28.04.2024

Если гнобят на работе что делать: Как справиться с травлей на работе

Содержание

Как справиться с травлей на работе

7 декабря 2021 Жизнь

Фиксируйте всё происходящее и помните, что вы ни в чём не виноваты.

Мы привыкли считать, что травля — это проблема исключительно детская или подростковая. То, что случается в школе, летнем лагере, или в крайнем случае в институте. И уж точно не касается взрослых, работающих, уравновешенных людей.

Но это не так. В России этой проблемой почти никто не занимается и статистику, соответственно, не ведёт. Но в США, по данным экспертов, на буллинг жалуются 60 миллионов человек. И если на работе вам плохо, а коллеги систематически портят настроение или мешают вашей карьере, возможно, вы тоже столкнулись с травлей.

Как понять, что вас травят и к чему это может привести

Разумеется, травля на рабочем месте отличается от школьной. Никто не напишет на доске «Вася — дурак» и не украдёт вашу тетрадь с домашним заданием или спортивную форму. Никто не зажмёт в туалете или раздевалке, не станет бить или откровенно унижать. По крайней мере шансы, что так случится, достаточно низкие.

Но это не значит, что буллинг на работе безобиден. Просто агрессоры используют другие приёмы.

Они могут отпускать в ваш адрес едкие замечания или обидные шутки, демонстративно игнорировать, дезинформировать вас так, чтобы вы не справились с задачей и выставили себя перед начальником в невыгодном свете, жёстко критиковать, сваливать на вас дополнительную работу, распускать сплетни, оставлять анонимные жалобы, даже воровать или портить ваши вещи и документы.

Поводом для травли может быть что угодно: внешность, далёкая от стандартов красоты, доброта и мягкость, впечатляющие карьерные успехи и расположение начальства. Если вы стали жертвой буллинга, не стоит искать причины в себе. Виноват всегда агрессор. Да, его часто толкают на травлю личные проблемы: стресс и психологические травмы, неуверенность в себе, пережитое в прошлом насилие. Но это не снимает с него ответственности.

Если на работе вам плохо, а перспектива взаимодействия с коллегами вызывает страх, то закрывать на это глаза ни в коем случае нельзя.

Те, кто долгое время подвергаются травле, не только трудятся менее продуктивно. Они также рискуют здоровьем: буллинг приводит к депрессии, тревожному расстройству, паническим атакам. Травля также повышает риск развития сердечно‑сосудистых заболеваний и даже сахарного диабета второго типа.

Что делать если вас травят на работе

К сожалению, никаких правовых механизмов, которые могли бы наказать обидчика за враньё, ехидные комментарии или косые взгляды, не существует. Если ситуация зашла совсем далеко (кто‑то из коллег украл ваши вещи или даже ударил вас), можете обратиться в полицию.

Для случаев, когда нарушают ваши права — не оплачивают переработки, не дают отпуск, пытаются незаконно уволить — есть трудовая инспекция. В остальных ситуациях придётся действовать самостоятельно. И вот что вы можете сделать.

1. Записывайте всё, что случилось

Этот шаг может показаться глупым и мелочным. Но вам необходимо фиксировать всё, что происходит. Если есть что сфотографировать или снять на видео (например, испорченные вещи) — доставайте камеру.
Ваши записи должны отражать:

  • Что произошло.
  • Когда это случилось.
  • Кто ещё там присутствовал.
  • Что сказали или сделали другие люди.

Во‑первых, это поможет понять, что вы ничего не выдумали и вас действительно обижают и травят. И делают это систематически. Во‑вторых, вы вычислите, кто именно участвует в буллинге, а кого можно перетянуть на свою сторону.

А главное, записи пригодятся во время разговора с руководством, если вы на него решитесь. Обтекаемое «Мою внешность часто комментируют в оскорбительном ключе» звучит куда менее убедительно, чем «15 января мой коллега А, глядя на мой живот, спросил, не жду ли я двойню. При этом присутствовали коллеги Б и В. Б засмеялся, а В сделал А замечание».

2. Заручитесь поддержкой

Возможно, агрессор задевает не только вас или среди ваших коллег есть те, кто не одобряет его поведение. Попробуйте объединиться с ними, чтобы вместе рассказать о происходящем руководителю или поставить обидчика на место. Увидев, что вы не одиноки и у вас есть «группа поддержки», агрессор, вполне вероятно, прекратит свои нападки.

3. Не молчите

Вам нужно показать обидчику, что не оставите его поведение незамеченным и безнаказанным. Громко (так, чтобы слышали и другие коллеги) обозначьте свою позицию. Объясните, что именно вам не нравится и почему. Попросите больше так не поступать.

Говорите спокойно, чётко, ни в коем случае не повышайте голос, не скандальте, не переходите на оскорбления. Сфокусируйтесь на действиях оппонента, а не на его личности.

Например, так: «Мне не нравится, что ты несколько раз в день без приглашения подходишь к моему столу, заглядываешь мне через плечо и подолгу смотришь в мой монитор. Я не должен показывать тебе, над чем работаю. Если тебе это интересно, ты можешь задать мне вопрос, а не нарушать мои границы. Я прошу тебя больше так не делать».

Если после этого травля не прекратится, попробуйте дать обидчику отпор. Но при этом, опять же, соблюдайте рамки приличий: не оскорбляйте человека, не переходите на личности.

Да, не у всех хватает сил и смелости для открытой конфронтации. Когда на вас нападают, придумать остроумный и хлёсткий ответ может быть непросто. Но вы можете поступить по‑другому. Например, задавать агрессору вопросы.

  • Для чего ты это говоришь?
  • Почему ты так сделал?
  • Что ты хотел этим сказать?

Так вы переместите фокус всеобщего внимания с себя на обидчика и выставите его в нелепом свете. Ему придётся либо отвечать за свои слова и поступки, либо ретироваться.

4. Обратитесь за помощью

Соберите все факты, заручитесь поддержкой коллег и расскажите о происходящем руководству. Токсичная обстановка на рабочем месте снижает продуктивность сотрудников и приводит к текучке кадров. А это в свою очередь может обойтись начальству довольно дорого. Поэтому погасить конфликт в его интересах.

Если же руководитель вас не поддержал или сам участвует в травле, стоит задуматься о смене работы. Да, это несправедливо. Но ваше душевное спокойствие и здоровье важнее принципов. Вряд ли в компании, которая закрывает глаза на травлю сотрудников, вас ждёт что‑то хорошее.

Читайте также 🧐

  • Не только о работе: с кем и о чём поговорить на корпоративе
  • Может ли работодатель лезть в вашу жизнь
  • Что делать, если задерживают зарплату

почему так происходит и как с этим бороться

Коллектив вас невзлюбил. Нужно ли с этим бороться и как это лучше сделать.

Психологи единогласно рекомендуют не тратить время и энергию на нелюбимую работу. Человек никогда не станет по-настоящему счастливым, если не найдет дело, которое его вдохновляет, помогает реализовать возможности и потенциал. А что же делать тем, кто, казалось бы, нашел дело жизни, но из-за неурядиц в коллективе идет на работу как на каторгу?

Менять работу или же терпеть унижения, когда вас гнобят на работе? Я расскажу, какая линия поведения поможет сохранить рабочее место и наладить отношения в коллективе.

Содержание

Признаки того, что коллеги вас невзлюбили

Некоторые люди чересчур мнительны и видят оскорбительные действия и издевки там, где их на самом деле нет и не было. Любое слово, фразу и вполне корректную просьбу они трактуют неверно, считая, что коллектив настроен против них.

Давайте разбираться, какие признаки указывают на травлю в рабочем коллективе.

  1. Игнор. Вы выглядите как пустое место для своих коллег. У вас не спрашивают мнения по рабочим вопросам, не замечают на общих собраниях и совещаниях. С вами могут даже не здороваться и не прощаться в конце рабочего дня.
  2. Любая мысль или идея, озвученная вами, воспринимается в штыки. Находится целый перечень аргументов против. Вас могут даже не выслушать до конца, прервав монолог на полуслове. Те же самые мысли, высказанные другим человеком, обязательно приняли бы к сведению и внимательно выслушали.
  3. Общение происходит только в рабочей плоскости. Сотрудники даже в перерывах не заводят разговоры на личные или отвлеченные темы. Им не интересны ваша личная жизнь, хобби, предпочтения, они могут не знать, когда у вас день рождения.
  4. Даже те коллеги, кто ниже вас по должности, ведут себя свысока. Все вокруг отдают вам приказы и всячески демонстрируют превосходство и исключительность.
  5. О вас ходят сплетни. При вашем появлении все многозначительно переглядываются и хихикают за спиной. Вы можете даже услышать обрывки разговоров, в которых ведется обсуждение вашей персоны.
  6. Во всех провалах и рабочих неурядицах всегда будете виноваты вы. Все коллеги подтвердят, что именно ваша ошибка стала фатальной, даже если это будет совсем не так. И наоборот, все достижения и идеи останутся незамеченными или же их авторство припишут другим.
  7. Вас никогда не приглашают на неформальные встречи за стенами офиса. Коллеги могут посещать вместе концерты, ходить в кафе. Вас не зовут с собой, зато с удовольствием обсуждают прошедший вечер в вашем присутствии.
  8. Вам постоянно скидывают вакансии, всячески рекламируя преимущества на новом месте работы. При этом сотрудники в открытую говорят, что на текущей должности и в этом месте вы ничего не добьетесь. Таким образом сослуживцы просто хотят от вас избавиться.

Почему коллектив настроен враждебно

Вы отличный специалист, дружелюбный человек, никогда не строите козни и не поддерживаете интриги. Но это не гарантирует того, что на рабочем месте вам не устроят травлю. Основные причины гнобления на работе:

  1. Зависть. Завидовать могут чему угодно: возрасту, карьерным перспективам, социальному положению, внешности. Допустим, молодая девушка, которая недавно закончила университет и устроилась в престижную компанию, будет вызывать раздражение у более опытных и старших коллег.
  2. Мстительность. Одно неосознанно сказанное слово может задеть и стать причиной травли всем коллективом. Не корите себя за несдержанность, вашей вины в том, что некоторые люди неадекватно реагируют на критику или замечания, нет.
  3. Обида. Вы отвергли ухаживания сотрудника или отказались прикрыть его перед начальством. Все эти действия вполне послужить причиной гнобления.
  4. Страх. Способности нового сотрудника могут быть на очень высоком уровне, перспективность карьерного роста видна практически сразу. У бывалых коллег такой новичок может вызывать чувство страха за свою судьбу. Ведь он легко заменит опытных работников и быстро продвинется по карьерной лестнице. Лучше избавиться от конкурента на начальном этапе.

Провоцирует на травлю обычно один сотрудник, который настроен особо агрессивно. Он подговаривает остальных, расписывая недостатки неугодного коллеги и убеждая всех, что без него атмосфера в команде станет намного дружелюбнее и лучше.

Моббинг – форма психологического давления, которое оказывается на сотрудника на рабочем месте коллегами или начальством. Основная цель моббинга – вызвать у жертвы желание уволиться.

Что делать, если гнобят на работе

В причинах возникновения травли и способах ее проявления мы уже разобрались. Теперь переходим к главному, что же делать жертве гнобления.

Сначала вы захотите уволиться. Ежедневно испытывать моральный прессинг и нервное напряжение могут не все. Это выматывает, от одной мысли о работе может становиться плохо. Но попробуйте отстоять свои права, я расскажу об эффективных методах противодействия.

Дайте жесткий отпор обидчикам

Говорю сразу, этот метод подходит не всем. Ведь жертвами унижений чаще всего становятся морально слабые, тихие и неконфликтные люди.

Но если вы чувствуете в себе силу и уверенность, чтобы противостоять сопернику, не ждите подходящего момента, атакуйте сразу. Когда услышите в свой адрес необоснованное замечание, резко парируйте. Скажите, что если еще раз заметите в свою сторону некорректное поведение, реакция будет еще категоричней.

Умейте посмеяться над собой

Все издевательства направлены на то, что адресат испытает смущение, расстроится, будет нервничать. Попробуйте выдать обратную реакцию, ваши обидчики уж точно будут обескуражены.

Например, вам говорят, что вы очень невнимательны, сделали элементарную ошибку в отчете и это ужасно. Согласитесь, скажите, что знаете об этом своем недостатке, ведь сегодня утром вы чуть не пришли на работу в тапочках.

Только не поддерживайте явное хамство в вашу сторону. Если вам грубят и оскорбляют, не соглашайтесь с услышанным.

Выведите главного зачинщика на откровенный разговор

Как я уже писала, травля всегда организовывается с подачи одного человека. И если вам удалось вычислить «главаря», попробуйте поговорить с ним по душам и без свидетелей.

Не волнуйтесь, говорите открыто. Расскажите, почему вас задевает поведение окружения, как сложно находиться в такой атмосфере. Уверьте агрессора, что вы не претендуете на его должность, у вас совсем другие цели.

Человек может не проникнуться и не понять ваших чувств, но то, что вы сильная личность, которая не побоялась откровенной беседы, он точно узнает. А вот таких людей подстрекатели как раз и боятся.

Абстрагируйтесь

Вы пришли работать, постарайтесь полностью сосредоточиться на этом, не растрачивая энергию на конфликты и переживания. Будет очень сложно не обращать внимание на то, что творится вокруг, и молча пропускать попытки задеть вас и обесценить.

Велика вероятность, что рано или поздно всем надоест отсутствие реакции, и вас перестанут задевать. Такой метод подходит толстокожим людям, умеющим контролировать себя и держать эмоции в узде.

Найдите союзников

Коллектив состоит из людей с разным характером и жизненной позицией, наверняка некоторые из них не согласны с действиями большинства.

Попробуйте завести дружбу с теми, кто наиболее к вам лоялен. Если у жертвы будет хотя бы один союзник, на нее уже не так легко будет давить.

Жалуйтесь руководству

Не бойтесь прослыть ябедой или слабаком, смело делитесь проблемами, возникшими в коллективе, с непосредственным начальником. Ведь здоровая атмосфера в команде нужна ему не меньше, чем вам.

Если шеф не воспринимает ваши слова всерьез и не делает никаких шагов для урегулирования ситуации, то травля не закончится никогда. Смысла задерживаться на этой работе нет.

О том, как вести себя на новой работе, как адаптироваться и влиться в новый коллектив, рассказывает Михаил Лабковский:

Заключение

Когда гнобят на работе, сложно сконцентрироваться не только на профессиональных обязанностях, но и расслабиться даже в выходной день. Организм находится в постоянном стрессе, страдая от нервного напряжения. Попробуйте урегулировать ситуацию с помощью методов, которые я вам порекомендовала выше.

Если ничего не помогает, смело увольняйтесь, моральная атмосфера имеет большое значение и не нужно держаться за работу, которая заставляет вас испытывать неприятные эмоции ежедневно.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Как не сгнить на работе

Возможно, вы подозреваете, что пришло время искать новые пастбища, или вы просто хотите убедиться, что поступаете правильно, оставаясь на месте. В любом случае, просмотрите эти пункты и посмотрите, применимы ли они к вам.

1. Целеустремленность

Требует ли ваша работа выполнения осмысленных и приносящих удовлетворение задач? Это субъективно, и на него можно ответить только по собственному удовлетворению после дня напряженной работы. Вы захотите почувствовать, что ваши усилия изменили жизнь ваших клиентов и важны для бизнеса вашей компании. Спросите себя, как повлияет на компанию ваш уход.

2. Зона комфорта

Ваша работа довольно проста? Это скучно и временами не хватает сложности? Возможно, вы делали это какое-то время и поняли, что опыт действительно окупается в этой конкретной работе. Это правда, но слишком большой опыт работы только на одной должности будет препятствовать вашей карьере, поскольку вам будет не хватать целостного взгляда на вашу отрасль.

3. Развитие

Вы все еще учитесь? Говорят, богатые никогда не работают за деньги, а только для того, чтобы учиться. Вам, вероятно, нужны деньги, но если вы больше не учитесь, вы не приносите ни своей карьере, ни себе никакой пользы. Цель — зарабатывать деньги и учиться. Спросите себя, когда вы в последний раз получали актуальное и качественное обучение? Кто-нибудь наставляет вас и следит за вашим развитием? Чему вы научились с тех пор, как начали работать на этой должности, и чему, по вашему мнению, вы научитесь, если останетесь?

4.

Возможности карьерного роста

Возможности карьерного роста. Есть ли у вас четкие карьерные перспективы или вы, скорее всего, останетесь на той же должности в обозримом будущем? Если вы хорошо справляетесь со своей работой, ваш начальник должен сказать вам, чего ожидать, и составить план вашего прогресса. Если он или она не проявляет особого интереса к вашему прогрессу, это может означать, что вы не в лучшей позиции для какого-либо восхождения по лестнице в ближайшее время.

5. Люди

Вы ладите со своими коллегами? Поскольку некоторые из нас проводят больше времени бодрствования с коллегами, чем с семьей, важно, чтобы вам нравилось работать с окружающими вас людьми. Не нужно быть лучшими друзьями со всеми, но возможность хорошо работать вместе — это меньшее, чего следует ожидать.

6. Путешествие

Местонахождение – выносливы ли ваши поездки на работу или вам становится лучше? Большинство людей могут какое-то время ездить в одну сторону по часу, но если вы не можете быть продуктивными (например, с ноутбуком в поезде), это пустая трата времени и, вероятно, не будет устойчивым в долгосрочной перспективе. Некоторые работодатели предлагают вариант домашнего офиса, что, безусловно, помогает.

7. Баланс

Баланс между жизнью и работой – Вы отключаетесь, когда приходите домой, или постоянно проверяете электронную почту и думаете о работе? Вы не должны быть рабочим зомби с понедельника по пятницу, ваши отношения вне работы не должны страдать из-за вашей умственной усталости.

8. Вознаграждение

Считаете ли вы, что вам достаточно платят за ваши усилия? Как вы относитесь к отраслевому эталону? Этот вопрос касается не денежной компенсации, а всего вашего пакета (оплачиваемый отпуск, льготы, бонусы и т. д.). Подсчитайте все и посмотрите, как это сравнивается.

Заключение

Если большинство из этих пунктов применимы к вам, серьезно подумайте о своем будущем и разработайте дорожную карту того, где вы действительно должны быть. Если баллы не применимы, счастливых дней — вы находитесь на правильной работе!

СВЯЗАННЫЕ:  Как выжить и преуспеть на новой работе.

Не позволяйте удаленной работе портить культуру вашей компании

Если ваша компания чем-то похожа на нашу, вы решили навсегда перейти на удаленную работу.

Когда разразилась пандемия, мы все решили, что работа из дома будет временным решением. Однако время шло, а взлеты и падения продолжались, и мы обнаружили, что наша команда достигла нужного уровня, когда они начали по-настоящему ценить образ жизни удаленной работы. И мы были не одни. 94% работодателей говорят, что при удаленной работе производительность труда такая же или выше.

Единственная проблема, однако, заключается в том, что удаленная работа может сказаться на культуре вашей компании. А когда вы усердно работали над созданием определенной культуры и среды, удаленная работа может нанести огромный ущерб.

Но это не обязательно. Со всеми предоставленными нам технологиями мы можем найти способы сохранить и даже укрепить связи, над созданием которых мы так усердно работали в стенах наших компаний, даже если эти стены физически больше не существуют.

Вот несколько способов убедиться, что культура вашей компании по-прежнему сильна, несмотря на то, что ваша команда работает из разных мест.

Связанный: Удаленная работа останется навсегда: готовы ли вы к новому образу жизни?

1. Найдите подходящую технологию

Большинство компаний уже вложили средства в какую-либо коммуникационную платформу, независимо от того, являются ли они удаленными. В Benchmark Email мы используем Slack, чтобы наши команды в более чем шести регионах были согласованы и чтобы у людей был быстрый и простой способ связи, когда это необходимо. Slack работает на нас, потому что, если нам нужно быстро соединиться (а набранное сообщение не поможет), мы можем устроить аудиосвязь или позвонить друг другу через платформу.

Slack отлично подходит для быстрого решения рабочих вопросов. Однако, когда дело доходит до удаленного общения, есть множество других инструментов для встреч, которые вы могли бы найти полезными. Zoom или Go-To-Meeting могут отлично подойти для того, чтобы собрать группу людей для цифрового счастливого часа, встречи за обедом или встречи, посвященной сплочению команды.

Связанный: 5 инструментов, которые помогут вашему бизнесу удаленной работы Нажмите

2. Создайте бюджет культуры и команду

Бюджет культуры не только резервирует некоторые ресурсы, предназначенные для развития и развития культуры вашей компании, но также может служить напоминание, чтобы не пренебрегать корпоративной культурой.

С помощью удаленной команды людям может быть легко работать в своих собственных хранилищах, сосредоточившись на своих конкретных задачах, а затем отключившись, когда они закончат работу в течение дня. Но с группой людей, преданных культуре вашей компании, вы можете быть уверены, что эти усилия останутся последовательными.

Очень важно, чтобы это не превратилось в «вынужденную забаву». Никто не любит проводить культурные мероприятия, поэтому они могут просто поставить галочку и сказать, что сделали что-то, чтобы объединить удаленную команду. Убедитесь, что ваша команда по корпоративной культуре находит время, чтобы по-настоящему понять тип виртуальных мероприятий и мероприятий, в которых сотрудникам будет интересно участвовать, иначе культура вашей компании может полностью рухнуть.

Связано: Удаленное управление командой: 7 лучших практик

3. Будьте щедры

Не позволяйте членам команды чувствовать себя забытыми. Большая или маленькая, удаленная команда вашей компании может время от времени чувствовать себя изолированной. В то время как некоторые люди могут быть не против работать более независимо, другие могут чувствовать, что они не являются важным активом для компании в целом.

Следите за важными вехами, такими как дни рождения, годовщины и праздники. Используйте их как возможность подарить своим сотрудникам что-то особенное в качестве напоминания о том, что они важны и действительно ценны. Вы можете отправить им подарочную карту в их любимый ресторан, книгу, которую, по вашему мнению, им понравится читать, или бесплатный урок по их выбору (гончарное дело, кто-нибудь?).

4. Планируйте личные встречи

Ежегодная корпоративная вечеринка — это всегда хороший способ собрать команду в одном месте, чтобы хорошо провести время. Это может быть просто ужин или, если позволяет ваш бюджет, вы можете арендовать помещение для мероприятия и устроить его по-крупному. Все, что соответствует той культуре, над созданием которой вы работали, — это то, к чему вы должны стремиться.

Важно учитывать, есть ли у вас несколько товарищей по команде в одном регионе или области. Если это так, вы можете организовать более частые встречи для этих регионов, что может помочь создать чувство общности для небольших групп внутри компании. Мы планируем ежемесячные обеденные встречи для нашей команды в Сент-Луисе.

Тот факт, что ваша компания выбрала структуру удаленной работы, не означает, что корпоративная культура упадет. Вы много работали над созданием сильной корпоративной культуры, и есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы она оставалась сильной и стабильной, даже если ваша команда не находится в одном здании. Используйте приведенные выше советы, чтобы инвестировать в свою удаленную культуру, чтобы ваши сотрудники были счастливы, мотивированы и лояльны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *