27.04.2024

Что делать когда душа болит: Почему болит душа… и Что с этим делать — Новости психолога — Каталог статей

Что у тебя болит? Душа | Chita.ru

Этот разговор как фундамент. Или корень. Такая непоколебимая опора. Основа. Один из известнейших психологов России, руководитель Центра кризисной психологии, член Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России, учёный, автор книг и многочисленных статей, редактор психологических порталов Михаил Хасьминский рассказал ИА «Чита.Ру» о том, почему люди совершают самоубийства; о чём говорить, если «душа болит, жить не хочу»; почему «группы смерти» — это испытание информационного оружия.

— С какого возраста возможна попытка суицида у ребёнка? Когда нужно начинать обращать внимание?

— На ребёнка нужно обращать внимание всегда. Даже до рождения, в период беременности. Наблюдение и воспитание не начинается с какого-то возраста. Это нужно делать беспрерывно, системно, постоянно. Суициды у детей в настоящее время случаются очень рано. Конечно, в раннем возрасте это не сознательные суициды, а подражательные. Дети насмотрятся какой-нибудь дряни и потом повторяют. Или родители об этом постоянно говорят, манипулируют друг другом, а ребёнок это может взять как модель поведения.

Но я бы вообще не разделял проблему детских суицидов и взрослых. Это общая социальная проблема, её формирует единый социальный фон. Ведь дети становятся взрослыми. Взрослые — стариками. И так далее. Абсурдно же говорить о профилактике дорожно-транспортных происшествий только у детей. По-моему, лучше для всех возрастов заняться комплексной профилактикой всех деструктивных явлений.

— Отчего зависит уровень суицидов в стране?

— Суицид – комплексная и многосложная проблема. Это и медицинская проблема, и проблема переживания кризисов, и законодательства, и педагогики, и освещения этой проблемы в СМИ. Но самое главное, суицидальное поведение — проблема духовно-нравственная, в первую очередь, а вот на это обращают внимания в последнюю очередь.

Посмотрите на статистику суицидов на Северном Кавказе, например, в Ингушетии — единичные случаи в отличие от Дальнего Востока или вашего региона. Разве там в десятки раз меньше психических больных, психологов в школе, в десятки раз отличается социально–экономическое положение? Очевидно, что нет. А в чём разница? В приверженности традиционным ценностям жизни того или иного народа. В них чётко даётся оценка всему, в том числе и суицидам. Зло называется злом. А у людей, которые вне традиционной религии, нет такой чёткой оценки, всё размыто, нет табу. Чёткое отношение к злу появляется только если мы рассматриваем проблему в духовно-нравственном аспекте. И тогда, однозначно, понимание того, что суицидам нет оправдания. Человек не должен сам себя убивать. Суицид — это убийство, которое запрещено духовными законами. Кстати, на Кавказе и разводов меньше, нет детей брошенных и стариков в интернат не сдают. Это всё традиционные ценности, которые и есть основной профилактирующий фактор.

— Но православие же тоже категорически против суицидов? Почему же такая разница с Кавказом?

— В республиках Северного Кавказа гораздо больше людей живут по этим принципам. А у нас по-настоящему по православным принципам живёт гораздо меньший процент людей. Где-то 120 лет назад Россия находилась на самом последнем месте в Европе по количеству суицидов. Тогда количество суицидов было примерно такое как сейчас в Ингушетии (два случая на 100 тысяч населения). Вера напрямую связана с темой нашего разговора. Поверьте, я видел сотни суицидентов, но среди них не было ни одного по-настоящему верующего человека. Убеждён, что настоящая вера является лучшей профилактикой суицидов.

— Как должна освещаться тема суицидов в СМИ?

— Есть неопровержимые научные данные, которые собирались десятки лет, о том, как сообщения о суицидах запускают цикл подражания суицидам. Этот феномен известен ещё со времён выхода книги «Страдание юного Вертера» Гёте. Эта книга запустила сеть подражания суицидам в Германии. Буквально через несколько лет такая же цепь подражания суицидам началась после книги Карамзина «Бедная Лиза». Тогда стали подражать девочки и топились в пруду, в Москве. Это факты исторические. То есть освещение суицидов может запускать множество подражаний. Почему это происходит? Например, вот человек, и ему хочется кричать с балкона. Но он этого не делает, потому что никто так не делает. А если появляются два-три человека, которые это делают, и он это видит и слышит, то и он легко переступает эту грань и подражает. То же самое с суицидами. Люди не делают того, что социально неприемлемо. А если из СМИ они об этом узнают, для них это становится социально-приемлемым. Они могут на это решиться. Это всё описано как эффект юного Вертера. Но есть эффект Папагено, когда СМИ описывают так, как надо, то количество суицидов как раз сокращается.

— А как надо?

— Это когда даётся чёткая оценка происходящего, а не романтическая история. Указана информация о том, где суицидент может получить помощь, информация о последствиях суицида. Журналисты много пишут о самоубийствах, потому что это покупаемая информация. Но никогда не пишут об инвалидизации суицидентов. А об этом надо написать. Например, прыгнул с пятого этажа, сломал позвоночник. Теперь лежит в памперсах и будет так лежать до конца своих дней. Или пальнул в голову, а теперь ходит улыбается на солнышке как дурачок. Вот об этом и надо писать. Люди читают и понимают, что такого не хотят. Можно писать о том, что и умирать больно. Что большинство самоубийств заканчивается тем, что человек становится инвалидом на всю жизнь. Только один из десяти сразу умирает. А остальные мучаются и страдают. А те, кто погибает, испытывают огромный болевой синдром. Об этом надо писать, чтобы уменьшить количество суицидов. Я являюсь одним из соавторов рекомендаций по освещению суицидов СМИ, которую сделала Лига безопасного интернета в прошлом году. Там можно об этом прочитать, там всё написано.

— Не кажется ли вам, что освещение темы про «группы смерти» тоже было неаккуратным и отчасти пропагандирующим? —

— Во-первых, на мой взгляд, группы смерти не имеют почти никакого отношения к суицидальному поведению. Это, как думают очень многие эксперты, тестирование информационного оружия. В данном случае, это скорее убийство. Представьте, гипнотизёр загипнотизировал человека и даёт ему установку на самоубийство. Это разве доведение до самоубийства? Нет. Это самое настоящее убийство. То же самое и происходит в сети, где, манипулируя несовершеннолетними с помощью интернета и современными наработками социальной психологии, реально убивают детей. Посмотрите, именно эти элементы, на мой взгляд, используются, когда Навальный и оппозиция выводит на несанкционированные митинги подростков. Так можно продвигать всё самое деструктивное. В том числе, самоубийства и массовые протесты.

Что касается освещения этой темы в СМИ, то это было просто дико. Если говорить о школах, то и там у меня есть сильные подозрения в полной некомпетентности. Педагогов заставляли проводить собрания, где они говорили детям: не ходите в такие-то группы, а потом перечисляли их. Само собой, что дети туда устремлялись сразу. Любой психолог знает, что если произносишь человеку «Не думай о белой обезьяне», то именно о ней сразу же начинаешь думать. Очень странно, что многие специалисты этого не учли. И говорить с детьми надо не о группах и деструктивных веяниях, которые будут меняться, а о недоверии к анонимам, безопасности в интернете, здравом смысле. Ну и, конечно, необходимо образовывать детей, заботиться об их духовном и нравственном состоянии, любить их. А в информационном пространстве нужно работать более тонко. Нас очень технологично разрушают, и нам надо очень технологично обороняться и созидать. Я, например, участвуя в качестве эксперта на программе первого канала «Мужское и Женское» на эту тему, и увидев, что передача вместо того, чтобы служить инструментом профилактики, уходит в сторону популяризации этого деструктива, встал и вышел. И со мной член Общественной Палаты Юлия Зимова. Я, конечно, сказал, шеф-редактору свою позицию, объяснил, что они популяризируют эту тему на всю страну. Так и вышло. Рейтинг есть, а социальной пользы, на мой взгляд, не было. Один вред. К сожалению, мы допускаем на информационном поле такие огромные ошибки.

— Может быть, это сделано специально, чтобы отвлечь внимание от других серьёзных проблем? Например, социально – экономических причин суицидов, которые не связаны с группами?-

— Не думаю, это обычный непрофессионализм и погоня за рейтингом. А социально-экономическое положение, как я говорил, не так влияет на количество суицидов, как принято считать у журналистов. Но влияет стремление к потреблению. Люди хотят получать удовольствие, деньги, ощущения. Это и тянет иногда в бездну. К сожалению, забывается то, что истинное удовлетворение приносит только созидание, любовь и гармония в твоей душе. Это происходит не в момент покупки чего-либо, ни когда, ты что-то оторвал или возвысился над кем-то, а когда у тебя мир в душе.

— Как обрести этот мир в душе?

— Все традиционные религии этому и учат. Невозможно ответить в двух словах на этот сложнейший вопрос. Да и не психолог это должен рассказывать. Но, очевидно, что вера человека — самое основное, это стержень и компас. Например, когда работаешь с суицидентами, у них частый вопрос: «А зачем жить?». Они обесценивают всё то, что важно для остальных людей. Можно долго рассказывать, что у них есть тысячи возможностей, призывать, объяснять, что все проблемы можно преодолеть, получить желаемое. Но это их обычно не убеждает, потому что им сейчас плохо. Он не хочет ничего достигать в жизни, у него сломался компас, утерян смысл. А религии всегда этот компас человеку дают. Или когда спрашиваешь суицидента: «Что у тебя болит?». Ответ один: «Душа болит». Почти все так говорят. Оно так и есть. А дальше вопрос: «Почему ты решил, что если убьёшь своё тело, то душа перестанет болеть?». Он обращает внимание на свою душу, понимает, что эта боль никуда не денется, останется, усилится. И человек, который на секунду понимает, что это путь вникуда, отказывается от дальнейшей трагедии. Любой человек ощущает свою душу, но не любой человек придаёт этому значение. И вот в кризисе он её может не только ощутить, а задуматься, поменять жизнь.

— Все суициды связаны с потерей духовной опоры?

— Нет, безусловно не все случаи, связанные с суицидам, имеют духовную основу, а также не всегда и психологическую. Например, среди суицидентов 25% душевнобольных, а около 20% делают попытку в аффекте. Что касается остальных, то да, это потеря духовности. Ведь очень многие суициденты имеют и личностные особенности, которые только доказывают то, что у них проблемы с мировидением, критикой, интерпретацией ситуаций, что как раз указывает на основные проблемы в том числе и духовной плоскости.

— А какие это особенности?

— Назову несколько. Это очень часто эгоизм, лень менять себя, высокий уровень притязаний, низкий уровень ответственности, инфантильность. Такой распространённый букет качеств у суицидента.

Именно поэтому, когда они не могут чего-то достичь и начинают страдать, то делают глупости. При этом часто из-за лени и пытаться решить ситуацию уже не хотят, а ждут, когда её решат за них. Это как раз из-за эгоизма. А поскольку за них не решают, то они часто начинают манипулировать суицидом.

Мне вообще набор этих особенностей и основные причины в психологической и духовной плоскости напоминают работу операционной системы. Например, компьютер с качественной лицензированной операционной системой работает чётко и без сбоев. Так живёт здоровый духовно и психологически человек. А если операционка с системной ошибкой, то компьютер постоянно виснет, выключается, приложения тормозят или совсем плохо работают. Вот так же и в жизни. Люди живут хорошо или плохо — в зависимости от той операционной системы, которая в них заложена.

Это связано не только с суицидами, у людей со здоровой операционкой и разводов меньше, и кризисы они преодолевают проще, так как у них есть качественные ресурсы для этого, и детей знают, чему учить. А главное — показывают им пример.

— Но вот эту верную операционную систему должны родители заложить в ребёнка?

— Знаете, сейчас есть родители, в которых никто ничего не заложил в своё время. А когда ты сам пуст, то сложно делиться. Но, в любом случае, надо самому начать искать, а потом уже это передавать. Если будешь лежать, то оно само не придёт. Ведь очень важно не только заработать, но и научить ребёнка преодолевать кризисы, научить правильному пониманию добра и зла, показать то, что такое настоящая любовь и сделать так, чтобы ребёнок никогда это не спутал просто со страстью. Если мы спокойно относимся к какому-либо греху, то мы этому и научим детей. А потом он будет это совершать и даже не задумается о последствиях. А если он не будет понимать, что хорошо, а что плохо, то возникнет хроническая болезнь его души, операционка начнёт ломаться и зависать. Когда наступит серьёзный кризис — например, смерть близкого, собственная тяжёлая болезнь — человеку не поможет, скажем, психоанализ. Ему поможет только то, что обращено к его страдающей душе. А до этого лучше всё же стремиться к знаниям, понимать, по каким правилам живёт этот мир, улучшать свою душу. Во всех традиционных религиях набор заповедей почти одинаков.

— Можно ли говорить, что подростковые суициды — это почти всегда проблема детско-родительских отношений?

— Проблема отношений с ребёнком ключевая, важная, но, увы, не основная. Среди подростков, которые покончили с собой, немало тех, у кого отношения с родителями были превосходными. Но они, бывает, прыгают из окон, например, не сдав, как от них ожидают, ЕГЭ, или боясь наказания, или признаться в том, что не оправдали надежд. А причина тут в том, что они не понимают бесценности своей жизни, её смысла, который не в ЕГЭ, своего места в мире, который определяет их душа,а также много другого. То есть проблема не в том, что с родителями контакта нет, а в том, что внутри важного нет, в том числе и потому, что не дали родители. И вот эта пустота, которую, конечно, должны и родители заполнять, и школа, и церковь, заменяется уже деструктивным содержанием, который приводит к трагедии. В прямом смысле — свято место пусто не бывает.

— Какая ваша главная цель приезда в Читу?

— Я лечу из Красноярска, где проводил много мероприятий, в том числе и семинар для руководителей образования края. А от вас улечу в Благовещенск на большой форум, посвящённый демографическому развитию Дальнего Востока, который проводит министерство по развитию Дальнего Востока России, членом рабочей группы которого я являюсь. Там, наряду с другими мероприятиями, я буду проводить такой же семинар по предупреждению суицидов, как и в Чите. Основная цель в Чите — поделиться со специалистами знаниями в такой тонкой области, как профилактика суицидального поведения в регионе. У меня есть проект такой программы, разработанный группой учёных, которая легко внедряется, требует административного ресурса, хорошего межведомственного взаимодействия и мотивации к решению проблемы, но совсем не затратная для региона. Она реально сможет снизить количество суицидов в крае. Это не содержит пустых идей организации флешмобов, акций или агитации за здоровый образ жизни тех людей, которым сама жизнь не нужна, а содержит реальный план действий, направленный на реальную профилактику деструктивного поведения. Это программа презентовалась и в других регионах. Многие начинают по ней работать.

Что делать когда душа болит. Статусы (душевная боль от любви) про боль в душе

«Без скорбей нет спасения, зато претерпевших ожидает Царство Небесное». (Преподобный Серафим Саровский)

У каждого из нас были, есть и будут моменты или периоды, когда душе нестерпимо плохо, когда душа болит и скорбит. Не хочется никого видеть, ни с кем говорить. Не хочется есть, не хочется двигаться… В такие моменты не верится, что когда-нибудь душа отболит и снова научится радоваться. Смотреть в будущее в таком состоянии невозможно. Ты видишь только глухую стену перед собой и горькие утраты или ошибки позади. Ночью не спиться. Ни на что нет сил… Выйти из такого душевного состояния очень и очень тяжело. Душа болит, плохо душе…

Что же делать, когда душа болит?

В этой маленькой статье невозможно решить вопрос как лечить душевную боль, как пережить потери и утраты. Я расскажу лишь о маленьких первых шагах, которые помогут сдвинуть тягостное состояние с мертвой точки и, возможно, начнут менять болезненное состояние души.

Когда на душе плохо — трудно с кем-то общаться. Западные рецепты лечения душевной боли у психотерапевта русскому человеку в большинстве своем не подходят. Да и, честно признаюсь как врач, многие традиционные врачебные подходы к лечению душевной боли сводятся к назначению тех или иных лекарственных средств и простому словесному утешению.

Традиционные русские подходы к лечению душевной боли в беседах с друзьями /подругами (если на то есть силы) или прием «зелен вина» только усугубляют тяжесть душевной боли. Лучшее, что может сделать православный человек в состоянии когда болит душа – это пойти исповедоваться и причаститься.

Исповедь это благодатный разряд души и известны случаи, когда одна исповедь бесследно излечивала не только душевную боль, но и застарелые и тяжелые душевные болезни.

Священники считают, что депрессия — это плачь души о ее неблагополучии, о бедственном ее положении. Большие или малые грехи «вопиют», а нераскаянность мучит душу.

В самом деле, ощущение греха – это осознание расхождения между чистым святым духом, присутствующем в душе каждого человека и своим поведением, желаниям или мыслями, возможно, находящимися под властью «бесов». Осознание этого конфликта рождает еще один грех – уныние. «Бес» уныния очень могущественен и может лишить человека последних сил, подталкивая его к самому худшему.

Казалось бы, самое простое в этой ситуации – пойти в храм к батюшке и рассказать ему как на духу все, что гнетет вас, что заставляет душу болеть. Батюшка примет вашу исповедь, помолится о прощении ваших грехов, вы причаститесь Святых Христовых Тайн и все пойдет на лад.

Однако, не будем лукавить, мало кто из людей, считающих себя православными, ходит в храм на исповедь. В большинстве случаев «православный ритуал» сводится к редкому походу в церковь, где ставятся несколько свечей, пишутся записки и подается «денежка на храм». Православный долг исполнен и можно расслабиться до следующего случайного захода в церковь. Даже в таком, здоровом состоянии души, люди редко обращаются к исповеди и причастию. Приход к исповеди сопряжен со множеством страхов: «А если я неправильно готовился?», «А вдруг мои грехи непростительны?», «А если священник меня заругает?», «Да найдется ли время у священника?», «Я буду исповедоваться, а все в храме будут на меня смотреть?, «Да и где священника искать в храме – там только старушки, которые на всех шикают?».

Если эти вопросы создают серьезные преграды на пути к исповеди у здорового и сильного человека, то что говорить о человеке в упадке сил, когда болит душа?

Что же делать? Одному с душевной болью почти не справится. Безусловно — время лечит душевные раны… Но только как пережить это самое время душевной боли? Потом, когда боль в душе поутихнет — да, наверно, найдутся душевные силы и на поход к врачу, который назначит нужные лекарства и, возможно, посоветуют и батюшку, который с любовью и пониманием выслушает все беды и горести и расскажет, как жить дальше, как врачевать душевную боль.

Я попробую расписать 10 шагов, с которых, как мне кажется, можно начать врачевать боль в душе. В

Свое время некоторые из этих шагов помогли и мне. Мое личное мнение может не совпадать с мнением православных священнослужителей — пожалуйста, проконсультируйтесь со своим духовником, если вам кажется, что предложенный путь вам не подходит.

Наденьте на шею крест, если вы не носите его обычно.

Попробуйте перестать анализировать свое состояние и снова и снова возвращаться в мыслях к травмирующим событиям.

Примите ваши страдания как данность. Смиритесь с ними. Остановите рассуждения на темы: «За что мне это?», «Почему именно мне?».

Подумайте о другом: «Для чего Господь послал мне эти страдания?»

Если вы слышите, что кто-то пытается вступить в ваших мыслях в разговор с вами – не отвечайте.

Произнесите: «Отойди от меня дух нечистый, не желаю тебя слушать, только Господу моему Иисусу Христу верую, поклоняюсь, и Ему одному служу».

Дайте мыслям простую и полезную пищу — молитвы: используйте простое и краткое правило Св. Игнатия Брянчанинова:

«Слава Богу за все! Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мною воля Твоя! Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня. Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»

Проникнитесь эти мыслями. Как можно чаще читайте про себя Иисусову молитву:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Если вам ближе обращение к Богородице читайте:

«Пресвятая Богородица помилуй мя».

Вы заметите, как с каждым днем молитвы дают вам все больше и больше сил, как отступают от вас силы зла.

Утром, встав с постели прочитав эти простые молитвы, повертитесь лицом на запад (там, где обычно заходит солнце) и произнесите:

«Отрекаюсь от тебя, сатана, и всех дел твоих, и всех ангелов твоих, и всего служения твоего, и всей гордыни твоей».

После дуньте в те в ту же сторону. Эти же слова нужно произносить и вечером после молитвы. ,Да воскреснет Бог»

Перед тем как лечь на постель, читая молитву:

,Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бежит от лица Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господен, прогоняй бесов силою на Тебе припятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и поправшего силу дьявола, и даровавшего нам Себя, Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и животворящий Крест Господен! Помоги мне со Святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми вовеки. Аминь.»

После прочтения молитвы, перекрестите рукой все четыре стороны света, и свою постель.

Попросите принести вам святой воды из храма или святого источника. Окропите святой водой свой дом, свою постель, себя и пейте святую воду с молитвой:

,Господи Боже мой, да будет дар твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, во просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.»

Когда вы почувствуете в себе достаточно сил, чтобы выходить на улицу, попросите кого-нибудь из близких отвести вас на святой источник с купелью. В сопровождении близкого человека, которому вы доверяете, постарайтесь совершить троекратное омовение в водах святого источника. Воды святого источника обладают большой целительной силой и способны отгонять самых сильных бесов.

Если в вашей местности нет святых источников, с помощью сопровождающего перейдите троекратно вброд реку или ручей, стараясь окунуться с головой. Если в вашей местности нет реки, поливайте святую воду из храма себе на макушку. Считается, что бесы «сидят» именно там.

Когда, после омовения вы наберете больше сил, посетите храм для таинства Елеосвящения, или Елеопомазанием или Соборования. Через это Таинство верующим подается исцеляющая сила Божия, значительно ослабляющая также и действие бесов. Также человеку прощаются забытые и неосознаваемые грехи.

Таинство заключается в семикратном помазание освященным елеем частей тела (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук), которое предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении человека и прощении его грехов. При помазании священник молится, возлагает на голову человека Евангелие письменами вниз и произносит разрешительную молитву от грехов. Душе становится легче. Боль отступает.

Переходим к исповеди и причастию. Лучше всего исповедоваться в каком-либо монастыре, находящемся вдалеке от туристических маршрутов. Нужно заранее выяснить, кто из священноиноков более опытен в этом деле, ведь очень многое зависит от личности духовника.

Если нет духовно рассудительных священников поблизости, придется узнавать у верующих, где они есть, и ехать туда. Ваше будущее зависит от качества этой исповеди! Она не должна быть общей, а только индивидуальной. Если поблизости нет монастырей, узнайте о тихих сельских приходах, где нет туристов, где мало людей, и у священника найдется время заняться вами.

О дальнейших шагах вам расскажут священник и врач.

Молитва своему Ангелу Хранителю:

,Святый Ангеле Господень, Хранителю мой, спаси и сохрани душу мою от сетей вражиих.»

Наверняка хоть раз в своей жизни вы слышали о том, что у кого-то болит душа . Более того, быть может, она болит у вас самих? В том, что же это за ощущение, где болит душа, с чем оно связано, а также имеет ли душевная боль хоть какое-нибудь отношение к боли реальной, мы и поговорим в данной статье.

И первое, на чём имеет смысл остановиться, это сам факт существования души. Мы не станем приводить множественные примеры, доказывающие её существования, но просто отметим для всех малообразованных скептиков тот факт, что душа уже как два десятилетия является научно признанным феноменом, и спорить о том, реальность это или миф, нет никакого смысла. Отталкиваясь от этого, мы и поведём речь дальше.

Итак, что же означает душевная боль? Чаще всего её испытывают люди в связи с привязанностью к другим людям, либо к предметам. Также к болезненным переживаниям можно было бы отнести горечь утраты, унижения, разочарования и другие подобные эмоции, которые хоть раз в жизни, да испытывал каждый человек на земле. Эти эмоции очень часто сопровождаются вполне реальной болью в сердце, области груди или горле, когда боль сковывает дыхание и не даёт мыслить спокойно и объективно. Тем, кто считает, что душевная боль не имеет ничего общего с проявлениями физических страданий, будет интересно узнать, что это утверждение в корне неверно и на самом деле, от тяжёлых переживаний можно не только испытывать вполне реальную боль, но и можно даже умереть.

Это связанно с тем, что всё в человеческом организме взаимосвязано: не зря же имеют место быть такие понятия, как душевное, физическое и психическое здоровье. Но мы пойдём дальше и обратимся к маги и эзотерики, в которых утверждается, что не эмоциональное здоровье зависит от физического и психического, а как раз наоборот. Дело в том, что каждого человека окружает его собственное биоэнергетическое поле. Оно формируется именно из чувств и эмоций данного человека, которые обретают форму энергетических, вполне материальных субстанций и в магии именуются аурой человека. Эта самая аура долгое время считалась ни чем иным, как электромагнитным полем человека, по которому можно было определить, насколько человек здоров и стабилен психически. В последнее время, с развитием эзотерики и более детальным изучением вопросов, связанных с этими самыми полями, удалось выяснить, что если искусственно изменить структуру этого поля, то можно не только навредить здоровью человека, но и вовсе убить его физическое тело.

Всё это можно свести к тому, что это самое биоэнергетическое поле представляет собой неосязаемую, но реально существующую субстанцию, которая является как бы продолжением физического тела и работающую с ним в тесном контакте. Таким образом, когда наша душа болит по тем или иным обстоятельствам, это вызывает изменения в ауре человека, что, в свою очередь, нарушает нормальную деятельность и физического тела и психики данного человека.

Скажем даже больше, у здорового человека аура имеет чёткую сферическую форму, со структурированными энергетическими полям, которые при фотосъёмке в разных диапазонах можно различить по цветам. У больного же человека это поле изорвано и может циркулировать в хаотичном порядке, что является не столько следствием, сколько причиной физических болезней. В подтверждение этих теорий можно привести пример эффекта плацебо, когда смертельно больному пациенту выдают пилюли обычной аскорбиновой кислоты, говоря, что это лекарство, которое обязательно его излечит, и пациент в самые короткие сроки и впрямь избавляется от болезни. Всё дело в том, что когда человек болен, он склонен огорчаться и накручивать себя, и чем тяжелее болезнь, тем хуже его эмоциональное состояние. Но если человек начинает мыслить позитивно и радоваться жизни, испытывая положительные эмоции, его биополе восстанавливается, запуская процессы исцеления болезни.

Иными словами, мы можем с уверенностью заявить, что обычному человеку невозможно точно определить, где болит душа , но это не значит, что это невозможно в принципе. Душевная боль это очень тонкий механизм взаимосвязи очень многих факторов, которые отрицательно влияют на человека целиком, но, если научиться управлять своими чувствами и понять, как бороться с душевной болью, это поможет не только избежать негативных последствий связанных с ней, но и укрепит здоровье человека в целом.

Связь между людьми

Наверняка самыми яркими примерами душевной боли можно назвать боль утраты близкого человека. Так, мать чувствует смерть сына, даже не зная о том, что он умер наверняка, а влюблённые могут чувствовать неприятности, происходящие друг с другом. Это говорит о том, что наше биополе способно не только показывать наше собственное состояние, но и связывать нас с другими людьми. Отвечая на вопрос о том, где болит душа, многие указывают на сердце, так как именно укол в сердце принято считать своеобразным сигналом о том, что случилось нечто плохое. Это не совсем корректное, но, в принципе, верное определение, так как в области сердца и впрямь расположен наиболее активный энергетический узел нашего биополя. Таким образом, любое несчастье, которое происходит с вашими близкими, а также ваши переживания связанные с этим, вызывают резкий резонанс в биополе, что сказывается на сердце или, немного реже, сковывающей болью в груди. Причём следует отличать реальные сигналы, от мнимых. Многие люди сознательно накручивают себя, переживая попусту, и испытывают от этого боль, но это отнюдь не является сигналом о том, что случилось нечто плохое. Как правило, эти сигналы приходят неожиданно, так как связанны с разрывом или повреждением вашей духовной связи с близкими. Если вы хотите прожить долгую и счастливую жизнь, то вам следует научиться контролировать свои эмоции и не переживать попусту, так как это очень сильно подкашивает и без того хрупкое человеческое здоровье.

Заключение

Ну и напоследок хочется добавить, что душа может болеть по разному, и крайне важно научиться различать те сигналы, которые посылает вам ваш организм. Ведь не умея их распознавать, вы словно слепой котёнок будете искать свет в кромешной тьме, переживая ещё больше чем нужно, и рубя тем самым своё здоровье под самый корень. Никогда не забывайте, что душевное спокойствие и здоровье – это залог здоровья физического, а не наоборот, и прежде чем расстраиваться по пустякам, десять раз подумайте о том, стоят ли месяцы вашей жизни минутной слабости к саморазрушению? Научитесь жить в гармони с самим собой, изучите восточную философию, фен-шуй и другие техники, основная цель которой научить вас сопротивляться тем проявлениям нашей жизни, о которых принято не говорить и вовсе не обращать на них внимания.

Часто боль в душе является следствием детских или же подростковых психологических травм. Определенное событие негативного характера, интенсивность которого выходила за пределы привычной для вас в тот период событийной интенсивности, либо череда повторяющихся событий отпечатались в вашем подсознании. Часто случается так, что человек не помнит ситуации и не может уловить причинно-следственной связи. Расстройства такого характера тянутся за индивидом на протяжении всей жизни, иногда всплывая на поверхность души, иногда уходя глубоко вовнутрь.

К подобным событиям можно отнести унижения, неудачи, несправедливости, физическую боль. Диагностируя подобное расстройство необходимо в первую очередь выявить причину боли в душе. Это не всегда бывает просто, и если сами вы не в состоянии погрузится в себя и извлечь причину, то следует обратиться к специалисту, который с помощью наработанных методик (гипноз, психоанализ, гештальт-терапия и т.д.) сможет раскрыть суть вашей проблемы.

Далее следует проработать ситуацию, растождествить себя со страдающим объектом, воспринять произошедшее, как опыт. Опять же, не каждый способен сделать это самостоятельно и квалифицированный психолог может помочь в этом. Часто бывает так, что при однократной проработке проблемы, боль в душе не проходит, тогда следует совершить несколько повторных сеансов, чтобы наверняка устранить боль.

Причины боли в душе родом из настоящего

Случается так, что эмоциональное потрясение, недавно произошедшее с человеком, может пошатнуть его психику и привести к боли в душе. В данном случае задача снятия боли с одной стороны упрощается, так как причина лежит на поверхности, но с другой может усложниться из-за свежести потрясения и его интенсивности.

Страдающему, в данном случае, стоит переключить свое внимание на объекты или события, происходящие в данный момент и не касающиеся причины боли в душе. В случае тяжелого состояние необходимо воспользоваться услугами врача.

Если вы видите, что вас близкий был подвержен сильному стрессу, и его душевное равновесие пошатнулось, не относитесь к этой проблеме халатно, постарайтесь вникнуть в ситуацию и при необходимости оказать помощь, или обратиться к специалисту. Так как оставив страдающего без должного внимания вы можете усугубить его боль в душе и вызвать катастрофические последствия своим отношением.

Почему болит душа? Причины и рецепты от боли душевной

Боль в душе — один из самых верных знаков на дороге жизни, указывающий, что вы свернули не туда. Чувство тоски и странное тревожное предчувствие означают, что человек идет против своей истинной природы, против своих высших принципов и настоящих ценностей. Сегодня мы поговорим о том, почему болит душа.

Почему болит душа?

Хочется, а не можется

Душа болит, если вы внутренне себе чего-то не позволяете. Например, распространенная ситуация среди женщин: каждой ведь хочется чувствовать себя волшебным прекрасным существом, но разум запрещает: «Нет, мол, толстая ты, куда тебе до идеалов красоты?!». Или когда очень хочется просто бросить все и переехать жить в Тайланд, но родители категорически против, и вы не позволите себе пойти против их воли.

В такой ситуации душа словно в клетке — хочет вырваться, но вы сами не можете позволить себе открыть замок, хотя ключи давно болтаются в кармане. Не нужно бояться быть собой и жертвовать тем, что вам чуждо — душа отплатит состоянием радости и благодарности!

Не хочется, а надо

Тоже распространенная ситуация, когда люди предпочитают следовать чьим-то чужим идеалам, когда душа просит их совсем о другом. Часто наши высшие ценности совсем не совпадают с «моралью общества», но «что бы выжить», мы идем на уступки, делаем то, что нам претит. Например, обманываем, воруем, врем. Да, незаметно, да, так делают все, но душу не проведешь.

Бытует мнение, что подчиняясь воле тех, кто кажется сильней, мы сделаем карьеру, станем успешными, получим признание. Но по факту эффект получается как раз противоположный. К истинному счастью и успеху можно прийти только под руководством души. Не идите против ваших самых светлых принципов, как бы страшно не было.

Мир не интересен

Вообще, это довольно редкий случай, но часто бывает предвестником большого духовного прыжка. Возникает ощущение, что материальные блага не могут принести счастья, пропадает интерес к достигательству, надоедает конкурировать, пропадает смысл в погоне за деньгами и статусом. Суета вокруг всех этих мнимых ценностей кажется вам по-настоящему бессмысленной и сами вы в ней принимать участие больше не желаете. Ни алчности, ни зависти, ни каких-либо желаний в сердце уже не осталось.

Так однажды приключилось с древним повелителем Индии Рамой, который со своей душевной болью обратился за помощью к просвтеленному мудрецу Васиштхе. Что он ему посоветовал, можете почитать в книге Йога Васиштха, очень интересно 🙂

Когда болит не душа, а эго

Большинство людей путают проявления своей души и самое обыкновенное нытье эго. Ведь боль в душе — это очень тонкий сигнал, который подсказывает, что мы удаляемся от своих духовных идеалов. Ну а эго, оно просто хочет халявной жалости и любви. Вот в каких случаях не душа болит, а распухшее эго заигралось:

Чувство обиды

Никогда оно не исходит из чистых уголков сердца. Жалость к себе и обвинения окружающих в своих страданиях — нет, это не от души. Да, это от эго 🙂

Чувство тревоги

Шепот души часто путают с самой обыкновенной озабоченностью, которая появляется, когда рой негативных мыслей бушует в голове. Волноваться по поводу будущего и нервно грызть ногти — нет, это не душа болит, а пора контролировать мысли.

Чувство несправедливости

Иногда кажется, что мир с нами нечестен. И чувство несправедливости перерастает чуть ли не в праведный духовный гнев. «Почему они так со мной поступают?» — кричит что-то в вас. Но это не душа, а эго.

Скука

Все опостылело, ничего не хочется, мир видится скучным и неинтересным. Лень. И кажется, что душа увядает. Но в действительности, вам просто нужно научиться ставить цели и не опускать руки раньше времени.

Не убегайте

Когда человек чувствует «духовное недомогание», редко кто его спросит «почему болит душа?». Обычно дают популярный в народе рецепт от всех бед: «Да ты отвлекись, не думай об этом, переключись на другой канал!». Но признаем честно, это едва ли не самый худший совет из всех. На самом деле, полезно сделать как раз противоположное: присмотреться к источнику дискомфорта. Ведь боль в душе — предвестник перемен.

Нет лучшего лекаря, чем настоящий момент. Отключитесь от всего, что не касается этой секунды. Просто отбросьте мысли, отбросьте переживания, и впитывайте то, что есть. Тогда начнет распускаться роза вашей души — как на ладони, раскроются все настоящие потребности и подлинные нужды. Просто останьтесь здесь. Вернитесь в сейчас. (К слову, вот пара отличных медитативных техник в помощь).

Доверьтесь

Ваше сердце — самый точный инструмент для измерения чистоты помыслов. Мысли, которые вызывают страх, должны быть отброшены. Боль в душе можно вылечить, если довериться направляющей руке мира и выбирать те варианты реальности, которые нам подсказывает наше сердце.

Почему что-то беспокоит внутри, есть состояние неудовлетворенности, многие это называют — «болит душа». Боль в душе — один из самых верных знаков на дороге жизни, указывающий, что вы свернули не туда. Чувство тоски и странное тревожное предчувствие означают, что человек идет против своей истинной природы, против своих высших принципов и настоящих ценностей. Сегодня мы поговорим о том, почему болит душа.

ХОЧЕТСЯ, А НЕ МОЖЕТСЯ. .

Душа болит, если вы внутренне себе чего-то не позволяете. Например, распространенная ситуация среди женщин: каждой ведь хочется чувствовать себя волшебным прекрасным существом, но разум запрещает: «Нет, мол, толстая ты, куда тебе до идеалов красоты». Или когда очень хочется просто бросить все и переехать жить в Индию, но родители категорически против, и вы не позволите себе пойти против их воли.
В такой ситуации душа словно в клетке — хочет вырваться, но вы сами не можете позволить себе открыть замок, хотя ключи давно болтаются в кармане. Не нужно бояться быть собой и жертвовать тем, что вам чуждо — душа отплатит состоянием радости и благодарности!

НЕ ХОЧЕТСЯ, А НАДО..

Тоже распространенная ситуация, когда люди предпочитают следовать чьим-то чужим идеалам, когда душа просит их совсем о другом. Часто наши высшие ценности совсем не совпадают с «моралью общества», но «что бы выжить», мы идем на уступки, делаем то, что нам претит. Например, обманываем, воруем, врем. Да, незаметно, да, так делают все, но душу не проведешь.

Бытует мнение, что подчиняясь воле тех, кто кажется сильней, мы сделаем карьеру, станем успешными, получим признание. Но по факту эффект получается как раз противоположный. К истинному счастью и успеху можно прийти только под руководством души. Не идите против ваших самых светлых принципов, как бы страшно не было.

МИР НЕ ИНТЕРЕСЕН..

Вообще, это довольно частый случай и это часто бывает предвестником большого духовного прыжка. Возникает ощущение, что материальные блага не могут принести счастья, пропадает интерес к достигательству, надоедает конкурировать, пропадает смысл в погоне за деньгами и статусом. Суета вокруг всех этих мнимых ценностей кажется вам по-настоящему бессмысленной и сами вы в ней принимать участие больше не желаете. Ни алчности, ни зависти, ни каких-либо желаний в сердце уже не осталось.

КОГДА БОЛИТ НЕ ДУША, А ЭГО..

Большинство людей путают проявления своей души и самое обыкновенное нытье эго. Ведь боль в душе — это очень тонкий сигнал, который подсказывает, что мы удаляемся от своих духовных идеалов. Ну а эго, оно просто хочет халявной жалости и любви. Вот в каких случаях не душа болит, а распухшее эго заигралось:

Чувство вины или обиды

Никогда оно не исходит из чистых уголков сердца. Жалость к себе и обвинения окружающих в своих страданиях — нет, это не от души. Да, это от эго!

Чувство тревоги

Шепот души часто путают с самой обыкновенной озабоченностью, которая появляется, когда рой негативных мыслей бушует в голове. Волноваться по поводу будущего и нервно грызть ногти — нет, это не душа болит, а пора контролировать мысли, а у многих они еще и не свои и не о своем.

Чувство несправедливости

Иногда кажется, что мир с нами нечестен. И чувство несправедливости перерастает чуть ли не в праведный духовный гнев. «Почему они так со мной поступают?» — кричит что-то в вас. Но это не душа, а эго.

Скука

Все опостылело, ничего не хочется, мир видится скучным и неинтересным.

Лень.

И кажется, что душа увядает. Но в действительности, вам просто нужно научиться ставить цели и не опускать руки раньше времени.

Доказательства и споры

Только эго желает кому-то что-то доказывать и спорить, соревноваться. Если вы сейчас не первый в каком-то вопросе и вас это гложет, тянет и напрягает — это не душа болит, а эго кричит.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БОЛИТ ДУША?

1. Не убегайте

Когда человек чувствует «духовное недомогание», редко кто его спросит «почему болит душа?». Обычно дают популярный в народе рецепт от всех бед: «Да ты отвлекись, не думай об этом, переключись на другой канал!». Но признаем честно, что это едва ли не самый худший совет из всех. На самом деле, полезно сделать как раз противоположное: присмотреться к источнику дискомфорта. Ведь боль в душе — предвестник перемен, а если мы не прислушиваемся — случается что-то худшее и порой многое уже нельзя предотвратить.

2. Будьте только здесь

Нет лучшего лекаря, чем настоящий момент. Отключитесь от всего, что не касается этой секунды. Просто отбросьте мысли, отбросьте переживания, и впитывайте то, что есть. Тогда начнет распускаться роза вашей души — как на ладони, раскроются все настоящие потребности и подлинные нужды. Просто останьтесь здесь. Вернитесь в сейчас. Не вспоминайте и не жалейте о прошлом и не бойтесь за будущее.

Узнайте больше о травме души и о том, как ее преодолеть

ДОМ / Общий

Автор Терри Бентлер, BSN, RN, OCN, CN-BN

2 августа 2017 г.

Чтение через 4 мин.

ДОМ / Общий

После того, как название сразу же привлекло мое внимание, я недавно посмотрел вебинар под названием «Травма души». Дебора Грассман, APRN, генеральный директор Opus Peace, модерировала вебинар и описала душевную травму как:

  • Ноющая рана, увековеченная потерей без скорби и вины или стыда без прощения, которая часто проявляется как чувство пустоты, потеря смысла или ощущение, что части себя не хватает.
  • Проникающая рана, которая отделяет человека от ощущения себя.
  • Рана, простирающаяся за пределы тела и разума в глубины человеческого существа.
  • Длительная реакция на человека или ситуацию, которая заставляет человека чувствовать себя неполноценным, неадекватным или недостойным.

Она изложила причины душевной травмы. Они могут иметь место после острой травмы, но могут быть и скрытым вариантом, медленно просачивающимся в самоощущение человека. Душевная травма может проявляться множеством способов, включая стоицизм, гнев, отчаяние, насилие, чрезмерную приверженность, оцепенение, страх и отсутствие эмоций. Душевная травма вынуждает часть человека уйти, оставив после себя неполное «я».

Дебора вспомнила себя маленькой девочкой, смотрящей по телевизору серию «Лесси». Она испугалась за благополучие Лесси во время одного из своих приключений и заплакала. Дебора сказала, что ее отец вошел в комнату, заметил ее слезы и усмехнулся про себя. Затем она услышала, как он сказал ее матери, что Дебора плакала из-за телевизионной собаки, и он засмеялся. Дебора продолжила, сказав, что ее реакция на действия отца заключалась в том, чтобы сдерживать слезы, пока ей не исполнилось 30 лет. Она объяснила, что ее отец был очень любящим человеком и не собирался причинять ей боль, но нанес ей душевную травму, которую она осознала позже в жизни как длившуюся много лет. Затем она описала, как снова начала испытывать эмоции, возвращая потерянную часть своей души.

Понятие о травме души и процесс ее исцеления ценны в любой жизни. Услышав слова «у вас рак», вы, безусловно, можете нанести душевную травму. Признание этого и присвоение чувству потери имени может помочь в процессе исцеления. Я считаю, что каждый из нас когда-либо испытывал душевную травму. Это очень интересная концепция, и я нахожу ее обнадеживающей, зная, что потеря не обязательно должна быть постоянной.

Дебора Грассман является автором книг «Внутренний герой: искупление судьбы, для которой мы были рождены» и «Наконец-то мир: истории надежды и исцеления для ветеранов и их семей». У нее 30-летний опыт работы медсестрой. с Управлением по делам ветеранов, работающим с пациентами хосписа.

Опубликовано в Общие сведения о здоровье

Грусть души | Psychology Today

Источник: Pixabay

Мардж, женщина из нашего сообщества медитации, находилась в болезненном противостоянии со своим сыном-подростком. В 15 лет Микки постоянно пропускал занятия и употреблял наркотики, и его только что отстранили от занятий за курение марихуаны на территории школы. В то время как Мардж винила себя — в конце концов, она была родителем — она также злилась на него.

Пирсинг, который она не одобряла, ложь, затхлый запах сигарет и наушники, которые держали его в своем собственном отдаленном мире — каждое взаимодействие с Микки оставляло у нее чувство беспомощности, гнева и страха. Чем больше она пыталась взять под контроль свою критику с помощью «заземлений» и других способов установления ограничений, тем более замкнутым и дерзким становился Микки. Когда она пришла на консультационную сессию, она хотела поговорить о том, почему вся эта ситуация на самом деле была ее ошибкой.

Адвокат крупной фирмы, Мардж чувствовала, что ее карьера помешает внимательному воспитанию детей. Она развелась с отцом Микки, когда мальчик пошел в детский сад, а ее новый партнер, Ян, переехал к ним несколько лет спустя. Чаще всего именно Ян, а не Мардж, ходил на встречи родительского комитета и футбольные матчи. Это Ян был там, когда Микки вернулся домой из школы. Недавно стресс достиг своего пика, когда новый аккаунт увеличил часы работы Мардж.

«Хотел бы я быть рядом с ним больше», — сказала она. «Я люблю его, я пыталась, но теперь до него невозможно достучаться. Я так боюсь, что он собирается превратить свою жизнь в крушение поезда». Я услышал отчаяние в ее голосе. Когда она замолчала, я предложил ей немного посидеть тихо. «Вы можете заметить любые чувства, о которых вы знаете, и, когда будете готовы, назвать их вслух». Когда она снова заговорила, тон Мардж был ровным. «Злость — на него, на меня, кто знает. Страх — он разрушает свою жизнь. Вина, стыд — так стыдно за то, что напортачила как мать.

Я тихо спросил ее, не против ли она потратить некоторое время на расследование позора. Она кивнула. «Вы можете начать с того, что согласитесь позволить этому быть там, чувствуя, где вы больше всего чувствуете это в своем теле». Она снова кивнула и через несколько мгновений положила одну руку на сердце, а другую на живот. — Хорошо, — сказал я. «Продолжайте позволять себе чувствовать стыд и чувствовать, хочет ли он что-то сказать. Что он думает о вас, о вашей жизни?»

Прошло некоторое время, прежде чем Мардж заговорила. «Позор говорит, что я всех подвел. Я настолько погружен в себя, что для меня важно. Это не только Микки, это Ян, и Рик (ее бывший муж), и моя мама, и… я эгоистичный и слишком амбициозный. Я разочаровываю всех, кто мне дорог».

«Как давно ты себя так чувствуешь, что всех подвел?» Я попросил. Она сказала: «Сколько себя помню. Даже будучи маленькой девочкой. Я всегда чувствовал, что подвожу людей, что не заслуживаю любви. Теперь я бегаю, пытаясь чего-то добиться, пытаясь быть достойным, и в итоге я терплю неудачу с теми, кого люблю больше всего!»

«Подожди минутку, Мардж, и позволь чувству неудачи людей, того, что ты не заслуживаешь любви, стать таким же сильным, как оно есть на самом деле». Через несколько мгновений она сказала: «Это похоже на болезненное тянущее чувство в моем сердце».

— Теперь, — сказал я, — почувствуй, каково это знать, что даже маленькой девочкой — сколько себя помнишь — ты жила с этой болью незаслуженной любви, жила с этим болезненным дерганьем в сердце. Почувствуйте, что это сделало с вашей жизнью». Мардж затихла, а затем начала беззвучно плакать.

Мардж испытывала то, что я называю «душевной печалью», печаль, которая возникает, когда мы можем ощутить наше временное, драгоценное существование и непосредственно столкнуться со страданием, вызванным потерей жизни. Мы осознаем, как наше отвращение к себе мешает нам быть ближе к другим, выражать и впускать любовь. Мы видим, иногда с поразительной ясностью, что закрылись от собственного творчества и спонтанности, от полной жизни. Мы вспоминаем упущенные моменты, когда могло быть иначе, и начинаем оплакивать свою непрожитую жизнь.

Это горе может быть настолько болезненным, что мы бессознательно склонны от него отдаляться. Даже если мы начинаем прикасаться к своей печали, мы часто хороним ее, возвращаясь к стыду — осуждая свои страдания, предполагая, что мы каким-то образом заслужили их, говоря себе, что у других есть «настоящие страдания», и нам не следует жалеть себя. Наша душевная печаль раскрывается полностью только тогда, когда мы прямо и осознанно соприкасаемся со своей болью. Оно раскрывается, когда мы остаемся на месте и полностью осознаем, что этому человеку приходится нелегко. В такие моменты мы обнаруживаем естественный подъем сострадания — нежность нашего собственного прощающего сердца.

Когда плач Мардж утих, я предложил ей спросить у места печали, чего оно жаждет больше всего. Она сразу поняла: «Поверить, что я достойна любви в своей жизни». Я предложил ей еще раз положить одну руку на сердце, а другую на живот, позволяя мягкому прикосновению выражать заботу. «Теперь почувствуйте, какое сообщение наиболее резонирует для вас, и пошлите его внутренне. Позвольте энергии послания омыться и утешить все части вашего существа, которым нужно его услышать».

Через пару минут Мардж сделала несколько полных вдохов. Выражение ее лица было безмятежным, беззащитным. «Это кажется правильным, — тихо сказала она, — быть добрым к моему собственному израненному сердцу». Мардж смотрела не только на свою вину, но и на свои нужды. Она лечила себя с состраданием.

Перед тем, как она ушла, я предложил ей сделать паузу, когда она осознает вину или стыд, и воспользоваться моментом, чтобы воссоединиться с состраданием к себе. Если бы она была в уединенном месте, она могла бы нежно коснуться своего сердца и живота, и позволить этому контакту углубить ее общение со своей внутренней жизнью. Я также посоветовал ей включить в свою ежедневную медитацию практику метты (любящей доброты) к себе и своему сыну: «Вы обнаружите, что сострадание к себе откроет вам чувство большей любви».

Шесть недель спустя мы с Мардж снова встретились. Она сказала мне, что в конце своей ежедневной медитации она начала выполнять метту для себя, напоминая себе о своей честности, искренности и стремлении хорошо любить. Затем она загадывала себе пожелания, чаще всего повторяя: «Пусть я приму себя такой, какая я есть. Да преисполнюсь я любящей добротой, хранимой в любящей доброте». Через несколько минут она вспоминала своего сына: «Я видела, как загораются его глаза, когда он оживляется, и каким счастливым он выглядит, когда смеется. Тогда я говорил: «Пусть ты чувствуешь себя счастливым». Пусть вы чувствуете себя расслабленно и легко. Пусть ты почувствуешь мою любовь сейчас». С каждой фразой я представляла его счастливым, расслабленным, чувствующим, что я влюблена в него».

Их взаимодействие начало меняться. Она выходила рано утром в субботу, чтобы забрать его любимые рогалики, пока он не проснулся. Он вынес мусор без спроса. Они вместе смотрели по телевизору несколько серий The Wire . Затем Мардж рассказала мне: «Несколько дней назад он пришел в мой домашний офис, устроился поудобнее на диване и небрежно спросил: «Как дела, мам? Просто решил зарегистрироваться».

«Это был не совсем продолжительный чат», — сказала она с улыбкой. «Он внезапно вскочил и сказал мне, что ему нужно встретиться с друзьями в торговом центре. Но мы спокойнее, дверь снова открылась». Мардж задумалась на несколько мгновений, а затем сказала: — Я понимаю, что произошло. Отпустив вину, большую часть которой я нацеливал на себя, я освободил место для нас обоих в своем сердце».

Как обнаружила Мардж, сострадание к себе полностью взаимосвязано с ответственным и заботливым поведением по отношению к другим. Прощение самих себя расчищает путь любящему присутствию, которое может ценить доброту других и отвечать на их боль и нужды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *