23.11.2024

2 эффекты феномены и механизмы межличностного восприятия: Механизмы межличностного восприятия

45.Механизмы и эффекты межличностного восприятия

      1. Механизмы и эффекты межличностного восприятия

На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: 1) познавая другого, формируется и сам познающий индивид, 2) от меры точности «прочтения» др. человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

В эти процессы включены как минимум 2 человека, и каждый из них является активным субъектом. И сопоставление себя с другим осуществляется с 2-х сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Т.о., при построении стратегии вз-я каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя ч/з другого включает 2 стороны:

идентификацию и рефлексию.

Идентификация – отождествление себя с другим человеком или группой.

Процесс идентификации включает 3 области:

— объединение себя с другим или с группой на основе эмоциональной связи. Принятие норм, ценностей др. или группы как своих собственных (осуществляется с помощью подражания).

— видение др. человека как продолжение себя самого. Наделение этого человека своими чертами, особенностями (проекция).

— постановка себя на место др. Погружение в его внутреннее пространство, усвоение его личностных смыслов.

Эмпатия – способность понять эмоционально-чувственный мир др. человека. Аффективное понимание.

Эмоциональная природа: ситуация др. человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Отличие от идентификации: взглянуть на вещи с чьей-то т.з. не обязательно отождествить себя с этим человеком.

Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. Результат действий будет различным: 1 – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, 2 – понять его, приняв в расчет его т.з., даже сочувствуя ей, но действуя по-своему.

2 формы эмпатии:

— сопереживание (переживание таких же чувств)

— сочувствие (испытывание своих чувств по поводу чужих чувств)

+ содействие (отражение чувств).

Виды эмпатии:

— Эмотивная (эмоциональное сопереживание)

— Когнитивная (сочувствие)

— Предикативная (волевая) – предвосхищение дальнейших событий, содействие.

Рефлексия.

В психологии – понимание, осознание, анализ того, как нас понимает или воспринимает др. человек или группа.

Дж. Холмс: 6 возможных субъектов диадного восприятия: Джон, какой он есть; Джон, каким он видит себя; Джон, каким его видит Генри; (и еще 3 со стороны Генри).

Кули: — Джон, каким он думает, его видит Генри

Эффекты:

Эффект ореола. Формирование специфической установки на воспринимаемого ч/з направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффекты первичности и новизны. Оба касаются определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомого человека возобладает предъявленная ранее информация о нем – эффект первичности. В ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком – процесса

стереотипизации.

Термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г. и понимался как ложность и неточность представлений.

В более широком смысле стереотип – это некоторый устойчивый образ к-л явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, С. возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто С. возникает относительно групповой принадлежности человека

2.

Механизмы и эффекты межличностного восприятия.(35)

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются:

эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.

Аттаракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Существует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.

При этом если объекту приписываются негативные черты, то себя человек оценивает, как правило, с положительной стороны.

Характер атрибуций зависит от того, является ли субъект участником какого-либо события или его наблюдателем. Г. Келли выделил три типа атрибуции: личностный (когда причина приписывается лично совершающему поступок), стимульный (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственный (когда причина приписывается обстоятельствам). Установлено, что если субъект выступает с позиции наблюдателя, то он чаще использует личностную атрибуцию, если с позиции участника – то обстоятельственную.

Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему.

В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Социальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие – на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

По А. А.Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.

Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.

Следствием стереотипизации может быть:

1) упрощение процесса познания другого человека;

2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т.

д.), социальный (слухи, сплетни).

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Эффект ореола в психологии: определение и примеры

Почему эффект ореола влияет на то, как мы воспринимаем других познавательного предвзятость, при которой на наше восприятие кого-либо положительно влияет наше мнение о других связанных чертах этого человека.

  • Американский психолог Эдвард Торндайк впервые признал эффект ореола с помощью эмпирических данных в 1920 году в своей статье Постоянная ошибка в психологических рейтингах .
  • Эффект ореола может формировать наше восприятие интеллекта и компетентности других, и его влияние можно увидеть во многих условиях, от классной комнаты до здания суда.
  • Примером эффекта ореола является стереотип привлекательности, который относится к тенденции приписывать положительные качества и черты физически привлекательным людям. Люди часто осуждают привлекательных людей за более высокую нравственность, лучшее психическое здоровье и более высокий интеллект. Эта когнитивная ошибка в суждении отражает индивидуальные предубеждения, идеологию и социальное восприятие.
  • Эффект обратного ореола — явление, при котором позитивное восприятие человека может привести к негативным последствиям.
  • Эффект рога, тесно связанный с эффектом ореола, представляет собой когнитивное искажение, при котором одна отрицательная черта чрезмерно формирует мнение человека о другом человеке.
  • Содержание

    Что такое эффект ореола?

    Эффект ореола относится к тенденции позволять одной конкретной черте или нашему общему впечатлению о человеке, компании или продукте положительно влиять на наше суждение о других связанных с ними чертах.

    Эффект ореола представляет собой когнитивную предвзятость атрибуции, поскольку он включает необоснованное применение общего суждения к конкретной черте (Bethel, 2010; Ries, 2006).

    Например, если вы считаете человека теплым и дружелюбным, вы припишете этому человеку ряд других связанных черт, даже не подозревая, что они истинны, например, щедрость.

    Слово «ореол» происходит от религиозного понятия. Это относится к кругу света, который помещается над или вокруг головы святого человека или святого, чтобы почтить его или ее святость. Бесчисленные картины Средневековья и эпохи Возрождения изображают знатных мужчин и женщин с небесным светом нимба.

    Эти картины, по сути, побуждают наблюдателя формировать благоприятные суждения об их участниках. Точно так же, согласно психологической концепции «эффекта ореола», один очевидный признак определенного человека заставляет наблюдателя сделать обобщающий вывод об этом человеке (Ellis, 2018).

    Одно положительное качество человека может вызвать положительную предрасположенность ко всем аспектам этого человека, в то время как одно отрицательное качество этого человека может вызвать общее негативное впечатление об этом человеке.

    В то время как первый, работающий в положительном направлении, называется эффектом ореола, второй, работающий в отрицательном направлении, как мы обсудим позже, называется эффектом рога.

    Примеры

    В классе

    В классе учителя склонны к ошибке эффекта ореола при оценке своих учеников. Например, учитель может предположить, что ученик с хорошим поведением также является умным и мотивированным, прежде чем он объективно оценит способности ученика в этих областях.

    Исследование, проведенное в 1968 году Розенталем и Джейкобсоном, показало, что учителя обычно строят ожидания в отношении своих учеников, основываясь не только на успеваемости, но и на их внешности.

    В ходе эксперимента учителям была предоставлена ​​объективная информация, такая как академический потенциал ребенка, а также фотография привлекательной или непривлекательной девочки или мальчика. Результаты показали, что ожидания учителей относительно академического будущего ребенка были в значительной степени связаны с привлекательностью ребенка.

    Еще одно недавнее исследование сравнило влияние привлекательности на оценки на университетских курсах, где преподаватели либо могли, либо не могли наблюдать за внешним видом своих студентов (Hernandez-Julian & Peters, 2017).

    Результаты показали, что внешний вид может повлиять на оценку в традиционных классах; Студенты, чья привлекательность была оценена как выше среднего, получили значительно более низкие оценки на онлайн-классах, где преподаватели не могли наблюдать за внешним видом студентов.

    На рабочем месте

    В исследовании Parrett (2015) изучалось влияние красоты на заработок на основе данных о чаевых в ресторанах Вирджинии. Он обнаружил, что более привлекательные официанты зарабатывают на чаевых почти на 1261 доллар в год больше, чем их непривлекательные коллеги.

    Основное объяснение возникло из-за того, что клиенты-женщины давали чаевые более привлекательным женщинам больше, чем непривлекательным женщинам. Дискриминация на основе вкуса покупателей здесь имела большее значение для женщин, чем для мужчин.

    Более того, исследование уровня образования и самооценки как опосредующих механизмов воздействия привлекательности и интеллекта на финансовое напряжение и доход, казалось, показало, что физическая привлекательность может влиять на доход как прямо, так и косвенно (Judge, Hurst & Simon, 2009). .

    Академика и разведка

    Исследование, проведенное Лэнди и Сигаллом (1974), продемонстрировало влияние эффекта ореола на суждения мужчин об академической компетентности женщин. В ходе эксперимента 60 студентов мужского пола попросили оценить сочинение, предположительно написанное первокурсницей колледжа.

    Студенты мужского пола должны были оценить качество прозы и компетентность писателя по ряду параметров. Эссе включали как плохо написанные образцы, так и хорошо написанные версии.

    Из 60 участников-мужчин 20 получили фото непривлекательной девушки в качестве автора, еще 20 – фото привлекательной девушки в качестве автора, а последние 20 не предоставили фото.

    Более того, в то время как 30 участников читали хорошо написанную версию, остальные 30 читали плохо написанный образец. Результаты показали, что участники наименее положительно оценивали писательницу, когда она была непривлекательной, и наиболее положительно, когда она была привлекательна.

    Кроме того, влияние привлекательности автора на оценку его письма было наиболее заметным, когда объективное качество эссе было низким. Эти результаты, по-видимому, подразумевают, что читатели-мужчины были более склонны мириться с плохой работой привлекательных женщин, чем с непривлекательными женщинами.

    В более позднем исследовании изучались остаточные признаки интеллекта на мужских и женских лицах, а также пытались контролировать привлекательность, связанную с эффектом ореола (Moore, Filippou & Perrett, 2011).

    Из более чем 300 фотографий студентов британских колледжей изображения лиц с высоким уровнем интеллекта были созданы на основе фотографий с самым высоким рейтингом воспринимаемого интеллекта, а изображения лиц с низким интеллектом — на основе фотографий с самым низким рейтингом воспринимаемого интеллекта.

    Затем каждая группа фотографий была дополнительно разделена на мужские и женские лица. Участники исследования, в которое вошли 92 мужчины и 164 женщины, должны были оценить составные лица на привлекательность и интеллект. Для составных мужчин группа с высоким воспринимаемым интеллектом была оценена как заметно более привлекательная, чем их коллеги с низким воспринимаемым интеллектом.

    Более того, привлекательные мужские лица также воспринимались как более дружелюбными и забавными как женщинами, так и мужчинами. Результаты показали, что интеллект может быть важнейшим компонентом привлекательности мужских лиц.

    О вынесении приговоров за преступления

    Исследование, проведенное Майклом Дж. Эфраном, в котором изучалось влияние физической привлекательности на оценку виновности и суровость приговоров, рекомендуемых для преступников, показало, что привлекательные преступники, скорее всего, получат более мягкие наказания. чем непривлекательные за то же преступление (Эфран, 1974).

    Согласно исследованию, это несоответствие предположительно объясняется общественным мнением о том, что более привлекательные люди имеют лучшие перспективы на будущее, чем менее привлекательные.

    Однако другое исследование по той же теме, проведенное Sigall и Ostrove, продемонстрировало более тонкие доказательства (Sigall & Ostrove, 1975).

    Эксперимент оценивал гипотетическую кражу со взломом и гипотетическое мошенничество. В то время как в первом случае женщина незаконно приобрела ключ и присвоила 2200 долларов, во втором женщина уговорила мужчину вложить 2200 долларов в несуществующую корпорацию.

    В краже со взломом (не связанной с привлекательностью преступника) привлекательный подсудимый получил более мягкий приговор, чем непривлекательный. Однако по делу о мошенничестве (где преступление было связано с привлекательностью преступника) более суровый приговор получил привлекательный подсудимый.

    Результаты, казалось, свидетельствовали о том, что обычная снисходительность, предоставляемая более привлекательному преступнику, была изменена на противоположную или сведена на нет, когда характер преступления связан с привлекательностью преступника.

    История

    Американский психолог Фредерик Л. Уэллс (1907) впервые обнаружил эффект ореола при изучении оценок литературных заслуг авторов.

    Тем не менее, именно Эдвард Торндайк первым признал это с помощью эмпирических данных. Торндайк был одним из первых бихевиористов, который углубился в психологию обучения. Он официально ввел термин «ошибка ореола» в 1920 году в своей статье «Постоянная ошибка в психологических рейтингах».

    Торндайк описал эффект ореола как когнитивное искажение, при котором один аспект человека формирует мнение о других измерениях и чертах этого человека. Хотя Торндайк изначально использовал этот термин только для обозначения людей, впоследствии его использование было распространено даже на сферы маркетинга.

    В «Постоянная ошибка в психологических рейтингах» Торндайк (1920) попытался выявить это когнитивное искажение посредством репликации. В эксперименте для исследования он попросил двух армейских командиров оценить своих солдат на основе их интеллекта, физических качеств (таких как голос, телосложение, энергия, опрятность и осанка), лидерских навыков и личных качеств (таких как как верность, самоотверженность, сотрудничество и надежность).

    Предвзятость, которая, по его мнению, характеризовала рейтинги, подтвердилась. Торндайк обнаружил, что привлекательность человека существенно влияет на оценку других качеств этого человека. Его исследование продемонстрировало заметные корреляции; корреляция телосложения с характером была 0,28, телосложения с интеллектом 0,31 и телосложения с лидерством 0,39..

    На рейтинги, по-видимому, повлияла заметная тенденция рассматривать человека в целом либо как хорошего, либо как плохого, а затем делать поспешные выводы относительно других качеств этого человека. Эти выводы были основаны на первоначальном впечатлении или общем чувстве в отношении соответствующих лиц.

    Например, рейтинги по одному особому атрибуту офицера часто начинали тенденцию в оценках в направлении воспринимаемого особого атрибута; положительная черта породила бы положительную тенденцию, а отрицательная черта — отрицательную тенденцию.

    Окончательные результаты для определенного солдата неизменно будут коррелировать с остальными результатами, независимо от того, положительный или отрицательный особый атрибут.

    Эффект обратного ореола

    Эффект обратного ореола относится к явлению, при котором позитивное восприятие человека может привести к негативным последствиям (Эдвард, 2004).

    Ошибки в рейтинге могут привести к проблемам с достоверностью и надежностью.

    С другой стороны, изменения в оценках могут фактически отражать реальные изменения в поведении, тем самым сигнализируя о простой видимости скомпрометированной надежности. Эта возможность была продемонстрирована исследованиями как мужчин, так и женщин.

    Эксперимент, проведенный Джозефом Форгасом на 246 людях, подтверждает это. После воспоминаний о счастливых или печальных событиях прошлого участники должны были прочитать философское эссе с изображением либо молодой женщины, либо пожилого мужчины, прикрепленного в качестве автора.

    Результаты показали, что те, кто помнил печальные события и, следовательно, был в плохом настроении, оценивались ниже для молодой женщины. Здесь отрицательный эффект, по-видимому, устранил или обратил вспять эффект ореола.

    Кроме того, исследования также показывают, что как женщины, так и мужчины, которые более привлекательны, обычно более тщеславны и эгоистичны (Eagly, Ashmore, Makhijani & Longo, 1991).

    Более того, как отмечалось выше в отношении исследования Сигалла и Острова, лица, совершающие преступления, используя свою внешность в своих интересах, с большей вероятностью получат более суровые наказания, чем непривлекательные преступники (Sigall & Ostrove, 1975).

    Роговой эффект

    Роговой эффект, по существу, противоположен эффекту ореола.

    Эффект Хорна, тип когнитивного искажения, относится к тенденции производить общее неблагоприятное впечатление о человеке на основе одной отрицательной черты.

    Например, эффект рога может вызвать у нас стереотип о том, что человек с избыточным весом также ленив, хотя нет никаких доказательств того, что мораль связана с внешностью.

    Ссылки

    Бернс, М., и Гриффит, А. (2018). Императив обучения: повышение эффективности организаций за счет улучшения обучения . Crown House Publishing Ltd.

    Клиффорд, М.М., и Уолстер, Э. (1973). Влияние физической привлекательности на ожидания учителя. Социология образования , 248-258.

    Игли, А. Х., Эшмор, Р. Д., Махиджани, М. Г., и Лонго, Л. К. (1991). Что красиво, то хорошо, но…: метааналитический обзор исследований стереотипа физической привлекательности. Психологический бюллетень, 110 (1), 109.

    Эфран, М. Г. (1974). Влияние внешнего вида на суждение о виновности, межличностное влечение и суровость рекомендуемого наказания в симулированном задании присяжных. Журнал исследований личности, 8 (1), 45-54.

    Эллис, Г. (ред.). (2018). Когнитивные искажения в визуализациях . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Springer.

    Эрнандес-Хулиан, Р., и Петерс, К. (2017). Внешний вид студента и успеваемость. Журнал человеческого капитала, 11 (2), 247-262.

    Судья, Т.А., Херст, К., и Саймон, Л.С. (2009). Стоит ли быть умным, привлекательным или уверенным в себе (или всем вместе)? Отношения между общими умственными способностями, физической привлекательностью, основными самооценками и доходом. Journal of Applied Psychology, 94 (3), 742.

    Лэнди, Д., и Сигал, Х. (1974). Красота — это талант: оценка задач в зависимости от физической привлекательности исполнителя. Журнал личности и социальной психологии, 29 (3), 299.

    Мур, Ф. Р., Филиппу, Д., и Перретт, Д. И. (2011). Интеллект и привлекательность лица: за пределами эффекта ореола привлекательности. Журнал эволюционной психологии, 9 (3), 205-217.

    Парретт, М. (2015). Красота и праздник: изучение влияния красоты на заработок с использованием данных о чаевых в ресторанах. Журнал экономической психологии, 49 , 34-46.

    Рис, А. (2006). Понимание психологии маркетинга и эффекта ореола.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *