцов церковного хора в Льеже, но и неплохим органистом.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ выступления его игра была робкой, неуверенной, ЗА(ТО) потом звуки полились мощно и свободно.
И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
Его не любили ЗА(ТО), что он был (НА)РЕДКОСТЬ жадным человеком.
Ты (ПО)ПРЕЖНЕМУ не понимаешь, (ОТ)ЧЕГО отказалась?
(ПО)НАЧАЛУ отряд двинулся (В)ОБХОД неприятельских флангов.
14. Укажите цифру, на месте которой пишется Н.
Одним из аморальных принципов, подмече(1)ых, предсказа(2)ых и разоблачё(3)ых ещё Ф.М. Достоевским, является принцип «Всё дозволе(4)о».
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Жизнь Павла Петровича Аносова лишена и внешней занимательности и увлекательных путешествий и захватывающих приключений.
2) Они рассказывали о своей скучной жизни и слышать это мне было очень печально.
3) Больших успехов в изготовлении булатных клинков достигли мастера Персии и Индии Сирии и Турции.
4) Чистота звона булата и особый цвет металла клинка определяли его качество и стоимость.
5) Ни за что ни про что приказчик изругал Селифана.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Торопливым ручьём музыка бежала откуда-то издали (1) просачиваясь сквозь пол и стены (2) и (3) волнуя сердце (4) выманивала непонятное чувство (5) грустное и беспокойное.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Об отцовском доме сложено и (1) вероятно (2) до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости родной дом (3) мне кажется (4) таким же понятием, как смерть, жизнь, добро, зло, Бог, совесть, родина, земля, мать, отец.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Царь Борис Годунов (1) во времена которого (2) в Кремле был сооружён водопровод (3) подававший воду (4) мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор (5) был неравнодушен к разного рода изобретениям.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
Прочитайте текст и выполните задания 20 — 25.
(1) В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3) Ведь любовь доступна не каждому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5) Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.
(8) Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9) Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10) Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11) Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.
(13) И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14) Здесь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15) Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16) Но поступки — это следствие. (17) Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.
(18) И пониманию прекрасного надо учиться. (19) Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».
(Ю. Бондарев)
Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Прекрасному нужно учиться и ценить его.
2) Существуют такие зрители, которые посещают концерты только из суетных побуждений.
3) Духовная пустота обедняет человека, делает его жизнь серой.
4) В юности человек не ищет ответы на вечные вопросы бытия.
5) Красота и культура могут смириться с серой и бездеятельной жизнью.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1 — 3 представлено повествование.
2) В предложении 17 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предложении 15 текста.
3) В предложениях 10 — 12 представлено рассуждение.
4) В предложении 12 содержится вывод к мысли, высказанной в предложениях 10 — 11.
5) Предложения 1 — 2 противопоставлены по содержанию.
22. Из предложения 9 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 1 — 6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
24. «Что ждёт человека, не научившегося ценить прекрасное? Троп — (А) ________ «серая жизнь» воссоздаёт это будущее. Отчего это может случиться? В лексике (Б) _______ «эмоциональная необразованность» — «духовная пустота» (предложения 11, 12) называют эти причины. Поэтому, наверное, автор особую роль в воспитании чувств отводит Слову в литературе, и троп — (В) ______ «оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений» (предложение 17) точно отражает его назначение. И учиться прекрасному нужно в юности, в ту пору, которая так образно передана тропом — (Г) ______ : «когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы».
Список терминов:
1) развёрнутое сравнение
2) развёрнутая метафора
3) анафора
4) контекстные синонимы
5) эпитет
6) фразеологизм
7) контекстные антонимы
8) парцелляция
9) риторический вопрос
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
№ | ОТВЕТ | № | ОТВЕТ |
1 | 24 | 13 | итак, вместо |
2 | таким образом | 14 | 4 |
3 | 4 | 15 | 23 |
4 | вручит | 16 |
12345 или любая другая последовательность этих цифр |
5 | искусной | 17 |
12 или любая другая последовательность этих цифр |
6 | нежно | 18 | 135 |
7 | 58127 | 19 |
134 или любая другая последовательность этих цифр |
8 | отпирает | 20 |
123 или любая другая последовательность этих цифр |
9 |
преодоление, презлой |
21 |
234 или любая другая последовательность этих цифр |
10 | красавец | 22 | льют слёзы |
11 | расстроишься | 23 | 3 |
12 | нескромных | 24 | 5412 |
К заданию №25:
Жизнь не идеальна.
К счастью.«Несовершенство в некотором роде необходимо для всего, что мы знаем в жизни». ― Джон Раскин
Жизнь не идеальна. Мы обнаруживаем эту истину в самом начале жизни. И чем дольше мы живем, тем больше мы видим, что это правда. На самом деле несовершенства окружают нас практически со всех сторон:
- Мир, в котором мы живем, далек от совершенства. Голод, стихийные бедствия и бедствия влияют как на жизнь тех, кого мы знаем, так и на жизнь тех, кого мы никогда не встречали. Наш мир производит красоту, но он также производит сильную боль.
- Окружающие нас люди далеки от совершенства. Жадность и эгоизм преобладают в любом обществе. Предрассудки и заблуждения вредят отношениям. А ненависть и презрение привели к ужасным последствиям с самого начала времен.
- И, к сожалению, мы тоже далеки от совершенства. Нас часто сбивают с толку искушения и зависимости. Мы воюем внутри себя, чтобы поступать правильно. И мы знаем, что в глубине души существует слишком много нездоровых тенденций, которые мотивируют наши действия и решения.
Жизнь не идеальна. Такого никогда не было и никогда не будет. Но это может быть хорошей новостью. Это означает, что мы можем перестать гнаться за мистической, совершенной жизнью. Это означает, что мы можем перестать гоняться за идеальной кожей, идеальной работой, идеальным домом или идеальным супругом. Это означает, что мы можем обрести свободу жить в своих несовершенствах.
На самом деле, чем раньше мы поймем, что совершенство недоступно для нас в этом мире, тем раньше мы сможем начать жить лучше из-за несовершенства. Подумайте, что означает постоянное присутствие нашего несовершенства. Это значит…
Наконец-то мы можем перестать гнаться за счастьем в совершенстве. Счастья нельзя достичь, когда все вокруг идеально, его не может быть. Наоборот, это означает, что мы можем найти удовлетворение, счастье и радость даже среди недостатков. И когда мы начинаем осознавать, что счастье доступно нам сегодня независимо от наших обстоятельств, тем выше становятся наши шансы его найти.
Мы можем относиться друг к другу в нашей слабости. Как только мы полностью поймем, что все люди несовершенны по своей природе, мы сможем перестать притворяться, что у нас есть все вместе. Я несовершенен, и ты несовершенен. Так что давайте перестанем притворяться, что это не так. Вместо этого давайте начнем жить настоящей, уязвимой жизнью с другим человеком. Ибо именно в нашей слабости мы находим нашу величайшую общность и общность.
Мы можем полностью признать, что нам нужна помощь. Из-за нашего несовершенства у всех нас есть слепые пятна — склонности, которые постоянно сбивают нас с толку, часто без предупреждения. Эти слабости и недостатки часто замечают другие — те, кто может помочь нам преодолеть их. Но не раньше, чем мы заменим нашу гордость смирением и попросим помощи у других.
Мы можем научиться расти через наше несовершенство. Мы делаем несовершенство нашим слугой, учась у него. Мы все живем с сожалением о прошлом. И наше прошлое всегда будет определять наше прошлое, но оно не должно определять наше настоящее. Когда мы начинаем принимать и признавать свои слабости, мы ставим себя в положение, чтобы начать учиться на них.
Мы можем добросовестно работать над улучшением ситуации. Этот мир несовершенен. И пока он населен несовершенными людьми, он будет существовать. Это осознание должно подтолкнуть нас к тому, чтобы помочь сделать этот мир лучше. Не только потому, что мир нуждается в наших услугах, но и потому, что нуждаемся в них мы.
Мы можем лучше ценить то хорошее, что видим вокруг себя. Вершины гор высоки, потому что долины низки. Без печали нет радости. Несовершенство приносит красоту в добро. И поскольку мы знаем, что жизнь в лучшем случае несовершенна, мы можем находить еще большую радость в маленьких моментах триумфа.
Жизнь не идеальна, но она продолжается. И когда мы научимся полностью принимать как его красоту, так и его слабость, мы создаем возможность жить победоносно в обоих случаях.
Изображение: VinothChandar
Как мы изучаем (и разучиваем) язык любви – маргинал
Любовь может быть одной из наиболее существенных способностей человека. И все же, несмотря на все наши поэтические размышления, психолого-научные анализы и антропологические исследования, мы сильно недооцениваем степень, в которой эта базовая способность — очень похожая на способности к языку, движению и творчеству — является динамической способностью, которую необходимо освоить и освоить. культивируемое, а не статичное состояние, на которое можно пассивно смотреть. Несмотря на то, что мы знаем о ценности «сознательной практики» для достижения совершенства в любом деле, необходимом труде мастерства и психологии того, что нужно для приобретения новых привычек, мы остаемся ошеломляюще наивными в отношении практики любви, вместо этого приближаясь к ней. с магическим мышлением, ожидающим, что мы рождаемся превосходными в этом.
Именно это отключение Лео Бускалья рассматривает в одной из самых вдохновляющих глав книги Любовь: что такое жизнь ( публичная библиотека ) — этого тонкого и мощного тома, основанного на его курсе 1969 года в Университете Университет Южной Калифорнии, который также дал нам Бускалью об образовании, соответствии и о том, как ярлыки ограничивают нас.
Ссылаясь на известные случаи, как из фольклора, так и из фактов, о человеческих детях, воспитанных животными за пределами цивилизации, Бускалья отмечает, что точно так же, как мы «учимся» быть людьми, мы также учимся любить. Он указывает на исследования различных психологов, психиатров, социологов, антропологов и педагогов, которые указали, что любовь — это «выученная реакция, выученная эмоция», и сетует на фундаментальное культурное несоответствие:
Большинство из нас продолжают вести себя так, как будто любовь не изучена, а дремлет в каждом человеке и просто ждет, когда наступит мистическая эпоха осознания, чтобы проявиться в полном расцвете. Многие ждут этого века навсегда. Кажется, мы отказываемся признать тот очевидный факт, что большинство из нас тратят свою жизнь, пытаясь найти любовь, пытаясь жить в ней, и умирая, так и не обнаружив ее по-настоящему.
И все же, утверждает Бускалья, эта унылая судьба создается нами самими и, следовательно, ее можно избежать благодаря тому выбору, который мы делаем, в зависимости от того, какую часть себя мы вкладываем в обучение любовь. Он наблюдает поразительный парадокс, свидетельствующий о том, как мы, как культура, калечим себя на пути к любви: если бы кто-то хотел узнать об автомобилях, он бы «без вопросов изучал автомобили»; если бы кто-то хотел стать поваром-гурманом, он бы «обязательно изучал искусство кулинарии, возможно, даже посещал кулинарные курсы». Но когда дело доходит до любви, указывает Бускалья, мы ожидаем, что ее мастерство волшебным образом перейдет к нам. «Ни один механик или повар, — пишет он, — никогда не поверит, что, «желая» знаний в своей области, он когда-нибудь станет в ней экспертом».
Он пишет:
Любовь — это заученная, эмоциональная реакция. Это реакция на выученную группу стимулов и поведения. Как и все выученное поведение, на него [воздействуют] взаимодействие учащегося с его окружением, способность человека к обучению, а также тип и сила присутствующих подкреплений; то есть, какие люди реагируют, как они реагируют и в какой степени они реагируют на его выраженную любовь.
Любовь – это динамичное взаимодействие, прожитое каждую секунду нашей жизни, всю нашу жизнь.
Бускалья поэтически, но недвусмысленно излагает посылку в семи постулатах:
Нельзя дать то, чем не владеешь. Чтобы дарить любовь, вы должны обладать любовью.
Нельзя учить тому, чего не понимаешь. Чтобы научить любви, вы должны понять любовь.
Нельзя знать то, чего не изучаешь. Чтобы изучать любовь, вы должны жить в любви.
Нельзя оценить то, чего не признаешь. Чтобы распознать любовь, вы должны быть восприимчивы к любви.
Нельзя сомневаться в том, чему он хочет доверять. Чтобы доверять любви, вы должны быть убеждены в любви.
Нельзя признать то, чему он не поддается. Чтобы поддаться любви, вы должны быть уязвимы для любви.
Нельзя любить то, чему не посвящаешь себя. Чтобы посвятить себя любви, вы должны вечно расти в любви.
Этот рост, утверждает Бускалья, представляет собой процесс одновременно активный и интерактивный:
Любовь — это эмоция, это правда. Но это также «ответ» на эмоцию и, следовательно, «активное» выражение того, что ощущается. Любовь не изучается путем осмоса. Это на самом деле разыгрывается и действует.
Процесс начинается в детстве, когда мы впитываем картину мира, которую нам внушают, и подражаем психоэмоциональным инструментам, которые мы наблюдаем — то, что трио психиатров Томас Льюис, Фари Амини и Ричард Ланнон исследовали с замечательным размахом спустя десятилетия в своем превосходном Общая теория любви . Бускаглиа пишет:
Чтобы существовать на каком-то уровне комфорта, [ребенок] должен принимать то, что ему предлагают, часто без вопросов. На самом деле у него мало вопросов, потому что у него мало знаний и не с чем их сравнивать. Он кормит свой мир с ложечки, вручает инструменты для удовлетворения его требований и символы, с помощью которых можно его организовать. Его даже учат тому, что имеет значение, какие звуки следует прислушиваться и что они означают, а что не имеет никакой ценности. Другими словами, его учат быть особым типом любовника. Чтобы быть любимым в ответ, ему нужно просто слушать, видеть и реагировать, как другие. Это простое дело, но цена его индивидуальности велика.
Бускалья применяет понятие «импринтинга» развития Тимоти Лири — идею о том, что овладение ребенком языком и словами служит «замораживанию внешнего осознания» — к любви:
[согласно Лири] каждый раз, когда родитель или общество обучают ребенка новому символу, ему дается как интеллектуальное, так и эмоциональное содержание символа. Содержание ограничивается установками и чувствами его родителей и общества. Этот процесс начинается слишком рано, чтобы ребенок мог многое сказать о том, что слова будут означать для него. Однажды «застыв», отношение и чувства к объекту или человеку, к которому относятся слова, становятся очень устойчивыми, во многих случаях необратимыми. Таким образом, через слова ребенку дается не только содержание, но и отношение. Так сформированы его отношения любви. Создается своего рода карта, продолжает Лири, статическая, на которой происходит все последующее обучение установкам и осознанию. «Карта» ребенка будет определяться тем, насколько символы соответствуют фактам и как они воспринимаются, усваиваются, анализируются и подкрепляются опытом. Таким образом, будет установлен важный язык для установления поведения, отношений, действий, отношений, сопереживания, ответственности любви, доверия, заботы, радости, отклика — другими словами, язык любви.
Формальная система образования, утверждает Бускалья, только усугубляет проблему своей склонностью «подпитывать», а не «выводить», принуждая ребенка принимать идеи любви, как они определены его или ее учителями. Бускалья сетует на искаженную, отсталую модель любви, привитую нам культурой и коммерцией с детства:
Ни любовь к себе — то, что педагоги называют самоуважением, — ни любовь к другим — ответственность и любовь к ближнему — никогда не могут преподаваться в нашей нынешней системе образования. Учителя слишком заняты «управлением», чтобы «творить». Как сказал Альберт Эйнштейн: «Это не что иное, как чудо, что обучение сегодня не задушило священную любознательность исследования. Ибо это нежное маленькое растение больше всего нуждается в свободе, без которой оно рухнет, погибнет и непременно погибнет».
Таким образом, взрослый индивидуум покидает наши школы сбитым с толку, одиноким, отчужденным, потерянным, озлобленным, но с умом, полным изолированных, бессмысленных фактов, которые вместе со смехом называют образованием. Он не знает ни кто он, ни где он и как он туда попал. Он понятия не имеет, куда он идет, как туда добраться и что он будет делать, когда туда доберется. Он понятия не имеет, что у него есть, чего он хочет и как это развивать. По сути, он своего рода робот — старый раньше времени, живущий прошлым, сбитый с толку настоящим, напуганный будущим, как и учителя, которые его создали.
Нигде на этом пути он не подвергался непосредственному воздействию любви как научного феномена. К тому, что он узнал о любви, он пришел косвенно, случайно или методом проб и ошибок. Его величайшее разоблачение и часто его единственное учение было получено через коммерческие средства массовой информации, которые всегда использовали любовь в своих целях.
[…]
Вас уверяют, что любовь – это совместная пробежка по лугу, закуривание двух сигарет в темноте или ежедневное использование дезодоранта. Вам внушают, что любовь просто «случается» и обычно с первого взгляда. Вам не нужно работать над любовью — любви не нужен учитель — вы просто влюбляетесь — если вы следуете правильным правилам и правильно играете в «игру».
Результатом этого, как утверждает Бускалья, является исключительное и всепроникающее психоэмоциональное увечье. И все же есть надежда — активная, динамичная, эластичная надежда на овладение этим важнейшим навыком, которому учатся, как и любому другому:
Большинство из нас так и не научится любить. Мы играем в любовь, подражаем влюбленным, относимся к любви как к игре. Стоит ли удивляться, что многие из нас умирают от одиночества, чувствуют беспокойство и неудовлетворенность даже в кажущихся близкими отношениях и всегда ищут в другом месте что-то большее, что, как мы чувствуем, обязательно должно быть там? «Это все что есть?» — спрашивает песня.
Есть еще кое-что. Это просто — безграничный потенциал любви внутри каждого человека, жаждущего признания, ожидающего развития, учится расти.
Никогда не поздно научиться тому, к чему у тебя есть потенциал. Если вы хотите научиться любить, тогда вы должны начать процесс выяснения того, что это такое, какие качества составляют любящего человека и как они развиваются. У каждого человека есть потенциал для любви. Но потенциал никогда не реализуется без работы.