10 психологических экспериментов о поведении человека, которые открывают удивительную правду о нас ⋆ ГардИнфо
Человека всегда завораживала неизвестность того, как работает разум и каковы причины нашего поведения. И вот в начале XX века получила развитие экспериментальная психология.
Исследования изучали целый ряд областей: от поведенческих до социальной динамики и сложных биологических процессов, происходящих в мозге. Результаты тщательно контролируемых исследований, проведенных во имя экспериментальной психологии, поведали многое о человеческом состоянии, благодаря им мы стали лучше понимать, почему мы ведем себя так или иначе.
Мы собрали список самых знаменитых и интригующих экспериментов прошлого века. От самых простых социальных до изучающих сложные поведенческие модели, которые раскрывают то, как работает человеческое подсознание, и сдвигают принятые этические рамки. Вы точно задумаетесь, все ли вы знаете о себе и на что способен человек на самом деле.
«Голубоглазые/кареглазые»
В 1968 году после убийства борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга учительница Джейн Эллиот попыталась обсудить проблемы дискриминации, расизма и предубеждения с учениками третьего класса в школе города Рисевилл, штат Айова. Чувствуя, что дети не только не понимают, что значит дискриминация по цвету кожи, но и никогда не встречали ее проявления в небольшом городе, Эллиот начала двухдневное упражнение «голубоглазые/кареглазые», чтобы показать всю несправедливость расизма.
Ученики были разделены на две группы по цвету глаз. У обладателей голубых глаз были привилегии в учебном процессе: вторая порция на обед, доступ в новую игровую комнату, лишние пять минут на перемене. Эллиотт разместила голубоглазых учеников на передних рядах класса, тогда как кареглазые были отправлены на задние ряды. Она мотивировала подопечных к общению только с одноклассниками из своей группы, советуя им избегать контактов с кареглазыми учениками.
Также представителям двух групп было запрещено пить воду из одного фонтанчика. Кареглазые постоянно подвергались наказанию со стороны учителя, когда не следовали правилам или допускали какие-то ошибки. Эллиотт подчеркивала различия между группами, выделяя достоинства голубоглазых учеников и недостатки кареглазых. На следующий день привилегированными учениками стали кареглазые.
В результате та группа, которая считалась превосходящей, стала лучше учиться. Те же, кто подвергался дискриминации, стали допускать больше ошибок — даже те ученики, которые до эксперимента были отличниками.
Ступени в виде пианино
Инициативная группа Volkswagen под названием The Fun Theory («Теория веселья») хотела доказать, что поведение человека может измениться к лучшему, если добавить в рутинные и скучные действия веселья. Они разместили в стокгольмском метро ступени в виде пианино, чтобы посмотреть, сколько людей выберет лестницу вместо эскалатора.
Результаты показали, что в тот день лестницу с музыкальными ступенями выбрали 66 процентов.
Скрипач в метро
12 января 2007 года около тысячи пассажиров, утром проезжающих через станцию метро в Вашингтоне, округ Колумбия, услышали небольшой бесплатный концерт, который исполнил скрипач-виртуоз Джошуа Белл. Он играл около 45 минут, исполнив шесть классических произведений на скрипке Страдивари 1713 года, которая, по некоторым данным, стоит 3,5 миллиона долларов.
Только шесть человек остановились, чтобы послушать музыку. Около 20 дали денег, продолжая идти своим обычным темпом. Скрипач собрал 32 доллара. Когда он закончил играть и наступила тишина, никто этого не заметил. Никто не аплодировал. Никто не понял, что один из лучших музыкантов в мире сыграл одну из самых сложных композиций на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов.
Писатель и журналист Washington Post Джин Вайнгартен (Gene Weingarten), автор этого эксперимента, описал его «как эксперимент о контексте, восприятии и приоритетах, а также оценке общественного вкуса: в банальной и скучной обстановке, в неудобное для всех время, будет ли заметна красота?».
Дым в комнате
Для эксперимента в одной комнате были собраны люди, которые заполняли анкету, когда из-под двери вдруг повалил дым. Что бы вы сделали? Вероятнее всего, встали бы и покинули помещение или сообщили об этом ответственному лицу. Теперь представьте себе ту же ситуацию, за исключением того, что вы не одни, с вами еще люди, которых, похоже, совсем не беспокоит дым.
Два нанятых актера должны были вести себя так, как будто ничего не происходит. В итоге только 10% испытуемых покинули комнату или сообщили о дыме. 9 из 10 фактически продолжали работать над анкетой, потирая глаза и отгоняя дым от лица.
Эксперимент показал, что люди реагируют медленнее или вообще не реагируют на чрезвычайные ситуации в присутствии пассивных личностей. Мы сильнее полагаемся на реакцию и поведение других людей, чем на собственные инстинкты. Если группа людей ведет себя так, как будто все в порядке, то, должно быть, так оно и есть, правильно? На самом деле нет. Не позволяйте себе бездействовать из-за пассивности других. Не стоит думать, что всегда поможет кто-то другой.
«Летний лагерь»
Этот эксперимент протестировал теорию реалистичных конфликтов и стал примером того, как возникает негативное отношение между группами из-за конкуренции за ограниченные ресурсы.
Экспериментаторы взяли две группы мальчиков 11 и 12 лет и поместили их в место, которое они посчитали летним лагерем. Первую неделю группы были разделены и не знали друг о друге. За это время отношения внутри групп стали крепче.
Далее мальчиков представили друг другу, и тут же стали появляться признаки конфликта. Экспериментаторы создали конкуренцию между группами, и, как и ожидалось, уровень враждебности и агрессивного поведения усилился.
На третьей неделе экспериментаторы создали условия, чтобы обе группы работали вместе, решая общую проблему. Например, проблема питьевой воды. У детей сложилось впечатление, что их питьевая вода была отрезана, возможно, из-за вандалов. Обе группы работали вместе, чтобы решить эту проблему.
К концу эксперимента, после того как мальчики из разных групп работали вместе, они подружились, что свидетельствует о том, что общая работа — это один из наиболее эффективных способов снижения предрассудков и дискриминации.
Эксперимент Carlsberg
Социальный эксперимент проводился датским пивоваренным заводом Carlsberg. Ничего не подозревающая пара входила в переполненный байкерами кинотеатр. Свободно было всего два места рядом с татуированным байкером.
По результатам неофициального эксперимента (он проводился в качестве рекламы продукта), не все пары сели на свободные места: увидев соседа, они тут же покидали зал. Некоторые все же оставались и занимали место, за что их сразу же вознаграждали аплодисментами и бесплатным пивом Carlsberg. Не стоит судить книгу по ее обложке.
Эффект дезинформации
В 1974 году Элизабет Лофтус начала изучать эффект дезинформации на примере дорожно-транспортных происшествий. В одном из экспериментов семь видеорядов длительностью от 5 до 30 секунд были показаны 45 студентам, разделенным на группы по 9 человек. В этих видео была запись автомобильной аварии. После каждого видео студенты заполняли опросный лист, первый пункт в котором был сформулирован так: «Дайте отчет об аварии, которую вы только что увидели».
Далее был представлен ряд конкретных вопросов про ДТП. Самый главный вопрос касался скорости автомобилей, представленных на видео. Девятерых человек спросили: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга?» Остальные испытуемые получили похожий вопрос, но в нем вместо слова «врезались» использовались слова «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». При использовании в вопросе слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость — 40,8 миль/ч. Результатом данного эксперимента стал вывод о том, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля. Лофтус сделала предположение, что это связано с изменениями представления в памяти испытуемых.
Эксперимент Милгрэма
Этот эксперимент был проведен в 1961 году психологом Стэнли Милгрэмом. Его целью было понять, как далеко могут зайти люди в подчинении авторитетам, даже если приказы от этих авторитетов вредят другим людям.
В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку все более сильным электрическим разрядом.
В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актером «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причем испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» демонстративно привязывали к креслу с электродами. «Учитель» получал «демонстрационный» удар током.
«Учитель» уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором. Экспериментатор поясняет «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей к ученику подводится соответствующее напряжение, при отпускании переключателя действие тока прекращается. Нажатый переключатель остается в нижнем положении, чтобы «учитель» не забывал, какой выключатель был уже нажат, а какой нет. Прибор производил серьезное впечатление реального, не давая повода сомневаться в подлинности эксперимента.
На самом деле никого не било током. «Ученик» специально отвечал на вопросы неправильно и делал вид, что ему становится больнее, поскольку напряжение якобы увеличивалась с каждым неправильным ответом. Несмотря на это, многие субъекты продолжали бить током людей, когда им приказывал авторитет — «экспериментатор». В конце концов 65% испытуемых применили такой «удар электричеством», который мог бы быть смертельным.
Результаты эксперимента показали, что обычные люди, вероятнее всего, будут следовать приказам от авторитетной фигуры, вплоть до убийства невиновного человека. Подчинение власти укоренилось во всех нас, поскольку именно так нас воспитывают в детстве.
Тест маршмеллоу
Эксперимент конца 1960-х — начала 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля включал серию исследований на тему отложенного вознаграждения.
Детей от 4 до 6 лет сажали на стул в комнату, где на столе лежало угощение (чаще всего маршмеллоу, иногда печенье или крендель). Детям говорили, что они могут съесть сладкое, но если подождут 15 минут и не поддадутся искушению, то получат вторую порцию.
Мишель заметил, что некоторые закрывали глаза руками или поворачивались так, чтобы не видеть сладости, другие начинали пинать стол, дергать себя за волосы или поглаживать зефир, как будто это была плюшевая игрушка. Другие же просто съедали зефир, как только уходили исследователи.
В эксперименте приняли участие более 600 детей. Сразу же съели угощение меньшинство. Из тех, кто пытался удержаться, одна треть получила второе угощение. Причем возраст был основным определяющим фактором.
Дальнейшие исследования показали, что дети, которые были в состоянии ждать, как правило, имели лучшие результаты в жизни, более высокий уровень образования и низкий индекс массы тела.
Эффект ложного консенсуса
В этом эксперименте исследователи спросили студентов колледжа, будут ли они ходить по кампусу в течение получаса с большой табличкой с сообщением: «Ешьте у Джо».
Затем студентов попросили прикинуть, как много людей согласится на это. В итоге те, кто согласился пройтись с табличкой, предположили, что большинство людей тоже согласятся. Те, кто отказался, естественно, думали, что большинство так же, как они, откажутся. То есть участники исследования твердо верили, что большинство людей сделает тот же самый выбор, что и они.
Результаты продемонстрировали то, что в психологии известно как эффект ложного консенсуса. Независимо от того, каковы наши убеждения, мнения или поведение, мы склонны полагать, что большинство других людей согласны с нами и действуют так же, как и мы.
bigpicture.ru
*Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики.
Бихевиоризм подробно — Психологос
Бихевиоризм — один из немногих англицизмов, использование которого оправдано самой природой нашего языка. С помощью «изм…а» можно вывести название системы почти из любого слова, но попробуйте проделать это с «поведением» (behavior по-английски буквально и означает — поведение). Данная школа — крупнейшая в мировой психологии XX века — всегда была представлена у нас (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате в сознании российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес.
Попробуем сформулировать самые важные из этих упреков.
Критика бихевиоризма
Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:
— заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного — внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;
— трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека др уровня автомата, робота, марионетки;
— опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;
— не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;
— не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;
— опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;
— неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;
— недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;
— игнорирует категории морали и нравственности;
— антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.
Как это ни покажется невероятно, но все эти утверждения почти дословно почерпнуты из работы самого знаменитого бихевиориста Б. Ф. Скиннера. Одну из своих самых известных книг он начинает перечнем упреков в адрес своей позиции, с тем чтобы затем их отвергнуть. Так уж повелось, что бихевиористам постоянно приходится оправдываться. Получается это иногда убедительно, иногда — не очень. Дабы разобраться в справедливости выдвинутых претензий и соответствующих контраргументов, попробуем проследить историю их возникновения. Как получилось, что бихевиористы дали столько поводов для критики, и можно ли что-то сказать в их защиту?
Появление психологии как науки
Психология оформилась в самостоятельную науку в последней четверти XIX в. Ее предметом было провозглашено сознание, а основным методом — интроспекция, т. е. изощренное профессиональное самонаблюдение. В качестве центральной задачи ставилось изучение содержания сознания, выявление его элементов (которых, по некоторым гипотетическим оценкам, должно насчитываться десятки тысяч) и связей между ними, образующихся по законам ассоциации.
Сегодня этот этап развития психологии справедливо расценивается как перевернутая страница в истории науки. Однако понадобилось несколько десятилетий, чтобы со всей очевидностью высветилась ограниченность интроспективного подхода и его невысокая практическая ценность. В наши дни мы понимаем психологию совсем иначе, чем это было принято сто лет назад. И во многом — благодаря теоретикам и практикам бихевиоризма, отважившимся выступить против господствовавшего в начале прошлого века академического взгляда на предмет и задачи психологии. Если бы психология по сей день оставалась такой, какой ее мыслили основоположники, мы вряд ли заинтересовасись бы ею.
Для своего времени (начало XX в.) бихевиоризм явился новым позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить многие явления душевной жизни. Однако уже по прошествии полувека эти две основные силы в психологии (об интроспекционизме никто уже всерьез не вспоминал) продемонстрировали присущие им слабости и издержки и фактически побудили новое поколение психологов объединиться в «третью силу» под знаменами гуманистической психологии. Кстати, именно от гуманистов в адрес бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика. А вот сегодня, по прошествии еще полувека, уже вполне очевидно, что и «третья сила» оказалась не безупречна и далеко не все ее амбиции основательны. Вероятно, впереди новый виток, на котором в единый вектор сложится накопленный предшественниками позитив и будут отброшены нереалистичные притязания. И похоже, в багаж психолога XXI века войдут и кое-какие достижения поведенческой школы. Ибо на одних комплексах в XXI веке далеко не уедешь, будь то комплекс Эдипа по Фрейду или комплекс Ионы по Маслоу.
История бихевиоризма
Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», который в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он, как нынче принято выражаться, их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером. Но это был не отчаянный порыв одинокого бомбиста, а закономерное разрешение назревшей революционной ситуации.
Представление об адаптивной (по отношению к внешним стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги). Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов — как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались.
Философскую основу бихевиоризма составил сплав позитивизма и прагматизма. Основатель позитивизма французский философ Огюст Конт считал, что единственно истинным знанием является знание об объективно наблюдаемых явлениях. Соответственно, подлинно научному исследованию доступны только наблюдаемые факты, что совершенно исключает из исследовательского инструментария всякие субъективные методы, в первую очередь — интроспекцию. К началу XX в. именно позитивизм определял ту научную атмосферу, «дух времени», в которых вызревала революция в психологии. Философия прагматизма, ведущими представителями которой выступали У. Джемс и Дж. Дьюи, выдвигала в качестве критерия истинности любого учения, любой концепции их практическую пользу (тут легко проследить аналогию с марксистской формулой «практика — критерий истины», хотя у нас ее долгие годы не принято было замечать).
Дьюи и Джемс повлияли на становление бихевиоризма не только своими философскими, но и психологическими идеями. В историю психологии Джон Дьюи (известный у нас преимущественно как философ и теоретик школьного дела) вошел как автор программной статьи «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), в которой призвал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности. В ту пору Дьюи работал в Чикагском университете, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя в противовес школе Вундта и Титченера функционалистами. Их кредо высказал Джеймс Энджелл в президентском адресе к Американской психологической ассоциации — «Область функциональной психологии» (1906).
В нем функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания — «аккомодация к новому». Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром.
Исследования Д. Уотсона
Эти представления, несомненно, оказали влияние на Уотсона, который некоторое время работал в Чикагском университете в качестве ассистента Энджелла.
Джемса, который, как известно, ни к какой научной школе не примыкал и собственной не создал, часто относят к предшественникам бихевиоризма на основании его теории эмоций. Представление Джемса об эмоциях, удивившее современников своей парадоксальностью, было первоначально изложено в 1884 г. в журнальной статье «Что такое эмоция?». Вопреки казавшемуся неоспоримым представлению о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах организма, Джемс предложил рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений: внешний раздражитель вызывает в организме (мышцах и внутренних органах) пертурбации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний. Пафос выступления Джемса состоял в том, чтобы превратить эмоциональные состояния в объект, доступный естественнонаучному постижению. Эту задачу он пытался решить сведением субъективно переживаемого к телесному. Гипотеза Джемса носила умозрительный характер и впоследствии не выдержала опытной проверки, но в свое время сыграла роль катализатора новых воззрений на психические процессы. Первое десятилетие XX в. характеризовалось, в марксистских терминах, нарастанием революционной ситуации. В 1910 г. Энджелл писал, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как это произошло с термином «душа». Три года спустя, незадолго до появления манифеста Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее просто забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных. В 1911 г. Уолтер Пилсбери в своей книге определил психологию как науку о поведении. Он настаивал, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому объ¬екту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью-йоркское отделение АПА работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?». Он писал о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания и заменить их понятием поведения как достаточного объекта для психологических исследований». В те же годы появляются книги Макса Майера «Фундаментальные законы человеческого поведения», Уильяма Мак-Дугалла «Психология: изучение поведения». Уотсону оставалось выйти на трибуну и провозгласить, что революция, о которой так долго говорили психологи, — свершилась!
Конечно, нельзя недооценивать и собственные заслуги Уотсона, обобщившего свой 12-летний опыт изучения поведения животных, а также богатый опыт, накопленный к тому времени в лабораториях Америки и… России! В США первая подопытная крыса была запущена в первый экспериментальный лабиринт еще в 1900 г. , а в России изучение собачьих рефлексов началось еще раньше. Нет ничего удивительного в том, что в американских учебниках психологии, Россию высокомерно игнорирующих, пара русских имен все же обязательно упоминается — Павлов и Бехтерев. Понятно, что упоминаются они — причем с большим почтением — в главах, посвященных бихевиоризму.
Отказавшись от традиционных для академической психологии понятий, прежде всего — сознания, недоступного объективному изучению, психологи-бихевиористы сосредоточили внимание на том, что «весомо, грубо, зримо», — феноменах поведения, и именно в терминах поведения стали трактовать все явления душевной жизни. Поведение трактовалось ими как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Такая трактовка сама по себе открывала перед исследователями широкие перспективы. Ведь согласно их представлениям, знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующую реакцию, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения. Понятно, что на первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение и закрепление нового опыта.
Практическое применение бихевиоризма
Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность — прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, — поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься — не на том ли основана идеология всей тренинговой работы? Хотя, конечно, редкий современный тренер согласится признать себя бихевиористом, напротив — еще наговорит кучу красивых слов об экзистенциально-гуманистических идеалах своей деятельности. Но попробовал бы он осуществлять эту деятельность без опоры на поведение!
Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.
Бихевиоризм в педагогике
Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробывание различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».
Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?
Итоги
Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого. Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев действительно производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.
Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может-служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе они ни принадлежали, такого успеха пока не добился.
Что такое поведенческая теория обучения?
Каждый учитель знает, что обычно в его классе есть ученик, которым трудно управлять и с которым трудно работать. Их поведение обычно трудно контролировать, и может потребоваться дополнительная работа, чтобы заставить их обратить внимание и перестать отвлекать других. Если вы учитесь на учителя, ваши курсы помогут вам освоить методы управления классом, которые подготовят вас к трудным ученикам. Кроме того, чрезвычайно важно узнать о теориях обучения и признать, что существуют разные методы и мысли о том, как люди учатся.
Бихевиоризм или теория поведенческого обучения — это популярная концепция, которая фокусируется на том, как учащиеся учатся. Бихевиоризм фокусируется на идее о том, что все виды поведения учатся через взаимодействие с окружающей средой. Эта теория научения утверждает, что поведение усваивается из окружающей среды, и говорит, что врожденные или унаследованные факторы очень мало влияют на поведение.
Распространенным примером бихевиоризма является положительное подкрепление. Студент получает небольшое удовольствие, если он получает 100% на своем тесте по правописанию. В будущем студенты усердно работают и готовятся к тесту, чтобы получить награду.
Бихевиоризм имеет ключевое значение для педагогов, поскольку он влияет на то, как учащиеся реагируют и ведут себя в классе, и предполагает, что учителя могут напрямую влиять на поведение своих учеников. Это также помогает учителям понять, что домашняя обстановка и образ жизни учащегося могут влиять на его поведение, помогая им увидеть это объективно и работать над улучшением.
Бихевиоризм зародился как реакция на интроспективную психологию в 19 веке, которая в значительной степени полагалась на рассказы от первого лица. Дж. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер отвергли интроспективные методы как субъективные и не поддающиеся количественной оценке. Эти психологи хотели сосредоточиться на наблюдаемых, поддающихся количественной оценке событиях и поведении. Они сказали, что наука должна учитывать только наблюдаемые показатели. Они помогли сделать психологию более актуальной, показав, что ее можно точно измерить и понять, а не просто основывать на мнениях.
Уотсон и Скиннер считали, что если бы им дали группу младенцев, то то, как они были воспитаны, и окружающая среда, в которую они были помещены, были бы окончательным определяющим фактором их поведения, а не их родители или их генетика.
«Собаки Павлова» — популярный бихевиористский эксперимент. Группа собак слышала звон колокольчика, а затем им давали еду. Через некоторое время, когда звенел колокольчик, у собак выделялась слюна, ожидая еды еще до того, как они ее увидели. Это именно то, что утверждает бихевиоризм: то, что мы переживаем, и наше окружение определяют то, как мы действуем.
Последовательность стимул-реакция является ключевым элементом понимания бихевиоризма. Дается стимул, например, звенит звонок, а в ответ происходит следующее: у собаки выделяется слюна или дается корм. Теория поведенческого обучения утверждает, что даже сложные действия можно разбить на стимул-реакцию.
В классе теория поведенческого обучения играет ключевую роль в понимании того, как мотивировать учащихся и помогать им. Информация передается от учителей к учащимся в ответ на правильный стимул. Студенты являются пассивными участниками поведенческого обучения — учителя дают им информацию как элемент стимул-реакция. Учителя используют бихевиоризм, чтобы показать учащимся, как они должны реагировать и реагировать на определенные стимулы. Это необходимо делать повторяющимся образом, чтобы регулярно напоминать учащимся, какое поведение ищет учитель.
Положительное подкрепление является ключевым в теории поведенческого обучения. Без положительного подкрепления учащиеся быстро откажутся от своих ответов, потому что они не будут работать. Например, если учащиеся должны получать наклейку каждый раз, когда они получают пятерку за тест, а затем учителя перестают давать это положительное подкрепление, меньшее количество учеников может получить пятерки за свои тесты, потому что поведение не связано с вознаграждением за их.
Повторение и положительное подкрепление тесно связаны с теорией поведенческого обучения. Учителя часто стараются найти правильный баланс между повторением ситуации и получением положительного подкрепления, чтобы показать ученикам, почему они должны продолжать такое поведение.
Мотивация играет важную роль в поведенческом обучении. Положительное и отрицательное подкрепление могут быть мотиваторами для учащихся. Например, ученик может получить похвалу за хорошую оценку на тесте, это положительное подкрепление. Отрицательное подкрепление по-прежнему является мотивацией, побуждающей ученика действовать желаемым образом, но удаляет элемент, чтобы заставить ученика что-то сделать. Например, учащемуся может не понадобиться делать домашнюю работу, если он хорошо сдал тест. Оба эти мотиватора ценны для улучшения поведения в классе.
Если вас интересуют теории обучения в сфере образования, степень WGU может помочь вам продвинуться по карьерной лестнице в сфере образования!
Заинтересованы в образовании?
Вы можете продолжить свою карьеру, получив диплом WGU.
Узнайте об образовательных степенях
Теория поведенческого обучения и теория социального обучения основаны на схожих идеях. Теория социального обучения согласуется с теорией поведенческого обучения о внешнем влиянии на поведение. Однако теория социального научения идет еще дальше и предполагает, что внутренние психологические процессы также влияют на поведение. Учащиеся или отдельные лица могут видеть, как что-то делается, но теория социального научения утверждает, что внутренние мысли влияют на то, какая поведенческая реакция возникает.
Бихевиоризм не изучает и не рассматривает внутренние мыслительные процессы как элемент действий. Социальное обучение утверждает, что поведение гораздо сложнее, чем простой стимул и реакция бихевиоризма. Он предполагает, что учащиеся учатся посредством наблюдения, а затем сознательно решают имитировать поведение. Есть основные эмоции, такие как давление со стороны сверстников и желание соответствовать этому влиянию поведения.
Учителя могут применять методы стратегии поведенческого обучения в своем классе разными способами, в том числе:
Сверла. Учителя могут практиковать навыки, используя шаблоны упражнений, чтобы помочь учащимся увидеть повторение и подкрепление, которые использует теория поведенческого обучения.
Вопрос и ответ. Учителя могут использовать вопрос в качестве стимула и ответ в качестве ответа, постепенно усложняя вопросы, чтобы помочь учащимся.
Управляемая практика. Учителя могут принимать непосредственное участие в оказании помощи учащимся в решении проблем, чтобы дать им поощрение и демонстрацию поведения, которым вы хотите, чтобы они следовали.
Регулярный просмотр. Обзоры важны для теории поведенческого обучения. Возвращаясь к материалу и давая положительное подкрепление, учащиеся лучше запоминают информацию.
Положительное подкрепление. В классах бихевиористов регулярно используется положительное подкрепление. Это может быть в форме словесного подкрепления и похвалы, системы вознаграждения, дополнительных привилегий и многого другого.
Хотя бихевиоризм является отличным вариантом для многих учителей, эта теория подвергается критике. Бихевиоризм лучше всего подходит для определенных результатов обучения, таких как иностранные языки и математика, но не так эффективен для аналитического и комплексного обучения.
Другие критики поведенческого обучения говорят, что эта теория недостаточно охватывает человеческое обучение и поведение и что она не полностью разработана. Появились и другие теории, которые развивают бихевиоризм дальше, подразумевая, что существует множество дополнительных факторов, которые следует учитывать при оценке поведения.
Если вы надеетесь однажды стать учителем, важно получить соответствующую степень и полномочия, которые помогут вам подготовиться к успеху. Также важно понимать теории обучения, чтобы быть готовым к работе со студентами и классом. Когда вы лучше разбираетесь в психологии и в том, как студенты учатся, у вас гораздо больше шансов добиться успеха в качестве педагога.
Примеры бихевиоризма | YourDictionary
DESCRIPTION
пример бихевиоризма с диаграммой домашних дел
ИСТОЧНИК
monkeybusinessimages / iStock / Getty Images Plus
0
- 900 02 Используется по лицензии Getty Images
Бихевиоризм — это теория, на формирование поведения через обусловливание. Он фокусируется на подкреплении надлежащего или желаемого поведения с помощью положительного или отрицательного подкрепления, а также на устранении нежелательного поведения с помощью наказания. Он фокусируется только на поведении, которое можно наблюдать или измерить. Он не включает изучение эмоций или мотивов. Просмотрите несколько примеров бихевиоризма, чтобы узнать больше.
Положительное подкрепление включает применение желаемого стимула после желаемой реакции. Идея состоит в том, что человек будет продолжать демонстрировать определенное поведение, если он получит за это вознаграждение. Есть много примеров положительного подкрепления.
- У четырехлетней Эммы есть график работы по дому, который включает в себя такие действия, как заправлять постель, одеваться, чистить зубы и нести тарелку с завтраком в раковину. Если она выполняет свою работу по дому, она получает наклейку в своем графике работы. Как только у нее будет пять наклеек, она сможет выбрать, что будет на десерт для всей семьи.
- Родители часто используют систему поощрений, когда приучают малыша к горшку. Каждый раз, когда ребенок совершает желаемое действие — например, садится на горшок, утром у него сухой подгузник или идет в туалет на горшке, — родитель дает ребенку награду, например, наклейку или конфету. . Надежда состоит в том, что ребенок будет продолжать демонстрировать желаемое поведение из-за вознаграждения, пока оно в конечном итоге не станет привычкой.
- Компании часто предлагают повышение заработной платы сотрудникам, демонстрирующим отличные результаты. Надежда на повышение может служить мотивацией для сотрудников хорошо выполнять свою работу.
- Второклассник миссис Смит ведет себя плохо. Она разрабатывает систему управления поведением в надежде мотивировать их вести себя лучше. В конце каждого часа, если учащиеся выполнили правила на приемлемом уровне, она ставит отметку на доске. В конце дня, если оценок больше пяти, она рисует на доске звезду. Как только будет десять звезд, класс получит пиццерию. Она надеется, что вечеринка с пиццей побудит их следовать правилам.
- Клиент пишет благодарственное письмо, в котором хвалит члена команды. Начальник хвалит сотрудника, о котором было написано письмо, на собрании персонала и добавляет бонус в размере 50 долларов к зарплате сотрудника. Это положительное подкрепление за превышение ожиданий клиентов.
- Человека, который предлагает идею, хвалят за это, даже если эта идея неосуществима. Поскольку человек знает, что его усилия были оценены по достоинству, он с радостью продолжает вносить предложения и идеи.
Реклама
Отрицательное подкрепление также является инструментом для подкрепления желаемого поведения, но оно предполагает устранение нежелательного стимула. Идея состоит в том, что человек, вероятно, продолжит определенное желаемое поведение, если это означает, что он может избежать последствий, которых он или она не хочет. Есть много поведенческих перспективных примеров отрицательного подкрепления.
- Мать Стива злится и кричит на него, когда он забывает делать свою работу по дому. Он не хочет, чтобы на него кричали, поэтому старается не забыть закончить свою работу по дому.
- Сотрудники, которые не выполняют свою недельную норму продаж, должны представить отчет с объяснением причин невыполнения нормы и того, что они будут делать по-другому на следующей неделе. Сотрудник, который не любит писать отчеты, может быть мотивирован работать усерднее, чтобы выполнить свою норму, чтобы избежать написания отчета.
- Учителя, которые хотят, чтобы учащиеся хорошо справлялись с викторинами, могут поощрять их к этому, давая домашнее задание, которое они должны выполнить только в том случае, если их оценка за викторину в классе ниже определенного уровня. Учащиеся могут усерднее готовиться к тесту, чтобы им не приходилось делать домашнюю работу.
- Пациентка не хочет, чтобы ее врач беспокоил ее из-за ее веса, когда она идет на осмотр. Чтобы этого не произошло, пациент ест здоровую пищу, считает калории и регулярно занимается спортом.
- Человек, который не любит ходить к стоматологу, понимает, что лучший способ избежать болезненных и дорогостоящих стоматологических процедур – это ходить на чистку зубов каждые полгода.
- Джилл действительно не любит тренироваться, но она знает, что ее кости и суставы будут болеть, если она не будет заниматься спортом регулярно. Она продолжает регулярно заниматься спортом, чтобы избежать этого нежелательного последствия.
Реклама
Наказание
Наказание направлено на устранение поведения, а не на его усиление. Это может включать в себя отнятие того, что человек хочет, что является негативным наказанием. Или это может включать применение отрицательного последствия, то есть положительного наказания. В конечном счете, человек должен усвоить, что ему нужно прекратить вести себя так, чтобы предотвратить последствия, которых он не хочет.
- Если старшеклассник опаздывает в школу более трех раз за отчетный период, он или она получает отработку и должен оставаться после уроков. Школьные чиновники надеются, что возможность отбывать срок в заключении побудит учеников приходить в школу вовремя.
- Сара имеет обыкновение превышать скорость по дороге на работу. Однажды утром ее остановил полицейский и выписал штраф в размере 275 долларов за превышение скорости. После этого она больше никогда не разгоняется. Страх получить еще один билет и необходимость заплатить еще больше своих с трудом заработанных денег является достаточным сдерживающим фактором, чтобы удержать ее от повторного превышения скорости.
- Студенты-спортсмены должны поддерживать по крайней мере оценку C в каждом классе, чтобы участвовать в различных видах спорта. Если оценка падает ниже C, спортсмен не будет допущен к соревнованиям, пока он или она не улучшит оценку. Наказание за то, что они не участвуют в играх, может мотивировать учеников быстро делать то, что необходимо для улучшения его или ее оценки.
- То, что один человек считает положительным подкреплением, на самом деле может рассматриваться как наказание. Начальник, стремящийся вознаградить лучших сотрудников, пригласив их на обед, должен понимать, что сотрудники могут не захотеть пойти с ним на обед. Некоторые сотрудники могут рассматривать это как наказание и таким образом мотивировать на неудовлетворительную работу.
- Если над членом команды, который предлагает идеи для проекта, смеются или иным образом ругают, это пример наказания. В следующий раз, когда появится возможность поделиться идеями, член команды, скорее всего, не будет высказываться из-за негативных последствий, которые были применены в прошлый раз, когда он или она это сделали.
- Когда люди пытаются избавиться от вредных привычек, они иногда надевают резинку на запястье и щелкают ею всякий раз, когда ловят себя на том, что делают то, что хотят прекратить. Если кто-то, кто много ругается, делает это каждый раз, когда появляется термин, который ему не следует использовать, этого может быть достаточно для прекращения такого поведения.
Реклама
Примеры поведенческой психологии
Эти примеры положительного и отрицательного подкрепления и наказания иллюстрируют бихевиоризм в действии.