Кто такие чайлдфри и почему они не заводят детей
Тренды
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
РБК Тренды
Фото: Shutterstock
В новом выпуске «Азбуки современности» объясняем, почему некоторые люди осознанно отказываются от родительства и как возникла идеология «добровольной бездетности»
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Кто такие чайлдфри?
Чайлдфри — это люди, которые сознательно решили не заводить детей по разным причинам. Это понятие не относится к тем, кто откладывает рождение ребенка на более поздний срок, не имеет четкой позиции по этому вопросу или страдает бесплодием и другими проблемами со здоровьем. Главная отличительная черта чайлдфри — осознанный отказ от родительства.
Термин «чайлдфри» появился в США в 1970-х годах на волне эмансипации. Понятие ввела ныне не существующая американская Национальная организация для не-родителей. Для России явление чайлдфри сравнительно новое — но согласно социологическим опросам около 9% мужчин и женщин в стране планируют остаться бездетными. В США 15% женщин в возрасте 40–44 лет не имеют детей, а для Австрии и Великобритании этот показатель и вовсе составил 20%.
Почему люди не заводят детей
Канадский социолог Джин Виверс провела масштабное исследование феномена чайлдфри и в 1980 году выпустила книгу Childless by Choice. Она выделила два типа чайлдфри:
- Реджекторы — те, кто испытывает неприязнь к идее родительства и любым его проявлениям: беременности, процессу родов, грудному вскармливанию и маленьким детям.
- Аффексьонадо — те, кого привлекает бездетный образ жизни. Они не испытывают никакого отвращения к детям, но не хотят брать на себя ответственность за их воспитание и образование, предпочитая жить более свободно, строить карьеру, путешествовать и самореализовываться в других сферах.
Социолог Илья Ломакин считает, что для России более актуально понятие «добровольной бездетности», нежели «чайлдфри». К такому выводу он пришел после нескольких глубинных интервью и групповых дискуссий с респондентами, которые состояли в чайлдфри-сообществах и не собирались связывать свою жизнь с родительством. Социолог выяснил, что не все участники интервью идентифицировали себя как «чайлдфри», а также не собирались в сообщества единомышленников для отстаивания позиции.
Ломакин выделяет пять причин добровольной бездетности:
- Отсутствие желания брать дополнительную ответственность на долгий срок.
- Желание «пожить для себя» и не тратить большое количество денег и времени на воспитание ребенка.
- Неприязнь к младенцам и маленьким детям.
- Отношение к детям как к ограничению собственной самодостаточности.
- Стремление избегать любых необратимых решений.
Обновлено 19.02.2022
Текст
Анастасия Морошкина
Главное в тренде
Материалы по теме
Кто такие чайлдфри
Правила жизни разобрался в феномене и поговорил с чайлдфри об их отказе от рождения детей.
Правила жизни
Теги:
общество
Чайлдфри — это люди, которые сознательно не хотят заводить детей. Формированию таких взглядов не всегда предшествуют определенные причины, и речь не идет об отказе от сексуальной жизни или создания семьи. Движение чайлдфри стало приобретать видимые черты в Европе в 1970-е годы: его сторонники стали объединяться и публично заявлять о своей позиции, а исследователи обратили внимание на новое социальное явление.
Правила жизни разобрался в феномене и поговорил с чайлдфри об их отказе от рождения детей.
- КАК РАЗВИВАЛАСЬ ИДЕЯ
Бездетный образ жизни как выбор уже мало кого может шокировать, но приверженцы этой идеи не встречают широкого одобрения общественности, поэтому чайлдфри и сегодня не торопятся афишировать свои мысли. Если обратиться к истории, на резкое развитие тенденции повлияли сексуальная революция, распространение надежной контрацепции, рост карьеризма, фокус на свободе выбора. По мнению исследователей, чайлдфри появились гораздо раньше, но тогда им часто приходилось отказываться и от секса — например, уходить в монастырь.
Канадский социолог Джин Виверс первой основательно подошла к этой теме — в 1980 году она опубликовала книгу под названием «Бездетные по собственному выбору» (Childless by Choice). В ней Виверс выделила два типа чайлдфри: реджекторы и аффексьонадо. Реджекторы не испытывают теплых чувств к маленьким детям, а все, что связано с процессом деторождения, им крайне неприятно. Аффексьонадо в целом положительно относятся к детям, но бездетный образ жизни им представляется более привлекательным и свободным.
Полемика вокруг чайлдфри развивалась на фоне глобальных изменений, касающихся традиционных представлений об институте семьи. В 2000-е годы исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши выделили еще два типа чайлдфри: «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели». Если первые перманентно меняют свою точку зрения и временами начинают планировать деторождение, то вторые хотели бы иметь детей, но постоянно медлят с этим решением. В результате и те, и другие детей так и не заводят.
- ЧАЙЛДФРИ О СВОЕМ ВЫБОРЕ
Дана Линник (27 лет, предприниматель)
Я давно чувствовала, что к идее деторождения у меня неклассический подход. Так как первые мысли на эту тему появились еще в школьные годы, решила, что с годами мнение точно изменится — повзрослею. В моей семье есть примеры, когда люди выбирали жизнь чайлдфри. Это люди, выросшие в Союзе, но избравшие такой «необычный» образ жизни для того времени, что удивительно. Несколько лет назад мне поставили диагноз — бесплодие, и это не вызвало у меня никаких эмоций. Диагноз оказался ошибочным, и это тоже не вызвало у меня никаких эмоций. И тогда я задумалась, какое у меня отношение к собственному деторождению. Я поняла, что хочу оставить след на этой планете, но это необязательно должны быть дети. Я могу оставить после себя инновационный продукт, могу сделать сервис или что-то еще, что поможет какой-нибудь группе людей. Я могу привнести вклад в развитие человечества, но не с точки зрения классического потомства. Эта мысль помогла мне расслабиться и не думать о себе, как об эгоисте, который был рожден, чтобы прожить жизнь лишь для себя.
Я умиляюсь чужим детям, я их люблю и с радостью с ними играю. Мне интересен процесс воспитания, становления личности. Я менеджер C-level, я по сути много лет ращу своих подчиненных и наблюдаю за их изменениями. С детьми — тот же менеджмент, но с другими вводными. Я никогда ничего не исключаю. Обстоятельства могут измениться. Но пока, прожив половину жизни, чайлдфри кажется мне вполне приемлемой идеей на остаток моей жизни.
Если подумать, не было такого, что я проснулась и поняла — не хочу детей. Это было как-то постепенно. Сначала я заметила, что все эти картинки малышей или их присутствие не вызывают у меня тех же эмоций, что у других людей. Мне как-то совсем не хотелось трогать или брать на руки детей, как остальным, скорее было даже страшно, что я могу их сломать. Потом был момент, когда мой бывший парень рассказывал о том, каким он видит наше будущее — с ребенком, который на него и меня похож. Я как-то совершенно не могла этого представить и тоже насладиться такой фантазией. Как если бы тебе сказали: «Представляешь, какое это крутое чувство, когда отрезаешь ногу живому существу». Мало того, ты затрудняешься такое представить, но еще и испытываешь какой-то неприятный страх, что другому человеку это доставляет удовольствие. На самом деле есть еще важный момент, что меня не сами дети пугают, речь не о конкретном страхе ответственности, а о биологической стороне вопроса. Когда моя подруга забеременела и рассказывала, как чувствует, что в ее животе кто-то развивается, у меня эти разговоры буквально физически вызывали неприятные ощущения. Ну, просто подумайте, у вас в животе растет другой человек! Сразу перед глазами всплывают сцены из фильма «Чужой» и другие неприятные ассоциации. Плюс гормоны, на некоторых женщин они очень влияют: мне кажется, не все потом возвращаются в исходное состояние. С одной стороны, это, наверное, неплохо, но вот мне почему-то совсем такого не хочется. Напомню, что все еще существует риск умереть при родах! Может, он небольшой, но все же, это не тот риск, который мне может быть интересен. В общем, после всех этих размышлений я постепенно пришла к выводу, что не хочу рожать детей. Еще, конечно, есть мысли о том, что наша планета уже и так перенаселена. В целом дети меня не раздражают, они мне просто не интересны. Хотя я уверена, что именно эта часть вопроса может измениться со временем, поэтому я не исключаю возможности усыновления ребенка, если когда-нибудь мне захочется воспитать кого-либо по своему подобию. Но сейчас у меня такого желания не возникает.
Идеология чайлдфри мне всегда казалась разумной. Меня воспитывали бабушка и дедушка, и так вышло, что еще с детства я понимала, что не хочу, чтобы мои дети росли так же, в отрыве от родителей. Чем старше я становилась, тем больше понимала, что в моей жизни не должно быть «моих детей»: я не хочу становиться родителем и повторять историю. Просто я не хочу рожать, не хочу тратить свое время на ребенка. И мой молодой человек полностью разделяет эту позицию. Тем не менее, я люблю детей своих друзей. У нас среди друзей много пар и не пар с маленькими детьми. Мы не избегаем с ними встреч, не просим приехать без ребенка, наоборот, всегда играем и общаемся с их детьми. Но они не вызывают ни у меня, ни у моего парня желания завести своих. Совсем. У нас есть собака и нам троим больше никто не нужен. Мы часто слышим про «стакан воды в старости», нам часто говорят, что о нас никто не позаботится в будущем. Но на мой взгляд, эти слова — мнение людей, которым просто страшно стареть, страшно умирать в одиночестве (или нет). Твоя старость зависит не от того, есть ли у тебя дети, а от того, как ты прожил свою жизнь. Ну и еще один момент, иметь детей или нет — это личное право каждого. Оно не должно быть никем навязано. Ни обществом, ни родственниками. Это личный выбор.
Я не хочу становиться отцом из-за потребности вкладывать свои силы, чувства, время и деньги в человека с неизвестным будущим. Сравнение ребенка с долгосрочной и крайне рискованной инвестицией грубое и циничное, но, на мой взгляд, очень точное. Контраргумент «воспитай его так, чтобы гордиться» просто смешон: в жизни полно примеров, когда у потрясающих людей вырастали, мягко говоря, не лучшие представители человечества. Про пресловутый «стакан воды в старости» говорить уже не приходится. Спонсоры нашей старости — мы сами. Сегодня этого не понимают лишь очень ограниченные люди.
Моя позиция очень простая. Так уж получилось, что всеми действиями человека руководит его встроенная программа, которая называется «животные инстинкты». Эти инстинкты заставляют человека совершать действия и поступки, выгодные эволюции — продолжение рода, распространение генов, захват и приумножение ресурсов. Но не все эти поступки выгодны конкретно отдельному индивидууму. Поэтому природа спрятала от нас истинный смысл наших действий за удовольствием. Например, чтобы индивид занялся продолжением рода, природа дала ему вознаграждение — удовольствие от секса. Я думаю, что человеку необязательно нести бремя того, что идет в нагрузку к этому вознаграждению — тратить свои личные ресурсы (время, деньги, нервы) на детей. Обычно люди просто хотят получать удовольствие, поэтому и были изобретены контрацептивы. И рождаемость упала с порядка 10 детей на женщину до одного-двух. Так что, на мой взгляд, чайлдфри — это лишь более крайняя мера общей тенденции, которая идет среди человечества семимильными шагами. Позиция нежелания иметь детей у меня возникла еще тогда, когда я сам был ребенком. Уже потом я стал изучать, что представляет собой человек, какова его мотивация, что стоит за его поведением, и пришел к таким вот выводам.
Я была чайлдфри столько, сколько себя помню, никогда не хотела детей. Возможно, сказалось то, что моя мама родила брата в 17 лет и всю жизнь твердила мне: «Главное, в подоле не принеси». Ну, а я была хорошей девочкой. В детстве всегда видела себя успешной замужней женщиной, но без детей. Проблемы были только с бывшим мужем, который однажды решил, что нам нужен ребенок. Но я его переубедила. В обществе к чайлдфри относятся по-разному. Некоторые считают, что просто еще не доросла (мне 31), другие — что не встретила «того самого» (как раз таки встретила), а иные и вовсе заявляют, что из-за таких как я «Россия вымрет». Также я считаю, что размножаться должны люди, уверенные в своем здоровье, как психологическом, так и физиологическом. И, помимо всего, будущим родителям стоит сдавать «тест на адекватность», чтобы не плодить неврастеников.
Дом — Мы без детей
МЫ — СООБЩЕСТВО
Празднование жизни без детей,
одна история за раз.
«Мой выбор быть бездетным важен для меня, потому что у меня особые отношения со своим телом».
ПОДРОБНЕЕ
180 этажей и считая
180 этажей и считая
180 этажей и считая
180 этажей и считая
180 этажей и считая
002 180 этажей и подсчет
180 этажей и подсчет
180 этажей и подсчет
180 этажей и счет
180 этажей и подсчет
180 этажей и подсчет
180 этажей и подсчет
, Berlin
.
«Я уважаю тебя за твой выбор, поэтому уважай меня за мой».
наша миссия
«Каждый бездетный человек заслуживает того, чтобы его видели, слышали и поддерживали связь с сообществом».
ПОРТРЕТЫ
«Не зацикливайтесь на биологии».
Яна, Берлин
«Я чувствую, что если я действительно хочу быть счастливой, то в моей жизни нет места для детей».
Джорджина, Берлин
«Я не хочу показаться напыщенным, но моя комедия действительно представляет ценность для общества».
Кэт, Берлин
«Я никогда не думал, что у меня будет столько свободного времени для себя».
Деви, Берлин
«Я уважаю вас за ваш выбор, поэтому уважайте меня за мой».
Соня, Берлин
«Я всегда говорю, что родился не в том месте».
Ольга, Берлин
«Либо вас заставят иметь детей, либо нет. Вы должны позволить природе идти своим чередом».
Люси, Берлин
«Это решение не основано на фактах. Это про эмоции».
Марен, Берлин
НОСИТЕ ЭТО
С ГОРДОСТЬЮ
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Duis non dignissim nibh, mollis aliquet tellus.
Сибу, 33 года, Коста-Рика
«Мы не просто кормилицы, вынашиватели или опекуны».
«Не зацикливайтесь на биологии».
Яна, Берлин
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ
«Тот факт, что у меня никогда не было детей, дает мне ощущение покоя».
Анастасия, 24 года, Греция
«Я поняла, что на самом деле не хочу детей и просто придерживаюсь статус-кво».
Эмбер, 33 года, США
«Это одинокое существование, но я ни о чем не жалею».
Анонимный
«Я последний в своей семье».
Джина, 53 года, США
«Я не тот, кто выбрал это, но я тот, кто приспособился к жизненным обстоятельствам и решил владеть этим».
Донна, 40 лет, США
«Мы не просто кормилицы, вынашиватели или опекуны».
Сибу, 33 года, Коста-Рика
«Мой страх перед неудачей и стремление к жизни, полной свободы самовыражения, не дают мне стать отцом».
Дэйн, 45 лет, США
«Я так взволнован до конца своей жизни — и она начинается с этой минуты, прямо сейчас».
Натали, 35 лет, Великобритания
«Я просто благодарна за то, что мои родители привили мне сильное чувство собственного достоинства и что я пошла по пути, который был правильным для меня».
Эми, 52 года, США
«Я чувствую, что отсутствие решительных возражений против рождения детей затрудняет поиск собственного пути».
Аноним
«Я очень доволен тем путем, который выбрал».
Аноним
«Иногда я задаюсь вопросом, могу ли я считать себя бездетным после того, как уже воспитал девочку».
Шейла, 37 лет, Ирландия
Получайте истории без детей прямо на свой почтовый ящик.
Меховые малыши навсегда!
Сумки без детей!
Эксклюзивные версии Icon для детей!
НОСИТЕ ЭТО С ГОРДОСТЬЮ
ПОДКАсты
Эпизод 30
Мечтая об утопии с Лаурой Заленга
Выбор одного художника и полное вдохновляющее видение будущего и сообщество.
Эпизод 29
Создайте совместную жизнь с Мелани Хантер
Как пара делает выбор в пользу бездетности вместе?
Эпизод 28
Жизнь на ваших условиях с Евой цу Бек
Значок приключенческого путешествия вдохновляет нас воплощать наши мечты в жизнь.
Эпизод 27
Мы всего лишь люди с гормонами, с Эммой Холлен
Что может быть более ответственным, чем перевязка маточных труб, потому что вы знаете, что у вас нет того, что нужно, чтобы быть хорошей матерью?
Эпизод 26
Неоплодотворенные яйца с Джеррой Латрис Митчелл
Познакомьтесь с активистом, создающим пространство для бездетных и бездетных цветных женщин.
Эпизод 25
Обрести признание с Анной Брук
Путь школьного учителя от обстоятельств к выбору доказывает, что есть так много способов избавиться от детей.
Эпизод 24
Идите к своей мечте с Дженни Кастано
Для этой новаторши в первом поколении быть бездетным означало создать жизнь, о которой она всегда мечтала.
Эпизод 23
Полностью трубчатый, с Кейтлин Дюранте
Путь одного комика к постоянному контролю над рождаемостью.
Эпизод 22
Лучшее из первого сезона!
Основные моменты первого сезона сериала «Мы без детей» и важные новости о том, что будет дальше!
Эпизод 21
Преодоление амбивалентности с ясностью тренер Келти Магуайр
Как быть уверенным в своем выборе без детей и при этом оставить дверь открытой для возможностей.
Эпизод 20
Неизведанная дорога с 65-летним клиническим психологом Шелли
Эта феминистка второй волны освещает нам путь с 70-х годов!
Эпизод 19
Быть самим собой, с актрисой и доулой Элизабет Хо
Голливуд видит только маму. Мы видим значок чайлдфри!
Как накопить на пенсию с Люси Смит
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Duis non dignissim nibh, mollis aliquet tellus.
24 августа 22
Исследуйте наши верхние метки
Журнал
Мнение
Мои биологические часы не могут быть достаточно быстро
Сари Боттон о том, почему мы не должны примечания доктора. быть освобожденным от рождения детей.
Мнение
Выбор детей, часть 2
Дания Айя Алхули исследует, что на самом деле говорит Коран о рождении детей.
Сообщество We are Childfree на канале Eva Zu Beck Unplugged!
Икона путешествий по миру говорит с нами в своем новом видео о выборе без детей.
Мнение
Выбор детей, часть 1
Дания Айя Алхули делится своим опытом мусульманки, арабки и бездетности.
НАШЕ СООБЩЕСТВО
«We are Childfree дало мне чувство общности и заставило меня чувствовать себя менее одинокой как бездетная женщина».
REBECCA, ГЕРМАНИЯ
«Я так благодарна этому открытому, гостеприимному и непредвзятому сообществу! Мы Чайлдфри были маяком света».
REBECCA, USA
«We are Childfree показывает мне, что вам не нужно иметь детей, чтобы иметь «полноценную» жизнь. Я счастлив, что вы там распространяете информацию!»
ДИАНА, ГЕРМАНИЯ
«Мы без детей означает для меня свободу. Навсегда благодарен за беззастенчивую свободу и уверенность, которые дало мне это сообщество».
HOLLY, UK
«Безопасное место для всех, кто живет и любит свою жизнь без детей, а также для всех, кто рассматривает это решение. Мне нравится быть частью этого поддерживающего сообщества».
ДЖЕЙН, ГЕРМАНИЯ
«Такой освежающий глоток воздуха, прекрасное сообщество сильных и удивительных женщин, которые живут своей лучшей жизнью».
ЛЕАНДРА, СИНГАПУР
«Невероятная демонстрация того, насколько сильными, яркими, любимыми, заботливыми, независимыми и умными являются женщины, которые решили не иметь детей».
МОНИКА, ГЕРМАНИЯ
«Это сообщество людей, которые с гордостью отстаивают свой выбор, уважая и поддерживая выбор других. Я чувствую, что могу быть собой».
ЧЕНОА, АВСТРАЛИЯ
«Для меня We are Childfree означает расширение прав и возможностей. Когда я нашел сообщество, я начал принимать, обнимать и праздновать себя, что дало мне много свободы».
LÉA, ГЕРМАНИЯ
«Я так благодарна We are Childfree за возможность увидеть, как другие женщины со всего мира наконец получили право голоса и свободу говорить о своем выборе».
ДЖОДИ, ТУРЦИЯ
«Мощное движение. Я так рада, что иду по пути без детей в составе такого вдохновляющего сообщества».
КЕЙТЛИН, ГЕРМАНИЯ
«Когда я наткнулась на We Are Childfree, я заплакала, потому что почувствовала, что наконец-то нашла воду в этой пустыне — месте, где я не только принята, но и нормальна. И только это произвело революцию в моем существовании».
ДАНИЯ, США
Предыдущая
Следующая
«Я нахожусь на «заборе», но нашел столько утешения на вашей странице…. это заставляет меня чувствовать себя спокойнее, чтобы наконец принять решение вверх так или иначе. Еще раз спасибо!”
«Я еще не уверен, и это сообщество помогает мне понять, что все, что я выберу, является правильным решением, и я люблю вас за это💛»
«Я ТАК благодарна, что нашла ваше дело и миссию! Нет слов, чтобы описать мою признательность и радость от встречи с вами!»
«Я еще не уверена, хочу ли я быть биологической матерью, но это сообщество многое сделало для меня, показав различные пути и варианты. Независимо от моего решения, это поможет мне сделать его осознанным, а не основанным на страхе или условностях».
«То, что ты делаешь, совершенно замечательно, и ты честно делаешь ТАКОЕ значение для ТАКОГО количества людей. Спасибо!!!!»
«Мне нравится сообщество We are Childfree, оно наводит мосты. Это то, что нам нужно, а не новые стены. 😘»
«Большой поклонник вашего подкаста. Большое спасибо за всю работу, которую вы делаете для сообщества CF».
«Мне нравится этот канал, подкаст и все такое. Желаю вам всего наилучшего и очень хочу, чтобы это стало мировым явлением 👍👍»
«АМИНЬ!! Спасибо тебе большое за это! Это изменило мою жизнь ❤️»
«Спасибо за все замечательные посты о бездетности. Я рад, что нашел это сообщество, чтобы иметь возможность знать, что это не только я 🙂”
“иметь место, чтобы продолжать проверять себя, не чувствовать себя одиноким, иметь противоядие от ожиданий всех остальных, это так важно . Спасибо хх»
«Я чувствую себя намного более комфортно и свободно, как ребенок, благодаря тому, насколько сильным я сейчас себя чувствую — непосредственно в результате этой страницы и историй, которыми вы делитесь!!»
@wearechildfree_
ПОДКЛЮЧИМ
Жизнь без детей | Time
Однажды вечером, когда ей было 14 лет, Лора Скотт вместе с матерью мыла посуду на кухне, когда решила, что не хочет иметь ребенка. «Ты можешь передумать», — сказала ее мать, которую Скотт описывает как «до костей уставшую» от жизни, в которой у нее «не было времени на себя». Мама Скотта работала сэмплером в обивочной компании; приготовив ужин для Скотта и ее брата, она парковала их перед телевизором и спускалась в подвал, чтобы провести вечер за кройкой и шитьем. Эта жизнь была тем, что для Скотта означало «делать все». — Я узнал, что ты можешь, но хотел ли ты? она сказала. В 26 лет Скотт женился и ждал, когда она передумает. «Я думала, меня ударит биологическая молния, — вспоминает она. «Это никогда не происходило. И я понял, что со мной все будет хорошо». Как она говорит из своего офиса в Тампе, где она работает профессиональным тренером, писателем и режиссером-документалистом: «Моим главным мотивом не заводить детей было то, что я любила свою жизнь такой, какая она есть».
Скотту сейчас 50 лет, она более чем в порядке: она довольна. И она не одна. Уровень рождаемости в США является самым низким за всю историю Америки, включая кризис рождаемости во время Великой депрессии. С 2007 по 2011 год, последний год, за который имеются данные, коэффициент рождаемости снизился на 9%. Отчет Pew Research за 2010 год показал, что бездетность увеличилась во всех расовых и этнических группах, в результате чего примерно 1 из 5 американских женщин заканчивает детородный период без материнства, по сравнению с 1 из 10 в 19 странах.70-е годы. Еще до того, как разразилась рецессия, в 2008 году, доля женщин в возрасте от 40 до 44 лет, которые никогда не рожали, выросла на 80%, с 10% до 18%, с 1976 года, когда новый авангард начал ставить под сомнение репродуктивный императив. Эти статистические данные, возможно, не имеют веса бездетности в некоторых европейских странах — например, в Италии, где почти четверть женщин никогда не рожают, — но рост одновременно драматичен и, в масштабах нашей истории, довольно внезапный.
Решение иметь ребенка или нет является личным делом, но оно принимается, по крайней мере в Америке, в культуре, которая часто приравнивает женственность к материнству. Рождаемость, возможно, и упала, но индустрия детских товаров находится на рекордно высоком уровне, по оценкам, 49 долларов.миллиардов на 2013 год. Любая национальная дискуссия о борьбе за примирение женственности с современностью, как правило, начинается и заканчивается одной темой: воспитанием детей. Даже книга Шерил Сандберг «Lean In», посвященная поощрению профессионального развития женщин, посвящает большую часть домашних советов тому, как совмещать работу и семью, предполагая, что, как и ее автор, амбициозные женщины будут иметь и то, и другое. Здорово, что мы находимся в центре культурного разговора об индивидуальном выборе и структурных барьерах, которые формируют нашу жизнь. Но если вы женщина, которая не в окопах мамы, чаще всего вас исключают из обсуждения.
( ПОДРОБНЕЕ : Снижение рождаемости не означает катастрофу)
Отсутствие детей не освобождает бездетных женщин от порицаний. В декабрьской колонке в «Нью-Йорк Таймс» под заголовком «БОЛЬШЕ МЛАДЕНЦЕВ, ПОЖАЛУЙСТА» Росс Даутхат утверждал, что «уход от воспитания детей на каком-то уровне является симптомом истощения позднего модерна» — индикатором «упадка», обнаруживающим «упадок сил».
Поскольку лечение бесплодия стало широко доступным, не говоря уже об усыновлении, даже женщины с клиническим бесплодием имеют больше возможностей, чем когда-либо, стать матерями, что увеличивает вероятность того, что любая женщина, которая этого не сделает, будет осуждена за свой выбор. «На женщин оказывается большее давление, чтобы они стали матерями, выполняли это обязательство, чем я когда-либо видела», — говорит Эми Ричардс, автор книги «Выбор: родить ребенка, не теряя себя». «Раньше мы считали, что женщина не может контролировать», есть у нее ребенок или нет. «Теперь мы думаем, что это ее выбор, поэтому мы можем винить ее».
И в основном она. Статистики измеряют детородный возраст женщины в возрасте от 15 до 44 лет — диапазон, который может меняться по мере развития протоколов фертильности, но на данный момент это означает, что гораздо проще назвать бездетной женщину определенного возраста, чем мужчину, который может стать первым. отец в 65 лет. Как в культурном, так и в академическом плане «женщины бездетны по умолчанию, во всех исследованиях в области социальных наук», — говорит Памела Смок из Центра демографических исследований Мичиганского университета. Это применимо независимо от того, замужем женщина или одинока, гетеросексуальна или лесбиянка. «Раньше лесбийское материнство было оксюмороном, но теперь это совершенно другая игра», — говорит Нэнси Мезей, автор книги «Новый выбор, новые семьи: как лесбиянки решают о материнстве». «Теперь есть это давление американского культурного мышления, это требование материнства».
( ЕЩЕ : Жизнь без детей)
Несмотря на это, женщины, которые решили не становиться матерями, находят новые пути принятия. По мере роста их рядов — и по мере того, как сообщество взрослых без детей диверсифицируется с точки зрения расы, уровня образования и политической принадлежности — растет и позитивное отношение к возможности вести полноценную бездетную жизнь. Попутно эти женщины изобретают новый женский архетип, для которого иметь все это не означает иметь ребенка.
Почему у тебя нет детей?
Бремя оправдания, как правило, ложится на бездетных женщин. Мы редко спрашиваем: «Зачем тебе дети?» Вместо этого «Почему бы и нет?» Один ответ, который я слышал в десятках интервью, звучит так: «Я все жду, когда биологические часы тикают». Еще одна общая черта бездетных женщин — отсутствие интереса к куклам или семейным играм с друзьями. Некоторые не выносят детского шума. Но многие из этих женщин предпочли работать с детьми в качестве учителей или консультантов — так сказать, заботиться о мире — или иметь близкие отношения с детьми друзей, братьев и сестер, иногда предоставляя им жилье на каникулы или откладывая средства на обучение в колледже. «Я люблю детей. Мне просто не нужно иметь его », — это общий рефрен.
Обозначение для женщин, которые в юном возрасте чувствуют, что они не материальный материал, а затем придерживаются этого самопознания, ранними усыновителями. Если есть биологическое объяснение этому импульсу или его отсутствию, его еще предстоит открыть. Некоторые исследования материнского инстинкта показали, что он срабатывает, как только женщина рожает, но совершенно другой вопрос, приводит ли нас наша природа к зачатию. Один исследователь спорно предположил, что бездетные женщины просто умнее. В Лондонской школе экономики Сатоси Канадзава начал представлять стипендию, утверждающую, что чем умнее женщины, тем меньше у них шансов стать матерями. Многие коллеги в этой области не приняли его выводы: Канадзава проанализировал Национальное исследование развития детей в Великобритании, в котором участвовала группа людей в течение 50 лет, и обнаружил, что высокий интеллект коррелирует с ранним — и на всю жизнь — усыновлением бездетности. Он обнаружил, что у девочек, участвовавших в исследовании, повышение IQ на 15 баллов снизило шансы стать матерью на 25%. Когда он добавил элементы управления для экономики и образования, результаты были такими же: детский интеллект предсказывал бездетность.
( ОПРОС : Что вы думаете о жизни без детей?)
Конечно, более высокий IQ часто ведет к получению высшего образования и более высоким альтернативным издержкам. Именно женщины из этого подмножества чаще всего отказываются от родительства и предпочитают называть себя бездетными. «Бездетность — это для тех, кто хочет ребенка, но не имеет его. Это недостаток. Мне ничего не недостает», — говорит Лора Кэрролл, автор книги «Матрица младенца». Лаура Кипнис, культурный критик Северо-Западного университета, также отвергает определение женщин без детей как «-менее» — как будто, по ее словам, «ваша жизнь не будет полноценной без этого, как если бы вы восполнили естественное отсутствие». это с ребенком, мир имеет смысл».
В то время как высокообразованные белые женщины по-прежнему возглавляют число бездетных, исследование Pew 2010 года сообщает, что другие группы догоняют их. 34-летняя Эсмеральда Шочитл Флорес, которая написала и поставила пьесу о бездетности чикано, говорит, что в ее семье материнство никогда «не рассматривалось как вариант. Это скорее данность». Флорес родился в Калифорнии в семье мексиканки и отца-гондурасца. Она говорит мне, что ее унаследованная культура требует, чтобы «семья была вашей гордостью, вашим успехом». На самом деле, отмечает она, весь смысл риска и потрясений иммиграции касается «поколений, которые продолжаются». Заявить, что материнство не для вас, как это сделала Флорес, может показаться изменой, говорит она, — трагедией для членов семьи и друзей, некоторых из которых, по ее словам, она больше не видит. Флорес, несмотря на свою категорическую бездетность, счастливо сожительствует с мужчиной и его 15-летней дочерью. Она говорит, что договоренность работает, потому что он защищает ее выбор; наличие дочери в доме «не должно быть причиной, по которой вы должны отстраняться от того, что для вас важно», — говорит он ей, как и поздние ночи в некоммерческой организации, где она работает в операционной. «Я до сих пор борюсь с этим, потому что не хочу, чтобы меня считали мамой», — признается Флорес. Тем не менее, по ее словам, это была победа — влюбиться в латиноамериканца, который мог терпеть ее позицию по поводу бездетности — редкость даже в студенческом сообществе, таком как Помона, Калифорния.
Некоторые ученые объясняют 30-процентное увеличение числа бездетных чернокожих женщин с 1994 по 2008 год неудовлетворенной одинокой жизнью. «Одна из возможных теорий заключается в том, что они отказываются подпадать под стереотип» о незамужней черной матери, — говорит Дженнифер Хикс Лундквист, социолог из Массачусетского университета в Амхерсте, изучающая расу и пол, добавляя, что в своих обширных исследованиях рождаемости и создание семьи, часто можно услышать, как успешные чернокожие женщины оплакивают то, что, по их словам, является нехваткой чернокожих мужчин с таким же образованием.
Но Джена Старкес, веб-дизайнер, говорит: «Это не имеет никакого отношения к тому, что я ищу «хорошего черного мужчину». говорит, что не могла пройти через фильтр знакомств eHarmony, пока не солгала в своей анкете о желании иметь детей. Она говорит, что в эти дни она не может по-настоящему поговорить со своими старыми друзьями, чьи приоритеты сместились в сторону «гламурного мученичества» воспитания детей, как она это называет. По иронии судьбы, Старкес зарабатывает на жизнь развитием электронной коммерции для мамочек. Материнство, по ее словам, теперь представляет собой огромную потребительскую базу: от органических комбинезонов и Veggie Booty до перегруженных рекламой блогов, посвященных всем аспектам материнских стремлений. «До того, как появилась индустрия мамочек, до того, как появился продукт для перевозки, вы никогда не слышали, насколько это была самая тяжелая работа в мире», — говорит она. «Если это самая трудная работа в мире, я чертовски счастлив, что мне не приходится ее делать. Ты не должен так говорить, но это правда».
( Точка зрения : «Я просто не хочу ребенка»)
Для тех, у кого нет работы, есть преимущества. «Я могу делать все, что угодно: покупать ненужную красивую вещь, планировать поездки с нашими стареющими родителями, спать, проводить день, не разговаривая ни с кем, отправлять посылки племянницам и племянницам, записываться на языковые курсы, ходить выпить с другом под влиянием момента», — говорит счастливая партнерша по имени Дженна Джонсон, уроженка Вирджинии, которая живет в Нью-Йорке. «Я знаю, что все это было бы возможно с детьми, но это, безусловно, было бы сложнее. Мои планы — профессиональные, ежедневные, долгосрочные, даже просто на отдых — свободны от всех непредвиденных обстоятельств, которые приходят с детьми».
Большие надежды
Немногие женщины проводят свое детство, стремясь к свободной жизни. Мечты наяву часто принимают форму постоянных привязанностей: моногамной страсти, порождающей блаженное материнство. Тем не менее, когда мы становимся старше, мы меняемся вместе с нашими экономическими, профессиональными, социальными и романтическими реалиями. Филип Морган, директор Центра народонаселения Каролины, на протяжении многих лет говорил в многочисленных интервью, что никто не хочет иметь меньше двух детей. Он имеет в виду множество опросов, которые измеряют намерения женщин в отношении фертильности, в которых молодых женщин просто спрашивают, сколько детей они хотели бы иметь. (Этот вопрос обычно не задают молодым мужчинам.) Конечно, их не спрашивают о профессиональных затратах или продолжительной романтической любви.
Но эти факторы способствуют отсрочке деторождения, что, по словам Моргана, является «настоящей историей фертильности за последние 20 лет. По его словам, женщины откладывают материнство из-за работы, образования или отсутствия желаемого партнера, а тем временем «развивают образ жизни, который им нравится». Как говорит Джойс Абма, социолог из Национального центра статистики здравоохранения, «решение завести детей — это не включение-выключение, а скорее континуум». Одна женщина рассказала мне, как в 40 лет прочитала в журнале статью о «четырех стадиях взрослой жизни»: колледж, карьера, дом, дети. «Я подумала: «Боже мой, я навсегда застряла на третьем месте», — сказала она. Она ждала, что начнется паника, но этого не произошло.
(Без сожалений: почему у меня нет детей)
Альтернативные издержки для американки, которая отказывается от карьеры, могут в среднем достигать 1 миллиона долларов в виде потери зарплаты, потери продвижения по службе и так далее, говорит экономист Брайан Каплан. . (Каплан, автор книги «Эгоистичные причины иметь больше детей», утверждает, что ей все равно следует пойти на это.) Такие опасения нельзя игнорировать, особенно в условиях экономического спада, независимо от того, озвучивают ли женщины эту жертву или нет. Но Кэтлин Герсон, профессор социологии в Нью-Йоркском университете, чьи исследования сосредоточены на работе, гендерной и семейной жизни, говорит, что отсрочка — это гораздо более сложная задача, чем составление резюме, сверяющееся с биологическими часами: «Это то, что дает женщинам время, чтобы построить свою жизнь. и думать о том, как они хотят жить. Другие обязательства заменяют то, что могло означать материнство». Герсон говорит, что женщины живут в социальном контексте «будь проклятым, если ты делаешь, будь проклятым, если не делаешь» в стране, которая, по ее мнению, придает особое значение самодостаточности наряду с глубокой приверженностью материнству. Смесь порождает невозможный конфликт. Без независимости мы неудачники. При этом мы эгоистичны.
Рост родительской привязанности с ее иммерсивными требованиями и явными экономическими затратами на воспитание ребенка — для ребенка, родившегося в 2011 году, в среднем 234 900 долларов США до 18 лет, по данным Министерства сельского хозяйства США, и 390 000 долларов США, если ваша семья зарабатывает более 100 000 долларов — сделали материнство грозной перспективой для некоторых женщин. Социолог Джулия Маккуиллен видит четкую связь между сообщениями о материнстве, которые мы слышим, и растущим желанием отказаться от него. «На культурном уровне женщинам постоянно даются советы, что нужно больше инвестировать в своих детей», — говорит она. «Если мы делаем материнство нереальным, зачем нам заниматься этой работой?»
Лия Клаус не понаслышке знает о растущих требованиях современных американских родителей, работая няней и учителем рисования для детей. «Это требует всего от вас, и я не знаю, хочу ли я отдать все это», — говорит 27-летний мужчина. Она и ее муж Пол, живущие в Ноксвилле, штат Теннеси, поженились четыре года назад и не планируют заводить семью. Лия посвящает свое время работе над собственными творческими проектами и открытию пекарни; 29-летний Пол посвящает себя ведению блога и работает в сфере обслуживания клиентов в компании, занимающейся процессингом кредитных карт. Каждую неделю они играют в игру, в которой смотрят на свое расписание и пытаются представить, как они могли бы вписать в него ребенка с их работой и участием в своей церкви. «Это уже безумие», — говорит Лия. «Я не чувствую, что мы можем делать то, что мы делаем, и быть хорошими родителями — и для меня акцент был бы на том, чтобы быть хорошими родителями».
Окружающий рев материнства
В течение 15 лет работы в четырех разных университетах демограф Стефани Бохон спрашивала студентов, собираются ли они иметь детей. «Они все поднимают руки, — говорит она, — а потом я спрашиваю, почему — и никто не может мне ответить. Вот что делает социальный императив». Культурный шум о материнстве стал таким постоянным гамом, что многие из нас его даже не замечают. Но спросите любую женщину в возрасте 30 или 40 лет, которая еще не рожала, и она, скорее всего, скажет вам, что окружающий рев угнетает. Товары от чистящих средств до автомобилей предназначены для матерей. Журналы регулярно публикуют материалы о родительских испытаниях — СОБСТВЕННОЕ ВРЕМЯ, ДОСТАТОЧНО ЛИ ТЫ МАМ? обложка способствовала вирусной волне — и преклоняла колени перед позолоченными иконами знаменитого материнства, женское общество которого герцогиня Кембриджская является лишь последним членом. (Я насчитала 36 изображений голливудских матерей и младенцев в недавнем выпуске журнала Life & Style; таблоиды сделали из часов для новорожденных популярную рекламу. )
Патриция О’Лафлин, терапевт из Лос-Анджелеса, специализирующаяся на консультировании женщин, которые сомневаются в своем выборе, говорит, что самым болезненным камнем преткновения является идентичность, которую бездетные женщины сформировали в детстве в связи с ожиданием материнства. Даже решительные не застрахованы: Лия и Пол Клаус держат в шкафу коробочку для младенцев с розовой пачкой, которую она когда-то купила для воображаемой девочки-младенца, и статьей о воспитании детей-ботаников, которая, по его словам, была ему интересна. «Это снисходительная жизнь, о которой мне приходится горевать», — говорит Лия. «Если бы мы решили завести детей, нам пришлось бы оплакивать жизнь, которая у нас есть сейчас».
Даже если вы относитесь к меньшинству женщин, которые не вырастают, усваивая идею о том, что вам суждено стать родителями, мамочкин гул не умолкает. «Меня возмущает, что вся культура этой страны одержима детьми, — сказала мне Рэйчел Эйджи на следующий день после своего 40-летия. «А социальные сети — это всего лишь площадка для публикации фотографий ваших детей. Мне нечего добавить в Facebook. В 40 лет это тяжело». (Она еще не купила нашумевшее приложение Facebook для блокировки детей, чтобы подвергнуть цензуре фотографии потомков, но она говорит, что испытывает искушение.) Эйджи окончила Южный библейский колледж, где ее учили, что, чтобы быть благочестивой женщиной, нужно производить потомство для царство. «Я просто знала, что не могу обменять на это свою свободу, — говорит она. Она переехала в Нэшвилл как подающая надежды исполнительница и перестала ходить в церковь, потому что она была «угнетающе ориентирована на семью». Почти 30% супружеских семей в столичном районе Нэшвилла бездетны, но даже в светских, творческих уголках Мьюзик-сити Эйджи не встречала культура, поддерживающая жизнь без иждивенцев. Раньше в городской стартовый комплект входили кожаная куртка, гитара и пачка сигарет. Сегодня ее обменяли на брюки для беременных Lululemon, коляску и пачку подгузников.
«Я всегда чувствовала, что существует культурный императив — теперь есть субкультурный императив», — говорит Кейт О’Нил. Она и ее партнер переехали из Калифорнии в Нэшвилл; она ездила туда писать песни — хотя сейчас она одна из ведущих городских предпринимателей — а он ездил туда рисовать. Несмотря на высокий уровень бездетности, говорит О’Нил, ей было трудно найти путь в социальный мир, где «в последнее время материнство было настолько поглощено всевозможной эстетикой». Я слышал подобные наблюдения от женщин, у которых брал интервью в Бостоне, Остине и Сан-Франциско.
Элеонора Уэллс, исследователь рынка из Нью-Йорка, говорит, что даже в свои 50 лет она находит суждение на каждом шагу. «Многие женщины принимают мой выбор на свой счет, — говорит она. Недавно, по ее словам, женщина в метро поинтересовалась, есть ли у нее дети, а затем ошеломленно спросила: «Кто будет заботиться о тебе, когда ты состаришься?» Уэллс хотела ответить, что дома престарелых заполнены родителями, но она говорит, что просто улыбнулась, пошла домой и собрала чемоданы для ежегодной поездки в Мартас-Винъярд с друзьями. «Когда я была моложе, я находила это более утомительным», — говорит она. «Теперь мне плевать, что кто-то думает. Становится легче».
На пути к выбору
Лаура Скотт руководит документальным проектом «Бездетность по выбору», в котором собраны истории людей, отказавшихся от родительских обязанностей. «Чтобы сделать этот выбор, вы действительно должны быть в состоянии управлять и ориентироваться во всех предположениях, которые будут сделаны о вас», — говорит она. «Вы должны быть в состоянии бросить вызов статус-кво».
«Тяжелее всего бывает в возрасте от 30 до 40 лет, — говорит автор Going Solo Эрик Клиненберг. Именно тогда социальная изоляция имеет тенденцию достигать пика среди людей без детей. «Люди повсюду сообщают об опыте наблюдения за тем, как друзья просто растворяются в своих маленьких домашних мирках. Это настоящая точка стресса», — говорит он, не старение и смерть в одиночестве, как боятся люди — и как незнакомцы, так и члены семьи склонны увещевать — но одиночество между тем, когда друзья рожают детей, и когда они становятся пустыми гнездами. Это случилось с Клаузами раньше, чем предполагает Клиненберг, поскольку их южно-христианский круг, кажется, уже растворился в родительских обязанностях. Они говорят, что за последние несколько лет их жизнь стала более одинокой и узкой. «Вы строите крепкие отношения, а потом они меняются. Для них это здорово, а для вас — отстой», — говорит Клаус. Но недавно у них было первое «свидание» — роллер-дерби — с бездетной парой в их церкви. Говорят, это было огромное облегчение.
По мере того, как растет число бездетных, растут и возможности вести полноценную, связанную жизнь с другими людьми, не являющимися родителями. Только на сайте социальной сети Meetup.com насчитывается около 20 000 членов групп без детей примерно в 90 городских районах — одна для женщин в пригороде Нью-Джерси, одна для одиноких и пар в Чикаго и так далее. Однажды вечером в пятницу в торговом центре в пригороде Нэшвилла за длинным столом в Buffalo Wild Wings собирается группа бездетных детей. Большинство из 24 человек здесь живут в соседних домах, и ни у кого из них нет детей.