20.09.2024

Психологическая структура сознания: 6.2. Психологическая структура сознания

Содержание

6.2. Психологическая структура сознания

Как можно понять бессознательное? Какие измерения много­мерного сознания выделяют в современной психологии?

Сознание и бессознательное. Бессознательное как арефлексивное сознание

Мы уже отметили, что сознание представляет собой много­мерное образование. В ходе анализа сознания, в первую очередь описания практики сознания, мы выделили некоторые его обра­зующие, составляющие компоненты (в частности, его бытийный и рефлексивный компоненты). В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.

Одно из первых представлений о структуре сознания при­надлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархи­ческую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверх­сознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессозна­тельного.

Мы уже отмечали, что выделение З.

Фрейдом бессозна­тельного, создание им метода психоанализа представляют со­бой пример одной из практик работы с сознанием. Есть пред­положение, что подобное структурирование сознания исчер­пало свой объяснительный потенциал. В.П.Зинченко пишет, что «несмотря на то, что в этой структуре именно на подсозна­ние ложится основная функция в объяснении целостного созна­ния, многим поколениям психоаналитиков не удалось нащу­пать удовлетворительных путей проникновения в подсозна­ние» и в настоящее время речь идет о том, «чтобы найти но­вые пути к анализу сознания, когда подсознание и бессозна­тельное вообще необязательны как средство (и тем более как главная цель) в изучении сознания» [22].

Оригинальный подход к проблеме бессознательного предло­жен В.В.Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую, «внеприборную реаль­ность», не охватываемую естественными науками, науками о пространственно-протяженных, объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать

семантической в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.

Семантический мир — мир бессознательного — раскрывает­ся в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, откры­вающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они стано­вятся элементами, над которыми строятся логические конструкты.

Разграничение бессознательного и сознательного — это про­тивопоставление континиума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированно­го сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, яв­ляется искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.

Сознательное и бессознательное это не противоположно­сти, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное арефлек­сивное сознание.

Индивидуализированная форма «сознания вообще» это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроиз­водится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» — это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).

В наше время обе формы находятся под жесткой детермина­цией семиотической реальности сенсорно воспринимаемого ми­ра, лежащего в основе рационализма Нового времени. Симво­лизм буквально экранирован знаковыми структурами сознания (в наибольшей степени сформированного сознания, в наимень­шей — сознания ребенка, художника и т.п.). Поэтому требуется особая практика по формированию измененных (необыден­ных) состояний сознания, чтобы выходить в символическое пространство нашего мира.

Бытийный и рефлексивный слои сознания

В отечественной психологии сложился другой подход к ана­лизу структуры сознания. Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для соз­нания и сознание для бытия.

А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том, из чего об­разуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он

выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и разви­та В.П.Зинченко [23]. В сознании, помимо чувственной ткани, зна­чения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и дей­ствия. В итоге получается двухслойная уровневая структура соз­нания и четыре единицы его анализа (рис. 14).

В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от харак­теристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в тер­минах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.

Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других — как содер­жание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Поня­тие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенно­го культурного пространства. В культуре, в ее значимых содер­жаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, обще­ния, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт.

«В значениях, — писал А.Н.Леонтьев, — представлена преобразо­ванная и свернутая в материи языка идеальная форма существо­вания предметного мира, его свойств, связей и отношений, рас­крытых совокупной общественной практикой» [24].

Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что ин­дивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.

Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функ­ционирование значений в процессах деятельности и сознания кон­кретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями.

Смысл и создает пристрастность человеческого сознания.

Исследования смысловой сферы сознания в психологии свя­заны с анализом воплощения смысла в значениях (глубоко интим­ный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычер­пывания) смыслов из ситуации или наделения ситуации смыс­лом. При решении человеком сложных жизненных задач наблю­даются противоположные и циклически совершающиеся процес­сы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Оз­начить смысл — значит задержать реализацию программы дейст­вий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.

Биодинамическая ткань это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань это наблюдаемая и регист­рируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произ­вольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой созна­ния) таких движений и действий. Она заполняется когнитивны­ми, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями.

Под­линная целесообразность и произвольность движений и дейст­вий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодина­мической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движе­ния и действия в предметном и социальном мире имеют перво­степенное значение, и это соответствующим образом сказывает­ся на формировании их индивидуального сознания [25].

Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движе­ний, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, — писал А.Н.Леонть­ев, — состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… Благодаря чувственно­му содержанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности»

[26].

Чувственная ткань образа в созна­нии субъективно выражается в безотчет­ном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появ­ляются специфические переживания не­реальности ситуации, окружающего ми­ра, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира [27].

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тес­ной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными фор­мами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг дру­га» [28]. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутству­ют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее ис­токи и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

Структура сознания

Структура сознания

Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:

  • высшая часть – разумное начало,
  • средняя часть – волевое начало,
  • низшая часть – чувственное начало.

Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы: 

  • рационально-мыслительная, 
  • эмоционально-чувственная,
  • волевая.

Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях.  

Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает. Воля также входит в структуру сознания в качестве универсального регулятора сознательной деятельности человека, универсальной побудительной способности и мотивации деятельности.

В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.

  1. Уровень бессознательного.

Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком.

Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.

  1. Уровень сознания.

Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.

  1. Уровень сверхсознания. 

Сверхсознание включает в себя психические образования, которые человек может у себя сформировать с помощью целенаправленных усилий, используя определенные психотехники. На этом уровне человек может управлять физиологическими реакциями своего тела, изменять состояния сознания. В научных кругах встречается другое название этого уровня – расширенное сознание.

Следует отметить, что выделение тех или иных компонентов в человеческом сознании обусловлено сложностью этой философской категории. Для сознания не существует жестких границ между его компонентами и уровнями. Сознание функционирует как единое целое.

Функции сознания

Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:

  • Познание как процесс приобретения знания о внешнем и внутреннем мире – это главнейшая функция сознания, без которой невозможно представить себе бытие человека. Сознание является составной частью всех познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, представления – и организует их.
  • Регулирование поведения и деятельности человека. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности.
  • Отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания.
Замечание 1

«Мое отношение к моей среде есть мое сознание»

(с) К. Маркс

  • Творчество. Креативная функция сознания предполагает мыслительное конструирование принципиально нового. При этом творчество имеет множество проявлений: изобретательство, архитектура, художественное искусство, наука и т.п. Сознание в некотором смысле способно предвосхитить будущее, создавая то, что ранее не имело аналога.

Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Валерия Дедова

Преподаватель философии

7 Состав сознания | Я: натурализм, сознание и позиция от первого лица

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Ganeri, Jonardon,

‘7 Состав сознания’

,

The Self: натурализм, сознание и позиция от первого лица

(

Оксфорд,

2012;

онлайн онлайн. edn,

Oxford Academic

, 24 мая 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199652365.003.0009,

, по состоянию на 6 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Есть два способа объяснить природу феноменологически представленной собственности, конституирующей «погруженное» я. По существу, это рассматривается как отношение владения телом: теория сердцевинного «я» как телесного ощущения присутствия по отношению к себе является телесным описанием погружения. Другие отчеты развивают анализ на основе более подробного изучения структуры самосознания и дают субъективное, а не телесное описание погружения. В этой главе исследуются несколько субъективных оценок такого рода. Ключевой тезис буддийской философии сознания состоит в том, что существуют прото-интенциональные психологические процессы, благодаря совместному действию которых конституируется интенциональный опыт. Психологически примитивные процессы по отдельности принадлежат уровню ниже уровня интенциональности. Протокогнитивные и протоаффективные процессы объединяются, образуя состояния сознательного интенционального опыта, опыта, который представляет мир как мир, в котором внимание падает на объекты, регистрируемые перцепцией как подпадающие под схематические стереотипы, организованные в годологическом оценочном пространстве аффорданса и препятствия, формируя диахронический поток, готовясь к будущему опыту. Величайшее изящество и привлекательность теории заключается в том, что она одновременно признает несводимость феноменального характера опыта, признает совместный вклад ощущения и концептуализации в конституцию опыта, признает, что опыт как бы Насыщенная аффектом, эта оценка встроена в ткань опыта, она утверждает, что каждый опыт имеет в качестве основного ингредиента способность или тенденцию различным образом комбинироваться с другими, и делает внимание присущим опыту.

Ключевые слова: владение, погружение в себя, регистрация, оценка, создание стереотипов, подготовка, посещение

Предмет

ЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Психология; вводное исследование структуры и функций человеческого сознания,

Об этом изделии

Заголовок

  • Психология; вводное исследование структуры и функций человеческого сознания,

Имена

  • Энджелл, Джеймс Роуленд, 1869 г. -1949.

Создано/опубликовано

  • Нью-Йорк, Х. Холт и компания, 1904 г.

Заголовки

  • — Психология

Заметки

  • — Также доступен в цифровом виде.

Середина

  • VII, 402 с. илл., диаг. 21 см.

Номер телефона/физическое местоположение

  • BF131 .A5

Контрольный номер Библиотеки Конгресса

  • 04036948

Номер OCLC

  • 5581081

Онлайн формат

  • онлайн текст
  • изображение
  • пдф

Постоянная ссылка LCCN

  • https://lccn. loc.gov/04036948

Дополнительные форматы метаданных

  • MARCXML-запись
  • МОДС Запись
  • Дублинская основная запись

Манифест презентации IIIF

  • Манифест (JSON/LD)

Права и доступ

Книги в этой коллекции находятся в общественном достоянии и могут свободно использоваться и повторно использоваться.

Кредитная линия: Библиотека Конгресса

Подробнее об авторском праве и других ограничениях.

Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.

Процитировать этот товар

Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.

Чикагский стиль цитирования:

Энджелл, Джеймс Роуленд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *