17.01.2025

3 формы чувственного познания: Приведите примеры рационального и чувственного познания

Познание мира — виды, уровни и формы

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

133.4K

Философ Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». И, скорее всего, современным школьникам эта фраза знакома не понаслышке. 🤓 Давайте разберемся, какие основные виды познания помогают нам взаимодействовать с миром.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Полезные подарки для родителей

В колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

  • Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

  • Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

  • Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

  • Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

  • Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

  • Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

  • Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

  • Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

  • Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

  • Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

  2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

  3. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

  2. Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

  3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Разновидности умозаключений:

  1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

  2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

  3. То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Чувственное Рациональное

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:

  1. Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

  2. Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

  3. Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

  4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

  5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

  6. Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

  7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

130.8K

Основные формы правления

К следующей статье

Человек, индивид, личность

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

31.

Чувственное познание. Его формы. Примеры

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление.  Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, — его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов («модальностей») ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.  Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере — чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные «картинки»-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.  Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.  Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие , суждение и умозаключение. 

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об А. и о. и. дает ответ на вопрос: “…могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?” (Ленин В. И. Т. 18. С. 123). В связи с этим А, и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем (2). Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. и. Непереходимой грани .между А. и о. и. нет. Из суммы О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер разви-гия познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т п ) С др стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр. , гипотеза о существовании эфира), др подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр , гипотеза о существовании атомов), одни понятия устраняются из науки (напр , “теплород” и “флогистон”), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности) Учение об А и о и преодолевает односторонность метафизических концепций, объявляющих каждую истину вечной, неизменной (“абсолютной”), и концепцийрелятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть А и. В действительности же, по выражению Ленина, исторична “всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа”

примеров, что это такое и многое другое хранится не более нескольких секунд. Они исходят от пяти чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса.

Они сохраняются только до тех пор, пока стимулируется чувство. Затем они повторно обрабатываются и связываются с памятью, которая может храниться в вашей кратковременной памяти.

Типы сенсорной памяти

С каждым чувством связан свой тип сенсорной памяти, в том числе:

Иконическая память. Это связано с вещами, которые вы видите. Он имеет большой объем памяти, но хранит память менее секунды. Чем ярче образ, тем дольше он остается в вашей знаковой памяти.

Эхо памяти. Это связано со звуком и слухом. Вашему мозгу требуется несколько секунд, чтобы обработать эхо-воспоминания. Как только звук попадает в ухо, височная доля обрабатывает его. Исследования показывают, что эхо-память необходима для изучения языка, и что люди, у которых есть проблемы с речью, могут хранить эхо-воспоминания в течение более короткого промежутка времени.

Тактильная память. Этот тип памяти связан с вашим осязанием. Это могут быть такие ощущения, как давление, боль, зуд или что-то приятное. Тактильная память позволяет вам идентифицировать вещи, к которым вы прикасаетесь.

Обонятельная память. Это связано с запахом. Как только вы вдыхаете запах, он быстро перемещается в те части мозга, которые помогают формировать долгосрочные воспоминания. Обонятельная память помогает вам определять вкусы, потому что молекулы пищи, которую вы пережевываете, попадают в нос. Без запаха вы могли бы ощущать только базовые вкусы, такие как сладость.

Вкусовая память. Связанная со вкусом, вкусовая память тесно связана с обонятельной памятью. Он помогает вам идентифицировать продукты по пяти основным вкусам, которые ваш язык определяет с помощью клеток вкусовых рецепторов:

  • Соленый
  • Сладкий
  • Горький
  • Умами
  • Кислый

Примеры сенсорной памяти 90. Знаменитые воспоминания визуальны. Когда вы щелкаете выключателем, краткий образ в вашей памяти, остающийся от того, что вы видели до того, как выключили свет, становится знаковым воспоминанием.

Или представьте, что вы едете в машине и видите, как в поле пасутся коровы. После того, как вы пройдете поле, короткое воспоминание, которое останется от коров, станет культовым воспоминанием. Если вы проезжаете ряд предприятий на дороге, ваша короткая память о том, какие предприятия там были и как выглядели их вывески, также является знаковым воспоминанием.

Примеры эхо-памяти. Способность слушать песню и распознавать ее связана с эхо-памятью. Ваша эхо-память записывает каждую ноту и помогает вашему мозгу соединять тона, позволяя вам распознать ее как песню.

Другой пример — способность понимать язык. Аналогичный процесс происходит с речью и эхо-памятью. Эта форма памяти записывает каждый слог или звук и связывает его со следующими слогами, помогая вашему мозгу распознавать слова и предложения, которые вы можете понять.

Примеры тактильной памяти. Все, что использует осязание, также использует вашу тактильную память. Например, когда вы чувствуете каплю дождя на своей коже, ваша тактильная память записывает это ощущение, помогая вам понять, что происходит.

Тактильная память также задействована, когда вы играете на музыкальном инструменте. Это помогает вам чувствовать, где находятся ваши пальцы, чтобы вы могли играть правильные ноты. Точно так же тактильная память помогает вам находить нужные клавиши, когда вы печатаете на компьютере.

Примеры обонятельной памяти. Ваша обонятельная память играет роль во вкусе, но она также может вызвать в воображении старые воспоминания и эмоции. Например, когда вы чувствуете запах из своего детства, это помогает вашему мозгу вызвать другие воспоминания, связанные с этим запахом. Это чувство также может передавать эмоции. Когда вы чувствуете запах свечи, и он напоминает вам о спокойном чувстве, ваша обонятельная память работает.

Примеры вкусовой памяти. Подобно запахам, вкусы могут помочь вам вспомнить старые воспоминания. Например, если вы съели что-то, что когда-то вызывало у вас тошноту, у вас может возникнуть тошнота в следующий раз, когда вы едите эту пищу. Это эволюционное преимущество, которое помогает вам избегать ядовитых продуктов, запоминая то, что может быть вредным.

Сенсорная память | Типы памяти Факты и информация

Сенсорная память — самый кратковременный элемент памяти. Это способность сохранять впечатления от сенсорной информации после того, как исходные стимулы закончились. Он действует как своего рода буфер для стимулов, полученных через пять органов чувств зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, которые сохраняются точно, но очень кратковременно. Например, способность посмотреть на что-то и вспомнить, как оно выглядело всего за секунду наблюдения, является примером сенсорной памяти.

Знаете ли вы?
Исследования показали, что внимание существенно влияет на память на этапе кодирования, но практически не влияет на припоминание.

Таким образом, отвлечения или разделенного внимания во время начального обучения могут серьезно ухудшить последующую успешность припоминания, тогда как отвлечения во время припоминания могут немного замедлить процесс, но практически не влияют на его точность.

Раздражители, обнаруживаемые нашими органами чувств, могут либо сознательно игнорироваться , и в этом случае они исчезают почти мгновенно, либо восприниматься , и в этом случае они попадают в нашу сенсорную память. Это не требует никакого сознательного внимания и, действительно, обычно считается полностью находящимся вне сознательного контроля. Мозг устроен так, чтобы обрабатывать только ту информацию, которая будет полезна позднее, и позволять остальной части проходить незамеченной. Поскольку информация воспринимается, она хранится в сенсорной памяти автоматически и без запроса. В отличие от других типов памяти, сенсорная память не может быть продлена путем повторения .

Сенсорная память является сверхкратковременной памятью и распадается или деградирует очень быстро, обычно в районе 200-500 миллисекунд (1/5-1/2 секунды) после восприятия предмета и, конечно, меньше чем за секунду (хотя теперь считается, что эхоическая память длится немного дольше, возможно, до трех или четырех секунд). Действительно, это длится так короткое время, что его часто считают частью процесса восприятие , но, тем не менее, представляет собой важный шаг для сохранения информации в кратковременной памяти.

Сенсорную память на визуальные стимулы иногда называют иконической памятью , память на слуховые стимулы называют эхической памятью , а память на осязание называют тактильной памятью . На самом деле обоняние может быть даже более тесно связано с памятью, чем с другими чувствами, возможно, потому, что обонятельная луковица и обонятельная кора (где обрабатываются обонятельные ощущения) физически очень близки — разделены всего 2 или 3 синапсами — к гиппокампу и миндалевидному телу (которые участвуют в процессах памяти).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *