Психологический словарь: бихевиоризм
ПСИХОЛОГИЯ
Стимул, реакция, эксперимент, десенсибилизация — собрали для вас краткий словарь бихевиориста
Бихевиоризм
(англ. behavior — поведение)
Бихевиористское течение предполагало, что психологии следует отойти от изучения психологических процессов, поскольку они, по мнению бихевиористов, не могут наблюдаться научными методами, быть строго фиксируемыми и экспериментально подтверждаемыми. Вместо этого предлагалось сосредоточиться на объективных причинах поведения человека, на том, как влияют на него внешние стимулы — явления и предметы.
Согласно этой позиции предметом наблюдения должно было стать поведение человека и внешние факторы, влияющие на него. Вкратце бихевиоризм можно охарактеризовать как перенос «условных рефлексов» Павлова в область психологии личности. Фундаментом, на котором была выстроена теория, стал распространившийся в то время материализм.
Именно на стыке XIX—XX вв.еков психологи начали проводить эксперименты, многие из которых впоследствии стали классическими. Психология становилась эмпирической, а не чисто умозрительной наукой, что и послужило подспорьем в развитии бихевиористского течения.
Необходимо признать, что в развитии психологии бихевиоризм сыграл очень большую роль, заложив основы будущих когнитивной психологии, рационально-эмоционально-поведенческой терапии и собственно необихевиоризма, используемого сегодня, например в области педагогики и коррекции поведения.
Основная концепция
Согласно бихевиористической теории человеческое поведение определяется внешней средой по принципу «стимул — реакция».
Стимул здесь — наблюдаемый извне раздражитель, действующий на человека, а реакция — это его движение при совершении действия, вызываемое стимулом. Стимулами могут быть зрительные раздражители, звуки, изменения среды — влажности или температуры, — но не чувства человека или его желания.
Поскольку стимул и реакция объективно связаны, предполагалось, что, выявив их связи, станет возможным моделировать человеческое поведение, не вдаваясь в подробности психологических процессов.
Внутренние же процессы, по мнению бихевиористов, — не более чем добавочные явления, эпифеномены. Они находятся вне причинных связей и таким образом не могут влиять на человека. Внимания, по мнению классического бихевиоризма, достойны лишь подлинные, объясняемые причинно-следственными связями «действительные явления» — феномены.
История
Основы учения заложили Джон Уотсон в своей статье 1913 года «Бихевиоризм», предлагавшей приступить к реформированию психологии в точную науку, и его современник Торндайк, открывший сыгравшие важную роль в формировании концепции закон упражнения и закон эффекта, проводя эксперименты на животных.
Хотя в Советском Союзе бихевиоризм считался одним из «буржуазных искажений психологии», большое влияние на него оказали опыты и эксперименты таких ученых, как Павлов и Сеченов.
Эдвард Ли Торндайк, Джон Бродес Уотсон
Именно им он обязан определением поведения как объективно наблюдаемой системы реакций организма на различные стимулы.
Во второй половине ХХ века Беррес Фредерик Скиннер открыл принцип оперантного обусловливания, согласно которому условные рефлексы могут образовываться не только путем подкрепления стимула, но и подкреплением возникающей на него реакции. Скиннер был последовательным бихевиористом и отвергал роль мыслительных механизмов в психологии, но при этом его влияние на современников было настолько велико, что в 1972 году Американская психологическая ассоциация признала его наиболее выдающимся психологом ХХ века, поставив впереди Зигмунда Фрейда.
Незадолго до этого, в 1969 году, Альберт Бандура предложил свою теорию социального научения, включающей в список мотивов, формирующих человека, наравне с внешними влияниями среды также и когнитивные и внутренние факторы. Именно тогда начался закат классического бихевиоризма и переход его методов в разряд не более чем одного из инструментов практикующего психолога.
Пять определений из словаря психолога-бихевиориста
(Важно помнить, что в других течениях психологии те же слова могут иметь другое значение.)
Поведение — основа действий человека, формируемая из комплекса взаимодействий «стимул — реакция» (S>R). Поведение, согласно бихевиористам, определяется внешними факторами и тем, как отвечает на них человеческий организм. Личность, по мнению этой теории, — не более чем набор поведенческих реакций.
Стимул — наблюдаемый внешний раздражитель, оказывающий воздействие на человека, формируя его реакции и через них — поведение. Подлежит корректировке путем введения новых стимулов или замещения реакций на существующие.
Реакция — то, как организм человека отвечает на внешние стимулы. Движение или действие, вызываемое тем, что действует извне человека. Путем подкрепления можно редактировать связки «стимул — реакция», добиваясь коррекции поведения человека.
Эксперимент — опытное, воспроизводимое выявление связей между стимулами и ответными действиями тела. Бихевиоризм известен своими экспериментами, многие из которых, например знаменитый «Маленький Альберт» Уотсона и Розали Рейнер, были позже признаны выходящими за рамки этики.
Десенсибилизация — для бихевиориста — процесс выработки новой связки «стимул — реакция» или изменения работы уже существующей. По сути — выработка у человека условного рефлекса. В современном необихевиоризме — создание связки между ситуацией стресса и расслаблением.
Автор: Олег Уппит
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Практическая психология. Бихевиоризм
Статья написана студентом Хекслета. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Начну с того, что эта теория многим не нравится, поскольку никто не хочет ощущать себя собакой Павлова: звякнул звоночек — и тут же началось слюноотделение. Однако она работает. И поскольку регулируется лимбической системой, работает очень эффективно и с весьма устойчивыми результатами.
Итак, для тех, кто не знает, о чём идёт речь. Бихевиоризм — направление в психологии, сформировавшееся в конце XIX века в США как противопоставление господствовавшим тогда психологическим течениям. Ряд психологов заявили, что то, что происходит в голове человека, — чёрный ящик, поэтому давайте будем изучать только видимые проявления — поведение. Собственно, именно этим они и занялись. Современные знания об эффективном научении кого угодно чему угодно базируются во многом именно на бихевиористских и нео-бихевиористских исследованиях.
В простейшем варианте внешнее проявление поведения индивида (неважно, человека или животного) основано на петле связи Стимул – Реакция. А дальше в этот процесс включаются механизмы подкрепления, положительного или отрицательного. Кстати, даже у голубей возникают суеверия — случайным образом подкрепленные действия, не имеющие объективно ничего общего с достижением результата (такое исследование проводил Б. Скиннер).
Положительно подкрепляемые действия индивид стремится повторять, чтобы снова получить подкрепление. Отрицательно подкрепляемых, наоборот, стремится избегать. Так, например, если вам нужно отучить кота залезать на стол, в следующий раз, когда он это сделает, неожиданно уроните рядом с ним крышку (издайте неприятный громкий звук). Велика вероятность, что в следующий раз он подумает, стоит ли туда лезть. Другой вопрос, что устоявшееся поведение от однократного отрицательного подкрепления вряд ли изменится. Кроме того, если на этом самом столе кот каждый раз получает для себя вкусное положительное подкрепление, такой метод и вовсе не сработает.
Кстати, владельцы собак часто совершают одну и ту же ошибку. Если собака убежала, её долго зовут, а когда она, наконец, подходит к хозяину, начинают ругать. Получается, что отрицательно подкрепляют такие хозяева именно приход собаки, то есть добиваются прямо противоположного результата: в следующий раз собака не захочет подходить к хозяину ещё дольше. Так мы переходим к одному из важнейших постулатов: подкрепление должно производиться вовремя, то есть в момент совершения действия или сразу же после него. И никак иначе! Поскольку связывание действия и реакции на него производится не в сознании, а на подсознательном уровне.
Очень умело механизмы подкрепления используют разработчики игр, поскольку им надо «зацепить» клиентов, чтобы те не ушли к конкурентам, коих в геймдеве немало. В простейшем варианте это хлопушки, шарики, аплодисменты в случае успешного выполнения задания или прохождения уровня. Связь здесь достаточно прозрачна: если человеку игра не будет приносить удовольствия, он не захочет в неё играть. Если после каждого задания человек чувствует себя крутым, он хочет играть дальше, чтобы испытать это чувство ещё и ещё.
И, кстати, положительное подкрепление можно успешно использовать в борьбе с прокрастинацией: очень часто проблема заключается в том, чтобы начать что-то делать. Разрешите себе, например, съесть что-нибудь вкусное (именно для вас), если поделаете то, что нужно, в течение, например, 15 минут. Как правило, этого времени достаточно, чтобы осознать, что задача не так страшна, как казалось, чтобы втянуться, а положительно подкрепленное начало действия позволит проще начать делать эту (или другую) задачу в следующий раз.
Перейдём к более близкой нам сфере — обучению. Тут стоит упомянуть и ещё один принцип, помогающий достичь результата максимально быстро: прокачивайте одновременно только один навык. То есть, например, если вы хотите научиться стрелять по внезапно появляющимся в разных местах мишеням, не стоит сразу с этого начинать. Имеет смысл по-отдельности (в разные моменты времени) тренировать скорость реакции, дальность и точность попадания. При этом вовсе не обязательно сначала научиться одному, потом другому, потом третьему, можно просто разнести эти моменты на три разные занятия в течение одного и того же дня. Главное, когда вы тренируете один аспект, не смотреть на то, что другие, возможно, уже натренированные, стали хуже получаться — это нормально, их качество позже восстановится.
И, кстати, если вы вообще никогда не стреляли в цель, стоит начать со статичных мишеней на одном и том же, довольно близком, расстоянии. Здесь работает ещё один важный принцип: задача не должна быть недостижимой. Однако и на слишком лёгких задачах зависать не стоит, программа обучения всегда должна быть выстроена на несколько шагов вперёд, чтобы знать, к чему переходить, если какой-то этап даётся легче, чем вы рассчитывали.
Очень важно заканчивать занятие на получившемся моменте — это работает как положительное подкрепление для всего занятия в целом. Для этого нужно, во-первых, закончить до того, как ты устал (или обучающийся, если ты учишь кого-то), то есть не доводить до изнеможения и целого ряда неудач. Во-вторых, под конец занятия имеет смысл припасти более простое упражнение. В третьих, если вы попали в полосу неудач, лучше переключиться на принципиально другую деятельность в рамках всё того же занятия. Можно вернуться к неудачному упражнению чуть позже или, вообще, в следующий раз. И четвёртый момент, касающийся уже не каждого занятия: если вы долго-долго мучились, и оно (что бы то ни было), наконец, получилось, — остановитесь, хватит на сегодня! Это чувство «я смог» — сильнейшее положительное подкрепление. И, думаю, оно в той или иной мере знакомо всем, кто проходит Хекслет 😊
Кстати, сформированное поведение требует периодического положительного подкрепления. Ключевое слово здесь — периодического. Если делать это постоянно для уже усвоенных действий, роль подкрепления уменьшается. А вот если подкреплять поведение время от времени, оно становится более устойчивым. И, как ни странно, чем реже подкрепляешь, тем более устойчивым становится поведение. При этом, если совсем его не подкреплять, оно постепенно угасает. Главное, если хочется избавиться от нежелательного подкрепления, перестав его подкреплять, следить за систематическим соблюдением этого правила, иначе, наоборот, вместо избавления от поведения вы его ещё больше закрепите.
Всё, что описано выше, удобно использовать, когда вы хотите освоить какой-нибудь практический навык, например, научиться играть на гитаре или стрелять из лука. Однако и в интеллектуальном научении эти принципы можно использовать. Так, например, «выращивается» любовь к математике у детей на математических кружках. Дерзайте, и у вас всё получится!
Теория стимул-реакция — Мир психологии
- Поведенческая психология
Как теория стимул-реакция объясняет наше поведение в психологии.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Литература
- Павлов И. «Условные рефлексы: исследование физиологической активности коры головного мозга». Лондон: Издательство Оксфордского университета, 19.27.
- Харрис, Б. «Что случилось с Маленьким Альбертом?» Американский психолог 34:2. 1979.
- Рескорла, Роберт. «Теория павловского кондиционирования: различия в эффективности подкрепления и отсутствия подкрепления». Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У вас стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У вас стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощи
Интерпретация ваших снов
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как победить стресс и успешно сдать экзамены
Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Подписаться Мир Психолога
Теория обучения Торндайка «стимул-реакция» (определение + примеры)
На протяжении многих лет психологи задавали много вопросов о том, как мы принимаем решения. Они также попытались ответить на эти вопросы с помощью теорий и школ мысли, которые могут сильно отличаться от теорий, появившихся ранее. Психология — это постоянно развивающаяся наука, но уроки прошлого по-прежнему считаются важными для усвоения.
Что такое теория стимул-реакции Торндайка для обучения?
Теория стимул-реакция была предложена Эдвардом Торндайком, который считал, что обучение сводится к двум вещам: стимул и реакция. В знаменитом опыте Павлова «раздражителем» была пища, а «реакцией» — слюноотделение. Он считал, что все обучение зависит от силы связи между стимулом и реакцией.
Если эта связь была сильной, ответ, вероятно, возникал при предъявлении стимула. Чтобы вызвать конкретную реакцию на конкретный стимул, вам нужно было усилить его связь одним из нескольких способов. Здесь вступает в действие эксперимент Павлова.
Когда вы думаете о бихевиоризме, вы можете подумать о собаке Павлова. Этот эксперимент является одним из самых известных экспериментов в истории психологии. Это также одно из самых убедительных доказательств теории, подпадающей под более широкую категорию теории стимул-реакции (S-R). Теории стимул-реакции пытаются объяснить, как ведут себя люди. Эти теории и бихевиоризм в целом не являются авангардом современной психологии. Тем не менее, они по-прежнему служат важным уроком о том, почему мы верим в то, во что верим в отношении принятия решений, поведения и человеческой природы.
Давайте рассмотрим три концепции, которые Торндайк разработал при объяснении теории обучения «стимул-реакция»: закон эффекта, закон упражнения и закон готовности.
Закон Эффекта
До того, как Павлов работал с собаками, Торндайк работал с кошками.
Он положит их в коробку. Вне коробки был кусок рыбы. Когда кошки искали способы добраться до рыбы, они пытались выбраться из ящика. Убежать было так же просто, как потянуть за рычаг. Когда кошка потянула за рычаг, они смогли уйти и насладиться рыбой.
Торндайк наблюдал, как кошек помещали в этот ящик снова и снова в одних и тех же условиях. Он увидел, что время, необходимое для того, чтобы потянуть за рычаг, уменьшалось по мере того, как кошки ассоциировали рычаг с рыбой. Это помогло ему разработать Закон Эффекта.
Закон Эффекта гласит, что если реакции на стимулы производят удовлетворительный эффект, они, вероятно, будут повторяться. Если ответы производят неудовлетворительный эффект, их, скорее всего, будут избегать. Кошкам нравился кусок рыбы, к которому они могли получить доступ, потянув за рычаг. Если разъяренная собака заменила рыбный лом, Закон Эффекта гласит, что эти кошки не будут дергать за рычаги.
Мы ищем реакции с положительным эффектом, укрепляя связь между стимулом и реакцией.
Закон упражнений
Закон упражнений — это элемент работы Торндайка, который он позже модифицировал. Первоначально Торндайк считал, что частые связи стимула и реакции усиливают эту связь. Например, чем чаще кошке давали возможность потянуть за рычаг и получить рыбу, тем сильнее была бы эта связь и тем больше вероятность того, что она потянет за рычаг. Но, продолжая свою работу, Торндайк понял, что это не обязательно верно. Если реакция приводит к неудовлетворительному эффекту или наказанию, связь между стимулом и реакцией не будет усиливаться. Но Торндайк заметил, что связь может не ослабевать каждый раз, когда субъект «наказывается».
Закон Готовности
Быть объектом непрерывных испытаний по натяжению рычагов и побегу из ящиков звучит утомительно. Если кошка, человек или любое другое существо слишком устали, чтобы что-то попробовать, они могут просто вздремнуть и оставить ответ в подвешенном состоянии. Эта идея соответствует закону готовности Торндайка.
Закон готовности гласит, что связь между стимулом и реакцией усиливается в зависимости от готовности субъекта к обучению. Если субъект, будь то кошка или человек, не заинтересован или не готов учиться, он не будет связывать стимул и реакцию так сильно, как тот, кто нетерпелив и взволнован.
Эти три закона легли в основу многих других теорий бихевиоризма. Более поздние бихевиористы, в том числе Б. Ф. Скиннер, Эдвин Гатри и Иван Павлов, предложили теории, которые связаны с работами Эдварда Торндайка или вдохновлены ими.
Другие теории реакции на стимул
Теория смежности
Одна из таких теорий включает теорию смежности Эдвина Гатри. Как и другие бихевиористы, Гатри считал, что обучение происходит, когда устанавливаются связи между стимулом и реакцией. Но его идеи выходили за рамки упражнений и готовности. Теория смежности включала закон смежности, который предполагал, что время играет роль фактора силы между стимулом и реакцией. Если бы реакция не появлялась сразу после стимула, испытуемый с меньшей вероятностью связывал бы стимул с реакцией. Если вечером у вас болит живот, вы можете связать реакцию своего тела с тем, что вы ели утром, но гораздо более вероятно, что вы свяжете реакцию с тем, что вы съели на обед или ужин. Время имеет значение.
Теория снижения влечения
Еще одна теория, подпадающая под определение стимул-реакция, — это теория Халла, снижающая влечение. Эта теория, разработанная в 40-х и 50-х годах Кларком Халлом, а затем Кеннетом Спенсом, стремилась «уменьшить масштаб» бихевиоризма и объяснить движущую силу всего человеческого поведения. Стимул и реакция по-прежнему имеют решающее значение для этого влечения.
Драйв, по словам Халла и Спенса, — это состояние, которое испытывают люди, когда у них возникает потребность удовлетворить свои потребности. Если вы голодны, вы находитесь в состоянии драйва. Если вы жаждете секса, комфорта или безопасности, вы находитесь в состоянии драйва. Как люди, мы хотим уменьшить драйв и вернуться к состоянию спокойного гомеостаза.
Что вы делаете, когда голодны? Вы едите пищу и чувствуете себя сытым. Теория снижения влечения утверждает, что, когда результатом реакции является снижение влечения, субъект, скорее всего, будет реагировать на этот стимул таким же образом.
Классическое обусловливание
Мы не могли завершить эти теории, не упомянув о собаках Павлова. Павлов использовал теорию стимул-реакция, чтобы продемонстрировать, как собаки (или люди) могут учиться с помощью классического обусловливания. Это процесс, в котором «нейтральный» стимул связывается со стимулом, который уже вызывает реакцию. Как только эта связь установлена, ранее нейтральный стимул вызывает реакцию.
Когнитивная психология стала более актуальной
Теории реакции на стимул, говоря прямо, могут быть довольно простыми. Они также носят детерминированный характер. Никто не хочет верить, что его решения являются результатом какой-либо обусловленности. Дополнительные факторы, такие как ваш мыслительный процесс или опыт, сформировавший вас как личность, также могут влиять на принимаемые вами решения. Принятие решения или поведение часто кажется более сложным, чем просто реакция на раздражитель перед вами.
Хотя бихевиоризм и теория стимул-реакции десятилетиями находились в центре внимания психологии, они подвергались критике со стороны многих экспертов в этой области. Были ли все действия обусловлены бессознательным, или сознательный разум делал больше, чем мы предполагали? Является ли человеческое поведение и принятие решений более сложными, чем просто реакция на стимул? По мере того как эти вопросы поднимались все чаще и чаще, родились такие школы мысли, как гуманизм, позитивная психология и когнитивная психология.
Эти школы мысли также не застрахованы от критики. Таким образом, полная замена обучения бихевиоризму информацией по когнитивной психологии не обязательно является лучшим подходом. Хотя психологи рассматривают поведение как нечто большее, чем просто стимул и реакцию, мы не можем забывать теории, которые заложили фундамент того, что мы знаем сегодня.
Можете ли вы тренироваться, используя теорию стимул-реакция?
Учителя не полагаются исключительно на обусловливание или бихевиоризм при обучении своих учеников. Но вы все равно можете использовать концепции теории стимул-реакция, чтобы научить себя новому поведению. Хотите заправлять постель каждое утро? Хотите добавить 15 минут медитации в свою рутину? Может быть, вы хотите заменить сигарету сельтерской водой или жевательной резинкой. Прикоснитесь к законам теории стимул-реакция, чтобы «подготовить себя» и внедрить новое поведение в свою рутину.
Готовность: приверженность изучению нового поведения
Готовы научиться новому поведению? Отлично. Закон готовности гласит, что вы построите более прочную связь между стимулом и реакцией. Подтвердите свою готовность, записав свои цели. Это может быть так же просто, как написать: «Я собираюсь бросить курить» или «Я буду заправлять свою постель каждое утро». Если вы хотите пойти дальше, напишите , почему научиться или разучиться этому поведению так важно. Если вы запишете это, это не волшебным образом добавит какое-то поведение в вашу рутину, но оно будет мотивировать вас в те моменты, когда у вас может возникнуть соблазн пропустить какое-то поведение.
Эффект: Найдите подходящую «награду»
Какие приятные эффекты вы можете получить от выполнения определенного действия? Для многих Закон Эффекта побуждает людей вознаграждать себя. Именно это имели в виду бихевиористы, когда составляли графики подкрепления для обусловливания.
Допустим, вы хотите заняться бегом. В первый раз, когда вы бежите, вы чувствуете себя абсолютно прекрасно. Скорее всего, вы снова побежите! Если вы бежите без удовлетворительных результатов, вы вряд ли будете бегать снова, если не установите систему вознаграждения.