26.11.2024

Что такое активность социальная: СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (17-19) | Евразийский Союз Ученых

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (17-19) | Евразийский Союз Ученых

Социальная активность личности: теоретический аспект в научной литературе

Гончарова Наталия Васильевна,

Филиал СГПИ в г. Железноводске,

социальный педагог,

Поповкина Ольга Петровна,

Филиал СГПИ в г. Железноводске,

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования

Social activity of personality: theoretical aspect in scientific literature

Аннотация.

В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность.

Annotation. This article describes the positions of scientists, teachers, sociologists, philosophers, psychologists on the content of the concept of «social activity».

Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the author clarifies the concept of social activity.

Ключевые слова: активность, личность, социальная активность, объект, системный подход

Keywords: activity, personality, social activity, object, system approach

От этапа к этапу общественного развития личность исполняет все более значимые роли, проявляя разный уровень социальной активности. Термин «социальная активность» является объектом изучения ряда социальных и гуманитарных наук (психологии, педагогики, социологии, философии) и трактуется весьма неоднозначно и, порой, противоречиво.

Социальная активность в большинстве исследований рассматривается во взаимосвязи с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя.

Социальная активность – это мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности [1].

Социальная активность – готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личности [ 7].

Социальная активность — особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя [5].

На наш взгляд, наиболее развернутое и отражающее главный смысл понятия «социальная активность личности» дал В.З.Коган: «Социальная активность –это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально — психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности»[ 6].

В представленных формулировках социальная активность личности в психологическом аспекте определяется через мотивы поведения, ценностные ориентации, смысловые системы, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других.

Современные психологические исследования нацелены на раскрытие конкретных механизмов функционирования социальной активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев. Например, Н.Н. Башаев на основе системного подхода раскрыл целостность социальной активности личности как высшую форму человеческой активности и определил его как особо значимое интегральное качество личности, основанное на способности человека сознательно менять окружающий мир. Но при этом необходимо отметить, что социальная активность должна проявляться как особое качество личности, в основе которого должны лежать:

— способность действовать сознательно, не приспосабливаясь к внешней действительности,

— способность преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями [3].

Некоторыми исследователями (Н.Е. Воробьевым, И.Т. Фроловым) выявлено, что при взаимодействии человека с окружающей действительностью меняется не только он сам, но и сама его личность [4].

С позиции современной философской мысли социальная активность рассматривается как понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе». Это понятие связано с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлено деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлено на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека [4].

Сущность понятия «социальная активность личности» изучает и социология. По мнению Н.Ф. Третьякова это понятие можно рассматривать, как способность личности преобразовывать как природную, так и социальную среду для своего существования. Он утверждает, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности. Личность находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Современная педагогическая наука характеризует социальную активность человека в двух противоположных направлениях: 1) позитивную – направленность личности на изменение обстоятельств, других людей и самого себя на благо общества посредством разнообразных видов деятельности; 2) негативную – отчуждение личности от общества, реализация асоциальных форм воздействия на общество посредством разнообразной деятельности.

Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на следующие виды:

а)трудовую –выражается в отношении личности к своим трудовым, рабочим обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью;

б) общественно – политическую –в системе политических отношений человек функционирует не как работник умственного или физического труда, города или села, а в своем политическом качестве;

в) в области духовной жизни –включение личности в созидательную деятельность – значимое условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования [5].

По мнению некоторых исследователей (Е.А. Ануфриева, И.Н. Колесова) необходимо рассматривать сущность социальной активности с позиции творческого отношения к окружающему миру. В своей книге «Социальная активность личности» Е.А. Ануфриев определяет социальную активность как «… сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности» [ 1].

В научных исследованиях Л.

И. Родиной и О.В. Мичиной определены уровни проявлений социальной активности: инертный, репродуктивный, продуктивный.

Первый уровень – инертный (низкий). Личности этого уровня проявляют интерес к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Прислушиваются лишь к мнению тех людей, которые входят в их референтную группу, не умеют самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу; безынициативны, равнодушны к делам коллектива или группы; характеризуются эгоистическими наклонностями и безразличным отношением к окружающей действительности. Не связывают собственное участие в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.

Второй уровень – репродуктивный (средний). К этому уровню относятся личности, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов долга и ответственности. В деятельности проявляют, в основном, активность воспроизведения, самостоятельность в деятельности невысока, дисциплинированны, исполнительны, однако не инициативны.

Осознают собственное участие в общественно-значимой деятельности как способ включения в жизнь, например в жизнь учебного заведения.

Третий уровень (высокий) – продуктивный. Личности этого уровня характеризуются наличием мотивов самоопределения и самосовершенствования. Их отличает стремление преодолевать препятствия. Они проявляют творчество и инициативу в деятельности, что связано с желанием сделать что-либо полезное для других людей, овладеть различными способами применения своих знаний и умений, способны принимать самостоятельные решения в ходе работы; самокритичны, требовательны к себе и другим. Соотносят характер своего участия в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальную активность исследователи рассматривают как сознательную деятельность личности, направленную на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Тот факт, что выделенные группы компонентов социальной активности находятся в органической взаимосвязи и даже во взаимопроникновении между собой, а также и с другими сторонами личности, позволяет рассматривать исследуемое качество как сложное и вместе с тем целостное, как интегральную, обобщенную характеристику личности.

Литература:

  1. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. — 37 с.
  2. Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. — М.: Высшая школа, 1974. — 142 с.
  3. Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов :дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. — с. 21.
  4. Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. — Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.
  5. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. — М.: Интер-пракс, 1995. — 320 с.
  6. Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис . канд. психол. наук. М., 1970.-22 с.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Характер проявления социальной активности: понятие и характеристики

Содержание:

  1. Социальная активность как терминологическая категория
  2. Возможности реализации социальной активности
  3. Процессуальные компоненты социальной жизни
  4. Характерные особенности социальной активности

В основе любой деятельности личности, групп или институтов лежит социальная активность, которая имеет в своей основе интенцию на обеспечение возможностей для удовлетворения потребностей, реализации интересов и соблюдения ценностей и норм.

Социальная активность как терминологическая категория

Определение 1
Под социальной активностью понимается сознательная и целенаправленная деятельность по совершенствованию условий и форм общественного сосуществования. Она фиксирует сложившиеся в обществе условия, потребности, направления деятельности, правила и стандарты, идеалы и инициативы по отношению к аналогичным запросам отдельной личности.

Социальная активность позволяет отдельному члену обществу реализовать свои идеи, воплотить свои представления, проявить свои знания и продемонстрировать систему ценностей. При этом можно говорить о том, что активность как качество деятельности характерна для многих объектов живой природы, но лишь в социальном контексте прослеживается намерение и осознанность.

Возможности реализации социальной активности

Определение 2
Под формой активности понимается деятельность, которая постепенно переходит на более сложный уровень развития и приобретает всё более сложную структуру.

Животные проявляют активность и совершают активную деятельность, однако она носит адаптивный характер и предполагает то, что животное вынуждено находить способы выживания в новой для него среде. В отличие от животных, люди могут как испытывать на себе влияние среды, так и оказывать обратное влияние. Таким образом, среда преобразуется под нужды индивида и позволяет ему реализовывать свою деятельность продуктивно, получая должный отклик. В условиях социальной активности простые формы деятельности постепенно переходят на более сложный уровень, поэтому становится возможным более стремительное развитие социального прогресса – деятельность людей позволяет реализоваться личности, одновременно оказывая влияние на структуру всего общества, выстраивая более сложные формы взаимодействия.

Процессуальные компоненты социальной жизни

Компоненты социальной жизни носят характер взаимосвязи и реализуются в процессе деятельности. Среди таковых можно выделить субъект, объект и саму деятельность. Субъект социальной жизни – это тот индивидуум, та группа или то общество, которые активны и которые имеют возможность оказывать влияние на другие объекты или субъекты.
Под объектом понимается что-то, в отношении чего реализуется социальная активность. Под активностью же подразумевается совершаемая деятельность, которая носит преобразовательный характер для среды, паттернов и уровней коммуникации в обществе.

Характерные особенности социальной активности

Социальная активность обладает рядом характеристик, которые обуславливают её особенности и характер:

  • Субъект совершает некие действия, в зависимости от собственных внутренних стимулов, которые овладевают им и доминируют в его мышлении в момент реализации этих действий;
  • Деятельность совершается под воздействием субъективных причин личности и преследует субъективную цель;
  • Инициативность и выход за рамки стандартного решения вопроса, позволяет личности преобразовывать и совершенствовать свою деятельность;
  • В рамках деятельности достигаются не только первоначально обозначенные цели, но и сопутствующие им – так, личность не приспосабливается к условиям и не проходит этап адаптации, а реализует свой потенциал;
  • Процессу достижения целей характерна линейность – индивидуум не стремится поменять цель до достижения первоначально установленной.

Также в качестве характерных особенностей можно назвать ситуативность, инициативность и интенсификацию.

Определение 3
Интенсификация – это высокая степень субъективизма в отношении цели деятельности, её представлении, значимости и мотивов, которые позволяют реализовывать деятельность более объективно.

Определение 4
Инициативность – это способность индивидуума проявлять своё желание осуществлять деятельность, высокая заинтересованность в результатах деятельности.

Определение 5
Ситуативность – это способность индивидуума переформатировать свою деятельность в соответствии с запросами, потребностями и условиями среды.

Иными словами, социальная активность – это деятельность личности, группы, института или общества, способствующая созданию гармоничных условий для жизнедеятельности и дающая возможность выстраивать процессы на более высоком уровне.

Физика

166

Реклама и PR

31

Педагогика

80

Психология

72

Социология

7

Астрономия

9

Биология

30

Культурология

86

Экология

8

Право и юриспруденция

36

Политология

13

Экономика

49

Финансы

9

История

16

Философия

8

Информатика

20

Право

35

Информационные технологии

6

Экономическая теория

7

Менеджент

719

Математика

338

Химия

20

Микро- и макроэкономика

1

Медицина

5

Государственное и муниципальное управление

2

География

542

Информационная безопасность

2

Аудит

11

Безопасность жизнедеятельности

3

Архитектура и строительство

1

Банковское дело

1

Рынок ценных бумаг

6

Менеджмент организации

2

Маркетинг

238

Кредит

3

Инвестиции

2

Журналистика

1

Конфликтология

15

Этика

9

Значение теории акцентуаций для подросткового возраста Идеолог дошкольного образования А. С. Симонович Автор книг о воспитании — Александр Сазерленд Нилл Коммуникативные навыки Физическое воспитание: понятие, средства

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы

Имя

Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Принимаю  Политику  конфиденциальности

Подпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях

Определение социальной деятельности | Law Insider

  • означает любую деятельность, спонсируемую школой, включая, помимо прочего, работу в классе, библиотечную деятельность, уроки физкультуры, официальные собрания и другие подобные мероприятия, школьные спортивные соревнования, концерты групп, школьные спектакли и другие театральные постановки. , и школьные обеденные перерывы.

  • означает деятельность, конечным результатом которой является производство товара или предоставление услуги, которые будут продаваться на соответствующем рынке в количествах и по ценам, определяемым предприятием, и осуществляемая с ориентацией на получение прибыли -изготовление1.

  • имеет значение, присвоенное ему в разделе 68 HRA 2008;

  • означает любую деятельность или использование судна, в отношении которого действует договор или чартер, и включает перевозку любого груза или людей за вознаграждение;

  • означает лицо, имеющее статус хозяина или другого лица.

  • означает сексуальное поведение или сексуальный контакт, или и то, и другое.

  • означает письменную оценку вопросов, имеющих отношение к разрешению дела, и должно содержать следующую информацию:

  • означает деятельность, на которую распространяются промышленные разрешения NPDES, как определено в 40 CFR, раздел 122. 26 (b)(14).

  • означает приемную семью, усыновление, помощь в усыновлении, услуги по защите детей, услуги по борьбе с домашним насилием или любую другую программу услуг, осуществляемую в соответствии с правилами, принятыми Советом. Социальные услуги также включают услуги для взрослых в соответствии со статьей 4 (§ 51.5-144 и далее) главы 14 раздела 51.5 и услуги по защите взрослых в соответствии со статьей 5 (§ 51.5-148) главы 14 раздела 51.5, предоставляемые местными департаментами социальные услуги в соответствии с правилами и под надзором Уполномоченного по делам старения и реабилитации.

  • означает совершение действия, как определено в Разделе 886 Раздела 21 Устава Оклахомы, которое является актом содомии; и

  • означает любое из следующего:

  • означает лицо, занимающееся социальной работой, как это определено в § 54.1-3700.

  • означает лиц, которые подверглись расовым или этническим предрассудкам или культурным предубеждениям из-за своей идентичности как члена группы без учета их личных качеств.

  • означает любую преступную деятельность, одним из элементов которой является применение, попытка применения или угроза применения физической силы, достаточно существенной, чтобы причинить или с достаточной вероятностью причинить серьезные телесные повреждения или материальный ущерб.

  • означает общественные учреждения, службы и сети, которые удовлетворяют социальные потребности и повышают благосостояние населения;

  • означает бизнес, который: (i) принадлежит некоммерческой организации или кооперативу общественных работ; (ii) непосредственно участвует в производстве и/или продаже товаров и услуг для совместной цели получения дохода и достижения социальных, культурных и/или экологических целей; и (iii) имеет определенный социальный и/или экологический мандат.

  • означает сохранять дистанцию ​​между собой и другими людьми, находясь на расстоянии не менее 6 футов от других людей.

  • означает умышленное введение Сотрудника в заблуждение посредством использования Сообщения, где такое Сообщение:

  • означает деятельность, предлагаемую школой, школьным округом, чартерной школой или окружным отделом образования, которая составляет неотъемлемую фундаментальную часть начального и среднего образования, включая, помимо прочего, учебные и внеклассные мероприятия.

  • означает лицо, которое соответствует требованиям для получения лицензии клинического социального работника, установленным в KRS 335.100.

  • означает использование и практику в сельском хозяйстве, включая, помимо прочего: производство, разведение или увеличение сельскохозяйственной продукции; севооборот и смена сельскохозяйственных культур; разрешение земле, используемой для сельскохозяйственной деятельности, лежать под паром, когда она вспахана и вспахана, но не засеяна; предоставление земли, используемой для сельскохозяйственной деятельности, бездействующей в результате неблагоприятных условий сельскохозяйственного рынка; предоставление земли, используемой для сельскохозяйственной деятельности, бездействующей, потому что земля зарегистрирована в местной, государственной или федеральной природоохранной программе, или земля подлежит природоохранному сервитуту; ведение сельскохозяйственных работ; техническое обслуживание, ремонт и замену сельскохозяйственной техники; техническое обслуживание, ремонт и замену сельскохозяйственных объектов при условии, что новый объект находится не ближе к береговой линии, чем первоначальный объект; и содержание сельскохозяйственных земель в производстве или возделывании;

  • означает любой вид преступного участия в совершении следующих тяжких преступлений:

  • означает незаконное изготовление, продажу, распространение, использование или хранение с целью вещество (как определено в Разделе 102 или Законе о контролируемых веществах [21 U. S.C. 802]).

  • означает веб-приложения и онлайн-форумы, которые позволяют пользователям взаимодействовать, обмениваться и публиковать контент, такой как текст, ссылки, фотографии, аудио и видео;

  • означает клинического социального работника, который имеет письменное соглашение с Администратором претензии или другим планом Blue Cross и/или Blue Shield на предоставление вам услуг в момент их оказания.

  • означает компанию, основной целью которой в Судане является предоставление гуманитарных товаров или услуг, включая лекарства или медицинское оборудование, сельскохозяйственные материалы или инфраструктуру, возможности для получения образования, деятельность, связанную с журналистикой, информацию или информационные материалы, деятельность, связанную с духовностью, услуги. чисто канцелярского или отчетного характера, продуктов питания, одежды или обычных потребительских товаров, не связанных с деятельностью, связанной с нефтью, добычей полезных ископаемых или производством электроэнергии.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. социальная активность активность считается уместной в общественных случаях

  2. социализм политическая теория, отстаивающая государственную собственность на промышленность

  3. селективность свойство избирательности

  4. специальная теория относительности физическая теория относительности, основанная на предположении, что скорость света в вакууме постоянна, и на предположении, что законы физики неизменны во всех инерциальных системах

  5. 25″>

    цель цель, которую предполагается достичь

  6. субъективное, имеющее место в сознании и модифицированное индивидуальными предубеждениями

  7. Программа социального обеспечения Social Security в США

  8. хозяйственная деятельность деятельность, осуществляемая в рамках коммерческого предприятия

  9. сенсорная деятельность деятельность, направленная на достижение определенного сенсорного результата

  10. субъективное суждение, основанное на индивидуальных впечатлениях и чувствах

  11. точка зрения способ рассмотрения ситуаций или тем

  12. 4″>

    социолог специалист в области изучения человеческого общества и его личных отношений

  13. коммерческая деятельность деятельность, осуществляемая в рамках коммерческого предприятия

  14. рефлективность способность спокойно мыслить или созерцать

  15. общественный договор соглашение, результатом которого является организация общества

  16. магнитное сопротивление (физика) сопротивление материала установлению в нем магнитного поля

  17. социальная деятельность социальная политика реформ (особенно социально-экономическая реформа)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *