«Поживи с мое!»: психолог Лабковский о том, как общаться с пожилыми родителями
Отношения
- Фото
- Legion Media
Пока родители молоды и полны сил, у них есть своя жизнь, работа, отношения со взрослыми детьми строятся по простому сценарию: родственники встречаются, обсуждают текущие дела, делятся впечатлениями, и все складывается хорошо.
Первые «звоночки» нарастающего напряжения появляются, когда родители выходят на пенсию — они вдруг ощущают наступление старости и свою ненужность. Потом добавляются проблемы со здоровьем или даже смерть супруга. Мать или отец остается в одиночестве, общения катастрофически не хватает, а именно оно пожилому человеку нужно больше всего.
И родители начинают требовать внимания у своих детей: жалуются, давят на чувство вины, обижаются, провоцируя конфликты. Это может проявляться в разной форме: свекровь критикует невестку, бабушка сравнивает единственную внучку с другими детьми, мать заваливает сына поручениями и плачется ему в жилетку…
Читайте также: «Чувство сыновьего долга и вины перед родителями мешают мне устроить личную жизнь»
Но у их взрослых детей ничего не изменилось: они заняты повседневными обязанностями — дом-работа-воспитание и так далее. И проблема даже не в том, что им проблематично находить так много свободного времени, как того требуют пожилые родители. А скорее в нежелании услышать и понять друг друга: пожилые требуют внимания, а молодые обижаются, что те не помогают воспитывать внуков («Все бабушки и дедушки сидят с внуками»).
Усиливает отчужденность чувство обиды на родителей. Те, кто вспоминает свое детство с претензией к маме или папе, считает, что «был не нужен даже своим родителям», тот обрекает себя на жизнь с этим разрушительным чувством. Психолог Михаил Лабковский в своем Телеграм-канале советует прежде всего пересмотреть свое отношение к прошлому.
Читайте также:«Моя жизнь закончилась в 45 — теперь живу проблемами своей старенькой мамы»
«Родителем быть очень сложно, и если вы выжили, то, скорее всего, ваши „ужасные“ родители через все это проходили. Да, они могли делать невероятные ошибки — унижать вас, оскорблять, использовать моральное и физическое насилие. Но они же вас пеленали, обнимали, убаюкивали и жертвовали своим сном. Это я к тому, что все не черно-белое. И что родителей надо оценивать объективно».⠀
- Фото
- Yuri Arcurs / Alamy
Обида на родителей всегда деструктивна. Обычно она свойственна тем, кто так и не смог сепарироваться, оторваться от опеки мамы и папы. Такие взрослые люди придерживаются двух позиций: позиции ребенка и позиции подростка.
«Если вы в позиции ребенка, то родители для вас — всемогущие божества, которые лучше знают, что и как делать. Так действуют дети, что вполне понятно: их жизнь зависит от родителей, и у них просто нет другого выбора, кроме как угождать им во всем», — говорит Лабковский.⠀
Противоположная позиция у подростка с присущим возрасту бунтом, борьбой и обесцениванием. Для них мама и папа — чуть ли не изверги, сильно отставшие от жизни.⠀
Читайте также:«Родители всегда любили брата больше!»: откуда берутся любимчики и чем опасна детская обида
Но самое правильное поведение взрослых детей начинается, по словам специалиста, когда взрослые осознают, что их родители — не боги и не монстры, а обычные живые люди, со своими недостатками, травмами, страхами и достоинствами.
Читайте также: Психотравмы из детства: как они портят нам всю оставшуюся жизнь
Отношения с пожилыми родителями могут строиться по нескольким сценариям. И нужно выбрать для себя оптимальный вариант, такой, который позволит избежать конфликтов.
Нейтральные/Дистантные. Если родители объективно «тяжелые» — например, алкоголики, наркоманы, либо у них пограничное расстройство личности, они устраивают скандалы на пустом месте или токсично вас обесценивают — вас никто не заставляет с ними общаться. Не общаться с психопатами-родителями нормально. Ненормально — терпеть и страдать.⠀
Дружеские. С пожилыми родственниками можно выстроить и дружеские отношения, общаться так же, как со своими друзьями-сверстниками. В этом случае нужно понимать, что у всех есть свои плюсы и минусы, проблемы. Но дружба — это позиция равных.
Приятельские. Оптимальный вариант, когда в целом с родителями отношения складываются хорошо, время от времени вам приятно собраться вместе, но вы сильно друг от друга отличаетесь.
У родителей есть свое мнение, иная позиция насчет того, кому, когда и как надо выходить замуж и жениться, они увлекаются совершенно иными вещами: например, вам хочется посмотреть, а им в огороде копаться. По словам психолога, пара праздников, вечеров и созвонов в месяц — ровно столько, сколько вам нужно.⠀
«Но деструктивно — это если вы все еще с ними живете, если относитесь к ним именно как к родителям, хотя вы уже сами взрослый человек. В таком случае вам надо встать на ноги и прекратить быть ребенком», — советует Лабковский.
Елена Леммерман
Телеграм-канал Михаила Лабковского
Как отношения с родителями влияют на личную жизнь — Детские травмы — Михаил Лабковский / NV
От того, что происходит в детском возрасте, зависит вся дальнейшая жизнь человека
Об ущербных родительских сценариях. Вариант первый: родители растят вас «достигаторами». Они проявляют любовь только тогда, когда вы добиваетесь успеха, делаете что-то нужное (например, посуду помыли) или приносите из школы хорошие оценки.
Видео дня
Пока вы маленькие, вы знаете, что если за сегодня ничем не отличились, то ни одного ласкового слова от родителей не услышите.⠀
Какой тут риск?
Ребенок вырастает с ощущением, что любовь надо заслужить. Это история о тех «ловеласах», которые из кожи вон лезут, чтобы понравиться девушке. Вы наверняка знаете таких парней, которые считают, что они «охотники», а женщина — «добыча», и ее надо завоевывать.
Только вы, а не ваши мама с папой, можете что-то с этим сделать
Что происходит дальше? Как только жертва «завоевывается» и начинаются нормальные отношения, где уже не надо никого добиваться, мужчина остывает. Ему уже не интересно — родительский сценарий заканчивается. И он уже бежит к следующей цели, потому что прежняя больше не вызывает у него никаких чувств.⠀
У женщин это проявляется в танцах с бубнами вокруг «чтоб у нас были отношения» или «чтоб он взял меня замуж». Такие женщины встречают мужчин с обедом из трех блюд и без трусов, вне зависимости от того, хотят они сами того или нет.
Они часто ходят на всякие тренинги про «замуж», «как соблазнить мужчину», «как удовлетворить его в постели» и так далее, чтобы еще больше «угодить» потенциальному жениху.
Если же вдруг мужчина говорит: «Слушай, да остынь, расслабься, мне и так хорошо» — эта женщина теряет к нему интерес и идет «причинять добро» следующему.
Другой вариант — она взваливает на себя все: быт, дом, обеспечение семьи, еще и следит за собой маниакально, лишь бы «завоевать» признание.⠀
Читайте также:
Друзья, если вы тут узнали себя, хочу сказать вам главное: вы не виноваты. Но только вы, а не ваши мама с папой, могут что-то с этим сделать.
Второй тип: родители, которые вам не принадлежали.
Это история про папу, который ушел из семьи и стал «воскресным». Про маму, которая уехала зарабатывать в большой город, а вас сплавила бабушке с дедушкой. Это про тех родителей, которые вроде как жили с вами, кормили и воспитывали, только их как бы никогда с вами не было.
У них была интересная работа, ошеломляющая социальная жизнь, приключения и авантюры, но вы их как-то не особо волновали. ⠀
Такие «холодные» были папа с мамой. Отсутствующие.
Чем рискует ребенок таких родителей? Он рискует влюбляться именно в тех людей, которые никогда не будут ему принадлежать.⠀
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Это история о женщинах, которые любят женатых. Они привыкают к роли любовниц, даже не осознавая, что главное для них в этом сценарии — отсутствие эмоциональной близости с партнером. Пока он «не ваш», он интересен.
Это мужчины, которые влюбляются в недоступных женщин. Чем больше она его отвергает, тем больше он в нее влюбляется.⠀
Иногда это история про партнеров, которые никогда не будут вашими по другим причинам. Например, вы влюбляетесь ровно в тех, кто в принципе не заинтересован в отношениях. Или в тех, с кем априори ничего не сложится — ввиду того, что у вас разные характеры, вы живете далеко друг от друга и не собираетесь съезжаться, вы не уживаетесь в быту и так далее. ⠀
Опять-таки, прежде чем говорить «любовницам так и надо!», поймите, что речь о несчастных людях. Вместо любви они испытывают смесь тоски и жалости.
Третий распространенный сценарий — родители, которые показали вам наглядно, что отношения — это ад. Тут речь идет о тех родителях, которые ссорились с утра до ночи с криками и, не дай бог, мордобоем.
Это те родители, чьи отношения состояли из сплошных драм. Те, кто продолжали поливать друг друга грязью даже после развода. Матери, которые настраивали вас против отца, отцы, которые делились своим ценным мнением насчет «новой маминой жизни после расставания с папой», и дальше по списку.
Чем тут рискует ребенок?
Тем, что любовь его будет просто пугать. Он может вообще не хотеть ни с кем вступать в отношения — никогда. Может специально выбирать тех людей, с которыми ничего не получится. Может сразу уносить ноги после конфетно-букетного периода, без возможности хотя бы попробовать пожить вместе.
Читайте также:
Это те люди, которые очень боятся любви во всех ее смыслах. Они не готовы к «серьезным отношениям». А если вдруг эти «серьезные отношения» с ними случаются, они на всякий случай оставляют себе «форточку открытой».⠀
Например, обязательно заводят кого-то на стороне, чтобы в любой момент был повод расстаться. Либо ведут себя настолько неадекватно, что никто не готов жить с ними под одной крышей. Либо превращают любые отношения в приятельство, где о партнерстве и любви не может быть и речи.⠀
Почему так происходит?⠀
Потому что родители — это первые люди в нашей жизни, через которых мы вообще учимся любить. И от того, что происходит именно в детском возрасте, зависит вся дальнейшая жизнь человека.
Нет, я понимаю, что бывают случаи, когда «об меня бычки тушили — и ничего». Друзья мои, действительно, встречаются люди с феноменально крепкой психикой. Но это скорее исключение.⠀
Но даже если в детстве вы не вытянули счастливый билет, то сегодня, уже будучи взрослыми, можно все изменить.⠀
Подробнее на лекции Михаила Лабковского
Текст публикуется с разрешения автора
Оригинал
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Больше блогов здесь
Теги: Психология Отношения Родители Дети
Г-жа Казелла / Добро пожаловать
Добро пожаловать в CRMS Health Education
Я г-жа Казелла, ваш новый учитель здравоохранения.
Желаю успешного семестра!
Если у вас есть какие-либо вопросы, комментарии или опасения, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне по адресу [email protected]
Здоровье — это состояние тела, разума и взаимоотношений человека. Физическое здоровье – это состояние организма человека. Психическое здоровье – это состояние ума и эмоций человека. Социальное здоровье – это состояние взаимоотношений человека.
Философия отдела санитарного просвещения средней школы Честнат-Ридж заключается в обучении и расширении возможностей учащихся в области здоровья. Положительный целостный подход поможет учащимся связать влияние одной области здоровья на их общее состояние здоровья и самочувствие.
Ниже я выделил понятия, изучаемые в курсе, по модулям, которые соответствуют стандартам штата Нью-Йорк и национальным стандартам санитарного просвещения (NHES).
Þ Здоровье и благополучие
— оценка знаний о здоровье
— здоровый выбор
-социальные нормы
-личное здоровье и поведение
-целеполагание
NHES 1,2,16,7,8
Þ Управление стрессом
— Управление стрессом
— депрессия
— самоубийство подростка
NHES 1,4,5,7
Þ Эмоции и поведение
— Самовосприятие и самооценка
— эмоции
-значения
— напористое, агрессивное, пассивное поведение
NHES 1,2,4,7
Þ Социальное и антиобщественное поведение
— здоровые и болезненные отношения
— разрешение конфликта
— насилие на свиданиях
-антиобщественное поведение
NHES 2,4,7
Þ Связь
— эффективная связь
— активное прослушивание
— навыки отказа
NHES 1,4,7
Þ Физическая активность и питание
— физическая активность и фитнес
— диетические рекомендации
-Моя тарелка
— этикетка с информацией о пищевой ценности
-питательные вещества
NHES 1,2,4,7,8
Þ Принятие решений/решение проблем
-принятие решений
— жить с решениями
— решение проблем
NHES 4,5,7
Þ Рост и развитие
-пубертатный период
— репродуктивное здоровье
— преимущества воздержания
-гендерные роли и стереотипы
-ответственность в отношениях
NHES 1,2,4,5,6,7
Þ Алкоголь/табак и другие наркотики
— Злоупотребление наркотиками и алкоголем, табаком и другими наркотиками
-признаки зависимости
— доступ к достоверной информации
-внешние воздействия
NHES 1,2,3,4,5,7,8
Þ Болезни и расстройства
-СТАНДАРТ
-ВИЧ/СПИД
NHES 1,2,3,4,5,7
10 Недостатков разрешения детям иметь сотовые телефоны в школах – хобби-проекты
10 Недостатков разрешения детям иметь сотовые телефоны в школах — 14 октября 2011 г.
Это статья для совместного использования из Обзоров беспроводного Интернета для контроля использования мобильного телефона детьми. Полный текст статьи размещен здесь без каких-либо изменений и правок.
- Отвлечение для группы: Звонок телефона, гудящий текст или гудящее «напоминание» — все это отвлекающие звуки, которые мешают работе в классе.
Школа — это «работа» ребенка, и если сотовые телефоны отключаются, сколько работы кто-то выполняет? Это обязательно случится — люди забывают отключить телефоны, и тогда все отвлекаются.
- Отвлечение для отдельного человека: Скажем, например, что мобильный телефон отключен или настроен на «только вибрацию». Остальных в классе может не беспокоить телефон, но человека, который держит телефон, безусловно, беспокоит. Каждый раз, когда приходит сообщение или телефон вибрирует, первой реакцией является прекращение того, что человек делает, в том числе слушает, как учитель ведет урок, и отвечает на звонок или проверяет текст. Обучение может быть затруднено, только позволяя этому типу отвлечения.
- Сокращение обучения: Даже если использование мобильного телефона может быть ограничено в школе, скажем, во время обеда и в учебном зале, все равно существует среда ожидания, что кто-то позвонит или напишет. Студенты сосредотачиваются на своих телефонах и сообщениях в то время, когда до мобильных телефонов студенты говорили о своих уроках или домашнем задании на день.
- Неуважительно: Даже в обеденное время или между уроками невежливо тратить время на переписку или разговор по мобильному телефону. Учащимся необходимо развивать отношения лицом к лицу, и если они проводят большую часть своего времени в школе, общаясь по мобильным телефонам, они не учатся строить отношения лично.
- Списывание: Мобильные телефоны предлагают учащимся совершенно новый способ списывания на тестах и заданиях. Студенты могут отправлять текстовые ответы друг другу, сидя в одном классе. Учащийся на утреннем занятии может сфотографировать вопросы теста своим телефоном/камерой и отправить сообщение другу, у которого занятия во второй половине дня, что дает больше возможностей для списывания. Лучшая политика — просто не разрешать пользоваться мобильными телефонами в школах.
- Кража: Мобильные телефоны привлекательны, полны крутых технологий и дороги. Все хотят последнюю модель. В школах, которые разрешают учащимся иметь сотовые телефоны в школе, наблюдается огромный рост жалоб на кражи.
Лучше всего оставить их дома или в запертой машине, чтобы предотвратить эти кражи. - Потеря: Многозадачному учащемуся нужно многое отслеживать, и наличие мобильного телефона в школе — это еще одна вещь. Замена потерянного, потерянного или забытого сотового телефона может обойтись дорого.
- Поломка: Школы — не самое безопасное место для мобильных телефонов. Студенты натыкаются друг на друга, швыряют книги и сумки в шкафчики. Вещи падают на пол. Это среда, в которой мобильный телефон может быть поврежден. С расходами, связанными с покупкой сотового телефона, лучше не использовать его в школе.
- Вторжение в частную жизнь: Многие модели мобильных телефонов оснащены камерами. Иногда недобросовестные ученики фотографируют других учеников, например, в раздевалке, и используют эти фотографии, чтобы спровоцировать домогательства или издевательства.
- Разжигание слухов: в старой игре «телефон» сообщение шептали на ухо ребенку, который затем передал это сообщение, шепча на ухо следующему ребенку, и так далее, пока все учащиеся не услышал сообщение.