15.04.2025

Бихевиористская концепция: 4. Бихевиористская концепция.

Содержание

4. Бихевиористская концепция.

Проводя условно знак равенства между понятиями «поведенческая» и «бихевириальная поведенческая» психология и психотерапия, мы исходим, во-первых, из дословного перевода (английское слово behavior переводится на русский язык как поведение), а во-вторых, цель нашей работы — ознакомление с общими основами главных направлений и возможностями применения (пусть весьма ограниченного, но несомненно важного) этих знаний и некоторых технических приемов в психолого-педагогической практике, а не теоретические попытки обосновать собственные направления.

Целью бихевиористской, или, как иногда пишут, бихевириальной психотерапии является именно изменение поведения от той модели, которая не помогала справиться с неврозом или другой психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к модели поведения или отдельным поведенческим умениям и навыкам, способным вывести человека из фрустрационного тупика.

Клиент с помощью психотерапевта находит эти модели поведения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех ситуациях, которые ранее порождали вышеупомянутые неврозы и психологические проблемы.

Многие из этих знаний и навыков могут быть успешно применены не только по отношению к другим, но и к себе самому, так как практически каждый человек страдает если не выраженными неврозами, то по крайней мере какими-то психологическими проблемами, с которыми может справиться и самостоятельно, но более успешно это происходит при наличии специальных знаний и уже достаточно проверенных в психотерапевтической практике приемов.

Хотя основателем бихевиоризма как психологического направления по праву считается Джон Уотсон, многие, и в первую очередь американские бихевиористы, считают, что не меньшее влияние на развитие бихевиоризма оказали условно-рефлекторная теория и «поведенческие» эксперименты над животными И.П.Павлова.

Влияние Павлова на развитие бихевиоризма не отрицают и сами американские родоначальники бихевиоризма и зародившейся на его основе бихевириальной (поведенческой) терапии Б.Ф.Скиннера.

Идеи и экспериментальные работы Б.Ф.Скиннера внесли много нового не только в классический бихевиоризм как в психологическое направление, но и в психотерапию, распространяющуюся на лиц, страдающих неврозами, и просто на людей, желающих изменить, устранить или, напротив, приобрести определенные навыки, умения и поведенческие реакции в быту и для конкретных видов профессиональной деятельности.

Б.Ф.Скиннера по праву считают родоначальником бихевиористски ориентированного обучения (в процессе которого удельный вес теоретических знаний и формирования практических навыков резко изменился в сторону практики). В отличие от психоанализа, занимающегося психическими состояниями, бихевиоризм и особенно радикальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера акцентирует свое внимание на поведенческих реакциях и их экспериментальном изменении до нахождения и закрепления нужных моделей (в основном приспособительных навыков и умений).

Нередко можно встретить утверждения, что Скиннер, как и бихевиористы, считает сферы сознания и бессознательного не заслуживающими внимания. Это ошибочное, поверхностное суждение, вызванное нескрываемым критическим отношением бихевиористов к научной достоверности психоаналитических толкований, а также тем, что бихевиористы часто переносили на объяснение механизмов поведения человека закономерности, выявленные на опытах с животными.

Напротив, Скиннер, как и другие классики бихевиоризма, считает, что эти проблемы сознания и бессознательного настолько серьезны и так трудно поддаются научному анализу, что правильнее иметь дело с их внешними проявлениями в виде поведенческих реакций, изучать эти реакции и в тех случаях, когда они оказываются неэффективными для решения проблем клиента или даже их усугубляющими.

Итак, признав научно недостоверными существовавшие методы анализа и объяснения психических состояний человека, бихевиористы сделали своим «знаменем» формулу «S — R», где S обозначает стимул (определенный положительный или отрицательный раздражитель), а R обозначает поведенческую реакцию человека или животного на данный раздражитель.

При этом важность сознания, бессознательного и субъективные понятия не отрицаются (как ошибочно считают даже многие психологи), они просто не рассматриваются как не имеющие (в отличие от поведения) объективного измерения. Поведение же считается объективно наблюдаемым феноменом и, каким бы сложным или странным оно ни казалось, может иметь объективные критерии и методы наблюдения, исследования и коррекции.

Скиннер не игнорирует такое понятие, как личность, но определяет его с точки зрения бихевиоризма, то есть как «сумму паттернов» (определенных типов, «целостных совокупностей поведенческих реакций») поведения, а не как «изолированную самость».

В соответствии с вышеприведенной формулой бихевиоризма (S — R) различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. При этом различия в поведенческих реакциях на одни и те стимулы определяются индивидуальными генетическими различиями в предыдущем опыте и в генетической истории. То есть, еще раз предостерегая от вульгарного упрощения бихевиоризма, подчеркиваем, что даже самый радикальный его представитель Б.Ф. Скиннер не упрощал толкования поведенческих реакций и считал их зависящими от многих скрытых факторов, в том числе от генетических особенностей, но не считал их проблемой, посильной для объективного научного исследования (по крайней мере на современном уровне состояния науки). Однако он и его последователи предпринимали попытки определенного толкования генетической истории по паттернам поведенческих реакций.

О глубине подходов Скиннера говорит то, что, относясь с глубоким уважением к идеям И.П.Павлова и особенно к организации его экспериментов, он утверждал, что нельзя упрощенно объяснять поведение не только человека, но и животных лишь с позиции условно-рефлекторной теории.

Если И.П.Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обусловливания. Можно сказать, что принцип оперантного обусловливания (кстати, по аналогии с принципом психического детерминизма, только по отношению не к психическим состояниям, а к поведению) подразумевает, что никакое поведение, в том числе то, которое на первый взгляд не вписывается в схему ожидаемого ответа на стимул, не является случайным или необъяснимым. Просто эти причины могут не лежать на поверхности, однако их надо искать как в предыдущем опыте клиента, так и в его генетической истории, комбинация которых оперантно (действенно) обусловила данное поведение.

Остальное близко к схеме выработки условного рефлекса в экспериментах И.П.Павлова. То есть правильные или желательные (по условиям эксперимента) поведенческие реакции поощряются (получают определенный вид положительного подкрепления), а неправильные или ошибочные порицаются (испытуемый получает определенный вид «наказания»).

Как было установлено Павловым и подтверждено многочисленными экспериментами бихевиористов, положительные санкции закрепляли требуемую модель поведения, а отрицательные снижали вероятность поведенческих реакций (ответов), за которые следовало «наказание» (отрицательный подкрепляющий стимул).

Однако повторяем, что Скиннер считал необходимым при анализе такого поведения рассматривать не просто схему S — R (стимул — реакция), а предусматривать то, что данная реакция еще и оперантно обусловлена предыдущим опытом и генетической историей испытуемого.

Первичными положительными и отрицательными «подкрепителями» правильных или ошибочных ответов считаются физические вознаграждения от которых животное, ребенок, а иногда и взрослый человек получает физическое удовольствие и физическое наказание (неприятные физические ощущения различного рода интенсивности).

Некоторые исследователи к отрицательным «подкреплениям» относят фрустрацию от неполучения ожидаемого положительного подкрепления. Эту схему, кстати, использовал выдающийся дрессировщик Филатов, постоянно научно экспериментировавший под консультативным руководством И.П. Павлова. При дрессировке медведей он правильное выполнение задания подкреплял положительным стимулом (давал кусочек сахара), а при невыполнении или неправильном выполнении задания не прибегал к прямому наказанию, а лишь не давал ожидаемый кусочек сахара. То есть использовал косвенное наказание в виде фрустрации от недополучения положительного подкрепления. Кстати, такую схему используют многие воспитатели и родители, иногда приходя к ней самостоятельно, когда отсутствие поощрения ребенка является для него косвенным наказанием.

Не будем здесь вдаваться в нюансы этой системы, которая, как и любые хорошие идеи, может быть доведена до абсурда, когда родители приучают ребенка хорошо себя вести или хорошо учиться, подменяя более кропотливый процесс формирования личностных установок и духовных потребностей материальными поощрениями или угрозой не купить обещанное.

Здесь мы логично переходим ко вторичным «подкрепителям». Они действуют по той же схеме, что и первичные «подкрепители», но уже на другом уровне и обычно представляют собой так называемые нейтральные стимулы. Здесь уже фигурирует не физическое, а материальное удовлетворение потребностей и даже обещание такого удовлетворения. Важной частью теории и практики бихевириальной терапии по Скиннеру являются так называемые объяснительные фикции, то есть функции определенного вида неосознанного или сознательно неосознаваемого самообмана.

Среди основных объяснительных фикций Скиннер называет такие, как: автономный человек, свобода, достоинство, творчество. Он считает их иллюзорными, но необходимыми для самоутверждения человека.

Действительно, человек — существо социальное, вынужденное считаться с требованиями общества или быть им отвергнутым, но и тогда он вынужден считаться с какими-то людьми и обстоятельствами. То есть его автономия, как и свобода, — понятия весьма относительные, но важные для его самосознания.

Достоинство (оценка себя и других) определяется не самостоятельно самим человеком, даже если ему так кажется, а под осознаваемым или неосознанным влиянием критериев и ценностей того социума, к которому он принадлежит или хотел бы принадлежать.

Творчество, каким бы спонтанным оно ни казалось самому творцу, тоже оперантно обусловлено его внешними условиями и внутренними потребностями, которые (как мы уже говорили) в свою очередь зависят от его предыдущего опыта и генетической истории. (Мы не говорим здесь о творчестве, которое осознанно выполняется как определенный заказ, а лишь о тех случаях, когда оно воспринимается как свободное, ни от чего и ни от кого не зависящее.) Скиннер утверждает, что все это лишь объяснительные функции, отрицающие спонтанность и источники, не вытекающие из сферы жизненного опыта.

Повторяем, что генетическую историю он тоже выводит из жизненного опыта предыдущих поколений данной популяции и конкретного индивидуума.

Надо сказать, что бихевиоризм вырос из философии прагматизма, и Скиннер, последовательный и, более того, радикальный бихевиорист, прямо указывает, что его (с позиции прагматика) больше интересует не психическое состояние человека, а его поведение (так как именно оно может быть эффективно или неэффективно для индивидуума и общества), а в самой сфере поведения ему более интересно управление этим поведением, нежели его предсказание. Возражая тем, кто считал, что его подходы к управлению поведением человека при их полной реализации дадут рычаги управления людьми в руки тиранов, которые «механизируют» общество, он писал: «…мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании — это максимально возможное обнаружение техники управления…»

Ставя основной задачей поведенческой терапии формирование наиболее эффективных (для решения конкретной личной или профессиональной проблемы) поведенческих навыков и умений путем их рефлекторного положительного подкрепления, Скиннер исходил из убеждения, что наказание любого вида неэффективно тем, что оно информирует наказуемого о том, чего не надо делать, но не сообщает, что и как делать. Таким образом, наказание не позволяет индивидууму выработать правильных адаптационных навыков и умений, необходимых для преодоления фрустрирующей (его или других) ситуации. Поэтому для обучения эффективны только положительные стимулы, подкрепляющие правильные поведенческие реакции, а отрицательные (наказания), не показывая новых моделей поведения, вынуждают индивидуума рано или поздно (в прямой или завуалированной форме) возвращаться к прежним (неэффективным или даже вредным) моделям поведения.

В качестве примера неэффективности наказания для выработки правильного поведения Скиннер приводит тюремное заключение, которое показывает крайне низкий процент исправлений даже в наиболее цивилизованных странах. Награждение, использование различного вида поощрений представляет собой, по мнению бихевиористов, значительно более эффективный путь научения правильным или необходимым моделям поведения. При этом происходит необходимая управляемая селекция (отбор) и закрепление наиболее эффективных паттернов поведенческих реакций.

Можно сказать, что бихевириальный психотерапевт работает не с болезнью (психологической проблемой, неврозом), а с ее симптомами (внешними проявлениями в неправильном или недостаточно эффективном поведении).

Одна из наиболее первостепенных задач при проведении поведенческой терапии — осознание так называемой неугрожающей обстановки, максимальное приближение ощущения защищенности и комфорта клиента.

Не секрет, что большинство людей, обращающихся к психотерапевту, чувствуют себя неуверенно, незащищенно и оттого не могут полностью раскрыться для доверительного контакта и партнерства. А без этого терапевтическая работа не становится сотрудничеством и, значит, не соответствует основному принципу бихевиористской терапии. Это должна быть не просто атмосфера доверия к психотерапевту, а атмосфера полной раскрепощенности, возможности без стеснения спонтанно выразить беспокоящие клиента эмоции в плаче, смехе, совершенно откровенных признаниях даже в том, что кажется неприличным, например в различных сексуальных фантазиях. Клиент должен быть уверен, что психотерапевт не только (пусть даже про себя) не осудит его и не сочтет неполноценным, а напротив, оценит его доверие, правильно поймет сам и растолкует клиенту причины беспокоящих его проблем и с искренним желанием начнет сотрудничество по решению этих проблем.

Однако, создавая такую атмосферу полной раскрепощенности и спонтанности, психотерапевт должен выражать ее понимание, но не поощрение, постепенно начиная переводить клиента с этих, хотя и естественных, но неэффективных, способов поведения к формированию правильных поведенческих умений и навыков, направленных на конструктивное решение проблемы, и поощряя (положительно закрепляя) каждый успех клиента в этом направлении.

Часто на первом этапе бихевириальные психотерапевты предлагают клиенту освоить технику психорегуляции с помощью метода прогрессивной мышечной релаксации по Э.Джекобсону. Этот метод, состоящий из последовательного напряжения и расслабления различных мышечных групп и концентрации внимания на разнице в этих ощущениях, осваивается довольно быстро (быстрее, чем аутотренинг по И.Шульцу) и сразу дает почувствовать клиенту, что он способен к эффективному обучению приемам и навыкам, которые предлагает ему психотерапевт. Это вселяет в него уверенность, что и более серьезные задачи — по плечу. Помните (и напоминайте клиенту) высказывание древних: «Даже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее». К тому же техника прогрессивной релаксации пригодится при освоении других, более сложных, поведенческих навыков.

Когда психоэмоциональное состояние клиента при решении болезненной для него проблемы будет нарастать и грозить выйти из-под контроля, он (клиент) сначала по команде терапевта, а затем уже самостоятельно определяя нужный момент, резко переключает свое внимание на технику прогрессивной релаксации и (при хорошем ее освоении) в считанные минуты переключается, отходит от болевой точки, к преодолению которой он оказался пока не готов. Затем работа снова продолжается.

Кроме того, выработка навыков психомышечной релаксации помогает лучше справиться с различными недостатками излишнего или неадекватного психоэмоционального напряжения для преодоления застенчивости, обретения уверенности в быту, на работе, при публичных выступлениях и т.п.

Бихевиоризм — как педагогическая концепция | Статья на тему:

Доклад на педагогический совет подготовленный Шоноевым Т. И.

«Бихевиоризм – как педагогическая концепция»

Бихевиоризм – это направление в психологии получившее развитие в 30-е годы 20 столетия. Главным объектом изучения бихевиоризма стало поведение человека. Это направление сразу же стало оппонирующей концепцией парадигмальной на тот период интроспективному методу изучения психических поведенческих реакций, и даже признавалось адептами интроспекции инфернальным явлением с его экстраполяциями в область зоологического, животного начала. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма  (адреналин). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно Б., фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) Б., следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод Б. — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники Б. провели на животных (преимущественно на белых крысах), перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются. Идеи Б. оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение Б. для развития категориального аппарата психологии (см. категоризация) заключается в разработке категории действия. Б. расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции. Вместе с тем вследствие методологических изъянов исходной концепции Б. уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (в частности, гештальтпсихологии, а затем психоанализа). Возник необихевиоризм. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо — Б. Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального Б.

Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.

   Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.

   Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.

   В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».

   Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?

   Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого.

Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев, действительно, производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.

   Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе он ни принадлежал, такого успеха пока не добился.

Поведенческая психология: определение, теории и примеры

Поведенческая психология: определение, теории и примеры

Замфира Паринку, бакалавр наук, исследователь

Что такое поведенческая психология? Узнайте больше об этом психологическом движении, его классических исследованиях и о том, почему его терапевтическое влияние все еще имеет значение.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что более существенно влияет на ваш выбор поведения: ваша внутренняя предрасположенность или окружающая среда? Эту дилемму часто называют дебатами о природе и воспитании, и она привела к появлению различных школ мысли в психологии. Следовательно, некоторые психологи объясняют поведение биологическими и внутренними основами, в то время как другие сосредотачиваются на поведенческих эффектах воспитания и факторов окружающей среды, и все же многие другие находятся где-то посередине.

На конце спектра «природа-воспитание» находится область психологии, которая была чрезвычайно популярна в первой половине 20 века и известна как поведенческая психология или бихевиоризм. В этой статье вы познакомитесь с ключевыми теориями и примерами поведенческой психологии, а также с тем, как ее определенные концепции все еще имеют влияние.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент15

Что такое поведенческая психология? (Определение)

Поведенческая психология предполагает, что люди приобретают все виды поведения через взаимодействие с окружающей средой. Поэтому психологи-бихевиористы, также известные как бихевиористы, считают, что наши действия формируются внешними стимулами, такими как законы, образование, социально-экономические силы и т. д., а не внутренними стимулами, к которым относятся, среди прочего, мысли, эмоции и личность. Например, в бихевиоризме тревогу можно объяснить как поведение, приобретенное из окружающей среды, например, из-за нахождения рядом с другими людьми с тревогой, а не из-за интернализированного травматического опыта или генетических склонностей.

Знаменитая цитата отца-основателя бихевиористской психологии Джона Уотсона иллюстрирует всеобъемлющую позицию бихевиористов: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму кого угодно наугад и воспитаю из него любого специалиста, которого я выберу, — врача, юриста, художника, купца-главнокомандующего и да, нищего и вора, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призваний, и раса его предков». (Уотсон, 19 лет30). Давайте узнаем о теории, лежащей в основе этого ориентированного на воспитание подхода к изучению поведения.

Теории и критика поведенческой психологии

В начале 20 века господствующая психология была сосредоточена на самоанализе и психоанализе. Поэтому в тот период многие психологи приписывали большую часть поведения подсознательным влияниям. Учитывая невозможность объективного наблюдения и измерения мыслей, эмоций и желаний, поведенческая психология возникла как способ ввести более научный подход к изучению поведения, связывая действия с наблюдаемыми внешними воздействиями (Logue, 2013).

Некоторые считают поведенческую психологию теорией обучения (Bryant et al., 2013), в которой все действия человека являются усвоенным поведением. Бихевиористы считают, что все виды поведения усваиваются посредством процесса, называемого обусловливанием, когда внешний стимул или «условие» вызывает поведенческую реакцию. Например, профессор может использовать систему вознаграждения для стимулирования обучения студентов. Когда учащиеся приходят в класс подготовленными, они могут заработать звезды, которые затем могут быть преобразованы в дополнительные баллы за итоговую оценку. Фактически, многие методы работы в классе, ориентированные на учителя, основаны на концепциях бихевиоризма (Serin, 2018).

Исторически сложилось две теории поведенческой психологии: методологический бихевиоризм и радикальный бихевиоризм (Moore, 2013). Методологическая теория — это оригинальный бихевиоризм, созданный Уотсоном с целью предсказания поведения и управления им. Радикальный бихевиоризм, возглавляемый Б. Ф. Скиннером, согласен с целью первого, но также признает, что у организмов есть врожденное поведение (Moore, 2013).

Поведенческая психология была чрезвычайно популярна и влиятельна с 19 века.20-х до 1960-х годов и стала доминирующей школой мысли в психологии. Некоторые исследователи связывают популярность поведенческой психологии с ее объективным и измеримым подходом, аналогичным подходам естественных наук, таких как физика и химия.

Несмотря на свою известность, поведенческая психология подвергалась критике за одномерный подход к пониманию человеческого поведения, поскольку она не принимает во внимание другие факторы, такие как свобода воли, мысли, чувства или культура (Moore, 2013). . Например, Фрейд утверждал, что поведенческая психология ограничена, поскольку не принимает во внимание мысли, чувства и желания бессознательного, в то время как Карл Роджерс и другие психологи-гуманисты считали ее жесткой, поскольку она в значительной степени опирается на выводы, полученные в результате исследований на животных, и не учитывает их. личное агентство (Вишня, 2022). Тем не менее, поведенческая психология продвинула наше понимание многочисленных видов поведения и привела к появлению множества методов, которые продолжают приносить пользу в этой области, таких как анализ поведения, моделирование поведения или терапия отвращения.

Чтобы узнать больше о поведенческой психологии, вы можете посмотреть короткое видео ниже.

Видео: Теория поведения

Поведенческая психология против когнитивной психологии

Возвращаясь к тому, о чем мы говорили ранее, бихевиоризм возник из-за необходимости создать раздел психологии, основанный на объективных измерениях, в то время, когда в психологии доминировали интроспективные интерпретации. Тем не менее, научная жесткость бихевиоризма, его ограниченность и полное игнорирование сознательных процессов привели к когнитивной революции середины 20 века (Miller, 2003). Так родилась новая отрасль психологии, изучающая сознание, память и другие когнитивные процессы, и получившая название когнитивной психологии.

Хотя когнитивная психология родилась как ответ на поведенческую психологию, она вобрала в себя научный подход своего предшественника. С появлением когнитивной психологии исследователи начали разрабатывать лабораторные эксперименты для изучения психических процессов, таких как внимание, творчество, память, восприятие и метапознание. Позже, с появлением компьютеров в исследовательских целях, когнитивная психология приняла новые подходы, такие как обработка информации (Lachman, Lachman & Butterfield, 2015).

Учитывая противоположные позиции психологов-бихевиористов и когнитивистов, возникли различные споры. Один из самых известных споров между двумя лагерями касался изучения языка. В частности, поведенческие психологи настаивали на том, что люди рождаются как «чистые листы», а младенцы усваивают язык исключительно путем наблюдения. Напротив, сторонники когнитивной психологии, такие как известный лингвист Ноам Хомский, утверждали, что младенцы обладают врожденной способностью к овладению языком (Richelle, Foster & Rondal, 19).76).

Бихевиоризм и когнитивная психология различаются тем, как они рассматривают и изучают поведение. Тем не менее, это два важных движения в психологии, которые имеют значение для определенных аспектов общества, таких как образование или экономика. Более того, обе ветви психологии сыграли важную роль в развитии когнитивно-поведенческой терапии или КПТ.

Исследования и примеры поведенческой психологии

Некоторые из самых известных исследований в психологии являются примерами бихевиористского подхода, включая исследование Павлова с собаками, исследование Скиннера с голубями и эксперименты Уотсона и Рейнера с маленьким мальчиком, известным как маленький Альберт. Прежде чем мы углубимся в эти интересные исследования, давайте обсудим некоторую общую терминологию.

Термины поведенческой психологии​

  • Стимул: Объект, фактор или событие, которые могут вызвать изменение поведения.
  • Реакция: Реакция или изменение поведения, вызванное раздражителем.
  • Classical Conditioning: метод поведенческой тренировки, сочетающий нейтральный стимул с естественным стимулом. В результате испытуемый реагирует на нейтральный раздражитель так же, как и на естественный раздражитель.
  •  Оперантное обусловливание: техника обучения поведению, в которой используются подкрепления (поощрения) и наказания, чтобы совместить поведение с последствиями.
  • Положительное подкрепление: добавление стимула для повышения вероятности поведенческой реакции. Обратите внимание, что «положительный» в этом контексте просто означает добавление чего-либо.
  • Отрицательное подкрепление: удаление стимула для повышения вероятности поведенческой реакции. Обратите внимание, что «негатив» в этом контексте просто означает удаление чего-либо.
  • Положительное наказание: добавление стимула для снижения вероятности поведенческой реакции.
  • Негативное наказание: удаление стимула для снижения вероятности поведенческой реакции.

Собаки Павлова 
Эксперименты Ивана Павлова с собаками проложили путь к одной из важнейших концепций психологии: классической обусловленности. Павлов, русский физиолог, фактически исследовал процессы пищеварения у собак.

В своем исследовании Павлов и его помощники вводили собакам различные съедобные и несъедобные предметы, а затем измеряли выработку слюны. Слюноотделение происходит автоматически в результате определенного раздражителя и не находится под сознательным контролем. Однако Павлов заметил, что у собак выделяется слюна даже в отсутствие еды и запаха, что заставило его понять, что собаки реагируют на что-то другое. Затем он понял, что собаки начали ассоциировать белые лабораторные халаты научных сотрудников с едой, которую обычно кормили техники.

После того, как эти неформальные наблюдения были преобразованы в эксперимент, Павлов обнаружил, что если в среде собаки присутствовал нейтральный раздражитель, когда собака получала пищу, то этот раздражитель мог ассоциироваться с кормлением и вызывать слюноотделение даже в отсутствие пищи. Сегодня это известно как классическое обусловливание.

Хотя Павлов открыл классическую обусловленность в 1897 году, его работа до сих пор вдохновляет на исследования и имеет важные применения в психологии, включая модификацию поведения и лечение фобий, тревоги и панических расстройств.

Голуби Скиннера
Оперантное обусловливание, иногда называемое инструментальным обусловливанием или скиннеровским обусловливанием, представляет собой тип обучения, в котором используются поощрения или наказания, чтобы связать поведение с последствиями. Например, давая собаке лакомство каждый раз, когда она поднимает левую лапу, вы учите собаку, что поднятие лапы может принести ей больше лакомства. В этом случае «оперант» относится к «контролируемому своими последствиями», что означает, что устанавливается связь между поведением (например, поднятием лапы) и его последствием (например, получением лакомства) (Goldman, 2012). И это то, что Скиннер обнаружил в одном эксперименте с голубями. Он обнаружил, что вознаграждение птицы за определенное поведение увеличивает частоту этого поведения (Staddon & Cerutti, 2003).

Все мы используем оперантное обусловливание в повседневной жизни, и в зависимости от того, добавляется или удаляется вознаграждение или наказание, существует четыре типа оперантного обусловливания: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, положительное наказание и отрицательное наказание. Вот пример каждого типа оперантного обусловливания:

  • Положительное подкрепление: вы обучаете свою собаку хватать газету, предлагая ей угощение или поглаживая по голове каждый раз, когда она приносит газету.
  • Отрицательное подкрепление: Профессор отменяет выпускной экзамен для любого студента, пришедшего на каждое занятие. В этом случае учащиеся поощряются к регулярному посещению занятий.
  • Положительное наказание: Ваш друг едет на 30 миль в час с превышением скорости и получает штраф от полицейского.
  • Негативное наказание: мальчик не убирает свои игрушки после игры с друзьями, поэтому родители не разрешают ему смотреть телевизор в течение двух дней.

Маленький Альберт
г. В ходе эксперимента «Маленький Альберт» Джон Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер выставили напоказ 9-месячного ребенка по имени «Альберт Б.». на различные раздражители, такие как белая крыса, кролик, обезьяна, маски и горящие газеты. Первоначально маленький мальчик не проявлял страха перед объектами, которые ему показывали исследователи. Затем Уотсон стучал молотком по металлической трубе каждый раз, когда ребенок подвергался воздействию крысы. Неоднократно сопоставляя громкий шум с белой крысой, маленький Альберт начал ожидать крика всякий раз, когда он видел животное. Достаточно скоро ребенок начал плакать, просто увидев крысу. Маленький Альберт плакал и пытался уползти при виде крысы даже при отсутствии шума (Харрисон, 19 лет).79).

Вскоре Ватсон заметила, что у Альберта развилась фобия объектов с похожими характеристиками на крысу, таких как домашняя собака, шуба, вата и рождественские маски. В конце концов Уотсон и Рейнер доказали, что эмоциональные реакции могут быть обусловлены и у людей (Harrison, 1979).

Хотя это одно из самых известных исследований в области психологии, оно вызывает много споров и подвергается широкой критике. Одной из этических проблем является основная идея исследования, приучение младенца к страху. По сегодняшним исследовательским стандартам исследование было бы запрещено, учитывая, что маленький мальчик пострадал во время эксперимента, так как он покинул исследование с ранее не существовавшим страхом. Кроме того, исследователи не снижали чувствительность Альберта после окончания эксперимента, чтобы ослабить его ассоциацию пушистых животных с громкими звуками. Это также может быть проблемой для создания потенциально пожизненной фобии у младенца.

Чтобы узнать больше об этих трех широко известных экспериментах, вы можете посмотреть короткое видео ниже.

Видео: Бихевиоризм: Павлов, Ватсон и Скиннер

Поведенческая психология Терапия

Прикладной поведенческий анализ (ABA)
Прикладной поведенческий анализ (ABA) — это тип поведенческой терапии, используемый для решения множества проблем и имеющий множество преимуществ при различных состояниях (Foxx, 2008), в том числе:

  • Расстройство аутистического спектра
  • Нарушения развития
  • Нарушения, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • Консультации по вопросам брака

АВА чаще всего используется, чтобы помочь детям в спектре аутизма освоить навыки путем поощрения определенных действий, которые побуждают детей повторять их. В частности, подкрепляемое поведение будет усиливаться, а поведение, которое не подкрепляется, будет уменьшаться и в конечном итоге исчезнет (Институт детского разума). Но как работает АВА?

АВА использует такие методы, как положительное подкрепление, формирование (вознаграждение ребенка за небольшие шаги к новому навыку), затухание (уменьшение зависимости ребенка от помощи терапевта) и подсказка (поощрение ребенка попробовать поведение) (Foxx , 2008). Одной из важных характеристик прикладного анализа поведения является интенсивное планирование обучения, то есть не менее пяти дней в неделю, 25 часов в неделю и круглый год (Lord & McGee, 2001).

Несмотря на многочисленные преимущества, ABA также подвергся некоторой критике. В то время как в самой ранней версии ABA-терапии использовались наказания, критики говорят, что лечение все еще может быть слишком сложным для детей, поскольку оно чрезвычайно повторяющееся. Еще одна критика ABA заключается в том, что она в основном сосредоточена на устранении поведения, а не на развитии навыков. Некоторые практикующие АВА соглашаются и утверждают, что основное внимание следует уделять тому, что должны делать дети. Наконец, критики утверждают, что ABA пытается подвести детей с аутизмом к нейротипическим стандартам, а это означает, что они пытаются заставить детей вести себя как все.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), впервые разработанная в 1960-х годах Аароном Беком и Альбертом Эллисом, представляет собой терапевтическое вмешательство, которое учит людей, как выявлять и изменять деструктивные модели мышления, оказывающие негативное влияние на поведение и эмоции. КПТ фокусируется на преодолении когнитивных искажений (мыслей, убеждений, установок) и связанного с ними поведения для решения текущих эмоциональных или поведенческих проблем. Таким образом, этот тип терапии помогает людям избегать триггеров, улучшать самоконтроль и развивать механизмы преодоления повседневных стрессоров.

Когнитивно-поведенческая терапия эффективна при лечении многих расстройств (Hofmann et al. , 2012), в том числе:

  • Стресс
  • Тревога
  • депрессия
  • Связь с использованием субстанции
  • Дипремиров
  • . Освобождение.
  • 00
  • Дипрессии
  • . Бессонница
  • Паническое расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Экспозиционная терапия
Экспозиционная терапия — это терапевтическое вмешательство, разработанное, чтобы помочь людям противостоять своим страхам. Когда вы чего-то боитесь, вы склонны этого избегать. Например, если вы боитесь высоты, вы можете не летать и не ходить в походы; или если вы боитесь замкнутых пространств, вы можете не пользоваться лифтом или автобусом. Хотя избегание того, чего вы боитесь, может помочь вам в данный момент, в долгосрочной перспективе это может усилить ваш страх или значительно нарушить вашу жизнь.

Экспозиционная терапия может помочь разорвать цикл страха и избегания, подвергая вас воздействию источника страха в безопасной среде. Терапевт может начать постепенно знакомить вас с тем, чего вы боитесь (например, может показать картинку), а затем продолжать использовать другие терапевтические техники, пока вы не преодолеете страх и не перестанете его избегать.

Экспозиционная терапия используется для лечения многих расстройств (Kaczkurkin & Foa, 2015), в том числе:

  • Паническое расстройство
  • Фобии
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Социальное тревожное расстройство
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Генерализованное тревожное расстройство

Статьи по поведенческой психологии

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Позитивное подкрепление: определение, теория и примеры
  • Самоопределение: определение, теория и примеры
  • ​Саморегуляция: определение, навыки и стратегии
  • План действий: определение, примеры и порядок его составления

Книги по поведенческой психологии

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Сорок исследований, изменивших психологию — Роджер Р. Хок
  • Контроль: история поведенческой психологии — Джон А. Миллс
  • Новый бихевиоризм — Джон Стаддон

Заключительные мысли о поведенческой психологии

Поведенческая психология была доминирующей школой психологии в первой половине 20-го века, и некоторые из ее самых известных исследований включают эксперименты Павлова на собаках, эксперимент Маленького Альберта Уотсона и исследования оперантного обусловливания Скиннера на голубях. Результаты этих и других исследований повлияли на поколения психологов и на то, как мы думаем о поведении. Хотя бихевиоризм уже не так популярен, как когда-то, на этом движении основаны различные терапевтические техники, помогающие людям преодолевать свои проблемы и сегодня.

Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки

  • Брайант, Л. К., Винсент, Р., Шаклаих, А., и Мосс, Г. (2013). Бихевиоризм и поведенческая теория обучения. В BJ Irby, G. Brown, R. Lara-Alecio, & S. Jackson (Eds.), Справочник по образовательным теориям (стр. 91–103). Публикация информационного века IAP.
  • Черри, К. (2022, 14 февраля). Что такое бихевиоризм? Очень хорошо.
  • Институт детского разума. (н.д.). Что такое прикладной анализ поведения?
  • Фокс, Р. М. (2008). Прикладной поведенческий анализ лечения аутизма: современное состояние. Детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки, 17(4), 821-834.
  • Голдман, Дж. (2012, 13 декабря). Что такое оперантное обусловливание? И как это объясняет вождение собак? Научный американец.
  • Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом? Американский психолог, 34 (2), 151–160.
  • Хофманн, С.Г., Аснаани, А., Вонк, И.Дж., Сойер, А.Т., и Фанг, А. (2012). Эффективность когнитивно-поведенческой терапии: обзор метаанализов. Когнитивная терапия и исследования, 36(5), 427-440.
  • Качкуркин, А. Н., и Фоа, Э. Б. (2015). Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств: обновление эмпирических данных. Диалоги в клинической неврологии, 17(3), 337.
  • Krapfl, JE (2016). Бихевиоризм и общество. Поведенческий аналитик, 39(1), 123-129.
  • Лахман, Р., Лахман, Дж. Л., и Баттерфилд, Э. К. (2015). Когнитивная психология и обработка информации: введение. Психология Пресс.
  • Лог, А. (2013). Истоки бихевиоризма. Точки зрения в современной истории психологии, 141.
  • Лорд К., МакГи Дж. П. и Национальный исследовательский совет. (2001). Комитет по образовательным вмешательствам для детей с аутизмом. Обучение детей с аутизмом.
  • Миллер, Джорджия (2003). Когнитивная революция: историческая перспектива. Тенденции в когнитивных науках, 7(3), 141-144.
  • Мур, Дж. (2013). Методологический бихевиоризм с позиций радикального бихевиоризма. Поведенческий аналитик, 36(2), 197-208.
  • Ришель М., Фостер В. С. и Рондал Дж. А. (1976). Формальный анализ и функциональный анализ вербального поведения: заметки о дебатах между Хомским и Скиннером. Бихевиоризм, 4(2), 209-221.
  • Серин, Х. (2018). Сравнение подходов, ориентированных на учителя и учащихся, в образовательных учреждениях. Международный журнал социальных наук и исследований в области образования, 5 (1), 164–167.
  • Стаддон, Дж. Э., и Черутти, Д. Т. (2003). Оперантного кондиционирования. Ежегодный обзор психологии, 54 (1), 115-144.
  • Уотсон, Дж. Б. (1930). Бихевиоризм (пересм. ред.). WW Norton & Co.​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье​
  • Благополучие
  • Эмоции
  • Управление стрессом
  • Уверенность в себе
  • Проявление
  • Забота о себе
  • 100 ​Все статьи. ..

Пакеты контента:

  • All-Access Pass​
  • Пакеты контента PLR
  • Курсы PLR​

Узнать больше Узнать больше БОЛЬШЕ с BCI ABA и услугами по лечению аутизма

Основное содержание

Использование современной АВА-терапии для
персонализации лечения, чтобы ваш ребенок
с аутизмом мог процветать

Найдите свою местную команду:

Воспитание ребенка с аутизмом — это работа не одного человека. Мы хотим, чтобы вы знали, что мы здесь для вас.

Наша увлеченная и преданная своему делу команда понимает, что не бывает двух одинаковых случаев аутизма. Вот почему мы используем науку и данные для предоставления наиболее прогрессивной терапии прикладного анализа поведения (ABA), адаптированной исключительно к уникальным потребностям, поведению и личности вашего ребенка.

Наши услуги могут помочь вашему ребенку:

  • Развитие языковых и коммуникативных навыков
  • Развивать социальные и игровые навыки, завязывая дружеские отношения
  • Уменьшение истерик, срывов, суетливости в еде и других проблемных форм поведения
  • Подготовьтесь к школе и преуспейте в ней

 
В основном наши услуги могут помочь: повысить уверенность и устойчивость вашего ребенка, а также дать ему возможность вести счастливую и полноценную жизнь.
 

 

Не все поставщики ABA созданы одинаково.

В BCI мы адаптируем лечение к индивидуальным потребностям вашего ребенка, используя современную АВА-терапию в сочетании с клиническими знаниями и лучшими практиками, отточенными за два десятилетия работы в сообществе аутистов. Эта в высшей степени персонализированная модель обслуживания, ориентированная на клиента, отличается от других поставщиков, которые придерживаются более систематического подхода, ориентированного на терапевта.

Поскольку каждый ребенок по-разному реагирует на условия лечения, мы можем работать с вашим ребенком:

  • У вас дома
  • В одном из наших учебных центров
  • В сообществе
  • Совместно со школой
  • Через телемедицину

 
Лучшая часть? Наши программы работают.

  • За последние 30 дней 90 процентов наших клиентов добились значительного прогресса
  • Одна треть добилась такого значительного прогресса за первые 18 месяцев лечения, что мы смогли рекомендовать менее интенсивные услуги в дальнейшем

 

Во-первых, мы ваш партнер.

Но мы также команда энтузиастов данных, стремящихся к клиническому совершенству и получению результатов для вашего ребенка и семьи.

BCI занимается лечением детей в Массачусетсе, Нью-Гэмпшире и Вермонте, а также является частью LEARN Behavioral, национальной организации, состоящей из поставщиков услуг по лечению аутизма, которые специализируются на предоставлении самой высокой формы персонализированной, основанной на фактических данных ABA-терапии. Наши более чем 30 клиницистов с докторской степенью, 450 поведенческих аналитиков и 3700 поведенческих техников составляют группу профессионалов, не имеющую себе равных ни у одного другого поставщика.

С помощью BCI и LEARN мы предлагаем вашему ребенку и семье знакомое и удобное местное лечение с преимуществами национальной организации, находящейся в авангарде лечения аутизма. Наш регионально-национальный охват дает вам явные преимущества.

Узнайте больше

 

Мы не хотим, чтобы вы соглашались на обычное обращение.

Мы верим в то, что делаем, и знаем, что можем помочь вашему ребенку добиваться успехов каждый божий день. И хотя наше лечение сосредоточено на вашем ребенке, наши услуги распространяются на всю вашу семью.

Индивидуальные услуги
Наши персонализированные программы отражают уникальность каждого ребенка с аутизмом, а также ценности и приоритеты вашей семьи.

Тесное сотрудничество
Мы считаем вас ключевым звеном в лечении вашего ребенка и сотрудничаем с вами на протяжении всего пути, предоставляя вам необходимые инструменты, обучение и поддержку.

Методы, основанные на данных
Мы энтузиасты данных, которым нравится наука ABA, и мы используем ее каждый день, чтобы направлять и корректировать лечение вашего ребенка и добиваться положительных результатов.
 

 

Наши сотрудники меняют мир к лучшему, работая в авангарде лечения аутизма.

Постройте карьеру, которая имеет значение и изменит жизнь семьи, работая с лидерами и пионерами в области АВА-терапии, которые делают все возможное, чтобы поддерживать ваш рост и обучение и направлять вас на каждом этапе пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *