27.11.2024

Абстрактно понятийное мышление: Понятийное мышление — Психологос

Содержание

Понятийное мышление — Психологос

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.

Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам.

А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития.

От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб…

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.

Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.

Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Понятийное мышление: по ступеням познания

В процессе познания окружающей среды, получения новых знаний люди опираются, прежде всего, на свой опыт и ощущения. Именно так познает мир ребенок.

По мере взросления у человека развивается способность сравнивать, видеть логические связи между предметами и явлениями, а затем и обобщать увиденное. Такое обобщение влечет за собой формирование и усвоение понятий – как уже существующих, так и созданных внутри собственного опыта. В дальнейшем человек способен распознавать и идентифицировать предметы и явления как ранее виденные или незнакомые, относить их в ту или иную категорию понятий. Это и есть понятийное мышление.

В подробностях о нем вы сможете узнать на нашей программе «Когнитивистика», а в этой статье мы вкратце затронем его общие аспекты.

Инструменты понятийного мышления

Понятийное мышление не является врожденным. Оно нарабатывается в процессе взросления, более глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Более того, его формирование требует определенного уровня развития и владения определенными инструментами когнитивного восприятия.

Основные инструменты понятийного мышления:

  1. Анализ – изучение составных частей или признаков предметов и явлений.
  2. Синтез – способность объединять части в целое.
  3. Сравнение – сопоставление явлений или событий между собой.
  4. Абстракция – выделение основных признаков и способность оперировать ими вне конкретной ситуации и безотносительно данного предмета в будущем.
  5. Обобщение – сведение разных понятий в единую категорию.
  6. Систематизация – сведение категорий в логическую систему.

Понятие как таковое имеет две особенности. С одной стороны, это итог некоего мыслительного процесса. С другой стороны, это начало и возможность нового мыслительного процесса, но уже на более высоком уровне. Чтобы лучше понять эти особенности, следует рассмотреть составные элементы понятийного мышления.

Составные элементы понятийного мышления

Понятийное мышление – это высший уровень мыслительных процессов. Это больше, чем просто абстрактное мышление или способность к обобщениям. Понятийное мышление требует владения всеми инструментами, и только тогда оно сможет стать логичным и целостным.

4 основных элемента понятийного мышления:

  1. Понимание сущности процессов, явлений, умение различать главные и второстепенные признаки.
  2. Понимание родовой и видовой иерархии понятий.
  3. Понимание причинно-следственных связей процессов и явлений.
  4. Понимание единства противоположностей.

Далее стоит отдельно остановиться на каждом элементе понятийного мышления, чтобы проще было сложить картину в целом.

Понимание сущности процессов и явлений

Основные характеристики процессов и явлений не всегда самоочевидны, поэтому добираться до сути приходится через череду случайных единичных признаков и/или событий. Для этого нужно научиться анализировать получаемую информацию, синтезировать единичные процессы в целостную картину, выделять основной объединяющий фактор. Это путь к навыкам абстрактного мышления, когда человек сможет абстрагироваться от второстепенного и уловить главное в процессе или явлении.

Понимание родовой и видовой иерархии понятий

После того как стала понятна суть процесса или явления, нужно отнести его к той или иной категории. Ранее выделенные объединяющие факторы и способность абстрагироваться от второстепенных признаков облегчает данную задачу. Наиболее наглядным примером служит биологическая классификация живых существ. Например, птицы – это родовое понятие, а воробьи, вороны, чайки – видовые классификации.

Это пример уже готового обобщения и систематизации понятий, однако решая свои собственные жизненные задачи (например, постановка целей и расстановка приоритетов), нам тоже приходится приводить свои планы и действия в некую иерархическую систему.

Понимание причинно-следственных связей

Тут самое время вспомнить шутку, популярную некоторое время тому назад: «Вася всегда ездит в плацкартном вагоне, поэтому у него нет денег». У многих людей рядом стоящие явления зачастую сплетаются в мозгу настолько чудодейственным способом, что они не в состоянии различить, где причина, а где следствие.

Для тех, кто не является фанатом железнодорожного сообщения, поясним, что плацкарт – это самый дешевый способ добраться куда-либо, и им обычно пользуются те, кто желает с экономить. Случаев, чтобы человек превратился из богача в бедняка из-за поездок в плацкартном вагоне, пока не наблюдалось, поэтому у Васи нет денег вовсе не из-за трат на плацкарт, а, наоборот, он ездит плацкартом, потому что, вероятнее всего, не имеет денег на оплату более комфортного способа перемещения.

Формирование причинно-следственных связей и их правильное понимание – головная боль большинства педагогов средних учебных заведений, т.к. абстрактное мышление у детей формируется постепенно, с разной скоростью и степенью успешности. Более того, есть такие врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, которые исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного мышления.

И даже абсолютно здоровым взрослым людям бывает трудно абстрагироваться от чего-либо и посмотреть на процесс со стороны. Особенно, если взрослые и здоровые люди не получили нормального образования, которое является важным фактором развития интеллекта.

Понимание единства противоположностей

Единство противоположностей наблюдается везде. Это плюс и минус в математике, черное и белое в изобразительном искусстве, минор и мажор в музыке, день и ночь в живой природе, положительно и отрицательно заряженные частицы, важные для понимания многих физических и химических процессов.

И даже в психологии можно встретить такой постулат, что достоинства человека – это продолжение его недостатков, и наоборот. Примерно столь же часто можно встретить попытки опровергнуть данный постулат, что лишь подтверждает его актуальность. А чтобы превратить недостатки в преимущества, нужно обладать достаточно высоким уровнем понятийного мышления, которое позволит осознать, что единство и борьба противоположностей – это и есть движущая сила прогресса, и без этого развитие стало бы невозможным. Зачем человеку осознавать это все? Давайте подумаем!

Зачем нужно понятийное мышление

Самые внимательные читатели могут удивиться подзаголовку: как зачем? Ведь, вроде, уже подробно расписали, что понятийное мышление предполагает понимание сути явлений и процессов, их причинно-следственных связей и т.д. Вопрос в другом: зачем нам это все понимать? Действительно, а что изменится, если мы, подобно детям, каждый день будем открывать мир по-новому и видеть только самые яркие его стороны? И что с того, что они окажутся второстепенными?

В общем-то мы уже начали говорить о том, что некоторые врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного и понятийного мышления. Такие люди изначально считаются умственно неполноценными, не могут освоить сложные профессии, требующие высшего или среднего специального образования.

Более того, они не в состоянии полностью адекватно понимать окружающих, которые оперируют абстрактными понятиями, необходимыми для описания процессов, которые нельзя наблюдать в режиме «здесь и сейчас». А такая необходимость есть. Как минимум, это запрет движения на красный сигнал светофора, потому что движение на красный свет может привести к аварии. Увидеть последствия нарушения запрета, конечно, можно, однако это слишком дорогая цена для такого способа объяснения.

Также мы начали говорить о том, что среди умственно и физически здоровых людей тоже возможно недопонимание, связанное с неодинаковым уровнем развития понятийного аппарата, а также разным жизненным опытом, уровнем знаний, сферой деятельности и т.д. Тут проблему могло бы решить приведение всех понятий к единому знаменателю.

Как говорил французский философ и математик Рене Декарт, цитируем: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Другими словами, значительная часть разногласий возникает не по существу обсуждаемой темы, а потому, что люди по-разному понимают понятия, которыми оперируют.

Это особо заметно, когда что-либо обсуждают представители разных профессий, т.к. в разных сферах одно и то же слово может иметь разные значения. Так, если в психологии слово «реализация» обычно подразумевает воплощение в жизнь планов, идей, целей, то в торговле «реализация» – это факт продажи чего-либо покупателю. Такая путаница может наблюдаться и в более близких сферах. Например, реализация лекарств в аптеке – это продажа, а под реализацией лекарственных препаратов в больнице в условиях стационара подразумевается расход лекарств для лечения больных.

Еще более разительными могут быть отличия в трактовке юридических терминов правоведами и обычными гражданами без юридического образования. Именно поэтому в договорах часто прописано, что следует понимать под тем или иным термином. Теперь подытожим сказанное.

Для чего нужно понятийное мышление:

  1. Для синтеза, анализа, сравнения, обобщения и систематизации явлений, признаков, процессов.
  2. Для понимания причинно-следственных связей явлений и процессов.
  3. Для понимания сути, родовой и видовой иерархии предметов, процессов, явлений.
  4. Для понимания процессов и явлений, которые нельзя проверить эмпирическим путем.
  5. Для донесения окружающим информации, которую нельзя продемонстрировать наглядно.
  6. Для принятия решений и адекватного осознания их последствий.
  7. Для взаимопонимания в обществе, семье, на работе.

Как видим, роль понятийного мышления многогранна. Встает вопрос: а можно ли его развить? Или нужно лишь ожидать естественного взросления ребенка и уповать на то, что его понятийное мышление сформируется на должном уровне само по себе? Вовсе нет! Более того, свои мыслительные навыки можно улучшить даже во взрослом возрасте! Например, наша программа «Когнитивистика» позволяет освоить самые разные типы и способы мышления, которые вам обязательно пригодятся в жизни. А сейчас подробнее остановимся на развитии понятийного мышления у детей.

Как развивать понятийное мышление

Начнем с детского возраста. Ранее мы выяснили, что у маленьких детей понятийного мышления нет, они способны воспринимать мир только так, как они его видят. В этом контексте интересен эксперимент, поставленный швейцарскими психологами Жаном Пиаже и Барбель Инхельдер. Суть в следующем: детям дошкольного возраста демонстрировали макет, на котором было сооружено три горы разной высоты. Каждая из них имела свою особенность – домик, речка, заснеженная вершина. Также детям давали посмотреть фотографии, где все три горы были сфотографированы с разных сторон, и просили указать на те фото, где гора выглядела так, как они ее видят. На этом этапе с заданием справлялись все.

Затем с другой стороны макета помещали куклу, у которой вместо головы был гладкий шар, и просили детей выбрать фото, где изображение совпадает с тем, как его могла бы видеть кукла. Глаз у куклы не было, т.к. вместо головы был гладкий шар, а просто предположить, где могли бы быть у куклы глаза и как она могла бы видеть горы, у детей стабильно не получалось. В итоге все дети выбирали фото, где гора изображена так, как видят ее они сами.

Напомним, макет был сфотографирован со всех сторон, и если бы дело было лишь в неточном угадывании направления взгляда, дети ошиблись бы только с ракурсом обратной стороны горы. Однако в отсутствие четкого указания, где у куклы глаза и куда она смотрит, дети, не обладающие понятийным мышлением, просто давали ответ из своего уже знакомого опыта, не пытаясь анализировать ситуацию.

К слову, работая учителем в школе и помогая директору обрабатывать итоги тестов IQ, которые проходили школьники, Жан Пиаже обратил внимание, что дети примерно одного возраста совершают одни и те же ошибки. Это дало толчок новым исследованиям, в результате чего Пиаже вывел классификацию стадий развития интеллекта у детей.

Стадии развития интеллекта у детей по Пиаже:

  1. Сенсомоторный интеллект (0-2 года) – простейшее восприятие с помощью органов чувств.
  2. Дооперациональные представления (2-7 лет) – дети создают свои образы и аналогии.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) – начинают развиваться навыки абстрактного мышления – математические операции с невидимыми предметами, понимание родовой и видовой классификации животных и т.д.
  4. Формальные операции (после 12 лет) – способность понимать метафоры, точку зрения других людей, если она отличается от собственной, и прочее.

Можно ли как-то ускорить интеллектуальное созревание ребенка и помочь ему овладеть понятийным мышлением? В разумных пределах – да. Ключевые слова – в «разумных пределах». Естественно, что годовалый ребенок не поймет объяснение, предназначенное для младшего школьника. Однако помочь детям подниматься по ступеням познания и сделать этот подъем более легким и приятным мы, взрослые, вполне можем.

Как развивать понятийное мышление у детей

Развивать мышление ребенка лучше всего в игровой форме. Это наиболее адекватный подход, особенно для детей младшего возраста. Так будет легче всего объяснить малышу элементарные вещи и нивелировать типовые ошибки восприятия, допускаемые в младшем возрасте.

Типовые ошибки восприятия и их исправление:

  1. Маленькие дети всегда считают, что любой большой предмет тяжелее любого мелкого, поэтому будет полезным наглядно показать, что большой предмет (допустим, упаковка ваты) может быть легче мелкого (допустим, камня).
  1. Детям сложно выстроить в своем сознании родовую и видовую иерархию, поэтому с ними стоит играть в «лишнее слово»: например, найти лишнее слово в ряду «соловей, воробей, курица, птица, страус». После объяснить, что соловей, воробей, курица и страус – это птицы, и перейти к родовидовой иерархии понятий.
  1. Детям сложно научиться синтезировать понятия и явления, поэтому им нужно помочь конкретными примерами. Например, объяснить, что ложка – это столовый прибор, столовые приборы – это приспособления для еды. И попросить назвать другие столовые приборы, т.е. приборы, которые используются для еды.
  1. Детям сложно обобщать увиденное и услышанное и выделять главный признак. Поэтому для начала стоит предлагать выбор из готовых вариантов. Например, прочитать короткий рассказ и выбрать 1 из 3 заголовков, наиболее точно отражающих суть. Потом задачу можно усложнить и попросить ребенка придумать заглавие самостоятельно.
  1. Школьникам можно предложить учебу «от обратного»: сначала посмотреть вопросы к параграфу, а потом читать параграф, пытаясь найти ответы на вопросы.

Четких возрастных ограничений по пунктам нет, и вы всегда можете ставить задачи уровнем выше или, как гласит одна из концепций Льва Выгодского, в «зоне ближайшего развития». В двух словах, зона ближайшего развития – это то, что ребенок уже в состоянии осознать, но еще не может понять самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.

Разумеется, приемов развития понятийного мышления намного больше. Обращаем внимание, что обучение понятийному мышлению является обязательным элементом. Как считает руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ Людмила Ясюкова, сформировать понятийное мышление без обучения невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки [Чеснокова Т. , 2013]. Под изучением подразумеваются и школьные уроки, и занятия в детском садике, и познавательные беседы, которые ведут родители с детьми дома.

Развивать понятийное мышление могут и взрослые, но им это придется делать самостоятельно: читать книги, смотреть новости, изучать экономические обзоры, попытаться освоить новое хобби и профессию. В таком активном режиме инструменты понятийного мышления задействуются быстрее, и, как следствие, мышление развивается лучше. Учитесь, развивайтесь и познавайте эту жизнь во всех ее проявлениях! Мы желаем вам радости познания и просто радости в этой жизни!

Ключевые слова:1Когнитивистика

9 признаков того, что вы мыслите абстрактно

Вы мыслите абстрактно?

И что это значит? Значит ли это, что ваши мысли напоминают Пикассо?

Кхм. Ну, может немного. Но об этом позже….

Правда в том, что все мы используем как конкретные, так и абстрактные формы мышления в зависимости от ситуации. Просто большинство людей естественным образом тяготеют к доминирующему, предпочтительному стилю. И это имеет большое значение в вашей жизни.

 

Конкретные мыслители  чувствуют себя более комфортно здесь и сейчас, с тем, что они могут засвидетельствовать и наглядно доказать. Они хотят знать точные шаги и часто не терпят изменения планов или новых идей. Им не нравится, когда приходится пытаться читать между строк или когда инструкции двусмысленны.

 

Абстрактные мыслители  не могут не думать о том, как все соотносится с более широкой картиной. В чем более глубокий смысл, каковы тенденции и закономерности, каковы возможности? Они быстро создают междисциплинарные ассоциации и чувствуют себя комфортно с метафорами и подтекстом. И если у них есть какое-то базовое знакомство с предметом, они скорее получат общие рекомендации, чем пошаговые инструкции.

Так что, может быть, не будет преувеличением сказать, что мысли конкретного мыслителя больше фотореалистичны, а абстрактного мыслителя больше кубизма.

 

Другими словами:

Представьте, что мыслитель конкретный и мыслитель абстрактный посещают вебинар, посвященный вовлечению пользователей в Facebook.

Конкретный мыслитель может сосредоточиться на точной тактике, которая доказала свою эффективность для других.

Человека с абстрактным мышлением может больше заинтересовать то, что эти тактики говорят о человеческой природе и как полученные уроки можно применить ко всем аспектам человеческого взаимодействия в бизнесе (и за его пределами), чтобы мотивировать, вдохновлять и создавать связи.

Вот еще один пример. Когда люди впервые посещают занятия йогой, они тратят много времени, сосредотачиваясь на точной технике выполнения поз и дыхательных упражнений. Они хотят, чтобы все было «правильно».

Только позже большинство людей начнет понимать, насколько эти уроки применимы к жизни в целом — внимательность, отсутствие реакции, принятие своих ограничений и безопасный вызов своим ограничениям. Хотя это отличный способ тренировать тело, позы йоги — это прежде всего способ конкретизировать более абстрактные концепции йогической философии.

 
1) Услышав новую мелочь, вы ловите себя на мысли о том, как что-то совершенно другое может быть связано с тем, что вы узнали.

2)  Вы знаете тех детей, которые постоянно спрашивают: «Почему?» У них на тебя ничего нет. Вы игнорируете закатывание глаз и не перестаете задавать вопросы, пока не будете удовлетворены.

3)  Инструкции по эксплуатации могут быть приемлемыми в первый раз, но впоследствии вы предполагаете, что принципы применимы ко всему аналогичному оборудованию.

4)  Вас больше интересует смысл правил, чем буква закона.

5)  Вам сложно вспомнить точные исторические детали, но вы можете говорить об общих тенденциях.

6) Вы тратите время на обдумывание Больших Вопросов. В чем смысл жизни? Какова природа сознания? Почему?

7) Если кто-то хочет мотивировать вас, он должен сказать вам, почему это важно, а не только как это сделать.

8) На самом деле, царапина рассказывает, как это сделать. Вам просто нужна цель и, возможно, несколько минимальных рекомендаций, а вы сделаете все остальное. Пошаговые инструкции заставят вас зевать.

9) Вам надоедает рутина. Вы склонны искать новые способы делать что-то и не возражаете против изменения курса, если это может обеспечить лучший результат.

 

Оба типа мыслителей в чем-то легче, чем другие, и лучше подходят для одних задач, чем для других. Я расскажу об этом подробнее в будущем.

Дженна

А пока, есть ли в этом посте что-то родственное вам (или совсем не похожее на вас)? Дайте мне знать в комментариях или зайдите в нашу группу в Facebook «Женщины, совершающие скачок», чтобы найти других, кто думает так же.

Упражнения на абстрактное мышление: 5 стратегий для получения новых идей

Лучшее чувство в мире — это, наконец, найти решение проблемы, над которой вы ломали голову

Худшее чувство в мире: тот момент, когда вы готовы биться головой о стол в отчаянии после того, как застрял на решении этой проблемы лет .

Что, если бы вы могли тратить меньше времени на разочарование и больше времени на празднование решения? Ключ в том, чтобы использовать силу абстрактного мышления.

Абстрактное мышление — отличный способ генерировать новые идеи и получать новые знания в процессе решения любой проблемы. Разработчики, которые решают проблемы каждый день, получат большую пользу от тренировки мускулов абстрактного мышления.

Прежде чем вы столкнетесь со следующей сложной задачей, научитесь использовать свою способность мыслить абстрактно. Это может быть ключом, который вам нужен, чтобы найти решение.

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление связано с видением контекста и более широкой картины, окружающей событие или идею. Абстрактные мыслители могут размышлять о событиях и идеях и думать не только «здесь и сейчас».

Например, конкретная мысль будет думать о вашей собственной собаке. Абстрактные мысли — это размышления о собаках в целом, об их отношениях с вашей собакой и с вами, а также о том, как собаки вписываются в общую картину вашей жизни и мира в целом.

Другой пример может иметь больше смысла для инженеров. Подумайте о том, когда вы садитесь писать код. Еще до того, как вы начнете, у вас есть представление о том, что вы хотите, чтобы программа делала, и какие функции вы хотите, чтобы она имела.

Эти мысли абстрактны.

Затем, после написания и развертывания кода, у вас есть готовый продукт — он стал конкретным.

Проще говоря, абстрактное мышление — это нестандартное мышление.

Не волнуйтесь, если это звучит расплывчато. Это трудно объяснить, потому что абстрактное мышление само по себе является абстрактной идеей.

Возможно, вы мыслите абстрактно, если:

  • Вы думаете о том, как все соотносится с общей картиной.
  • Вы не просто спрашиваете как, вы спрашиваете почему.
  • Вы ищете в вещах более глубокий смысл и закономерности.
  • Вы стремитесь понять, как все связано со всем остальным.

Вы можете подключиться к более абстрактному мышлению, рассматривая все различные части проблемы и думая о них по отдельности, а также в связи друг с другом. Мы знаем, что это легче сказать, чем сделать, поэтому вот несколько других стратегий, которые вы можете использовать, чтобы практиковать абстрактное мышление и использовать его, когда вам нужно решить сложную проблему.

Повседневные способы подключиться к абстрактному мышлению

Возможно, вы уже мыслите абстрактно, даже не подозревая об этом. Существует множество способов абстрактного мышления, которыми большинство из нас пользуется каждый день.

Размышление о концепциях

Каждый раз, когда вы думаете о неконкретной концепции, это абстрактное мышление. Такие вещи, как свобода и уважение, имеют значение — по сути, все, что не имеет конкретной физической формы, — это концепция, которая, вероятно, требует абстрактного мышления.

Придумывание теорий

Если вы выдвигаете теорию для объяснения события, это абстрактное мышление. Теория может основываться на конкретных данных, но это все равно гипотеза, что делает ее абстрактной.

Использование воображения

Даже такая простая вещь, как использование воображения, считается абстрактным мышлением. Вы думаете о вещах и возможностях, которые не существуют в физической форме, что делает мысль абстрактной.

Использование метафор и аналогий

Метафоры и аналогии — еще один тип абстрактного мышления. Они создают отношения между двумя идеями, которые могут быть абстрактными или конкретными. Если они конкретны, акт размышления о них по отношению друг к другу является формой абстрактного мышления.

Решение проблем с помощью абстрактного мышления: 5 стратегий

Абстрактное мышление может быть действительно полезно для решения сложных проблем, и именно поэтому оно так полезно для разработчиков. Используйте эти стратегии, чтобы задействовать свою способность мыслить абстрактно, когда работаете над решением проблемы.

Дистанцируйтесь с помощью рассеянного мышления

Одна из причин, по которой мы можем так застрять на одной проблеме, заключается в том, что мы склонны погрязнуть в деталях.

Так что отойдите от проблемы.

Не думай о детали, на которой ты застрял. Подумайте о проекте в целом — какова его цель, какова ваша роль в нем, чего вы и этот проект пытаетесь достичь?

Если вам трудно отвлечься от деталей и представить проект с точки зрения такой общей картины, попробуйте прогуляться. Это заставляет ваш мозг думать о проблеме рассеянно, а не сфокусировано, что само по себе может способствовать возникновению вдохновения.

Переформулируйте проблему по-новому

Один из самых простых способов использовать абстрактное мышление для решения проблемы — переформулировать вопрос, на который вы пытаетесь ответить.

Например, предположим, что вы застряли на работе над проектом, потому что вопрос, который вы задаете себе, звучит просто: «Как мне написать код, чтобы завершить проект?»

Чтобы выйти из затруднительного положения, задайте себе вопросы, которые подходят к проблеме с разных сторон, например: «Почему это должно работать именно так?» «Могу ли я сделать это проще?» «Кто будет этим пользоваться?» «Что должен уметь делать готовый продукт?»

Задав ряд вопросов о более широкой картине проекта, вы можете найти решение, которое вы не увидели бы при более узком взгляде.

Продолжайте спрашивать, почему (снова и снова)

Существуют разные уровни абстрактного мышления, и один из способов перейти на все более и более высокие уровни абстракции — постоянно спрашивать «Почему?»

  • Почему в вашем проекте есть эта функция?
  • Почему это должно работать именно так?
  • Зачем человеку, использующему готовый продукт, нужна эта функция?

Продолжайте спрашивать почему, и вы снова сможете увидеть более широкую картину проблемы, а не только саму проблему.

Ищите закономерности

Если абстрактное мышление заключается в том, чтобы видеть общую картину, то отличный способ добиться этого — искать закономерности в своей работе. Вы видели подобную проблему где-либо еще в вашей работе или жизни? Эта проблема похожа на проблемы, которые вы решали раньше, или отличается от них?

Спи ​​на этом

Когда ничего не помогает, отвлекись от проблемы и поспи. Вне зависимости от того, вздремнете ли вы после обеда или отдохнете всю ночь, исследования показывают, что сон может нарушить ваше мышление при работе над сложной проблемой, позволяя вам вернуться к проблеме со свежими мыслями и быстрее найти решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *