25.11.2024

Альфрид лэнгле википедия: «Если я делаю что-то, что делает меня счастливым – этого вполне достаточно», — интервью с профессором психологии Альфридом Лэнгле

«Если я делаю что-то, что делает меня счастливым – этого вполне достаточно», — интервью с профессором психологии Альфридом Лэнгле

Альфрид Лэнгле — известнейший австрийский психолог и психотерапевт, создатель нового подхода к психотерапии, получившего название «экзистенциальный анализ». В основе его подхода — идеи Мартина Хайдеггера и Виктора Франкла, с которым профессор Лэнгле работал бок о бок в течение многих лет.  Экзистенциальный анализ работает с поиском глубинного смысла, актуального для конкретного человека, с внутренней мотивацией и системой ценностей: именно внутреннее убеждение и внутренняя уверенность в том, что делаешь, способны наполнить жизнь человека смыслом и счастьем. Но как найти этот самый смысл среди всего обилия возможностей, которые стоят перед современным человеком? Как не поддаться искушению и не выбрать то, что кажется более простым путем к счастью? Как не сожалеть о своем выборе и перестать переживать об упущенных выгодах и возможностях? Корреспондент ITMO. NEWS получил уникальную возможность задать все эти вопросы непосредственно профессору Лэнгле.

— Профессор, вы постоянно говорите о том, что ключ к счастью — это согласие с самим собой и убеждение, что ты занимаешься именно тем, что хочет твое сердце. Но как сделать выбор, когда вокруг столько открытых возможностей, столько примеров «успешного успеха» со всех сторон? Как молодым людям не попасть под влияние инфлюенсеров и блогеров и найти свой уникальный путь?

— Это новая реальность, с которой нам всем приходится сталкиваться — и особенно трудно приходится именно молодежи. Сейчас каждый человек имеет столько возможностей — такого в истории человечества никогда прежде не было. И это может сводить с ума: как выбрать и не проиграть, как получить максимум? Многие действительно обращаются к внешним мотивациям, начинают копировать людей из социальных сетей и медиа. Или попадают под влияние трендов, моды, того, что приносит больше денег.

Но на самом деле, чтобы сделать правильный выбор, который приведет нас к счастливой и наполненной жизни, нам прежде всего необходимо наладить контакт с собой. Очень важно найти время для того, чтобы выяснить: а что действительно ценно именно для меня? Чего я действительно хочу? Что будет для меня важным не только сегодня, сейчас, но и завтра, и послезавтра? Во что я действительно готов вкладывать свои силы и свое время?

Нужно постоянно задавать себе эти вопросы, даже занимаясь повседневными делами. Например, вместо того чтобы посмотреть видео на YouTube, может быть полезнее было бы почитать книгу? Конечно, кажется, что это более энергозатратный процесс — но он и дает более продолжительный эффект, более полезный для саморазвития.

— То есть, смотреть смешные видео на YouTube — это плохо? А если именно это делает человека счастливым?

— Конечно, мы все подвержены соблазнам, мы же люди. И отвлекаться иногда на смешные ролики — это нормально. Но если мы не будем осознавать связь между своим выбором и своим самочувствием, мы не будем понимать, что теряем время, теряем хорошие возможности для развития — и в конце концов остаемся неудовлетворенными и пустыми внутри. Поэтому мы всегда должны выбирать в пользу того, что действительно питает нас, дает нам расти и развиваться.

По моим наблюдениям, люди используют интернет больше в качестве отвлечения и развлечения — там они ищут удовольствия и удовлетворения своих потребностей. Но на самом деле это все ведет к еще большей неудовлетворенности, потому что действительно, в интернете можно найти все — но это все ненастоящее. Виртуальная жизнь не может заменить реальную.

Люди просто теряют свое время, тонут в этом обилии информации, развивают у себя аддикции — и попросту забывают себя. Я считаю, что молодых людей нужно предупреждать об этой опасности и учить их делать правильный выбор.

— И все-таки, как побороть этот страх выбрать что-то не то, потерять время, упустить возможность?

— Это можно сравнить с огромным шведским столом — на нем столько всего привлекательного и аппетитного, но, к сожалению, мы никогда не сможем съесть это все. Даже если попробовать лишь маленький кусочек от каждого блюда — это все равно будет слишком много. Поэтому нам приходится выбирать, что мы хотим съесть именно сегодня.

Структурируя предлагаемые нам возможности и понимая наши ограничения, мы можем научиться получать удовольствие от своего выбора и не расстраиваться из-за того, что мы что-то не попробовали. Всегда есть соблазн взять слишком много, но нужно помнить, что это не сможет сделать нас счастливее — максимум, наградит нас больным желудком.

Если я делаю что-то, что делает меня счастливым — этого вполне достаточно. То же самое с выбором партнера: в мире существуют тысячи потенциальных пар для каждого человека, но если вы уже счастливы с одним, зачем вам искать кого-то еще? Зачем менять его на кого-то, кто, возможно, теоретически, будет более подходящим, если уже есть человек, с которым у вас глубокая и сильная связь?

Одним словом, это вопрос ограничений, с которыми мы все сталкиваемся — мы просто не можем иметь все. И нам не стоит обесценивать то, что у нас уже есть, только потому, что кто-то нам рассказал о чем-то более привлекательном.

— А как вообще быть с повальной одержимостью успехом, богатством, славой? Сейчас, когда все это кажется чуть более доступным, никто уже не хочет просто жить своей обычной жизнью и работать на простой работе — все хотят быть Илоном Маском.

— Мечтать — это очень хорошо. Очень полезно читать биографии великих людей — чтобы знать, какими удачливыми и успешными они бывают, что все это достижимо и реально. Но все-таки, самое великое достижение, которое мы можем сделать — это стать самими собой. В мире столько людей, которые беспредельно богаты — и так же беспредельно несчастны. Столько людей, которые невероятно бедны — но совершенно счастливы.

Ощущение счастья и наполненности не зависят от достижений. Они зависят от осознанности, от внутренней уверенности в том, что ты делаешь, как проживаешь свою жизнь. Это и есть ключ к успеху — понимание своих внутренних убеждений, слышание своего внутреннего «да». Если мы делаем что-то без внутреннего одобрения, а только потому, что это приносит нам деньги или удовлетворяет наши амбиции, наша жизнь становится пустой. Но даже самые простые, самые обыденные занятия, вроде игры с ребенком или встречи с друзьями, могут быть самыми важными в жизни — и это то, что не купишь за деньги.

Вообще, еще Виктор Франкл говорил, что успеха нельзя достигнуть напрямую. Чем больше человек стремится к успеху, чем больше он его жаждет, тем менее вероятно, что он когда-нибудь его достигнет. На самом деле нужно задать себе два вопроса: действительно ли то, чем я занимаюсь, важно для меня, и действительно ли я делаю все возможное, полностью ли вкладываюсь в это? В таком случае, успех придет сам.

Но нужно помнить, что это все-таки дар и везение. И существует множество внешних обстоятельств: тяжелые болезни, экономический спад, кризисы, форс-мажоры и так далее — которые могут уничтожить все результаты труда. Поэтому, занимаясь чем-либо, лучше думать не об успехе, а о результате.

И последнее, но не менее важное: а кто определяет, что есть успех? Многие вещи могут казаться катастрофой и полнейшим провалом — например, развод. А в итоге окажется, что это был самый лучший исход из ситуации и на самом деле просто два человека перестали страдать и получили возможность построить более счастливое будущее.

— Хорошо, а как тогда быть с избыточными привязанностями? Например, если очень любишь свою работу, отдаешь всего себя и считаешь смыслом своей жизни, а потом тебя увольняют и кажется, что жизнь кончена.

— На самом деле это вопрос о том, как защитить себя от эмоциональной боли в случае, если что-то пойдет не так. Я бы сказал, что это тот риск, на который всегда надо соглашаться. Будьте полностью погружены в свои любовные и дружеские отношения, в свою работу, в свои увлечения — несмотря на то, что это всегда может закончиться в любой момент. Разрешите себе жить полной жизнь здесь и сейчас. Слушайте свое сердце и будьте верны ему.

Единственная вероятность быть избыточно привязанным к чему-либо — это если вы одержимы какой-то конкретной целью. Это действительно может приводить к стрессу, выгоранию и фрустрации.

Конечно, в жизни случаются плохие, ужасные вещи — и нужно позволять себе проходить через процесс скорби и горевания. Многие считают, что не должны тратить время на такое, но это прямой путь к депрессии. На самом деле, горе — это исцеляющий процесс, и он крайне важен. Нужно позволять себе плакать, скорбеть, жалеть себя, потому что на самом деле через слезы пробуждается жизнь, появляется надежда на будущее. Это все возможность пересмотреть свои ценности, подумать, как вы будете жить дальше, без этой важной для вас вещи. Это один из самых мощных инструментов против депрессии.

— Не могу не спросить про текущую ситуацию с пандемией. Как вы считаете, насколько это все повлияло на людей и на то, как они воспринимают действительность и самих себя?

— В глобальном смысле пандемия сильно повлияла на наш мир: на политику, экономику, социальную сферу, медицину. Но действительно ли она как-то изменила личность отдельных людей? На самом деле, у меня сомнения, что это все будет производить какой-то продолжительный эффект.

Есть люди, которые очень сильно пострадали от пандемии — потеряли родных и друзей, потеряли работу. Кто-то развелся, кто-то сменил профессию, кто-то пересмотрел свое отношение к работе. Кто-то начал больше ценить свое время, пересмотрел свои приоритеты. У кого-то впервые появилась возможность в принципе подумать о своей жизни, о том, что действительно важно.

Но, честно говоря, я думаю, что для большинства людей это все-таки не стало каким-то кризисом — им просто пришлось адаптироваться к новым реалиям. И как только все вернется к прежнему: снова разрешат путешествовать, встречаться, ходить на мероприятия — все это быстро забудется. 

 

Высшая школа «Среда Обучения» организовала цикл лекций с профессором Альфридом Лэнгле, открытый для всех желающих. Ближайшие встречи пройдут 27 апреля и 18 мая, зарегистрироваться на них можно по ссылке.

К началу

Альфрид Лэнгле: «Невыносимая тревога указывает путь». Ученик Виктора Франкла о том, как пережить темные времена

Австриец Альфрид Лэнгле разработал собственный метод в психотерапии – экзистенциальный анализ.

Метод Лэнгле как будто вышел из русской литературы, Толстого и Достоевского, отмечает российская психотерапевт Светлана Кривцова, а также связан с русской свободной мыслью XX века: персонализмом Бердяева и экзистенциализмом Шестова, символизмом Флоренского, концепцией диалога и антропологией нравственного поступка Бахтина.

Цель каждого из нас, по Лэнгле, – принять вызов жизни и выдержать. Принять – означает дорасти до спокойного отношения к обстоятельствам, которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать. С принятием приходит доверие к миру, а с ним – чувство, что в мире множество опор, в том числе духовных, выходящих за пределы моей индивидуальной жизни, за пределы рационального.

Лэнгле – доктор медицины и психологии, президент Международной федерации психотерапии, старейшего европейского психотерапевтического сообщества (IFP). Президент созданного вместе с Франклом Международного общества логотерапии и экзистенцанализа (GLE-International).

Найдите точку спокойствия

Мы живем в очень трудное время. Впервые за последние 60 лет политики так часто говорят об угрозе применения атомного оружия. Гибнут мирные люди под бомбами. Мало кто может оставаться спокойным и не испытывать страха – тревога зашкаливает у нас всех.

Мы в Австрии, Германии, Швейцарии страшимся военного конфликта, гадаем, какие страны он затронет, когда и где остановится. Волнуемся, что будет с ценами на еду и ЖКХ. По моим российским студентам я вижу, что у них та же тревога, но многим трудно открыто о ней говорить.

Я хочу рассказать, в чем смысл и ценность тревоги, чтобы мы могли помочь себе и окружающим с ней справиться.

У всех разный порог тревожности

Тревога – очень древний механизм передачи информации об опасности, она досталась нам от животных. Все высшие животные, у которых эволюционно развилась сложная нервная система, знают, что такое страх и тревога. Растениям они не знакомы.

Поразительно недавнее открытие испанских неврологов – генетически мы предрасположены тревожиться с разной силой.

Установлено, что в семьях, где хронической тревожностью страдают люди разных поколений, в 97% случаев у всех наблюдается дупликация генетического материала в пятой хромосоме.

То есть тревога передается нам по наследству, и у нее тоже есть порог, как с болью. Те из нас, у кого низкий порог тревожности, в угрожающей ситуации пугаются быстрее и/или с гораздо большей силой, чем те, у кого порог тревожности высокий.

Чем больше подавляешь тревогу, тем она сильнее

Тревога – не просто информация, а информация, которую сопровождает эмоциональное возбуждение. Это неспроста: именно эмоция в момент угрозы побуждает нас действовать. Если бы информация об угрозе не сопровождалась сильным чувством, ее легко было бы упустить из внимания.

В тревоге мы возбуждены, раздражены, напряжены. И чем больше мы тревожимся, тем сильнее стресс, а он опять-таки подстегивает тревогу. В этом замкнутом круге ключ к тому, чтобы с ней справиться.

Привычка сознательно расслаблять тело и ум с помощью духовных практик, хорошо известная в разных религиях, например молитва у христиан и мусульман, медитация в буддизме, а также дыхательные упражнения, прогулки лучше всего помогают унять страхи, особенно тем, кто быстро впадает в панику.

Напоминайте себе, что это биологическая реакция организма, а настрой на спокойствие ослабляет тревогу и у нас самих, и у окружающих. Это лучшее, что мы можем сейчас сделать.

Тревожиться модно

Вплоть до 60-х годов ХХ века тревога считалась в обществе чем-то очень личным, слабостью, ее старались скрывать от окружающих.

В современном обществе мы наблюдаем противоположную тенденцию – говорить о своих страхах, делиться тревогой модно. Так вы выглядите искренним, неравнодушным. Политики публично заявляют, что их пугает то или это. На ток-шоу участники встают и признаются в своих страхах – это привлекает внимание.

Социологи также заметили, что публичное выражение тревоги освобождает от ответственности и труда изучать факты и формулировать свою точку зрения. Любой, кто не выказывает тревогу, подозревается в бездушии и неискренности, зато демонстрируя ее по любому предмету, вы можете компенсировать недостаток компетенций в предмете обсуждения.

Почему произошел этот поворот? Дело в том, что тревога сегодня задает нам ориентиры, указывает, как лучше жить, чтобы обезопасить себя. В первую очередь через ТВ, СМИ, интернет.

Не пейте воду из водопровода – вдруг она отравлена. Сядьте на эту диету, чтобы жить дольше и не умереть от инфаркта. Не покупайте пластик, планета от него задыхается.

Незаметно тревога подменяет собой смысл жизни, становится его эквивалентом.

Нет дома для меня в этом мире

У человека, в отличие от животных, есть еще один страх – хрупкости мира и конечности бытия. Сартр сравнивал тревогу со змеей, которая дремлет в нашем существовании, как в кустах, и выпрыгивает внезапно и резко, там, где мы меньше всего ждем.

Внутри бытия таится возможность небытия. Говоря проще, мы можем умереть в любой момент и знаем о своей смертности. Я могу получить сердечный приступ в кровати, в метро, в самолете, везде. Нет гарантий безопасности, негде укрыться, я беззащитен. Единственное, что известно наверняка – однажды смерть настигнет каждого.  

Секунду, час, день назад все шло как обычно, и вдруг на глазах уютное, привычное 20 или 30 лет, рассыпается, как обман зрения. Знакомый мир встает перед нами необъяснимо-страшный, таинственно-жуткий.

Мы понимаем, что можем провалиться в небытие в любой момент. Мы не дома в этом хрупком ненадежном мире – странники, чужаки, пассажиры.

В этом философском смысле тревога – основа и условие нашего бытия в мире. Мы вынуждены жить беззащитно.

Найти опору, вглядываясь в монстра тревоги

Брошенные в хрупкое бытие, где смерть подстерегает в каждый момент времени, мы должны выдерживать свою тревогу в одиночку. Это трудно взрослым, что уж говорить о детях.

Трехлетний ребенок, который не может заснуть от страха, просит маму или папу посидеть рядом и подержать его за руку – ему от этого легче, но все равно не получится сказать: «Мама, папа, потревожьтесь за меня». Невозможно переложить свою тревогу на плечи другого. Мы остаемся с ней один на один и остро чувствуем свое одиночество, вглядываясь в черты этого монстра.

Наша беззащитность требует от нас признать смерть эмоционально, то есть время от времени осмысливать факт нашей конечности, позволить смерти приблизиться к себе. В христианстве есть замечательная традиция, берущая начало еще в Древнем Риме, выражаемая словами memento mori, «помни о смерти», «держи смерть в уме».

Смысл тревоги в том, что она через эмоции подводит нас к вопросу: как я могу жить с фактом того, что мне предстоит умереть?

Отгоняя от себя мысль о нашей смертности, мы только усиливаем тревогу – прыжок змеи застает нас врасплох, неподготовленными.

Страх означает: «Я хочу жить и сохранить то, что мне дорого»

Изначально тревога не патологична, это здоровое переживание, которое предупреждает о возможной опасности, заставляет осознать, что что-то не в порядке, что у нашей жизни нет опоры или что основа, на которой мы построили свое существование, иллюзорна, фальшива и мы можем выпасть из этого сна во враждебную, бездонную реальность.

Тревога возникает из-за неверия, что я способен, могу быть в этой жизни. Чувство, что земля уходит из-под ног. В этом страхе мы чувствуем, что нам недостает поддержки.

Страх всегда означает – «я хочу жить и сохранить то, что мне дорого». Боязнь провала на экзамене, страх за ребенка, страх потерять отношения с кем-то – где тревога, там что-то очень ценное для нас.

В этом смысле ее значение – соединять нас с самими собой. Она – указатель, который ведет к поддержке. Она показывает нам наши ограничения и учит стоять за то, что нам дорого.

Тест на внутреннее согласие

В сердцевине тревоги – страх потерять себя. Для Кьеркегора величайшая тревога жизни – что я не был собой, пропустил себя, растратил зря, не сбылся таким, каким я был задуман, не встретился с собой. То есть по-настоящему не был.

Если не сделаю прыжок к себе настоящему, я в неправильном месте, и это вызывает тревогу.

Что значит прыгнуть к себе настоящему? Чем бы вы ни занимались в данный момент, спросите себя, даете ли вы на это внутреннее согласие? То, что я сейчас делаю, согласуется с моими ценностями, откликается во мне согласием? Лежит ли к этому моя душа и совесть? Не занимаюсь ли я этим из тревоги или другого дефицита внутри?

Внутреннее согласие – это проявление нашей сути, исполненности в мире – то, что позволяет нам чувствовать себя счастливыми, даже когда мы проходим через страдание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *