24.11.2024

Что является объектом психологии: Предмет и объект психологии

Предмет и объект психологии

Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, — это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?

Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной  (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.

С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается.

Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями.

  • Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики.
  • Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
  • Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
  • Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
  • Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).

По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.

Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии — это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.

Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.

Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Общее — это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.

Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, — это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.

  1. В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.
  2. В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом:

«Объект психологии. основным объектом психологии. является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».

Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.

О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования.

Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.

Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология — наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.

Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд.

Ибо тогда из психологии, теоретико-прикладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования.

Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество — это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?

В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «Человек как предмет познания», и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.

Итак, человек, общество — это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой — как объект изучения?

Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал:

«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».

Таким образом, объектная область психологии — это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.

Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта — стороны человека и различные области его жизнедеятельности.

Подчеркивая необходимость создания единой теории человекоз-нания, Б. Г. Ананьев отмечает:

«Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек — великая, вечная и универсальная проблема».

В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.

Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» — понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т. д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать.

При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).

В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.

Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.

Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.

Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).


Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.

Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это наше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.

Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших — сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.

Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.

Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как науку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям. Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.

Предмет, объект и методы психологии. Психология. Полный курс

Предмет, объект и методы психологии

Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и количественно.

Такие явления, как мышление, речь, внимание, память, ощущения, восприятие, воображение, открывают человеку возможность познавать мир, на основании чего их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют общение человека с людьми, управляют его действиями и поступками; поэтому они получили название психических свойств и состояний личности. Эти процессы объединяют потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, способности, знания и сознание, волю, чувства и эмоции. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, соответственно, обратную зависимость.

Следует отметить, что психология, как и любая другая наука, не может ограничиться только описанием фактов, в данном случае психологических. Научное познание диктует переход от описания к объяснению. Следовательно, предметом психологии являются и психологические законы. Например, некоторые психологические факты возникают всегда, когда для этого существуют соответствующие условия. Таким образом, речь может идти о закономерности психических процессов. К закономерным процессам можно отнести постоянство восприятия (цвета, величины, формы предмета).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя они тесно связаны друг с другом и составляют единое неделимое, именуемое жизнедеятельностью человека.

Обобщая, можно дать следующее определение: «Предметом психологии являются закономерные связи объекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев ский, В. А. Петровский).

Психическая организация человека существенно отличается от биологической. У человека вследствие социокультурного образа жизни сформировано сознание. В межличностных контактах индивид получает способность познавать себя в качестве субъекта психической деятельности, объяснять внутренний план своего поведения. Однако не все его элементы могут быть определены с помощью языка сознания. Непереводимые на язык сознания составляющие образуют сферу бессознательного, также включаясь в структуру предмета психологии.

История развития психологии как науки свидетельствует о том, что знание о предметной области психологии непосредственно связано с естественно-научными, социальными и техническими науками.

Отдельно следует сказать о теоретической психологии, предметом которой является категориальный аппарат науки – основные принципы, позволяющие объяснить процессы и закономерности, ключевые проблемы, которые пытались объяснить ученые-психологи на всех этапах развития психологического знания.

Психология призвана объяснить то или иное поведение человека (или любого другого носителя психики).

Объектом психологии выступает психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением, то есть внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами и оценивается по таким параметрам, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т.  д. Психика человека начинает проявляться на определенной ступени его эволюции и характеризуется как высшая форма (сознание).

Приемы и средства, благодаря которым могут быть получены достоверные данные, необходимые для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований.

К основным методам психологии относятся:

1. Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее).

Научное психологическое наблюдение отличается от житейского, поскольку предполагает переход от описания наблюдаемого факта к объяснению его внутренней психологической сущности. К одной из разновидностей наблюдения относится психологический анализ продуктов деятельности.

2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).

Опрос – это метод, при использовании которого человек должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов. При устном опросе, как правило, ведется наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, чем и обусловлено его использование. Наиболее распространенная форма письменного опроса – анкета – позволяет охватить большее количество людей. При свободном опросе перечень задаваемых вопросов и вариантов ответов на них не ограничен. Такой тип опроса позволяет изменять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.

3. Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест).

Методы, позволяющие психологу выявить определенные психологические качества личности, называются тестами. Тест – это кратковременное задание, результаты выполнения которого могут показать совершенство или расстройство некоторых психических функций. Психологические тесты применяются для выяснения готовности к обучению, уровня усвоения знаний в группе и т. д. Диагностическая ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, послужившего основой для теста.

4. Эксперимент (естественный, лабораторный).

Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Лабораторный эксперимент проводят с помощью специальной психологической аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним проводят эксперимент. Естественный эксперимент должен быть перенесен в обычные условия, исключающие напряжение испытуемого, свойственное лабораторному эксперименту. Одна из его разновидностей – психолого-педагогический эксперимент, позволяющий изучить познавательные возможности учащихся различных возрастных групп и т. п.

5. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Если исследование явления посредством простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно, применяется метод моделирования. В данном случае создается искусственная модель изучаемого феномена, повторяющая его основные параметры и предполагаемые свойства. Она позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе.

6. Интервью – это психологический вербально-коммуникативный метод, основанный на проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Выделяют стандартизированное (формализованное) интервью, в котором заранее определяются формулировки вопросов и их последовательность. При проведении нестандартизированного, свободного или ненаправленного интервью психолог следует общему плану исходя из целей исследования, задавая вопросы исходя из ситуации. Полустандартизированное, фокусированное интервью основано не только на строго необходимых, но и на возможных вопросах.

В зависимости от стадий исследования могут использоваться предварительное интервью (стадия пилотажного исследования), основное интервью (стадия сбора данных) и контрольное интервью (проверка спорных результатов и пополнение банка данных).

По количеству участников интервью подразделяются на индивидуальные (психолог и испытуемый), групповые (участвуют более двух человек) и массовые (от ста до нескольких тысяч опрашиваемых, обычно в социологии).

Психология обогащает фонд знаний с помощью объективных методов. Современная психология предъявляет к научному исследованию важное требование, которое состоит в том, что изучение психических фактов должно осуществляться с точки зрения генетического (исторического) принципа, сущность которого заключается в рассмотрении изучаемого психического явления как процесса. Исследователь должен стремиться восстановить все моменты развития последнего, увидеть и понять закономерности, причины смены ими друг друга, попытаться представить изучаемый факт в конкретной истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 2.

Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда

2. Предмет и объект исследования клинической психологии

2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея»,

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи

3.

 Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.Конфликт в конфликтологии

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке

Четыре цели психологии: что это такое?

Психология — это научное исследование разума и поведения. Это многогранная научная дисциплина, включающая в себя множество подобластей исследований, таких как человеческое развитие, социальное поведение и когнитивные процессы. Психология фокусируется на понимании эмоций, личности и разума человека с помощью научных исследований, экспериментов, наблюдений и исследований. Изучение психологии преследует четыре цели: описать, объяснить, предсказать и изменить/контролировать.

1. Опишите

Узнайте больше о целях психологии с онлайн-терапией

Найдите подходящего лицензированного консультанта — нажмите здесь психологии имеет несколько иное значение, чем описание, которое мы делаем в нашей повседневной жизни. Точное описание проблемы, вопроса или поведения является первой целью психологии. Описания помогают психологам различать типичное и нетипичное поведение и лучше понимать поведение и мысли людей и животных. Разнообразные методы исследования, в том числе тематические исследования, опросы, самопроверки и естественное наблюдение, позволяют психологам добиваться этой цели.

2. Объяснить

Помимо описания, психологи стремятся объяснить поведение. Цель объяснения — дать ответы на вопросы о том, почему люди реагируют на определенные раздражители определенным образом, как различные факторы влияют на личность и психическое здоровье и так далее. Психологи часто используют эксперименты, которые измеряют влияние переменных на поведение, чтобы помочь сформулировать теории, объясняющие аспекты поведения людей и животных.

За последние два столетия многие психологи разработали множество теорий для объяснения различных видов человеческого поведения. Некоторые теории были развенчаны или заменены более поздними открытиями, в то время как другие выдержали и сохранили свое признание в научном сообществе. Некоторые теории сосредоточены на объяснении небольших аспектов человеческого поведения, например, теория классической обусловленности Павлова и теория привязанности Боулби. Другие намеревались описать человеческое поведение во всей его полноте, например, восемь стадий человеческого развития Эриксона и фрейдовскую теорию личности Фрейда.

3. Прогнозирование

Предсказание того, как люди и животные будут думать и действовать, является третьей целью психологии. Изучая наблюдаемое в прошлом поведение (описывая и объясняя), психологи стремятся предсказать, как это поведение может проявиться снова в будущем, а также могут ли другие демонстрировать такое же поведение.

Психологи могут использовать знания, почерпнутые из предыдущих исследований, чтобы предсказать, почему, когда и как наблюдаемое поведение может произойти в будущем. Психологи могут тогда предвидеть образец поведения. Имея возможность предсказывать модели поведения, психологи могут лучше понять основные причины наших действий. Предсказание, по крайней мере в теории, дает психологам возможность изменять или контролировать поведение, что является последней целью психологии.

4. Изменение/Контроль

Психология направлена ​​на изменение, влияние или контроль поведения, чтобы произвести позитивные, конструктивные, значимые и устойчивые изменения в жизни людей и повлиять на их поведение к лучшему. Это конечная и самая важная цель психологии. Эти четыре цели психологии не так уж отличаются от того, как вы обычно взаимодействуете с другими людьми. Предположим, например, что кто-то сделал что-то, чего он не должен был делать, и это действие оказало негативное влияние на его жизнь. Вы можете попытаться помочь или решить проблему, и следующие вопросы могут естественным образом возникнуть у вас в голове:

  • «Что случилось?» (описывая)
  • «Зачем они это сделали?» (объясняя)
  • «Что произойдет, если они это сделают?» (прогнозирование)
  • «Что они могут сделать в следующий раз, чтобы достичь другого результата?» (изменение)

Основное различие между нами, задающими эти вопросы, и психологом или специалистом в области психического здоровья, заключается в высоком уровне образования и подготовки, которые психолог привносит в процессы объяснения, прогнозирования и изменения. Большинство людей задают эти вопросы на поверхностном уровне, но эти обученные профессионалы специализируются на поиске способов способствовать устойчивым позитивным изменениям в людях.

Как вам могут помочь четыре цели психологии?

Прекрасный пример четырех целей в действии и того, как они могут быть полезны в нашей повседневной жизни, можно найти в эксперименте Ивана Павлова с собакой. Павлов заметил, что у его собак выделяется слюна всякий раз, когда они видят, как лаборант приносит им еду. Он пришел к выводу, что это было приобретенным поведением, поскольку собаки изначально не реагировали таким образом. Однако со временем собаки поняли, что это техник приносит им еду, и как только они начали ассоциировать его с едой, они автоматически начали волноваться и выделять слюну всякий раз, когда видели его.

Павлов проверил эту теорию, звоня в колокольчик каждый раз, когда кормил собак. Повторив это несколько раз, собаки начали ассоциировать звук звонка с едой и начинали выделять слюну каждый раз, когда он звонил в колокольчик. С помощью своего эксперимента Павлов успешно изменил ответное поведение собак и научил их новому. Эта теория считается одним из самых значительных прорывов в психологии, и ее важность заключается в том, как четыре цели включаются (сознательно или бессознательно) почти во все аспекты жизни человека.

Используя теорию Павлова и следуя четырем целям психологии, люди могут попытаться изменить свое поведение. Например, родитель или учитель может заметить, что маленьким детям нужно убирать свои игрушки после игры, но они редко об этом помнят. Взрослый может научить детей петь короткую запоминающуюся песенку об уборке в конце игры, чтобы напомнить детям о необходимости убраться. При повторении дети могут начать петь песню самостоятельно, когда придет время собирать игрушки, и со временем песня им даже не понадобится в конце игрового времени для выполнения желаемого действия, ставшего рутиной.

Пары также могут использовать эти цели психологии в своих отношениях. Компании используют их с сотрудниками и в программах обучения, а специалисты в области психического здоровья используют их в программах реабилитации, психотерапии и других лечебных программах. Четыре цели также можно использовать независимо друг от друга в личной жизни, если вы усердно работаете над тем, чтобы изменить привычку или преодолеть трудности.

Как вы можете использовать цели в своей жизни?

Узнайте больше о целях психологии с онлайн-терапией

Получите консультацию лицензированного консультанта — нажмите здесь

Если вы пытаетесь что-то изменить в своей жизни или выработать более здоровую привычку, рассмотрите возможность использования четырех целей. Для начала визуализируйте свою цель. Чего ты хочешь? Как только у вас появится эта цель, начните с описания: записывайте свои мысли, свои чувства и статус-кво в своей жизни. Это может помочь сломаться и прояснить ваши мысли. Вы также можете составить список, создать карту ума или выбрать другие способы записи своих мыслей. Постарайтесь быть максимально подробным.

Объяснение — это процесс попытки выяснить, почему что-то происходит, и это можно сделать, размышляя о личном опыте, который может содержать какое-то объяснение вашей привычки или поведения. Задавая себе вопросы «почему», вы можете помочь в достижении цели объяснения. Если привычка, которую вы хотите изменить, например, грызть ногти, то, описывая свои чувства, вы могли заметить, что ваша работа вызывает стресс и заставляет вас сидеть за столом, когда вы предпочитаете больше двигаться. Затем вы можете понять объяснение: возможно, вы грызете ногти, потому что ищете физической или сенсорной активности во время работы.

Делая заметки при описании и объяснении, вы сможете предсказывать будущие мысли и поведение. Если у вас есть день, полный напряженной работы за столом, вы можете ожидать, что в конечном итоге вы будете грызть ногти в течение дня. Исходя из этого предсказания, вы можете попытаться изменить привычку на что-то более устойчивое, например, сжимая мячик для снятия стресса, немного пластилина или другое сенсорное ерзание, которое не повредит ваши ногти. Если это сработает, вы достигнете четвертой цели изменения/контроля.

Изменение/контроль в личной обстановке также может проявляться в виде дыхательных техник, медитации или внимательности. Это может проявляться в желании победить посттравматический стресс или другое тревожное расстройство, частая цель когнитивно-поведенческой терапии . Короче говоря, поиск цели изменения/контроля может включать в себя все, что поможет вам взять на себя ответственность за свои чувства, мысли или поведение и изменить их. Поскольку изменение или контроль чего-либо может быть трудной задачей, может помочь обращение за помощью к обученному специалисту.

Нередко хочется справиться с трудностями самостоятельно. Некоторым людям может быть даже трудно признать, что есть проблема, которую они хотели бы решить, или признать, что им нужна помощь в достижении их целей. Важно помнить, что нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью. На самом деле, чаще всего легче решить проблему под руководством профессионала. Но если вы стесняетесь или не решаетесь обратиться за помощью лично или не знаете, с чего начать, подумайте о помощи онлайн. Многие ресурсы, такие как BetterHelp, доступны для предоставления онлайн-консультаций и индивидуальной поддержки. Вам не нужно стоять в пробке или тратить время на поездку на встречу, поскольку вы можете BetterHelp, не выходя из собственного дома.

Вполне понятно желание справиться с этими проблемами самостоятельно. Возможно, вам даже будет трудно взяться за первую цель — описать проблему или привычку, которую вы хотели бы изменить. Это общие чувства, и признание того, что вы хотели бы внести изменения в свою жизнь, является большим шагом. Вот почему обращение за профессиональной помощью для внесения этих изменений является таким полезным выбором. Специалист в области психического здоровья, хорошо разбирающийся в целях психологии, может помочь вам в достижении вашей собственной цели изменения/контроля. Если вы не решаетесь обратиться за помощью лично или не знаете, с чего начать, воспользуйтесь онлайн-ресурсами, такими как BetterHelp, которые предоставят гибкие частные онлайн-консультации и поддержку один на один. Предпочитаете ли вы видеочат, разговор по телефону или текстовые сообщения, вы можете связаться с терапевтом по своему расписанию. Думайте о них как о партнере по тренировкам, который поддерживает вас, пока вы работаете над достижением своей цели. Вот несколько отзывов о BetterHelp от людей, которые поставили и достигли своих целей.

Отзывы консультантов

«Я работал с Джейми несколько месяцев, и он помогал мне во всем, что бросала мне жизнь. Трудности на работе, мои отношения и другие стрессы, с которыми я изо всех сил пытался справиться самостоятельно. Он слушает и помогает. Я всегда чувствую одобрение и поддержку. Он дает мне инструменты и точки зрения, которые сильно изменили мое общее счастье».

«За короткий промежуток в 9 месяцев Шонни стал одним из моих лучших друзей. Сначала я скептически относился к терапии, так как я очень «психологически здоров». Несколько проблем в моей личной жизни заставили меня попробовать терапию в течение месяца. Теперь я считаю это важной частью моего роста как бизнесмена и лидера в моем сообществе. Спасибо, Шонни, за помощь во время недавних трудностей; Мне очень повезло, что я тебя нашла!»:

Заключение

Студенты-психологи изучают мозг, поведение людей и животных и то, что заставляет нас «тикать». Эти четыре цели психологии были разработаны, чтобы нацеливать и улучшать жизнь, вызывая положительные изменения, заменяя отрицательные.

Если вы готовы к переменам в своей жизни, пройдите шаги и посмотрите, чего вы можете достичь! Имейте в виду, что изменить усвоенное поведение часто бывает непросто, поэтому подумайте о том, чтобы получить поддержку от обученного специалиста. При правильном руководстве и мотивации вы сможете достичь своих целей и осуществить свои мечты, мечтаете ли вы стать более физически или эмоционально здоровым. , восстановить испорченные отношения или просто стать счастливее. Независимо от того, на что вы надеетесь, верьте, что вы можете измениться! Сделайте первый шаг сегодня.

Каковы цели психологии?

5 ответов

Сэмюэл Чилтерн ответил

Психология — это социальная наука, которая фокусируется на понимании человеческого разума и того, как он интерпретирует мир и взаимодействует с ним. У субъекта четыре основные цели:

  • Описать
  • Объяснить
  • Предсказать
  • Изменить поведение

Для описания Описание — это процесс анализа поведения с целью понять, что считается здоровым и продуктивным, а какие поведенческие черты менее желательны.
Объяснение

Психология не считается фундаментальной наукой, как физика или химия. Однако новые тенденции в психологии за последние 100 лет свидетельствуют о все большем акценте на использовании объективных измерений психического здоровья.

Когнитивная психология — прекрасный пример, иллюстрирующий этот идеологический сдвиг. Эта поддисциплина психологии использует такие методы, как измерение электрической активности мозга и сопоставление этих паттернов с психическим состоянием пациента.

Благодаря этому подходу психологи начинают создавать базу объективных данных для объяснения мыслей и чувств людей. Научившись распознавать здоровые и нездоровые паттерны, психологи должны уметь выявлять проблемы у пациентов раньше и предлагать более эффективные методы лечения.

Чтобы предсказать

Как только психологи поймут определенное поведение, они смогут использовать эту информацию, чтобы предсказать поведение человека, основываясь на том, как он реагировал на определенные события в прошлом.

Это полезно в организационных условиях, когда работодатель может захотеть выбрать работников, которые хорошо подходят для корпоративной культуры, или чтобы убедиться, что они могут справиться со стрессовыми обстоятельствами.

Для изменения поведения
Это та область, в которой психологи должны быть очень осторожны, чтобы действовать в рамках строгих этических ограничений. При желании психолог может помочь человеку преодолеть парализующие страхи или деструктивные поведенческие модели, такие как агрессия или навязчивая ложь.

Психологические методы могут использоваться в организациях для поощрения желаемого поведения: например, поощрение студентов к усердной учебе или поощрение сотрудников к установлению лучших отношений друг с другом.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Comania Tyrone ответил

Для меня психология имеет три основные цели:

  • Понимать
  • Предсказывать
  • Управлять

Понимание — первая цель психологии, и это относится к тому, как мы собираемся сформулировать идею или понять поставленную перед нами проблему и как мы попытаемся ее решить.

Предсказание означает изучение психологических целей предсказания, потому что верно утверждение, что профилактика лучше, чем лечение. Человек с психиатрической проблемой должен делать все возможное, чтобы наблюдать, когда «с ним что-то идет не так».

Контроль означает, что если мы уже способны понимать и предсказывать, что происходит в определенных обстоятельствах, то мы можем контролировать ситуацию. Например: мы могли бы дать положительный ответ на проблему и избежать более серьезных последствий.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Аноним ответил

Задача психологии — научиться расслабляться и вести здоровый образ жизни.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Меган Гудгёрл ответил

Также связан с Человеческим Разумом, наиболее известным как наш Мозг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *