29.03.2024

Чем отличается общение от коммуникации: Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Содержание

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Люди и обществоКомментировать

Чем общение отличается от коммуникации

Важность общения

Постоянные взаимодействия между членами общества обуславливаются на двух уровнях. С одной стороны, это социальная жизнь – то есть жизнь, полезная для общества, с другой стороны – личная жизнь, которую человек выстраивает произвольно в зависимости от своих индивидуальных потребностей в общении. То есть, на первом – социальном – уровне мы все взаимодействуем между собой, вне зависимости от того, хотелось бы нам того или нет.

На этом уровне обеспечивается поддержание общественного устройства и порядка, каждый член общества вносит свой вклад в функционирование этой отлаженной системы, являясь одновременно и потребителем товаров и услуг, и производителем, а также поддерживает институты медицины, образования и правопорядка. Поэтому общение – неотъемлемая часть жизни человека, как социального организма. Многие путают коммуникации и общение. Отличия, между тем, довольно существенны.

Общение – многосложный процесс

В повседневной жизни мы воспринимаем общение как само собой разумеющееся, и не разделяем его на составные части. Мы не задумываемся, например, о своих действиях, когда утром за завтраком просим кого-нибудь поставить поближе сахарницу.

Однако с точки зрения психологии общению можно дать определенную характеристику и выделить основные аспекты. Здесь существуют две разные области – объективная и субъективная. Объективная область общения выражается в фактических связях, таких, как зависимость, подчинение, кооперативность, взаимовыручка. Субъективная область выражается в личностных отношениях участников друг к другу. При этом объективная и субъективная области находятся под непрестанным взаимным влиянием. Общение, как сложный процесс налаживания и поддержания контактов между людьми, осуществляется путем коммуникации, взаимодействия, и взаимовосприятия, и нужно понимать, чем общение отличается от коммуникации.

Коммуникация как часть общения

Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией. Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения. В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности. И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга.

Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации. К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.

Коммуникация и общение – не одно и то же

Чем общение отличается от коммуникации? Коммуникация является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения. Несмотря на то что она является двусторонним механизмом передачи и принятия информации, она не может описать сложных личностных связей, возникающих между людьми. Коммуникация непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника. А также она не включает в себя другие проявления человеческого взаимодействия. Оптимизируя совместную деятельность, сама она деятельностью не является, и все поступки выходят за рамки коммуникации. По этой причине, как правило, достичь эффективного коммуницирования намного проще, чем преуспеть в остальных аспектах – для осуществления качественного обмена информацией и идеями существует множество различных инструментов. Чтобы достоверно сообщать о своих намерениях, передавать данные, задавать вопросы, люди пользуются едиными языком, специфическими понятиями, понятными жестами и символами.

Вне зависимости от того, чем общение отличается от коммуникации, это все средства, общепринятые среди конкретной группы лиц, размер которой может быть абсолютно любой – неважно, это два человека, одна семья, спортивная команда, служащие офиса, работники одной сферы, граждане одного государства, носители одного языка, или все люди в мире. Это деление может также не зависеть от временных или территориальных рамок, своя система знаков и выражений может существовать в пределах, скажем, определенной субкультуры.

Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения

Чтобы понять, чем общение отличается от коммуникации, в чем разница между коммуникацией и другими составляющими общения, нужно рассмотреть еще один важный момент.

Коммуникация, в отличие от полноценного общения, может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным.

Все мы знаем, что животные поддаются дрессировке. Кроме того, учеными доказано, что многие виды животных понимают человеческую речь и, более того, реагируют на нее сообразно ситуации.

Она возможна даже с неживым объектом, таким, как компьютер, или другой оперативно-вычислительный прибор.

Наглядно показывая, чем общение отличается от коммуникации, таблица приводит для сравнения характеристики различных составляющих общения и их относительность касательно потенциального объекта.

Общение
Составляющая общенияХарактеристикаПотенциальный объект
КоммуникацияОбмен информациейЧеловек, иллюзорный партнер, неживой объект
ВзаимодействиеСовершение действий, направленных на общую активностьЧеловек, иллюзорный партнер
ВзаимовосприятиеФормирование субъективного восприятия и взаимное психологическое влияниеЧеловек

Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения

Эффективность коммуникации складывается из нескольких факторов, степень значения которых нельзя определить однозначно, вследствие индивидуальных особенностей разных людей. На успешность обмена информацией оказывают воздействие доступность и понятность информации, ее ценность, и, как правило, уникальность, а также авторитетность говорящего и персональные симпатии или антипатии. Отличие общения от коммуникации в том, что при полноценном общении происходит не только передача и усвоение определенных посланий, но также деятельность направлена на формирование восприятия одного человека другим, на выстраивание межличностных мостов и на всестороннее развитие отношений.

В чем разница между общением и коммуникациями?

Следует ли писать «финансовые сообщения» или «финансовые сообщения»? У вас есть коммуникационная стратегия или коммуникационная стратегия? Даже для носителей английского языка ответ не очевиден, так что давайте проведем небольшое исследование!

Фото предоставлено LoboStudio Hamburg

Следует ли писать «финансовые коммуникации» или «финансовые коммуникации»? У вас есть коммуникационная стратегия или коммуникационная стратегия? Даже для носителей английского языка ответ не очевиден, так что давайте проведем небольшое исследование!

Английский является глобальным языком со множеством вариаций, поэтому все может быть немного неясным, а общий ответ на вопросы по словарному запасу может быть на удивление сложным. В качестве авторитетного источника начнем со словарей.

Словарные определения термина «коммуникация»

Мы просмотрели Оксфордский словарь английского языка для британского английского и Merriam-Webster для американского английского.

Связь

Оксфордский словарь:

  • [массовое существительное] Передача информации или обмен информацией посредством разговора, письма или использования какого-либо другого средства
  • [исчисляемое существительное] Письмо или сообщение, содержащее информацию или новости

Merriam-Webster:

  • Обмен мыслями или мнениями : процесс, посредством которого происходит обмен значениями между людьми через общую систему символов (например, язык, знаки или жесты)
  • Экземпляр переданной информации (например, письмо или телефонный звонок) : письменное или устное сообщение
  • Сообщаемые факты или информация

Средства связи

Оксфордский словарь:

  • Средства передачи или получения информации, такие как телефонные линии или компьютеры
  • [рассматривается как единственное число] Область исследования, связанная с передачей информации

Merriam-Webster:

  • Система (например, телефоны, телеграфы или компьютеры) для передачи информации
  • Функция в промышленной организации, которая передает идеи, политику и заказы
  • Форма множественного числа, но конструкция единственного числа : Искусство, которое имеет дело с эффективным выражением идей и обменом идеями в устной или письменной речи, посредством изобразительного или драматического искусства и которое преподается как комплексная программа на различных уровнях образования в отличие от традиционного отдельного курсы сочинения и речи

Чему мы научились из этого?

«Общение», как имя существительное, представляет собой обмен информацией. Это наиболее распространенное использование слова «общение».

«Связь» в единственном числе относится к технологии, позволяющей общаться, или к области обучения и художественной деятельности.

Однако «общение» также может быть исчисляемым существительным, которое относится к случаю общения, например письму или телефонному звонку. Это усложняет ситуацию.

Отдел коммуникаций, финансовых коммуникаций или коммуникационной стратегии будет заниматься передачей или обменом информацией.

В свою очередь, отдел коммуникаций, финансовых коммуникаций или коммуникационной стратегии будет иметь дело со многими случаями коммуникации или лежащей в их основе инфраструктуры.

Это помогает нам понять смысл, но как правильно его использовать?

Merriam-Webster сообщает нам, что общение на американском английском языке может быть функцией в организации, и упоминает в качестве примера «отдел коммуникаций», но Оксфордский словарь не упоминает об этом.

Чтобы лучше понять, как используется «коммуникация» и «коммуникация», давайте обратимся к трендам Google.

Как используются слова «общение» и «коммуникации» в английском языке?

Мы пытаемся понять, как «общение» и «коммуникации» используются в бизнес-контексте. Чтобы избежать путаницы со средствами связи или технологическим смыслом коммуникаций, мы решили рассмотреть релевантные фразы, содержащие «связь(и)», а не отдельные слова.

Согласно словарю, «отдел связи» является принятой фразой в английском языке США, так что давайте начнем с нее.

Отдел связи по сравнению с отделом связи

На самом деле в США слово «отдел связи» используется чаще, хотя и незначительно. В Великобритании словосочетание «отдел связи» является более популярным, в то время как Ирландия, Канада и Австралия поддерживают США.

Департамент связи и Департамент связи

Достаточно небольшого изменения формулировки, чтобы изменить результаты в США. В то время как другие англоязычные страны предпочитают использовать словосочетание «отдел связи», в США более популярной фразой является «отдел связи». Может ли быть так, что отдел связи занимается телефонными сетями и оптоволоконными кабелями, а отдел связи больше занимается человеческим обменом информацией в целом?

Коммуникационная стратегия и коммуникационная стратегия

Наше предыдущее исследование показало, что коммуникационная стратегия определяет, что следует сообщать, в то время как коммуникационная стратегия может быть анализом того, какое средство использовать. К счастью, глобальное использование совершенно ясно указывает на то, что «коммуникационная стратегия» является более распространенным выражением.

Корпоративная коммуникация и корпоративная коммуникация

Взгляд на «корпоративную коммуникацию» и «корпоративную коммуникацию» действительно различается по всему миру. Англоязычные страны, такие как Великобритания, Ирландия, США, Канада и Австралия, чаще ищут «корпоративные коммуникации», но здесь все еще сложно сделать вывод. «Корпоративное общение» не является необычным выражением в англоязычном мире, но сообщения и отделы в сфере корпоративных коммуникаций следует называть «корпоративными сообщениями», и это, по-видимому, более распространенное словосочетание.

Странная карта коммуникаций

С их разнообразием использования, сравнение коммуникации и коммуникации по отдельности может быть похоже на яблоки и апельсины, но это распределение в Соединенных Штатах по-прежнему дает нам образец, который слишком странен, чтобы им не поделиться. .

Заключение

Плохая новость заключается в том, что когда речь идет о «общении» и «общении», универсально правильного ответа не существует. Хорошей новостью является то, что использование по всему миру сильно различается, и вы вряд ли ошибетесь, выбрав любой из них.

Однако мы узнали, что вы можете сделать сознательный выбор, чтобы сделать акцент на человеческом обмене информацией или распределении ее экземпляров в зависимости от того, добавляете ли вы букву «S» или нет. Департамент коммуникаций Корнелла дает четкое объяснение своего решения, которое резюмирует этот пункт:

Простой ответ заключается в том, что мы используем термин «коммуникация», чтобы отразить внимание нашего отдела к социально-научному изучению коммуникации, в частности, к процессу с помощью которых люди используют символы, вербальные и невербальные, для создания смысла и формирования отношений с другими людьми лицом к лицу или в опосредованной среде. Это суть того, чему мы учим, исследуем и делаем в нашем отделе. «Связь», напротив, часто используется для обозначения продуктов — сообщений, которые передаются или распространяются, — или оборудования (например, беспроводных или оптоволоконных кабелей), которое осуществляет передачу.

Почему общение не общение

Это «Связь» или «Связь»? Оба правильны, но по-разному. Что у тебя? Изображение © Субхамой Дас

Субхамой Дас

Субхамой Дас

вице-президент по маркетингу и коммуникациям @Accenture | Президент @IABC в Индии

Опубликовано 2 октября 2019 г.

+ Подписаться

Если вы изучаете коммуникацию или являетесь профессионалом в области коммуникации, или вы занимаетесь коммуникацией, возможно, вы использовали термины «коммуникация» и «коммуникация» как синонимы, не заботясь о разнице между ними. Даже любознательные люди в этой профессии редко задаются вопросом или спорят о том, должна ли быть буква «с» после слова «общение». Когда студент говорит, что он/она посещает курс в определенной «Школе коммуникаций», или когда практикующий говорит, что он/она работает «менеджером по коммуникациям», они игнорируют разницу между общением и общением.

Comm Vs Comms

Есть ли вообще разница? Означают ли эти два термина одно и то же или они взаимоисключающие? Это такое большое дело? Давайте попробуем выяснить, что к чему…

Да, очень важно различать термины «коммуникация» и «коммуникация», поскольку они имеют два различных значения:

«Коммуникация связана с обменом символами/сообщениями/значениями между людьми и является наиболее распространенным методом осуществления лидерства. Напротив, коммуникации связаны со средствами, технологиями, каналами и средствами массовой информации, которые люди используют при общении. Коммуникация — это деятельность по созданию стратегических сообщений; коммуникациях — это сосредоточение внимания на методах и каналах, выбранных для передачи сообщения. Коммуникация, наряду с лидерством и управлением конфликтами, являются неразрывно переплетенными элементами внутри организационных процессов, которые влияют на результаты».
[ Справочник по исследованиям по эффективному общению, лидерству и разрешению конфликтов ]

Итак, в следующий раз, когда вы прочитаете описание вакансии, в котором говорится: «Кандидат должен обладать хорошими навыками устной и письменной коммуникации», не забудьте попросить их освежить свои коммуникативные навыки. И если вы опытный профессионал, имеющий причудливое звание, с гордостью заявляющее в LinkedIn, что вы «специалист по коммуникациям», не забудьте быстро исправить это, чтобы избавить себя от смущения из-за лишних «s».

Если вы все еще сомневаетесь, обратитесь к словарю. Согласно Мерриам-Вебстер, «коммуникация» — это «акт или процесс использования слов, звуков, знаков или поведения для выражения или обмена информацией или для выражения ваших идей, мыслей, чувств и т. д. кому-то другому». Это также относится к «сообщению, переданному кому-либо: письмо, телефонный звонок и т. д.». Принимая во внимание, что «коммуникации» определяются тем же словарем, что и «Способы отправки информации людям с использованием технологий».

Различные «школы» связи!

Иногда даже академический мир склонен игнорировать мельчайшую ошибку, которую они совершают в не очень тонкой разнице между изучением связи и связи. Например, два таких известных университета, которые, возможно, неправильно назвали свои школы коммуникаций, — это Университет Говарда (Школа коммуникаций Кэти Хьюз) в Вашингтоне, округ Колумбия, и Сиракузский университет (Школа коммуникаций Нью-Хаус) в Нью-Йорке.

С другой стороны, есть университеты, которые так серьезно относятся к разнице между этими двумя терминами, что посвятили отдельную страницу на своих веб-сайтах, чтобы прямо указать на это. Например, Департамент коммуникаций Корнельского университета объясняет, почему они являются «коммуникациями», а не «коммуникациями», в следующих терминах:

«Вы можете задаться вопросом, почему мы называем себя Департаментом связи, а не связью. Простой ответ заключается в том, что мы используем термин «коммуникация», чтобы отразить внимание нашего отдела к социологическим исследованиям коммуникации, в частности, к процессу, посредством которого люди используют символы, вербальные и невербальные, для создания смысла и формирования отношений с другими людьми лицом к лицу. лицом к лицу или в опосредованной среде. Это суть того, чему мы учим, исследуем и делаем в нашем отделе. «Связь», напротив, часто используется для обозначения продуктов — сообщений, которые передаются или распространяются, — или оборудования (например, беспроводных или оптоволоконных кабелей), которое осуществляет передачу. Хотя это неотъемлемые элементы изучения коммуникации, они не составляют основу нашей программы. Люди склонны использовать эти термины взаимозаменяемо, и даже некоторые факультеты общественных наук, такие как наш, используют в общении «с». Но мы предпочитаем «связь» и, кстати, являемся отделом связи с 1987, когда мы изменили название с Communication Arts, чтобы подчеркнуть нашу ориентацию на научное изучение коммуникации, а не на более прикладное «искусство» коммуникации.
[ Корнельский университет, Департамент коммуникаций ]

В Калифорнийском государственном университете в Сан-Маркосе есть довольно описательная и хорошо проработанная статья для студентов на тему «Коммуникация и коммуникация: в чем проблема?» Чтобы помочь студентам заранее прояснить заблуждение, Кендра Ривера, доктор философии, предлагает следующие определения ученых и экспертов, которые могут быть полезны как профессорам, так и профессионалам:

Общение: 

  • «Как сообщения принимаются и интерпретируются… Общение связано с формированием отношений с другими людьми. Человеческий элемент. Общение — это то, чем мы занимаемся ежедневно». Доктор Вагнер, Университет Ксавьера
  • «Передача информации. Обмен информацией между индивидуумами, например, посредством говорения, письма или использования общей системы знаков поведения». Д-р Ларсон, Университет Юты
  • «Общение — это системный процесс, в котором люди взаимодействуют с символами и через них для создания и интерпретации сообщений» Д-р Джулия Вуд, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл,

Коммуникации:

  • «Рассылка сообщений… Коммуникация — это технический термин, определяющий акт массовой коммуникации. Это такие вещи, как радиопередачи и технологии». Доктор Вагнер, Университет Ксавьера
  • «Технологии и системы, используемые для отправки и получения сообщений, например, почта, телефон, радио, телевидение и Интернет. Тактика, используемая для реализации маркетинговой стратегии, например, реклама, PR, стимулирование сбыта, мероприятия…» Д-р Ларсон, Университет штата Юта
  • «…Общение – это стратегия и творчество. Сначала происходит планирование и управление, а затем используются коммуникации (через различные средства массовой информации, будь то печать, Интернет или что-то еще), чтобы донести эти сформулированные сообщения». Джошуа Де Лунг, исполнительный редактор, Relatively Journalizing [Источник: Калифорнийский государственный университет в Сан-Маркосе]

Другой ученый, Мишель Мазур, доктор философии. в ее часто цитируемом дискурсе различие между «коммуникацией» и «общением» доходит до шутливого высказывания: «Покупатель, будь осторожен — если ты читаешь статью или думаешь нанять тренера и видишь лишний «S», продолжай если вам не нужно починить телевизор или телефон».

Итак, суть в том, что специалистам по общению нужно убрать букву «s» из своих названий, а преподавателям и студентам по общению нужно сделать то же самое для своей школы, факультета или курса обучения — чтобы стать лучшим коммуникатором: -)

  • Уроки выживания при COVID-19

    4 мая 2021 г.

  • Креативный ответ на кризис COVID-19 в бренд-маркетинге

    2 мая 2020 г.

  • Как малый бизнес реагирует на изменение поведения потребителей

    1 мая 2020 г.

  • Жизнь заперта

    17 апр. 2020 г.

  • 32 зараженных коронавирусом слова из словаря Covidictionary

    4 апр. 2020 г.

  • Какой будет наша цифровая жизнь через 50 лет?

    18 ноября 2019 г.

  • Древнее искусство убеждения

    2 сентября 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *