25.11.2024

Конспект урока обществознания 5 класс семья и семейные отношения: «Семья и семейные отношения»(5 класс)

Семья и семейные отношения | Обществознание 6 класс

Семья и семейные отношения

 

Почти у каждого человека есть семья. Мать, отец, дети, бабушки и дедушки являются её членами. Люди, которые не имеют семьи, остро ощущают своё одиночество: им не о ком заботиться и не от кого получать заботу в ответ.

 

План урока

  • Что такое семья
  • Какими семьи бывают
  • Политика государства в укреплении семьи

Цели урока

  • сформировать у учащихся представление о семье как ячейке общества — особой малой группе, в которой рождаются, растут и развиваются будущие граждане страны
  • знать понятия: семья, брак, семейный кодекс, конституция
  • уметь определять, какими бывают семьи, уважительно относиться к семейным отношениям

 

Что такое семья 

 


Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

 

Брак — это добровольный союз женщины и мужчины, цель которого создание семьи.


 

Члены семьи живут в одном доме или квартире, сообща ведут домашнее хозяйство, распоряжаются семейным бюджетом, то есть своими доходами и расходами, вместе проводят своё свободное время и воспитывают детей.

Рисунок 1. Семья

Семья — это первичная ячейка общества, потому что человек рождается и воспитывается прежде всего в семье (рис. 1).

Давай рассмотрим признаки семьи.

Во-первых, это малая группа. Вспомни, что такое малая группа.

Во-вторых, отношения между членами семьи основаны на кровном или близком родстве, браке.

В-третьих, члены семьи всегда связаны общим ведением хозяйства.

В-четвёртых, это взаимопомощь и взаимоответственность. При любых обстоятельствах, грустных или радостных, всегда рядом прежде всего члены семьи.

В-пятых, члены семьи связаны личностными отношениями, что отличает семью от всех других малых групп.

Согласись, что каждый человек мечтает создать счастливую семью. Давай сравним семью с домом. Строительство любого дома начинается с фундамента, в нашем случае роль фундамента будут выполнять семейные традиции. Любая семья должна придерживаться традиций, которые передаются из поколения в поколение. Например, вместе праздновать дни рождения членов семьи, собираться в выходные дни за праздничным столом или отдыхать каждое лето на море.

Стены нашего дома образуются из кирпичиков, то есть из взаимопомощи, дружбы, трудолюбия, здоровья, терпения, уважения, понимания и, конечно же, любви. От того, насколько плотно эти кирпичики будут прилегать к друг другу, зависит целостность и устойчивость нашего семейного дома.

Конечно же, строительство любого дома заканчивается возведением крыши, в нашем случае — это хорошее настроение.

Построить такой дом очень нелегко, а содержать его в надлежащем виде — тем более.

Семья выполняет главные функции в обществе:

1. Репродуктивную, то есть отвечает за рождение новых членов общества. Практически в каждой семье есть дети.

2. Воспитательную, то есть именно семья закладывает в подрастающем поколении основные качества гражданина страны.

3. Хозяйственно-экономическую функцию, то есть отвечает за распределение средств семьи и ведение хозяйства.

Согласитесь, если в семье все будут дуться друг на друга по разным пустякам, обижаться и грустить без повода, то крыша может начать протекать или её унесёт ветер, а дом без крыши постепенно начнёт разрушаться. 

 

Какими семьи бывают

 

Все семьи разные, но есть черты, которые их объединяют. Например, семейные поколения. Поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ваши одноклассники — это люди одного поколения, их родители — это люди другого поколения, а бабушки и дедушки — представители ещё одного поколения. На основании этого критерия семьи бывают:

Рисунок 2. Многопоколенная семья

Двухпоколенные, то есть в этой семье живут два поколения — старшее, к которому относятся родители (папа и мама), и младшее, к которому относятся дети.

Трёхпоколенные. В этой семье вместе живут три поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей — бабушки и дедушки.

Четырёхпоколенные, в которой живут четыре поколения: родители и дети, бабушки и дедушки, а также прабабушки и прадедушки.

Но не всегда детей воспитывают оба родителя, по этому основанию принято выделять полные семьи, где есть папа и мама, и неполные семьи.

В ней по каким-то причинам отсутствует один из родителей. Но это не говорит о том, что данная семья живёт хуже полной. Ведь даже один-единственный родитель в состоянии сделать всё, чтобы окружить заботой и вниманием своего ребёнка и тем самым вырастить из него достойного человека. Количество детей в семье бывает разное. Тогда принято выделять семьи бездетные, однодетные, малодетные (1–2 ребёнка), многодетные (3 ребёнка и более).

Но какой бы не была семья, она является самым главным в жизни любого человека. Именно в семье начинается его жизнь, происходит формирование его как личности. Именно в семье ребёнок усваивает нормы человеческих отношений, приобретает знания о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», что можно делать, а чего делать нельзя. Став взрослыми, дети часто приносят в свою семью нормы и традиции, которые они усвоили в родительской.

 

Политика государства в укреплении семьи 

 

Семья призвана выполнять целый ряд общественных функций, таких как рождение детей и их воспитание, ведение общего хозяйства и взаимопомощь, физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи, эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки) и так далее.

Общество и государство заинтересованы в том, чтобы каждая семья была крепкой и здоровой, дабы работать на благо общества и приумножать тем самым его богатство.

Благосостояние семьи, её материальный достаток, жилищные условия, медицинское обеспечение зависят от бюджета государства и его отношения к каждой отдельной семье.

Для этих целей государство выделяет средства на строительство детских садов, финансирование школ, выплату материнского капитала, а также гарантирует социальную защиту матерям и детям и помогает многодетным семьям.

В нашей стране также существуют специальные законы, которые выступают в защиту семьи. В основном законе государства — Конституции России — в статье 38 закреплены основные гарантии по защите семьи, обязанности граждан заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Ещё один документ — «Семейный кодекс Российской Федерации»  — это свод законов государства, который призван защитить семью.

В старших классах ты будешь подробно изучать законы нашего государства, в том числе и семейное право. Получишь ответ на многие вопросы, например, почему законодательство базируется на необходимости укрепления семьи, построении семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех членов семьи друг перед другом.

Но законы не диктуют, как воспитывать детей или любить родителей. Наоборот, запрещают вмешиваться в дела семьи, если не существует угрозы жизни и здоровью кого-либо из её членов. А если кто-то из родственников чувствует, что его права ущемляют, он может обратиться за защитой закона — в суд.

А в каких случаях государство всё же вмешивается в семейные отношения?

К сожалению, в наши дни встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей, халатно относятся к ним. Дети в таких семьях часто находятся без присмотра, бывают голодными, родители совершенно не занимаются их воспитанием и образованием. В таких случаях требуется вмешательство государства, которое вправе лишить нерадивых отца и мать родительских прав.

Древнегреческий философ Аристотель полагал, что с семьи начинается государство. Именно он высказал мысль, что семья и общество существуют не отдельно, а тесно связаны друг с другом.

 


Практическое задание
 

Прочитай  приведённый  ниже  текст,   в  котором  есть пропущенные   слова.  Запиши цифры   и  подпиши   нужные  слова:

Семья  объединяет  людей,  которые  являются  кровными  1.____________ (мать  и  дети, сестры   и   братья)   или  близкими  людьми  (муж  и   жена,  свекровь  и  невестка).   Члены   семьи  ведут  общее   2. __________,  живут  в  одном   доме   или  квартире,   объединяют  свои  доходы   и  расходуют  их  сообща.   Они  вместе  воспитывают   3._________   и  проводят   свое  свободное   4______.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое семья? Какими семьи бывают?
  2. Что объединяет членов семьи?
  3. На что направлена политика государства в отношении семьи?

Ответы

1 — родственниками 

2 — хозяйство

3 — детей

4 — время

 


Конспект урока обществознания «Семейные правоотношения»; 9 класс — К уроку — История и обществознание

Данный урок был проведен во время районного семинара учителей истории и обществознания.

Предмет:

обществознание

Класс: 9

Тема: Семейные правоотношения.

Учебник: «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой , М:, «Просвещение»,2018 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урок: урок смешанного типа.

Цель урока:

Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины;

 

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.


 

Планируемые результаты:

предметные: знать и характеризовать, что такое семья, брак, семейные правоотношения;

метапредметные:

уметь работать с различными источниками информации ;

личностные: воспитание ответственного отношения к семье, семейным ценностям.

Основные понятия урока: семья, типы семьи, брак, виды браков, семейные правоотношения.

Формы работы с обучающимися: индивидуальная работа, работа в группах, с видеосюжетами, раздаточным материалом и таблицей.

Методы, применяемые на уроке: объяснительный, частично-поисковый ( работа с видеоресурсами, раздаточным материалом и учебником).

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, видеосюжеты, аудиозапись, раздаточный материал.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Класс поделен на 4 группы.

Учитель:

— Здравствуйте, я приветствую вас на уроке обществознания. Сегодня в нашей школе гости, мои коллеги- учителя истории и обществознания нашего района. Поприветствуем наших гостей. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового, а я вам в этом помогу.

  1. Мотивационный этап

Учитель:

Тема, которую мы сегодня будем изучать, касается каждого из нас, а потому она никогда не потеряет своего значения. Урок начнем с просмотра видеосюжета. Он поможет понять тему, которую на уроке вы изучите.

Внимание на кран. Слайд № 1- серия из Ералаша « Саша+Маша»

— Ребята, какие мысли по поводу темы урока? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Оглашается тема, совместно ставятся задачи урока).

Выслушиваются мнения детей.

  1. Изучение новой темы

Учитель:

— Да, действительно сегодня на уроке речь пойдёт о семье и семейном законодательстве. Вам сегодня предстоит поработать с текстом учебника, заполнить таблицу в рабочих листах, ответить на вопросы.

Запишите тему урока « Семейные правоотношения»- слайд № 2

Ребята, скажите, чему был посвящен 2018 год в Республике Башкортостан?

Ответы обучающихся.

Учитель:

Правильно, 2018 год- год семьи в РБ.А это значит, что семья важна не только для людей, но и для государства.

— А как вы понимаете значение слова «семья»?

Выслушиваются ответы детей ( проводится небольшая беседа)

Задание классу.

Ребята, сейчас две группы получат задание в конвертах, где находится определение термина «семья», но каждое слова из этого определения записано на отдельном листочке. Ваша задача- собрать определение из кусочков как некий пазл, чтобы получить полное определение этого термина. Для того, чтобы вам было легче справиться с заданием, необходимо вспомнить просмотренный вами видеосюжет в начале урока .

А две другие группы оценят как правильно вы справились с заданием.

(примерно 2 минуты)

Задания в конвертах

1-ый конверт

Семья, объединяет, брачные узы, сообщество, или же, людей, кровное, которых, кровное родство.

Предполагаемый результат:

Семья-сообщество людей, которых объединяет кровное родство или же брачные узы.

2-ой конверт

Семья, общее хозяйство, родственными узами, группа, и, людей, связанных, ведущими.

Предполагаемый результат:

Семья— группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство.

Учитель:

— Как вы понимаете, ребята, в обществознании существует очень много определений к одному и тому же термину. Но и это ещё не всё. Понятие семьи можно рассматривать, как социальном, так и в юридическом аспекте. Однако, в этом случае определение данного слова будет разумеется разным.

Задание классу.

Откройте учебник на стр. 142. Сейчас мы составим кластер.


 

Семья

Соц-ый аспект юр-ий

И под каждый аспект записывается соответствующее определение. Слайд №3

Учитель:

— Сегодня исследователям не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. Классификация типов современных семей включает более 40 разновидностей.

Обо всех типах поговорить мы не успеем в рамках одного урока, но о некоторых из них вы сейчас узнаете.

Задание классу.

У каждой группы на партах лежат рабочие листы с таблицами.

Обратите внимание, что основа классификаций в таблице указана, вам необходимо указать тип семьи.

Основа классификации

Типы семьи

  1. Количество детей

 

 

 

  1. Количество родителей

 

 

  1. Родственная структура

 

 

  1. Главенство в семье

 

 

 


 

Каждая группа работает самостоятельно. А подсказкой для вас будут фрагменты мультфильмов и сказок. Внимание на кран.( После просмотра идет обсуждение просмотренного отрывка)

Задание классу.

Слайд № 4,5,6

По количеству детей: отрывки из мультфильмов «Осторожно обезьянки», «Простаквашино», отрывок из сказки «Самый сильный».

Слайд № 7,8

По количеству родителей: отрывки из мультфильмов «Гуси- лебеди», «Осторожно обезьянки».

Слайд № 9,10

По родственной структуре: отрывки из мультфильма «Встречайте бабушку», серия из Ералаша.

Слайд № 11,12

Главенство в семье: отрывок из сказки «Морозко» (начало и финал сказки)

Предполагаемый результат


 

Основа классификации

Типы семьи

  1. Количество детей

многодетная

малодетная

бездетная

  1. Количество родителей

полная

неполная

  1. Родственная структура

нуклеарная

Многопоколенная(расширенная)

  1. Главенство в семье

матриархальная

патриархальная


 

Слайд № 13 Проверка работы. Каждая группа знакомит со своими результатами.

На уроке затруднение вызвала 3 позиция из таблицы.

Учитель:

— Семейные отношения, регулируются государством. Этим занимается такая отрасль права, как семейное право. Кто из вас попробует сформулировать определение данному термину.

Выслушиваются ответы обучающихся.

Учитель: Молодцы. Что будет являться источником семейного права?

Ответы обучающихся: семейный, гражданский кодексы, Конституция РФ.

Учитель: итак, предпосылкой возникновения семьи является брак.

Брак-это (древнерусское слово) и означает выбирать хорошее.

Задание классу.

В учебнике на стр 143 даны определения термина брак, ваша задача найти их и выписать.

В соответствии с СК РФ существует определенные условия и порядок регистрации брака. У вас есть рабочий лист, где вы будете заполнять пропуски.

Условия заключения брака:

Порядок заключения брака:

Чтобы определить первое нарушенное условие вот вам подсказка. (Видеоролик из фильма «Кавказская пленница»). Слайд № 14

После просмотра идёт коллективное обсуждение просмотренного отрывка.

А другие условия и порядок регистрации брака вы определите самостоятельно по стр. 143- 144 и запишите их.

Предполагаемый результат

Условия заключения брака: добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, кровного родства, дееспособность.

Порядок заключения брака: подача заявления в ЗАГС, месячный срок, регистрация брака, подписывают документ, выдача одного документа.

Учитель

А при каких условиях брак зарегистрирован не будет? Выслушиваются ответы детей.

Проверка результатов. Молодцы, вы справились.

Ребята, вы очень хорошо поработали, а теперь закройте глаза и расслабьтесь.

Физминутка. Мелодия.

Учитель (во время звучания мелодии)

Представьте, что вы путешествуете и каждый из вас отправляется в своё путешествие… А я путешествую… по картинной галереи. Откройте глаза.

Перед вашим взором …. Кто знает как называется эта картина?

Слайд № 15

Учитель

— Эта картина художника Пукирева « Неравный брак». Раньше брак оформлялся в церкви или мечети. Сейчас речь пойдёт о видах брака. А какие виды брака знаете вы, ребята?

На доске учитель пишет шапочку кластера и приводит примеры для того, чтобы обучающиеся смогли определить виды браков.

Задание классу.

Виды браков

Пример1- слайд№ 15

Пример 2-слайд № 16

Пример 3-

Представители групп выходят и вписывают виды брака.

Предполагаемый результат

Виды браков


 

Церковный Юридический.


 

Учитель

— Мне запомнились слова

Французской писательницы Франсуазы Саган : «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». На мой взгляд, эти слова являются такими правильными. А что думаете вы, по этому поводу?

Выслушиваются мнения обучающихся


 


 

Учитель

— Сейчас в школах и детских садах нашей республики проводят праздники посвящённые родословной семьи- шажара байрамы.

Далее учитель на импровизированное дерево вешает листочки, где написаны статусы членов семьи( супруг, супруга, ребенок, внук)

Из покон веков человека изображал свою родословную в виде дерева и мне кажется это правильно, но это дерево будет жить не только статусами членов семьи и именами людей , но и всем тем на чем держится семья- доброта, внимание, понимание, права и обязанности.

Задание классу

Сейчас вы будете работать по стр. 146-149 учебника и выпишите следующее6

1 группа- неимущественные права супругов

2 группа- права и обязанности супругов в отношении несовершеннолетних детей.

3 группа- права детей.

А 4 группа будет экспертом в правильности ответов наших групп.

Свои ответы вы вписываете вот на эти листочки. Ребята у вас 5 минут.

Представители команд зачитывают свои ответы и вешают его на импровизированное древо семьи.

Учитель

— Я сама мама, а эта роль предполагает огромную ответственность, кропотливый ежедневный труд. Я надеюсь, что мои дети- моя опора в старости. Но… бывают в жизни и такие ситуации.

Задание классу.

Учитель

— Ребята, послушайте аудио запись отрывка стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про тапочки забыл, сказал с запинкой:
– Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
– Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнут

Проходят дни, проходят и недели..
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.

А с каждым днём старушка всё слабеет
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка – малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,

И детский сад, и школа- первый класс…

Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.

С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?

Учитель

-Какие чувства оно вызвало у вас?

Выслушиваются ответы обучающихся.

Учитель

-Скажите какие виды соц.норм нарушены( прослушивание аудио записи) и скажите

Ответы обучающихся: моральные и правовые.

Учитель

— Ребята, когда- то давно Сократ сказал, что к родителям нужно относиться так, как ты желал бы, чтобы твои дети относились к тебе». Никто из нас думаю, не захочет оказаться на месте этой старушки.

— Ребята, запишите пожалуйста домашнее задание.

Найти информацию по теме имущественные права супругов (Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество старика и старухи — героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Объяснить почему)

 

4.Подведение итогов.

Учитель

-Мы подошли к финалу нашего урока. Кто может сказать, что есть семейные правоотношения.

Выслушиваются ответы обучающихся.

Учитель

-Ребята, на стр. 145 есть определение- прочитайте его и выпишите к себе в тетрадь. Один из обучающихся читает определение вслух.

Итак, сегодня на уроке вы узнали,  что такое семья, типы семьи, брак, виды браков, семейные правоотношения.

Еще издавна семья основывалась на опыте поколений. Бабушки, дедушки, мамы, папы, дети, внуки, которые жили в мире, в гармонии, в любви, уважали и оберегали друг друга. Семьи были большие и крепкие. Каждая семья — это как отдельный корабль. От того, как управляют этим кораблем, как ведут себя члены экипажа, согласовывают свои действия друг с другом или постоянно что-то выясняют между собой и делят, зависит судьба всего экипажа.


 

 — Спасибо за работу! Благодарю за сотрудничество!

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самоанализ урока обществознания в 9 классе

Тема урока: Семейные правоотношения

Тема урока располагается во второй главе «Право». На тему отводится один час.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить обучающихся с основами семейного права.

Задачи :

— обучающие: сформировать представление о права и обязанностях супругов, родителей и детей, конкретизировать имеющиеся представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака;

— развивающие: формирование умений работать в группе анализа информации;

— воспитательные: воспитывать уважительное отношение к семье, семейным ценностям

Урок был проведен в 9 а классе, ученики которого умеют работать в небольших группах и парах. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Подобранный учебный материал соответствовал принципу доступности и наглядности и был посилен для данного класса.

Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

На протяжении урока были применены следующие методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, практический, письменно-графический(заполнение таблиц.

Главная идея урока сформировать положительные эмоции ребят к своей деятельности на уроке. Эта идея решалась через следующие формы работы: лекция с элементами беседы, проблемно-поисковыми заданиями и практической работой обучающихся. Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности.

 

 

10.2 Социологические взгляды на семью

Цель обучения

  1. Обобщить понимание семьи, представленное функциональными, конфликтными и социальными интеракционистскими теориями.

Социологические взгляды на сегодняшние семьи и их проблемы обычно подпадают под функциональный, конфликтный и социальный интеракционистский подходы, представленные в главе 1 «Понимание социальных проблем». Давайте рассмотрим эти представления, которые сведены в Таблицу 10.1 «Снимок теории».

Таблица 10.1 Теория Снимок

Теоретическая перспектива Основные предположения
Функционализм Семья выполняет несколько важных функций для общества. Он социализирует детей, оказывает эмоциональную и практическую поддержку своим членам, помогает регулировать сексуальную активность и половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность. Семейные проблемы возникают из-за внезапных или далеко идущих изменений в структуре или процессах семьи; эти проблемы угрожают стабильности семьи и ослабляют общество.
Теория конфликтов Семья способствует социальному неравенству, усиливая экономическое неравенство и укрепляя патриархат. Семейные проблемы проистекают из экономического неравенства и патриархальной идеологии. Семья также может быть источником конфликтов, в том числе физического насилия и эмоциональной жестокости, по отношению к своим членам.
Символический интеракционизм Взаимодействие членов семьи и интимных пар предполагает общее понимание их ситуаций. Жены и мужья имеют разные стили общения, и социальный класс влияет на ожидания, которые супруги возлагают на свой брак и друг на друга. Семейные проблемы связаны с разным пониманием и ожиданиями супругов в отношении своего брака.

Социальные функции семьи

Напомним, что с функциональной точки зрения подчеркивается, что социальные институты выполняют несколько важных функций, помогая сохранять социальную стабильность и иным образом обеспечивать функционирование общества. Таким образом, функциональное понимание семьи подчеркивает, каким образом семья как социальный институт помогает сделать общество возможным. Таким образом, семья выполняет несколько важных функций.

Во-первых, семья является основной единицей для общение детей . Ни одно общество невозможно без адекватной социализации его молодежи. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, в которой происходит социализация. Родители, братья и сестры и, если семья расширенная, а не нуклеарная, другие родственники помогают социализировать детей с момента их рождения.

Одной из важнейших функций семьи является социализация детей. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, через которую происходит социализация.

Во-вторых, семья в идеале является основным источником практической и эмоциональной поддержки для своих членов. Оно обеспечивает их едой, одеждой, кровом и другими предметами первой необходимости, а также дает им любовь, утешение и помощь в периоды эмоционального стресса и другие виды поддержки.

В-третьих, семья помогает регулировать половую активность и половое размножение . Во всех обществах существуют нормы, определяющие, с кем и как часто человек должен заниматься сексом. Семья является основной единицей для обучения этим нормам и основной единицей, через которую происходит половое размножение. Одна из причин этого заключается в том, чтобы обеспечить адекватную эмоциональную и практическую заботу о младенцах при их рождении.

В-четвертых, семья наделяет своих членов социальной идентичностью . Дети рождаются в социальном классе своих родителей, расе и этнической принадлежности, религии и так далее. Некоторые дети имеют преимущества на протяжении всей жизни из-за социальной идентичности, которую они унаследовали от своих родителей, в то время как другие сталкиваются со многими препятствиями, потому что социальный класс или раса/этническая принадлежность, в которой они рождаются, находятся в нижней части социальной иерархии.

Помимо обсуждения функций семьи, функциональная точка зрения на семью утверждает, что внезапные или далеко идущие изменения в традиционной структуре и процессах семьи угрожают стабильности семьи и, следовательно, стабильности общества. Например, большинство учебников по социологии и браку и семье в XIX в.50-е годы утверждали, что нуклеарная семья, состоящая из мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки, была наилучшей формой для детей, поскольку она обеспечивала экономические потребности семьи и воспитание детей. Они предупреждали, что любое изменение в этом устройстве нанесет вред детям и, соответственно, семье как социальному институту и ​​даже самому обществу. Учебники больше не содержат этого предупреждения, но многие консервативные наблюдатели продолжают беспокоиться о влиянии на детей работающих матерей и семей с одним родителем. Вскоре мы вернемся к их опасениям.

Семья и конфликт

Теоретики конфликта согласны с тем, что семья выполняет только что перечисленные важные функции, но они также указывают на проблемы внутри семьи, которые с функциональной точки зрения минимизируются или вовсе игнорируются.

Во-первых, семья как социальный институт способствует социальному неравенству. Поскольку семьи передают свое богатство своим детям и поскольку семьи сильно различаются по размеру своего богатства, семья помогает укрепить существующее неравенство. По мере своего развития на протяжении столетий, и особенно во время индустриализации, семья также становилась все более и более патриархальной ячейкой (поскольку мужчины зарабатывали деньги, работая на фабриках, а женщины оставались дома), помогая укрепить статус мужчин на вершине социальной иерархии.

Во-вторых, семья может быть источником конфликтов и для своих членов. Хотя с функциональной точки зрения предполагается, что семья обеспечивает своим членам эмоциональный комфорт и поддержку, многие семьи делают прямо противоположное и далеки от гармоничных, счастливых групп, изображаемых в телешоу 1950-х годов. Вместо этого они спорят, кричат ​​и применяют эмоциональную жестокость и физическое насилие. Мы вернемся к семейному насилию позже в этой главе.

Конфликтная перспектива подчеркивает, что многие проблемы, которые мы наблюдаем в современных семьях, проистекают из экономического неравенства и патриархата. Проблемы, с которыми сталкиваются многие семьи, отражают тот факт, что они живут в бедности или на грани бедности. Деньги не всегда приносят счастье, но острая нехватка денег порождает стресс и другие трудности, которые ухудшают функционирование семьи и отношения. Примечание 10.9Во вставке «Применение социальных исследований» обсуждаются другие способы влияния социального класса на семью.

Конфликтность в семье тоже проистекает из патриархата. Мужья обычно зарабатывают больше, чем жены, и многие мужчины продолжают считать себя главой семьи. Когда женщины сопротивляются этому старомодному представлению, возникает супружеский конфликт.

Применение социальных исследований

Социальный класс и семья

Растущее количество исследований в области социальных наук документирует различия социальных классов в том, насколько хорошо семья функционирует: качество ее отношений и когнитивное, психологическое и социальное развитие ее детей. Этот акцент отражает тот факт, что то, что происходит в первые месяцы и годы жизни, может оказать глубокое влияние на то, насколько благополучно будет развиваться новорожденный в детстве, юности и в последующий период. В той мере, в какой это верно, обнаруженные социальные классовые различия имеют неприятные последствия.

По словам социолога Фрэнка Э. Фюрстенберга-младшего, «между социальными классами существуют большие различия» в предродовом опыте матерей, например, в качестве их питания и медицинского обслуживания, а также в медицинском обслуживании, которое получают их младенцы. В результате, говорит он, «дети входят в мир неравно наделенными». Это неравенство усугубляется после их рождения по нескольким причинам.

Во-первых, семьи с низким доходом гораздо чаще сталкиваются с негативными событиями , такими как смерть, плохое здоровье, безработица, развод и криминальная виктимизация. Когда эти негативные события действительно происходят, говорит Фюрстенберг, «социальный класс влияет на способность семьи смягчить удар… Жизнь на дне просто тяжелее и более жестока». Эти негативные события вызывают сильный стресс; как обсуждалось в главе 2 «Бедность», этот стресс, в свою очередь, вызывает у детей различные проблемы в развитии.

Во-вторых, малообеспеченные родители гораздо реже читают и разговаривают со своими младенцами и детьми младшего возраста, поэтому у них медленнее развиваются когнитивные навыки и навыки чтения; эта проблема, в свою очередь, снижает их успеваемость в школе, когда они поступают в начальную школу.

В-третьих, родители с низким доходом также имеют меньше возможностей знакомить своих детей с культурой (например, посещать музеи) вне дома, развивать их таланты в искусстве и других областях, а также участвовать во многих внешкольных мероприятиях. которые важны для развития ребенка. Напротив, более богатые родители заставляют своих детей очень активно заниматься этими видами деятельности по схеме, которую социолог Аннет Ларо называет 9.0047 согласованное выращивание . Участие этих детей в этих мероприятиях дает им различные жизненные навыки, которые помогают повысить их успеваемость в школе, а затем и на рабочем месте.

В-четвертых, дети из малообеспеченных семей растут в малообеспеченных районах, в которых часто имеются неадекватные школы и множество других проблем, в том числе такие токсины, как свинцовая краска, которые мешают развитию ребенка. Напротив, говорит Фюрстенберг, дети из более богатых семей «с большой вероятностью будут ходить в лучшие школы и жить в лучших районах. Как будто игровое поле для семей наклонено таким образом, что это едва заметно невооруженным глазом».

В-пятых, семьи с низким доходом в меньшей степени могут позволить себе отправить ребенка в колледж, и им, скорее всего, не хватает социальных контактов, которые более состоятельные родители могут использовать, чтобы помочь своему ребенку найти хорошую работу после окончания колледжа.

По всем этим причинам социальный класс глубоко определяет то, как дети живут от зачатия до раннего взросления и далее. Поскольку этот массив исследований документирует множество негативных последствий жизни в семье с низким доходом, он подчеркивает необходимость широкомасштабных усилий по оказанию помощи таким семьям.

Источники: Бэнди, Эндрюс и Мур, 2012 г.; Фюрстенберг, 2010; Ларо, 2010

Семьи и социальное взаимодействие

Взгляды социальных интеракционистов на семью исследуют, как члены семьи и интимные пары взаимодействуют на ежедневной основе, и приходят к общему пониманию их ситуаций. Исследования, основанные на социальном интеракционизме, дают нам четкое представление о том, как и почему семьи работают именно так, а не иначе.

В некоторых исследованиях, например, основное внимание уделяется тому, как мужья и жены общаются и насколько успешно они общаются (Tannen, 2001). Классическое исследование Мирры Комаровски (1964) обнаружили, что жены в рабочих браках любили говорить со своими мужьями о проблемах, которые у них были, в то время как мужья, как правило, молчали, когда проблемы возникали. Такие гендерные различия менее распространены в семьях среднего класса, где мужчины лучше образованы и более эмоционально экспрессивны, чем их коллеги из рабочего класса, но гендерные различия в общении все еще существуют в этих семьях. Другое классическое исследование, проведенное Лилиан Рубин (1976), показало, что жены в семьях среднего класса считают идеальными мужьями тех, кто хорошо общается и делится своими чувствами, в то время как жены в семьях рабочего класса более склонны говорить, что идеальные мужья — это те, кто не пьют слишком много и кто ходит на работу каждый день.

Согласно символической интеракционистской точке зрения, семейные проблемы часто связаны с различным пониманием, восприятием и ожиданиями супругов в отношении своего брака и своей семьи. Когда эти различия становятся слишком резкими и супруги не могут примирить свои разногласия, может возникнуть супружеский конфликт и, возможно, развод (Kaufman & Taniguchi, 2006).

Ключевые выводы

  • В идеале семья выполняет несколько функций в обществе. Он социализирует детей, оказывает практическую и эмоциональную поддержку своим членам, регулирует половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность.
  • Отражая акцент теории конфликта, семья также может создавать несколько проблем. В частности, по ряду причин оно может способствовать социальному неравенству и подвергать своих членов насилию, спорам и другим формам конфликтов.
  • Социально-интеракционистское понимание семьи подчеркивает, как члены семьи взаимодействуют на ежедневной основе. В связи с этим несколько исследований показывают, что мужья и жены общаются по-разному определенными способами, которые иногда препятствуют эффективному общению.

Ссылки

Бэнди, Т., Эндрюс, К.М., и Мур, К.А. (2012). Неблагополучные семьи и последствия для детей: важность эмоциональной поддержки для матерей . Вашингтон, округ Колумбия: детские тенденции.

Фюрстенберг, Ф.Э., младший (2010). Расходящееся развитие: невидимая рука социального класса в Соединенных Штатах. В BJ Risman (Ed.), семей, как они есть на самом деле (стр. 276–294). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton.

Кауфман, Г., и Танигучи, Х. (2006). Пол и семейное счастье в дальнейшей жизни. Journal of Family Issues, 27 (6), 735–757.

Комаровский М. (1964). Рабочий брак . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Ларо, А. (2010). Неравное детство: Неравенство в ритмах повседневной жизни. В BJ Risman (Ed.), семей, как они есть на самом деле (стр. 295–298). Нью-Йорк: WW Norton.

Рубин, Л. Б. (1976). Миры боли: Жизнь в рабочей семье . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Таннен, Д. (2001). Вы просто не понимаете: Женщины и мужчины в разговоре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Перо.

Что такое социология? | Кафедра социологии

Социология — это изучение человеческих социальных отношений и институтов. Предмет социологии разнообразен: от преступления до религии, от семьи до государства, от разделения расы и социального класса до общих убеждений общей культуры, от социальной стабильности до радикальных изменений в целых обществах. Объединение изучения этих разнообразных предметов изучения является целью социологии для понимания того, как человеческое действие и сознание формируются и формируются окружающими культурными и социальными структурами.

Социология — захватывающая и поучительная область исследования, которая анализирует и объясняет важные вопросы в нашей личной жизни, наших сообществах и мире. На личностном уровне социология исследует социальные причины и последствия таких явлений, как романтическая любовь, расовая и гендерная идентичность, семейные конфликты, девиантное поведение, старение и религиозная вера. На социальном уровне социология исследует и объясняет такие вопросы, как преступность и закон, бедность и богатство, предрассудки и дискриминация, школы и образование, коммерческие фирмы, городское сообщество и социальные движения. На глобальном уровне социология изучает такие явления, как рост и миграция населения, война и мир, экономическое развитие.

Социологи подчеркивают необходимость тщательного сбора и анализа данных о социальной жизни для развития и обогащения нашего понимания ключевых социальных процессов. Методы исследования, которые используют социологи, разнообразны. Социологи наблюдают за повседневной жизнью групп, проводят масштабные опросы, интерпретируют исторические документы, анализируют данные переписи населения, изучают записанные на видео взаимодействия, берут интервью у участников групп и проводят лабораторные эксперименты. Методы исследования и теории социологии дают мощное представление о социальных процессах, формирующих человеческую жизнь, социальных проблемах и перспективах в современном мире. Лучше понимая эти социальные процессы, мы также лучше понимаем силы, формирующие личный опыт и результаты нашей собственной жизни. Способность увидеть и понять эту связь между широкими социальными силами и личным опытом — то, что К. Райт Миллс назвал «социологическим воображением», — является чрезвычайно ценной академической подготовкой к эффективной и полезной личной и профессиональной жизни в меняющемся и сложном обществе.

Студенты, хорошо обученные социологии, знают, как критически мыслить о социальной жизни людей и как задавать важные исследовательские вопросы. Они знают, как разрабатывать хорошие проекты социальных исследований, тщательно собирать и анализировать эмпирические данные, а также формулировать и представлять результаты своих исследований. Студенты, изучающие социологию, также знают, как помочь другим понять, как устроен социальный мир и как его можно изменить к лучшему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *