Чем отличается творческий человек от нетворческого — 18 признаков
Творчество неисповедимо и часто парадоксально. Стабильное креативное мышление это определяющая характеристика некоторых личностей, но оно может меняться в зависимости от ситуации и обстановки. Зачастую вдохновение и новые идеи появляются, казалось бы, из ниоткуда, а затем, когда мы больше всего в них нуждаемся, они пропадают. Творческое мышление требует комплексного восприятия, оно полностью отличается от мыслительного процесса.
Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.
С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.
«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», — рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности …у этих людей более хаотичный ум».
Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны:
Они мечтают
Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.
Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.
Они все замечают
Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».
Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.
У них свои часы работы
Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.
Они находят время для уединения
«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», — писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.
Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением — мы должны дать себе время просто помечтать.
«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы … не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», — говорит он.
Они «переваривают» жизненные преграды
Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.
Они в поиске новых впечатлений
Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.
«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», — говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе — это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».
Они терпят неудачу
Стойкость — практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики — по крайней мере, успешные — учатся не сокрушаться по этому поводу.
«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», — написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.
Они задают важные вопросы
Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.
Они наблюдают за людьми
Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.
«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», — говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми…».
Они рискуют
Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.
«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», — пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги — … Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».
Они все в жизни рассматривают как
возможность для самовыражения
Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.
«Творческое выражение — это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», — говорит Кауфман.
Они следуют своей истинной страсти
Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.
Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.
Они выходят за границы собственного разума
Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.
«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», — говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» — она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».
Они теряют чувство времени
Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.
Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.
Они окружают себя красотой
Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.
Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.
Они соединяют точки
Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.
Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.
Они постоянно встряхиваются
Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», — утверждает психолог.
Они находят время для осознанности и медитаций
Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.
Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума — все это может привести к более креативному мышлению.
(статья не моя)
Признаки творческой личности — Блог Викиум
Творчество является неотъемлемой частью каждого человека. Кто-то выбирает для себя творческую специальность, другие же лишь периодически используют свои умения. Что такое творческая личность? По каким признакам ее определяют?
Творческая личность и ее путь
Люди, относящиеся к творческим личностям, никогда не свернут с этого пути, так как будут испытывать чувство долга перед собой и обществом. Чаще всего творческие личности расплачиваются нелегкой судьбой, а также существенно страдают их близкие люди.
Творческая жизнь никогда не начинается с триумфа, а лишь с самого творчества, и заканчивается им же. Чтобы быть связанным с творчеством, необходимо постоянно бороться и воевать. Воинами всех людей делает жизнь, которая предоставляет необходимое оружие. Сильные личности становятся непобедимыми. Со временем творчество приносит не только радость, но и плоды. Хороших результатов можно добиться лишь при условии, что человек стоит на ногах, несмотря ни на что, а также смело выдерживает все удары судьбы.
Достаточно часто результат любят приравнивать к готовой вещи. Но это мнение является ошибочным. На каждом этапе труда человек получает определенный результат. Если человек приложил максимум усилий, но результата нет, значит что-то идет не так. Возможно, была поставлена неверная цель или план действий выбран ошибочно. В любом случае результат должен быть.
8 признаков того, что вы являетесь творческой личностью
Некоторые люди даже не догадываются, что относятся к творческим личностям, продолжая упорно трудиться на нелюбимой работе. Какие же признаки говорят о том, что ваш путь — творчество.
- Вы любите мечтать, при этом ваши мечты не просто мысли о желаемом будущем, а часто вы как будто выпадаете из реального времени. Несмотря на то, что многие подшучивают над мечтателями, ученые доказали, что у таких людей очень хорошо работает мозг.
- Вы любите проявлять свою индивидуальность. Творческую личность видно за километр, ведь такие люди всегда хотят выглядеть очень необычно и не так, как все.
- Вы с легкостью готовы пойти на риск, и вам неважно, поймут ли вас окружающие. Многие знаменитости стали известными именно благодаря умению рисковать.
- Вы не боитесь пробовать еще и еще, учась на своих ошибках. Творческие личности с легкостью берутся за дело и не бросают его, пока не добьются желаемого результата.
- Вы умеете превращать свою собственную боль и переживания в новый продукт. Это может быть новая песня, стихотворение или же отрывок какого-нибудь рассказа.
- Вы можете очень сильно ощущать утрату времени, поэтому тратите его исключительно на свое творчество. Часто творческие люди могут забыть о том, что они давно ели или пили.
- Все, что вы делаете, исходит из ваших личных желаний, а не потому, что вы ожидаете какого-либо вознаграждения. Если вы получаете удовольствие от того, что делаете, вы находитесь на правильном пути.
Творческие люди всегда отличаются необычным подходом к жизни и работе. Если вы любите фантазировать и придумывать что-то новое, то вы, наверняка, являетесь творческой личностью. А если так, то вам наверняка будет полезно пройти курс Викиум «Творческое мышление».
Мозг творческих людей действительно работает по-другому
Что отличает очень творческих людей от остальных? В 1960-х годах психолог и исследователь креативности Фрэнк X. Бэррон приступил к выяснению этого. Бэррон провел серию экспериментов над некоторыми из самых известных мыслителей своего поколения, пытаясь выделить уникальную искру творческого гения.
В историческом исследовании Бэррон пригласил группу известных творцов, включая писателей Трумэна Капоте, Уильяма Карлоса Уильямса и Фрэнка О’Коннора, а также ведущих архитекторов, ученых, предпринимателей и математиков, провести несколько дней, живя в бывший дом братства Калифорнийского университета в кампусе Беркли. Участники проводили время, знакомясь друг с другом, наблюдаясь за исследователями и оценивая свою жизнь, работу и личность, включая тесты, направленные на поиск признаков психического заболевания и индикаторов творческого мышления.
Реклама
Бэррон обнаружил, что, вопреки общепринятому мнению того времени, интеллект играет лишь скромную роль в творческом мышлении. Один только IQ не мог объяснить творческую искру.
Творческий гений «иногда более безумен, но все же абсолютно здравомыслящий, чем средний человек».Вместо этого исследование показало, что творчество определяется целым рядом интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и моральных характеристик. Общие черты, которые, казалось, были общими для людей из всех творческих областей, были открытость к своей внутренней жизни; предпочтение сложности и неоднозначности; необычайно высокая терпимость к беспорядку и беспорядку; способность извлекать порядок из хаоса; независимость; нестандартность; и готовность идти на риск.
Описывая эту мешанину черт, Бэррон писал, что творческий гений был «одновременно более примитивным и более культурным, более разрушительным и более созидательным, иногда более безумным, но все же абсолютно разумным, чем средний человек».
Реклама
Этот новый взгляд на творческую гениальность породил несколько захватывающих — и озадачивающих — противоречий. В последующем исследовании творческих писателей Бэррон и Дональд Маккиннон обнаружили, что средний писатель входит в 15% лучших людей по всем показателям психопатологии. Но как ни странно, они также обнаружили, что творческие писатели имеют чрезвычайно высокие баллы по всем параметрам психологического здоровья.
Люди с творческим складом ума, казалось, нашли необычный синтез между здоровым и «патологическим» поведением.Почему? Что ж, казалось, что творческие люди более интроспективны. Это привело к повышению самосознания, включая более глубокое знакомство с более темными и неудобными частями себя. Возможно, именно потому, что они охватывают весь спектр жизни — как темный, так и светлый, — писатели получают высокие оценки по некоторым характеристикам, которые наше общество склонно ассоциировать с психическими заболеваниями. И наоборот, эта же склонность может привести к тому, что они станут более приземленными и самосознательными. В открытом и смелом противостоянии себе и миру творчески мыслящие люди, казалось, находили необычный синтез между здоровым и «патологическим» поведением.
Такие противоречия могут быть именно тем, что дает некоторым людям сильное внутреннее стремление к творчеству. Как сказал психолог Михай Чиксентмихайи после более чем 30 лет наблюдения за творческими людьми: «Если бы мне нужно было выразить одним словом, что отличает их личности от других, это сложность. Они показывают тенденции мысли и действия, которые у большинства людей сегрегированы. Они содержат противоречивые крайности; вместо того, чтобы быть «индивидуумом», каждый из них является «множеством».
Реклама
Сегодня большинство психологов согласны с тем, что творчество многогранно по своей природе. И даже на неврологическом уровне творчество беспорядочно.
Вопреки мифу о «правом полушарии», креативность затрагивает не только одну область мозга или даже одно полушарие.Вопреки мифу о «правом полушарии», креативность затрагивает не только одну область мозга или даже одно полушарие. Вместо этого творческий процесс задействует весь мозг . Это динамическое взаимодействие множества различных областей мозга, эмоций и наших бессознательных и сознательных систем обработки информации.
Сеть режима мозга по умолчанию, или, как мы любим ее называть, «сеть воображения», особенно важна для творчества. Сеть режима по умолчанию, впервые идентифицированная неврологом Маркусом Райхлом в 2001 году, включает многие области на медиальной (внутренней) поверхности мозга в лобных, теменных и височных долях.
Реклама
Половину нашей умственной жизни мы проводим в этой сети. Он наиболее активен, когда мы занимаемся тем, что исследователи называют «самогенерируемым познанием»: мечтаем, размышляем или иным образом позволяем нашему уму блуждать.
Творческие люди способны жонглировать противоречивыми способами мышления — познавательным и эмоциональным, преднамеренным и спонтанным.Функции сети воображения составляют основу человеческого опыта. Его три основных компонента — это создание личного смысла, ментальная симуляция и восприятие перспективы. Это позволяет нам создавать смысл из нашего опыта, помнить прошлое, думать о будущем, представлять точки зрения других людей и альтернативные сценарии, понимать истории и размышлять о психических и эмоциональных состояниях — как собственных, так и других. Воображаемые и социальные процессы, связанные с этой сетью мозга, также имеют решающее значение для развития сострадания, а также способности понимать себя и создавать линейное ощущение себя.
Но сеть воображения не работает сама по себе. Он участвует в замысловатом танце с исполнительной сетью мозга, отвечающей за контроль нашего внимания и рабочей памяти. Исполнительная сеть помогает нам сосредоточить наше воображение, блокируя внешние отвлекающие факторы и позволяя нам настроиться на наш внутренний опыт.
Реклама
Творческий мозг особенно хорошо умеет гибко активировать и деактивировать эти мозговые сети, которые у большинства людей противоречат друг другу. При этом они могут жонглировать, казалось бы, противоречивыми способами мышления — когнитивным и эмоциональным, преднамеренным и спонтанным. Это позволяет им использовать широкий спектр сильных сторон, характеристик и стилей мышления в своей работе.
Возможно, поэтому творческих людей так трудно определить. Как в своих творческих процессах, так и в своих мозговых процессах они необычным и неожиданным образом объединяют, казалось бы, противоречивые элементы.
Как работает творческий мозг? Новое исследование проливает свет на
Эрика Уоттс, 15 апреля 2022 г. — Факт проверен Джессикой Бик, доктором философии.
Поделиться на PinterestНовое исследование проливает свет на нейронауку творчества. Qi Yang/Getty Images- Последнее исследование творчества сравнивает работу мозга исключительно творческих художников и ученых с высокообразованной группой.
- Ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для сканирования мозга участников, когда они выполняли задания, проверяющие творческое мышление.
- Исследователи обнаружили, что мозг исключительно творческих людей работал по-другому и имел уникальный образец связи мозга по сравнению с контрольной группой.
Исследование творческого мозга не ново, но это и не та область, в которой проводится много исследований, особенно когда речь идет об исключительно творческих людях.
Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) хотели больше узнать о том, как функционирует мозг чрезвычайно творческих людей. Вместо того, чтобы проводить сравнение с мозгом среднего человека, они хотели сравнить его работу с нетворческими людьми с сопоставимым IQ.
Исследование было опубликовано в Психология эстетики, творчества и искусства
.Исследователи собрали две группы участников для исследования. Первая группа состояла из исключительно творческих художников и ученых, номинированных экспертами.
Люди в этой группе, которая была помечена как «Большая буква C», включали только тех, кто набрал 2% лучших результатов в Опроснике творческих достижений (CAQ). По данным Американской психологической ассоциации, CAQ «оценивает достижения в 10 областях творчества».
К этим областям относятся изобразительное искусство, музыка, писательское творчество, танец, драма, архитектура, юмор, научные открытия, изобретения и кулинарное искусство.
Другая группа состояла из людей, которые не были исключительно творческими, но все же были очень умны. Исследователи назвали эту группу «группой умного сравнения» (SCG).
Участники SCG ранее участвовали в другом исследовании в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и были сопоставлены с людьми из группы Big C.
Исследователи использовали фМРТ-тестирование в обеих группах, когда они отдыхали и выполняли задания. Они изучали мозговую активность в различных областях мозга.
Результаты исследования показали, что в то время как участники группы Big C были заняты выполнением задач, их мозг имел тенденцию создавать больше случайных связей в глобальном масштабе по сравнению с участниками SCG.
«Наши результаты показали, что высокотворческие люди обладают уникальными связями в мозгу, которые, как правило, остаются в стороне от проторенных путей», — говорит доктор Ариана Андерсон, доцент Института нейробиологии и поведения человека Семела в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и ведущий автор исследования.
Авторы отметили, что группы «Большого C» показали «уменьшение малого мировоззрения» по сравнению с участниками SCG.
«Маленький мир» — это свойство, которое, как считается, повышает эффективность многих сетей, как правило, за счет увеличения кластеризации соседних узлов в «клики» или «хабы», где средний путь между узлами короткий», — пишут авторы.
«Это свидетельствует о том, что уменьшенная масштабность может характеризовать исключительную креативность в творческих областях».
Проще говоря, исследователи сравнили работу мозга Big C с работой авиакомпаний.
«Что касается мозговой связи, в то время как все остальные застревают в 3-часовой остановке в крупном аэропорту, высоко творческие люди летают на частных самолетах прямо в отдаленное место назначения», — говорит профессор Андерсон.
«Эта более случайная связь может быть менее эффективной большую часть времени, но архитектура позволяет мозговой активности «идти по менее проторенной дороге» и создавать новые связи».
Доктор Эндрю Ньюберг, нейробиолог, рассказал Medical News Today о результатах исследования.
«Интересное и хорошо проведенное исследование того, как креативность выражается в мозгу», — сказал доктор Ньюберг. «Определение того, кто является творческим, а кто нет, всегда является проблемой для этих исследований, но исследователи проделали хорошую работу, выбрав очень творческих людей из обычно творческих умных людей».
Доктор Ньюберг — профессор и директор по исследованиям в Институте интегративного здоровья Маркуса при Университете и больнице Томаса Джефферсона в Филадельфии.
Профессор Адам Грин также говорил с MNT и назвал исследование «захватывающим».
«Подобное исследование сразу же вызывает интерес из-за образца, который был изучен», — сказал профессор Грин. «Креативность важна на всех уровнях, но самые эффективные формы творчества проявляются в форме «Большого С» — больших идей в искусстве и науке, которые меняют то, как все делается».
«В большинстве случаев исследователи не могут изучать людей, у которых есть такие идеи, и вместо этого делают выводы на основе нейровизуализации и поведенческих измерений в более обычных выборках. Это исследование — редкий случай, когда творческую функцию мозга действительно можно изучить у группы людей, мыслящих по принципу «большого С».
— Проф. Грин
Проф. Грин — директор лаборатории и заслуженный доцент Джорджтаунской лаборатории реляционного познания в Вашингтоне, округ Колумбия.