15.04.2025

Типы отношения к болезни: Недопустимое название — Psylab.info

12 типов отношения к болезни — Нож

Заболеть может каждый, но трезво оценить свое состояние и процесс выздоровления удается далеко не всем. Помогаете ли вы врачам помогать вам или всё портите? Чтобы проще было ответить на этот вопрос, ученые придумали специальную классификацию разных типов отношения к болезни: одни из них способствуют выздоровлению, другие наоборот. «Нож» разобрался в плюсах и минусах каждого из двенадцати типов — почитайте, определите, какой тип вам ближе, и сделайте правильные выводы.

ПоделитьсяРепостнутьТвитнуть

1. Гармоничный

Он же реалистичный и взвешенный. Отношение пациента к болезни не коллапсирует в преувеличение/недооценку ее тяжести, сохраняется активная позиция нацеленности на излечение. Медицинский работник воспринимается не как всемогущий врачеватель, а тот, кто делает всё возможное. При таком отношении можно рассчитывать на наилучший результат лечения, поскольку пациент, как правило, следует всем врачебным рекомендациям, но и при неблагоприятном прогнозе гармоничный подход позволит смириться с положением и сосредоточиться на чем-то, не связанном с болезнью (например, утратив физическую активность из-за инвалидности, заняться самообразованием). Гармоничный пациент стремится облегчить тяготы по уходу за собой вне зависимости от тяжести и исхода болезни — он заботится о близких и не замыкается на себе.

2. Эргопатический

Он же стенический (волевой, активный, витальный). Согласно классификации, здесь мы имеем дело исключительно с «волей к работе». Сверхответственное отношение к труду и своим обязанностям приводит к тому, что пациент относится к обследованиям и лечению избирательно. Главная ценность — вне зависимости от тяжести болезни продолжать работать / сохранять профессиональный статус / не жертвовать карьерой и т. п. Включается психологическая защита, работающая как «уход от болезни в работу». Положительная сторона данного типа отношения — высокая мотивированность в излечении. Отрицательная — «и если лечение работе мешает, брось его…» — и далее по тексту. Не самый распространенный вариант из возможных, но если такого пациента заставить определиться между терапией и трудом, понятно, что он выберет.

3. Анозогнозический

«Нозо-» (греч. νοσος, nosos — «болезнь»), «гносео» (греч. γνωσεο — «знаю»), «а» — отрицательный префикс. Не-знание собственной болезни в значении «знать не желаю». Этот тип отношения называют еще эйфорическим, поскольку для пациента характерен «ослепляющий оптимизм» вплоть до отрицания очевидного. Если болезнь признается, то пациент не рассматривает симптоматику как серьезную, часто отказывается от обследования («мелочи, само отвалится» / «обойдусь без врачей, сам вылечу»). Характерно необоснованно повышенное настроение, пренебрежительное отношение к терапии и рекомендациям врача, нарушению режима лечения. Понятно, что при таком подходе риск усугубить положение высокий.

4. Тревожный

Этот тип отношения также называют обсессивно-фобическим. Характерны мнительность и повышенная тревожность относительно хода лечения, его средств и методов. Пациенту кажется, что его лечат неэффективно, он ищет альтернативные способы, находит их в изобилии (в интернете море околомедицинских мифов), часто меняет врача/клинику — из-за недоверия и уже названной мнительности. На фоне постоянной тревожности угнетается психическая активность, снижается тонус. Защитой от обсессивных проявлений (лат. obsessio — «осада», «охватывание»; боязнь заразиться, замараться и т. п.) становятся повторяющиеся «ритуалы» (например, частое мытье рук — строго определенное количество раз). Это минусы, но есть и плюсы в тревожном типе отношения — недоверие к субъективным ощущениям и высокий интерес к объективным данным (результатам анализов, заключениям специалистов) и дотошность их изучения. Этим тревожный пациент отличается от ипохондрического.

5. Ипохондрический

Сосредоточенность на субъективных негативных ощущениях, преувеличенно трагическое отношение к боли, желание долго и подробно рассказывать о ней врачам, медперсоналу, близким и соседям по палате. Мнительность насчет «побочных действий» лекарств, недоверие к врачам и диагностике. Последнее может сыграть положительную роль — ипохондрический пациент, как правило, проходит обследование несколько раз у разных специалистов. Это повышает достоверность исследований. Гипертрофированное желание излечиться сочетается с упадническим настроением, с неверием в успех и подозрениями медицинских работников в непрофессионализме. По этой причине ипохондрический пациент может бросить терапию.

6. Неврастенический

Стратегия «раздражительной слабости». Нетерпение, неспособность или нежелание переносить неприятные ощущения и боль, капризная требовательность к медицинскому персоналу и окружающим, обвинения в неудачном лечении. При этом неврастенический пациент на определенном этапе обязательно «раскается» и будет «просить прощения» за «то, что доставил так много хлопот своим поведением», привлекая к себе дополнительное внимание, никак не связанное с процессом лечения. Но в соответствующей ситуации — например, при очередном приступе боли или осложнении — «синдром раздражительной слабости» вернется во всей красе.

7. Меланхолический

Гипертрофированный пессимизм меланхолика минус активность и заинтересованность в лечении. Сомнение в успехе даже при улучшении состояния, благоприятных объективных данных (положительные анализы, например) и удовлетворительном самочувствии. Меланхолический пациент находится в состоянии глубокой депрессии. Возможны суицидальные настроения.

8. Апатический

В отличие от меланхолического пациента, чья депрессия всё же «активна» (как «воля к смерти», выражаясь метафорически; подчеркнем, речь не о клинической депрессии, не о медицинском диагнозе, а о меланхолическом типе отношения к болезни из конкретной классификации. — Ред.), апатический пациент безразличен к своей судьбе, результату лечения и исходу болезни. Он пассивно подчиняется врачебным рекомендациям — но только в случае, когда на подчинении настаивают.

9. Сенситивный

Чувственный, ранимый, «тонкокожий» пациент. Чрезмерная мнительность, подозрения в пренебрежительном, унижающем отношении к себе врачей и окружающих. Пациенту кажется, что вокруг него распускают сплетни о его ущербности и неполноценности. Он также боится стать обузой для близких. По этим причинам сенситивный пациент может уйти в интроверсию, избегать общения с родственниками и медперсоналом даже на темы, непосредственно связанные с лечением. Для сенситивного типа характерны частые и сильные колебания настроения.

10. Эгоцентрический

Пациент «принимает» болезнь и активно пользуется ею, манипулируя близкими, выставляя напоказ страдания, чтобы вызвать сочувствие. Требование исключительного внимания к себе в ущерб делам и интересам окружающих, невнимание или даже игнорирование другого. Убежденность, что «его случай самый тяжелый», что он «в худшем положении» по сравнению с остальными. Соседи по палате вызывают у эгоцентрического пациента вражду, воспринимаются как «конкуренты», которым тоже требуется внимание.

11. Паранойяльный

У пациента с таким отношением развивается уверенность, что его болезнь — результат внешних причин, более того — чьего-то злого умысла. Поэтому он крайне подозрительно и настороженно относится к окружающим, подслушивает разговоры врачей, якобы обсуждающих за его спиной «то, что никогда ему не скажут». Проверяет и перепроверяет состав лекарств, расспрашивает о сути процедур. В случае ухудшения состояния обвиняет медперсонал («сбываются худшие подозрения») или говорит о побочных действиях лекарства, их неэффективности или даже вреде («хотят залечить до смерти»).

12. Дисфорический

Он же агрессивный. Пациент мрачен и зол, завидует здоровью врачей, родственников других пациентов и даже своих близких. Поведение во многом схожее с эгоцентрическим пациентом: повышенное требование внимания без учета интереса других. Разница — в пароксизме озлобленности вырабатывается деспотичное отношение к близким, которое, если ему потакать, может дойти до манипуляций с целью причинить максимум страданий окружающим в качестве «мщения» за свою болезнь.


Вышеперечисленные варианты отношения к болезни можно типизировать по уровню сохранения «чувства реальности» и социальной адаптации:

  • при гармоничном, эргопатическом и анозогнозическом типах психическая и социальная адаптация существенно не нарушается. Несмотря на «уход в работу» второго и чрезмерный оптимизм третьего, пациенты третьего типа активно вовлечены в социальную жизнь, а ценностная иерархия искажена у них незначительно — им можно объяснить, что они не правы;
  • тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический типы предполагают чрезмерную аффектированность и сложность социальной адаптации — даже понимая свою неправоту, такие пациенты не факт, что изменятся;
  • пациенты третьей группы — сенситивный, эгоцентрический, дисфорический и паронойяльный — характеризуются сенсибилизированным (чрезмерно болезненным) отношением к своему недугу, что на фоне паранойяльного или агрессивного настроения может привести к серьезной дезадаптации.

Каждому, кто проходит лечение, не лишним будет сопоставить свое отношение с «картой реакций». И скорректировать его в соответствии со всеми «законами добра и справедливости» — чтобы облегчить жизнь себе и лечащему врачу.

Психологические реакции пациента на болезнь

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный.

ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.

Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).

Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.

К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.

Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание

Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.

В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:

  • Гармоничный
    : для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
  • Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
  • Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.

Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:

  • Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
  • Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
  • Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
  • Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
  • Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
  • Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
  • Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
  • Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
  • Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
  • Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
  • Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.

[Тип отношения к заболеванию, качество жизни и приверженность лечению при дебюте гипертонической болезни]

. 2007;85(8):44-6.

[Статья в Русский]

Бурсиков А.В., Тетерин Ю.С., Петрова О.В.

  • PMID: 17926490

[Статья в Русский]

Бурсиков А.В. и соавт. Клин Мед (Моск). 2007.

. 2007;85(8):44-6.

Авторы

Бурсиков А.В., Тетерин Ю.С., Петрова О.В.

  • PMID: 17926490

Абстрактный

Изучено качество жизни (КЖ), типы отношения к болезни (ОТОТ), комплаентность к лечению (ТК) у 36 мужчин в возрасте от 18 до 59 лет с диагнозом артериальная гипертензия (АГ) от 1 до 3 лет. . Опросник типа отношения к болезни (НИИ Бехтерева, 1987) и опросник КЖ больных АГ (Ивановская государственная медицинская академия, 2000). В результате исследования выявлено, что КЖ пациентов и их ТС зависели от ТАТД. При дебюте АГ у мужчин преобладают анозогностическая, эргопатическая и анозогностико-эргопатическая ТАТД; КЖ этих мужчин не уступает практически здоровым; отсутствие ТК связано с этими ТАТД. Гармоническая ТАТД, имевшая место у 8% больных, облегчала ТС. У 20% больных ТАТР включала ипохондрический, тревожный и сенситивный компоненты, что препятствовало развитию ТС и формировало самый низкий КЖ.

Похожие статьи

  • Оценка контроля и управления уровнями артериальной гипертензии (гипертонический проект «АУДИТ»). Исследование в популяции рабочих.

    Карп К., Эначеску Д., Давид И., Нандриш Г., Калангиу Г., Коман И., Апетрей Э., Стоян И. , Гингина К. Карп С и др. Мед Интерн. 1990, апрель-июнь; 28(2):103-29. Мед Интерн. 1990. PMID: 2270421

  • Качество жизни у больных ранней гипертонической болезнью.

    Бурсиков А.В., Ушакова С.Е., Мишина И.Е., Бирцева Л.Н., Петрова О.В. Бурсиков А.В. и соавт. Клин Мед (Моск). 2004;82(7):20-2. Клин Мед (Моск). 2004. PMID: 15449767 Русский.

  • Качество жизни женщин с артериальной гипертензией в климактерическом периоде.

    Изможерова Н.В., Попов А.А., Гетманова Н.А., Гаврилова Е.И., Козулина В.С., Нужина А.В. Изможерова Н.В., и соавт. Клин Мед (Моск). 2008;86(11):37-40. Клин Мед (Моск). 2008. PMID: 19177792 Русский.

  • Оценка качества жизни при раке полости рта.

    Торрес-Карранса Э., Инфанте-Коссио П., Эрнандес-Гисадо Х.М., Хенс-Аументе Э., Гутьеррес-Перес Х.Л. Торрес-Карранса Э. и др. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 1 ноября 2008 г .; 13 (11): E735-41. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 2008. PMID: 18978717 Обзор.

  • Приверженность пациента к медикаментозной терапии.

    Рохатги Д., Лал А. Рохатги Д. и соавт. J Assoc врачей Индии. 1998 г., май; 46(5):462-4, 467. J Assoc врачей Индии. 1998. PMID: 11273292 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Измените эти три вещи и получите жизнь, которую вы заслуживаете

Если вы посмотрите на значение слова «диагноз» в словаре, оно гласит: «определять наличие болезни по симптомам». Это предполагает, что мы определяем людей больными, когда болезнь уже прогрессирует. Большинство согласится с тем, что лучше предотвратить распространение болезни или даже ее начало. Исходя из этого, имеет смысл тратить ресурсы на превентивные меры.

Та же философия применима и к нашему психическому состоянию. Например, спрашивали ли вы себя, какие факторы ограничивают ваше личное развитие? Новое исследование Стэнфордского университета, проведенное психологом Кэрол Двек, определяет отношение как ключ к личному развитию. Merriam-Webster определяет отношение как чувство или эмоцию по отношению к факту или состоянию. В жизни мы сталкиваемся с положительными или отрицательными явлениями, событиями и обратной связью. Вещи просто случаются — с вами или вокруг вас. То, как мы решаем реагировать, зависит от отношения человека.

Мы перенасыщены литературой о позитиве. Заголовки вроде этих могут показаться знакомыми: «Одна положительная вещь, которую каждый успешный человек делает каждый день», «Как изменить свою жизнь с помощью положительной энергии». Давайте не будем забывать, что негатив — это тоже нормально. Мы должны предвидеть, что негативность произойдет. Изучение того, как справиться с этим, имеет решающее значение. Это означает, что мы должны сообщить об этом и предвидеть, как справиться с действием.

Из моего опыта судейства футбольных матчей интересно извлечь жизненные уроки из игрового поля. Представьте, если хотите, линию схватки. Линия схватки — это воображаемая линия на поле, которую игроки не могут пересечь до тех пор, пока мяч не будет снэпован и игра не начнется. В момент снэпа только игроки нападения знают, какая игра должна произойти, потому что они заранее определили игру во время хадла. Каждый игрок осознает свое конкретное задание. Они будут справляться с тем, что приходит на их пути, поскольку они ожидают этого. Есть уровень уверенности и уверенности, который приходит с этим. Эта дополнительная уверенность отражается в их отношении. А как же игроки защиты? Им нужно реагировать, и им приходится решать, что делать, исходя из движений оппозиции, которые трудно предсказать. Как могут они, подвергшиеся нападению, обладать верой и внутренним побуждением, необходимыми для того, чтобы с уверенностью противостоять нападению. Как сказал легендарный тренер из Алабамы Пол «Медведь» Брайант: «Защита выигрывает чемпионаты». Каждый игрок защиты, даже если у него меньше информации, должен верить, что он может остановить нападение… каждый раз. Это отношение. Внутренняя уверенность в том, что вы и ваши товарищи по команде будете играть на своей позиции с наибольшей вероятностью пресечь нападение.

Чем чаще приходит успех, тем больше доверия к команде, тренеру и стратегии, что еще больше укрепляет этот позитивный настрой. С успехом и отношением одно порождает другое.

Отношение будет способствовать нашему личному развитию так же, как и шансам на успех. Подобно тому, как мы начали с активной борьбы с болезнями до того, как проявятся симптомы, мы должны искоренить негатив. Негативы — это болезни отношения.

Покойный Джим Рон говорил о болезнях отношений. В этом блоге я перечислил три критических заболевания, которые могут повлиять на ваш прогресс в личном развитии и обогнать его. Они следующие:

1.   Неуверенность в себе

2.   Беспокойство

3.   Жалование.

 

1. Неуверенность в себе: это заболевание является фактором риска депрессии.

Леон Ф. Зельцер, доктор философии, имеет докторскую степень по английскому языку и психологии связывает неуверенность в себе с низкой самооценкой, тревогой и депрессией. Симптомами обычно являются чувство бесполезности и нерешительности. Большинство из нас виновны в недооценке своих способностей и вклада, что может помешать нам полностью реализовать свой потенциал. Подумайте о вещах, которые заставляют вас нервничать в жизни. Внутренний критик в вашем уме, который спрашивает; «Что, если я не смогу это сделать?», «Что, если люди будут смеяться надо мной?», «Что, если я потерплю неудачу?», «Достаточно ли я хорош?» Это ваши внутренние критики, защищающие вас. Наш мозг запрограммирован защищать нас. Ваше поведение не будет отклоняться от вашей внутренней карты.

Вопреки распространенному мнению, психолог Питер Голлвитцер и его коллеги провели исследование, показывающее, что объявление о своих целях другим снижает ваши шансы на их достижение . Голлвитцер считает, что это связано с чувством идентичности и целостности. Это символический акт того, кем вы собираетесь стать. Кроме того, просто объявив о своих целях, вы чувствуете себя хорошо и немедленно получаете удовлетворение. Удовлетворение, которое уменьшает ваше стремление к достижению цели. И, что еще более вредно, поскольку теперь вы сталкиваетесь с давлением для достижения этих целей, вы беспокоитесь и менее продуктивны. Люди будут следить за вашими успехами, словно чтобы увидеть, когда вы потерпите неудачу. Это начинает создавать неуверенность в себе, и вы задаетесь вопросом, достигнете ли вы этих целей. Но когда вы не объявляете о своих целях, их гораздо легче достичь. Да, запишите свои цели, создайте дорожную карту и все такое. Просто сделайте это в частном порядке. Давления нет.

 Когда я слышу, как мой «голос неуверенности в себе» спрашивает меня: «Что, если я потерплю неудачу?», я помечаю этот голос неуверенности в себе, и у меня возникает внутренний диалог, спрашивающий, почему я так себя чувствую. После этого я удаляю этот голос. должен быть удален из моей системы, потому что это не добавляет никакой ценности моему темпераменту. В следующий раз, когда у вас возникнет диалог о неуверенности в себе, пометьте его и удалите. Используйте эту мысленную репетицию. Неуверенность в себе — это привычка, и ее можно изменить.

» Если вы слышите голос внутри себя, говорящий, что вы не можете рисовать, тогда обязательно рисуйте, и этот голос замолкнет» — Винсент Ван Гог

Некоторые стратегии лечения этой болезни:

1.   Отдайте себе должное за то, что вы сделали. Достижения реальные. Они являются вашими. Владейте ими и гордитесь тем, чего вы достигли.

2.    Сосредоточьтесь на последовательности и создайте импульс, веря в себя и не недооценивая себя.

3.   Окружите себя партнерами/наставниками по подотчетности, которые поддерживают вас. Люди, у которых есть отражение вашей личности, видят то, чего не видите вы.

4.   Следите за своим отношением, чтобы не впасть в депрессию.

Неуверенность в себе разрушительна. Смотрите на симптомы и ищите лекарство.

 2.  Беспокойство: это заболевание может привести к повышению артериального давления, а при высоком уровне привести к сердечному приступу или инсульту.

Беспокойство убивает работу, мечты и энтузиазм. Некоторые из нас — профессиональные тревожники. Это может быть очень калечащим. Мыслительный процесс часто переходит от возбуждения к страху и снова к возбуждению. Это американские горки. Беспокойство запускает те гормоны стресса, которые повышают частоту сердечных сокращений и дыхания. Похоже на панический приступ. Создаются негативные мысли, добавляющие дополнительный стресс.

 Друг представил потенциальному поставщику незавершенный документ «Запрос предложений». Ответ должен был быть объявлен в течение пяти рабочих дней. У него была вся квалификация, опыт, навыки, которые они искали, и он даже обрисовал в общих чертах выгодную окупаемость инвестиций для потенциального поставщика. Всю неделю он волновался о результатах. Он не мог спать, и находиться рядом с ним стало невыносимо. Представьте, что это сделало с его характером. Прошло добрых две недели, когда он узнал о результатах. К сожалению, его уровень стресса был слишком высок, так как он не уделял время заботе о своем здоровье и перенес небольшой инсульт. С тех пор он выздоровел, но это был урок. Бесполезное беспокойство разрушительно.

 В другой раз ученица моей программы «Расширение прав и возможностей девочек» рассказала мне, как она никогда не могла сказать «нет» своей лучшей подруге. Она проводила время, пытаясь понять, как сказать «нет». Она никогда не могла найти способов отказать ей. Я сказал ей, что когда вы говорите «нет», вы на самом деле говорите «нет» просьбе, а не ее подруге. Кроме того, если не говорить НЕТ, «да» теряют свою ценность.

Чем старше мы становимся, тем меньше беспокоимся.

 Раньше меня беспокоила и обескураживала каждая мелочь, которая случалась. Затем я создал проект беспокойства, чтобы понять концепцию, и пришел к выводу, что мы беспокоимся о следующем:

1.   Вещи, которые никогда не случаются: 40 процентов. Это вещи, о которых вы беспокоитесь, но которые, скорее всего, все равно не произойдут. Например, что, если я поеду в Калифорнию и попаду в лесной пожар?

2.   Вещи в прошлом, которые нельзя изменить : 30 процентов . Электронное письмо, которое вы отправили всей компании, предназначалось для одного человека. Угу, но сделано.

3.   Беспокойство за свое здоровье без полной медицинской диагностики: 12 процентов. У тебя болит живот. Затем вы решаете, что у вас неизлечимая болезнь. Вы гуглите это, и теперь вы беспокоитесь, потому что Google говорит вам, что симптомы могут быть неизлечимыми. Ваш порог беспокойства повышается.

4. Мелкие, разные заботы: 10 процентов. Что я буду готовить сегодня на ужин? Смогу ли я добраться до продуктового магазина до закрытия?

5.   Настоящие, законные опасения: 8 процентов. Только 8 процентов ваших забот заслуживают беспокойства.

 Кажется, что 92% того, о чем мы беспокоимся, нет никаких достоинств. Вот лекарство от болезни беспокойства. Я называю это техникой STAR . Мы беспокоимся о том, что мы терпим.

  S — заглушить шум, имея дело только с фактами. Что для вас не подлежит обсуждению? Разделите запросы на категории «да» и «нет». Заблаговременно искорените их, чтобы вы знали истинную ситуацию, а не беспокоились о возможностях. Твой друг между домами. Он/она хочет временно остаться с вами. Они просрочивают свое приглашение. Вы беспокоитесь о том, что они подумают, если вы скажете «нет». Да, вы можете остаться у меня на несколько дней. Нет, ты не можешь остаться на месяц. Да, я могу помочь вам с проектом. Нет, я не буду делать проект за вас, чтобы вы получили все заслуги. Знайте свои пределы, чтобы вам не пришлось беспокоиться о возможностях.

T -ime —устанавливайте время для беспокойства каждую неделю. Эта стратегия хорошо работает. Если вы решите заказывать каждую пятницу, чтобы беспокоиться, все, что вам мешает, может занять место в вашем дне беспокойства. «Получу ли я эту работу?» Я буду беспокоиться об этом в пятницу в 14:00.

A- проанализируйте, кто вызывает у вас серый цвет. Это ваш родственник, клиент или ммм…ваш начальник? Оцените, что он делает с вами. Не терпите ситуации или людей, которые создают негативную среду. Терпите ли вы этого клиента, который очень требователен? Какие трудные разговоры вам нужно провести? Это добавляет к вашим заботам. Убери эту обезьяну со своей спины.

R — представьте, что делает вас сильным. Выполняйте ежедневные ритуалы, чтобы стать лучше. Наличие некоторого времени на «я». Ритуалы должны иметь положительный эффект. Хорошие ритуалы напрямую влияют на ваш успех. Просыпаясь и глядя на свой мобильный телефон первым делом с утра, вы саботируете свой день еще до его начала. Тристан Харрис, бывший специалист по этике в Google, писал: «Когда я смотрю на свой мобильный телефон первым делом с утра, это создает впечатление о меню всего, что я пропустил со вчерашнего дня». Это не ритуал, направленный на повышение вашей производительности. Какой ритуал делает вас продуктивным человеком? Тренажерный зал по утрам, медитация и т. д. Каким бы ни был ритуал, убедитесь, что это привычка, которая поможет вам чувствовать себя сильным и свободным от беспокойства.

 3.  Жалобы. Это заболевание перестраивает ваш мозг, чтобы привлекать негатив.

Оно повышает уровень гормона стресса и может вызвать увеличение веса, сердечный приступ или даже инсульт. По данным Daily UK, мы тратим на жалобы в среднем 8 минут 46 секунд в день. Джим Рон представил отличный образ в следующем утверждении: «Потратьте 5 минут на жалобы, и вы потратите 5 впустую, и у вас, возможно, начнется то, что известно как экономический рак кости. (Если вы пожалуетесь), они скоро потащат вас в финансовую пустыню, и пусть там захлебнется пыль собственного сожаления». Это глубокое описание. Мы все знаем кого-то в нашей жизни, кто, как бы хорошо ни шли дела, находит, на что пожаловаться. Они будут жаловаться, ныть, хмуриться и повторять.

 Сказать, что мы никогда не должны жаловаться, нереально. У нас должна быть база жалоб. Разумной жалобой будет та, которая служит цели. Например, позвонить в отдел информационных технологий и сказать, что ваш компьютер не работает. Некоторые жалобы не имеют смысла. Некоторые примеры включают жалобы на то, что «я недостаточно высок», «слишком жарко», «тренеру не следовало делать этот звонок во время игры» и так далее. Однако нам нужен определенный уровень жалоб. Очень важно понять, почему мы часто жалуемся:

 1.   Мы чувствуем, что жизнь несправедлива. Вы так усердно работали, а другой человек почти не старался, и он получил то, что, по вашему мнению, вы заслуживаете.

2.   Извините за плохую работу. Моя игра в гольф сегодня не состоялась из-за ветра.

3.   Чтобы привлечь внимание и вызвать зависть. Вы только что купили новую машину, но жалуетесь, что автосалон не удосужился помыть машину, когда вы ее забрали.

4.   Пожаловаться на питание. Мы часто видим это во время выборов. Последний кандидат обещал снизить ваши налоги, но они этого не сделали.

 Если вы проводите время с людьми, которые жалуются, вы почувствуете последствия. Жаловаться — это как курить. Вам не нужно испытывать это, чтобы увидеть эффект.

Как контролировать жалобы

1.   Благодарность. Взгляните на вещи в перспективе. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что в течение дня не получалось так, как вам хотелось бы, записывайте то, что было хорошо, даже небольшие события.

2.   Используйте резинку, чтобы вы знали, когда жалуетесь. Наденьте повязку на запястье в течение дня и каждый раз, когда вы жалуетесь или думаете о том, чтобы пожаловаться, щелкайте резинкой. Затем скажите три хороших слова, которые придают силы или за которые я благодарен. Это позволит вам знать, когда вы жалуетесь. Вы будете соотносить жалобы с болью.

3.   Создайте зону, свободную от жалоб. Например, кухонный стол или кухню в офисе.

Создайте антитела, чтобы остановить эту эпидемию. Жалобы уменьшают ваши усилия по созданию позитивного отношения.

Отношение формирует развитие личности. Вы можете проявлять инициативу в развитии иммунитета к болезням отношения, просто осознавая, что негатив вызван неуверенностью в себе, беспокойством и жалобами. Это все излечимо. Оставайтесь с нами в моем будущем блоге о шести других заболеваниях, влияющих на отношение.

«Важно не то, что с вами происходит, а то, как вы на это реагируете». ― Epictetus

  Об авторе

Гарриет Тинка — эксперт №1 по поворотным моментам, соавтор книги «Секреты фантастической жизни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *