27.03.2023

Внутриролевой конфликт это: Внутриролевой конфликт это

Ролевой конфликт это…

Всем привет! На связи с Вами Андрей Пучков. И сегодня мы затронем такую совсем небольшую тему из обществознания, раздела «Социальная сфера». Ролевой конфликт — это тема, которая не включена в КИМ ЕГЭ. Но для полноты картины представлять себе, что это за социальное явление, безусловно надо. Ведь чем больше вы будете представлять себе,  тем лучше будете ориентироваться в социальной реальности.

Понятие

Прежде чем объяснять сложное понятие, надо сначала разобраться с простыми. Социальная роль — это ожидаемая модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. С тем, что означает последний термин, смотрите в этой статье.

Каждый статус предполагает ролевое поведение, некую модель поведения. Причем оно абсолютно ожидаемо от человека с данным статусом. Например, статус кондуктора в автобусе предполагает поведение по изъятию у пассажиров денежных средств в уплату проезда.

Статус работника полиции предполагает поведение, то есть некие действия, направленные на пресечение противоправной деятельности каких-либо людей или социальных групп, преступных организаций и пр.

Статус врача предполагает поведение по отношению к пациенту, которое выявит те или иные заболевания. Например, врач задает вопросы пациенту о его самочувствии, о том, какие лекарства он принимал, также поведение врача предполагает прослушивание пациента, проведение тестов на рефлексы, выдачу направлений сдачу дополнительных анализов и пр.

Так вот в процессе социального взаимодействия, может возникнуть ролевой конфликт. Ролевой конфликт — это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам. События такие бывают не часто, но случаются.

Например, преподаватель в вузе преподает в той же группе, в которой учится его сын или дочь. Таким образом, он вынужден выполнять две роли: роль отца (матери), и роль преподавателя. Разумеется, такое противоречие возможно только в том случае, если сын или дочь будут апеллировать к роли отца (матери) в вузе, на занятии.  

Ну например, прогуляло чадо семинар, а преподаватель поставил прогул. А затем стал сурово спрашивать с такого студента материал. И поставил за незнание оценку «неудовлетворительно». И тут чадо начнет: «Ну папа, ну как же так? Я же твой сын (дочь), давай не будешь ставить два?!». Вот в такой ситуации и будет происходить ролевой конфликт.

Все вышесказанное справедливо с позиций социологии. В психологии же считается, что же считается, что такое противоречие в поведении всегда есть следствие внутриличностного конфликта, когда личность не может выбрать должное поведение, что порождает противоречие внутри личности. 

Важно понимать, что внутриличностные конфликты не всегда бывают ролевыми, в социальном значении этого понятия. Например, у директора фирмы случилась неприятность, не связанная с его работой. Например, директор магазина — женщина — серьезно поссорилась с мужем, и тот уехал из дома и не появляется уже несколько дней. Разумеется, такой директор на своей непосредственной работе будет в постоянном напряжении и не сможет эффективно выполнять свои обязанности. Такой конфликт сложно отнести именно к социологии, он будет больше внутриличностным: человек из-за личных проблем не может хорошо работать.

Эту грань нужно четко видеть и знать. Кстати, в последнее время в тестах ЕГЭ по обществознанию то и дело возникает подобное задание во второй части, в котором требуется написать определение и два предложения к нему.

В обществознании же больше имеется в виду социальное значение рассматриваемого явления. Имейте это в виду при выполнении тестовых заданий.

Виды

Ролевые конфликты бывают межролевыми и внутриролевыми. Вышеприведенные примеры относятся преимущественно к межролевым конфликтам. Внутриролевые связаны с разными ожиданиями от данной роли. Например, воспитатель в детском саду. Дети ожидают от нее веселых игр. А начальство, что воспитатель будет более-менее строгим с детьми, чтобы они слишком не распоясывались. Таким образом возникает внутриролевое противоречие.

Остальной материал по этой теме выходит далеко за рамки школьного курса, поэтому не будем нагружать вас лишний раз.

Понравилась статья? Поставьте лайк, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Вступайте в нашу группу Вконтакте.

Поделиться в соц. сетях

    Содержание ролевых конфликтов у сотрудников отдела безопасности ФСИН России //Психологическая газета

    • #социальная психология
    • #военная психология
    Автор
    • Щелокова Екатерина Галиуловна

    Неочевидность ролевого конфликта и источников его возникновения создает дополнительные трудности для работы с ними в условиях организации. Целью исследования стало определение содержания ролевых конфликтов у сотрудников отдела безопасности ФСИН России. Объект исследования — ролевые конфликты сотрудников, осуществляющих служебную деятельность. Предмет исследования — содержание ролевых конфликтов сотрудников отдела безопасности ГУФСИН России по Челябинской области. В качестве гипотезы выступило предположение, что содержание ролевых конфликтов у сотрудников имеет сложную субъективную природу, в которой можно выделить когнитивный и эмоциональный компоненты, неодинаково проявляющиеся в общей структуре конфликта.  

    Методики исследования: шкалы семантического дифференциала «Моя работа» в модификации

    Н.Н. Мельниковой, а также анкета ролевого конфликта, специально разработанная для целей исследования на основе материалов интервью с сотрудниками организаций и опросников диагностики ролевого конфликта С.И. Ериной [1], а также S. Pandey. Анкета включает шесть шкал в соответствии с диагностируемыми типами конфликтов: личностно-ролевой, внутриролевой, межролевой, ролевая перегрузка, ролевая недогрузка, ролевая неопределенность. 

    В исследовании приняло участие 30 сотрудников отдела безопасности одной из ФКУ ИК в структуре ГУФСИН России по Челябинской области, из них мужчин — 21, женщин — 9, со стажем работы в организации от 6 месяцев до 12 лет. 

    На основе параметров эмпирических распределений результатов по когнитивному и эмоциональному компонентам ролевого конфликта (РК) все сотрудники были распределены на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнем РК по каждому из описанных типов.

    Выявлено, что у 16% сотрудников не выражен ни один тип РК. У остальных 84% можно предположить наличие РК по одному и более типам. На основе этого можно сделать выводы о большой распространенности РК у сотрудников отдела безопасности, что, вероятно, обусловлено скорее организационными факторами (спецификой служебной деятельности в системах обеспечения безопасности [2]), чем личностными. 

    Содержание РК также анализировалось по характеру и степени взаимосвязей между типами РК. Обнаружено, что внутри эмоционального компонента связей между типами РК больше, чем внутри когнитивного (14 против 10). На основе этого можно предположить, что на уровне осознания человек дифференцирует источник РК более четко, чем на уровне переживания. Эту особенность эмоционального переживания конфликта можно объяснить явлением экспансии, т.е. вовлечения в конфликт других сфер внутриличностного пространства. 

    Кроме того, был проведен корреляционный анализ с целью поиска взаимосвязей между типами РК и параметрами восприятия работы.

    Все выявленные значимые взаимосвязи являются отрицательными: чем выше РК, тем меньше работа понятна, стабильна, согласованна и целостна. Наиболее тесные связи со шкалами семантического дифференциала обнаружены по когнитивному компоненту РК (7 связей на уровне р≤0,001) по сравнению с эмоциональным (2 связи на уровне р≤0,001). Это можно объяснить тем, что структура эмоционального компонента РК по сравнению с когнитивным сложнее и богаче по количеству и характеру взаимосвязей с другими факторами, где на первое место выходят личностные, а не организационные факторы, как это, вероятно, имеет место в структуре когнитивного компонента конфликта. 

    В качестве мер по снижению и профилактике РК можно предложить проведение социально-психологических тренингов, а также различные формы внутрикорпоративного обучения на рабочем месте. 

    1. Ерина С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — 108 с. 
    2. Натаров В. И. Профессиональное здоровье и надежность человека в системах обеспечения безопасности // Ананьевские чтения — 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы международной научной конференции, 22–25 октября 2019 года / Отв. ред. И.А. Самуйлова. — СПб: Скифия-Принт, 2019. — С. 102-103.

    Источник: Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8–11 декабря 2020 года / Под общ. ред. А.В. Шаболтас, Е.Л. Солдатовой. Отв. ред. А.К. Кулиева. — СПб: Скифия-принт, 2020.

    Опубликовано 14 января 2021

    Автор

    Щелокова Екатерина Галиуловна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология управления и служебной деятельности», Южно-Уральский государственный университет
    Челябинск

    Информация для студентов и преподавателей


    Крис Дрю, доктор философии

    О курсе «Уверенность в написании эссе»