Как развивается и что должен уметь ребенок? Таблица по месяцам. ❤️ KIDY.eu
- Социальное развитие
- Развитие речи
- Понимание речи
- Восприятие взаимосвязей
В первые 3 года своей жизни малыш должен научиться очень многому. Не упустите это драгоценное время, дав своему крохе все необходимое и обеспечив его гармоничное развитие. А как узнать, правильно ли развивается ребенок? Что должен знать и уметь делать ребенок в месяц, в 1 год, в 2, в 3 года? Эта таблица, сделанная по материалам мюнхенской функциональной диагностики развития , поможет вам. Здесь подробно описаны умения детей. Только помните: каждый малыш уникален, а мы приводим лишь усредненные показатели. Однако, если вы обнаружите, что ваш ребенок существенно отстает в развитие от других детей по большинству показателей, будет разумным принять меры и обратиться к специалисту.
Социальное развитие
Умение | 50% детей | 90% детей |
Может отклонять просьбу протестом | 8 месяцев | 11 месяцев |
В ответ на просьбу дает матери предмет | 9 месяцев | 1 год 0. 5 месяцев |
Имитирует один жест, например, хлопанье в ладоши, или делает «пока-пока» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Ласкает куклу или мягкую игрушку | 11 месяцев | 1 год 2.5 месяца |
Катит мяч взрослому | 11.5 месяцев | 1 год 3.5 месяца |
Подражает видам домашней деятельности (вытирает пыль, подметает мусор и т.д.) | 1 год 0.5 месяца | 1 год 4.5 месяца |
Помогает убирать игрушки | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ему ее показали | 1 год 2.5 месяца | 1 год 7 месяцев |
Выполняет простые поручения по дому | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут) | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Охотно играет с ровесниками в догонялки | 1 год6 месяцев | 2 года |
Спонтанно обихаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т. д.) | 1 год 7 месяцев | |
Пробует утешить, если кто-то печален | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Вербально выражает чувства | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Выражает желания в «Я»-форме | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Придерживается правила игры: один раз «я», один раз «ты» | 2 года 3 месяца | 3 года |
Развитие речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Копирует звуки (вибрация губами, щелкание) | 8 месяцев | 11 месяцев |
Говорит двойные слоги, например, «ма-ма», «дай-дай» без значения | 8.5 месяцев | 1 год |
Говорит двойные или одинарные слоги со значением | 9. 5 месяцев | 1 год 1 месяц |
Выражает желания определенными звуками, говоря, например: «Э!» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Использует слова «папа» или «мама» для называния людей | 10.5 месяцев | 1 год 2.5 месяца |
Говорит 2 осмысленных слова | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Говорит 3 осмысленных слова | 1 год | 1 год 4.5 месяца |
Напевает вместе с кем-либо детские песенки | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Говорит осмысленное слово с 2 различными гласными звуками, например, «киса» | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос | 1 год 3 месяца | 1 год 9 месяцев |
Выражает желания словами «дай», «ам-ам» | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Повторяет знакомое слово | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Может вербально отклонить просьбу | 1 год 6 месяцев | 2 года 1 месяц |
Говорит первые предложения из 2 слов на детском языке («папа машина») | 1 год 7 месяцев | 2 года 2 месяца |
Называет 8 из 12 предметов на тестовых картинках | 1 год 8 месяцев | 2 года 4 месяца |
Использует свое имя, когда говорит о себе | 1 год 10 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Говорит первые предложения из 3 слов на детском языке («папа машина ехать») | 1 год 11 месяцев | 2 года 8 месяцев |
Называет все предметы из 12 на тестовых картинках | 2 года | 2 года 9 месяцев |
Говорит о себе в «я-форме» | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Говорит nepвoe предложение из 4 слов на детском языке | 2 года 2 месяца | 3 года |
Использует численное два для обозначения нескольких предметов | 2 года 3 месяца | 3 года 2 месяца |
Использует слова «мне» или «тебе» | 2 года 4 месяца | 3 года 3 месяца |
Называет предметы на 1 из тестовых картинок во множественном числе | 2 года 5 месяцев | 3 года 5 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 5 слов на детском языке | 2 года 6 месяцев | 3 года 6 месяцев |
Использует вопрос «Почему?» (ответ не всегда нужен) | 2 года 7 месяцев | 3 года 8 месяцев |
Πο просьбе взрослого повторяет предложение, состоящее из 5 слов | 2 года 8 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 6 слов на детском языке | 2 года 10 месяцев | 4 года |
К 2 прилагательным находит в контексте противоположные по значению слова | 3 года | 4 года 3 месяца |
Понимание речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Ищет отца или мать, если спрашивают, где папа или мама | 8 месяцев | 11 месяцев |
Поворачивается, когда родители называют его имя | 8,5 месяцев | 11,5 месяцев |
Реагирует на похвалу или запреты | 9,5 месяцев | 1 год 0,5 месяцев |
Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне» | 10,5 месяцев | 1 год 2 месяца |
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку | 1 год | 1 год 4 месяца |
Правильно показывает части тела или направляет взгляд на них | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Понимает слово «открыть» и открывает банку | 1 год 1,5 месяцев | 1 год 6 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 2 из 4 тестовых картинок | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека или куклы) | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол» | 1 год 3,5 месяца | 1 год 9 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 4 из 8 тестовых картинок | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 3 части тела | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Правильно показывает или направляет взгляд на 8 из 12 тестовых картинок (предъявляются 3 картинки одновременно с последующей заменой одной) | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет больший мяч (из двух) | 1 год 9 месяцев | 2 года 4 месяца |
Показывает свою руку или смотрит на нее | 1 год 10 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Распознает 2 вида передвижения на тестовых картинках (птица, рыба – летит, плывет) | 2 года | 2 года 8 месяцев |
Понимает 2 из 4 предлогов/наречий (на, под, рядом, за/позади) | 2 года 1 месяц | 2 года 9 месяцев |
Понимает 2 вопроса: «Что делаешь ложкой (расческой, с чашкой)?» | 2 года 2 месяца | 2 года 11 месяцев |
Понимает слово «легкий», берет легкий предмет | 2 года 3 месяца | 3 года |
Понимает 2 вопроса из 3: «Что ты делаешь, когда устал (голоден, грязный)?» | 2 года 4 месяца | 3 года 1 месяц |
В ответ на вопрос показывает свой подбородок | 2 года 5 месяцев | 3 года 3 месяца |
Знает, мальчик он, или девочка | 2 года 8 месяцев | 3 года 7 месяцев |
Показывает дважды правильно на самую длинную из 3 линий | 2 года 10 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Восприятие взаимосвязей
Умение | 50% детей | 90% детей |
Находит предмет под чашкой | 8 месяцев | 11 месяцев |
Показывает пальцем в указанное направление | 9 месяцев | 1 год |
Подтягивает к себе игрушку за веревку | 9,5 месяцев | 1 год 1 месяц |
Кладет крышку на банку | 10 месяцев | 1 год 2 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех) | 10,5 месяцев | 1 год 2,5 месяца |
Пробует рисовать карандашом | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Показывает на что-либо пальцем | 11,5 месяцев | 1 год 4 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех) | 1 год | 1 год 5 месяцев |
Помещает большой круг (диаметр 10 см) на шаблонную доску | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Находит предмет под одним из двух стаканчиков | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Вставляет три стаканчика один в один | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Помещает большой и маленький круги (диаметр 10 и 6 см) на шаблонные доски | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг | 1 год 9 месяцев | 2 года 3 месяца |
Строитряд из 5 кубиков (длина ребра 3 см) | 1 год 10 месяцев | 2 года 4 месяца |
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку | 1 год 11 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных диаметров — 5,5 см, 8 см, 11 см) | 2 года | 2 года 7 месяцев |
Сортирует 3 из 4 кубиков по цвету | 2 года 1 месяц | 2 года 8 месяцев |
Помещает 3 из 4 кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске | 2 года 2 месяца | 2 года 9 месяцев |
Строит «мост» из трех кубиков по образцу | 2 года 4 месяца | 2 года 11 месяцев |
Складывает квадрат из 4 кубиков | 2 года 6 месяцев | 3 года 2 месяца |
4. 93 / 5 (голоса: 14)
Оцените статью:
Если вам понравилась наша статья, поделитесь ей со своими друзьями:
особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2). |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.comКак развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.comВ этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85. pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf
21 вещь, которую ваш ребенок должен уметь делать… и должен делать к 12 годам
Хорошо. Возможно, картинка выше — не лучший выбор, но я поместил ее в начало, потому что хочу, чтобы вы, как родитель, помнили, что дети, выполняя свою работу по дому, могут быть веселыми! Это не всегда должно быть борьбой… и иногда, когда они учатся, все становится грязно! Как родитель троих детей, поверьте мне. Я знаю!
Для нас с женой было важно, чтобы наши дети росли независимыми и самостоятельными. Конечно, мы хотели, чтобы это было уравновешено здоровой зависимостью, чтобы они также чувствовали себя комфортно, обращаясь за помощью, когда они в ней нуждались. Когда они содрали кожу с колена, мы были рядом, чтобы утешить их. Когда они капризничали, мы были там, чтобы установить границы того, что было и что было неприемлемо. Мы похвалили их за смелые шаги в собственном росте.
Мы также хотим, чтобы они знали, что их искренне любят просто потому, что они существуют. Не обязательно за то, что они делают. Но есть и другая сторона этой медали.
Похвалы недостаточно
Детская самооценка также основана на задачах, которые они выполняют. Это особенно верно для задач, которые они могут выполнять в соответствии с возрастом. Дети, которые могут делать все сами, кажется, вырастают намного счастливее, потому что они знают, что в конце дня они могут положиться на себя в выполнении основных повседневных жизненных задач. В детстве они успешно осваивали различные жизненные навыки.
Учимся запускать
И наоборот, взрослые, которые в детстве были избалованными, избалованными, чрезмерно балованными или обслуживаемыми, не кажутся такими же справедливыми в жизни, в личных и профессиональных отношениях. Другими словами, они просто дети, которым не удалось повзрослеть… или, как указывает название фильма: Неудачный запуск .
Так почему же? Почему они не успевают взрослеть? Когда мы чрезмерно баловали их или угождали им, наши дети научились верить, что их родители, домработницы или другие взрослые в их жизни просто сделают для них то, что они могли бы сделать для себя. Например, если мы не требуем, чтобы они убирали свои комнаты, как вы думаете, каким будет конечный результат? Вот как это может печально выглядеть:
- Они могут узнать, что им все сойдет с рук.
- Они также могут узнать, что они недостаточно компетентны, чтобы убирать за собой.
- Они получают права.
- Они неблагодарны.
- Они считают свою семью улицей с односторонним движением.
- Другие должны позаботиться о них.
- Они не понимают, что являются частью семьи, кроме того, что семья может для них сделать.
Они не растут естественным путем. В результате они достигают 18-летнего возраста, выходят в мир и понимают, что даже не умеют стирать белье сами, потому что за них это сделал кто-то другой.
Вероятно, неразумно ожидать, что малыш будет стирать простую одежду, но к 7 или 8 годам он уже должен знать основы стирки одежды. Дайте им скамеечку для ног, коробку с моющим средством и покажите, как пользоваться стиральной машиной и сушилкой. Вначале вам нужно будет присматривать за ними, если вы не хотите океан мыльных пузырей в прачечной! Но довольно скоро они наловчатся, и вам не придется отвечать на вопрос «Где моя форма?» потому что они будут нести ответственность за свою собственную прачечную.
Я имею в виду, что вы можете легко научить 6-летнего ребенка стирать белье, если у вас есть для этого мотивация .
Это подводит меня к самому важному вопросу, который вы должны задать себе:
Проблема во мне?
Если ваш ребенок не страдает серьезной физической инвалидностью, он должен быть в состоянии выполнять основные жизненные навыки. Если их нет или они отказываются, проблема не в нашем ребенке. Проблема в нас, как в родителях.
Вот несколько причин, по которым родители признавались на протяжении многих лет, почему они не заставляли своих детей участвовать в работе по дому. Я всегда ценил их честность. Некоторые из них также относились ко мне, когда я был младшим родителем.
- Я так устала бороться со своим ребенком из-за того, что застилаю ему постель. Им просто проще это сделать.
- Ненавижу это признавать. Но я очень вкладываюсь в то, чтобы мой ребенок любил меня. Я боюсь, что если я заставлю их убираться в своей комнате, они рассердятся на меня.
- Слишком поздно, чтобы принять ванну.
- У них слишком много домашней работы. У них нет времени выносить мусор сегодня вечером.
- Они слишком молоды, чтобы ______________ (заполните пропуск).
Список можно продолжать и продолжать. Дело вот в чем: мы всегда можем найти оправдание тому, почему мы собираемся держать их понемногу. Когда мы это делаем, мы просто становимся активистами.
Я знаю об этом не понаслышке. Хотя все трое наших детей стартовали очень хорошо, были моменты, когда они были помладше, когда мы с женой просто в отчаянии разводили руками и, например, убирали свои комнаты, когда они были вполне способны это сделать сами. К счастью, это было исключением из правил. И Правило было таким:
Мы использовали Правило по одной простой причине. Мы чувствовали себя обязанными помочь нашим детям стать сильными людьми, способными действовать на высоком уровне в реальном мире. Разве мы не обязаны делать это перед нашими детьми?
Еще одно. Вы неизбежно столкнетесь с такими моментами, когда ваш ребенок скажет: «Я не хочу этого делать». Это нормально. Им позволено иметь свои чувства по этому поводу и «не хотеть» этого делать. Однако до тех пор, пока возраст соответствует их уровню навыков, им все равно приходится делать эти вещи.
Помните: вы родитель. Не горшечное растение. Ваша задача — передать эти основные жизненные навыки своим детям. Вас не должно волновать, хотят ли они их изучать. Вы можете поговорить с ними о своих чувствах. Это нормально. Но, в конце концов, вы должны сделать свой собственный выбор быть ответственным родителем, даже если ВЫ этого не хотите.
Кроме того, если вы не начали с чего-либо из перечисленного ниже, не беспокойтесь. Никогда не поздно начать!
21 Вещи в возрасте до 12 лет
Теперь, когда мы все это рассмотрели, вот разумные, практичные и полезные жизненные навыки, которые ваш ребенок должен уметь… и ожидается, что они будут к тому времени, когда ему исполнится 12 лет. Будет очевидно, что многие из этих жизненных навыков могут и будут приобретаться в гораздо более молодом возрасте.
Когда они овладеют этими навыками, они повысят самооценку, примут идею взять на себя ответственность, почувствуют себя более продуктивными, более уверенными в себе, станут лучшими командными игроками в жизни и, в конечном счете, будут намного счастливее, чем их коллеги, которые не так успешны. .
1. Изучите правила безопасности на воде! Это был один из самых первых навыков, которые мои родители настояли, чтобы мы научились к восемнадцати месяцам. Теперь мы рекомендуем еще раньше.
2. Дети должны знать и соблюдать основные правила. В соответствии с их возрастом они должны знать, соглашаться и следовать разумным правилам здоровья, безопасности, вежливости, говорить правду, моральным основам и разумным ожиданиям от домашних дел.
3. Уберите банные полотенца и салфетки для лица. Зачем мне брать полотенце моего ребенка, если он и сам вполне может это сделать?!
4. Научитесь говорить «пожалуйста» и «спасибо». Это основные манеры, которыми должен пользоваться каждый.
5. Если вы хотите, чтобы они были еще более вежливыми, научите их говорить «Да, сэр» и «Да, мэм», или «Нет, мэм», и « Нет, сэр. »
6. Убирать свои игрушки. Со своей стороны, вы можете облегчить им это. Эти маленькие пластиковые коробки, которые вы можете купить в вашем любимом местном магазине, очень полезны!
7. Узнайте, как получить доступ к службам экстренной помощи, набрав «911». Они также должны быть в состоянии запомнить свой собственный адрес не позднее, чем в возрасте 4 или 5 лет.
8. Научитесь кататься на велосипеде. И да, они упадут, когда научатся.
Важно, чтобы они не ушли. Им нужно научиться вставать, отряхиваться и снова садиться на велосипед. Это развивает стойкость и настойчивость, и мы также знаем, что это очень хорошие качества, которые нужно иметь в жизни сейчас и по мере взросления.
9. Научитесь пылесосить. Это не ракетостроение! Просто убедитесь, что ТОЛЬКО ВЫ подключаете и отключаете электрическую вилку!
10. Помогите навести порядок , и особенно те, которые они делают!
11. Помогите накрыть на стол.
12. Научитесь готовить. Это может быть забавным занятием, которое поможет нашим детям помочь взрастить нашу семью как единое целое. Совместное приготовление пищи учит ценности командной работы и еще одной поговорке, которая, вероятно, окажется полезной, когда они станут старше: «Много рук облегчает работу!»
Отличное начало для них — научиться готовить простой завтрак и упаковывать школьный обед . Это фундаментальный навык, который ребенок должен освоить не позднее, чем к 8 или 9 годам.
Чтобы помочь им в этом, старайтесь держать под рукой продукты, которые им легко приготовить. Бутерброды, базовая яичница-болтунья и нарезанные заранее фрукты для них — отличные варианты для начального уровня. Для большинства детей это приготовление индейки, сыра, салата, хлеба и свежих фруктов в пластиковых пакетах или контейнерах и в коробке для завтрака не так уж и сложен !
Когда вашему ребенку исполнится 12 лет или около того, попросите его планировать по крайней мере один или два приема пищи в месяц, а также готовить эту еду. Это прекрасное время, чтобы поговорить немного подробнее о правильном питании и сбалансированном питании.
13. Уберите со стола и вымойте посуду вручную или научите их, как ставить посуду в посудомоечную машину и загружать дозатор мыла. Очень просто!
14. Позаботьтесь о домашнем питомце , включая кормление и уборку какашек.
15. Следите за школьными принадлежностями , включая домашнюю работу, коробку для завтрака и т. д. Если ваш ребенок забудет свой рюкзак или домашнюю работу или потеряет коробку для завтрака, вы не сможете каждый раз спасать его. Они не научатся нести ответственность за важные вещи, если вы будете приносить их вещи каждый раз, когда они о них забывают. Обычно я давал своим детям пропуск раз в год, когда приносил им что-то, что они забыли. Кроме того, они были предоставлены сами себе.
Дети в возрасте до 12 лет теперь должны уметь:
16. Пришить пуговицу на рубашку или блузку. Утраченное искусство, но такое необходимое!
17. Помыть машину. Это может начаться раньше, если сначала помочь маме или папе.
18. Накачайте шину воздухом. Они не водят машину к 12 годам, но это помогает им подготовиться к тому, когда они будут водить машину всего через несколько лет.
19. Участвовать по крайней мере в одном постоянном мероприятии на благо своего сообщества. Это может быть волонтерство в местной благотворительной организации, например, в продовольственном банке, Американском Красном Кресте, Relay For Life или в сборе средств, как это делают эти девушки.
Я также настоятельно рекомендую, чтобы в какой бы благотворительной деятельности они ни участвовали, она находила у них отклик, то, что их интересовало. Это повысит вероятность того, что они всегда будут думать о благополучии других как естественной частью их жизни как сейчас, так и когда они станут полноценными взрослыми.
20. Найдите конкретные способы испытать и выразить благодарность. Существует прямая зависимость между теми, кто чувствует и выражает свою благодарность, и тем, что они в целом счастливее, чем те, кто воспринимает жизнь и других как должное.
Я твердо верю, что мы не балуем своих детей тем, что им даем. Мы балуем их тем, что не даем им. Хорошие значения. По мере того как ваш ребенок осваивает базовые жизненные навыки, описанные выше, обучение благодарности, вероятно, становится самым важным жизненным навыком. Лучшее время для развития этой ценности — это когда они могут начать говорить эти два слова: «Спасибо».
Чувство благодарности поможет им ценить то, что у них есть в жизни. Я называю благодарность «эликсиром счастья». Никогда не поздно развить этот жизненный навык и никогда не поздно выразить свою признательность.
21. ________________________ . Я намеренно оставил этот последний элемент ремесленного навыка пустым.
Навыки, которые я описал выше, считаются универсальными, но мой список определенно не включает все важные жизненные навыки.
Найдите минутку и спросите себя: Что бы я хотел добавить к этому списку?
Я надеюсь, что эта статья была полезна вам как родителю и, в конечном счете, вашим детям. Как бывший школьный учитель, семейный терапевт и отец троих детей, я хотел бы пригласить вас связаться со мной, если вы хотите узнать больше об этих и других важных жизненных навыках для вашего ребенка.
13 вещей, которые большинство детей должны уметь делать к 10 годам – SheKnows
Независимо от того, воспитываете ли вы 10-летнего ребенка в первый или в пятый раз, нормально задаться вопросом, с какими жизненными задачами он должен справиться, чтобы убедиться, что он на пути к достижению независимости. Мы можем обнаружить, что сравниваем нашу ситуацию с ситуацией друзей и думаем: «Не слишком ли я защищаю своего ребенка? Позволяю ли я ему заботиться о себе, как это делают большинство подростков? Или я его сдерживаю (или, наоборот, даю ему слишком много свободы)?»
Связанная история Да, вы должны заставить своих детей играть в одиночку — вот как
Правда в том, что нет двух одинаковых детей. Один 10-летний ребенок вполне способен убирать свою комнату без присмотра, а другой будет прятать грязные тарелки и обертки под кроватью. Мы никогда не должны предполагать, что наши дети несовершенны, если они не оправдывают наших ожиданий — люди, даже маленькие люди, гораздо сложнее этого.
Подробнее: Удивительный список вещей, которые могут помешать вашей девушке-подростку забеременеть
Но поскольку родители не могут не проявлять любопытства, Служба охраны психического здоровья в Центре развития детей и семьи Провиденс Сент-Джонс дает нам 13 навыков, которыми, по ее словам, должны овладеть или над которыми должны работать большинство 10-летних детей.
Изображение: Becci Collins/SheKnows1. Они ухаживают за собой самостоятельно — Конечно, вам может понадобиться помощь, если у вашей дочери массивный узел в волосах, но в целом 10-летние дети расчесывают свои волосы волосы, добавляя повязку на голову или даже немного помады в особых случаях и проявляя больше интереса к приведению в порядок своей внешности.
2. Они выполняют работу по дому, которую должны выполнять по дому — Они еще не скоро поразят вас своими превосходными навыками уборки в ванной, но дети должны уметь собирать и убирать свои игрушки, нести посуду в раковину после ужина, накрывать на стол, выносить мусор, пылесосить и вытирать пыль и застилать себе постель.
Подробнее: Не хочу вас разочаровывать, но в старые добрые времена дети были не лучше
3. Готовят простые блюда в состоянии спать в другой час на выходных. Дети в этом возрасте могут налить себе миску хлопьев с молоком или даже сделать бутерброд с арахисовым маслом и желе (хотя, вероятно, безопаснее всего позволить им использовать нож для масла и помочь им разрезать его пополам).
4. Они могут самостоятельно обслуживать за кухонным столом — Даже если по дороге они прольют немного сока, пусть ваша 10-летняя дочь сама нальет себе напитки из кувшина и подаст себе еду с подноса.
5. Может делать покупки, пока не упадет (ну, вроде как) — Если ваш подросток получит пособие или денежный подарок, ему или ей, вероятно, понравится возможность рыться в магазинах в поисках любимой видеоигры или книги. Им должно быть позволено совершать небольшие покупки и получать непосредственный опыт работы с покупками.
6. Проявляет осторожность при обращении с опасными предметами — Ваш 10-летний ребенок знает, что нельзя бегать с ножницами или ножом в руке, и ему можно доверять, что он не будет класть руку на плиту или в духовку без прихваток. Возможно, ему все еще нужно напоминать, какие предметы никогда нельзя класть в микроволновую печь, но он приобрел здоровое уважение и осторожность в отношении наиболее опасных предметов.
7. Вызов помощи — Он или она должны точно знать, что делать, если кто-то в доме ранен или нуждается в помощи. Это включает в себя умение пользоваться мобильным телефоном, чтобы звонить в 911 и запомнив номера и имена членов семьи или друзей, которые также могут помочь. Полезно повесить на холодильник список экстренных контактов и периодически напоминать ребенку о шагах, которые он должен предпринять, если кому-то угрожает опасность.
8. Повинуется дорожным знакам и сигналам — Мы всегда хотим держать их за руки, но в 10 лет мы не должны держать их, когда они переходят улицу, если только они действительно не хотят, т). Основные дорожные знаки и сигналы следует понимать и соблюдать — за исключением, конечно, знаков с сумасшедшими волнистыми линиями, которые не понимает даже взрослый.
9. Демонстрирует осведомленность о безопасности с незнакомцами — Они лучше понимают, кому они могут и должны доверять, а с какими незнакомцами требуется соблюдать дистанцию, пока не установится доверие. Они не будут брать подарки от незнакомцев, подходить к ним возле их машин или считать, что все они действуют в своих интересах.
10. Самостоятельно принимает душ или ванну — Вы сделали свою работу — теперь пришло время поверить, что ваш ребенок понимает, почему и когда важно очищать свое тело и как использовать мочалку, мочалку, шампунь и кондиционер, чтобы получить работа сделана без посторонней помощи.