Беседа как метод психодиагностики
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Беседа — получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:
- на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и
- на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.
Исследователи различают:
- клиническую беседу — составную часть «клинического метода»,
- целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники.
Ее цель — в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.
Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.
Интервью — целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.
Главная сфера применения интервью — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.
Интервью определяется как «псевдобеседа» — интервьюер все время должен:
- все время помнить, что он — исследователь,
- не упускать из внимания план,
- вести разговор в нужном ему русле.
Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.
Правила проведения беседы:
- Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.
- Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.
- В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).
- Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.
- Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.
- Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.
Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.
От отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования.
Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.
Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.
Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.
С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:
- Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.
- У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.
В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.
Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в частности,
не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым.
Нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы.
Общие рекомендации продуктивного и грамотного построения беседы:
- Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.
- Основа для успешного проведения беседы — умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.
Соблюдение деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога.
- Искусство беседы — в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).
Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа.
- Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер.
Однако внешне непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована психологом.
Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими).
На форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют:
- возраст,
- образовательный (культурный) уровень больного,
- особенности приема и переработки информации, характерные для него,
- возможность негативного отношения к исследованию,
- речевые особенности будущего испытуемого и др.
Метод беседы в психологии/Саморазвитие psychologypro.ru
Главная » Саморазвитие
ОпубликованоОбычный разговор “по душам” всегда считался прекрасным способом поднять настроение, рассказать о проблемах и, по возможности, получить ценный совет. В психологии метод беседы является одним из лучших способов получить информацию о клиенте. В процессе коммуникации от собеседника можно узнать важные для специалиста данные. Для этого психологи используются множество приемов, созданных специально для работы в рамках консультативной или диагностической работы.
Что собой представляет метод беседыЛюбая беседа подразумевает диалог двух людей. Когда в процессе общения, один человек выясняет проблему или личностные особенности и травмы другого человека, такое взаимодействие можно назвать методом беседы. Причем, обычным разговором его назвать сложно. Во время общения с клиентом психолог наблюдает за его поведением, дыханием, позой и другими невербальными знаками, которые о многом могут рассказать, даже если сам реципиент при этом будет молчать.
- возможность задать вопросам последовательность и “подтолкнуть” клиента на то, чтобы он сам пришёл к правильному ответу
- возможность проверить достоверность сказанной информации с помощью невербального языка (поза, движение частей тела, мимика).
Недостатки метода беседы:
- время, затраченное на поиск и выведение фактов на чистую воду
- отсутствие необходимой компетенции у специалистов.
Здесь важно понимать, что метод беседы не идеален. Не многим психологам удается сразу расположить к себе клиента и заставить его довериться, рассказать о сокровенном, а порой и о таких вещах, в которых самому страшно признаться.
Однако, в последние пару десятилетий представители разных направлений психологии активно используют беседу, как один из самых эффективных методов терапии.
От обычного разговора беседа в психологии отличается тем, что перед встречей с клиентом психолог тщательно готовится ко встрече:
- продумывает различные аспекты проблемы, о которой пойдет речь
- подбирает важные факты, обдумывает цели разговора,
- определяет хронологию общения и последовательность вопросов
- определяет место и обстановку, в которой будет проходить беседа (обстановка должна быть спокойной и располагающей к разговору).
В зависимости от цели, которой необходимо достичь во время терапии, беседу можно разделить на несколько видов.
- Интервью. Такой формат беседы предполагает прямой опрос собеседника. В психологии принято различать несколько видов интервью:
- свободного формата — легкое общение без привязки к деталям, но с общей программой и целью.
- стандартного формата — беседа, которая имеет четкую тактику, заранее планируется, имеет план и даже последовательность вопросов и возможных ответов респондента
- частично-стандартный формат — беседа, при которой соблюдается процесс подготовки и стратегия, но психолог выбирает более свободную тактику ведения общения.
- экспериментальная. Используется специалистами в исследовательских работах с реципиентами, знающими, что принимают участие в эксперименте. Такой метод часто помогает подтвердить или опровергнуть различные психологические гипотезы.
- Диагностическое интервью. Это самый распространенный вид беседы в практике психологов. Метод диагностики позволяет получить различные данные о свойствах личности и особенностях психики собеседника. С помощью такого типа исследования можно использовать различные тесты и опросники, позволяющие лучше увидеть картину проблемы человека в целом.
- Терапевтическая беседа. В основном, такой метод общения нужен специалистам, чтобы оказать клиенту психологическую помощь. Считается, что это один из самых сложных видов беседы. Её суть заключается не только в том, что психолог помогает человеку осознать глубинные корни проблемы, но и проработать эту проблему, восстановив при этом целостность личности. Терапевтическая беседа также может быть и краткосрочной. Например, такой формат используют специалисты телефона доверия, когда помощь нужна срочно и быстро.
- Клиническая беседа. Формат общения, при котором психолог старается получить из общения максимум информации об особенностях человека, его биографии, работе его сознания и бессознательного. Название этого формата происходит исходя из помещения, в котором происходит беседа — то есть, в клинике, во время консультации и под наблюдением специалиста.
Существует два варианта проведения беседы:
- Управляемая, во время которой психолог активно участвует в общении и устанавливает эмоциональный контакт с клиентом
- Неуправляемая. При таком формате психолог дает собеседнику высказать все накопившиеся проблемы и обиды, которые его беспокоят. Задача специалиста в этот момент не вмешиваться и слушать.
Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:
- содержание беседы нужно готовить заранее
- перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
- вопросы должны быть понятны клиенту
- в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
- прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
- любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.
Выделяется два стиля ведения разговора:
- Рефлексивный стиль. Заключается в участии специалиста в беседе. Используется в том случае, если клиент не идет на контакт он замкнут, неразговорчив, либо имеет травмы. При беседе психолог старается использовать уточняющие вопросы, следя за реакцией клиента
- Нерефлексивный стиль. В этом формате психолог, наоборот, почти не взаимодействует с клиентом и позволяет ему самостоятельно найти ответы на тревожащие его вопросы.
При проведении метода беседы, стоит помнить и о фразах, которые за одну секунду могут разрушить всю выстроенную заранее тактику коммуникации. Такие фразы принято называть барьерами общения. Их стоит внести в “стоп-лист”, чтобы никогда не употреблять во время беседы с клиентом:
- Говорите четче, повторите ещё раз — приказ или указание
- Смотрите, не пожалейте об этом — угроза или предупреждение
- Успокойтесь и тогда я вас выслушаю — шантаж, попытка торговаться
- Вы поступили неправильно, не стоило этого делать — чтение нравоучений
- Попробуйте сделать иначе. Вам следует поступить по-другому — рекомендации
- Вы поступили глупо — осуждение, обвинение
- Вы большой молодец, вы правы — похвала и лесть
- Вы не лучше других — уничижение
- Как вы могли? Вы всё испортили — ругательство
- Теперь ясно, зачем вы это сделали — интерпретация
- Не переживайте, многие так ошибаются — успокоение
- Кто вам сказал, что так можно поступать? — допрос
- Давайте сменим тему, выбросьте это из головы — отвлечение от проблемы
Эти фразы запрещены в кругу психологов не просто так. Они способны отвлечь человека и сбить его с толку. В ответ это может вызвать раздражение, тревогу и даже попытку защититься от специалиста.
Впрочем, такая реакция возможна и при стандартном методе беседы. Всё зависит от особенностей психики человека. Задача психотерапевта — свести все негативные реакции на вопросы к минимуму.
Главное — это умение специалиста слушать.
Слушание — процесс, требующий постоянного контроля. Психологу важно обращать внимание на ответы собеседника, проявить сочувствие, а заодно ещё и зафиксировать результаты беседы. Поэтому психологи, чтобы не упустить важные детали в процессе активного слушания, используют диктофоны и записывают весь разговор.
Чтобы метод беседы успешно состоялся, психолог должен обладать важными компетенциями и свойствами личности:
- владеть приемами слушания
- уметь мыслить критически
- уметь точно считывать вербальные и невербальные сигналы собеседника
- уметь быстро и правильно формулировать вопросы
- стрессоустойчивость и способность долго вести разговор
- внимательность к настроению и состоянию собеседника.
Лишь обладая этими качествами психолог может успешно проводить метод беседы и за один раз сочетать несколько её форм и техник. А значит, быстрее и эффективнее помочь собеседнику разобраться в его проблеме.
Анализ разговора | Психология Вики
в: Разговор, анализ дискурса, страницы, использующие магические ссылки ISBN
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Анализ разговора (обычно сокращенно CA ) — это изучение разговора во время взаимодействия. CA обычно пытается описать упорядоченность, структуру и последовательные модели взаимодействия, будь то институциональное (в школе, кабинете врача, суде или где-либо еще) или случайный разговор. Таким образом, использование термина «разговор» для обозначения этого дисциплинарного движения вводит в заблуждение, если его читать в разговорном смысле, как это делают многие. В свете этого один из основных практиков КА, Эмануэль Шеглофф, совсем недавно определил «разговор во взаимодействии» как тему КА. Возможно, по той же причине другие (например, Джонатан Поттер), использующие методы КА, идентифицируют себя как дискурсивных аналитиков (ДА), хотя этот термин впервые использовался для обозначения исследователей, использующих методы, отличные от КА (например, Левинсон, 19).83), и по-прежнему выделяет группу ученых, большую, чем те, кто использует только методы КА.
Вдохновленный этнометодологией, он был разработан в конце 1960-х и начале 1970-х годов главным образом социологом Харви Саксом и, среди прочих, его ближайшими соратниками Эмануэлем А. Шеглоффом и Гейл Джефферсон. Сакс умер в начале своей карьеры, но его работа была поддержана другими специалистами в его области, и теперь КА стала признанной силой в социологии, антропологии, лингвистике, речевой коммуникации и психологии. Это особенно влиятельно в интерактивной социолингвистике, анализе дискурса и дискурсивной психологии, а также является целостной дисциплиной само по себе.
Содержание
- 1 Основные конструкции
- 1.1 Организация очередности
- 1.1.1 Поворот конструктивного элемента
- 1.1.2 Компонент распределения хода
- 1.2 Организация последовательности
- 1.2.1 Пары смежности
- 1.2.2 Предварительные последовательности
- 1.2.3 Организация предпочтений
- 1.3 Ремонт
- 1.4 Боевая формация
- 1.1 Организация очередности
- 2 Каталожные номера
- 3 Тематический указатель литературы по анализу разговоров
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
Базовые структуры
Организация очередности
Характер ведения разговора по очереди. Очередь — одна из фундаментальных организаций разговора. Согласно CA, очередность является одним из трех основных компонентов, из которых строится разговор. Двумя другими компонентами являются: конструктивный компонент поворота, то есть основные единицы, из которых состоят ходы, и «практический компонент», часто называемый «набором правил», которым управляют стороны во взаимодействии. Хотя CA прямо не заявляет, что очередность универсальна, поскольку исследования проводятся на большем количестве языков, возможно, что если бы существовало какое-либо основание для претензии на универсальность языка, то очередность была бы хорошим кандидатом. Модель очередности разговора была получена индуктивно путем эмпирического исследования полевых записей разговора и приспособлена к такому факту, полученному путем наблюдения, что в подавляющем большинстве случаев участники разговора говорят по одному.
Поворотный конструктивный элемент
Поворотный конструктивный элемент — это основные элементы, из которых формируются повороты. Типы единиц включают: слово/лексический элемент, пункт/фразу и предложение. Обратите внимание, что не все типы единиц измерения могут существовать на всех языках. Кроме того, возможно, что в других языках есть единицы, например частицы в азиатских языках, которых может не быть в английском.
Turn Allocational Component
Текущий выступающий выбирает следующего выступающего (SSN) Следующий выступающий автоматически выбирает следующий (SS)
Организация последовательности
Это касается порядка действий в разговоре.
Пары смежности
Разговор, как правило, происходит в ответных парах; как эти пары могут быть разделены в течение последовательности ходов.
Предварительные последовательности
Использование последовательностей разговоров перед целенаправленным разговором.
Предпочтение организации
Существуют структурные (т.е. гарантированные практикой) предпочтения для некоторых типов действий (в рамках последовательности действий) в разговоре по сравнению с другими действиями.
Ремонт
Ремонтная организация решает проблемы с речью, слухом или пониманием в разговоре. Ремонт имеет два широких класса: самостоятельный ремонт и другой ремонт.
Формирование действия
Речь идет об описании приемов, посредством которых составляются и располагаются обороты в разговоре для осуществления тех или иных действий.
Ссылки
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
Тематический указатель литературы по анализу разговоров
Ниже приводится список важных феноменов, идентифицированных в литературе по анализу разговоров, за которым следует краткое определение и ссылки на статьи, которые исследуют названный феномен либо эмпирически, либо теоретически. Статьи, в которых придуман термин для обозначения явления или в которых представлена каноническая трактовка явления, выделены жирным шрифтом, те, которые иным образом связаны с явлением в центре внимания, выделены курсивом, а остальные представляют собой статьи, целью которых является внести значительный вклад в понимание явления.
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон:Раскрыть список
- ЧЕРЕДИ
- Процесс, посредством которого взаимодействующие стороны распределяют право или обязанность участвовать в интерактивной деятельности. ( Сакс, Шеглофф и Джефферсон, 1974 )
- РЕМОНТ
- Механизмы, с помощью которых решаются определенные «неприятности» во взаимодействии. ( Schegloff, Jefferson, & Sacks 1977 )
Ссылки
- Аткинсон, Дж. Максвелл и Херитэдж, Джон (редакторы) (1984). Структуры социального действия: исследования анализа разговоров , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дрю, Пол и Херитэдж, Джон. (1993). Разговор на работе: взаимодействие в институциональных условиях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Энфилд, Нью-Джерси и Стиверс, Таня. (2007). Референция человека во взаимодействии: лингвистические, культурные и социальные перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Наследие, Джон (1984). Гарфинкель и этнометодология , Кембридж: Polity Press.
- Хатчби, Ян и Вуффит, Робин. (1988) Анализ разговора . Политика Пресс.
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Местный, Джон. (2007). Фонетическая детализация и организация разговора во взаимодействии . Материалы XVI Международного конгресса фонетических наук. Саарбрюккен, Германия: Организационный комитет 16-й МКФС.
- Келли, Джон и местный Джон (1989). Занятия фонологией , Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Боль, Джин. (2008). Не просто разговоры: разговорный анализ и психотерапия . Карнак. ISBN 978-1855756892
- Померанц, Анита М. (1984). Согласие и несогласие с оценкой: некоторые особенности предпочтительной/непредпочтительной формы поворота. В JM Atkinson & J. Heritage (Eds.), Structure of Social Action: Studies in Conversation Analysis . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Псатас, Джордж (1995): Анализ разговора , Тысяча дубов: Мудрец
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
- Сакс, Харви, Шеглофф, Эмануэль А. и Джефферсон, Гейл (1974). Простейшая систематика организации очередности беседы. Язык, 50 , 696-735.
- Шеглофф, Эмануэль А. (2007). Организация последовательности во взаимодействии: учебник для начинающих по анализу разговора, том 1 , Кембридж: издательство Кембриджского университета.
- Стиверс, Таня. (2007). Назначение лекарств под давлением: беседы между родителями и врачами и антибиотики (Оксфордские исследования в области социолингвистики). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Тен Хав, Пол (1999): Анализ разговора. Практическое руководство , Thousand Oaks: Sage.
Внешние ссылки
- Интернет-библиография до 19 лет90 CA литература
- Интернет-библиография литературы Центральной Азии после 1989 г.
- Онлайн-информационный центр для сообщества CA
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Анализ разговора | Психология Вики
в: Беседа, анализ дискурса, страницы, использующие магические ссылки ISBN
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Анализ разговора (обычно сокращенно CA ) — это изучение разговора во время взаимодействия. CA обычно пытается описать упорядоченность, структуру и последовательные модели взаимодействия, будь то институциональное (в школе, кабинете врача, суде или где-либо еще) или случайный разговор. Таким образом, использование термина «разговор» для обозначения этого дисциплинарного движения вводит в заблуждение, если его читать в разговорном смысле, как это делают многие. В свете этого один из основных практиков КА, Эмануэль Шеглофф, совсем недавно определил «разговор во взаимодействии» как тему КА. Возможно, по этой же причине другие (например, Джонатан Поттер), использующие методы КА, идентифицируют себя как дискурсивных аналитиков (ДА), хотя этот термин впервые был использован для обозначения исследователей, использующих методы, отличные от КА (например, Левинсон, 19).83), и по-прежнему выделяет группу ученых, большую, чем те, кто использует только методы КА.
Вдохновленный этнометодологией, он был разработан в конце 1960-х и начале 1970-х годов главным образом социологом Харви Саксом и, среди прочих, его ближайшими соратниками Эмануэлем А. Шеглоффом и Гейл Джефферсон. Сакс умер в начале своей карьеры, но его работа была поддержана другими специалистами в его области, и теперь КА стала признанной силой в социологии, антропологии, лингвистике, речевой коммуникации и психологии. Это особенно влиятельно в интерактивной социолингвистике, анализе дискурса и дискурсивной психологии, а также является целостной дисциплиной само по себе.
Содержание
- 1 Основные конструкции
- 1.1 Организация очередности
- 1.1.1 Поворот конструктивного элемента
- 1.1.2 Компонент распределения хода
- 1.2 Организация последовательности
- 1.2.1 Пары смежности
- 1.2.2 Предварительные последовательности
- 1.2.3 Организация предпочтений
- 1.3 Ремонт
- 1.4 Боевая формация
- 1.1 Организация очередности
- 2 Каталожные номера
- 3 Тематический указатель литературы по анализу разговоров
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
Базовые структуры
Организация очередности
Характер ведения разговора по очереди. Очередь — одна из фундаментальных организаций разговора. Согласно CA, очередность является одним из трех основных компонентов, из которых строится разговор. Двумя другими компонентами являются: конструктивный компонент поворота, то есть основные единицы, из которых состоят ходы, и «практический компонент», часто называемый «набором правил», которым управляют стороны во взаимодействии. Хотя CA прямо не заявляет, что очередность универсальна, поскольку исследования проводятся на большем количестве языков, возможно, что если бы существовало какое-либо основание для претензии на универсальность языка, то очередность была бы хорошим кандидатом. Модель очередности разговора была получена индуктивно путем эмпирического исследования полевых записей разговора и приспособлена к такому факту, полученному путем наблюдения, что в подавляющем большинстве случаев участники разговора говорят по одному.
Поворотный конструктивный элемент
Поворотный конструктивный элемент — это основные элементы, из которых формируются повороты. Типы единиц включают: слово/лексический элемент, пункт/фразу и предложение. Обратите внимание, что не все типы единиц измерения могут существовать на всех языках. Кроме того, возможно, что в других языках есть единицы, например частицы в азиатских языках, которых может не быть в английском.
Turn Allocational Component
Текущий выступающий выбирает следующего выступающего (SSN) Следующий выступающий автоматически выбирает следующий (SS)
Организация последовательности
Это касается порядка действий в разговоре.
Пары смежности
Разговор, как правило, происходит в ответных парах; как эти пары могут быть разделены в течение последовательности ходов.
Предварительные последовательности
Использование последовательностей разговоров перед целенаправленным разговором.
Предпочтение организации
Существуют структурные (т.е. гарантированные практикой) предпочтения для некоторых типов действий (в рамках последовательности действий) в разговоре по сравнению с другими действиями.
Ремонт
Ремонтная организация решает проблемы с речью, слухом или пониманием в разговоре. Ремонт имеет два широких класса: самостоятельный ремонт и другой ремонт.
Формирование действия
Речь идет об описании приемов, посредством которых составляются и располагаются обороты в разговоре для осуществления тех или иных действий.
Ссылки
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
Тематический указатель литературы по анализу разговоров
Ниже приводится список важных феноменов, идентифицированных в литературе по анализу разговоров, за которым следует краткое определение и ссылки на статьи, которые исследуют названный феномен либо эмпирически, либо теоретически. Статьи, в которых придуман термин для обозначения явления или в которых представлена каноническая трактовка явления, выделены жирным шрифтом, те, которые иным образом связаны с явлением в центре внимания, выделены курсивом, а остальные представляют собой статьи, целью которых является внести значительный вклад в понимание явления.
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон:Раскрыть список
- ЧЕРЕДИ
- Процесс, посредством которого взаимодействующие стороны распределяют право или обязанность участвовать в интерактивной деятельности. ( Сакс, Шеглофф и Джефферсон, 1974 )
- РЕМОНТ
- Механизмы, с помощью которых решаются определенные «неприятности» во взаимодействии. ( Schegloff, Jefferson, & Sacks 1977 )
Ссылки
- Аткинсон, Дж. Максвелл и Херитэдж, Джон (редакторы) (1984). Структуры социального действия: исследования анализа разговоров , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дрю, Пол и Херитэдж, Джон. (1993). Разговор на работе: взаимодействие в институциональных условиях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Энфилд, Нью-Джерси и Стиверс, Таня. (2007). Референция человека во взаимодействии: лингвистические, культурные и социальные перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Наследие, Джон (1984). Гарфинкель и этнометодология , Кембридж: Polity Press.
- Хатчби, Ян и Вуффит, Робин. (1988) Анализ разговора . Политика Пресс.
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Местный, Джон. (2007). Фонетическая детализация и организация разговора во взаимодействии . Материалы XVI Международного конгресса фонетических наук. Саарбрюккен, Германия: Организационный комитет 16-й МКФС.
- Келли, Джон и местный Джон (1989). Занятия фонологией , Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Боль, Джин. (2008). Не просто разговоры: разговорный анализ и психотерапия . Карнак. ISBN 978-1855756892
- Померанц, Анита М. (1984). Согласие и несогласие с оценкой: некоторые особенности предпочтительной/непредпочтительной формы поворота. В JM Atkinson & J. Heritage (Eds.), Structure of Social Action: Studies in Conversation Analysis .