28.11.2024

5 человеческих чувств: История чувств, рассказанная через искусство • Arzamas

5 чувств. Осязание // Смотрим

5 чувств. Осязание // Смотрим
  • Профиль

  • Избранное

1 декабря 2013, 23:00 2 декабря 2013, 00:00 2 декабря 2013, 01:00 2 декабря 2013, 02:00 2 декабря 2013, 03:00 2 декабря 2013, 04:00 2 декабря 2013, 05:00 2 декабря 2013, 06:00 2 декабря 2013, 07:00 2 декабря 2013, 08:00 2 декабря 2013, 09:00

Первое в жизни чувство человек испытывает задолго до своего появления на свет.

И это чувство – осязание. Органы слуха, зрения, обоняния и вкуса будут сформированы позже. Но уже на пятой неделе беременности плод начинает ощупывать себя и окружающее его пространство. И именно это чувство будет сопровождать человека на протяжении всей жизни, не прекращаясь ни на мгновение. 

  • документалистика
  • осязание
  • вкус
  • обоняние
  • слух
  • зрение
  • исследования
  • психология
  • человек
  • опыт/эксперимент
  • ученые
  • наука
  • передача/программа

Авто-геолокация

Символы в живописи.

Аллегория пяти чувств. Изображение пяти чувств в европейском искусстве.

Символы в живописи. Аллегория пяти чувств. Изображение пяти чувств в европейском искусстве.

Пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. На немецком обычно представляется в виде 5G: Gesicht (лицо → глаза → зрение), Gehör (слух),  Geruch (запах),

Geschmack (вкус), Gefühl (ощущение или чувство, осязание на немецком→ der Tastsinn). Тут важна каждая деталь, вплоть до последовательности перечисления, поэтому приведу цитату из берлинского журнала Der Bazar 1858 года: «Die fünf Sinne: Geschmack, Geruch, Gesicht, Gehör, Gefühl».
Одно из самых ранних изображений пяти чувств было найдено в немецком городе Констанц (город на Боденском озере, на границе со Швейцарией). За неприметными стенами обыкновенного дома, расположенного на узкой улочке неподалёку от городского собора, в 1936 году была обнаружена великолепно сохранившаяся средневековая роспись, в том числе и компрозиция, изображающая «Пять чувств».
Настенная роспись датируется приблизительно 1320 годом.
Konstanz, Das Haus zur Kunkel (Münsterplatzes 5). Mittelalterliche Wandmalereien.

В центре композиции с короной на голове восседает король (правитель)  в окружении пяти животных. Правитель не просто контролирует свои чувства, но и совершенствует их.  Ему есть с кого брать пример, представители животного мира наделены намного более развитыми, чем у человека, органами чувств. Кабан лучше слышит, у рыси зрение острее, у обезьяны более тонкий вкус, стервятник обладает лучшим обонянием, а паук — чувствительностью (в данном случае считается, что изображен паук как воплощение осязания, хотя, глядя на сохранившееся нечеткое изображение, я было подумала, что это черепаха). От каждого из изображенных животных тянется тонкая связующая нить к одному из органов чувств человека. Можно сказать, что животные в данном случае представлены как образцы для подражания.



В XIII-XIV веках для иллюстрации пяти чувств помимо самих органов чувств (глаз, ухо, нос, рот, рука)  и разнообразных животных стали изображать человеческие фигуры, выполнявшие некое действие, намекав­шее на описываемый орган чувств.

Поскольку в латыни слова, обозна­чаю­щие пять чувств, мужского рода: visus (зрение), auditus (слух), odoratus (обоняние), sapor (вкус), sensus (осязание) — их традиционно изображали в виде мужских персонажей. К XVI веку аллегории пяти чувств всё чаще представляют в виде женских образов (та же история, что и с музами, просто само слово «аллегория» женского рода).

Один из ведущих художников фламандской живописи и графики конца XVI века Мартин де Вос (Marten de Vos; 1532—1603). Серия офортов «Пять чувств» работы гравёра Адриана Колларта (Adrien Collaert, 1560—1618).
Именно в такой последовательности представлена данная серия гравюр.  Visus и Auditus (зрение и слух) стояли чуть выше других чувств. Одной из причин подобного представления является религиозное восприятие: чудеса были замечены, проповеди были услышаны.
Алле­горическому представлению пяти чувств соответствовали определённые атрибуты. Зрение представлено зеркалами (символом самопознания), географическими картами, книгами, зоркими орлами или львами.

Библейские сцены также служили репрезентацией чувств, в данном случае представлена сцена исцеления слепого.
Adriaen Collaert nach M. de Vos.
Visus (зрение)

Слух был представлен музыкальными инструментами, нотами, тикающими часами, а также животными, такими как олень, кошка и птица (здесь ещё и ярщерка). На втором плане — проповедь Иоанна Крестителя.
Auditus (слух)

Атрибуты запаха, обоняния: цветы, особенно розы, и принюхивающаяся собака. На втором плане (насколько могу понять) сцена Вечери в Вифании, в доме Симона Фарисея. Помазание Иисуса миром.
Odoratus (обоняние).

Атрибуты вкуса: вино, фрукты, виноградные гроздья и обезьяна, грызущая что-нибудь вкусное. На втором плане: «Чудо пяти хлебов и двух рыб».
Sapor (вкус)


Атрибуты осязания: паук на тончайшей паутине, черепаха в твёрдом панцыре, скорпион и птица. На втором плане: чудесный улов рыбы.
Tactus (осязание).

На данной гравюре изображены все перечисленные выше атрибуты, но осязание представлено в виде обнимающейся чувственной пары.
Всё внимание сосредоточено на восседающем за столом мужчине. Название на wikipedia.org: An Old Man Indulging in Five Senses.

Данные работы можно рассмотреть в коллекции ALBERTINA.

Серия гравюр «Пять чувств» художник, гравёр и издатель Crispin de Passe der Ältere (Arnemuiden 1564 — 1637 Utrecht).
Visus Тут стоит обратить внимание на очки, театральные маски и театральную сцену (в русском языке есть очень подходящее слово «лицедеи»).

Auditus
Чаще всего в аллегорической интерпретации выбирались струнные музыкальные инструменты, имевшие более «значимый статус», чем, к примеру, духовые. Тут и поэтичность образа имеет значение, и символизм, можно вспомнить выражения «струны души», «задеть чувствительную струну». Рядом представлены волынка и очень стильный набор флейт. На втором плане просматривается какая-то карнавально-музыкальная тема.

Odoratus Розы,шикарные ирисы в вазоне, собаки, на втором плане — образчик средневекового садово-паркового искусства.

Sapor Обращает на себя внимание не отличающийся особой изысканностью второй план: рыбаки, занятые уборкой урожая крестьяне. Не случайно говорят, как потопаешь, так и полопаешь:)

Tactus Всё как положено: паучьи сети, черепаха, птица ит.д., а на втором плане — объятия влюбленной пары.

Голландский гравёр на меди Корнелис Корт (Cornelis Cort; 1533 (1536?)—1578

). По работам голландского живописца Франса Флориса (Frans Floris, 1520—1570).
ок. 1561 года.
Visus

Auditus

Odoratus

Gustus

Tactus

С черепахой, кстати, не всё так просто. Сила, выносливость, постоянство, медлительность, плодородие, долголетие, терпение и даже символ космического порядка…это понятно. Но где черепаха, а где «прикосновение; осязание; чувство»? Пишут, что в древности черепаха считалась аллегорией целомудрия и лени. Рядом с «целомудренной Венерой», богиней любви и красоты, черепаха воспринималась как символический атрибут чувственной любви: «Denn die Schildkröte galt in der Antike als Attribut der Allegorie der Keuschheit („Keusche Venus“) oder Faulheit. Venus ist die Göttin der Liebe und der Schönheit. Die Schildkröte wird somit als gesittetes Liebesgefühl verstanden.»


Некоторые искусствоведы выделяют подобные иллюстрации в отдельную группу. Романтичные влюблённые пары представляют тему с ещё большей чувственностью. Серию гравюр «Пять чувств» по работам своего отца выполнил  фламандско-голландский гравёр Willem de Passe (Köln, um 1598 — um 1637 London). Художник  Crispin de Passe der Ältere (Arnemuiden 1564—1637 Utrecht).

Visus и Auditus

Gustus и Tactus (иллюстрацию можно увеличить)

Иллюстрация, на которой изображены (как минимум) четыре из пяти чувств, музыки не хватает. Примечательно то, что появляется симпатичный крылатый помощник и «застрельщик», и никакой паутины по углам.

Данную серию работ можно рассмотреть в коллекции музея ALBERTINA.

Цитата:
«Вместе с тем из средневековых источников эта серия заимствует не только фор­му, но и скрытое дидактическое послание: морали­заторские латинские стихи под гра­вюрами предостерегают зрителя от соблаз­нов. Пять чувств снова пред­стают перед нами как ворота греха: чувство вкуса может привести к об­жор­ству (обезьяна обозна­чает не только гурманство, но и жад­ность), зрение — к тщеславию (недаром зеркало также и его атрибут), музыка издавна способ­ствует сладострастию, а разврат ведет к лености (одним из ее сим­волов служит черепаха).»
(с) из лекции об Антропологии чувств, составители Ольга Караськова, Мария Пироговская.

Ровно к этому моменту я осознала, что опять взялась за слишком многоплановую тему. Но, пожалуй, продолжу.

Гравёр Jan Pieterszoon Saenredam (1565 — 1607)
Художник Hendrick Goltzius (1558 — 1617)
1595/96


Данную серию работ можно рассмотреть в коллекции венского музея ALBERTINA.


Ludovicus Finson (Brügge, 1578—1617, Amsterdam), Allegorie der Fünf Sinne. Leinwand, 141 x 189 cm. Herzog Anton Ulrich-Museum.

Аллегории были очень популярны во времена барокко, преимущественно в Голландии и в Западной Германии. На данной картине «пять чувств»  представлены в живописной манере чуть ли не впервые. На первый взгляд, на картине изображена обычная весёлая компания, однако, каждая фигура представляет одно из пяти чувств: пьющий вино (вкус), играющие на бубне и на теорбе (слух), обнимающиеся любовники (чувство), мужчина с цветком (запах), пристально всматривающаяся дама (зрение) ит.д. Можно заметить, что вкушающий напиток мужчина прикрыл глаза от удовольствия, эта чрезмерность погружения в чувства несёт некий оттенок осуждения. Подобных сюжетов множество, все они (в каком-то смысле) служат напоминанием о поучительной библейской истории про блудного сына, которая часто иллюстрируется многолюдными сценами в таверне. Хотя подобные изображения могут быть интерпретированы в назидательно-нравоучительном ключе как предостережение об обманчивости чувственного восприятия, зрителю всё ещё предоставляется возможность наслаждаться чувствами.

Theodoor Rombouts. Allegory of the Five Senses. Museum of Fine Arts, Gent, Belgium.
1632

Эта картина была заказана епископом Гента Antoon Triest в 1632 году. Старик с зеркалом и очками (взгляд), человек с лютней, с теорбой (слух), элегантный молодой человек с трубкой и чесноком (запах), веселый мужчина с бокалом (вкус), слепой, дотрагивающийся до скульптурных бюстов (осязание так важно для слепого).

Нидерландский художник Золотого века Ян Ливенс. Обычно его стиль ассоциируется с Рембрандтом, с которым он был дружен и работал в одной мастерской. Узнаваемые персонажи: один музицирует, другой дегустирует, третий бросает выразительный взгляд, четвертый испытывает сильное тактильное ощущение, пятый(ая) дышит полной грудью…
Jan Lievens (1607 — 1674) Die Fünf Sinne.

В сети легко разыскать серию работ «Пять чувств», написанных Рембрандтом (Лейденская коллек­ция). Картины были созданы в 1624 или 1625 году и являются самыми ранними из известных произведений Рембрандта, которому на тот момент было всего 18-19 лет. Мне бы хотелось обратить внимание на цикл из пяти работ, написанных Яном Брейгелем Старшим и его другом Питером Паулем Рубенсом с 1617 по 1618 год, в котором Брейгель отвечал за декорации, а Рубенс — за фигуры. Полностью сохранившийся цикл находится в Музее Прадо в Мадриде.
Разбирать детально в рамках ЖЖ нет возможности, просто предлагаю полюбоваться и разыскать знакомые картины (картины в картине).
Зрение.

Слух.

Обоняние.

Вкус.

Осязание.

Интереснейшая интерпретация. Эта груда доспехов сродни панцырю черепахи, я к тому, что нужно приложить некоторые усилия, чтобы добраться до чувствительных мест:) Черепаха тоже здесь, в нижнем правом углу, а паук и скорпионы — в нижнем левом. В глубине композиции крестьянин наносит весьма ощутимые удары по крупу упавшей лошади.

Ян Брейгель Старший «Аллегория пяти чувств». 1617/18. Частная коллекция.  Здесь фигуры писал  Хендрик I Ван Бален (Hendrik van Balen, ок. 1575 —1632)
Пять прекрасных дев: с лирой, с вазой, с фруктами и чашей, с зеркалом и со змеей (черепашки поблизости ползают).

Herman van Aldewerd (1628/1629, Amsterdam – 1669) Allegorie der fünf Sinne. 1651

Всё как по нотам)

Прекрасный цикл работ французского гравёра Абрахама Босса (Abraham Bosse; 1604— 1676). Картинки из куртуазной жизни XVII века (можно увеличить).  Здесь можно посмотреть в большом формате: http://sarah-sauvin.com/index.php?option=com_virtuemart&view=productdetails&virtuemart_product_id=111&virtuemart_category_id=28&lang=fr


Чувства в виде неких предметов в натюрморте.
Француский художник Жак Линар. Jacques Linard (1597—1645)
The Five Senses and the Four Elements
1627, 105 x 153 cm Louvre

Цитата:
«В центр картины художник помещает вмести­тельную чашу китайского фар­фора, так чрезмерно наполненную фруктами, что кажется, будто спелые персики вот-вот покатятся вниз. По диаго­нали, в нижнем правом углу, в столь же хрупком, секундном равно­весии замерли монеты и сосколь­знув­шие с колоды карты: малейшая встряска — и вся сложная композиция придет в дви­жение, рассыплется на наших глазах. Тему неустойчи­вости поддерживает и рису­нок на ча­ше — четверо персонажей на легкой лодочке пересекают неспокойные воды в ветреную погоду.

На другой диагонали натюрморта располо­жены зеркало и картина. Тем самым Линар вовлекает зрителя в мир иллюзий. Откры­вающийся нам словно в окне пейзаж с зате­рянными в лесу руинами на самом деле не реаль­но существующее место, а плод воображения художника, дань моде XVII века на неправдоподоб­ные искусственные ландшафты, состав­лен­ные из самых разных фрагментов. Зеркало, отражающее разлом­ленный гранат и открывающее его скрытую от зрителя сторону, снова говорит об иллю­зорности образов и намекает на то, что не стоит доверять первому, внешнему впечатлению.
Все нестабильно, обманчиво, прехо­дяще — вот о чем на самом деле рассказы­вает этот натюрморт. Цветы обречены на увядание; перезрелые фрукты скоро начнут гнить; азартные игры доведут до разорения (его предвестники — опу­стевший кошелек и король пик, знак будущих финансовых затруднений). Хруп­кая и драго­цен­ная, как китайский фарфор, жизнь есть полное опасностей путе­шествие по бурным водам, где уверенным можно быть только в од­ном — в окон­­чании пути, в смерти. За алле­горией пяти чувств у Линара скры­вается такой жанр живописи, как ванитас (vanitas), пусть и лишенный привычных атрибутов вроде черепа или песоч­ных часов, но расска­зывающий ту же исто­рию: жизнь быстро­теч­на, удовольст­вия тщетны, смерть неотвра­тима. В этом брен­ном существовании у чело­ве­ка есть только одна опора — вера. О ней гово­рит помещен­ная на передний план нотная тетрадь, раскрытая на гимне «Laudate Dominum» («Хвалите Господа»). Тело неизбежно рассыплется в прах, но душа спасется молитвой.»
(с) из лекции об Антропологии чувств, составители Ольга Караськова, Мария Пироговская.

Считается, что работы Линара вдохновили Луизу Муайон (Louise Moillon; 1610— 1696), самого известного мастера натюрморта того времени. Хотела поискать примеры по теме, но пока не нашла, дополню рассказ чуть позже.

Lubin Baugin (1610/12—1663) Still-life with Chessboard (The Five Senses)
1630,  55 x 73 cm  Louvre

Питер Клас (Pieter Claesz, ок. 1597—1661)
Allegorie der fünf Sinne. 1623, Öl auf Leinwand, 69 × 122 cm, Louvre, Paris

Внимание, черепаха!


Немного итальянской живописи на тему пяти чувств, из раздела антропоморфных пейзажей.
Die Fünf Sinne. Öl/Lwd./doubl., 44,5 x 40,5 cm. Italienischer Meister XVIII Jhdt.


Век XIX, Вена. Ханс Макарт (Hans Makart,1840—1884)
Знаменитый венский цикл «Пять чувств». Das Gesicht, Das Gehör, Das Gefühl, Der Geschmack, Der Geruch. 1872–1879, Belvedere, Wien.
Размер каждой из картин: 314 x 70 см.

Фото 2017 год.

Честное слово, картины производят сильное впечатление!

Вильгельм Генрих Шлезингер, известный во Франции, как Анри Гийом Шлезингер (Wilhelm Heinrich Schlesinger, 1814 — 1893) — французский художник немецкого происхождения создал прекрасную серию работ (Les cinq sens, 1865), которая была куплена в Салоне 1865 года императрицей Евгенией (иногда пишут,  Наполеоном III, не верьте, картины были выбраны Евгенией, а не её мужем)). Однако, найти эти картины в сети мне не удалось. Каким-то образом они оказались в Америке (пиши пропало).
Известный голливудский особняк The Doheny Mansion, Great hall. Фото 1949 года. Над камином видны две картины Шлезингера (известно, что до конца 1940-ых этих картин в особняке не было). (c) Mary Ann Bonino The Doheny Mansion: A Biography of a Home


Принципиально что ещё осталось? Дети и котики :)
Die fünf Sinne. Liebigs Sammelbilder, Liebig-Reklame-Bilder 1897

Carl Kahler (American 1855-1906)

Подходящих по смыслу котят стоит поискать на картинах Генриетты Роннер-Книп.

Три картинки из пяти. Немецкий художник Julius Anton Adam (прозванный „Katzen-Adam“, кошачий Адам) (1852–1913).
Die 5 Sinne-Gesicht,  Geruch, Geschmack: kolorierter Holzstich nach dem Gemälde v. Julius Adam, 1898  Источник: ebay.

Юмор, комиксы ит.д.

Хороший пример, безусловно, географ или астроном тоже представляют зрение.


(c) payer.de

О тонкостях перевода.
«Аббат» (англ. The Abbot) — исторический роман Вальтера Скотта, опубликованный осенью 1820 года.
(не знаю, чей перевод, к сожалению)
Глава XIX
«Ну ладно, ладно, только, Адам, голубчик, перестань ты бессмысленно мычать и барабанить по столу; лучше подойди к окну, пока ты не утопил еще весь свой разум в кувшине

Neunzehntes Kapitel.
«Ei, so laß doch zum Teufel dein albernes Summen und Trommeln, alter Adam, und komm an’s Fenster, ehe du deine fünf Sinne in dem Maßkruge da ersäuft hast.»
Перевод на немецкий с  сайта gutenberg.org. Роланд Грейм просит Адама выглянуть в окно… «прежде чем ты утопишь свои пять чувств в пивной кружке»

Chapter the Nineteenth.
«Nay, but leave thy senseless humming and drumming, old Adam, and come to the window ere thou hast drenched thy senses in the pint-pot there.»
На английском фраза звучит т.о.: «прежде чем утопишь свои чувства в пивной кружке»

Пять (и более) человеческих чувств

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Крупный план человеческого глаза. Зрение – одно из чувств человека (Изображение предоставлено: Digital Vision через Getty Images)

У человека пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств, связанные с каждым чувством, посылают информацию в мозг , чтобы помочь нам понять и воспринять окружающий мир. Однако на самом деле есть и другие человеческие чувства, помимо основных пяти, без которых вы не можете жить. Эти менее известные чувства включают пространственное осознание и равновесие. Вот как работают органы чувств человека.

Прикосновение

Прикосновение передается в мозг через нейроны в коже. (Изображение предоставлено Westend61 через Getty Images)

Осязание считается первым чувством, которое развивается у людей, согласно Стэнфордской энциклопедии философии (открывается в новой вкладке). Осязание состоит из нескольких различных ощущений, передаваемых в мозг через специализированные нейронов в коже . Давление, температура , легкое прикосновение, вибрация, боль и другие ощущения являются частью осязания и связаны с различными рецепторами кожи.

Осязание — это не просто чувство, используемое для взаимодействия с миром; это также кажется очень важным для благополучия человека. Например, было обнаружено, что прикосновение передает сочувствие от одного человека к другому, согласно исследованию, опубликованному Калифорнийским университетом , Беркли .

Прикосновение также может влиять на то, как люди принимают решения. Текстура может быть связана с абстрактными понятиями, а прикосновение к предмету с текстурой может повлиять на решения, которые принимает человек, согласно шести исследованиям, проведенным психологами в возрасте 9 лет.0005 Гарвардский университет и Йельский университет (открывается в новой вкладке), опубликовано в номере журнала Science от 24 июня 2010 г.

«Эти тактильные ощущения не просто меняют общую ориентацию или поднимают людям настроение», — сказал Джошуа Акерман, доцент кафедры маркетинга Массачусетского технологического института. «У них есть определенная связь с определенными абстрактными значениями».

Зрение

Внешний хрусталик глаза, называемый роговицей, имеет куполообразную форму. (Изображение предоставлено: CHRISTOPH BURGSTEDT/SCIENCE PHOTO LIBRARY через Getty Images)

Зрение, или восприятие вещей глазами , представляет собой сложный процесс. Во-первых, свет отражается от объекта к глазу. Прозрачный внешний слой глаза, называемый роговицей, преломляет свет, проходящий через отверстие зрачка. Радужная оболочка (которая является цветной частью глаза) работает как затвор фотоаппарата, втягиваясь, чтобы перекрыть свет, или открываясь шире, чтобы впустить больше света.

«Роговица фокусирует большую часть света. Затем он [свет] проходит через хрусталик, который продолжает фокусировать свет», — объяснил доктор Марк Фромер, офтальмолог и специалист по сетчатке глаза в больнице Ленокс Хилл в Нью-Йорке. .

Затем хрусталик глаза преломляет свет и фокусирует его на сетчатке, полной нервных клеток. Эти клетки имеют форму палочек и колбочек и названы в честь их формы, согласно Американской оптометрической ассоциации . Колбочки переводят свет в цветов , центральное зрение и детали. Палочки переводят свет в периферийное зрение и движение. Палочки также дают людям зрение, когда свет ограничен, например, ночью. Информация, преобразованная из света, отправляется в виде электрических импульсов в мозг через зрительный нерв.

Люди без зрения могут компенсировать это улучшением слуха, вкуса, осязания и обоняния, согласно исследованию, опубликованному в марте 2017 года в журнале PLOS One . Их память и языковые навыки также могут быть лучше, чем у родившихся со зрением.

«Даже в случае полной слепоты мозг перестраивается таким образом, чтобы использовать имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы он мог более эффективно взаимодействовать с окружающей средой», — д-р Лотфи Мерабет, старший автор исследования. Исследование 2017 года и директор Лаборатории зрительной нейропластичности Массачусетского института глаза и уха Шепенса, 9 лет. 0005 говорится в заявлении (открывается в новой вкладке).

Слух

Это чувство работает через сложный лабиринт, которым является человеческое ухо . Звук направляется через наружное ухо и направляется в наружный слуховой проход. Затем звуковые волны достигают барабанной перепонки или барабанной перепонки. Это тонкий лист соединительной ткани, который вибрирует при попадании на него звуковых волн.

Вибрации достигают среднего уха. Там слуховые косточки — три крошечные косточки, называемые молоточком (молоточком), наковальней (наковальней) и стремечком (стременем) — вибрируют. Стременная кость, в свою очередь, толкает структуру, называемую овальным окном, внутрь и наружу, посылая вибрации кортиеву органу, согласно 9.0005 Национальная медицинская библиотека (открывается в новой вкладке) (NLM). Этот спиральный орган является рецепторным органом слуха. Крошечные волосковые клетки в кортиевом органе преобразуют вибрации в электрические импульсы. Затем импульсы по сенсорным нервам поступают в мозг.

Люди сохраняют чувство равновесия потому, что евстахиева труба, или глоточно-барабанная труба, в среднем ухе уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением воздуха в атмосфере, согласно Международный журнал аудиологии (открывается в новой вкладке). Вестибулярный комплекс во внутреннем ухе также важен для равновесия, поскольку содержит рецепторы, регулирующие чувство равновесия. Внутреннее ухо связано с преддверно-улитковым нервом, который несет информацию о звуке и равновесии в мозг.

Вы когда-нибудь слушали запись своего голоса и думали, что она звучит не так, как вы? Это связано с тем, что некоторые качества вашего голоса звучат иначе, чем у окружающих, когда вы говорите. Для тех, кто стоит рядом с вами, звук вашего голоса будет обнаружен, поскольку он проходит через их слуховые проходы, в соответствии с Би-би-си . То же самое произойдет и в ваших ушах, но поскольку речь производится внутри вас, вибрации также достигают ваших барабанных перепонок другим путем.

Когда ваши голосовые связки издают звук, вибрации проходят через ваш череп и достигают барабанных перепонок. Когда волны проходят через кость, они растягиваются больше и становятся на

ниже по высоте. В сочетании с внешними звуковыми волнами получается голос с немного другим тоном, чем то, что слышат другие.

Запах

У человека 400 обонятельных рецепторов. (Изображение предоставлено Джоном Ховардом через Getty Images)

Люди могут различать более 1 триллиона запахов, согласно Национальных институтов здравоохранения (открывается в новой вкладке). Они делают это с помощью обонятельной щели, которая находится на крыше носовой полости, рядом с «нюхающей» частью мозга, обонятельной луковицей и ямкой. Нервные окончания в обонятельной щели передают запахи в мозг. Исследование опубликовано в 9 номере журнала от 11 мая 2017 г.0005 Наука предполагает, что люди могут различать 1 триллион различных запахов; когда-то считалось, что люди могут воспринимать только 10 000 различных запахов.

«Дело в том, что обоняние у людей так же хорошо, как и у других млекопитающих, таких как грызуны и собаки», — сказал Джон МакГанн, нейробиолог из Университета Рутгерса в Нью-Брансуике в Нью-Джерси и автор нового обзора. в выписке (открывается в новой вкладке). Исследование Рутгерса поддерживает предыдущее исследование Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке, результаты которого были опубликованы в мартовском номере журнала Science за 2014 год.

У человека 400 обонятельных рецепторов, согласно Центра химических ощущений Монелла (открывается в новой вкладке). Хотя это не так много, как у животных с супернюхами, гораздо более сложный человеческий мозг компенсирует разницу, сказал МакГанн.

На самом деле плохое обоняние у людей может быть симптомом заболевания или старения. Например, искаженная или сниженная способность обоняния является симптомом шизофрении и депрессии, согласно журналу 9.0005 Исследование шизофрении (открывается в новой вкладке).

Старость также может снизить способность правильно чувствовать запахи. Согласно статье 2006 года, опубликованной Национальными институтами здравоохранения , более 75% людей старше 80 лет могут иметь серьезные нарушения обоняния .

Вкус

На этом увеличенном изображении показаны вкусовые рецепторы овальной формы на языке. (Изображение предоставлено Эдом Решке через Getty Images)

Вкусовые ощущения обычно разбиваются на восприятие четырех разных вкусов: соленого, сладкого, кислого и горького. Есть еще и пятый вкус, определяется как умами или пикантный . Может быть много других вкусов, которые еще не были обнаружены. Кроме того, острое — это не вкус. На самом деле это болевой сигнал, согласно Национальной медицинской библиотеки (NLM).

Чувство вкуса помогло в эволюции человека , согласно NLM, потому что вкус помогал людям проверять пищу, которую они ели. Горький или кислый вкус указывал на то, что растение могло быть ядовитым или гнилым. Однако что-то соленое или сладкое часто означало, что пища богата питательными веществами.

Вкус ощущается вкусовыми рецепторами. У взрослых от 2000 до 4000 вкусовых рецепторов. Большинство из них находятся на языке , но они также выстилают заднюю стенку глотки, надгортанник , полость носа и пищевод . Сенсорные клетки бутонов образуют капсулы в форме цветочных бутонов или апельсинов , согласно NLM. На кончиках этих капсул есть поры, которые работают как воронки с крошечными вкусовыми волосками. Белки на волосках связывают химические вещества с клетками для вкуса.

Согласно NLM, это миф, что на языке есть определенные зоны для каждого вкуса. Пять вкусов можно ощутить на всех частях языка, хотя боковые стороны более чувствительны, чем середина. Около половины сенсорных клеток вкусовых рецепторов реагируют на несколько из пяти основных вкусов. Клетки различаются по уровню чувствительности.

Каждый из них имеет определенную палитру вкусов с фиксированным рейтингом, поэтому некоторые клетки могут быть более чувствительны к сладкому, за ними следуют горький, кислый и соленый, в то время как у других есть свои собственные рейтинги. Полное восприятие вкуса достигается только после объединения всей информации, поступающей от разных частей языка.

Другая половина сенсорных клеток специализирована, чтобы реагировать только на один вкус. Их работа — передавать информацию об интенсивности — насколько соленым или сладким что-то на вкус.

Другие факторы помогают формировать восприятие вкуса в мозгу. Например, запах пищи сильно влияет на то, как мозг воспринимает вкус, согласно журналу Flavor . Запахи передаются в рот в процессе, называемом обонятельной реферализацией. Вот почему у человека с заложенным носом могут возникнуть проблемы с правильным восприятием вкуса пищи. Текстура, передаваемая на ощупь, также влияет на вкус.

Обожженный язык, известный в медицине как глоссит, классифицируется как ожог первой степени, но быстро заживает в течение нескольких дней, согласно данным клиники Кливленда . Но вкусовые рецепторы не умирают полностью при воздействии горячей пищи.

Когда мы ругаем поверхность нашего языка, мы удаляем верхний слой клеток, включая верхние слои наших вкусовых рецепторов. Однако в группе клеток, определяющих запах, есть стволовые клетки, известные как базальные клетки. Обычно заменяя клетки вкусовых рецепторов каждые десять дней или около того, эти регенеративные клетки быстро превращаются в замещающие рецепторы, восстанавливая ваш вкус. По данным журнала Archives Italiennes de Biologie (открывается в новой вкладке), 10% клеток каждый день являются новыми для вкусовых рецепторов.

Чувство пространства

Пациента можно попросить прикоснуться к своему носу, а затем к пальцу исследователя в рамках теста на проприоцепцию. (Изображение предоставлено: SCIENCE PHOTO LIBRARY через Getty Images)

(открывается в новой вкладке)

Помимо традиционной большой пятерки, есть еще одно чувство, которое связано с тем, как ваш мозг понимает, где находится ваше тело в пространстве. Это чувство называется проприоцепция .

Проприоцепция включает в себя ощущение движения и положения наших конечностей и мышц. Например, проприоцепция позволяет человеку дотронуться пальцем до кончика носа даже с закрытыми глазами. Это позволяет человеку подниматься по ступенькам, не глядя на каждую. Люди с плохой проприоцепцией могут быть неуклюжими и несогласованными.

Исследователи из Национального института здоровья (NIH) обнаружили, что люди с особенно плохой проприоцепцией через механоощущение — способность ощущать силу, например, когда кто-то давит на вашу кожу — могут иметь мутировавший ген, который передается от поколение за поколением. Это следует из исследования, проведенного в сентябре 2016 года в Медицинском журнале Новой Англии. «Вариант [гена] PIEZO2 пациента может не работать, поэтому их нейроны не могут обнаруживать прикосновения или движения конечностей», — сказал Александр Чеслер, главный исследователь Национального центра комплементарного и интегративного здоровья и ведущий автор исследования. заявление в Медицинский журнал Новой Англии (открывается в новой вкладке).

Дополнительные чувства и варианты

Нейронные датчики воспринимают движение для контроля равновесия (Изображение предоставлено Оливером Росси через Getty Images)

Существуют более тонкие чувства, которые большинство людей никогда не воспринимают. Например, есть нейронные датчики, которые воспринимают движение, чтобы контролировать баланс и наклон головы. Существуют специальные кинестетические рецепторы для обнаружения растяжения мышц и сухожилий, помогающие людям следить за своими конечностями. Другие рецепторы обнаруживают уровни кислород в некоторых артериях кровотока .

Иногда люди даже по-разному воспринимают чувства. Люди с синестезией могут видеть звуки как цвета или связывать определенные образы, например, с запахами.

Дополнительные ресурсы

Узнайте больше о влиянии внешнего вида и запаха пищи на вкус от нейробиолога в этой статье Scientific American (откроется в новой вкладке). Дополнительно вы можете посмотреть видео о том, как мы видим, на Веб-сайт Национального фонда кератоконуса (открывается в новой вкладке).

Библиография

«Прикосновение». Стэнфордская философская энциклопедия (2015). https://plato.stanford.edu/entries/touch/ (открывается в новой вкладке)

«Ресурсы для учителей». Американская оптометрическая ассоциация (АОА). https://www.aoa.org/healthy-eyes/caring-for-your-eyes (открывается в новой вкладке)

«Мультимодальная МРТ выявляет крупномасштабные структурные и функциональные изменения связности при глубокой ранней слепоте» . ПЛОС Один (2017). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0173064 (открывается в новой вкладке)

«Мозг «перемонтирует» себя, чтобы усилить другие чувства у слепых людей». Массачусетский глазной и ушной лазарет, 2017 г.). https://www.eurekalert.org/news-releases/752616 (открывается в новой вкладке)

«Слух и улитка». Национальная медицинская библиотека (2020 г.). https://medlineplus.gov/ency/anatomyvideos/000063.htm (открывается в новой вкладке)

«Баланс и средний отит с выпотом». Международный журнал аудиологии (2008 г.). https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14992020802331230 (открывается в новой вкладке)

«Человек может различать более 1 триллиона запахов». Национальные институты здравоохранения (2014 г.). https://www.nih.gov/news-events

«Плохое человеческое обоняние — это миф XIX века». Наука (2017). https://www.science.org/doi/abs/10.1126/science.aam7263 (открывается в новой вкладке)

«Влияние старения на запах и вкус». Медицинский журнал последипломного образования (2006 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2579627/ (открывается в новой вкладке)

«Сколько того, что мы ощущаем на вкус, зависит от обоняния?». Вкус (2015). https://flavorjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13411-015-0040-2 (открывается в новой вкладке)

«Регенерация вкусовых рецепторов и поиск клеток-предшественников вкуса». Итальянский архив биологии (2010 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3545678 (открывается в новой вкладке)

Алина Брэдфорд — автор статей для Live Science. За последние 16 лет Алина освещала все, от лихорадки Эбола до андроидов, и писала статьи о здоровье, науке и технике для крупных изданий. Она имеет несколько сертификатов по охране здоровья, безопасности и спасению жизни от Университета штата Оклахома. Цель Алины в жизни – перепробовать как можно больше впечатлений. На сегодняшний день она была пожарным-добровольцем, диспетчером, подменным учителем, художником, уборщиком, автором детских книг, пиццерией, координатором мероприятий и многим другим.

Пять (и более) человеческих чувств

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Крупный план человеческого глаза. Зрение – одно из чувств человека (Изображение предоставлено: Digital Vision через Getty Images)

У человека пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств, связанные с каждым чувством, посылают информацию в мозг , чтобы помочь нам понять и воспринять окружающий мир. Однако на самом деле есть и другие человеческие чувства, помимо основных пяти, без которых вы не можете жить. Эти менее известные чувства включают пространственное осознание и равновесие. Вот как работают органы чувств человека.

Прикосновение

Прикосновение передается в мозг через нейроны в коже. (Изображение предоставлено Westend61 через Getty Images)

Осязание считается первым чувством, которое развивается у людей, согласно Стэнфордской энциклопедии философии (открывается в новой вкладке). Осязание состоит из нескольких различных ощущений, передаваемых в мозг через специализированные нейронов в коже . Давление, температура , легкое прикосновение, вибрация, боль и другие ощущения являются частью осязания и связаны с различными рецепторами кожи.

Осязание — это не просто чувство, используемое для взаимодействия с миром; это также кажется очень важным для благополучия человека. Например, было обнаружено, что прикосновение передает сочувствие от одного человека к другому, согласно исследованию, опубликованному Калифорнийским университетом , Беркли .

Прикосновение также может влиять на то, как люди принимают решения. Текстура может быть связана с абстрактными понятиями, а прикосновение к предмету с текстурой может повлиять на решения, которые принимает человек, согласно шести исследованиям, проведенным психологами в возрасте 9 лет.0005 Гарвардский университет и Йельский университет (открывается в новой вкладке), опубликовано в номере журнала Science от 24 июня 2010 г.

«Эти тактильные ощущения не просто меняют общую ориентацию или поднимают людям настроение», — сказал Джошуа Акерман, доцент кафедры маркетинга Массачусетского технологического института. «У них есть определенная связь с определенными абстрактными значениями».

Зрение

Внешний хрусталик глаза, называемый роговицей, имеет куполообразную форму. (Изображение предоставлено: CHRISTOPH BURGSTEDT/SCIENCE PHOTO LIBRARY через Getty Images)

Зрение, или восприятие вещей глазами , представляет собой сложный процесс. Во-первых, свет отражается от объекта к глазу. Прозрачный внешний слой глаза, называемый роговицей, преломляет свет, проходящий через отверстие зрачка. Радужная оболочка (которая является цветной частью глаза) работает как затвор фотоаппарата, втягиваясь, чтобы перекрыть свет, или открываясь шире, чтобы впустить больше света.

«Роговица фокусирует большую часть света. Затем он [свет] проходит через хрусталик, который продолжает фокусировать свет», — объяснил доктор Марк Фромер, офтальмолог и специалист по сетчатке глаза в больнице Ленокс Хилл в Нью-Йорке. .

Затем хрусталик глаза преломляет свет и фокусирует его на сетчатке, полной нервных клеток. Эти клетки имеют форму палочек и колбочек и названы в честь их формы, согласно Американской оптометрической ассоциации . Колбочки переводят свет в цветов , центральное зрение и детали. Палочки переводят свет в периферийное зрение и движение. Палочки также дают людям зрение, когда свет ограничен, например, ночью. Информация, преобразованная из света, отправляется в виде электрических импульсов в мозг через зрительный нерв.

Люди без зрения могут компенсировать это улучшением слуха, вкуса, осязания и обоняния, согласно исследованию, опубликованному в марте 2017 года в журнале PLOS One . Их память и языковые навыки также могут быть лучше, чем у родившихся со зрением.

«Даже в случае полной слепоты мозг перестраивается таким образом, чтобы использовать имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы он мог более эффективно взаимодействовать с окружающей средой», — д-р Лотфи Мерабет, старший автор исследования. Исследование 2017 года и директор Лаборатории зрительной нейропластичности Массачусетского института глаза и уха Шепенса, 9 лет.0005 говорится в заявлении (открывается в новой вкладке).

Слух

Это чувство работает через сложный лабиринт, которым является человеческое ухо . Звук направляется через наружное ухо и направляется в наружный слуховой проход. Затем звуковые волны достигают барабанной перепонки или барабанной перепонки. Это тонкий лист соединительной ткани, который вибрирует при попадании на него звуковых волн.

Вибрации достигают среднего уха. Там слуховые косточки — три крошечные косточки, называемые молоточком (молоточком), наковальней (наковальней) и стремечком (стременем) — вибрируют. Стременная кость, в свою очередь, толкает структуру, называемую овальным окном, внутрь и наружу, посылая вибрации кортиеву органу, согласно 9.0005 Национальная медицинская библиотека (открывается в новой вкладке) (NLM). Этот спиральный орган является рецепторным органом слуха. Крошечные волосковые клетки в кортиевом органе преобразуют вибрации в электрические импульсы. Затем импульсы по сенсорным нервам поступают в мозг.

Люди сохраняют чувство равновесия потому, что евстахиева труба, или глоточно-барабанная труба, в среднем ухе уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением воздуха в атмосфере, согласно Международный журнал аудиологии (открывается в новой вкладке). Вестибулярный комплекс во внутреннем ухе также важен для равновесия, поскольку содержит рецепторы, регулирующие чувство равновесия. Внутреннее ухо связано с преддверно-улитковым нервом, который несет информацию о звуке и равновесии в мозг.

Вы когда-нибудь слушали запись своего голоса и думали, что она звучит не так, как вы? Это связано с тем, что некоторые качества вашего голоса звучат иначе, чем у окружающих, когда вы говорите. Для тех, кто стоит рядом с вами, звук вашего голоса будет обнаружен, поскольку он проходит через их слуховые проходы, в соответствии с Би-би-си . То же самое произойдет и в ваших ушах, но поскольку речь производится внутри вас, вибрации также достигают ваших барабанных перепонок другим путем.

Когда ваши голосовые связки издают звук, вибрации проходят через ваш череп и достигают барабанных перепонок. Когда волны проходят через кость, они растягиваются больше и становятся на

ниже по высоте. В сочетании с внешними звуковыми волнами получается голос с немного другим тоном, чем то, что слышат другие.

Запах

У человека 400 обонятельных рецепторов. (Изображение предоставлено Джоном Ховардом через Getty Images)

Люди могут различать более 1 триллиона запахов, согласно Национальных институтов здравоохранения (открывается в новой вкладке). Они делают это с помощью обонятельной щели, которая находится на крыше носовой полости, рядом с «нюхающей» частью мозга, обонятельной луковицей и ямкой. Нервные окончания в обонятельной щели передают запахи в мозг. Исследование опубликовано в 9 номере журнала от 11 мая 2017 г.0005 Наука предполагает, что люди могут различать 1 триллион различных запахов; когда-то считалось, что люди могут воспринимать только 10 000 различных запахов.

«Дело в том, что обоняние у людей так же хорошо, как и у других млекопитающих, таких как грызуны и собаки», — сказал Джон МакГанн, нейробиолог из Университета Рутгерса в Нью-Брансуике в Нью-Джерси и автор нового обзора. в выписке (открывается в новой вкладке). Исследование Рутгерса поддерживает предыдущее исследование Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке, результаты которого были опубликованы в мартовском номере журнала Science за 2014 год.

У человека 400 обонятельных рецепторов, согласно Центра химических ощущений Монелла (открывается в новой вкладке). Хотя это не так много, как у животных с супернюхами, гораздо более сложный человеческий мозг компенсирует разницу, сказал МакГанн.

На самом деле плохое обоняние у людей может быть симптомом заболевания или старения. Например, искаженная или сниженная способность обоняния является симптомом шизофрении и депрессии, согласно журналу 9.0005 Исследование шизофрении (открывается в новой вкладке).

Старость также может снизить способность правильно чувствовать запахи. Согласно статье 2006 года, опубликованной Национальными институтами здравоохранения , более 75% людей старше 80 лет могут иметь серьезные нарушения обоняния .

Вкус

На этом увеличенном изображении показаны вкусовые рецепторы овальной формы на языке. (Изображение предоставлено Эдом Решке через Getty Images)

Вкусовые ощущения обычно разбиваются на восприятие четырех разных вкусов: соленого, сладкого, кислого и горького. Есть еще и пятый вкус, определяется как умами или пикантный . Может быть много других вкусов, которые еще не были обнаружены. Кроме того, острое — это не вкус. На самом деле это болевой сигнал, согласно Национальной медицинской библиотеки (NLM).

Чувство вкуса помогло в эволюции человека , согласно NLM, потому что вкус помогал людям проверять пищу, которую они ели. Горький или кислый вкус указывал на то, что растение могло быть ядовитым или гнилым. Однако что-то соленое или сладкое часто означало, что пища богата питательными веществами.

Вкус ощущается вкусовыми рецепторами. У взрослых от 2000 до 4000 вкусовых рецепторов. Большинство из них находятся на языке , но они также выстилают заднюю стенку глотки, надгортанник , полость носа и пищевод . Сенсорные клетки бутонов образуют капсулы в форме цветочных бутонов или апельсинов , согласно NLM. На кончиках этих капсул есть поры, которые работают как воронки с крошечными вкусовыми волосками. Белки на волосках связывают химические вещества с клетками для вкуса.

Согласно NLM, это миф, что на языке есть определенные зоны для каждого вкуса. Пять вкусов можно ощутить на всех частях языка, хотя боковые стороны более чувствительны, чем середина. Около половины сенсорных клеток вкусовых рецепторов реагируют на несколько из пяти основных вкусов. Клетки различаются по уровню чувствительности.

Каждый из них имеет определенную палитру вкусов с фиксированным рейтингом, поэтому некоторые клетки могут быть более чувствительны к сладкому, за ними следуют горький, кислый и соленый, в то время как у других есть свои собственные рейтинги. Полное восприятие вкуса достигается только после объединения всей информации, поступающей от разных частей языка.

Другая половина сенсорных клеток специализирована, чтобы реагировать только на один вкус. Их работа — передавать информацию об интенсивности — насколько соленым или сладким что-то на вкус.

Другие факторы помогают формировать восприятие вкуса в мозгу. Например, запах пищи сильно влияет на то, как мозг воспринимает вкус, согласно журналу Flavor . Запахи передаются в рот в процессе, называемом обонятельной реферализацией. Вот почему у человека с заложенным носом могут возникнуть проблемы с правильным восприятием вкуса пищи. Текстура, передаваемая на ощупь, также влияет на вкус.

Обожженный язык, известный в медицине как глоссит, классифицируется как ожог первой степени, но быстро заживает в течение нескольких дней, согласно данным клиники Кливленда . Но вкусовые рецепторы не умирают полностью при воздействии горячей пищи.

Когда мы ругаем поверхность нашего языка, мы удаляем верхний слой клеток, включая верхние слои наших вкусовых рецепторов. Однако в группе клеток, определяющих запах, есть стволовые клетки, известные как базальные клетки. Обычно заменяя клетки вкусовых рецепторов каждые десять дней или около того, эти регенеративные клетки быстро превращаются в замещающие рецепторы, восстанавливая ваш вкус. По данным журнала Archives Italiennes de Biologie (открывается в новой вкладке), 10% клеток каждый день являются новыми для вкусовых рецепторов.

Чувство пространства

Пациента можно попросить прикоснуться к своему носу, а затем к пальцу исследователя в рамках теста на проприоцепцию. (Изображение предоставлено: SCIENCE PHOTO LIBRARY через Getty Images)

(открывается в новой вкладке)

Помимо традиционной большой пятерки, есть еще одно чувство, которое связано с тем, как ваш мозг понимает, где находится ваше тело в пространстве. Это чувство называется проприоцепция .

Проприоцепция включает в себя ощущение движения и положения наших конечностей и мышц. Например, проприоцепция позволяет человеку дотронуться пальцем до кончика носа даже с закрытыми глазами. Это позволяет человеку подниматься по ступенькам, не глядя на каждую. Люди с плохой проприоцепцией могут быть неуклюжими и несогласованными.

Исследователи из Национального института здоровья (NIH) обнаружили, что люди с особенно плохой проприоцепцией через механоощущение — способность ощущать силу, например, когда кто-то давит на вашу кожу — могут иметь мутировавший ген, который передается от поколение за поколением. Это следует из исследования, проведенного в сентябре 2016 года в Медицинском журнале Новой Англии. «Вариант [гена] PIEZO2 пациента может не работать, поэтому их нейроны не могут обнаруживать прикосновения или движения конечностей», — сказал Александр Чеслер, главный исследователь Национального центра комплементарного и интегративного здоровья и ведущий автор исследования. заявление в Медицинский журнал Новой Англии (открывается в новой вкладке).

Дополнительные чувства и варианты

Нейронные датчики воспринимают движение для контроля равновесия (Изображение предоставлено Оливером Росси через Getty Images)

Существуют более тонкие чувства, которые большинство людей никогда не воспринимают. Например, есть нейронные датчики, которые воспринимают движение, чтобы контролировать баланс и наклон головы. Существуют специальные кинестетические рецепторы для обнаружения растяжения мышц и сухожилий, помогающие людям следить за своими конечностями. Другие рецепторы обнаруживают уровни кислород в некоторых артериях кровотока .

Иногда люди даже по-разному воспринимают чувства. Люди с синестезией могут видеть звуки как цвета или связывать определенные образы, например, с запахами.

Дополнительные ресурсы

Узнайте больше о влиянии внешнего вида и запаха пищи на вкус от нейробиолога в этой статье Scientific American (откроется в новой вкладке). Дополнительно вы можете посмотреть видео о том, как мы видим, на Веб-сайт Национального фонда кератоконуса (открывается в новой вкладке).

Библиография

«Прикосновение». Стэнфордская философская энциклопедия (2015). https://plato.stanford.edu/entries/touch/ (открывается в новой вкладке)

«Ресурсы для учителей». Американская оптометрическая ассоциация (АОА). https://www.aoa.org/healthy-eyes/caring-for-your-eyes (открывается в новой вкладке)

«Мультимодальная МРТ выявляет крупномасштабные структурные и функциональные изменения связности при глубокой ранней слепоте» . ПЛОС Один (2017). https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0173064 (открывается в новой вкладке)

«Мозг «перемонтирует» себя, чтобы усилить другие чувства у слепых людей». Массачусетский глазной и ушной лазарет, 2017 г.). https://www.eurekalert.org/news-releases/752616 (открывается в новой вкладке)

«Слух и улитка». Национальная медицинская библиотека (2020 г.). https://medlineplus.gov/ency/anatomyvideos/000063.htm (открывается в новой вкладке)

«Баланс и средний отит с выпотом». Международный журнал аудиологии (2008 г.). https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14992020802331230 (открывается в новой вкладке)

«Человек может различать более 1 триллиона запахов». Национальные институты здравоохранения (2014 г.). https://www.nih.gov/news-events

«Плохое человеческое обоняние — это миф XIX века». Наука (2017). https://www.science.org/doi/abs/10.1126/science.aam7263 (открывается в новой вкладке)

«Влияние старения на запах и вкус». Медицинский журнал последипломного образования (2006 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2579627/ (открывается в новой вкладке)

«Сколько того, что мы ощущаем на вкус, зависит от обоняния?». Вкус (2015). https://flavorjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13411-015-0040-2 (открывается в новой вкладке)

«Регенерация вкусовых рецепторов и поиск клеток-предшественников вкуса». Итальянский архив биологии (2010 г.). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3545678 (открывается в новой вкладке)

Алина Брэдфорд — автор статей для Live Science. За последние 16 лет Алина освещала все, от лихорадки Эбола до андроидов, и писала статьи о здоровье, науке и технике для крупных изданий. Она имеет несколько сертификатов по охране здоровья, безопасности и спасению жизни от Университета штата Оклахома. Цель Алины в жизни – перепробовать как можно больше впечатлений. На сегодняшний день она была пожарным-добровольцем, диспетчером, подменным учителем, художником, уборщиком, автором детских книг, пиццерией, координатором мероприятий и многим другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *