Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву, Научные и учебные работы
метки:Животное, Психика, Человек, Обезьяна, Развитие, Образ, Непосредственно, Отражение
Развитие психики человека и животного Снезапамятных врем н человек замечал различия в строении и поведении животных,умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живутсовсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению.Вероятно, основываясь на этом уч ными до середины 17 века полностью отрицаласьобщность человека и животного.С развитием медицины и анатомии в 18 векеобщность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до19 века. В ч м же дело? Прежде всего, какова история развития психики человекаи животного.
Психика- свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражатьдействительность. Каки всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, покоторым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно приошло длинныйпуть от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных.Существуют 2 истории развития психики 1 филогинез -историческое развитие охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная 2 онтогинез -развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая дляопредел нной особи Рассмотримисторические ступени развития психики.
Психика развивается по биологическимзаконам, т.е. развитие ид т по ступеням усовершенствования. Элементарнаясенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русскийпсихолог А.Н.Леонтьев.Как представляется мир для нас с вами? Мы еговидим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу.
Аживотные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь ввиде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненныхпотребностей. Нанизшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная как у кишечнополостных нервная система, а на высшем — ганглиозная узловая, как у насекомых . В качестве примера рассмотрим поведение паука.Напервый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным паукплет т паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает е и затем съедает , чтоприходится лишь восхищается его способностям.
Но эту точку зрения легкоопровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрациюсети, немедленно отправляется к жертве , опутывает е паутиной и пытаетсясъесть.Этот опыт можно продолжать до бесконечности — пока камушки или что-тоиное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать жертву ипытаться с ней расправиться.
4 стр., 1845 слов
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
… человеческого общества Какие науки изучают зачатки мышления у животных. Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных? Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов Кто … внутренних побуждений зависит интенсивность и характер коммуникативных сигналов? Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза Этологи о роли врожденного и …
Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведениепаука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме в ответ на конкретныйраздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально запрограммированная для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело синстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и являетсядля него основным. Перцептивная воспринимающая психика.На этой стадии животные видят мир в форме образовцелостных вещей и их соотношений друг к другу.
Этот уровень развития требуетдостаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами,основную роль начинают играть определ нные навыки, усвоенные в период жизниособи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте. Инстинкты. На данном ипредыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного.Какими бысложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток втом, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определ нном порядкевсе внешние условия.
Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостнуюситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных е элементов. Взависимости от результата активизируются инстинкты. Инстинкт- автоматическое поведение, целесообразное в определ нных условиях. Навыки.Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки жеосновываются на приобретенных, условных рефлексах.Окружающая среда постоянноподбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужнодобавить к встроенным в психику программам новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте.Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животноеможет более или менее успешно реагировать.
Но и навыки не лишены недостатков.Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятсямногократно и животным прид тся переучиваться.А если такой возможности непредставится — смерть. Интеллект.Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкийуч ный В. Келер. Опыты, провед нные им неоднократно повторялись, уточнялись исовершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серь зных сомненийне вызывают.
Итак,на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никакдотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодныепопытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи.В клеткеимеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на негои с л гкостью доста т пищу. Проведено большое количество подобных опытов, вовсех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения 1 отсутствие длительных безрезультатныхдействий 2 после обнаружения верного решения вся операцияпроходит как единый целостныйакт 3 найденное решение потом всегда применяется ваналогичных случаях 4 животные действуют подобным образом не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность двухвазной сначала ид т процесс подготовления 1фаза , затем процесс осуществления 2 фаза . Этим подтверждается выводЛеонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять поуровню развития органов манипулирования с предметами.
6 стр., 2726 слов
Связь психики и поведения у животных
… поведение животных и человека. Прежде чем начать говорить о связи психики и поведения у животных, стоит коротко обозначить Понятия психики и поведения животных Психика животных … развитие два направления психической деятельности животных локомоционное и манипуляционное по К. Э. Фабри. Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных неотделимы друг от друга. Следовательно, психику …
Естественно, что шимпанзес более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применитьпредмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь. Главныеотличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит вследующем 1 животные используют орудия, случайнопопавшиеся на глаза 2 они не предвидят и не планируют ихиспользование в будущем 3 использованное в данной сутуации орудие теряетвсякое значение в любой другой ситуации 4 животные не сохраняют использованных орудий, они лишьнакапливают навыки пользования ими Итак, остановимся наэтом при анализе развития психики животного. Можно сделать вывод, что дажесамая наисообразительнейшая обезьяна никогда во всяком случае в обозримомбудущем не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом.Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развитиянервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровнюразвития человека.
Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны.
Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается от психики животного.
Ведущую роль в развитиичеловеческой психики играют не биологические, а социально-общественныезакономерности.
Здесь мы подошли к самому важному вопросу как возникла высшаяформа отражения действительности — селовеческое сознание. Сознание — высшаяинтегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный припостоянном общении с другими людьми и труде. Важнейшим условиемпоявления человека разумного был стадный образ жизни.Это и дало точлок кразвитию сознания и мышления — высших форм понимания, осмысления и отражениядействительности.
В первобытном человеческом стаде человек получил возможностьтрудиться и общаться с себе подобными.Это дало возможность передать однаждыпреобрет нный опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное необучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. Уживотных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки жеприходилось приобретать самим.
В человеческом стаде потомки усваивали навыкипредков, таким образом они смогли развиваться вс быстрее и быстрее, и вместе сих развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитиюмышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечныйрезультат. Так развиваются воля, обостряется память.
В процессе труда человекработает какими-то частями своего тела, конечностями — развивается точнаякоординация двидений, внимание, зоркость.Таким образом, врезультате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключениястороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироватьсясознанием, стали сознательными и управляемыми.Итак, именно труд создал человека, выделил его изживотного мира и возвысил над животным царством.
5 стр., 2226 слов
Развитие психики человека и животных
… животное – спрятать инструмент, чтобы достать его при необходимости. Пользование инструментом в процессе труда – явление четвертого уровня психического отражения – сознания.Этот уровень свойственен только психике человека. … способность реагировать на сигнальные раздражения. Усложнение… Мозг и психика С XVIIIвека сознание человека связывается с деятельностью головного мозга. Импульсом для развития …
Чем отличается поведение животных и человека?
Статьи › Чем отличается › Человек от животного отличается тем что он
Деятельность животных направлена на поддержание жизни. Они запасаются едой, охотятся, растят потомство. Но человек обеспокоен более широким кругом вопросов. Он заботится и о своей духовной жизни.
- Чем отличается поведение человека от поведения животных?
- В чем разница между человеком и животным?
- Какой характер присущ деятельности человека в отличие от деятельности животных?
- Что такое поведение у животных?
- Что лежит в основе деятельности человека в отличие от поведения животных?
- Чем отличается человек от животного одним словом?
- В чем отличие психики человека от психики животного?
- Что человек делает лучше чем животные?
- Что свойственно для человека и животного?
- Чем человек отличается от животного 3 класс?
- Что лежит в основе животного?
- Чем человеческое общество отличается от животного мира?
- Как психика животных связана с поведением?
- Какой характер носит деятельность человека?
- В чем особенности поведения животных?
- Чем человек отличается от животных в своем отношении к природе?
- Что влияет на поведение людей?
- Что характеризует только животные?
- В чем похожи люди и животные?
- Что отличает человека от животного егэ?
- Чем труд человека отличается от труда пчелы или муравья?
- В чем состоит роль труда в жизни человека?
- Чем деятельность отличается от труда?
- Что общего имеется в психике и поведении людей и животных?
- Какая наука изучает характер и поведение животных?
- Почему люди так любят животных?
- Что такое психика животных?
- Почему люди держат животных?
- Что определяет поведение человека?
- Что является основой ориентировочного поведения животных и человека?
Чем отличается поведение человека от поведения животных?
Деятельность животных направлена на поддержание жизни. Они запасаются едой, охотятся, растят потомство. Но человек обеспокоен более широким кругом вопросов. Он заботится и о своей духовной жизни.
В чем разница между человеком и животным?
Главное отличие человека от других видов — способность к труду. Человек создаёт орудия труда, а у животных такой возможности нет. Человек живёт в обществе. Многие его черты (речь, мышление, трудовые навыки) формируются только при взаимодействии с другими людьми.
В чем отличие труда человека от животного?
Ответы2. Основным отличием труда человека от труда животного является наличие у человека мотива и цели действия. Труд животных же основан на инстинктах, которые формировались на протяжении многих тысяч лет.
Какой характер присущ деятельности человека в отличие от деятельности животных?
3) деятельность человека носит конкретно исторический характер, а поведение животных единообразно на протяжении всего существования биологического вида.
Что такое поведение у животных?
Поведение — характерная черта животного типа организации, оно имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды; хотя поведение характерно и для более простых организмов, например, простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды и
Что лежит в основе деятельности человека в отличие от поведения животных?
Ответы1. В отличие от поведения животного, в основе деятельности человека лежат замыслы человека, а не только его потребности. Животным руководствуют инстинкты, а человек способен на обдуманную деятельность.
Чем отличается человек от животного одним словом?
Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.
В чем отличие психики человека от психики животного?
Отличие психики животных и человека состоит так же в эмоциональной сфере. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
Что человек делает лучше чем животные?
По сути, человек в физическом плане существенно отстает от животных, но ему это не помешало выжить и стать самым сильным в природе, он этого достиг с помощью развития головного мозга. Человек может мыслить, осознавать, у него развиты пальцы и прямохождение, что позволяет ему творить и делать все новые и новые открытия.
Что свойственно для человека и животного?
Ответы1. Сознание. Животные тоже подвержены эмоциям, они могут быть раздражены или напуганы. В то время как обладает сознанием и может рационально мыслить только человек.
Чем человек отличается от животного 3 класс?
Они отличаются внешним видом, речью и мышлением, использованием ручного труда. Человек обладает речью и мышлением. Он способен к осознанному творчеству. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
Что лежит в основе животного?
В основе жизнедеятельности животных лежит врожденное инстинктивное поведение. Оно проявляется в ответ на определенные раздражители — ключевые стимулы. Инстинкт наделяет животное готовым набором адаптивных реакций.
Чем человеческое общество отличается от животного мира?
Люди обладают высшими психическими функциями, например речью. Животные говорить не могут, они способны издавать только некоторые звуки. Между людьми выстраиваются сложные отношения, такие как дружба, любовь, торгово — экономические отношения. У животных отношения регулируются только стадными инстинктами.
Как психика животных связана с поведением?
Психика животных — это внутренний мир животного, который охватывает: восприятие, память, мышление, намерения и сны. Сюда можно включить элементы психического опыта: ощущения, образы и эмоции. Для животных характерно инстинктивное поведение, которое включает врожденные и наследственные компоненты поведения.
Какой характер носит деятельность человека?
Отличительные признаки деятельности
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя. Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
В чем особенности поведения животных?
Наличие мышечных и нервной тканей, специализация органов на функциях, развитие опорно-двигательной и нервной систем, а также органов чувств — вот те признаки, которые определяют особенности поведения животных.
Чем человек отличается от животных в своем отношении к природе?
Человек губит природу собственными отходами, которые загрязняют почву и окружающую среду. Но для того мы и обладаем мышлением, что способны контролировать себя и свои действия, защищая и оберегая природу от самих себя и от процессов, происходящих в ней без нашего участия.
Что влияет на поведение людей?
Определено, что на поведение человека влияют следующие факторы: мораль, вера, культура, мировоззрение, мотивация, страхи, желания, самоопределения и самовыражения, стиль, образ, условия и уровень жизни и т. Все факторы, которые оказывают влияние на поведение человека, разделены на внешние и внутренние.
Что характеризует только животные?
Животные имеют органы передвижения, они могут перемещаться. Имеют выделенные системы органов, например, нервная, пищеварительная и так далее. Не могут синтезировать органические вещества из неорганических. То есть являются гетеротрофами.
В чем похожи люди и животные?
У людей и у животных присутствует двухсторонняя симметрия тела, костный скелет (он впервые был обнаружен у рыб). У человека, как и у некоторых животных, имеется пятипалые конечности. Люди имеют легочное дыхание как млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные.
Что отличает человека от животного егэ?
Пояснение. Отличия человека от животного: трудовая деятельность, способность мыслить и т. д. Правильный ответ указан под номером 3.
Чем труд человека отличается от труда пчелы или муравья?
Ответы1. Человек эволюционно стоит выше, чем муравей или пчела. В отличие от насекомых и животных, человек обладает абстрактным мышлением и осознанностью. Наш труд отличает то, что мы делаем его осознанно и каждый из нас обладает собственной, индивидуальной целью, для которой труд является лишь средством.
В чем состоит роль труда в жизни человека?
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.
Чем деятельность отличается от труда?
Ответ на первый вопрос, например: труд, в отличие от других видов деятельности, всегда направлен на получение практически полезного результата.
Что общего имеется в психике и поведении людей и животных?
Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Какая наука изучает характер и поведение животных?
Этоло́гия (др. -греч. ἦθος «характер» + -λογία «изучение») — наука о поведении животных, изучающая главным образом генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных и эволюцию поведения.
Почему люди так любят животных?
Люди стали приписывать животным собственные ценности, мотивы, черты поведения и способности. Например, спонтанно называемые качества собак — это преданность, привязанность, смышленость, ум, благоразумие, уважение и признательность, разумность, чувство ответственности, благодарность».
Что такое психика животных?
Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.
Почему люди держат животных?
И самая большая польза домашних питомцев состоит в том, что они улучшают нашу жизнь. Любые домашние животные снижают стресс у своих хозяев и помогают избегать его. Например, канарейки и попугайчики отлично поднимают настроение и спасают от депрессии.
Что определяет поведение человека?
Поведение человека определяется четырьмя категориями: склад психики человека, нравственность, духовность и уровень интеллекта. Такой подход (механизм) позволяет предписать (предвидеть) поведение человека в любых ситуациях.
Что является основой ориентировочного поведения животных и человека?
Пояснение. Основой ориентировочного поведения животных и человека является безусловный рефлекс.
2 Человеческая психика в действии | Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизнь
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Baumeister, Roy F. ,
‘2 Человеческая психика в действии’
,Культурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизнь
(
0 New York;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 1 апреля 2010 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195167030.003.0002,
по состоянию на 9 февраля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе обсуждаются основные идеи о природе и культуре. Он объясняет, что особенного в культуре, из чего состоит культура и каковы некоторые психологические требования для участия в культуре. Он уделяет особое внимание роли языка и смысла ввиду их центральной важности для культурной жизни. Организация психики на две части (сознательную и автоматическую) подчеркивается как важнейшая тема, которая необходима в каждой второй главе для объяснения человеческого функционирования в культуре.
Ключевые слова: культура, психика человека, язык, смысл, культурная жизнь
Предмет
Социальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Юнгианская модель психики
Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны поблагодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.
Среди наиболее важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснял следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя понятие от общепринятое понятие разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.
Юнг считал, что психика является саморегулирующейся системой , похожей на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуация » .
Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, которые вносят свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:
Эго
Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознание, наше чувство идентичности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.
То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.
Происхождение эго лежит в архетипе себя, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается добавить смысл и ценность своему разнообразному опыту.
Однако эго — это всего лишь небольшая часть самости; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.
Личное бессознательное
Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:
«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного. .. Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».
В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.
Комплексы
Комплексы, в юнгианском смысле, представляют собой тематические организации в бессознательном уме, сосредоточенные вокруг паттернов воспоминаний, эмоций, восприятий и желаний, паттернов, которые формируются в результате опыта и реакций человека на этот опыт. . В отличие от Фрейда, Юнг считал, что комплексы могут быть очень разнообразными, а не просто люди, имеющие основной сексуальный комплекс.
Комплексы часто ведут себя автоматически, что может привести к тому, что человек почувствует, что поведение, возникающее из-за них, выходит из-под его или ее контроля . Люди, которые психически больны или ошибочно названы «одержимыми», часто имеют комплексы, которые регулярно и заметно берут верх над ними.
Комплексы находятся под сильным влиянием коллективного бессознательного и, как таковые, имеют архетипические элементы. У здорового человека комплексы редко представляют собой проблему и, скорее всего, являются ключом к уравновешиванию довольно односторонних взглядов на эго, чтобы могло произойти развитие. Однако, если человек психически нездоров и не может регулировать себя (как видно у тех, кто испытывает диссоциацию между этими состояниями), комплексы могут стать явными и более серьезными. В этих случаях эго повреждено и поэтому недостаточно сильно, чтобы использовать комплексы через звуковое отражение, предоставляя им полноценную и неуправляемую собственную жизнь.
При лечении таких людей Юнг больше обращал внимание на будущее развитие, чем просто имел дело с их прошлым; он пытался выяснить, что означают симптомы и надеялся достичь, и работать с ними под этим углом зрения.
Коллективное бессознательное
Теория коллективного бессознательного — одна из самых уникальных теорий Юнга; Юнг считал, в отличие от многих своих современников, что все элементы индивидуальной природы присутствуют с рождения, и что среда человека выявляет их (а не среда, создающая их). Юнг считал, что люди рождаются с уже заложенным в них «планом», который будет определять ход их жизни, что, хотя и вызывало споры в то время, довольно широко поддерживается сегодня из-за большого количества доказательств, имеющихся в животном мире. для различных видов, рождающихся с репертуаром поведения, уникально адаптированного к их среде. Было замечено, что это поведение у животных активируется стимулами окружающей среды таким же образом, как Юнг считал, что человеческое поведение выдвигается на первый план. Согласно Юнгу, «термин архетип означает не унаследованную идею, а скорее унаследованный способ функционирования, соответствующий врожденному способу, которым цыпленок появляется из яйца, птица строит свое гнездо, определенный вид осы». жалит двигательный ганглий гусеницы, и угри находят путь к Бермудским островам. Другими словами, это «модель поведения». Этот аспект архетипа, чисто биологический, является предметом научной психологии».
Юнг считал, что эти чертежи находятся под сильным влиянием различных архетипов в нашей жизни, таких как наши родители и другие родственники, основные события (рождения, смерти и т. д.), а также архетипы, происходящие из природы и нашей культуры ( общие символы и элементы, такие как луна, солнце, вода, огонь и т. д.). Все эти вещи объединяются, чтобы найти выражение в душе и часто отражаются в наших историях и мифах.
Юнг не исключал духовного, несмотря на биологическую основу, которую он описал у личности; он тоже чувствовал возникла противоположная духовная полярность, сильно влияющая на психику .
Самость
Самость, согласно Юнгу, была совокупностью психики со всеми ее возможностями. Это та часть психики, которая смотрит вперед и содержит стремление к наполнению и целостности. В этом говорилось, что Самость управляет процессом индивидуации, стремлением человека максимально реализовать свой потенциал.
В этой области Юнг снова отличается от Фрейда; в теории Фрейда эго отвечает за описанный выше процесс и образует ось, на которой вращается индивидуальная психология человека, тогда как в юнгианской теории эго — это всего лишь одна часть, которая поднимается из (бесконечно более сложной) самости.
Персона
Юнг сказал, что Персона — это элемент личности, который возникает «по причинам адаптации или личного удобства». Если у вас есть определенные «маски», которые вы надеваете в различных ситуациях (например, та сторона себя, которую вы представляете на работе или в семье), это персона. Персону можно рассматривать как часть эго, отвечающую за связи с общественностью, часть, которая позволяет нам относительно легко взаимодействовать в обществе в различных ситуациях.
Однако те, кто слишком сильно идентифицирует себя со своей персоной, могут столкнуться с проблемами. снисходительно ко всем. Выполнение вышеупомянутого может сильно затормозить чей-то личностный рост, поскольку другие аспекты личности не могут должным образом развиваться, нанося вред общему росту. 9″ Тень».
Тень
Те черты, которые нам не нравятся или скорее игнорируются, объединяются, чтобы сформировать то, что Юнг называл Тенью. Эта часть психики, на которую также сильно влияет коллективное бессознательное, представляет собой форму комплекса и, как правило, является комплексом, наиболее доступным для сознательного разума.
Юнг не считал, что Тень бесполезна или бесполезна; он чувствовал, что «там, где есть свет, должна быть и тень», то есть тень играет важную роль в уравновешивании психики в целом. Без хорошо развитой теневой стороны человек может легко стать мелким и крайне озабоченным чужим мнением , ходячей Персоной. Точно так же, как конфликт необходим для развития сюжета любого хорошего романа, свет и тьма необходимы для нашего личного роста.
Юнг считал, что, не желая прямо смотреть на свои Тени, многие люди проецируют их на других, имея в виду, что качества, которые мы часто не выносим в других, мы имеем в себе и желаем не видеть. Чтобы по-настоящему расти как личность, нужно перестать сознательно слепо относиться к своей Тени и попытаться сбалансировать ее с Персоной.
Анима и анимус
Согласно Юнгу, анима и анимус являются контрасексуальными архетипами психики, причем анима находится в мужчине, а анимус – в женщине. Они строятся из женских и мужских архетипов индивидуального опыта, а также опыта общения с представителями противоположного пола (начиная с родителя) и стремятся сбалансировать возможный в противном случае односторонний гендерный опыт. Как и Тень, эти архетипы, как правило, проецируются, только в более идеализированной форме; человек ищет отражение своей анимы или анимуса в потенциальном партнере, объясняя феномен любви с первого взгляда.
Юнг видел либо мужественность, либо женственность как «высшую» сторону гендерной медали (в отличие от многих его сверстников, которые отдавали предпочтение мужественности), но просто как две половины одного целого, такие как свет и тень , половинки, которые должны уравновешивать друг друга.
Индивидуация
Индивидуация для Юнга была поиском целостности, который неизменно предпринимает человеческая психика, путешествием к осознанию себя как уникального человеческого существа, но уникального только в том же смысле, что и все мы. , не больше и не меньше, чем другие.
Юнг не пытался перейти от важности конфликта к человеческой психологии; он видел это как неотъемлемое и необходимое для роста. Имея дело с вызовами внешнего мира и собственными внутренними противоположностями, человек постепенно становится более сознательным, просветленным и творческим. Результатом преодоления этих столкновений стал «символ», который, по мнению Юнга, будет способствовать новому направлению, в котором справедливость будет отдана всем сторонам конфликта.