08.08.2022

Дети расплачиваются за грехи родителей библия: Расплачиваются ли дети за грехи родителей?

Расплачиваются ли дети за грехи родителей?

Читайте также: Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и

лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.

 

Читайте также: Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

Наказуемы ли дети за грехи своих родителей? / Ответы на вопросы

Дети не наказуемы за грехи, совершённые их родителями; как и родители – за грехи своих детей. Каждый из нас ответственен за свои собственные грехи. В книге пророка Иезекииля 18:20 сказано: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына». Этот стих отчётливо показывает, что наказание за грехи определённого человека будет понесено лишь этим человеком.

Существует текст, который привёл некоторых к пониманию, что Библия учит о наказании за грех от поколения к поколению, но это толкование неверно. Упомянутый стих находится в книге Исход 20:5, где говорится относительно идолов: «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Этот текст говорит не столько о наказании, сколько о последствиях. Он говорит, что последствия человеческих грехов будут ощущаться последующими поколениями. Бог предупреждал израильтян, что их дети будут испытывать влияние поколения своих родителей как естественное последствие их непослушания и ненависти к Богу. Дети, воспитанные в таком окружении, будут практиковать похожее идолопоклонничество, следуя, таким образом, данному им примеру непослушания. Их непокорность настолько глубоко укоренилось, что на её исправление ушло несколько поколений. Бог не требует от нас отчёта за грехи наших родителей, но мы иногда страдаем в результате совершённых ними грехов, как иллюстрирует Исход 20:5.

Как показано в Иезекииля 18:20, каждый из нас ответственен за свои собственные грехи, и мы должны будем понести наказание за них. Мы не можем разделить свою вину с кем-то другим, как и никто другой не может быть ответственным за них. Тем не менее, существует одно исключение из этого правила, и оно применимо ко всему человечеству. Один человек взял на себя грехи других и понёс наказание за них, чтобы грешники могли стать полностью праведными и чистыми перед Богом. Этим человеком был Иисус Христос. Бог послал Иисуса в этот мир, чтоб обменять Свою святость на наши грехи. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21). Иисус Христос забирает наказание за грех от тех, кто приходит к Нему в вере.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

8 изречений афонских святых и старцев о грехах родителей, за которые расплачиваются дети

В народе часто можно услышать понятие «грех рода» — когда люди расплачиваются за грехи предыдущих поколений. В 9 главе Евангелие от Иоанна, где говорится об исцелении слепорожденного, апостолы спросили Христа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Мы собрали изречения святых и старцев Афона о грехах родителей, за которые расплачиваются дети.

«Может случиться, что в какой-то семье дед или бабушка совершали какие-то несправедливые поступки, но на них самих это никак не отразилось. Однако наказание постигает их детей или внуков, которые заболевают и бывают вынуждены растратить на врачей то, что было собрано неправдой, чтобы таким образом оплатить долги предков». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Когда ребенок рождается с проблемами, для этого существуют всегда очевидные причины. Родители, имея смертные грехи и груз дурных привычек, все это передают детям. Господь сокрыл от нас физический механизм передачи страстей, но в духовном плане это совершенно очевидно» (Монах Гавриил Карейский).

«Посетители с недоумением сказали ему: «Геронда, мы пришли сюда не ради себя. Все, что Вы нам говорите, мы и так знаем. Мы пришли ради нашего ребенка». На что отец Порфирий ответил им: «А я все это время и говорил вам именно -о вашем ребенке. Неужели вы не понимаете, что исправление – к лучшему вашего ребенка полностью — зависит от вашего собственного освящения – от вашего нравственного и духовного исправления? Не теоретического, а практического исправления – вы должны полностью — изменить свою жизнь! Если вы действительно любите своего ребенка, то должны начать стремиться к святости — немедленно!». (Из бесед стареца Порфирия Кавсокаливита «Когда дети вас не слышат»).

«Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности. Это происходит потому, что он наследует от родителей плотское мудрование. Вначале, как все унаследованные от родителей страсти, плотское мудрование ещё мягко, нежно, подобно молодой крапиве, которая не обжигает, и ты можешь легко браться за её листья. Но, когда она подрастает, её листья начинают жечь. Так и плотское мудрование — вначале оно может быть исцелено хорошим, имеющим рассуждение духовником. Однако если не отсечь мирское мудрование в молодом возрасте, то, когда станешь взрослым, для этого понадобится подъять немалый подвиг». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Тех родителей, которые делают аборты, обычно Бог наказывает тем, что их дети рождаются неисцелимо больными. Поймите, это не наказание. Бог хочет подтолкнуть родителей к покаянию». (Монах Гавриил Карейский).

«За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость — от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того, что ребёнок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. Бог устроит всё так, чтобы ему помочь. И вот мы видим, как некоторые юноши — да и не только юноши, но и пожилые люди — в какой-то момент резко поворачивают к добру». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Нет сомнения, что многие из несчастно рожденных оказываются таковыми за грехи своих родителей. Испорченная уже грехом природа переходит от родителей к детям, и бедные, по нашему суждению, совсем невиннотерпят казнь, заслуженную другими). (Из книги Е. Чеканов «Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века)»).

«Если она сделает аборт, то расплачиваться за него будут её другие дети — болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» — для «УНИАН-Религии».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Правда ли, что дети расплачиваются за грехи своих родителей?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

У слова расплачиваться могут быть разные значения. Дети родителей, одержимых той или иной греховной страстью, совершивших или совершающих тяжкие грехи, неизбежно будут пожинать горькие плоды родительского поведения и ощущать это буквально на своей шкуре. У пьющих родителей могут родиться больные или умственно неполноценные дети. Бывает, что на детях отражаются последствия аборта, совершенного ранее матерью и нанесшего вред ее организму. Сын, отец которого в результате страсти к картам, оставил после себя большие долги, попадает в зависимость от кредиторов. Это расплата в прямом, физическом и материальном смысле.

Другая форма расплаты носит скорее психологический характер и также способна негативно повлиять на жизнь ребенка. Речь идет о неких программах, которые родители в силу своих представлений о жизни, особенностей личности и возможностей сознательно или бессознательно «загружают» в ребенка в процессе его воспитания. Ребенок, особенно в ранние годы жизни, когда критическое мышление еще не развито, как губка впитывает все, что видит, слышит и ощущает. И родители, даже если они не уделяют время воспитанию своего чада, своим образом жизни, действиями, высказываниями, стилем общения вкладывают в него определенную модель поведения. Не случайно подмечено, что дети разведенных родителей нередко бывают неспособны создать крепкую семью и повторяют родительский сценарий.

Если же говорить о духовной, нравственной стороне расплаты, то в этом смысле грехи родителей не переходят на детей. За каждый совершенный грех человек отвечает исключительно сам — перед Богом, людьми и собственной совестью. Совершение греха — это наш свободный выбор, за который мы несем ответственность. Как сказано в Священном Писании: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез 18:20). Мы сами выбираем, следовать ли дурному примеру или не следовать, поддаваться давлению среды или нет. Другое дело, что этот выбор может быть в известной степени обусловлен семейным воспитанием и родительским наследием, о чем говорилось выше.

Самым трагическим примером расплаты детей за грехи отцов стало грехопадение праотцев Адама и Евы. Грех, совершенный на заре человеческой истории, запустил страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога. Повреждение природы перешло и к их потомкам. Это произошло, потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это — самая главная основа нашего существования. Но и в случае с праотцами была унаследована не их вина, а последствия греха. Как пишет по этому поводу современный греческий богослов Иерофей Влахос, «наследуется не вина Адама, а последствия его греха, которыми являются тление и смерть. Поскольку через прегрешение Адама человеческая природа стала больной, тленной, то естественно, что и каждый человек, будучи неотделимой частью этой природы, не избегает царствующего в ней тления… Таким образом, отталкиваясь от всех этих положений, мы можем говорить о наследственной передаче только смертности, но не вины».

С воплощением Господа Иисуса Христа, искупившего грех Адама и исцелившего природу человека, возвращение к Богу и примирение с Ним вновь стало возможным для каждого, кто искренне хочет этого и стремится ко спасению. Эта мысль и стремление хорошо выражены в тропаре Шестого часа: «В день шестой и в шестой же час пригвоздивший ко Кресту дерзостный грех Адама в раю, и наших согрешений рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Отвечают дети за грехи предков или нет? / Православие.Ru

Вопрос:

Отче, отвечая на вопрос Юлии «можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков», Вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность. И еще, мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т.е. длинные записки). Спаси Вас Господи.

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

5 июля 2007 г.

Расплачиваются ли дети за грехи родителей — Российская газета

«Мария, здравствуйте! Меня интересует тема проклятия и передается ли проклятие от родителя на ребенка. Может ли Церковь что-то предложить, чтобы прервать проклятие (к экстрасенсам я не пойду: этим только деньги давай, а результат — на копейку). Но прошу: если станете печатать мое письмо, измените имена, чтобы жители нашего города не узнали. Нам и так хватило грязи, злобы и ненависти.

Дело в том, что наша с сестрой мама сначала была директором пивоваренного завода, а потом стала его владелицей. Но люди не понимают, как это сложно, сколько сил и труда положено, какой мама прошла путь от младшего технолога до директора. Только никто этого не помнит, зато все завидуют тому, какой ты дом построила да на каких машинах ездишь. Конечно, маме приходилось и бездельников увольнять, и в 90-е задержки по зарплатам шли: если руководишь большим предприятием, недовольные всегда найдутся. Один такой склочник, вечно по судам бегавший — то одно ему незаконно, то другое, — однажды, когда понял, что ничего своими кляузами ему не добиться, от бессилия прокричал маме проклятие. Точных слов я, тогда еще ребенок, сама не слышала. Да и не было нас со старшей сестрой на этом месте. Кляузника — мама его всегда в насмешку «юродивым» называла — в тот день милиция за что-то повязала, вот он со злобы и бессилия маму и проклял. Мама в тот день на производстве была, и про то, что Сергей Иванович кричал и ее проклинал, маме соседки рассказали. Вообще-то крикуном и дебоширом Сергей Иванович не был: он все больше по судам да письма в газеты писать. К нам в район, к маме на завод сразу после института попал, вот, как мать говорила, у него «пионерская зорька в одном месте и играла» — идеалистом был. Год назад, когда я в наш город приезжала, чтобы могилу матери посетить да сестру проведать, я этого Сергея Ивановича на улице встретила: такой же худощавый, только поседел, а так — мальчишка мальчишкой: в джинсиках, в курточке. Мы с сестрой еще посмеялись: кажется, будто в тех же самых. Встретила я его на улице — он внучку из школы вел — поздоровалась да и пошла дальше. А что делать? Не станешь же на улице с бухты-барахты отношения выяснять? Мамы уже 17 лет как нет — с мучениями ушла, рак ее раньше времени в могилу свел. У сестры беда за бедой: второй муж, сволочь неблагодарная, пока она в Израиле лечилась, все ее акции на себя переоформил, а дочка Лидочка — племянница моя, в колледже с наркошами связалась…

Хотела я к этому Сергею Ивановичу домой прийти (он все там же живет), поговорить. Сестра останавливает: да он, скорей всего, и не помнит, что орал, посмеется только над нами, дурами, — мол, так вам и надо. А я думаю, что не может не помнить: его менты повязали, пьяненького, когда он по жене своей сорок дней отмечал — на поминках. Жена его хворая была, как ребеночка ему родила, так, кажется, года через два и сгорела. Не мог он такой день забыть! Тем более, как сестра говорит, не женился он потом, один дочку поднимал. Но как к нему, Мария, прийти? Я даже думаю, что он нас всех давно простил — поздоровался-то он с нами спокойно, и тени злобы в глазах не было. Да и за что? Менты его тогда просто так взяли, можно сказать, чтобы проучить, для его же блага, чтоб не лез куда не надо. И отпустили, скорей всего, быстро… И все равно, не пойдешь же к нему домой, две тетки с высшим образованием, да причем одна из Англии! Не придешь, не скажешь: «Забери, мол, свое проклятие назад…»

Ирина Д. (Лондон)

Ирина, здравствуйте! Ирина, если бы проклятия были настолько эффективны, как им это приписывают, род человеческий прервался бы задолго до того, как вы сели писать свое письмо. Тем не менее любое слово — не пустой звук. А уж произнесенное в гневе…

Ирина, совсем недавно, в 1994 г., отошел в вечность афонский старец Паисий Святогорец. В 2015 г. Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно причислил Паисия Святогорца к лику святых. Поэтому я не буду сейчас рассуждать о проклятии, а сошлюсь на святого. Однажды старца спросили, когда проклятие имеет силу? «В том случае, — ответил Паисий Святогорец, — когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую — страдающую — или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад — к тому, от кого оно изошло».

А как можно освободиться от проклятия? «Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он — Бог», — учил старец.

Но кого настигает наказание? Того человека, на которого направлено проклятие, или же того, от кого оно исходит? Что потом случается с тем, кто, не сдержавшись, проклял? «Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни, — считал Паисий Святогорец. — Однако тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы ни сделал твой обидчик, убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла. Проклятие, исходящее от человека, который прав, имеет немалую силу».

Ирина, наши предки хорошо знали это. В Библии упоминаются так называемые грехи, вопиющие к небу. Что это?

  • умышленное убийство человека;
  • притеснение бедных, вдов и сирот;
  • незаконное удержание или снижение платы.

То, что это страшные грехи, нашим предкам было хорошо известно. Хотя, знание знанием, а азарт алчности — вещь коварная. Память людская хранит немало историй, когда даже люди набожные публично каялись в том, что обидели, пусть и ненароком, — бедных, вдов, сирот. То есть обидели, но потом осознали свой грех. И не только пришли с исповедью в церковь, к Богу, но и нашли в себе смелость покаяться перед обиженным. Смелость взглянуть ему в глаза и сказать: «Прости ты меня — ради Бога! Не таи в сердце зла!»

В отчаянии, если пал духом

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского

Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря по тому, какое ты сам дашь ей направление. Господи, Сила всемогущая! утверди немощную душу мою во всякой добродетели! На недвижимом камени заповедей Твоих утверди слабое для всякого добра сердце мое! Господи! и я ежедневно опытно познаю, что без Тебя я ничто, что без Тебя не могу творить никакого добра; без Тебя одно зло во мне в разных его видах; без Тебя я сын погибельный. О, пренеизреченная Благостыня! исполни благостью Твоею сердце мое! Паче же всего молю: даруй мне любить Тебя всем сердцем моим и ближнего моего, яко себе. Да не буду я злобен, горд, презорлив, непокорен, но да буду незлобив, смирен, почтителен с нежностью и послушен. Аминь.

Отвечают ли дети за грехи родителей?.

Нет, дети не отвечают за грехи родителей. Последующее поколение в своём телесном, душевном и духовном здоровье (духовное здоровье касается страстей человеческих) всегда очень зависит от предыдущих предков: от родителей, прародителей, и т.д.. Это факт, который совершенно очевиден. Только мы, к сожалению, часто обращаем внимание на болезни тела и психики и совершенно не думаем о болезнях духовных. Каких? В Библии указывается, что люди, совершившие тяжкие преступления, тем самым меняют свою наследственность в худшую сторону, и эта наследственность передаётся детям до четвёртого рода (что-то такое особенно тяжёлое). Это фиксируется в наследственной системе, потому что наши гены — это не просто соматическое, то есть физиологическое, биологическое явление, нет-нет! Это духовно-телесное образование. И вот эту духовную сторону мы формируем своей жизнью или правильной в духовном отношении или ложной. Вот это страстное начало, которое совершается родителями, прародителями и прочими предками, оно, оказывается, не остаётся бесследным — оно передаётся. Особенно, когда речь идёт о каких-то тяжёлых преступлениях, то это до четвёртого рода может сказываться на детях. Вот о чём идёт речь. Но дети, рождаясь, например, очень жадными, или очень жестокими, или очень коварными, невиновны в том, что они рождаются с этими свойствами, и за это они не наказываются. А наказываемся мы за что? За своё отношение к этой своей страсти. Борюсь я с этим или нет. Вот за что! Если я не борюсь, то за это наказываюсь, если борюсь — слава и благодарение будет от Бога! Вот в чём дело! А за те свойства, с которыми рождается человек, за это он, конечно же, не наказывается, поэтому не нужно думать, что ребёнок наказывается за грехи родителей. Речь идёт о наказании в другом смысле, в том, что он несёт на себе [грех родителей]. Вот, психически ненормальные родили [таких же] детей. И дети [такими] родились. Не Бог же наказывает, а это естественный, биологический закон природы. Он касается не только тела, но и души. Бог не наказывает, а наказываем мы сами себя.

Кстати, пользуюсь случаем, чтобы сказать. Что является грехом? Грехом является не то, что будто бы Бог приказал нам, например, не воровать, а я украл, и теперь Бог меня накажет. Нет! Не это происходит, а происходит другое совсем! Оказывается, воровством я раню свою душу. Я себя раню! Вот чем я наказываю себя. Простой пример: отчего у пьяниц бывает цирроз печени? Что, Бог наказал? Здесь мы понимаем: «Нет, конечно! Он сам виноват». Наркомана Бог наказал? Точно так же это относится и ко всем прочим грехам. Всё то, что называется грехом, ранит душу человеческую. Почему апостол Иаков и писал: «Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем своими похотями и страстями». Вот о чём речь! Так же и здесь: дети не наказываются за грехи родителей — это образно. Об этом пишет Антоний Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский. Как они хорошо пишут о том, что не Бог наказывает, а мы сами себя наказываем своими делами. И к сожалению, родители передают свои духовные грехи, огрехи, страсти, детям. Поэтому родителям очень важно следить за собой. Как приходится говорить иногда, к сожалению, не очень культурно: «Мы хотим, чтобы дети были ангелочки, а сами настоящие дьяволочки».

Грехи наших отцов

Божье правосудие — это завет любви

Во-первых, давайте посмотрим на контекст. Как и любое спорное библейское утверждение, этот стих возник не из ниоткуда. Фактически, это происходит на фоне чрезвычайно важного описания характера Бога.

Исход 34 находит Моисея на вершине горы Синай, официально закрепляя заветные отношения Израиля с Богом, в то время как все остальные остаются внизу. Бог только что спас израильтян от рабства и угнетения в Египте, и заветные отношения, которые он устанавливает с Израилем, продемонстрируют его любящий характер народам.Бог вкладывает большие средства в эту группу людей и требует, чтобы они, в свою очередь, жили определенным образом.

Но на самом деле это второй раз, когда Моисей взошел на гору Синай, что официально закрепило завет Израиля с Богом. Он уже провел 40 дней и 40 ночей на вершине горы с Богом (Исход 24-32), и во время его отсутствия израильтяне стали нетерпеливыми и напуганными. Могли ли они действительно полагаться на то, что Бог позаботится о них? Почему Моисей так долго ждал?

Еще до того, как Моисей спустился с горы, израильтяне взяли дело в свои руки.

Когда люди увидели, что Моисей так долго спускался с горы, они собрались вокруг Аарона и сказали: «Придите, сделайте нас богами, которые пойдут впереди нас. Что касается этого товарища Моисея, который вывел нас из Египта, мы не знаем, что с ним случилось ». Аарон ответил им: «Снимите золотые серьги, которые носят ваши жены, ваши сыновья и ваши дочери, и принесите их мне». Итак, все люди сняли серьги и принесли их Аарону. Он взял то, что ему вручили, и превратил его в идола, отлитого в форме теленка, вылепив его с помощью инструмента.Тогда они сказали: «Это ваши боги, Израиль, которые вывели вас из Египта». (Исход 32: 1-4)

Израиль создал идола, чтобы занять место Бога, в то время как Бог заключал с ними отношения вечного завета. Поговорим об обидном! Это похоже на то, как невеста целует жениха во время свадебной церемонии. Бог по понятным причинам зол.

Удивительно, но Бог решает продолжить свое сотрудничество с Израилем — не из-за их заслуг, а из-за Своей благодати, сострадания и верной любви.

Но он хочет, чтобы Израиль знал, что его терпение не является оправданием для продолжения такого рода предательства. Слова Бога об ответственности поколений являются частью более крупного заявления, которое он делает Моисею о своем характере, когда Моисей поднимается на гору.

Яхве, Яхве — Бог милосердный и милосердный, Медленный до гнева, Изобилующий верной любовью и верностью. Он поддерживает верную любовь к тысячам людей, прощая беззакония, преступления и грехи. Но виновным он не признает.Он наведет беззакония отцов на третье и четвертое. (Исход 34: 6-7)

Имея в виду этот контекст, мы можем понять, почему Бог думает о будущем Израиля и о вероятности того, что они будут продолжать нарушать условия завета. Бог находится в этих отношениях с Израилем надолго. Он знает, что каждое новое поколение предаст его, как и предыдущее, и ясно дает понять, что будущие поколения по-прежнему будут нести ответственность за его условия завета.

Суть в том, что Божья любовь не была бы по-настоящему любящей без Божьей справедливости. Итак, этот отрывок, который на первый взгляд кажется резким, на самом деле касается того, что Бог сохранил свой завет любви с человечеством.

Наказаны ли дети за грехи родителей?

Ответ

Дети не наказываются за грехи, совершенные их родителями; родители также не наказываются за грехи своих детей. Каждый из нас несет ответственность за свои грехи. Иезекииль 18:20 говорит нам: «Душа согрешающая, та умрет.Сын не разделит вину отца, равно как и отец не разделит вину сына ». Этот стих ясно показывает, что наказание за грехи несет этот человек.

Есть стихи, которые заставляют некоторых верить в наказание за грех, передаваемое из поколения в поколение, или в проклятие поколений. Один из этих стихов — Исход 20: 5: «Не преклоняйся перед [идолами] и не поклоняйся им; ибо Я, Господь, Бог твой, Бог ревнивый, караю детей за грехи отцов до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня.

Если рассматривать Исход 20: 5 в контексте, мы сразу замечаем, что Бог имеет в виду грех идолопоклонства. Бог считал идолопоклонство крайне коварным предательством священной веры. Идолопоклонники были предателями теократии Бога. Помимо отвратительных обычаев, сопровождавших идолопоклонство в Ветхом Завете (см. Второзаконие 12:31), идолопоклонство укоренилось в культуре. Дети, выросшие в такой среде, сохраняли бы традицию и практиковали подобное идолопоклонство, тем самым подпадая под установленный образец непослушания.Результатом одного непослушного поколения стало то, что нечестие укоренилось так глубоко, что потребовалось несколько поколений, чтобы повернуть вспять.

Исход 20: 5 подразумевает, что дети похожи на своих родителей. Новое поколение будет склонно повторять грехи своих предков. Следовательно, Бог «наказывает детей» — это просто еще один способ сказать, что дети повторяют грехи отцов. Склонность повторять ошибки истории особенно сильна в культуре идолопоклонства.

Еще одно соображение заключается в том, что предупреждение из Исход 20: 5 было частью Моисеева Закона, регулирующего Израиль в Ветхом Завете. Проклятие поколений следует рассматривать как коллективное наказание для нации, а не как личное проклятие для отдельных семей.

Итак, если человек грабит банк, накажет ли Бог сына этого человека, даже если сын не имел ничего общего с грабежом? Точно нет. Однако вполне возможно, что ограбивший банк отец усложняет жизнь своему сыну из-за естественных последствий своего преступления.Кроме того, если мужчина обучает своего сына методам ограбления банков, то велика вероятность, что сын пойдет по тому же пути нечестности. В этом случае сын копирует грех, а затем следует наказание за грех.

Как показывает Иезекииль 18:20, каждый из нас несет ответственность за свои грехи, и мы должны понести наказание за них. Мы не можем разделить нашу вину с другим, и никто не может нести ответственность за наши проступки. Однако есть одно исключение из этого правила, и оно применимо ко всему человечеству.Один человек понес грехи других и заплатил за них наказание, чтобы грешники могли стать полностью праведными и чистыми в глазах Бога. Этот человек — Иисус Христос, Который пришел в мир, чтобы обменять Свое совершенство на наш грех. «Бог сделал того, кто не имел греха, грехом для нас, чтобы в Нем мы сделались праведностью Божьей» (2 Коринфянам 5:21). Иисус был наказан за нас.

Несет ли сын ответственность за грехи отца?

Ответ

Иезекииль 18 ясно показывает, что Бог считает каждого человека ответственным за свой грех.В стихах с 1 по 4 говорится: «Слово Господа было ко мне:« Что вы, люди, имеете в виду, цитируя эту притчу о земле Израиля: «Родители едят кислый виноград, а у детей зубы оскоминулись»? «Пока я жив, — заявляет Владыка, — вы больше не будете цитировать эту пословицу в Израиле». Ибо все принадлежат мне, как родитель, так и ребенок — оба принадлежат мне. Тот, кто грешит, тот и умрет ». В то же время в Исходе 20: 5–6 говорится:« Ибо Я, Господь, Бог твой, Бог ревнивый, карающий детей за грехи родителей. третье и четвертое поколение тех, кто ненавидит меня, но проявляет любовь к тысячам поколений тех, кто любит меня и соблюдает мои заповеди.«Итак, несут ли дети ответственность за грехи своих родителей? Да и нет.

Бог судит сердце каждого человека. И в Ветхом, и в Новом Завете мы видим, как Бог взаимодействует с людьми на основе их собственной веры. В Бытии мы видим, что Бог обращается с Каином иначе, чем с Авелем, в зависимости от их различных действий. Иезекииль 18:30 говорит: «Итак, израильтяне, Я буду судить каждого из вас по вашим путям». В Иоанна 3:16 говорится, что « всякий, верующий в [Иисуса], не погибнет, но будет иметь жизнь вечную» (курсив наш).В стихе 18 говорится: «Всякий верующий в Него не осужден, но всякий, кто не верит, уже осужден, потому что они не уверовали во имя Единого и Единственного Сына Божьего». Ясно, что спасение предлагается всем, независимо от действий родителей.

С другой стороны, очевидно, что грехи родителей влияют на их детей. Первый сын Давида и Вирсавии умер вскоре после рождения из-за греха Давида. Израильтяне, как народ, были наказаны Богом за свои грехи, и это наказание иногда сказывалось и на детях.Сегодня мы видим, как родительский грех влияет на детей. Те, кто растет, наблюдая за греховным поведением, чаще всего сами совершают его. Определенные грехи уводят родителей из дома или препятствуют их способности быть любящими опекунами, настраивая детей на возможные проблемы в будущем. Зависимость часто имеет генетические компоненты. Относительно новая область эпигенетики предполагает, что травма может оставлять «молекулярные шрамы» на нашей ДНК — и что эти шрамы генетически передаются третьему и четвертому поколению.Еще более очевидно, что грех Адама и Евы затронул всех нас. Мы все рождены с греховной природой, потому что Адам решил ослушаться Бога. Его грех был «передан» нам.

Грех никогда не бывает частным делом. Это всегда влияет на окружающих. Особенно это актуально в семьях. Грехи родителей повлияют на их детей. Однако Бог милостив и милосерден. Мы все омрачены грехом (Римлянам 3:23). У всех нас есть возможность принять очищение Иисуса (Римлянам 6:23). Мы можем быть усыновлены в семью Бога и унаследовать новую природу.Библия даже говорит о рождении свыше в генетических терминах: «Никто, рожденный от Бога, не будет продолжать грешить, потому что в них осталось семя Бога» (1 Иоанна 3: 9, курсив мой). Бог прощает грех, когда мы принимаем жертву Иисуса. «Бог сделал того, кто не имел греха, грехом для нас, чтобы в Нем мы сделались праведностью Божьей» (2 Коринфянам 5:21).

Может ли Бог разорвать порочный круг грехов поколений?

Ответ

Господь создал семьи как прекрасное продолжение Своего образа.К сожалению, в нашем падшем мире мы рождаемся в естественном греховном состоянии и можем искупить только наш Создатель. Наше естественное состояние в лучшем случае эгоистично, а в худшем — патологично. Дисфункция приходит к нам естественным образом. Вот почему спасение через Иисуса — это ключ к искоренению греха поколений. Иисус предлагает нам прощение, очищение от греха и настоящую, безусловную любовь (1 Иоанна 1: 9). Иисус дает Своим последователям силу любить, как и Он, любовь, наполненную благодатью и состраданием. Он наш пример того, как любить, а не любить себя или удовольствия (Иоанна 13:34).

Иеремия 32:18 говорит, что последствия греха одного поколения постигнуты следующие поколения. Разрушительные последствия греха причиняют вред человеку, совершившему грех, а также окружающим его людям. У каждого поколения есть выбор: позволить своей естественной склонности повторить цикл или найти лучший путь. Люди часто хотят разорвать негативные циклы, но не знают, как это сделать, потому что образ мышления, на котором они выросли, сбивает их с толку. Кроме того, разрыв цикла может разделить семьи, когда человек решает следовать за Иисусом вместо семейных традиций (см. От Луки 12: 51–53).Некоторые члены семьи выберут Христа, и их родственники отвергнут их за это.

Даже без невзгод со стороны членов семьи может быть очень трудно распознать и сломать греховные стереотипы в семье. Истина в том, что без Иисуса никто не может вырваться из тисков греха. Фактически, без Иисуса люди не видят и не понимают глубины человеческой порочности. Следовательно, спасение — это первый шаг к разрыву порочного круга греха поколений. Затем, когда появляется новое поколение, семья должна стремиться следовать библейской модели брака, воспитания детей и жизни, чтобы заменить старые разрушительные методы.Ефесянам 5:21 резюмирует наставления Бога о том, как члены семьи должны относиться друг к другу: «Покоряться друг другу из благоговения перед Христом». Бог наставляет членов семьи уважать и любить друг друга, заботясь о нуждах друг друга так же, как они заботятся о своих собственных. Когда члены семьи подчиняются Божьему повелению, результатом становится мир и удовлетворение через любовные отношения, как задумал Бог.

Бог создал совершенную семейную систему, но грех повредил ей. Наш единственный способ иметь семью, приносящую плоды, — это следовать за Христом.Вместо цикла боли поколение, решившее следовать за Иисусом, сеет благословение для будущих поколений. Они фактически начнут цикл благословения, а не дисфункции. Принцип Бога заключается в том, что мы пожинаем то, что сеем (Галатам 6: 7–9). Родители, которые вкладывают свою жизнь в любовь и воспитание своих детей, увидят взрослых детей, которые преуспевают и ходят со Христом (Притчи 22: 6). Дети, которых любят и ценят, будут уважать своих родителей. Но посев семян мгновенного удовлетворения и безответственности принесет плоды сердечной боли.

Раны от прошлых травм бывает трудно преодолеть. Некоторые верующие борются с грехом поколений, особенно если они являются первым поколением, последовавшим за Христом. Трудно чтить тех, кто нас обидел, и жертвовать своими желаниями ради блага наших детей. Часто старые модели мышления и убеждения затуманивают суждения. Оружием против того, чтобы нас обманула наша природная гордость и эгоистичная точка зрения, является Библия. Библия меняет наше мышление. Знать факты из Библии — это не то же самое, что подчиняться истинам Библии.Победа приходит через поиск отношений с Иисусом и изучение самих себя, чтобы исповедовать области, которые нуждаются в искуплении.

Иисус говорит Своим последователям отречься от себя и жить для Него (от Матфея 16: 24–25). Это означает, что мы больше не будем жить для того, что нам нравится, но для того, что нравится Иисусу. Иисус дает мудрость тем, кто следует за Ним, чтобы они могли делать выбор повиноваться во всем (Луки 1:17; Иакова 1: 5; 3:17). Когда мы следуем за Христом, все в конечном итоге будет работать на наше благо (Римлянам 8:28). Благодаря нашим отношениям со Христом мы теперь можем действовать как сыновья и дочери Бога (Римлянам 12: 2; 2 Коринфянам 6: 17–18).Наша настоящая семья — это тело Христа, а Бог — Небесный Отец для Своих детей. Наш выбор следовать за Христом — величайший дар, который мы можем сделать будущим поколениям.

Что Библия говорит о снятии проклятий поколений?

Вопрос

Ответ

Библия упоминает «родовые проклятия» в нескольких местах (Исход 20: 5; 34: 7; Числа 14:18; Второзаконие 5: 9). Бог предупреждает, что Он «ревнивый Бог, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого поколения тех, кто меня ненавидит.”


То, что Бог наказывает детей за грехи их отцов, звучит несправедливо. Однако это еще не все. Последствия греха естественным образом передаются из поколения в поколение. Когда отец ведет греховный образ жизни, его дети, скорее всего, будут вести такой же греховный образ жизни. Предупреждение из Исход 20: 5 подразумевает тот факт, что дети захотят повторить грехи своих отцов. Еврейский Таргум уточняет, что этот отрывок относится к «нечестивым отцам» и «мятежным детям».Итак, Бог справедливо наказывает за грех третье или четвертое поколение — эти поколения совершают те же грехи, что и их предки.

Сегодня в церкви есть тенденция обвинять в каждом грехе и проблеме какое-то проклятие поколений. Это не по Библии. Предупреждение Бога навлечь беззаконие на будущие поколения является частью Ветхого Завета. Проклятие поколений было следствием конкретного греха (идолопоклонства) для определенного народа (Израиля). Исторические книги Ветхого Завета (особенно Судей) содержат записи об этом назначенном божественном наказании.

Лекарством от проклятия поколений всегда было покаяние. Когда Израиль отвернулся от идолов, чтобы служить живому Богу, «проклятие» было снято, и Бог спас их (Судей 3: 9, 15; 1 Царств 12: 10-11). Да, Бог обещал посетить грех Израиля в третьем и четвертом поколениях, но в следующем стихе Он пообещал, что проявит «любовь к тысячам [поколениям] тех, кто любит Меня и соблюдает Мои заповеди» (Исход 20: 6 ). Другими словами, Божья благодать длится в тысячу раз дольше, чем Его гнев.

Для кого-то, кого беспокоит проклятие поколений, ответ — спасение через Иисуса Христа. Христианин — это новое творение (2 Коринфянам 5:17). Как дитя Божье может по-прежнему находиться под Божьим проклятием (Римлянам 8: 1)? Лекарством от «проклятия поколений» является покаяние в рассматриваемом грехе, вера во Христа и жизнь, посвященная Господу (Римлянам 12: 1-2).

Вернуться на:

Актуальные библейские вопросы

Что Библия говорит о снятии проклятий поколений?

Наказывают ли детей за грехи родителей?

Существует два основных взгляда на идею о том, что дети наказываются за грехи своих родителей.Те, кто считает, что дети наказаны (называемый грехом, передаваемым между поколениями), часто ссылаются на Исход 20: 5, который учит: «Не преклоняйтесь перед ними и не служите им, потому что Я, Господь, Бог ваш, Бог ревнивый, посещающий беззакония отцов. на детей третьего и четвертого поколения тех, кто меня ненавидит ».

Однако этот стих относится к поклонению другим богам. Эта практика явно повлияла на целые семьи. В крайних случаях это включало в себя принесение в жертву детей. Второзаконие 12:31 иллюстрирует: «Не поклоняйся Господу, Богу твоему, так, за все мерзости, которые ненавидит Господь, они сделали для своих богов, потому что они даже сожгли своих сыновей и своих дочерей в огне для своих богов.

Далее, Исход 20: 5 является частью Моисеева закона, который был дан еврейскому народу в пустыне. Это проклятие поколений было бы скорее на коллективной нации Израиля, чем применимо к христианам сегодня. Завет показал времена, когда грехи народа Израиля привели к суду над народом, продолжавшемуся в течение нескольких поколений.

Однако точная библейская точка зрения содержится в Иезекииля 18:20, где говорится: «Душа, согрешающая, умрет.Сын не должен пострадать за беззаконие отца, и отец не должен пострадать за беззаконие сына. Праведность праведника будет на нем самом, а беззаконие нечестивых будет на нем самом ». Другими словами, каждый человек несет ответственность за свои собственные грехи.

Однако одно важное замечание относительно этого вопроса касается Последствия греха для других.Хотя человек несет ответственность только за свои собственные грехи, последствия грехов человека могут сильно повлиять на других людей.Например, грех пьяного водителя может стать причиной травмы или гибели других людей в аварии. В результате этот грех может нанести вред семье и всему сообществу. Также имейте в виду, что родители сильно влияют на понимание мира и поведение своих детей. Если родитель моделирует конкретный грех, ребенку будет легче совершить тот же грех.

Кроме того, последствия греха среди верующих также влияют на все тело Христово. Первое Коринфянам 12:26 учит: «Если один член страдает, страдают все вместе; если один член почитается, все вместе радуются».«Грех одного человека может причинить много страданий. Хотя другие не несут ответственности за свой грех, он определенно может причинить им вред.

Каждый человек несет ответственность за свои собственные грехи. Каждый человек грешит, и эти грехи вызывают разлуку с Богом ( Римлянам 3:23). В результате каждый человек нуждается в прощении и спасении через Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную (Иоанна 3:16).


Истина по теме:

Влияет ли мой личный грех на других?

Что такое грех?

Все ли наследуют грех от Адама и Евы?

Первородный грех — что это?

Греховная природа — что это?


Вернуться на:
Правда о грехе

Неужели Бог «посещает грехи отцов над детьми»?

Иногда критики говорят, что ранние части Библии (Исход 20: 5-6; 34: 6-7; Числа 14:18) изображают Бога как «посещающего беззакония отцов над детьми «, в то время как более поздние части Библия (Иеремия 31:29; Иезекииль 18: 2; Иов 21:19) отвергает это и учите, что «сыновья [не] должны быть умерщвлены за своих отцов.» Но этот эволюционный взгляд на развитие Библейское учение не соответствует текстам. Есть три проблемы с этой точки зрения.

1. В одних и тех же библейских книгах представлены оба ракурса. Например, Во Второзаконии 5: 9-10 говорится: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнивый, навещая беззаконие отцов над детьми, и на третье и четвертое поколения ненавидящих Меня, но показывающие милосердие к тысячам [поколений, см. 7: 9], к тем, кто люби Меня и заповеди Мои соблюдай.»Но во Второзаконии 24:16 это говорит: «Отцы не должны быть преданы смерти за своих сыновей, и не должны сыновья будут казнены за своих отцов; каждый должен быть помещен в смерть за свой грех ». Обе точки зрения изложены в одной книге. (Сравните также Иеремию 32: 17-18 с Иеремией 31:29.)

2. Мало того, есть тексты, описывающие Божье наказание. как из-за грехов отцов и грехов дети. Например, в Исаии 65: 6б-7 Бог говорит: «Я даже отплатить им за свои беззакония и за беззакония их отцов вместе.»(См. Также Левит 26:39. и Иеремия 16: 10-12.)

3. Даже в ранних текстах, описывающих посещение грехи отца на детей, дети описываются как те которые противостоят Богу и поэтому заслуживают наказания, и тех, кто продолжает наследие благословения как хранители завета. Например, в Исходе 20: 5-6 говорится: «Я, Господь, Бог твой, ревнивый. Бог, посетивший беззаконие отцов на детях, на третье и четвертое поколения ненавидящих Меня, но показывающие милосердие к тысячам [поколений], к любящим Меня и заповеди Мои соблюдай »(см. также Второзаконие 5: 9-10; 7: 9).А также Псалом 103: 17-18 говорит: «А милость Господа от от вечности к вечности для тех, кто боится Его, и Его праведность детям детей, тем, кто хранит Его заключите завет и помните Его заповеди, чтобы исполнять их ».

Какие выводы мы сделаем из этих наблюдений?

1. Наведение грехов отцов на детей — это не простое наказание невинных детей за то, что сделали отцы. Сами дети всегда считаются грешными и мятежные, поскольку грех отцов нашел свое отражение в их жизнях.Видеть пункт три выше.

2. Отцовские грехи влияют на жизнь двух видов. детей: один — восстание против Бога; другой — это бедствия суда, которые Бог навлекает на детей. Мы не рассказали, как это бунтарское состояние передается или «посещается» дети. Бог имеет право наказывать отцов в бедствиях которые приходят к их детям, как сказано в Иеремии 16: 10-11 («За что разум объявил все это великое бедствие против нас? «…» Это потому, что твои предки оставили Меня «), но он предпочитает делать это таким образом, который справедливо коррелирует с собственная вина детей.

3. Ничто из этого не должно заставлять кого-либо чувствовать себя в ловушке и без надежды. из-за грехов родителей. Ибо Иезекииль 33: 14-15 говорит: «Когда я скажи нечестивому: «Ты умрешь», и он отворачивается от своего греха и практикует справедливость и праведность. . . он обязательно будет жить; он не умрет «. Кровь Иисуса побеждает все грехи и суды. для тех, кто верит.

4. И никто, у кого есть ребенок, который плохо себя чувствует и не бросает свой путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.